Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ'

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ТЕОРИЯ / РЫНОК / СОПОСТАВЛЕНИЕ / ЦЕНЫ / СОГЛАШЕНИЯ / СТАТЬЯ VII ГАТТ 1994 / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОДДЕРЖКА / ЭКСПОРТ / РАЗВИТИЕ / СТРАНЫ / ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Владимир Егорович

В статье рассмотрены сущность таможенной стоимости как категории рыночной экономики и концепции ее определения. Показаны несоответствия Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 требованиям теоретических положений по функционированию рыночной экономики, его целевая направленность на поддержку экспорта из развитых стран, а также схематичность, противоречивость, сложность и высокая затратность мер по определению и контролю таможенной стоимости. Обоснованы принципиальные положения по определению таможенной стоимости на основе сопоставления рыночных цен аналогичных импортных и отечественных товаров на внутреннем рынке импортера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVING THE METHODOLOGY AND TECHNIQUE FOR DETERMINING THE CUSTOMS VALUE OF IMPORTED GOODS

The article examines the essence of customs value as a category of market economy and the concept of its definition. The inconsistency of the Agreement on the Application of Article VII of the GATT 1994 with the requirements of theoretical provisions on the functioning of a market economy is shown; its target orientation is to support exports from developed countries, as well as schematicity, inconsistency, complexity and high cost of measures to determine and control customs value. The fundamental provisions for determining the customs value based on the comparison of market prices of similar imported and domestic goods in the importer’s domestic market are substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ»

методология и методы научных исследований

methodology and methods of scientific research

УДК 339.543.3

DOI 10.54048/20727240_2022_03_90

проблемы совершенствования методологии и методики определения таможенной стоимости импортных товаров

В. Е. Новиков1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены сущность таможенной стоимости как категории рыночной экономики и концепции ее определения. Показаны несоответствия Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 требованиям теоретических положений по функционированию рыночной экономики, его целевая направленность на поддержку экспорта из развитых стран, а также схематичность, противоречивость, сложность и высокая затратность мер по определению и контролю таможенной стоимости. Обоснованы принципиальные положения по определению таможенной стоимости на основе сопоставления рыночных цен аналогичных импортных и отечественных товаров на внутреннем рынке импортера.

Ключевые слова: таможенная стоимость, теория, рынок, сопоставление, цены, соглашения, статья VII ГАТТ 1994, направленность, поддержка, экспорт, развитие, страны, принципиальные положения.

problems of improving the methodology and technique for determining the customs value of imported goods

v. E. Novikov1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article examines the essence of customs value as a category of market economy and the concept of its definition. The inconsistency of the Agreement on the Application of Article VII of the GATT 1994 with the requirements of theoretical provisions on the functioning of a market economy is shown; its target orientation is to support exports from developed countries, as well as schematicity, inconsistency, complexity and high cost of measures to determine and control customs value. The fundamental provisions for determining the customs value based on the comparison of market prices of similar imported and domestic goods in the importer's domestic market are substantiated.

© Новиков В. Е., 2022

Keywords: customs value, theory, market, comparison, prices, agreements, Article VII of the GATT 1994, orientation, support, export, development, countries, provisions of principle.

ВВЕДЕНИЕ

Таможенная стоимость как экономическая категория сформировалась в процессе внешней торговли, когда возникла необходимость в оценке стоимости ввозимых товаров для целей налогообложения в пользу государства.

Оценка ввозимого товара проводилась таможенниками, исходя из сложившихся цен на внутреннем рынке на аналогичные товары и учета различий в их потребительских свойствах. Каких-либо методик оценки не существовало, и каждый работник таможни руководствовался личным опытом. В результате оценки ввозимого товара определялась его таможенная стоимость, т. е. стоимостная величина, с которой начислялись налоги.

