Научная статья на тему 'Внешнеэкономические отношения Азербайджана и Туркменистана в годы независимости'

Внешнеэкономические отношения Азербайджана и Туркменистана в годы независимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА / OPEN ECONOMY / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / EXPORT-IMPORT OPERATIONS / СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / FOREIGN TRADE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаев Шахин Тофик Оглы

Статья направлена на изучение внешнеэкономических связей Азербайджана и Туркменистана в годы после обретения государственной независимости. Цель. Рассмотреть положение Азербайджана и Туркменистана в системе мирохозяйственных связей и их взаимоотношения в годы независимости. Задачи. На основе многолетних статистических данных проанализировать характерные особенности экономики Азербайджана и Туркменистана; дать сравнительный анализ показателей, характеризующих открытость экономики; выявить соответствующие резервы по организации межгосударственных экономических отношений. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрены объем и структура экономических взаимоотношений Азербайджана и Туркменистана, выявлены тенденции и определены основные направления их рационализации. Результаты. Внешнеэкономические отношения Азербайджана с Туркменистаном находятся не на должном уровне. Несмотря на то что за последние 20 лет между двумя странами подписано более 40 нормативно-правовых документов, действующий механизм по регулированию и развитию внешнеторговых отношений требует своего основательного совершенствования. Выводы. Изучение внешнеэкономических связей Азербайджана и Туркменистана в годы после обретения государственной независимости позволяет не только выявить объем и структуру экономических взаимоотношений двух стран, но и сформулировать конкретные предложения, обеспечивающие их рационализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Economic Relations of Azerbaijan and Turkmenistan in the Days of Independence

This study is aimed at examining the foreign economic relations of Azerbaijan and Turkmenistan in the postindependence years. Aim. This study aims to examine the position of Azerbaijan and Turkmenistan in the system of global economic relations and their relation in the days of independence. Tasks. This study analyzes the characteristics of the economies of Azerbaijan and Turkmenistan based on statistical years, performs a comparative analysis of the indicators of openness of an economy, and identifies the corresponding provisions for the organization of international economic relations. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the scope and structure of the economic relations of Azerbaijan and Turkmenistan, identifies trends, and determines major directions in their rationalization. Results. The foreign economic relations of Azerbaijan and Turkmenistan are substandard. Despite the fact that in the past 20 years over 40 legal and regulatory documents have been signed between the two countries, the existing mechanism for the regulation and development of foreign trade relations requires significant improvement. Conclusion. The examination of the foreign economic relations of Azerbaijan and Turkmenistan in the post-independence years makes it possible not only to determine the scope and structure of the economic relations of the two countries but also to formulate specific proposals for their rationalization.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономические отношения Азербайджана и Туркменистана в годы независимости»

J

<

Внешнеэкономические отношения Азербайджана и Туркменистана в годы независимости

Foreign Economic Relations of Azerbaijan and Turkmenistan in the Days of Independence

УДК 339.9

О

Мусаев Шахин Тофик оглы

старший преподаватель Бакинского университета бизнеса

AZ1011, Азербайджан, г Баку, пр. Г Зардаби, д. 88, лит А

Shakhin T. Musaev

Senior lecture at the Department of Baku Business University

H. Zardabi Str. 88/A, Baku, Azerbaijan, AZ1011

Статья направлена на изучение внешнеэкономических связей Азербайджана и Туркменистана в годы после обретения государственной независимости. Цель. Рассмотреть положение Азербайджана и Туркменистана в системе мирохозяйственных связей и их взаимоотношения в годы независимости. Задачи. На основе многолетних статистических данных проанализировать характерные особенности экономики Азербайджана и Туркменистана; дать сравнительный анализ показателей, характеризующих открытость экономики; выявить соответствующие резервы по организации межгосударственных экономических отношений.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрены объем и структура экономических взаимоотношений Азербайджана и Туркменистана, выявлены тенденции и определены основные направления их рационализации.

Результаты. Внешнеэкономические отношения Азербайджана с Туркменистаном находятся не на должном уровне. Несмотря на то что за последние 20 лет между двумя странами подписано более 40 нормативно-правовых документов, действующий механизм по регулированию и развитию внешнеторговых отношений требует своего основательного совершенствования.

Выводы. Изучение внешнеэкономических связей Азербайджана и Туркменистана в годы после обретения государственной независимости позволяет не только выявить объем и структуру экономических взаимоотношений двух стран, но и сформулировать конкретные предложения, обеспечивающие их рационализацию.

