Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный механизм / уполномоченный по правам человека / правовое государство / юридическая помощь / законопроект / законодательство / субъект РФ / права человека / state mechanism / ombudsman / rule of law / legal assistance / draft law / legislation / subject of the Russian Federation / Human Rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И.И. Ларинбаева, Э.А. Гимазетдинов

В статье проанализировано, что совершенствование Российской Федерации как правового государства является непрерывным и кропотливым процессом, в котором задействованы все ветви и уровни власти, местного самоуправления. Институт уполномоченного по правам человека является неотъемлемым элементом механизма защиты прав человека и правового государства. Муниципалитеты наиболее приближены к проблемам населения, соответственно, обладают более гибкими возможностями по их решению, но объективно не в их структуре нет специально закрепленного для данных целей органа. Поэтому необходимость внедрения нововведений в законодательство некоторых изменений обусловлена постоянным улучшением государственного механизма. Таким образом, авторы приходят к выводу о возможности правового закрепления статуса муниципального уполномоченного по правам человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVING THE INSTITUTION OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes that the improvement of the Russian Federation as a state governed by the rule-of-law state is a continuous and painstaking process in which all branches and levels of government and local self-government are involved. The institution of the Ombudsman is an integral part of the mechanism for the protection of human rights and the rule-of-law state. Municipalities are the closest to the problems of the population, respectively, they have more flexible opportunities to solve them, but objectively they do not have a body specially assigned for these purposes. Therefore, the need to introduce innovations in the legislation of some changes is due to the constant improvement of the state mechanism. Thus, the authors come to the conclusion that it is possible to legally consolidate the status of the municipal ombudsman.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.И. Ларинбаева, канд. юрид. наук, доцент Э.А. Гимазетдинов, студент Уфимский университета науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-3-194-197

Аннотация. В статье проанализировано, что совершенствование Российской Федерации как правового государства является непрерывным и кропотливым процессом, в котором задействованы все ветви и уровни власти, местного самоуправления. Институт уполномоченного по правам человека является неотъемлемым элементом механизма защиты прав человека и правового государства. Муниципалитеты наиболее приближены к проблемам населения, соответственно, обладают более гибкими возможностями по их решению, но объективно не в их структуре нет специально закрепленного для данных целей органа. Поэтому необходимость внедрения нововведений в законодательство некоторых изменений обусловлена постоянным улучшением государственного механизма. Таким образом, авторы приходят к выводу о возможности правового закрепления статуса муниципального уполномоченного по правам человека.

Ключевые слова: государственный механизм, уполномоченный по правам человека, правовое государство, юридическая помощь, законопроект, законодательство, субъект РФ, права человека.

Актуальность совершенствования института Уполномоченного по правам человека лежит в контексте определения Российской Федерации как правового государства и проявлении дальнейшей законодательной конкретизации конституционных норм о статусе человека, его прав и свобод. Обеспечение прав человека является для государства не просто обязанностью, а принципом деятельности. Конституция РФ придает данному принципу непосредственно действующий нормативный характер, провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. В свою очередь, статья 18 Основного закона закрепляет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. «Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [1]. Данный принцип относится к числу важнейших системообразующих принципов правового государства. Любая

деятельность органов власти содержит проблематику прав человека в той или иной степени. Обеспечить - значит, «сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым» [2]. Отсюда следует, что реализация принципа обеспечения прав человека непосредственно связана с функционированием государственного механизма, неотъемлемой частью которого является местное самоуправление. При этом особое значение имеет соответствие актов местного самоуправления законодательству - на уровне Федерации, субъектов РФ.

Одним из реальных механизмов реализации данного принципа также является институт уполномоченного по правам человека. Важность данного правозащитного института неоднократно подтверждалась на высшем государственном уровне. На встрече с уполномоченными всех субъектов Президент России подчеркнул: «У вас есть такая возможность, абстрагируясь от всяких должностей, количества телефонов на столе и так далее, всякой другой атрибутики властных полномочий, работать с людьми напрямую, а потом добиваться

решения этих проблем через соответствующие органы власти» [3]. В целях укрепления диалога между государством и гражданским обществом, для гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в 1993 г. в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по правам человека [4].

