УДК 341.231.14
Кулешова Н.Н.,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Теория права и природоресурсное право» Российского университета транспорта (МИИТ)
ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОМБУДСМЕНОВ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РФ
Статья посвящена основам правового регулирования механизмов защиты прав человека на территории субъектов РФ Уполномоченными по правам человека (региональными омбудсменами). Дополнительно проанализировано законодательство субъектов РФ, регламентирующее взаимодействие уполномоченных с органами государственной власти и местного самоуправления при осуществлении правозащитных функций.
Ключевые слова: права человека, уполномоченный по правам человека, формы и механизмы защиты прав, система органов государственной власти, законодательство РФ и субъектов РФ
Kuleshova N.,
PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Chair "Theory of Law and Natural Resource Law"
of Russian University of Transport (MIIT)
PECULIARITIES OF HUMAN RIGHTS PROTECTION THROUGH IMPLEMENTATION OF THE OMBUDSMEN COMPETENCIES IN THE RUSSIAN REGIONS
This article is focused to the basics of legal regulation of human rights protection mechanisms by Commissioner for human rights (regional Ombudsmen). In addition, the legislation of the Russian Federation regions, regulating the interaction of the Commissioners with the public authorities and local self-government in the implementation of human rights functions is analyzed. Keywords: human rights, Commissioner for human right, human rights protection form and mechanisms, system of public authorities, legislation of Russian Federation and Russian Federation regions
В настоящее время Российская Федерация ставит перед собой задачи утверждения единых для всех демократических стран стандартов в области прав и свобод человека, надежной системы защиты прав граждан и повышения уровня легитимности. Стоит отметить, огромную роль в установлении такого сотрудничества играет институт Уполномоченного по правам человека на всех уровнях государственного управления.
Деятельность Уполномоченного является одним из средств защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, не подменяющим и не заменяющим государственных и муниципальных органов власти, а дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечива-
ющих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина [1].
Важно отметить, что современная Конституция Российской Федерации лишь отсылает нас к Федеральному Конституционному закону, но не закрепляет ни легальное определение института Уполномоченного, ни его основные полномочия, если сравнивать, к примеру, с иными федеральными органами (надзора, контроля). Тем самым, на наш взгляд, прослеживается снижение значение этого института в системе государственных органов и органов местного самоуправления. В связи с этим, справедливо утверждать о перспективе дополнения действующей Конституции новыми положениями в части института омбудсмена.
Согласно части 1 ст. 16.1 ФЗ «Об общих организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъек-
Как цитировать статью: Кулешова Н.Н. Особенности защиты прав человека посредством реализации полномочий омбудсменов на территории субъектов РФ. 2018. № 2(51). с. 95-101.
тов Российской Федерации», Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина [2].
«Содержание нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации (региональные законы, регулирующие область деятельности института омбудсмена) отражает не всегда идентичный круг прав, обязанностей и гарантий. Отсутствие общих правовых норм и принципов, регулирующих деятельность уполномоченных по правам человека на территории субъектов Российской Федерации, является одной из актуальных проблем» - справедливо утверждает В.Г. Ищук [3].
Анализируя законодательство субъектов Российской Федерации в рамках данного вопроса можно выделить закономерность: схожая структура построения, но имеются различия, которые выражают особенности развития каждого региона нашей страны. Ярким примером этого являются задачи Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» устанавливает следующие задачи перед омбудсменом:
1. способствование восстановлению нарушенных прав,
2. совершенствование законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
3. развитие международного сотрудничества в области прав человека,
4. правовое просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Тождественно поставлены задачи перед институтом Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае. В законе Краснодарского края от 4 июля 2000 г. №287-КЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае», задача «международное сотрудничество» дополняется категорией «межрегиональным».
В Законе от 13 ноября 2000 г. №85-11-3 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Калмыкия» вместо понятия «международное сотрудничество» употребляется понятие «межнациональное сотрудничество».
