Научная статья на тему 'Проблемы оптимизации таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Азербайджана'

Проблемы оптимизации таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
595
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАБИЛЬНОСТЬ / ТАРИФ / РЕГУЛИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖНЯ / STABILITY / TARIFF / REGULATION / STRATEGY / ECONOMIC DEVELOPMENT / GLOBALIZATION / INTEGRATION / CUSTOMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мехралиева Чичек Мехрали Кызы

В статье проанализированы основные таможенно-тарифные регулирования во внешнеэкономической деятельности Азербайджанской Республики, наряду с этим уделено внимание понятию регулирования в таможенно-тарифной сфере и путям решения имеющихся проблем. В то же время были выдвинуты предложения и рекомендации, имеющих важное научное, теоретическое и практическое значение в направлении решения рассмотренных общих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization problems of customs-tariff regulation of foreign economic activity in the Azerbaijan Republic

In the research work the role of customs-tariff regulation in the system of regulation in the system of regulation of foreign economic activity of the Republic of Azerbaijan, the concept of customs-tariff regulation, current problems and their solution ways has been researched. As an outcome of comprehensive research of the problem a number of scientifically, theoretically and practically proved recommendations and suggestions has been made.

Текст научной работы на тему «Проблемы оптимизации таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Азербайджана»

Проблемы оптимизации таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Азербайджана

Ч.М. Мехралиева Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внеш-

няя торговля, во все времена была непосредственно связана с

УДК 339. 543 (479.24) таможенным делом. Таможенное регулирование является важ-

ББК 65.428 „ „

м 551 неишим средством воздействия на экспорт и импорт в интере-

сах национального экономического развития. В связи с этим для Азербайджанской Республики является актуальным исследование направлений совершенствования форм и методов таможенно-тарифного регулирования и совершенствование механизмов таможенного обложения. Это, в свою очередь, предполагает изучение теории и практики внешнеторговых связей, а также способов нахождения оптимального соотношения между протекционизмом и свободной торговлей, их реализацией посредством таможенных мер. Таким образом, с таможенно-тарифным регулированием тесно связан актуальный круг проблем экономического развития страны, комплексное исследование которых имеет не только научное, но и практическое значение и может способствовать складыванию концептуальной базы для дальнейшего развития механизма таможенного регулирования в Азербайджанской Республике.

До недавнего времени проблематика таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности оставалась в постсоветских странах малоизученной. В результате понятийный аппарат этой сферы деятельности в полной мере не сформирован. Проведенное исследование в некоторой степени восполняет этот пробел посредством развернутых характеристик ряда категорий таможенного дела, уточнением смыслового содержания таможенной политики и таможенных платежей. Этот момент представляет важную предпосылку для дальнейших исследований по проблеме, поскольку разное толкование понятий создает трудности в представлениях о явлениях и тенденциях развития внешнеторговых отношений, связанных с таможенным регулированием. [1]

Внешняя торговля является ведущей формой внешнеэкономической деятельности. Однако доминанта мировых интеграционных процессов делает необходимым дальнейшее исследование происходящих на мировых рынках процессов. Функционирование экономической интеграции не только гарантирует, но и регулирует товарные потоки на рынках целой группы стран. Можно сделать вывод о том, что процессы глобализации развиваются параллельно с углублением региональной интеграции, что, как показывает почти полувековая практика ЕС, порождает существенные особенности в организации и функционировании таможенно-тарифной системы стран- членов таких объединений. Анализ этих особенностей также необходим для изучения назначения и функций современного таможенно-тарифного регулирования международных экономических отношений. Вместе с тем, развитие интеграции в западноевропейских государствах шло по пути постепенной гармонизации в области таможенных пошлин, экономической конкуренции и защиты потребителя. Но несмотря на процессы экономической интеграции, мировая практика показывает, что для стран с трансформационной и развивающейся экономикой государственное таможенное регулирование внешнеэкономических связей сохраняет центральное значение. Это связано, прежде всего, с необходимостью более жесткого и одновременно гибкого регулирования импорта и экспорта в условиях поиска рынков сбыта национальной продукции, защиты отечественных товаропроизводителей и национальных экономических интересов. [2] В этом плане таможенное дело следует рассматривать как государственный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, направленный на решение не только чисто экономических (производственных) проблем, но и на защиту экономического суверенитета и безопасности государства, обеспечение прав граждан и юридических лиц (резидентов и нерезидентов), соблюдение протекционистских правил таможенного законодательства. Таможенную политику мы определяем как систему политико-правовых, организационных, экономических и иных мероприятий в сфере таможенного дела, ориентированных на реализацию и защиту внутри - и внешнеэкономических интересов государства.