Первоначально импортер должен был объявить цену своих товаров на внутреннем рынке страны ввоза. Так, например, в литературе отмечается, что персидские купцы при въезде в Астрахань подвергались обременительному для них пересмотру всего товара, переписке, оценке. Таможенники пересматривали все товары в тюках, сундуках, кипах, считали их и делали примерный вес: «...Сообразно весу и счету производима была вместе с целовальниками оценка. Иноземцы должны были объявлять цену своим товарам по совести, и если бы оказалось, что они сказали недействительную цену, то их товары отбирались в казну» [1, с. 200, 212].

Для взимания пошлины она увязывалась с одним или несколькими параметрами товара, например, с количеством ввозимого товара на одну штуку или партию товара в целом, с отдельными свойствами товара.

С развитием товарно-денежных отношений таможенные пошлины все чаще стали привязываться к денежной оценке товара. Например, в Торговом уставе России 1653 г. все прежние пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 10 денег (5 копеек) с рубля (или 5% от продажной цены товара) [2, с. 13-14].

Из теории следует, что цена импортного товара на рынке покупателя должна определяться в соответствии с уровнем и соотношением цен, сложившихся на этом рынке. Стоимость ввезенного и произведенного товара приравнивается к стоимости товара-эквивалента, и таким образом реализуется закон рыночного конкурентного ценообразования, где цены определяются не по индивидуальным, а по усредненным затратам на производство товара с данной потребительной стоимостью. Если ввезенный иностранный товар удовлетворяет данную общественную потребность в ином объеме, чем отечественный товар, то должна быть определена цена товара с учетом его потребительских свойств.

Эта возможная цена ввезенного товара определяется до появления товара на внутреннем рынке импортера, т. е. в процессе пересечения таможенной границы. Именно эта предполагаемая цена продажи ввезенного иностранного товара на внутреннем рынке импортера является его таможенной стоимостью.

Денежная оценка товара для целей исчисления таможенной пошлины впоследствии стала номинироваться термином «таможенная стоимость». На протяжении длительного периода такая оценка проводилась каждой страной, независимо друг от друга. До середины XX в. методы оценки таможенной стоимости в разных государствах существенно отличались. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB, в других - с цены CIF (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%). Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке [2, с. 13-14].

Каждая страна могла принимать в качестве таможенной стоимости стоимостную (денежную) оценку товара, рассчитанную по своей методике.

Необходимость в единообразном методологическом подходе к определению таможенной стоимости возникла в связи с принятием Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947), идея которого состояла в минимизации затрат на удовлетворение общественных потребностей стран - членов этого соглашения за счет ориентации на использование товаров, которые в странах - членах ГАТТ 1947 производились с наименьшими издержками.

концепции определения таможенной стоимости в соглашении о применении статьи vil гатт 1994

В статье VII ГАТТ 1947 за основу определения таможенной стоимости принималась действительная стоимость, т. е. цена, по которой во время и в месте в соответствии с законодательством страны ввоза такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. Такой же методологический подход был принят в Брюссельской конвенции о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости, в которой за основу исчисления таможенной стоимости принималась нормальная цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Нормальная цена определялась как цена, складывающаяся на открытом рынке между независимыми друг от друга продавцом и покупателем.

Так, согласно положениям ГАТТ 1947 и Брюссельской конвенции 1950 г. за основу определения таможенной стоимости могла быть принята цена импортного товара на внутреннем рынке. Такие цены можно рассчитать различными способами, например, на основе статистических данных страны-импортера, которые являются прозрачными, достоверными, независимыми от экономических интересов отдельных импортеров. В этом случае таможенная пошлина рассчитывается как разница таможенной стоимости товара и цены аналогичного отечественного товара на внутреннем рынке, а ставка таможенного тарифа определяется отношением таможенной пошлины к цене импортных товаров на внутреннем рынке.

В научной литературе уже справедливо отмечалось, что контрактная (фактурная) цена не может служить исходной базой (основой) для установления

таможенной стоимости. Такую основу может составлять только рыночная цена конечной реализации товаров массового спроса на сложившихся в России рынках. Таможенная стоимость рассчитывается на основе современных оценочных подходов, ориентированных на определение рыночной стоимости товара [3].

