Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 185—188. State service and personnel. 2023;(5): 1 85— 1 88.
Научная статья УДК 343.132
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-185-188 NIION: 2012-0061-05/23-294
EDN: https://elibrary.ru/OYJMUQ MOSURED: 77/27-008-2023-05-494
Проблемы совершенствования противодействия финансированию терроризма
Хасанш Анатольевич Бачканов
Белгородский юридический институт МВД России
имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия, [email protected]
Аннотация. Настоящая статья посвящена проблемам совершенствования противодействию финансирования международного терроризма.
Ключевые слова: терроризм, финансирование терроризма, противодействие финансированию терроризм, легализация добытых преступным путём доходов
Для цитирования: Бачканов Х.А. Проблемы совершенствования противодействия финансированию терроризма // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 185—188. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-185-188 EDN: https://elibrary.ru/OYJMUQ
Original article
Criminal activity through the binance cryptocurrency exchange
Khasansh A. Bachkanov
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia, [email protected]
Abstract. This article is devoted to the problems of improving the counteraction to the financing of international terrorism.
Keywords: terrorism, financing of terrorism, countering the financing of terrorism, legalization of proceeds from crime For citation: Bachkanov Kh.A. Criminal activity through the binance cryptocurrency exchange // State service and personnel. 2023.(5):185—188. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-185-188 EDN: https://elibrary.ru/OYJMUQ
Терроризма представляет собой глобальную угрозу, и его раскрытия и расследование является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов и спецслужб. Проведенный анализ статистических данных показал, что в 2022 г. на территории РФ наблюдается рост зарегистрированных преступлений террористического характера и составляет 2 233. Поэтому повышенное внимание уделяется вопросам борьбы с терроризмом на территории РФ, так и в других странах.
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» в ст. 3 даёт определение: «терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными
© Бачканов Х.А., 2023
организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;» [1]. Схожие понятия используются в уголовном законодательстве зарубежных стран.
При этом в международных нормативных правовых актах четкое определения понятия «терроризм» и его видов отсутствует. Данная ситуация сложилась по ряду причин: разночтение терминов в национальных законодательствах; сложность в правовом анализе ситуации и субъективность оценок; использование террористов, государствами в политических целях. Отсутствие такой дефиниции в международном праве, и как следствие, плодотворной международной кооперации государств в данной сфере, является главной проблемой в борьбе с терроризмом.
Важным аспектом исследования является дифференциация видов терроризма, и учёт их особенностей для выработки мер противодей-
№ 5/2023
ствия. Терроризм подразделяется: 1) по характеру субъекта террористической деятельности на:
а) индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация;
б) коллективный (организованный) - террористическая деятельность реализуется некой организацией; 2) по целенаправленности: а) националистический - преследует сепаратистские или национально-освободительные цели; б) религиозный - может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой и внутри одной веры и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную; в) идеологический, социальный — преследует цель изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой- либо острой проблеме. Данное деление условно и сходство можно найти в разных видах, но учет таких особенностей помогает организовать эффективное противодействие терроризму и выработать меры по предупреждению террористических актов.
Важным направлением противодействия является контроль над финансированием террористической деятельности, так как террористическая деятельность — это деятельность, связанная с большими финансовыми затратами на подготовку и осуществление теракта, следовательно, необходимо лишить участников террористических организаций материальных и финансовых ресурсов.
В 1996 г. на совещании министров «Большой восьмерки» были выработаны рекомендации, предписывающие странам проведение постоянного мониторинга и контроля за денежными переводами и процедурой раскрытия банковской тайны; интенсификацию обмена информацией в отношении международного движения капитала, направляемого или получаемого организациями или группами, подозреваемыми в осуществлении или поддержке террористических организаций; принятие мер для предотвращения переводов денежных средств, в отношении которых есть подозрения, что они предназначены террористическим организациям.