Институт уполномоченного сложился и активно развивается. Однако следует предоставить возможность оказывать больше влияния на законотворчество, расширить территориальную сферу деятельности. Одним из направлений деятельности Уполномоченного должны стать право вносить в Федеральное Собрание Российской Федерации предложения об изменении законов или принятия новых законодательных актов в области обеспечения прав человека, осуществляя более тесное взаимодействие с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления [5].

От региональных уполномоченных поступают многочисленные обращения по поводу недостаточной численности их аппаратов, которая определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно. Региональные власти зачастую решают этот вопрос без учета масштабов территории, численности населения, социально-экономических особенностей субъекта Российской Федерации.

Расчет рабочей нагрузки сотрудников аппарата регионального уполномоченного, находящихся на должностях государственной гражданской службы, показывает, что ее средний нормативный показатель должен рассчитываться исходя как минимум из следующего соотношения: 1 штатная единица на 250-300 тысяч жителей [6]. Кроме того, нужно учитывать территориальную площадь самого региона, территориальную площадь каждого его муниципального образования, территориальную удаленность населенных пунктов друг от друга и от районного, областного центра, поскольку эти факторы также вли-

яют на эффективность института уполномоченного по правам человека в России.

Приближение института уполномоченного по правам человека к населению в муниципальных образованиях в некоторых субъектах используется такая форма взаимодействия с органами местного самоуправления, как создание института общественных помощников (представителей) уполномоченного в муниципальных образованиях, что позволяет повысить доступность уполномоченного как одного из средств внесудебной защиты для наиболее уязвимых социальных слоев населения. В ряде субъектов РФ при органах местного самоуправления осуществляют деятельность помощники на общественных началах, чья работа безусловно, помогает не только оперативно разрешать проблемы, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления, но и своевременно реагировать на вероятные нарушения прав человека [7]. Они оказывают большую помощь в работе по защите прав граждан, объясняют населению порядок приема жалоб и обращений, оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, ведут разъяснительную работу о порядке и методах защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина, самостоятельно или совместно с органами местного самоуправления осуществляют прием граждан по вопросам соблюдения их прав и свобод.

Общественные помощники уполномоченных по правам человека в муниципальных образованиях зарекомендовали свою состоятельность, несмотря на частое совмещение с обязанностями по основному месту работы.

Тем не менее, помощники не имеют какого-либо правового статуса, по сути, в полной мере не являются официальными представителями института уполномоченных, что является препятствием по эффективному оказанию консультативной, правовой и иной поддержки граждан, поскольку ведут деятельность на общественных началах, что подразумевает выполнение трудовых обязанностей по основному (иному) месту работу [8].

На основании вышеизложенного мы пришли к убеждению о необходимости

совершенствования законодательной регламентации института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Целями исследования можно назвать создание теоретической модели совершенствования законодательной регламентации института Уполномоченного по правам человека и разработку на ее основе конечного интеллектуального продукта - проекта Федерального закона «Об общих принципах деятельности уполномоченных по правам человека в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации» (далее - Законопроект).

Смыслом нововведения является установление единых принципов организации деятельности муниципальных уполномоченных, их компетенции по системному взаимодействию как с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, так и с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченными по правам человека в иных субъектах Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, субъектами общественного контроля и иными государственными и общественными институтами.

Внедрение предложений в законотворческую практику позволит сформировать на всей территории России единый институт и систему уполномоченных, что поспособствует реализации принципа обеспечения прав человека [9]. Единообразие в толковании и деятельности уполномоченных послужит критерием эффективности и общественной пользы, так как органы местного самоуправления, как органы, наделенные властными полномочиями, являются наиболее близкими к населению и имеют тесные механизмы взаимодействия с ним.

