Научная статья на тему 'Некоторые проблемы развития и совершенствования таможенной системы Азербайджана'

Некоторые проблемы развития и совершенствования таможенной системы Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
689
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА / ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ПАРТНЁРСТВО / И ДР / INTERNATIONAL TRADE / GLOBALIZATION / INTERNATIONAL ECONOMIC LAW / THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN / CUSTOMS SYSTEM / MUTUALLY BENEFICIAL ECONOMIC COOPERATION AND PARTNERSHIP / AND OTHERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касумова Ульвия Кямал

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы международного торгового права и его роль в условиях глобализации международных экономических отношений. Одновременно затронуты отдельные проблемы, касающиеся трудностей в совершенствовании таможенной системы азербайджанского государства, активно осуществляющего внешнеэкономическое сотрудничество и партнёрство с другими странами на взаимовыгодной, равноправной и цивилизованной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ISSUES OF DEVELOPMENT AND IMPROVING OF THE AZERBAIJAN CUSTOM SYSTEM

Vital issues related to international trade law and its role in globalization of international economic relations are reviewed within the present article. Furthermore, issues pertaining to difficulties with development of customs system of Azerbaijan Republic which is actively involved in foreign economic cooperation and partnership with other countries on mutually beneficial equal-treaty and civilized basis.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы развития и совершенствования таможенной системы Азербайджана»

УДК: 340.5

ББК: 67

Касумова У.К.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

Kasumova U.C.

CERTAIN ISSUES OF DEVELOPMENT AND IMPROVING OF THE AZERBAIJAN

CUSTOM SYSTEM

Ключевые слова: международная торговля, глобализация, международное экономическое право, Азербайджанская Республика, таможенная система, взаимовыгодное экономическое сотрудничество и партнёрство, и др.

Keywords: international trade, globalization, international economic law, The Republic of Azerbaijan, customs system, mutually beneficial economic cooperation and partnership, and others.

Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные вопросы международного торгового права и его роль в условиях глобализации международных экономических отношений. Одновременно затронуты отдельные проблемы, касающиеся трудностей в совершенствовании таможенной системы азербайджанского государства, активно осуществляющего внешнеэкономическое сотрудничество и партнёрство с другими странами на взаимовыгодной, равноправной и цивилизованной основе.

Abstract: vital issues related to international trade law and its role in globalization of international economic relations are reviewed within the present article. Furthermore, issues pertaining to difficulties with development of customs system of Azerbaijan Republic which is actively involved in foreign economic cooperation and partnership with other countries on mutually beneficial equal-treaty and civilized basis.

Ныне действующая Государственная программа по развитию таможенной системы Азербайджанской Республики1 чётко определила цели её ускорения развития, а также конкретные меры по улучшению базы нормативно-правового и материально-технического обеспечения, имеющие непосредственное значение для дальнейшего усовершенствования

деятельности национальных таможенных органов.

Появление этой Программы следует расценивать как важную потребность для развития внешнеэкономической

деятельности Азербайджана, как ключевой этап в осуществлении государственной таможенной политики, устанавливающий новые актуальные задачи, направления и подлежащие выполнению мероприятия,

1 Полный текст опубликован в газете «Азербайджан»

(2 февраля 2007 года, № 22) («VES Consultancy» LLC) и в «Собрании законодательства Азербайджанской Республики» (28 февраля 2007 года, № 2, статья 106).

имеющие значение для поступательного развития данной области экономики на длительную перспективу в условиях глобализирующихся (2)2 международных отношений.

Поэтому неслучайно в документе особо подчёркнуто, что цель Государственной Программы состоит «в обеспечении более успешного

осуществления в Азербайджанской Республике государственной политики в сфере таможенного дела, динамичного развития таможенной системы как одного

2 По данной проблематике подробнее см., например, Р.М. Валеев. Международное право: проблемы современности. Ред. А.И. Абдулин, Л.Х. Мингазов, Г.Р. Шайхутдинова. Казань: Казанский университет. 2013; З. Бауман. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004, с. 87-97; Н.В. Загладин. Глобализация и Россия. М., 2004; А.В. Сеидов. Международное право в эпоху глобализации. М., 2005; В.О. Ситников. Интеграция России в глобальную систему ВТО. М., 2003; И.З. Фархутдинов. Глобализация и геоэкономика: новые правовые парадигмы мироустройства // Законодательство и экономика. № 5. 2004, с. 18-28 и др.