Исследование генетических истоков таможенного дела позволяет установить важнейшие исторические периоды в его развитии, дать им оценку и на этой основе выявить направления эволюции и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности с помощью таможенных пошлин. При этом можно определить как закономерность то, что таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономических связей посредством таможенных платежей выступает неотъемлемой составляющей в механизме государственной экономической политики. [3]

Экономическая сущность таможенных платежей вытекает из стоимостного характера межгосударственного товарного обмена. Особенно велика роль таможенной службы в развитии отечественной экономики в условиях трансформационных процессов в обществе поскольку она формализует на эквивалентной основе важ-

нейшую сферу хозяйственной жизни страны - внешнеэкономические связи. Таможенные платежи выступают в то же время в качестве финансовых отношений между государством и участниками внешнеэкономических сделок, опосредованных государственными тарифными, сверхтарифными и иными законами и нормативами, направленными на оперативное регулирование внешнеэкономической деятельности в целях защиты экономической безопасности государства. [4]

Расчеты предложенных показателей для оценки таможенного обложения позволили выявить следующие закономерности. Уровень таможенного обложения изменялся дифференцированно - от 3,6% в 1999 г. до 2,0% в 2010 г. Данный показатель предлагаем ввести в состав официальных статистических показателей развития экономики Азербайджанской Республики. Динамика коэффициента эластичности (дискреционные изменения) таможенных платежей по ВВП в Азербайджанской Республике свидетельствует о наметившейся тенденции снижения бремени таможенного обложения. Это обусловлено проводимой либерализацией таможенного законодательства и участием республики в интеграционных группировках. Расчетный коэффициент эластичности свидетельствует о том, что таможенное обложение в 1999-2010 годах приближается к единице и отличается достаточной степенью эластичности.

Расчеты показали, что предельный уровень таможенной ставки подвержен колебаниям. В Азербайджане отмечается его снижение: с 6,3% в 1999 г. до 0,2% в 2010 г. Данная тенденция обусловлена процессом унификации таможенного законодательства, связанной с сотрудничеством в рамках международных экономических организаций, а также реструктуризацией таможенных платежей и упорядочением предоставления индивидуальных льгот по таможенным платежам. Рассчитанные показатели свидетельствуют о растущей эффективности механизма национального таможенно-тарифного регулирования. [5]

Следует отметить, что оптимальная ставка тарифа определяется как его уровень, обеспечивающий максимизацию национального производства и потребления соответствующего товара или услуги, и обладает следующими основными чертами, которые необходимо учитывать при осуществлении государственной внешнеэкономической политики:

□ она всегда положительна и находится в промежутке между нулем и запретительной ставкой тарифа;

□ она всегда относительно невелика, так как даже при предпосылке линейного характера функций спроса и предложения выигрыш от улучшений условий торговли перевешивает возникающие экономические потери только в том случае, если ставка импортного тарифа перекладывается на иностранных поставщиков импортного товара в незначительном масштабе;

□ ставка оптимального тарифа обратна эластичности импорта по цене (объем

импорта изменяется несущественно при колебании цен на него), тем выше ставка оптимального тарифа. Чем выше эластичность импорта по цене, тем ниже ставка оптимального тарифа. В экстремальном случае при бесконечно большой эластичности импорта оптимальный тариф равен нулю, т.е. его просто не нужно вводить;

□ оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям международной экономики в целом, поскольку является лишь перераспределением доходов от одной страны к другой. Мировое хозяйство в целом испытывает эффекты зашиты и потребления, несет потери из-за необходимости развития менее эффективного по сравнению с зарубежным внутреннего производства в результате сокращения внутреннего потребления во всех странах.

В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором внешнеторговых отношений. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять или ограничивать ввоз соответствующих товаров, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику. Экономическая природа таможенной пошлины позволяет государству направлять деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности в русло общенациональных интересов.

Исследование показало, что преобразование механизма взимания таможенных пошлин в республике осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе (19911993 г.) в Азербайджанской Республике при ввозе и вывозе товаров субъектами внешнеэкономической деятельности уплачивался налог на экспорт и импорт по ставкам, устанавливаемым Правительством Азербайджанской Республики. На втором этапе (1994-1997 гг.) продолжало формироваться таможенное законодательство по регулированию внешнеэкономической деятельности, а вместо налогов на экспорт и импорт были введены таможенные пошлины на широкий круг товаров. Третий этап (1997 г. - до настоящего времени) характеризуется участием республики в интеграционных процессах.

По нашему мнению, для усиления результативности таможенного обложения в условиях подготовки присоединения к ВТО необходимо дальнейшее совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, основанное на эффективных способах протекции внутреннего рынка от недопустимой конкуренции. Речь идет, в первую очередь, об уравнительных, компенсационных, антидемпинговых, преференциальных пошлинах.

