Научная статья на тему 'Этапы становления таможенной службы Азербайджанской Республики и влияние таможенной деятельности на национальную экономику'

Этапы становления таможенной службы Азербайджанской Республики и влияние таможенной деятельности на национальную экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / CUSTOMS DUTY / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / STATE BUDGET / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / FOREIGN TRADE TURNOVER / EFFECTIVENESS OF CUSTOM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедов Магомед Аладдин Оглы

Таможенная деятельность Азербайджанской Республики рассматривается как одно из основных государственных средств регулирования национальной экономики. При этом выявлены основные особенности деятельности таможенной службы республики и показано влияние таможенной деятельности на национальную экономику посредством воздействия ее на производимые и потребляемые группы товаров. Определены основные этапы становления таможенной службы республики и направления воздействия таможенной службы на повышение эффективности экономики Азербайджанской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of customs service of Azerbaijan Republic and impact of customs activities on the national economy

The customs activity of the Azerbaijan Republic is considered as one of the main state means of regulating the national economy. At the same time, the main features of the activity of the customs service of the republic were revealed and the influence of customs activity on the national economy was shown through its impact on the produced and consumed groups of goods. The main stages of the formation of the customs service of the republic and the direction of the impact of the customs service on improving the efficiency of the economy of the Republic of Azerbaijan are determined.

Текст научной работы на тему «Этапы становления таможенной службы Азербайджанской Республики и влияние таможенной деятельности на национальную экономику»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

УДК 339.543 (479.24) ББК 65.428

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

М. А. Ахмедов

Сумгаитский государственный университет, Сумгаит, Азербайджан

Таможенная деятельность Азербайджанской Республики рассматривается как одно из основных государственных средств регулирования национальной экономики. При этом выявлены основные особенности деятельности таможенной службы республики и показано влияние таможенной деятельности на национальную экономику посредством воздействия ее на производимые и потребляемые группы товаров. Определены основные этапы становления таможенной службы республики и направления воздействия таможенной службы на повышение эффективности экономики Азербайджанской Республики.

Ключевые слова: рыночная экономика, таможенная деятельность, государственный бюджет, таможенная пошлина, внешнеторговый оборот.

STAGES OF CUSTOMS SERVICE OF AZERBAIJAN REPUBLIC AND IMPACT OF CUSTOMS ACTIVITIES ON THE NATIONAL ECONOMY

Magomed Aladdin oglu Akhmedov

Sumgayit State University, Sumgayit, Azerbaijan

The customs activity of the Azerbaijan Republic is considered as one of the main state means of regulating the national economy. At the same time, the main features of the activity of the customs service of the republic were revealed and the influence of customs activity on the national economy was shown through its impact on the produced and consumed groups of goods. The main stages of the formation of the customs service of the republic and the direction of the impact of the customs service on improving the efficiency of the economy of the Republic of Azerbaijan are determined.

Keywords: market economy, effectiveness of custom, state budget, customs duty, foreign trade turnover.

В условиях рыночной экономики одним из основных направлений экономической политики Азербайджанской Республики является обеспечение экономической безопасности. Экономическая безопасность входит в систему национальной безопасности страны, при этом экономическая безопасность играет ведущую роль в системе обеспечения национальной безопасности. Экономическая безопасность по существу является совокупностью условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

В современных условиях успешное экономическое развитие и процветание любой страны трудно представить без хорошо налаженной работы таможенной службы. Устойчивое социально-экономическое развитие такой страны как Азербайджан с её экспортно-ориентированной экономикой невозможно обеспечить без проведения эффективной таможенной политики.

В становлении таможенной службы и формировании таможенной политики Азербайджанской Республики условно можно выделить 3 этапа.

На первом этапе (1991 — 1994 гг.) были созданы таможенные органы, осуществляющие таможенное регулирование внешнеэкономической деятельностью, в частности Государственный таможенный комитет Азербайджанской Республики, таможенные управления, таможенные посты и т. д. Были также решены другие организационные и технические вопросы. Однако созданные таможенные органы далеко не полностью справлялись с возложенными на них обязанностями. Это было связано, с одной стороны, с отсутствием нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности, а с другой — с ошибочно принятым экономическим курсом. В этот период правительство страны во внутренней и внешнеэкономической деятельности придерживалось преимущественно принципов либеральной экономики, которая не соответствовала переходному периоду — от административно-командной к рыночной экономике. Такая таможенная политика наряду с другими факторами способствовала глубокому экономическому кризису в республике.