из основных средств социально-экономического развития страны».

При этом, среди основных задач выделяются, например: «а) обеспечение ускорения товарного оборота на таможенной границе Азербайджанской Республики и создания благоприятных условий для субъектов предпринимательства; б) ускорение мероприятия в сфере ограничения монопольной деятельности и предотвращения недобросовестной конкуренции; в) усовершенствование механизма таможенного регулирования в сфере поощрения и расширения экспорта, охраны внутреннего рынка; г) укрепление материально-технической базы таможенной системы».

Согласно установленным задачам определены и основные направления их реализации, в частности: «1) усовершенствование законодательной базы и таможенного регулирования; 2) приведение методов таможенного контроля в соответствие с международными стандартами и автоматизация таможенных процедур; 3) усиление борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела; 4) развитие таможенной инфраструктуры; 5) подготовка кадров и расширение международного

сотрудничества».

Придерживаясь предписаний,

изложенных в Государственной Программе, наша страна принимает также активное участие в деятельности отдельных международных таможенных структур1, их программ экономического сотрудничества и партнёрства2.

1 Кстати, каждый год, 26 января, таможенники всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1953 году в Брюсселе впервые собрались представители стран-основательниц Всемирной таможенной организации (в то время - Совет таможенного сотрудничества), которая сейчас объединяет таможенные службы большинства стран Европы. Так, в 2010 г. Международный день таможенника отмечался под девизом -«Таможня и бизнес: совершенствование взаимодействия посредством партнерства», который предложил Генеральный Секретарь Всемирной таможенной организации (ВТО) г-н К. Микурия.

2 Об этом подробнее см., например, О.Ф. Эфендиев. О проблематике сотрудничества и партнёрства в

международном праве // Транспортное право. Баку. № 4. 2005, с. 6-21; Ю.В. Мишальченко, С.Н. Белоусов. Применение международного права и сотрудничество государств-членов ЕврАзЭС в условиях вступления в ВТО // Российский ежегодник международного права. 2011.

Одной из таких структур является СЛИЕС - Программа Центрально-азиатского регионального экономического

сотрудничества в области модернизации таможенной службы. Данная структура, как известно, представляет собой

международный форум для партнерства входящих в него государств и поддерживается шестью авторитетными международными институтами,

работающими совместно с целью пропаганды развития через сотрудничество и партнёрство.

Целью CAREC является помощь странам Центральной Азии в том, чтобы реализовывать свой экономический потенциал через пропаганду регионального сотрудничества в четырех главных сферах: транспорт, стимулирование торговли, торговая политика и энергетика. Членами САЯЕС являются Азербайджан, Афганистан, Китайская Народная Республика, Казахстан, Кыргызстан,. Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. САЯЕС поддерживается Азиатским банком развития (АБР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Международным валютным фондом (МВФ), Исламским банком развития (ИБР), Программой развития ООН и Всемирным банком3.

Проблема усовершенствования

национальной законодательной базы и таможенного регулирования имеет свою определённую предысторию и несколько аспектов. Среди них, например, улучшение, с точки зрения большего уровня прозрачности, деятельности таможенных органов; приведение методов таможенного контроля в соответствие с международными стандартами; автоматизация таможенных процедур; усиление борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела, и некоторые другие.

Известно, что в формировании таможенной системы и осуществлении таможенного дела в Азербайджанской Республике первостепенную роль сыграли принятый в 1997 г. Таможенный Кодекс и иные принятые специальные нормативно-

Санкт-Петербург. 2012, стр. 103-112 и др.

3 Данные информационного национального агентства ТгеМ^ от 19 сентября 2011 г.

правовые акты. За прошедший период Азербайджан добился внушительных успехов как в социально-экономическом развитии, так и в сфере внешнеэкономических связей. Важную роль сыграло присоединение к ряду авторитетных конвенций, членство в международных экономических

организациях1.

