Научная статья на тему 'Методологические аспекты таможенной стоимости'

Методологические аспекты таможенной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
655
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОД / РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухарев А. Н.

Статья посвящена рассмотрению сущности экономической категории «таможенная стоимость», необходимости ее введения в практику расчета таможенных платежей. Определен порядок расчета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты таможенной стоимости»

20 (452) - 2011

Таможенные платежи

УДК 336.244.2

методологические аспекты таможенной

стоимости

А. Н. СУХАРЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного, административного и таможенного права Е-mail: su500005@yandex.ru Тверской государственный университет

Статья посвящена рассмотрению сущности экономической категории «таможенная стоимость», необходимости ее введения в практику расчета таможенных платежей. Определен порядок расчета.

Ключевые слова: таможенная стоимость, таможенно-тарифное регулирование, метод, расходы.

Практика таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности выработала подход применения таможенной пошлины не к фактурной стоимости сделки (при применении адвалорных ставок), а к определенной расчетной категории, которая получила название таможенной стоимости. Действительно, сумма уплачиваемых таможенных платежей не должна зависеть от самих условий поставок, которые оказывают порой существенное влияние на цену сделки. Так, цена сделки с условием поставки до покупателя (DDU, DDP) объективно должна быть больше цены сделки с условием того, что покупатель сам заберет приобретаемый товар на заводе-изготовителе в стране экспорта (EXW). Это обусловлено тем, что доставка товара до покупателя связана с наличием ряда дополнительных расходов:

— транспортировка;

— страховка;

— оплата таможенных формальностей при вывозе товара из страны экспорта и ввозе в страну импорта и др.

Таким образом, таможенная пошлина не должна применяться к цене сделки по контракту, так как в этом случае в целях экономии на сумме уплачиваемых таможенных платежей участники внешнеэкономической деятельности будут стремиться заключать контракты на условиях EXW либо базисных условиях, близких по сумме затрат к EXW.

Первые попытки упорядочивания правил определения таможенной стоимости впервые появились в ст. VII ГАТТ1. В дальнейшем усилия в этом направлении получили развитие в документе «Соглашение по применению статьи VII ГАТТ» (получившем название кодекса по определению таможенной стоимости). Соглашение определяет таможенную стоимость импортируемых товаров как стоимость сделки, т. е. цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта и подвергнутые корректировке [2].

При определении таможенной стоимости к цене за импортируемые товары необходимо добавлять:

1) следующие расходы, но только в той мере, в какой они были понесены покупателем, и не включенные в цену:

— комиссионное или брокерское вознаграждение (за исключением комиссионных за покупку);

1 Генеральное соглашение по тарифам и торговле (от англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) — международное соглашение, заключенное в 1947 г. с целью восстановления экономики после Второй мировой войны.

— стоимость контейнеров, которые рассматриваются как единое целое с товарами;

— стоимость упаковки (включая затраты на материалы и рабочую силу);

2) распределенную пропорционально стоимость товаров и услуг, которые прямо или косвенно поставляются покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт импортируемых товаров, и в той мере, в какой такая стоимость не была уже включена в цену:

— материалов, компонентов, частей и других аналогичных элементов, включенных в импортируемые товары;

— инструментов, штампов, форм и других элементов, которые используются в производстве импортируемых товаров;

— материалов, которые были потреблены в производстве импортируемых товаров;

— проектирования, разработки, художественной и конструкторской деятельности, чертежей и эскизов, которые произведены за пределами страны импорта, и необходимых для производства импортируемых товаров;

3) роялти и лицензионные платежи, которые относятся к импортным товарам и которые продавец должен выплатить покупателю прямо или косвенно в качестве условия продажи товаров, и только в той мере, в какой они не были уже включены в цену;

4) стоимость любой части выручки от какой-либо последующей перепродажи, распоряжения или использования импортируемых товаров, которые прямо или косвенно причитаются продавцу.

Статья 8 обязывает каждую страну — члена ГАТТ/ВТО включать в таможенную стоимость или исключать из нее следующие элементы:

— стоимость транспортировки импортируемых товаров к порту или месту импортирования;

— расходы по погрузке, разгрузке и обработке, которые связаны с транспортировкой импортируемых товаров к порту или месту импорта;

— стоимость страхования.

В соответствии с положениями ГАТТ/ВТО оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара (или аналогичного товара) и не может основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках. При этом под «действительной стоимостью» понимается цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны

импортера, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при нормальном ходе торговли в условиях свободной конкуренции. В том случае, если количество товара оказывает воздействие на цену товара, то она должна обязательно подвергаться корректировке. Понятие «действительной стоимости» по сути представляет собой рыночную стоимость товара. Следует особо обратить внимание на то, что согласно положениям ГАТТ/ВТО в основе определения таможенной стоимости не может быть цена аналогичного товара в стране импорта.