Особо следует отметить значение второго этапа (1995—2000 гг.) в организации таможенной службы и повышении эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. В этот период таможенная служба практически была создана заново, была укреплена её материально-техническая и нормативно-правовая база, за счёт эффективной

таможенной политики увеличились бюджетные поступления, укрепился кадровый потенциал таможенной службы, значительно возросла культура обслуживания в таможенных органах, расширились связи с международными организациями и т. д.

Данный этап фактически берёт своё начало с 1995 г., когда на правительственном совещании были определены основные направления и принципы развития таможенной службы. Затем в целях укрепления нормативно-правовой базы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности был принят ряд основополагающих нормативных правовых актов. Среди них прежде всего следует отметить принятый в 1997 г. Таможенный кодекс Азербайджанской Республики. Принятие Таможенного Кодекса и многих других нормативных актов сыграло важную роль в повышении эффективности организации таможенного дела в Азербайджанской Республике. Новые законы и нормативные акты о регулировании внешнеэкономической деятельности и организации таможенного дела, как и таможенная политика, были разработаны с учётом требований переходного периода [2].

С вступлением в силу Таможенного кодекса Азербайджанской Республики более чётко были определены правовые и организационные основы таможенного дела. Это дало возможность целенаправленно осуществлять меры по защите экономической безопасности, суверенитета и интересов Азербайджанской Республики, привело к более глубокой интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему, а также позволило более эффективно осуществлять защиту интересов хозяйственных субъектов, юридических и физических лиц. С целью согласования нормативных правовых актов таможенного дела с таможенным кодексом страны были разработаны десятки важнейших нормативных правовых актов по развитию таможенной системы.

Третий этап берёт свое начало с принятием в 2001 г. новой тарифной системы. В этот период значительно укрепились связи с таможенными службами развитых стран, со многими международными таможенными и иными организациями. Используя международный опыт, удалось коренным образом улучшить таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности. В настоящее время таможенная служба Азербайджанской Республики располагает совершенной правовой базой и развитой инфраструктурой, осуществляет эффективную фискальную политику, защищает экономические интересы и безопасность страны.

Важным событием в современной истории таможенного дела республики стало открытие Ре-

гионального офиса Всемирной таможенной организации в г. Баку. Следует отметить, что успехи азербайджанских таможенных органов в последние годы не раз были темой обсуждения на различных международных совещаниях, где вызывали живой интерес. Особое внимание сегодня уделяется вопросам изучения опыта внедрения информационных систем и информационных технологий в таможенном деле. Проекты электронных таможенных услуг, разрабатываемых и внедряемых в Государственном таможенном комитете Азербайджанской Республики, получили высокую оценку ВТО, Азиатского банка развития и иных международных структур [4].

В настоящее время таможенная политика Азербайджана формируется и проводится с учётом следующих факторов:

— преимущественно экспортной ориентированности азербайджанской экономики и необходимости стимулирования развития экспортных отраслей;

— необходимости создания благоприятных экономических условий для привлечения иностранных инвесторов, прежде всего в перерабатывающие отрасли;

— создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности отечественных производителей по сравнению с иностранными.

— необходимости более полного удовлетворения потребностей населения страны в импортных товарах;

— повышения эффективности экономических отношений с соседними странами, а также со странами, входящими в международные экономические сообщества, членом которых является Азербайджанская Республика;

— укрепления связей с международными финансово-кредитными и таможенными структурами [1].