Таким образом, не только расширение географии торгово-экономических связей, увеличение объема экспортно-импортных операций, но и активизация интеграции Азербайджана в международную экономическую систему способствовали необходимости усовершенствования

законодательства, в том числе в сфере таможенного дела, таможенных операций. Определённое значение в вопросе усовершенствования таможенного

законодательства Азербайджанской

Республики, в вопросе принятия нового Таможенного Кодекса, имел и опыт развитых государств.

В этом плане определённый интерес представляла прошедшая с участием руководителей таможенных служб стран Европы, Южного Кавказа и Азии международная конференция на тему «Роль таможенных администраций в содействии торговле стран «Великого шелкового пути», (г. Батуми, октябрь 2011 г.). На конференции было уделено особое внимание модернизации таможенного законодательства стран южно-кавказского региона и высказана убеждённость повысить уровень координации таможенной работы в интересах эффективности и упрощения таможенных процедур, а также развития торговли между странами региона и борьбы с поставками контрабандных товаров.

Немаловажное значение в развитии международных торговых отношений и охране внутреннего рынка Азербайджана

1 О значении и роли современных организаций см., например, Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. - М., 2001; Д. Карро, П. Жюйар. Международное экономическое право (перевод с франц. яз.), М.: Международные отношения. 2002; А.Я.Капустин. Международные организации в глобализирующемся мире. Изд-во Российского университета дружбы народов. М., 2010 и др.

имеет вопрос о таможенном тарифном регулировании. В этом аспекте одной из основных задач таможенных органов является подготовка и широкое применение средств таможенного регулирования, обладающих большим диапазоном.

Что касается импортируемых отечественных товаров, то в интересах усовершенствования таможенных

механизмов предусмотрено, например, применение тарифных преференций и упрощения процедур осуществления таможенных выплат, усиление

деятельности, связанной с приведением товарной номенклатуры

внешнеэкономической деятельности в соответствие с проводимыми изменениями. Одной из основных задач таможенных органов в сфере усовершенствования законодательства была и остаётся их деятельность по осуществлению

таможенного контроля.

В практике внешнеэкономических связей современных государств этот вопрос, по-прежнему, играет исключительную роль в развитии самой международной торговли, ускорении товарного оборота, увеличении объема грузовых транспортных перевозок (потоков), эффективной деятельности транзитной системы, борьбе с правонарушениями в сфере таможенного дела, охране прав интеллектуальной собственности и обеспечении их безопасности. По идее и по предназначению, таможенный контроль должен создавать оптимальные условия для свободы внешней торговли, обеспечивать предотвращение негативных явлений в таможенной деятельности, что, в свою очередь, предусматривает широкое использование научно-технические

достижений, применение современных (электронных) средства контроля. В этих целях, например, погранично-пропускные пункты должны быть снабжены стационарными контрольными

устройствами для обеспечения, в частности, эффективных проверок крупногабаритных транспортных средств, и др.

В новейшем таможенном

законодательстве Азербайджана особое внимание уделено и вопросу об

организации на автоматизированной основе операций таможенного оформления при экспорте и импорте товаров. Принятые нормативы предусматривают обеспечение повышения эффективности таможенного оформления, с одной стороны, и снижение до минимума затрачиваемого на это времени, с другой, что имеет значение для улучшения уровня обслуживания участников внешнеторговой деятельности.

В этом смысле определённый интерес представляет международная практика организации работы на таможенных границах по принципу «единой стоянки», которая, естественно, существенно упрощает процедуру контроля на погранично-пропускных пунктах. В результате применения данного принципа транспортные средства останавливаются один раз и осуществляются все виды контроля над перевозимым товаром, устраняется повторность контроля над товаром, перевозимым через таможенные границы, и обеспечивается значительное сокращение времени стоянки транспортных средств в пунктах пропуска через границу.

В области таможенных

правонарушений и в интересах предотвращения иных экономических преступлений по законодательству Азербайджанской Республики таможенным органам предоставлены соответствующие права и полномочия. Например, проводить расследование, дознание и предварительное следствие, а также осуществлять оперативно-розыскную деятельность по

правонарушениям в таможенной сфере. Иными словами, обеспечение законности и обоснованности решений, принимаемых должностными лицами таможенных органов, остаётся одной из основных задач таможенных органов Азербайджанской Республики в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности.