Открытость экономики, во много раз возрастающая по мере интеграции страны в мировое хозяйство и особенно в связи с присоединением к ВТО создает новые условия для практической реализации механизма таможенно-тарифного регулирования. В то же время исследование показало недостаточное внимание к комплексному учету вышеуказанного обстоятельства. В этой связи нами определено содержание организационно-экономического механизма таможенно-тарифного регулирования, включающего совокупность элементов, форм и методов, прин-

ципов организации и способов взимания таможенных платежей, позволяющих использовать таможенное обложение для управления внешнеэкономической деятельностью в условиях нарастающей внешнеэкономической интеграции национальной экономики. [6]

В условиях развития мирохозяйственных связей и рыночных отношений в Азербайджанской Республике усиливается роль таможенных платежей в решении конкретных социально-экономических задач переходного периода, а именно: использования их как источника поступлений доходов в бюджет и инструмента в регулировании внешнеэкономической деятельности.

Тариф - важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов традиционно часто выдвигается странами с переходной экономикой, включая Азербайджанскую Республику. В Азербайджанской Республике доходы от таможенных пошлин составляют примерно до 18% доходной части бюджета, причем эта доля с начала 1990-х гг. постепенно росла. Налог на импорт или экспорт, каковыми являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран они должны уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается гораздо проще и дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической деятельности.

Однако использовать импортный тариф как важный источник бюджетных доходов можно только до тех пор, пока местная промышленность под защитой тарифа не начнет производить аналоги импортной продукции, на которую накладывается пошлина. В результате сокращения импорта и замены его в потреблении на местные товарные аналоги отечественное производство возрастает, увеличивается число налогоплательщиков и доходы бюджета увеличиваются за счет не таможенных источников. Но такое положение дел в современную эпоху неприемлемо, так как сдерживает международную интеграцию и конкуренцию. Чтобы противодействовать этой тенденции, можно ввести внутренний налог на продукцию, аналогичную импортной, со ставкой равной импортной пошлине. Это уравняло бы возможности иностранных и отечественных производителей и дало бы возможности для изменений в практике применения таможенных пошлин в соответствии с разницей в издержках, а не ценах. [7]

В настоящее время происходит снижение среднего уровня ставок тарифов в мире, том числе и в Азербайджане. Если в 2001 году среднее значение тарифа в общем объеме налогообложения в Азербайджанской Республике составляло 14,1%, то в 2010 году это значение уменьшилось до 7,2%. В настоящее время оно

составляет 4,8%. В то же время удельный вес таможенных поступлений в доходы бюджета составил 24,1% в 2000 г., 23,7% в 2001 г., 20,1% в 2002 г., 24,0% в 2003 г.. 20,35 в 2004 г. и 18,15 в 2010 г. При этом в структуре экспортно-импортных платежей преобладают налоговые, а не таможенные платежи: в 2010 г. таможенные пошлины составили 27,1%, налог на добавленную стоимость - 65,3%, акцизы -3,9%, прочие налоги на внешнюю торговлю - 1,9%, дорожный налог - 0,8%.

Произошедшая реструктуризация таможенных платежей связана с развивающимися интеграционными процессами и введением порядка взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию Азербайджанской Республики. Тем не менее, в условиях необходимости расширения внешнеэкономических связей, с одной стороны, и защиты отечественного рынка, с другой, особое значение как регулятора внешнеэкономической деятельности, независимо от их величины, приобретают именно таможенные пошлины.

Значительное перевыполнение бюджетных назначений по поступлению средств от ввозных таможенных пошлин может быть обусловлено следующими причинами:

^ в новом импортном тарифе значительно расширена номенклатура товаров, к которым применяются комбинированные ставки пошлин. Это привело к изменению структуры импорта, что повлекло за собой увеличение средней ставки пошлин, а в результате и рост поступлений в бюджет.

^ некоторое повышение спроса населения на импортные продовольственные и промышленные товары положительно сказались на увеличении объемов импорта из стран дальнего зарубежья в текущем году по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Кроме того, на рост объемов импорта положительное влияние оказало оживление приграничной торговли между азербайджанскими и зарубежными регионами.

Причиной же низкой результативности структурной составляющей тарифной политики, возможно, является нечеткая формулировка долгосрочных ориентиров структурно-технологической перестройки производства и углубления специализации национальной экономики в системе международного разделения труда. Постоянная «подстройка» тарифной системы (повышение или снижение ввозных пошлин на те или иные товары) обычно осуществляется под давлением отраслевых интересов, что, понятно, искажает формат фискальной политики в рыночных условиях хозяйствования. В результате тарифная система сегодня не выполняет до конца свои главные структурно-регулятивные функции. Справедливости ради необходимо отметить, что в последние годы правительство предприняло определенные усилия по противодействию отраслевому монополизму и смещению акцентов в сторону функционально-технологических и региональных приоритетов развития экономики.