Видится целесообразным внесение на обсуждение Законопроект, в котором

Библиографический список

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 09.11.2022).

предусмотреть введение такой должности в каждом регионе, определить статус уполномоченного по правам человека в муниципальном образовании и формы их деятельности [11]. Данное предложение направлено на повышение эффективности и результативности деятельности уполномоченных по правам человека в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации (далее - муниципальные уполномоченные).

Законопроектом устанавливаются основные характеристики статуса уполномоченного по правам человека в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, воспроизводящие большинство положений действующего правового регулирования, а также восполняются обнаруженные пробелы правовой регламентации. Предлагается установление и закрепление функций муниципального омбудсмена, в том числе обращение с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, неопределенного круга лиц, в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, обращение в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.

Таким образом, законодательная реализация принципа обеспечения прав и свобод вовсе не ограничивается пределами самих прав и свобод. Важным направлением правоприменительной деятельности органов власти и местного самоуправления является взаимодействие с гражданами, рассмотрение их обращений, помощь в восстановлении нарушенных прав. Одним из таких способов может стать институт муниципальных уполномоченных, как дальнейшее развитие института Уполномоченного по правам человека.

2. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для ВУЗов и средних учебных заведений в двух частях. Часть 1. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. -249 с.

3. Встреча с региональными уполномоченными по правам человека. 10 декабря 2019 г.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events /president/news/62287 (дата обращения: 09.11.2022).

4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 09 ноября 2020 № 6-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 09.11.2022).

5. Ягафарова А.А., Ларинбаева И.И. Обеспечение прав человека органами судебной власти // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 104 (73). - С. 36-40.

6. Ямалетдинова Н. В. Юридические коллизии: пути преодоления // Вестник Института права Башкирского государственного университета. - 2020. - Т. 3 № 2 (2020). - С. 15-21.

7. Аминов И. Проблемы правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания населения // Вестник Института права Башкирского государственного университета. - 2019. - Т. 2, № 1. - С. 5-8.

8. Касимов Т.С. Исторические формы государства и их соотношение с инклюзивными и экстрактивными институтами // Вестник Института права Башкирского государственного университета. - 2023. - Том 6, № 3(19). - С. 44-60.

9. Ларинбаева И.И., Тулупова Е.О. О праве на квалифицированную юридическую помощь в правовом государстве // Правовое государство: теория и практика. - 2018. -№ 3 (53). - С. 58-63.

10. Ларинбаева И.И. Правоспособность граждан: некоторые теоретико-правовые и нравственно-этические аспекты // Вестник Института права башкирского государственного университета. - 2020. - № 3 (7). - С. 7-13.

11. Галиев Ф. Х., Сахаутдинова И.В. 2021. Развитие представлений о сущности гражданского общества: история и современность // Правовое государство: теория и практика.

- 2021. - № 15 (58). - С. 13-20.

PROBLEMS OF IMPROVING THE INSTITUTION OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

I.I. Larinbaeva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

E.A. Gimazetdinov, Student

Ufa University of Science and Technology

(Russia, Ufa)

Abstract. The article analyzes that the improvement of the Russian Federation as a state governed by the rule-of-law state is a continuous and painstaking process in which all branches and levels of government and local self-government are involved. The institution of the Ombudsman is an integral part of the mechanism for the protection of human rights and the rule-of- law state. Municipalities are the closest to the problems of the population, respectively, they have more flexible opportunities to solve them, but objectively they do not have a body specially assigned for these purposes. Therefore, the need to introduce innovations in the legislation of some changes is due to the constant improvement of the state mechanism. Thus, the authors come to the conclusion that it is possible to legally consolidate the status of the municipal ombudsman.

Keywords: state mechanism, ombudsman, rule of law, legal assistance, draft law, legislation, subject of the Russian Federation, Human Rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.