Для увеличения количества раскрытых преступлений и иных правонарушений в таможенном деле в законодательстве закреплены положения, нормы, касающиеся улучшения автоматизации информационного обеспечения правоохранительной

деятельности, усовершенствования системы управления рисками, предотвращения и

предупреждения криминальных тенденций в сфере внешнеэкономической деятельности, незаконного перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, проведения мобильных поисковых мероприятий, и др.

В качестве поворотного момента

процесса модернизации рассматривается 2005

г., когда началась подготовка проекта

«Усовершенствование таможенной системы в Азербайджане», в сотрудничестве с Европейской комиссией и реализованного при технической поддержке Программы развития ООН (UNDP). При разработке статей нового кодекса в полной мере учитывался международный опыт, был привлечен широкий круг специалистов из Австралии, Новой Зеландии, Канады, Турции, а также отечественных специалистов. Большое практическое значение имело изучение таможенного законодательства и опыта европейских стран, в частности Эстонии и Швеции. Первоначальный вариант Таможенного кодекса прошел экспертизу Еврокомиссии в Брюсселе, а затем был рассмотрен специалистами из двадцати четырех государств - партнеров и признан соответствующим действующим

международным стандартам.

Одной из причин модернизации нормативно-правовых актов в таможенной сфере явилось то, что принятый в 1997 г. Таможенный кодекс1 «устарел» и не в полной мере отвечает требованиям изменившихся реалий. За прошедшие годы ощутимо поднялся уровень развития отечественной экономики, Азербайджан присоединился к многим международным таможенным конвенциям, приступив тем самым к преобразованиям своей таможенной системы, что, в свою очередь, требовало существенного переустройства законодательной базы.

Как видно из проекта нового кодекса, его содержание и ключевые принципы и нормы значительно отличаются от документа 18-ти летней давности, в котором, естественно, отсутствовали принципы Международной конвенции об упрощении и

1 Текст действующего Таможенного кодекса Азербайджана см. в газете «Азербайджан» от 5-6 августа 1997 г. или в «Сборнике законодательных актов Азербайджанской Республики». № 6. 1997 (ст. 447).

гармонизации таможенных процедур (1998 г.), или просто Киотской таможенной конвенции. Этот международный документ был ратифицирован Азербайджаном в 2004 г., и целью присоединения было приведение национального таможенного

законодательства к требованиям современной международной торговли - принципам Всемирной торговой организации (ВТО). Документ предусматривал, в частности, широкое использование информационных технологий в процессе оформления и контроля над прохождением грузов, а также стандартизацию и упрощение таможенных процедур.

Таким образом, статьи проекта нового кодекса стали более прозрачными и упрощенными, что имеет существенное значение для ускорения процедуры прохождения товаров через границу, минимизации бюрократических правил, облегчения работы предпринимателей, поездок пассажиров. Другим существенным фактором является то, что положения обновленного кодекса дают возможность более эффективно бороться с контрабандой, контрафактной продукцией, терроризмом и трансграничной преступностью.

Главной задачей нового кодекса является усовершенствование базовых положений национальной таможенной системы. Он состоит из двух частей (общей и специальной), 68 глав и 358 статей. Так, общая часть включает вопросы, связанные с правами и обязанностями таможенных органов, социальным положением сотрудников; специальная часть посвящена таможенным процедурам, надзору, тарифам, анализу рисков, осуществлению валютного надзора, таможенного декларирования, таможенной экспертизе, ведения таможенной статистики.

Определённым нововведением

проекта являются статьи, регулирующие пересечение таможенной границы страны товаров, которые предназначены для свободных экономических зон. Иными словами, новый Таможенный кодекс должен дополнить Закон Азербайджанской Республики «О специальных

экономических зонах» (2009 г.), после которого был принят ряд нормативно-

правовых актов, регулирующих сферу фискальных преференций и упрощенного таможенного режима.