Ключевые слова: внешнеэкономические отношения, открытая экономика, экспортно-импортные операции, структура внешней торговли

This study is aimed at examining the foreign economic relations of Azerbaijan and Turkmenistan in the post-independence years.

Aim. This study aims to examine the position of Azerbaijan and Turkmenistan in the system of global economic relations and their relation in the days of independence. Tasks. This study analyzes the characteristics of the economies of Azerbaijan and Turkmenistan based on statistical years, performs a comparative analysis of the indicators of openness of an economy, and identifies the corresponding provisions for the organization of international economic relations.

Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the scope and structure of the economic relations of Azerbaijan and Turkmenistan, identifies trends, and determines major directions in their rationalization.

Results. The foreign economic relations of Azerbaijan and Turkmenistan are substandard. Despite the fact that in the past 20 years over 40 legal and regulatory documents have been signed between the two countries, the existing mechanism for the regulation and development of foreign trade relations requires significant improvement. Conclusion. The examination of the foreign economic relations of Azerbaijan and Turkmenistan in the post-independence years makes it possible not only to determine the scope and structure of the economic relations of the two countries but also to formulate specific proposals for their rationalization.

Keywords: foreign economic relations, open economy, export-import operations, foreign trade structure

Процесс развития мировой экономики тесно связан с эволюцией международных экономических отношений. Все субъекты мировой экономики взаимодействуют между собой через этот многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами и их региональными объединениями. Методология изучения международных экономических отношений предусматривает рассмотрение их содержания на различных уровнях, а также по объектам, субъектам и механизмам их реализации.

Вопросы внешнеэкономических отношений привлекают внимание многих ученых-экономистов. Но в научных работах чаще всего рассматривается их общая проблематика. В то же время за последние 15 лет в Азербайджане были проведены исследования, связанные с внешнеторговыми отношениями стран ближнего и дальнего зарубежья. Однако внешнеэкономические отношения между Азербайджаном и Туркменистаном не были предметом конкретного исследования. В этой связи нам представляются актуальными изучение внешнеэкономических между двумя странами и разработка соответствующих рекомендаций по их развитию.

Характерные особенности экономики Азербайджана и Туркменистана

Обе страны являются индустриально-аграрными. Основу экономики Азербайджана составляет топливно-энергетический комплекс, включающий нефтегазодобычу, нефтепереработку и электроэнергетику. С ними связано развитие других отраслей — химической промышленности, машиностроения, электротехнической промышленности, черной и цветной металлургии и др. В стране выращиваются пшеница, хлопок, виноград, табак, субтропические культуры, выращивается чай.

Азербайджан относится к числу регионов, обладающих нефтегазовыми ресурсами мирового значения. Добыча нефти в мире на промышленной основе осуществлялась в Азербайджане еще в XIX столетии, а начале ХХ в. она превысила 50% от мировой добычи. Широкое распространение получила морская добыча нефти на Каспии. Заключение и успешная реализация «Контракта века» ознаменовали реальный выход Азербайджана на мировую арену [1]. Проводимая в стране новая Нефтегазовая стратегия имеет важное значение не только для республики, но и для региона и всего мира. На протяжении многих лет Азербайджан считается государством, проводящим независимую политику, имеющим свой подход и взгляд на глобальные политические процессы и систему международных отношений. Азербайджан является инициатором и исполнителем глобальных транснациональных и многочисленных региональных проектов.

В настоящее время Азербайджан стал политическим, экономическим и гуманитарным центром Южного Кавказа. Из года в год развиваются многосторонние и двусторонние отношения с ведущими международными организациями и другими странами. Всестороннее развитие Азербайджана, усиление его экономического потенциала, активная внешняя политика обеспечили повышение авторитета страны, ее более тесную интеграцию в международное сообщество. Если в 1995 г. республика поддерживала внешнеторговый оборот с 61 страной, то в 2015 г. количество торговых партнеров увеличилось до 165, а объем внешнеторгового оборота за этот период вырос почти в 20 раз.