Другое важное положение ст. VII ГАТТ/ВТО — это указание на то, что оценка для таможенных целей любого ввезенного товара не должна включать суммы любого внутреннего налога, применяемого в стране происхождения или экспорта, от уплаты которого ввезенный товар был освобожден или в том числе был или будет освобожден путем возврата уплаченной суммы. Таким образом, таможенная стоимость не должна включать налога на добавленную стоимость, акциза и ряда других косвенных налогов.

В Брюсселе 15.12.1950 была подписана Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция), вступившая в силу 28.07.1953 (далее — конвенция). В конвенции таможенная стоимость товара определялась как нормальная цена товара, по которой товар может быть продан в страну назначения в момент подачи таможенной декларации. Согласно данной конвенции, под таможенной стоимостью фактически понимается цена С№ в том месте, где товар пересекает таможенную границу страны назначения. При этом цена товара должна соответствовать условию нормальной цены, под которой понимается цена, складывающаяся на открытом рынке между не зависимыми друг от друга продавцом и покупателем. Понятие «нормальная цена» идентично понятию «рыночная цена товара» или «цена, объективно складывающаяся на рынке под воздействием спроса и предложения». То есть это цена, не подверженная манипулированию с целью уменьшения уплачиваемых сумм таможенной пошлины.

Между Брюссельской конвенцией и положениями Соглашения о порядке применения статьи VII ГАТТ/ВТО не существует каких-либо существенных расхождений. По сути тот и другой документ стремится более полно выразить глубинную экономическую сущность категории «таможенная стоимость», определить наиболее правильный и целесообразный способ ее расчета.

Обратим внимание также на то, что ни в статье VII ГАТТ/ВТО, ни в соглашении по ее применению, ни в Брюссельской конвенции не дано ясного с экономической точки зрения определения того, что есть таможенная стоимость, что она выражает и почему именно так необходимо производить ее расчет.

В законодательстве России понятие «таможенная стоимость» содержится в Законе РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» [1]. До 2006 г. в данном законе таможенная стоимость определялась через перечисление ее целей:

— обложение товара пошлиной;

— внешнеэкономическая и таможенная статистика;

— применение иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним.

Раскрытие понятия через перечисления его целей не всегда является удачным, а в данном случае не позволяет понять сущностную и содержательную сторону данной расчетной категории.

В дальнейшем понятие таможенной стоимости через перечисление ее функций было исключено из перечня основных понятий Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе». Вместе с тем ст. 19 сохранила определение таможенной стоимости применительно к одному из методов ее определения — стоимости сделки с ввозимыми товарами, где она понимается как стоимость сделки, т. е. цены, которая была уплачена или которая должна быть уплачена за товары при их продаже на экспорт РФ, с добавлением определенных расходов. К цене должны быть дополнительно начислены:

1) расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате (на выплату вознаграждений агенту или посреднику; на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами; на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке);

2) стоимость сырья, материалов, инструментов, проектно-конструкторские и прочие работы и товары, которые были предоставлены импортеру покупателем для производства ввозимых товаров;

3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить экспортеру и которые связаны с ввозимым товаром;

4) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

5) расходы по перевозке и транспортировке товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию России;

6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению других операций, связанных с их перевозкой и транспортировкой до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию России;

7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

Важно отметить, что другие начисления к цене не могут быть произведены.

В том случае, если невозможно использовать метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами, необходимо применить сначала метод по стоимости сделки с идентичными товарами. Но когда нельзя применить и его, то задействуется метод по стоимости сделки с однородными товарами. По данным методам в качестве основы расчета таможенной стоимости принимается стоимость идентичных или однородных товаров, которая, как и в предыдущем методе, должна подвергаться корректировке с добавлением тех же видов расходов. Принципиальные различия между методами состоят в том, что ставится в качестве основы для корректировки цены: стоимость сделки с ввозимыми, идентичными или однородными товарами.

Ввозимые товары — это товары, которые непосредственно ввозятся по данному внешнеторговому контракту. Если невозможно использовать стоимость данных товаров для оценки таможенной стоимости, то для этой цели должны использоваться схожие товары. При этом вводится как бы два ряда схожести: идентичные товары и однородные товары. Идентичные товары по своим характеристикам в большей степени приближены к ввозимым (оцениваемым) товарам, а однородные — в меньшей.

Под идентичными товарами понимаются товары, которые одинаковы во всех отношениях с ввозимыми, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде при этом не дают основания считать товары не идентичными.

Однородные товары — это товары, которые не являются идентичными, но имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов, что поз-

воляет им выполнять те же функции, что и ввозимым товарам, и быть по отношению к ним коммерчески взаимозаменяемыми. При определении — являются ли товары однородными — учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не будут считаться однородными, если они не произведены в той же стране, что и ввозимые товары, а также, если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и другие аналогичные работы были произведены в России.