Так, Кабинетом министров

Азербайджана (декабрь 2009 г.) был утвержден порядок таможенного

регулирования действующих в СЭЗ предприятий, включающий правила упрощенного режима для таможенного контроля, деятельности таможенных постов, таможенного оформления товаров, пропуска транспортных средств и физических лиц в границах зоны. В соответствии с этим решением, Государственный таможенный комитет Азербайджана правомочен вести особую таможенную статистику для СЭЗ со специальной формой отчетности, что нашло своё отражение в некоторых статьях нового кодекса.

Достоинством является и то, что с помощью нововведений таможенного законодательства субъекты

внешнеэкономической деятельности могут самостоятельно выбирать таможенный орган, в который они будет подавать декларацию, т.е. фактически это можно будет сделать не только по месту регистрации юридического лица. Таможенные органы должны принимать к регистрации или проверке декларации и сопроводительные документы до прибытия груза. Документы на товар должны быть поданы заранее, и таким же образом происходит их таможенное оформление или факт фиксации внешнеэкономического контракта, что дает возможность, с одной стороны, избежать необходимости хранения товаров на складах, а с другой - экономить время и средства.

Согласно Конвенции, разрешается хранить на складах открытого типа все товары без исключения, включая табачные и алкогольные изделия. Поэтому, по проекту, срок хранения товаров на таможенном складе в Азербайджане теперь будет увеличен до трех лет, а также упорядочена и процедура перегрузки товаров, перемещаемых через границу: перевалку можно будет осуществлять на уведомительных началах.

Принятие нового Таможенного кодекса Азербайджана (ТК Азербайджана) создаст благоприятные условия для укрепления материально-технической базы таможенной

системы, построения таможенной

инфраструктуры в соответствии с современными требованиями с полным переходом на систему автоматизированного управления таможенной системой. Будет повышена эффективность таможенного контроля, усилена роль таможни в обеспечении экономической безопасности страны и борьбе с правонарушениями в данной области. Благодаря

совершенствованию и развитию таможенной тарифной политики, а также приведению средств таможенного регулирования в соответствие с международными правилами удастся упростить процедуру оформления экспортно-импортных операций, расширить и активизировать торгово-экономические

отношения, конкретно, увеличить

товарооборот и доходы государственного бюджета.

Проект нового ТК Азербайджана успешно прошел различные экспертизы, которые подтвердили полное соответствие основным принципам Киотской конвенции и стандартам Евросоюза. Таким образом, модернизацию таможенного законодательства можно рассматривать как начало общего процесса совершенствования отечественного экономического законодательства и приведение его в соответствие с стандартами стран Евросоюза.

С другой стороны, введение ТК Азербайджана с 1 января 2012 г. в юридическую силу существенно повлияет на процесс интеграции ненефтяного сектора страны к мировому рынку и ускорит процедуру принятия Азербайджана в члены ВТО, от чего в немалой степени выиграют деловые круги (юридические лица) нашего государства. Вместе с тем, новый кодекс дает возможность гражданам и предпринимателям (физическим лицам) обращаться в связи с возникшими проблемами в вышестоящие правовые инстанции - Таможенный комитет или суд при участии истца или его представителя в процессе рассмотрения жалоб в оптимальные сроки.

Среди других нововведений ТК Азербайджана, учитывающих европейский опыт, можно отметить следующие:

- деятельность независимых

экономических операторов (НЭО), компаний,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которые осуществляют таможенную регистрацию, что является более современной формой, чем деятельность таможенных брокеров; НЭО будут работать на основе лицензии, выдаваемой Государственным таможенным комитетом Азербайджана;

- внедрение электронного

декларирования, применение электронной подписи, применение методов и способов автоматизированного управления и другие новшества технического характера.

Примечательно, что особый интерес к новому ТК проявляют и зарубежные инвесторы, так как их вложениям в экономику страны, как правило, предшествует активное знакомство с положениями налогового и таможенного законодательств. Необходимость в изучении нового Кодекса весьма важна, если учесть, что сегодня таможенным органам приходится производить расчеты по более, чем десяти тысячам товарных позиций, учитывая действующие нормативно-правовые акты, требующих своего усовершенствования. Реализация норм и положений нового ТК Азербайджана будет способствовать дальнейшему развитию таможенной тарифной политики нашего государства, повышения роли таможни в обеспечении его экономической безопасности, усилению борьбы с правонарушениями в области таможенного дела, увеличению роли таможни в социально-экономической жизни Азербайджана.