Особенно высокие темпы роста экономики страны наблюдаются в 2005-2014 гг. За этот период численность населения республики увеличилась на 111,6%, количество занятых в экономике — на 113,3%, доходы населения — в 4,9 раза, объем ВВП — в 8,3 раза, промышленной продукции — в 3,5 раза, инвестиции в основной капитал — в 3,1 раза, доходная часть бюджета — в 8,9 раза, розничная торговля — в 4,8 раза, а удельный вес расходной части бюджета в ВВП возрос с 17,1% в 2005 г. до 31,7% в 2014 г. [2, с. 38-42].

В структуре экономики и внешнеэкономической деятельности Азербайджана и Туркменистана имеются общие и отличительные особенности. Туркменистан является индустриально-аграрной страной. Основой развития его промышленности служит минерально-сырьевая база (нефть и газ). По запасам газа страна занимает одно из лидирующих мест в мире; природный газ и электроэнергия являются ее основными экспортными товарами. Туркменистан, кроме нефти и газа, обладает существенными запасами мирабилита, каменной, глауберовой, поваренной, калийной солей, озокерита, йода, брома, сульфата натрия и других веществ, которые используются в химической промышленности.

В стране также получили развитие перерабатывающие отрасли промышленности, такие как нефтепереработка, нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, производство строительных материалов, текстильная и пищевая промышленность. В аграрном секторе стратегическими отраслями являются хлопководство и зерноводство. В стране также развиваются бахчеводство, овощеводство, садоводство, животноводство и птицеводство.

Туркменистан стремится стать крупным транзитным узлом в Центральной Азии. В годы независимости страна получила мощный импульс к развитию. Практически с нуля были созданы такие отрасли, как текстильная промышленность и строительство, растет

тяжелая индустрия. Сегодня экономика Туркмениста- ^ на по темпам ежегодного прироста занимает одну =п из лидирующих позиций в мире. Мощными темпами х развивается социальная сфера, на которую ежегодно ш выделяется более 70% государственного бюджета. х Повышение благосостояния народа, обеспечение вы- ^ соких темпов развития страны являются главными ^ целями реформ в социально-экономической и общественно-политической жизни страны. ^

В Туркменистане осуществляются широкомасштаб- к ные программы, направленные на повышение эконо- =Ц мического потенциала государства и уровня жизни на- < рода. Словом, Туркменистан достиг качественно новых ^ рубежей во всех отраслях национальной экономики. ^ Когда во всем мире продолжается финансовый кри- ^ зис, Туркменистан обеспечивает стабильное развитие 2 экономики. Страна надежно и стабильно занимается транзитом энергоносителей на международном рынке, ведет активную работу по выработке международно-правового механизма, призванного обеспечить гарантии надежности и безопасности энергопоставок. Туркменистан установил и поддерживает дипломатические отношения со 132 государствами и является членом 43 международных организаций.

В 2010-2014 гг. объем ВВП в Туркменистане увеличился почти в 2,2 раза, внешнеторговый оборот — в 2 раза, а среднемесячная заработная плата — на 153,5%. По итогам 2014 г. доходная часть госбюджета была выполнена на 121,2%, а расходная часть — на 95,8%. В Туркменистане сохраняется высокий уровень инвестиций в социально-экономическое развитие страны и ее регионов. В процессе экономического реформирования существенную роль играет внешнеэкономическая политика государства, направленная на эффективное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей и реализацию связанных с этим экономических выгод и преимуществ. Важнейшим инструментом достижения этой цели выступает развитие и дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), направленного на оптимальное сочетание открытости туркменской экономики и обеспечения требований экономической безопасности государства [3-5].

Азербайджан и Туркменистан находятся на Великом шелковом пути, проходящем через европейские страны и страны Юго-Восточной Азии, и участвуют в реализации трансконтинентальных связей. В последние годы между двумя странами сформировались новый внешнеэкономические отношения. Однако они до сих пор не решили проблему делимитации территориальных вод и раздела месторождений Каспийского моря. Думается, что в недалеком будущем по этому спорному вопросу будут приняты эффективные решения.

Степень открытости экономики

Открытая экономика интегрирована в мировое экономическое пространство и активно использует различные формы мирохозяйственных связей. Факторами, влияющими на степень открытости экономики, являются уровень экономического развития страны, структура общественного производства, обеспеченность материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также емкость внутреннего рынка. Ключевыми показателями, характеризующими степень открытости экономики, являются экспортная и импортная квоты, внешнеторговая квота, доля импорта в объеме национального потребления, внешнеторговый оборот

Таблица 1

Показатели, характеризующие степень открытости экономики Азербайджана и Туркменистана в 2010-2014 гг.