Брюссельская конвенция определения таможенной стоимости не устраивала США как крупного экспортера готовых товаров обрабатывающей промышленности, поэтому США не согласились с принципами определения таможенной стоимости на основе цены импортируемого товара на рынке импортера. Многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 г. ряда соглашений, среди которых было Соглашение о применении ст. VII ГАТТ, ставшее международным правовым стандартом, на который было ориентировано российское таможенное законодательство.

За основу определения таможенной стоимости в Соглашении о применении ст. VII ГАТТ была принята стоимость сделки, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импортера с учетом корректировок. В 1994 г. на Марракешском раунде переговоров ГАТТ таможенная стоимость импортируемых товаров определена как стоимость товаров для целей обложения импортируемых товаров таможенными пошлинами в процентах от стоимости импортируемых товаров [4].

Такой подход был обусловлен трактовкой теории внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо, в которой получило отражение лидирующее положение Англии в производстве современных машин и оборудования, экспорт которых обеспечивал ей экономические выгоды. В 1947 г. примерно такое же положение в мировой экономике занимали США.

В этих целях в Соглашении закреплялись постоянные уровни ставок Единого таможенного тарифа. Поскольку произведение величины таможенной стоимости и ставки Единого таможенного тарифа определяет величину ввозной таможенной пошлины на данный товар, а сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины - цену иностранного товара на рынке импортера, то установление единообразия к определению таможенной стоимости и единого тарифа ограничивает возможности каждой страны производства применять собственный аналогичный товар с более высокими затратами, чем импортный товар.

В статье 15 «Правил таможенной оценки», являющихся приложением к Соглашению о применении ст. VII ГАТТ 1994, записано, что «таможенная стоимость импортируемых товаров означает стоимость товаров в целях обложения импортируемых товаров адвалорными таможенными пошлинами».

Следовательно, при использовании для таможенной оценки товаров специфических ставок таможенного тарифа таможенная стоимость не определяется. Для таможенной оценки товаров в этих случаях должна рассчитываться цена импортного товара на внутреннем рынке импортера. Таким образом, если страна отказывается от применения процентных ставок, то для определения таможенной пошлины необходимость в использовании ст. VII ГАТТ отсутствует, т. е. эта таможенная стоимость не может быть использована для расчета других ставок таможенного тарифа.

Суть такого подхода заключается в том, что Соглашение о применении ст. VII ГАТТ 1994 регламентирует не определение таможенной стоимости как экономической категории, а определение затрат импортера на приобретение и доставку товара на рынок импортера, т. е. для номинации понятия «затраты импортера на приобретение и доставку товара в страну импортера» используется термин «таможенная стоимость».

В настоящее время большинство стран являются членами Всемирной торговой организации (ВТО) и ставки таможенного тарифа для каждой страны, по существу, рассчитываются в рамках этой организации в ходе переговоров между заинтересованными странами.

Результаты этих переговоров зависят от многих факторов, в том числе от экономической мощи страны и ее способности отстаивать свои национальные интересы, понимания теории внешней торговли и наличия научных методов обоснования ставок таможенного тарифа. Ставки тарифа согласуются при известных затратах на ввозимую продукцию.

Таким образом, в области регулирования внешней торговли в настоящее время складывается следующая ситуация. Таможенная стоимость ввозимых товаров подменяется затратами на ввоз импортных товаров, т. е. контрактной ценой товара, в значительной степени зависящей от затрат экспортера и эффективности применения товара. Ставки таможенного тарифа согласовываются в результате переговоров ВТО с учетом их постоянного снижения до определенного уровня. В этих условиях выигрывают страны, способные поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса. При неизменных ставках таможенного тарифа каждая страна находится в определенной зависимости от цен на рынке экспортера и не может повысить ввозные пошлины, что, в свою очередь, сдерживает развитие научно-технического прогресса.