Анализ современного состояния таможенного дела в Азербайджанской Республике, а также вышеуказанных основных факторов, влияющих на формирование таможенной политики, позволяет определить следующие основные направления совершенствования таможенной политики в современных условиях хозяйствования:

— укрепление правовой базы внешнеэкономической деятельности, последовательное внесение соответствующих изменений и корректировка таможенного законодательства по мере изменения внутренних и внешних экономических условий;

— упрощение таможенных процедур: сокращение сроков проверки грузов, устранение излишнего документирования процессов складирования, хранения и оформления,

а также сокращение сроков таможенного оформления и таможенного контроля;

— стимулирование экспортоориентирован-ных отраслей национальной экономики;

— создание благоприятных конкурентных условий для производителей отечественных товаров по сравнению с аналогичными иностранными товарами;

— создание благоприятных экономических условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны;

— построение взаимовыгодных отношений с международными финансово-кредитными и таможенными структурами;

— более полное обеспечение потребностей населения и других субъектов рынка на импортные товары;

— внедрение новых более совершенных информационных систем и информационных технологий в таможенном деле;

— постоянное повышение профессионального уровня специалистов таможенных органов и обеспечение их высококвалифицированными кадрами.

Разработка и внедрение конкретных мероприятий по указанным направлениям совершенствования таможенной политики позволит значительно повысить эффективность деятельности таможенных органов Азербайджанской Республики.

В настоящее время интеграция Азербайджана в систему мирохозяйственных отношений на основе использования неоспоримых преимуществ международного разделения труда становится основным направлением развития её экономики. Решение этой проблемы во многом зависит от деятельности таможенной службы, которая призвана обеспечить наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирование международного товарообмена, защиту внутреннего рынка и стимулирование развития национальной экономики.

Таможенная деятельность тесно связана с внешней и внутренней политикой государства и осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Азербайджанской Республики — нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области таможенного дела, включающими отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению, ведению и взиманию таможенных платежей.

Выделяют следующие основные функции таможенной деятельности: регулирующую, фискальную и контролирующую.

Регулирующая функция позволяет государству влиять на внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.

Фискальная функция — это наполнение казны государства или доходной части государственного бюджета за счёт уплаты импортёрами (в основном), а также экспортёрами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров.

Контролирующая функция состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам и платежам осуществляется контроль объёма, структуры экспорта и импорта товаров, а также внешнеторгового сальдо, который позволяет стимулировать или ограничивать развитие тех или иных отраслей экономики [8].

В первые годы становления рыночной экономики Азербайджана таможенные механизмы (пошлины, лицензии, квоты и т. д.), регулирующие внешнеэкономическую деятельность, в основном выполняли фискальную функцию. В этот период удельный вес таможенных платежей в формировании государственного бюджета был достаточно высоким и в отдельные годы достигал почти четверти доходов государственного бюджета. В последующие годы по мере реализации нефтяной стратегии Азербайджанской Республики резко увеличились поступления в государственный бюджет от нефтедоходов, но, несмотря на абсолютное увеличение таможенных платежей, их удельный вес в формировании государственного бюджета значительно сократился [2]. В этот период таможенные меры по урегулированию внешнеэкономической деятельности в основном выполняли регулирующую функцию.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса объём поступлений таможенных платежей в государственный бюджет Азербайджана не только не сократился, но даже увеличился. Так, по данным Государственного таможенного комитета, объём поступлений в госбюджет в 2016 г. составил 1,6 млрд манатов против запланированных 1,5 млрд манатов [2].

В последние годы наметилась прогрессивная тенденция: сохраняется большое положительное сальдо внешнеторгового оборота Азербайджана. В 2016 г. государственные и негосударственные организации и физические лица провели торговые операции с зарубежными странами на общую сумму 21,7 млрд долларов, из которых сумма импортируемых товаров составила 8,6 млрд долларов, а экспорт — 13,1 млрд дол-

ларов, т. е. положительное сальдо составило 4,5 млрд долларов [4].

В целях изучения влияния деятельности таможенных органов на национальную экономику все производимые и потребляемые в республике товары были разделены на четыре основные группы с позиций их экспорта и импорта:

1. Товары, производство которых внутри страны организовано на достаточно высоком уровне и которые имеют высокую конкурентоспособность.

2. Товары, производство которых осуществляется внутри страны, но их качество уступает международным стандартам.

3. Товары, которые в настоящее время внутри страны не производятся, но их производство намечается организовать в ближайшем будущем.

4. Товары, которые в настоящее время в стране не производятся и производство которых в ближайшем будущем не планируется осуществлять.