_ № Показатели Азербайджан Туркменистан

сг X п/п 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

V X 1 Численность населения, 9,1 9,2 9,4 9,5 9,6 4,91 4,96 5,03 5,08 5,41

й п млн чел.

I п 2 Валовый внутренний про- 52,9 66,0 69,7 74,2 75,2 22,1 29,2 35,2 41,0 47,9

т дукт, млрд долл. США

к X 3 Внешнеторговый оборот, 33,2 44,2 43,8 43,6 39,5 17,9 28,2 34,1 34,9 36,4

< млрд долл.

т X 4 Объем импорта, млрд долл. 6,6 9,8 9,7 10,7 9,2 8,2 11,4 14,1 15,9 16,6

сг 5 Объем экспорта, млрд долл. 26,6 34,4 34,2 32,8 30,3 9,7 16,8 20,0 19,0 19,8

о 6 Объем иностранных инве- 8,20 8,70 10,30 10,50 11,70 3,63 3,39 3,13 3,08 3,16

2 стиций, млрд долл.

7 Внешнеторговая квота, % 62,7 67,0 62,9 58,7 52,5 81,0 96,6 96,9 85,1 76,0

8 Экспортная квота, % 50,2 52,2 49,0 44,3 40,3 43,9 57,5 56,8 46,3 41,3

9 Импортная квота, % 12,5 14,8 13,9 14,4 12,2 37,1 39,0 40,1 38,8 34,7

10 Внешнеторговый оборот на душу населения, долл. 3644,0 4800,2 4661,0 4584,6 4110,6 3645,6 5685,5 6779,3 6870,1 6728,3

11 Объем иностранных инвестиций на душу населения, долл. 901,1 945,7 1095,7 1105,3 1218,8 739,3 683,5 622,3 606,3 584,1

12 Доля импорта в объеме национального потребления, % 20,0 23,6 21,4 20,6 17,0 39,8 47,9 48,1 42,0 37,1

Источники: [2; 6; 7].

80

о 70

ч а ч

^ 60

50

40

30

20

75,188

22,1

— Азербайджан

— Туркменистан

54,000

35,7

2010 2011 2012 2013 2014 2015 Год

Рис. 1. Динамика ВВП в Азербайджане и Туркмении

на душу населения, показатель международного движения капитала, коэффициент эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП и др.

На основе базы данных Госкомстата (ГКС) Республики Азербайджан мы произвели расчеты этих показателей за период 2010-2014 гг. (табл. 1). В качестве основы были использованы численность населения, объем ВВП, внешнеторгового оборота, импорта, экспорта и иностранных инвестиций по каждой республике в отдельности. Прежде всего считаем уместным указать объем ВВП по каждой стране. На рис. 1 мы видим, что за рассматриваемый период объем ВВП в Туркменистане увеличился в 2,2 раза, а в Азербайджане — в 1,4 раза. Изменение этого показателя отразилось на уровне отдельных ключевых показателей.

Анализ данных табл. 1 показал, что по обеим странам в указанной базе данных (показателей) наблюдаются высокие темпы роста, что способствует и росту ключевых показателей.

Оценивая уровень отдельных показателей, можно заметить, что внешнеторговая квота, т. е. удельный вес внешнеторгового оборота в ВВП, в Туркменистане значительно выше (в среднем 87,1%), чем в Азербайджане (60,7%). Это означает, что в Туркменистане преобладающая доля ВВП формируется за счет внешнеторгового оборота, что указывает на нерациональную структуру экономики и сильную зависимость от внешнего фактора. В Азербайджане этот показатель значительно ниже, это подтверждает сравнительно более рациональную организацию производства.

Таблица 2 ^

Структура внешней торговли Азербайджана и Туркменистана в 2010-2014 гг. ^

№ п/п Показатели Азербайджан Туркменистан

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

1 Объем внешнеторгового оборота, млрд долл. США 33,2 44,2 43,8 43,6 39,5 17,9 28,2 34,1 34,9 36,4

2 Темп роста к предыдущему году, % 159,6 133,2 99,2 99,4 90,6 97,6 157,2 121,4 102,4 104,2

3 Объем экспорта, млрд долл. 26,6 34,4 34,2 32,8 30,3 9,7 16,8 20,0 19,0 19,8

4 Темп роста к предыдущему году, % 181,0 129,5 99,3 96,1 92,2 104,3 173,2 119,0 95,0 104,2

5 Объем импорта, млрд долл. 6,6 9,8 9,7 10,7 9,2 8,2 11,4 14,1 15,9 16,6

6 Темп роста к предыдущему году, % 108,2 147,8 98,9 111,0 85,8 91,1 139,0 123,7 112,8 104,4

7 Сальдо торгового баланса, млрд долл. 20,0 24,6 24,5 22,1 21,1 1,5 5,4 5,9 3,1 3,2

Источник: [3].