Применение категории таможенной стоимости в дефиниции ГАТТ 1994 приводит к появлению значительных неопределенностей, а следовательно, трудностей и необъективности при ее определении. Кроме того, само Соглашение содержит ряд противоречий.

Прежде всего, не ясно, какая экономическая категория подлежит количественному определению в конкретных условиях. Если речь идет о цене товара, то она определяется рынком как денежное выражение стоимости товара с учетом его полезности, оцениваемой в денежном выражении потребителем товара при достижении наиболее полного удовлетворения общественной потребности при данных затратах. Сейчас же цена товара конструируется на основе косвенных данных в соответствии со ст. VII ГАТТ 1994.

Методологические и методические подходы к определению таможенной стоимости, изложенные в ст. VII ГАТТ 1994 и Соглашении о применении ст. VII ГАТТ 1994, не опираются на научные основы рыночного ценообразования. В Соглашении не раскрывается сущность используемых категорий: стоимость, цена, затраты, хотя в настоящее время существуют различные определения цены, например:

денежное выражение стоимости товара; сумма денег, уплаченная за товар; равновесная цена; величина, определяемая полезностью товара.

Но содержание ст. VII ГАТТ 1994 и Соглашения по применению ст. VII ГАТТ показывает, что категория цены товара на рынке экспортера понимается в свете теории трудовой стоимости, из которой следует, что цена определяется через механизм стоимости, что в основе этого механизма лежит сопоставление общественно необходимых затрат труда на производство товара как усредненных в процессе конкуренции на рынке затрат, а по взаимозаменяемым товарам, когда один и тот же товар может быть использован для удовлетворения разных общественных потребностей или одна и та же общественная потребность может быть удовлетворена различными товарами, возникает экономическая выгода, которая отражается в цене экспортера.

В процессе формирования цены первоначально усредняются индивидуальные затраты производителей данного товара. Затем усредненные затраты производителей разных товаров сопоставляются с усредненными затратами на производство товара-эквивалента, например золота. Экономические выгоды отдельных потребителей от использования взаимозаменяемых товаров усредняются на рынке. Усредненная величина экономической выгоды частично включается в цену товара в виде прибыли.

Так, любая цена является стоимостной категорией, поскольку определяется через механизм стоимости. Соответственно все категории, которые определяются на основе цен, являются стоимостными. В связи с тем, что ст. VII ГАТТ 1994 и Соглашение по применению ст. VII ГАТТ 1994 используют цены, то все категории, основанные на применении цены, должны определяться как усредненные величины. Следовательно, в действующих редакциях этих документов используются усредненные величины.

Например, в ст. 5 «Правил таможенной оценки» указывается, что если импортируемые товары или идентичные, или однородные импортируемые товары продаются в стране импорта в том же состоянии, которое они имели на момент импорта, то таможенная стоимость импортируемых товаров, согласно положениям настоящей статьи, должна быть основана на цене за единицу продукции, по которой импортируемые товары или идентичные, либо однородные импортируемые товары продаются в наибольшем совокупном количестве одновременно с ввозом товаров, подлежащих оценке лицами, которые не связаны с лицами, у которых они покупают такие товары (при осуществлении соответствующих вычетов, указанных в этой статье). Иначе говоря, таможенная стоимость определятся как некая усредненная величина из цен товаров. Из ст. 4 следует, что если таможенная стоимость импортируемых товаров не может быть определена согласно положениям ст. 1, 2, 3, то таможенная стоимость должна быть определена согласно положениям ст. 5.

В примечаниях к ст. 5 приводятся конкретные примеры по расчету средних цен. Указывается, что при определении таможенной стоимости импортируемых товаров на основе расчетной стоимости (ст. 6 «Правил таможенной оценки»)

должны использоваться стоимость или цена материалов, величина прибыли и общих расходов, а также стоимость или себестоимость всех других расходов, которые по своей сущности определяются как усредненные величины. Метод 6 определения таможенной стоимости основан также на использовании усредненных величин. В примечаниях к ст. 7 «Правил таможенной оценки» указывается, что таможенная стоимость, определенная согласно положениям ст. 7, должна в наибольшей степени основываться на ранее определенных стоимостях, т. е. каким-то образом усредняться [4].