В первую группу вошли товары, при изготовлении которых используются современные технологии, производственные затраты относительно низки и качество которых соответствует международным стандартам. В основном этим требованиям отвечают сырьевые и материальные ресурсы страны. В Азербайджанской Республике среди товаров первой группы лидирующее место занимают минеральные ресурсы, доля которых в 2016 г. составила около 90 % экспорта республики. Одной из основных задач развития экономики Азербайджана является увеличение производства и экспорта товаров, входящих в эту группу [5].

В свою очередь, для повышения эффективности таможенной деятельности товары, входящие в первую группу, можно разделить на две части. Первая включает товары, объём производства которых полностью удовлетворяет внутренние потребности страны или превышает их. В отношении этих товаров нет никакой необходимости применения экспортных или импортных ограничительных мер, а значит, следует продолжить стимулирование их производства и экспорта. Вторая часть включает товары, уровень производства которых ниже объёма внутренних потребностей страны, в отношении этой группы необходимо применение ограничительных экспортных мер и стимулирование импорта аналогичных товаров.

В обоих случаях применяемые таможенные меры выполняют регулирующую функцию: таможенные меры способствуют стимулированию в первом случае экспорта, а во втором — импорта.

Ко второй группе товаров, которые производятся в республике, относятся строительные материалы, продукция химической, металлургической, машиностроительной и лёгкой промышленности. Качество товаров, произведённых в этих отраслях, не соответствует международным стандартам, но, тем не менее, производство данной группы товаров необходимо продолжать, постепенно улучшая их качество путём применения современных высокопроизводительных, безотходных технологий. В этом случае необходимо проводить очень взвешенную таможенную политику, направленную на некоторое ограничение импорта аналогичных товаров, чтобы, с одной стороны, не создать их дефицит, а с другой — помехи для развития отечественных отраслей промышленности, выпускающих товары данной группы. Поэтому для создания благоприятных конкурентных условий для производства этих товаров в республике нет необходимости устанавливать слишком высокие таможенные пошлины на импортируемые товары.

Относительно товаров третьей и четвёртой группы, производство которых либо намечается, либо не намечается в ближайшем будущем, следует проводить политику стимулирования их импорта. Для повышения эффективности этой политики все эти товары необходимо разделить на две основные подгруппы.

К первой подгруппе следует отнести товары первой необходимости (продукты питания, медикаменты и т. д.), а также строительные материалы, технологии и оборудование производственного назначения. Таможенные пошлины по импорту этих товаров не должны быть высокими и в определённом смысле должны носить символический характер. Импорт указанных товаров нужно всячески стимулировать и убрать все возможные ограничения, мешающие этому [1].

Ко второй подгруппе следует отнести предметы роскоши, антикварные изделия, технологии и оборудование, ввозимые с целью их продажи, дорогие автомобили и т. д. По отношению к ним возможно применение высоких таможенных пошлин. В данном случае таможенные пошлины выполняют сугубо фискальную функцию, а в первом — преимущественно стимулирующую.

Следует отметить также, что по мере организации внутри страны производства товаров третьей группы необходимо будет внести соответствующие изменения в таможенную политику страны.

В этой связи все таможенные меры, применяемые во внешней торговле, независимо от группы товаров следует разделить на экономические и административные. Административные меры должны выполнять регулирующую функцию, а экономические — фискальную и регулирующую. Независимо от размеров применяемые таможенные пошлины несут в себе фискальную функцию, т. к. они способствуют увеличению доходной части государственного бюджета, но вместе с тем таможенные пошлины выполняют и регулирующую функцию. Одной из основных задач таможенной политики является определение «золотой середины» либо придание преимущественной роли фискальной или регулирующей функции [9].

Итак, изучение таможенной деятельности Азербайджанской Республики даёт возможность определить основные направления её воздействия на развитие национальной экономики, среди которых: увеличение доходной части государственного бюджета, регулирование объёма производства и цен товаров, стимулирование или ограничение экспорта товаров, стимулирование или ограничение импорта товаров, регулирование движения транзитных товаров, создание благоприятных условий для движения иностранных инвестиций, предотвращение незаконного потока национального богатства в зарубежные страны, регулирование потока валюты и предотвращение незаконного потока валюты в зарубежные страны, предотвращение контрабанды и вывоза и ввоза запрещённых товаров, предотвращение движения к таможенной границе некачественных и опасных товаров, обеспечение национальной экономической безопасности.