Характеризуя значимость экспорта для экономики, следует подчеркнуть, что чем больше экспортная квота, тем глубже участие страны в международных экономических связях. В международной практике высоким считается показатель экспортной квоты, превышающий 30%. В данном случае в обеих странах этот показатель значительно выше рекомендуемого уровня, что подтверждает значительную степень открытости экономики Азербайджана и Туркменистана. В этой связи уместно отметить, что в западноевропейских странах уровень экспортной квоты характеризуется следующим образом: Нидерланды — 57%, Люксембург — 40%, Швеция — 34%, Швейцария — 32%. Еще более высокие показатели имеют некоторые развивающиеся страны: ОАЭ — 105%, Гайана — 84%, Катар — 89%, Суринам — 68%. Но, в отличие от развитых стран, экономика данных государств почти целиком зависит от экспорта сырья. С другой стороны, мощнейшие государства имеют невысокую экспортную квоту: США — 7%, Япония — 12%, Франция — 22%, Великобритания — 17%, Италия — 22%. Приведенные показатели свидетельствуют не о низкой степени интегрированности данных стран в мировую экономику, а о больших объемах ВВП и наличии широкого внутреннего рынка [8].

Высокие показатели импортной квоты обычно имеют место в развивающихся странах, а в развитых странах они находятся на умеренном или низком уровне. Так, в Гайане рассматриваемый показатель составляет 91%, Свазиленде — 88%, Суринаме — 68%, Йемене — 65%. В то же время во Франции импортная квота находится на уровне 23%, в Италии — 22%, США — 14%, Японии — 10% [Там же]. Следовательно, по данному показателю Азербайджан можно сравнивать с развитыми странами, а Туркменистан — с отдельными развивающимися странами.

Комбинация экспортной и импортной квоты дает представление о масштабах связи отдельных национальных экономик с мировым хозяйством. Рост доли импорта в объеме национального потребления может свидетельствовать о расширении ассортимента, увеличении многообразия предлагаемых товаров (услуг), стимулирующем влиянии конкуренции. В то же время очень высокое значение данного показателя свидетельствует о сокращении отечественного производства из-за его низкой конкурентоспособности, о возникновении существенной и неоправданной зависимости отдельных отраслей — и экономики

в целом — от импорта. Как видно из данных табл. 1, и по этому показателю Азербайджан имеет более выигрышное положение, чем Туркменистан. По показателю международного движения капитала, т. е. объему иностранных инвестиций на душу населения, Азербайджан значительно превосходит Туркменистан.

Структура внешнеторгового оборота

Снижение объема добычи нефти в Азербайджане в 2014 г. в определенной степени повлияло на рост внешнеторгового оборота, в том числе на объем экспорта. По сравнению с 2012 г. эти показатели продемонстрировали тенденцию к снижению. Мировой финансовый кризис отрицательно повлиял и на объем импорта. Если в 2011 г. сальдо торгового баланса составляло 24,6 млрд долл. США, то в 2014 г. оно уменьшилось до 21,1 млрд долл. По официальным данным статистического органа Туркменистана, в 2010-2014 гг. объем внешнеторгового оборота увеличился более чем в 2 раза, в том числе экспорта — в 2,1 раза, импорта — более чем в 2 раза, что способствовало увеличению сальдо торгового баланса в 2,1 раза (табл. 2).

Оценивая структуру внешнеторгового оборота со странами ближнего зарубежья, в частности со странами СНГ, можно заметить, что в 2000-2014 гг. объем этого показателя увеличился в 5,6 раза, однако удельный вес сократился от 18 до 7,4%; по Туркменистану эти показатели составили 2,9 раза, 3,4% и 1,8% соответственно. Следовательно, внешнеторговые отношения между Азербайджаном и Туркменистаном поддерживаются не на должном уровне. По данным ГКС Азербайджанской Республики, в 2010-2014 гг. объем внешнеторгового оборота уменьшился в 4,2 раза, в том числе объем экспорта — в 5,3 раза, а объем импорта то снижался, то увеличивался. В конечном итоге, в 2014 г., по сравнению с 2010 г., он уменьшился на 5,1% (рис. 2). В результате если в 2000 г. среди экспортеров Туркменистан занимал 18-е место, то в 2014 г. он передвинулся на 36-е место, а среди импортеров он занимал места выше 40-го [7, с. 13-27].