Наиболее важные проблемы таможенно-тарифного регулирования в современных условиях объясняются участием или же подготовкой к вступлению в ВТО. В этой связи заслуживают внимания подходы Европейского Союза к таможенному обложению импорта товаров в целях защиты отечественного рынка. В частности, позитивный опыт ЕС подсказывает целесообразность применения дополнительных импортных сборов и таможенных пошлин в отношении тех ввозимых товаров, производство которых осуществляется в Азербайджанской Республике в достаточных объемах, а именно: картофеля, льна, мяса, молочных продуктов, мебели, холодильников, ковровых покрытий и других товаров. Это позволило бы защитит перспективные сегменты отечественного рынка в условиях расширения внешнеэкономических связей. Самое же главное, такие меры совершенно не противоречат принципам ВТО. [3]

Присоединение Азербайджанской Республики к ВТО чрезвычайно важно, поскольку эта республика является небольшой страной с переходной и открытой экономикой, в значительной степени зависящей от внешнеторговых связей. Это делает ее экономику достаточно уязвимой перед напором глобального потока товаров и услуг. Безусловно, эти обстоятельства учитываются в продолжающемся длительном этапе консультаций и переговоров об условиях членства Азербайджанской Республики в ВТО.

Отстаиваемые Азербайджанской стороной на переговорах по тарифным уступкам вопросы начального и конечного их уровня являются одними из наиболее актуальных. По официальным данным первичные условия, выдвигаемые к Азербайджанской Республике, предусматривают начальный и конечный уровни связывания тарифа по промышленным товаром соответственно в 14,3 и 9,8 % против 5,8% в настоящее время. Иными словами, «коридор» для изменения импортного тарифа в рамках ставок связывания довольно широк. В таком случае, выстраивание необходимой политики протекционистской защиты азербайджанских производителей в пределах «коридора» - уже, собственно, не вопрос, связанный именно с присоединением к ВТО, а проблема внутренней политики, которая на переходный период призвана четко увязать меры по защите отечественного производства с реальными программами азербайджанского бизнеса по повышению своей конкурентоспособности. Следовательно, необходимо активно задействовать весь арсенал методов структурного регулирования экономики и защиты национальных производителей, обладающих потенциалом роста конкурентоспособных производств, включая тарифные и нетарифные инструменты, адекватные меры макроэкономической и кредитной политики. Вместе с тем нельзя допускать поспешности во вхождении в глобальные экономические организации и следует максимально использовать положительный эффект интегрирования в мировые товарные и финансовые рынки» за пределами членства в ВТО. Обладая растущими валютными запасами и средствами нефтяного фонда, наращивая инвестиции во многие сферы

экономики, Азербайджан имеет возможности проводить вполне самостоятельную, научно выверенную политику по регулированию внешнеторговой сферы на основе оптимального использования своих абсолютных и сравнительных преимуществ, создания условий для наращивания экспортного потенциала и повышения уровня конкурентоспособности конечной отечественной продукции. [5]

При этом степень защиты азербайджанских производителей тарифными инструментами в идеале должна быть такой, чтобы, с одной стороны, не препятствовать конкуренции, а с другой, - обеспечить Азербайджанским производителям «временную» передышку на период модернизации и реконструкции производства, а только затем и интеграции в ВТО.

Очевидно, что подобное выстраивание «тонкой» протекционистской политики в рамках периода присоединения к ВТО - задача правительства. Ему предстоит демонстрация способности к эффективному распоряжению не только ресурсами и факторами экономического роста, но и регулятивными, в том числе тарифными инструментами. Однако для усиления результативности таможенного обложения в условиях подготовки вступления в ВТО необходимо дальнейшее реформирование таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, основанное на усилении протекционистской тенденции таможенного тарифа и других таможенных платежей.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Аббасов Ч.М. Пути интеграции Азербайджана в мировую экономики. - Баку: Элм, 2004, 241 с.

2. Шекаралиев А.Ш. Экономическая политика государства: перспективы и реальности, - Баку: Элм, 2009, 424 с.

3. Ахмедов А.И., Мухсинова Л.Х., Азизов Р.Т., Гаджиева С.М. Международная торговля Азербайджанской Республики. - Баку: Сада, 2002, 347 с.

4. Всемирная торговая организация: Документы и комментарии. - М.: Торгово-Промышленная палата, 2001, 227 с.

5. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. - М.: Издательство «Палеотип», 2004, 275 с.

6. Мустафаева Н.М. Формирование макроэкономических пропорций в трансформируемой экономике. - Баку: Маариф, 2005, 395 с.

7. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998, 255 с.

Ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.