Так, например, согласно Закону Рязанской области Уполномоченный по правам человека в Рязанской области выполняет следующие задачи: осущест-
вление своей деятельности по обеспечению дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Рязанской области в иных формах в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Рязанской области; участие в заседаниях коллегиальных органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с защитой прав и свобод человека и гражданина; внесение в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, замечаний и предложений по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур; обращение к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении действующего законодательства.
Рассматривая особенности правового закрепления статус регионального омбудсмена в различных субъектах Российской Федерации весьма интересна процедура выдвижения кандидата, а именно, круг лиц, наделенный правом внесения предложений о кандидате на должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Например, в соответствии с Законом Краснодарского края от 4 июля 2000 г. №287-К3 «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» правом выдвижения кандидатуры на должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации пользуются: глава администрации (губернатор) Краснодарского края, депутаты, комитеты и депутатские объединения Законодательного Собрания Краснодарского края [4]; в соответствии с законом Республики Калмыкия «Об Уполномоченном по правам человека в Республики Калмыкия» этим правом обладает Президент Республики Калмыкия [5]. В Архангельской области, правом выдвижения обладают: губернатор Архангельской области; депутаты областного Собрания; комитеты областного Собрания депутатов; органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области [6].
Таким образом, отсутствует однообразная модель формирования государственного органа, что свидетельствует о разном сущностном наполнении института омбудсмена и его роли в системе государственных органов субъекта.
Следует отметить, что деятельность уполномоченного по правам человека в субъектах тесно связана с законодательными органами и имеют права и возможности сотрудничества с ними в области совершенствования законодательства о правах и свободах человека и гражданина, однако, у региональных ом-будсменов отсутствует право на выдвижение законо-
дательной инициативы, что также не отражает объективности и результативности деятельности уполномоченного как самостоятельного института.
Так в 2016 году в помощь региональным уполномоченным были направлены рекомендации по подготовке законов субъектов Российской Федерации «Об уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации». При подготовке законопроектов эти рекомендации были использованы в 32 субъектах. Стоит отметить, что в настоящее время все 85 региональных законов об уполномоченном по правам человека приведены в соответствие с федеральным законодательством, в результате чего повышен статус института и расширены возможности уполномоченных в каждом субъекте Российской Федерации [6].
На наш взгляд Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации необходимо наделить законодательной инициативой на уровне законодательства субъекта РФ. Для стимулирования развития данного института следует закрепить соответствующую норму в Федеральном законе от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», что, безусловно, найдет подтверждение в законах субъектов РФ.
Кроме того, проанализировав региональное законодательство об Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что для уравнивания возможности защиты своего нарушенного права следует в законах субъектов об Уполномоченном по правам человека в субъекте Федерации и в Федеральном законе от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепить перечень форм, методов и способов деятельности регионального омбудсмена.
Стоит отметить, что региональные уполномоченные являются важным элементом в общей системе государственной защиты прав человека и гражданина. Можно выделить явные преимущества данного института, а именно, географическая близость, а значит территориальная доступность для граждан, знание экономических, социальных, культурных особенностей конкретного субъекта Российской Федерации.
Согласно Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, взаимодействие осуществляется по следующим основным направлениям:
1. взаимодействие при рассмотрении обращений граждан;
2. координация правозащитной деятельности;
3. содействие распространению опыта деятельности региональных омбудсменов;
4. оказание содействия в развитии законодательства о региональных уполномоченных;
5. рабочие встречи [7].
Еще одним аспектом взаимодействия уполномоченных является мониторинг законов субъектов Российской Федерации, определяющих организационно-правовой статус региональных уполномоченных и регулирующих вопросы защиты прав граждан.
Таким образом, в настоящее время ведется активная работа по повышению эффективности взаимодействия уполномоченных в России, но остается одна из острых проблем организации деятельности региональных уполномоченных из-за малочисленности их рабочих аппаратов, а в некоторых субъектах и вовсе отсутствие.