Анализ и обработка материалов статистического сборника ГКС Азербайджанской Республики о внешнеторговых связях за 2000-2014 гг. дали нам возможность определить количество экспортируемых и импортируемых товаров между двумя странами (рис. 3). Мы видим, что если в 2000 г. из Азербай-

--внешнеторговый оборот--экспорт---импорт

Рис. 2. Структура внешнеторгового оборота Азербайджана с Туркменистаном

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Год 2014

21

93

2013

72

90

2012

29

79

2011

31

2010

87

2000

37

121

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180

— импорт □ — экспорт

Рис. 3. Количество экспортируемой и импортируемой продукции (товаров) между Азербайджаном и Туркменистаном

джана в Туркменистан экспортировались товары по 121 наименованию, а в 2010 г. — по 87 наименованиям, то в последующие годы их количество составляло: в 2011 г. — 31 наименование, в 2002 г. — 79, в 2013 г. — 90, а в 2014 г. — 93 наименования. Наибольшее количество экспортируемых в Туркменистан товаров наблюдалось в 2013 г., а наименьшее количество — в 2010 и 2011 гг. (рис. 3).

Анализ показал, что за указанный период количество экспортируемой продукции из Азербайджана в Туркменистан колеблется от 4 до 10 групп. Среди них продукты питания (маргарин, сахар, мясные консервы, овощные и фруктовые консервы, соки из овощей и фруктов, свежие фрукты, растительные масла), строительные материалы (глина бентонитовая, гипс), химическая продукция (полимеры этиловые, мешки и кульки из полиэтилена), смазочные масла, трубы из черного металла, мебель из дерева, изоляционный кабель и проволоки, а также санитарно-гигиенические изделия из картона и бумаги. В 2010 г. из указанного ассортимента наибольший объем экспортируемой продукции был характерен для продуктов питания, на втором месте — строительные материалы и продукция химической промышленности, а в 2014 г. кроме

продуктов питания в Туркменистан экспортировались 146,4 т изоляционного кабеля и проволоки, 180 т полимеров этиленовых, 67,9 т смазочных масел, 22,5 т санитарно-гигиенических изделий из картона и бумаги (табл. 3).

Подводя итоги, можно сделать однозначные выводы, что внешнеэкономические отношения Азербайджана с Туркменистаном находятся не на должном уровне. Несмотря на то что за последние 20 лет между двумя странами подписано более 40 нормативно-правовых документов, действующий механизм по регулированию и развитию внешнеторговых отношений требует основательного совершенствования. В этой связи, прежде всего, необходимо:

• решить проблему территориальных споров по разделу Каспийского моря;

• создать двустороннюю межправительственную комиссию по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которая должна решить вопрос по тесному сотрудничеству в области энергетики, агропромышленного комплекса, в финансовой и банковской сферах, сфере высоких технологий, инвестиционной и инновационной деятельности, транспортировке нефти и газа по экспортным тру-

Таблица 3

Объем экспортируемой продукции из Азербайджана в Туркменистан

Наименование продукции Годы

2010 2011 2012 2013 2014

Маргарин, т 149,4 — 75,0 219,8 482,0

Сахар, тыс. т 27,8 20,4 34,0 38,0 42,1

Трубы из черного металла, т — 53,5 — — —

Мясные консервы, т 15,2 — — — —

Овощные и фруктовые консервы, т 22,7 — — 363,7 167,0

Соки из овощей и фруктов, т 521,1 — — 486,7 471,0

Глина бентонитовая, т 403,7 — — — —

Гипс, т 68,0 204,0 — — —

Полимеры этиленовые, т 233,0 90,0 360,0 315,0 180,0

Мешки и кульки, т 321,0 — — — —

Мебель из дерева, шт. 176,0 — — — —

Свежие фрукты, т — 25,1 — — —

Изоляционный кабель и проволоки, т — — 617,5 — 146,4

Растительное масло, т — — — 315,2 199,7

Санитарно-гигиенические изделья из картона и бумаги, т — — — 12,2 22,5

Чай, т — — — — 5,7

Смазочные масла, т — — — — 67,9

Источник: [7, с. 114-122; 151-157; 185-190; 217-222; 248-254].