На заседании Генеральной Ассамблеи ООН в 1999 г. была принята Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, которая заложила основы правового регулирования этого вопроса на международном уровне [3]. Указанную конвенцию подписали 132 государства, в ней финансирование терроризма было отнесено к уголовному преступлению, а также были определены обязательства государств по его предотвращению. Государства, подписавшие конвенцию, брали на себя ряд обязательств: зафиксировать преступный характер финансирования террориз-
ма в своем уголовном законодательстве; принимать участие в широкомасштабном сотрудничестве с другими государствами-участниками; ввести в действие определенные требования в отношении роли финансовых учреждений в выявлении и сообщении фактов, свидетельствующих о финансировании террористических актов.
В 2001 г. к работе по противодействию финансированию терроризма подключилась Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее ФАТФ), в состав которой в настоящее время входят 33 государства. ФАТФ в 2004 г. разработала для стран рекомендации по данной проблематике на национальном уровне. Составленные ФАТФ рекомендации регулярно обновляются и фокусируются на предотвращении частного спонсирования террористических группировок. В документе описаны меры, связанные с безналичным переводом и использованием спонсорами альтернативных систем денежных переводов, отдельно рассматривается процедура перевоза наличных денежных средств.
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом от 07.08.2001. № 115- ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений [2].
К примеру, одной из особенностей исламистского терроризма в период с 2011 года по 2016 год являлся наличие дополнительного способа финансирования, так называемая хавала. Хавала — это неформальная финансово-расчётная система на основе взаимозачёта требований и обязательств между брокерами. Система основана на переводе денежных средств путём однократных уведомлений по электронной почте, факсу или по телефону. Материальные ценности перемещаются без сопроводительных финансовых документов. Поскольку финансовые транзакции осуществляются методом взаимозачёта (клиринга) или при личных встречах, то отследить эти потоки трудно.
№ 5/2023
Поэтому важно, чтобы правоохранительные органы выявляли данные ячейки и устанавливали наружное наблюдение, вербовали брокеров, чтобы получать необходимую информацию.
В настоящее время активно используется возможности использования криптовалют в запрещенных законом целях. Важно отметить о серьезной опасности, вытекающей из технологических особенностей. Имеет место масштабного использования средств шифрованных интернет-коммуникаций, электронного банкинга и криптова-лют, схемы удаленного управления террористической деятельностью и ее финансирования.
Главный недостаток любой криптовалюты заключается в отсутствии возможности отследить движение средств при ее использовании. Большинство криптовалют анонимны и не требуют идентификации, необходимой при использовании банковского счета. Поэтому она может быть идеальным платежным средством для оказания финансовой помощи участникам МТО. Еще одним привлекательным качеством криптовалюты является глобальная доступность. Система решает проблему передачи денег из любого места в любое время на любую сумму. Можно выполнять транзакции через другие страны, запутывать следы через использование разных бирж, обменни-ков из разных стран. Кроме того, подобные операции совершаются значительно быстрее, чем традиционные транзакции, поэтому вероятность перехвата и блокировки гораздо ниже. Представляется, что распространенное мнение о низкой осведомленности и непрофессионализме сторонников запрещенных организаций не соответствует реальности. Большинство криптовалют достаточно просты в использовании за счет легкого интерфейса и понятных действий и возможности установления на мобильные приложения. В некоторых странах они полностью свободны, в других — активно используются для сбора пожертвований, что позволяет привлекать большое количество людей и большие денежные средства.
С учетом изложенного перед правоохранительными органами и уполномоченными органами власти как на национальном, так и на международном уровне встает вопрос разработки мер контроля нелегального потока электронных денежных средств в условиях цифровой экономики.
Контроль над финансированием террористической и экстремисткой деятельности в России регламентирован Федеральным законом от 07.08.2001
№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и возложен на Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее ФСФМ) [2].
В своей простейшей форме ФСФМ представляют собой орган, который получают от финансовых учреждений и других структур и лиц сообщения о подозрительных операциях, анализируют их и передают подготовленную на основе этих сообщений информацию местным правоохранительным органам и зарубежным ПФР в целях борьбы с отмыванием денег и противодействию финансирования терроризма.