Таким образом, проведённый анализ показал, что таможенная деятельность играет важную роль в развитии экономики Азербайджана: в формировании и развитии социальной сферы путём увеличения доходной части государственного бюджета, в формировании оптимальной отраслевой структуры экономики посредством регулирования таможенных пошлин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев, А. А. Таможенное дело и развитие мировой экономики / А. А. Алиев. — Баку, 2002. — 282 с.

2. Алиев, А. А. Проект нового таможенного кодекса. Азербайджан способен отвечать всем вызовам современности / А. А. Алиев. — URL: news.day.az/economy (дата обращения: 15.03.2018)

3. Барабин, В. В. Экономическая безопасность государства / В. В. Барабин — М., 2001.— 605 с.

4. Внешняя торговля Азербайджана в 2016 году : стат. сб. — Баку, 2017. — 118 с.

5. Гасаналиев, Р. Электронная таможенная служба — новый этап в развитии Азербайджанской таможни / Р. Гасаналиев // Вестн. таможни. — 2016. — № 33.

6. Львов, Д. С. Развитие экономики России и задачи экономической науки / Д. С. Львов. — М., 1999. — 109 с.

7. Таможенный кодекс Азербайджанской Республики. — Баку, 2012. — 112 с.

8. Тимошенко, И. В. Таможенное регулирование ВЭД / И. В. Тимошенко. — М., 2003. — 291 с.

9. Экономическая теория в XXI веке. Глобальное и национальное. Т. 1—2. / Г. П. Журавлева и др.— М., 2004. — 351 с.

10. Экономическая теория. Макроэкономика — 1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций. / Г. П. Журавлева и др. — М., 2011. — 651 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ахмедов Магомед Аладдин оглы — старший преподаватель кафедры экономики Сумгаитского государственного университета, Сумгаит, Азербайджан. [email protected]

REFERENCES

1. Aliev A.A. Tamozhennoe delo i razvitie mirovoi ekonomiki [Customs and the development of the world economy]. Baku, 2002. Pp. 282. (In Azerb.).

2. Aliev A.A. Proekt novogo tamozhennogo kodeksa. Azerbaidzhan sposoben otvechat' vsem vyzovamsovremennosti [The draft of the new customs code Azerbaijan is able to meet all the challenges of modernity].Available at: news.day.az/ economy. (In Azerb.).

3. Barabin V.V. Ekonomicheskaya bezopasnost'gosudarstva [Economic security of the state]. Moscow, 2001. 605 р. (In Russ.).

4. Vneshnaya torqovlya Azerbaydjana v 2016 qodu [Foreign trade of Azerbaijan in 2016]. Statistical collection. Baku, 2017. 118 p. (In Azerb.).

5. Gasanaliev R. Elektronnaya tamozhennaya sluzhba — novyi etap v razvitii Azerbaidzhanskoi tamozhni [The electronic customs service is a new stage in the development of the Azerbaijan Customs]. Vestnik tamozhni [Bulletin of custom], 2016, no. 33. (In Azerb.).

6. L'vov D.S. Razvitie ekonomiki Rossii i zadachi ekonomicheskoi nauki [Development of the Russian economy and the tasks of economic science]. Moscow, 1999. 109 p. (In Russ.).

7. Tamozhennyi kodeks Azerbaidzhanskoi Respubliki [Customs Code of the Republic of Azerbaijan]. Baku, 2012. 112 p. (In Azerb.).

8. Timoshenko I.V. Tamozhennoe regulirovanie VED [Customs regulation of foreign trade activities]. Moscow, 2003, 291 p. (In Russ.).

9. Ekonomicheskaya teoriya vXXI veke. Global'noe i natsional'noe. T. 1—2 [Economic theory in the XXI century. Global and national. Vol. 1—2]. Moscow, 2004. 351 p. (In Russ.).

10. Ekonomicheskaya teoriya. Makroekonomika — 1, 2. Metaekonomika. Ekonomika transformatsii [Economic theory. Macroeconomics — 1, 2. Metaconomy. The economy of transformations]. Moscow, 2011. 651 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.