Отсюда следует, что таможенная стоимость является усредненной величиной, с которой должна начисляться таможенная пошлина. Она должна рассчитываться как средняя величина из совокупности стоимости отдельных сделок по идентичным товарам за определенный период. В соответствии с Соглашением о применении ст. VII ГАТТ 1994 таможенная пошлина определяется по стоимости индивидуальной сделки.

пути реформирования методологии определения таможенной стоимости

Анализ методологических положений Соглашения по применению ст. VII ГАТТ 1994 по определению таможенной стоимости, а также порядка согласования ставок таможенного тарифа в рамках ВТО показывает, что в настоящее время сложился механизм управления таможенно-тарифным регулированием на международном уровне в интересах стран, имеющих преимущество в научно-техническом развитии и поставляющих на мировые рынки товары с высокой долей добавленной стоимости. В этих условиях многие страны не могут реализовать свои возможности по созданию и развитию производства товаров, требующих применения высококвалифицированного труда.

По существу, в рамках ВТО многие страны находятся в дискриминационных условиях, так как ограничиваются их возможности по формированию эффективного механизма социально-экономического развития. В связи с этим необходимо модернизировать методологию и порядок определения таможенной стоимости и регулирования ставок таможенного тарифа.

Следует отказаться от согласований в рамках ВТО ставок таможенного тарифа, которые, согласно трактовке теории внешней торговли А. Смита, проводятся якобы в целях ускорения экономического развития и более полного удовлетворения общественных потребностей всех стран за счет снижения ставок таможенного тарифа.

А. Смит в своей трактовке теории внешней торговли не учел того обстоятельства, что приобретенные у других стран товары, более полно удовлетворяющие общественные потребности, изготавливаются с применением затрат высококвалифицированного труда, а в их цене в виде прибыли реализуется часть экономии потребителя от их применения, в счет которой необходимо поставить определенное количество товаров, содержащих эквивалентное количество затрат труда.

В результате в цене такого товара возмещается не только его стоимость, но учитывается часть выгоды от использования товара потребителем. При покупке некоторого количества такого товара необходимо поставить большее количество товара, произведенного менее квалифицированным трудом [5, с. 21-26].

При производстве товара, изготовленного с применением высококвалифицированного труда, отпадает необходимость установления импортных пошлин вследствие высокой конкурентоспособности товара на мировых рынках. Таким образом, если страна производит и поставляет на мировой рынок высококонкурентный товар, то такая страна не заинтересована в применении импортных пошлин. Отсутствие импортных пошлин, в свою очередь, будет препятствовать развитию производства в других странах продукции, требующей применения труда высококвалифицированных работников.

Цены иностранных товаров на внутреннем рынке необходимо представлять по максимальной детализированной номенклатуре, что позволит экономически обоснованно определять величину таможенной пошлины на ввозимый товар как разницу между таможенной стоимостью (величиной продажной цены импортного товара на внутреннем рынке) и оптовой ценой аналогичного отечественного товара.

Таможенная стоимость иностранных товаров на внутреннем рынке может рассчитываться и публиковаться как усредненная величина в разрезе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) за определенный установленный срок, например еженедельно.

В начале 90-х гг. XX в. в СССР был накоплен некоторый опыт по исчислению индексов цен экспортно-импортных операций. С 01.01.1991 учет по статистике внешней торговли велся по товарным номенклатурам ВЭД СССР, разработанным на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Пересчет иностранной валюты в рубли производился по коммерческому курсу, установленному Госбанком СССР.

Индексы средних цен рассчитывались по формуле с переменными весами:

у = '

ср. цен Х""4

Ъ РоЯг

где р1 - средняя цена единицы товара в отчетный период;

р0 - средняя цена единицы товара в период, предшествующий отчетному периоду (базисному);

q1 - количество товаров в отчетный период;

q2 - количество товаров в предшествующий период [6].