В настоящее время деятельность Уполномоченного по правам человека, в соответствии с действующим законодательством, не заменяет и не подменяет деятельность государственных органов и местного самоуправления, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод человека и гражданина, а лишь способствует совершенствованию механизма их работы, указывая на имеющие проблемы и недостатки.
Поэтому законодательство субъектов зачастую возлагает на уполномоченных по правам человека в субъектах задачи и функции, соотносимые с исполнительными органами власти, что, на наш взгляд, нарушает основные принципы деятельности региональных омбудсменов. Так, например, основные направления деятельности региональных омбудсменов в различных субъектах Российской Федерации сводятся к причастности уполномоченного в решении глобальных задач, что не позволяет выделить самостоятельные механизмы и формы работы регионального омбудсмена, а также определить его роль в системе органов государственной власти субъекта. В Законе Пермской области от 9 декабря 2000 года №1241-188 закреплены основные задачи, возлагаемые на данный институт:
1. активное содействие в восстановлении нарушенных прав и свобод человека;
2. выдвижение предложений по совершенствованию законодательства в целях защиты прав и свобод человека, и дальнейшее его приведение в соответствие с общепризнанными нормами и принципами международного права;
3. содействие осуществлению контроля за соблюдением на территории Пермской области государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими прав и свобод человека;
4. просветительская деятельность, содействие распространению знаний о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты;
5. активное содействие в осуществлении развития международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина;
6. осуществление содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в создании системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также проведение мониторинга соблюдения прав детей, гарантируемых законодательством Российской Федерации и международными обязательствами;
7. содействие органам государственной власти и иным государственным органам в создании условий для развития институтов гражданского общества [8].
Но практика законодательства субъектов РФ в этом вопросе имеет разные подходы, законом субъект закрепляются не задачи, а конкретные формы участия в решении поставленных задач. Например, к компетенции Уполномоченного по правам человека в Рязанской области относит:
1. рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Рязанской области, а также осуществление своей деятельности по обеспечению дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Рязанской области в иных формах в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Рязанской области.
2. Взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов государственной власти, иными государственными органами Российской Федерации, органами государственной власти Рязанской области, государственными органами Рязанской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области, должностными лицами указанных органов, общественными объединениями и иными организациями.
3. Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.
4. Уполномоченный принимает участие в заседаниях коллегиальных органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с защитой прав и свобод человека и гражданина.
5. Опубликование в СМИ информации о результатах своей деятельности по рассмотрению жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина [9].
Таким образом, законодательство субъекта самостоятельно определяет условия участия регионального омбудсмена в механизме обеспечения и защиты прав человека и гражданина среду государственных и муниципальных органов власти.
Особого внимания заслуживают нормы законодательства субъекта РФ, которые устанавливают гарантии в отношении реализуемых Уполномоченным по правам человека в субъекте полномочий. Например, по результатам изучения и анализа информации о нарушенных прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный в Рязанской области [10] вправе:
1) направлять территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, органам государственной власти, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур;
2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении действующего законодательства.
Безусловно, что указанные права определяют правовые механизмы сотрудничества с государственными и муниципальными органами, а также выстраивают правоотношения административного характера с концепцией независимого наблюдателя за функционированием всей правозащитной системы.
Следует отметить некоторые недостатки в организации работы аппарата Уполномоченного в субъектах РФ. Рабочий аппарат Уполномоченного -структура, созданная для регистрации обращений граждан и разъяснения положений действующего законодательства, главный инструмент решения сложных многоплановых задач, которые стоят перед Уполномоченным и гражданским обществом, в первую очередь, связанных с оказанием эффективной помощи тем, чьи права и свободы нарушены неправомерными действиями (бездействием) органов власти и местного самоуправления [11].
В большинстве законов субъектов Российской Федерации, исходя из финансирования, региональный омбудсмен вправе в пределах сметы расходов утверждать структуру, численность и штатное расписание своего аппарата, руководит его деятельностью [12]. Стоит отметить, что в Рязанской области правовое, организационное, кадровое, материально-техническое, информационно-аналитическое, докумен-тационное обеспечение деятельности Уполномочен-
ного осуществляет аппарат Правительства Рязанской области [13].