Росфинмониторинг является центром по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, а также по выработке мер противодействия этим угрозам.
ФСФМ отслеживает и формирует списки лиц, причастных к экстремистской деятельности и терроризму, на 01.10.2023 году в перечень включено 13582 физических лиц и 547 организаций [4]. Однако, С учетом складывающейся обстановки участники международных террористических организаций все чаще стали использовать множество криптовалютных бирж в качестве средства совершения преступлений и канала финансирования преступной деятельности, отслеживать которых сложно, и для этого необходимы высококвалифицированные технические специалисты и современная аппаратура. [5]
Еще одним направлением противодействия терроризму является координация взаимодействия спецслужб РФ друг с другом и с зарубежными спецслужбами и анализ зарубежного опыта. Национальный антитеррористический комитет координирует действия спецслужб РФ друг с другом, а Антитеррористический Центр государств-участников СНГ обеспечивает взаимодействие спецслужб СНГ. Сотрудничество спецслужб РФ с другими странами осуществляется либо в частном порядке, либо по линии Интерпола.
Оперативный контроль и отслеживания лиц и организаций, потенциально способных к террористической деятельности, подготавливающих и совершивших преступления террористической направленности является еще одним направлением противодействия терроризму. Несовершенство данной системы в том, что для сотрудников МВД доступна информация о лицах, совершивших преступление, а данные о потенциальных террористах, если и имеются, то им не доступны. Для решения проблемы необходимы автоматизированные системы учёта и проверки, но для этого нет достаточных правовых оснований.
Список источников
1. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терро-
№ 5/2023
ризму» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons (дата обращения: 15.10.2023).
2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_32834 (дата обращения: 25.10.2023).
3. ООН (1999). Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ terfin.shtml (дата обращения: 04.11.2023).
4. Официальный интернет-сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. Режим доступа: fedsfm.ru/documents/ terrorists s (дата обращения: 29.10.2023).
5. Ерохов В.И., Васюков В.Ф. Использование криптовалюты в преступных целях: некоторые вопросы противодействия // Современная наука. 2020. № 2. С. 5—6.
6. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма): Учебник / М.М. Прошунин, М.А. Татчук. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2014. 417 с.
7. Криптовалюты на территории стран Содружества: оценка вероятных криминальных рисков и угроз / И.Б. Колчевский, А.Г. Кузнецов. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. 15 с.
References
1. Federal Law No. 35-F3 of 06.03.2006 (ed. of 10.07.2023) "On countering terrorism" // SPS
"ConsultantPlus" [Electronic resource]. Access mode: www.consultant.ru/document/cons (date of appeal: 10.15.2023).
2. Federal Law No. 115-FZ of 07.08.2001 (ed. of 10.10.2023) "On countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism" // SPS "ConsultantPlus [Electronic resource]. Access mode: www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_32 834 (accessed: 10.10.2023).
3. UN (1999). International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism. [Electronic resource]. Access mode: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ terfin.shtml (accessed: 04.11.2023).
4. The official website of the Federal Financial Monitoring Service [Electronic resource]. Access mode: fedsfm.ru/documents/terrorists s (date of appeal: 29.10.2023).
5. Erokhov V.I., Vasyukov V.F. The use of cryptocurrency for criminal purposes: some issues of counteraction // Modern science. 2020. No. 2. Pp. 5.
6. Proshunin M.M. Financial monitoring (countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism): Textbook / M.M. Proshunin, M.A. Tatchuk. Kaliningrad: Publishing House of the I. Kant BFU, 2014. 417 p.
7. Cryptocurrencies on the territory of the Commonwealth countries: assessment of probable criminal risks and threats / I.B. Kolchevsky, A.G. Kuz-netsov. M.: Federal State Institution "Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", 2018. 15 p.
Статья поступила в редакцию 24.1 1.2023; одобрена после рецензирования 27.1 1.2023; принята к публикации 28.11.2023.
The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.11.2023.
№ 5/2023