Как видно из приведенных материалов, расчет средней цены единицы товара по ТН ВЭД ЕАЭС не представляет особых сложностей в привязке к конкретному периоду или территории.

заключение

Отсутствие научно-методологической основы и ориентация Соглашения о применении ст. VII ГАТТ 1994 на создание преимуществ во внешней торговле развитым странам-экспортерам в поставке на мировые рынки товаров с высокой степенью обработки, согласование ставок таможенных тарифов в рамках ВТО в интересах развитых стран в сторону их снижения, а также использование достигнутых экономических преимуществ развитых стран для подавления экономического суверенитета отдельных стран путем использования различного рода санкций обусловливают необходимость модернизации регулирования международной торговли с целью более полного использования всех возможностей таможенного регулирования для ускорения социально-экономического развития стран.

Согласование ставок таможенного тарифа в рамках ВТО с целью их понижения препятствует развитию производства в других странах продукции, требующей применения высококвалифицированного труда, и тормозит их социально-экономическое развитие, что не соответствует требованиям Организации Объединенных Наций.

При отказе от согласования ставок таможенного тарифа в рамках ВТО отпадает необходимость в ст. VII ГАТТ 1994, которая не соответствует положениям экономической теории, вследствие чего требуется проведение сложных и нелогичных расчетов по определению и контролю затрат на приобретение и доставку импортного товара в страну-импортер. В связи с этим предлагается таможенную стоимость определять на основе методов оценки товара на рынке импортера, т. е. рассчитывать таможенную стоимость на основе принципов Брюссельской конвенции по оценке таможенной стоимости, когда под таможенной стоимостью понимается нормальная цена импортного товара на рынке импортера.

Для страны-импортера в случае, когда ввозится товар, аналогичный производимому отечественному товару, не имеет значения, по какой цене этот товар приобретался на рынке экспортера. Особое значение имеет цена, по которой иностранный товар будет продаваться на рынке страны-импортера, в какой степени этот товар может конкурировать с аналогичным отечественным товаром. Поэтому цена, по которой приобретен такой товар на рынке экспортера, в этом плане не имеет значения. В связи с этим необходимо иметь статистику цен, в которой учитывались бы цены реализации ввозимых иностранных товаров на внутреннем рынке. Такую статистику могли бы вести органы статистики или таможенные органы на базе цен отечественных производителей и цен на импортные товары, реализуемые на внутреннем рынке импортерами. Цены реализации товаров могут быть также получены из баз данных налоговых органов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа / сост. А. И. Уткин. М.: Просвещение; АО «Учебная литература», 1996. 576 с.

2. Таможенная стоимость: учебник / под общ. ред. Л. А. Бондарь и В. А. Шамахова. М.: Софт издат, 2007. 429 с.

3. Рутгайзер В. М. Оценка стоимости бизнеса: учебное пособие. М.: Маросейка, 2007. 448 с.

4. Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 по определению и контролю таможенной стоимости // Таможенная стоимость: учебник / под общ. ред. Л. А. Бондарь и В. А. Шама-хова. М.: Маросейка, 2007. 448 с.

5. Новиков В. Е. Экономические эффекты в теории внешней торговли и как результат инноваций // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 2. С. 21-26.

6. Методологические положения по исчислению индексов цен экспортно-импортных операций СССР. Методология расчетов экономико-статистических показателей. Т. 1. Индексы цен производителей, индексы цен потребителей продукции / Республиканский информационно-издательский центр Госкомстата России. М., 1992. С. 267.

Информация об авторе

Новиков Владимир Егорович - доктор экономических наук, профессор, начальник отдела исследования экономических и правовых проблем в таможенном деле научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: nic_215@mail.ru.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Новиков В. Е. Проблемы совершенствования методологии и методики определения таможенной стоимости импортных товаров // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 90-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.