Ключевым фактором является то, что новый Таможенный кодекс отвечает мировым стандартам. В нём, в том числе, предусматривается широкое применение информационно-комму-никационных технологий в таможенной системе, что позволит странам, желающим сотрудничать с Азербайджаном, быстро повысить количество и скорость документооборота, а это, в свою очередь, будет способствовать увеличению товарооборота.

Принятие и введение в действие нового Таможенного кодекса важно и с точки зрения выполнения Азербайджаном обязательств, принятых для вступления в ВТО. По сравнению с предыдущим кодексом, данный документ составлен в более расширенной форме. Кроме того, ускорятся процессы вступления Азербайджана в ВТО, полного

применения автоматизированного управления в таможенной системе, повысится эффективность осуществления таможенного контроля. Укрепится правовая база совершенствования и развития таможенной тарифной политики, повышения роли таможни в обеспечении экономической безопасности нашего государства. Усилится и будет более эффективна борьба с правонарушениями в области таможенного дела, увеличится роль таможни в социально-экономической жизни страны, упростятся правила оформления экспортно-импортных операций в торгово-экономических отношениях.

Представляется также, что введение в силу нового Таможенного кодекса еще более ускорит процесс модернизации

«экономического» законодательства,

улучшит и активизирует внешнеторговую деятельность Азербайджана1, создаст благоприятные условия для широкого применения новейших технологий, для внешнеэкономического сотрудничества и партнёрства с другими государствами на взаимовыгодной, равноправной и

цивилизованной основе.

1 Подробнее об актуальных проблемах в этой области см., например, Ш.Г. Гаджиев. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. Киев: «Експрес...» 2000; Эмир-Ильсова Э.И. Регулирование внешнеэкономических связей

Азербайджанской Республики в условиях интеграции в мировую экономику. Баку, «Элм». 2006; Эфендиев О.Ф. Некоторые международно-правовые аспекты

либерализации мировой торговли // Международное право. Баку. № 1. 1998, стр. 47-57; Эфендиев О.Ф. (соавторстве). Внешнеэкономическая деятельность современного Азербайджана. Изд-во «Зардаби». Баку, 2007 и др.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Валеев, Р.М. Международное право: проблемы современности / Ред. А.И. Абдулин,

Л.Х. Мингазов, Г.Р. Шайхутдинова. - Казань: Казанский университет, 2013.

2. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества. - М., 2004. - С. 87-97.

3. Гаджиев, Ш.Г. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. - Киев: Експрес, 2000.

4. Загладин, Н.В. Глобализация и Россия. - М., 2004.

5. Сеидов, А.В. Международное право в эпоху глобализации. - М., 2005.

6. Ситников, В.О. Интеграция России в глобальную систему ВТО. - М., 2003.

7. Фархутдинов, И.З. Глобализация и геоэкономика: новые правовые парадигмы мироустройства // Законодательство и экономика. - № 5. - 2004. - С. 18-28.

8. Эфендиев, О.Ф. О проблематике сотрудничества и партнёрства в международном праве // Транспортное право. - Баку. - № 4. - 2005. - С. 6-21.

9. Мишальченко, Ю.В., Белоусов, С.Н. Применение международного права и сотрудничество государств-членов ЕврАзЭС в условиях вступления в ВТО // Российский ежегодник международного права. - 2011. - Санкт-Петербург. - 2012. - С. 103-112.

10. Шумилов, В.М. Международное публичное экономическое право. - М., 2001.

11. Карро, Д., Жюйар, П. Международное экономическое право (перевод с франц. яз.). - М.: Международные отношения, 2002.

12. Капустин, А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2010.

13. Эмир-Ильсова, Э.И. Регулирование внешнеэкономических связей Азербайджанской Республики в условиях интеграции в мировую экономику. - Баку: «Элм», 2006.

14. Эфендиев, О.Ф. Некоторые международно-правовые аспекты либерализации мировой торговли // Международное право. - Баку. - № 1. - 1998. - С. 47-57.

15. Эфендиев, О.Ф. (в соавторстве). Внешнеэкономическая деятельность современного Азербайджана. - Баку: Изд-во «Зардаби», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.