бопроводам и другим необходимым аспектам внешнеэкономических отношений;

• наладить поставку в Туркменистан нефтепромыслового оборудования для строительства инфраструктуры, капитального ремонта скважин по добыче нефти и газа;

• создать совместные предприятия по производству импортозамещающей, высококачественной продукции легкой, текстильной и пищевой промышленности, по переработке хлопка-сырца, шерсти, изготовлению кожевенных изделий;

• участвовать в реализации инвестиционных проектов в области создания нетрадиционных и альтернативных источников энергии, а также в области охраны окружающей среды и акватории Каспийского моря;

• внедрить эффективные формы и методы в области таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в обеих странах;

• увеличить объем и номенклатуру перевозки грузов с использованием морского и железнодорожного транспорта;

• активизировать участие туркменских фирм в созданной свободной экономической зоне Бакинского международного морского торгового порта.

Литература

1. Алиев Т. Н. «Контракт века» ознаменовал реальный выход Азербайджана на мировую арену // Проблемы нефтегазовой промышленности: Сб. науч. тр. Вып. 3. Киев, 2006. С.398-407.

2. Статистические показатели Азербайджана. Баку: Гос. комитет по статистике, 2015. 814 с.

3. Итоги социально-экономического развития Туркменистана: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov. ru/exportcountries/tm/about_tm/eco_tm/.

4. Официальный сайт Gundogar News: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gundogar-news.com/index.php.

5. Экономика Туркменистана: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tm.spinform.ru/ekonomics.html.

6. Джумаев И. Внешняя торговля Туркменистана: тенденции, проблемы и перспективы // Университет Центральной

Азии. Институт Государственного управления и политики. Доклад № 11. Бишкек, 2012. 38 с.

7. Внешняя торговля Азербайджана. Баку: Гос. комитет по статистике, 2015. 258 с.

8. Открытая экономика: сущность, факторы, влияющие на степень открытости, ключевые показатели: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/mez-dunarodnaaekonomika/cover-page/new/4-otkrytaa-ekonomi-ka-susnost-faktory-vliausie-na-stepen-otkrytosti-klucevye-po-kazateli.

References

1. Aliev T. N. "Kontrakt veka" oznamenoval real'nyy vykhod Azer-baydzhana na mirovuyu arenu ["Contract of the Century" marked the real way of Azerbaijan to the world stage]. Prob-lemy neftegazovoy promyshlennosti. Sbornik nauchnykh tru-dov, 2006, no. 3, pp. 398-407.

2. Statisticheskie pokazateli Azerbaydzhana [Statistical indicators of Azerbaijan]. Baku, State Statistical Committee Publ., 2015. 814 p.

3. The results of social-economic development of Turkmenistan. Integrated Foreign Economic Information Portal. Available at: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/tm/about_tm/ eco_tm/. (in Russ.).

4. Official website of Gundogar News. Available at: http://gun-dogar-news.com/index.php. (in Russ.).

5. Economy of Turkmenistan. Available at: http://tm.spinform. ru/ekonomics.html. (in Russ.).

6. Dzhumaev I. Vneshnyaya torgovlya Turkmenistana: tendentsii, problemy i perspektivy [Foreign trade of Turkmenistan: Trends, problems and prospects]. Universitet Tsentral'noy Azii. Institut gosudarstvennogo upravleniya i politiki. Doklad [University of Central Asia. Institute of Public Policy and Administration. Working Paper], 2012, no. 11. 38 p. Available at: http://www. knigi.konflib.ru/8ekonomika/72318-1-vneshnyaya-torgovlya-turkmenistana-tendencii-problemi-perspektivi-ishanguli-dzhu-maev-doklad-11-2012-universitet.php.

7. Vneshnyaya torgovlya Azerbaydzhana [Foreign trade of Azerbaijan]. Baku, State Statistical Committee Publ., 2015. 258 p.

8. Open economy: Essence, factors affecting the degree of openness, key indicators. Available at: https://sites.google. com/site/mezdunarodnaaekonomika/cover-page/new/4-ot-krytaa-ekonomika-susnost-faktory-vliausie-na-stepen-otkry-tosti-klucevye-pokazateli. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.