Особо остановимся на двух других методах — методе вычитания и методе сложения. Они применяются в том случае, когда нельзя использовать три предыдущие метода. Причем в любом порядке: сначала метод вычитания, а затем метод сложения, либо наоборот.

По методу вычитания таможенная стоимость должна определяться посредством вычитания из цены товара (идентичных или однородных товаров, которые продаются на территории России в наибольшем количестве первому покупателю) определенных расходов. К таким вычетам относятся:

— вознаграждения агенту или посреднику или надбавки к цене, которые обычно выплачиваются в связи с продажей товаров того же класса или вида;

— обычные расходы на осуществленные на таможенной территории России перевозку, транспортировку и страхование ввезенного товара;

— таможенные пошлины, налоги, сборы, а также налоги, которые необходимо уплачивать при ввозе товаров на таможенную территорию России (включая налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы).

В том случае, если ввезенные товары были подвергнуты переработке или обработке, то из цены ввезенных товаров должна вычитаться стоимость такой переработки или обработки.

По методу сложения таможенная стоимость товара определяется путем сложения следующих компонент:

— расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на другие операции, которые связаны с производством ввозимых товаров;

— суммы прибыли, коммерческих и управленческих расходов, эквивалентных той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза в РФ;

— расходов, которые должны добавляться при использовании методов стоимости по стоимости сделки с ввозимыми, идентичными и однородными товарами.

Нетрудно заметить, что первые две компоненты представляют собой базу (основу) определения таможенной стоимости в первых трех методах, в качестве которой по первому методу выступала стоимость сделки с ввезенными товарами, по второму — стоимость сделки с идентичными товарами, а по третьему — стоимость сделки с однородными товарами. Первые две компоненты метода сложения фактически представляют собой полные издержки производства товара.

В случае невозможности определить таможенную стоимость ни одним из пяти вышеприведенных методов таможенная стоимость должна рассчитываться по резервному методу, который фактически является более гибкой трактовкой предыдущих. Гибкость резервного метода касается условий применения методов 1—5 (класса товаров, сроков и пр.). В частности, по резервному методу допускаются следующие шаги:

— брать за основу определения таможенной стоимости товаров стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в стране иной, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары;

— выходить в разумных пределах за временные рамки по подбору идентичных или однородных товаров, ввезенных на таможенную территорию России.

Одновременно в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров по резервному методу не могут быть использованы:

— цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза);

— цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

— цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;

— произвольные или фиктивные стоимости;

— минимальные таможенные стоимости и др.

В законодательстве, а также в научной и учебной литературе отсутствует четкое понимание того, что является таможенной стоимостью. Определение, данное в ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», не раскрывает сущностной характеристики данной категории и часто приводит к непониманию или по крайней мере недопониманию самих методов ее определе-

ния, необходимости осуществления корректировок стоимости сделки.

По мнению автора, таможенная стоимость ввозимых товаров должна определяться через совокупность затрат, связанных с приобретением товаров и их доставкой до места ввоза на таможенную территорию страны импорта, а таможенная стоимость вывозимых товаров — через совокупность экономических издержек, связанных с изготовлением товара и доставкой его до места непосредственного вывоза с таможенной территории страны экспорта. Различие в определениях таможенной стоимости при ввозе и вывозе товаров обусловлено существующей практикой применения таможенных пошлин при ввозе и вывозе товаров, а также статистикой внешней торговли. Таможенная стоимость товара при его вывозе из страны экспорта должна быть всегда меньше таможенной стоимости при его ввозе в страну импорта.

Существующие методы оценки таможенной стоимости фактически выражают определение таможенной стоимости, а цель их применения как раз и состоит в том, чтобы наиболее полно выразить и тем самым позволить провести обоснованный расчет совокупности затрат, связанных с приобретением товаров и доставкой их до места ввоза на таможенную территорию страны. В своей основе все шесть методов при прочих равных условиях должны быть эквиваленты, т. е. давать один и тот

же результат вне зависимости от того, какой из методов используется. Принцип эквивалентности методов вытекает из самой сущности таможенной стоимости и того, что таможенная стоимость не должна различаться вследствие ее получения разными методами (при прочих равных условиях). Условие эквивалентности должно выступать базовым критерием оценки и самих методов определения таможенной стоимости, которые в свою очередь должны подвергаться корректировке.

Итак, можно сделать вывод о том, что понятие «таможенная стоимость» в законодательстве РФ, международных соглашениях, а также научной и учебной литературе является расплывчатым и не выражает ее экономической сущности. Отсутствие четкого понятия сдерживает развитие методов определения таможенной стоимости и тем самым не способствует повышению эффективности таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Список литературы

1. О таможенном тарифе: Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1.

2. Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле: одобрено 15.04.1994 на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.