В связи с этим остается острым вопрос о социальной защищенности работников Аппарата, так как уровень денежного содержания остается низким, безусловно, это сказывается на привлечении в него высококвалифицированных специалистов, обладающими необходимыми знаниями и способностями для работы в данной специфической сфере [11].
Стоит отметить, что в разных субъектах Российской Федерации структура аппарата не идентичная, во многом она отражает особенности развития региона. Например, в Рязанской области Аппарат Уполномоченного состоит из непосредственно руководителя, отдела по обеспечению деятельности и общественных помощников. В Карачаево-Черкесской республике несколько шире, но также не отражает прямых функций Уполномоченного.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что действующее законодательство регионов, закрепляющее вопросы регулирования деятельности Аппарата Уполномоченного, требует приведения к единообразию, и в некоторых субъектах расширения структурных подразделений. На наш взгляд, так же следует законодательно закрепить условия при которых возможно передача прав и/или отдельных поручений Уполномоченного по правам человека сотрудникам Аппарата, это может повысить эффективность работы института в целом, обеспечить своевременность реагирования на обращения граждан.
В Российской Федерации ежегодно Уполномоченный по правам человека обязуется подвести итоги своей работы, обобщенные в докладе, те не менее форма доклада и условия его формирования, а также подачи материала о деятельности региональных уполномоченных ни как не регламентирована.
Например, названия ежегодных докладов уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, согласно закону субъекта Российской Федерации, отличаются значительным разнообразием (19 различных названий), но могут быть объединены в три основные группы. Отличаются и сроки представления доклада. В 21 субъекте Федерации не оговорен обязательный срок: либо доклад должен быть представлен «по окончании календарного года» (в 17 субъектах Российской Федерации), либо Уполномоченный его «ежегодно представляет и направляет» (в 2 субъектах Российской Федерации), еще в 2 субъектах Российской Федерации сказано о направлении ежегодного доклада. В большей части субъектов Российской Федерации определен срок в три месяца [11].
Исключение составляют пять субъектов Российской Федерации, в законах которых ежегодный доклад должен направляться в органы законодатель-
ной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Кроме этого, предусмотрено направление доклада в другие органы государственной власти, государственные органы, общественные организации, либо в органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностным лицам, если доклад содержит адресованные им рекомендации по устранению нарушений прав и законных интересов граждан [11]. К ним относятся Забайкальский край, Волгоградская область Ростовская область, Томская область и другие.
Таким образом, доклад регионального уполномоченного должен свидетельствовать о наличии фактов внутригосударственного и муниципального сотрудничества, что следует соотнести с общественными контрольными полномочиями омбудсменов за функционированием все системы защиты прав человека.
В результате комплексного системного анализа особенностей защиты прав человека посредством реализации полномочий омбудсменов на территории субъектов Российской Федерации следует отметить следующее:
1. Институт Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ весьма логично дополняет существующую правовую систему нашего государства. В системе правоотношений, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина, региональный омбудсмен является индикатором объективно существующих в деятельности органов власти недоработок и ошибок, кроме того, решения государственного или правоохранительного органа могут быть оспорены уполномоченным либо преданы гласности, что непременно заставляет представителей этих структур ответственно подходить к их принятию.
2. В настоящее время ведется активная работа по повышению эффективности взаимодействия уполномоченных России, но остается одна из острых проблем организации деятельности региональных уполномоченных из-за малочисленности их рабочих аппаратов, а в некоторых субъектах и вовсе отсутствие.
3. Рассмотрение жалобы региональным уполномоченным по правам человека, является одним из главных звеньев в механизме защиты и обеспечения права человека и гражданина. Кроме того, в работе Уполномоченного применяется следующие механизмы юридических действий: юридическое консультирование, оформление запроса, юридической сопровождение, консолидированный анализ правовой или политической ситуации, что выделяет Уполномоченного среди других государственных органов и органов местного самоуправления. А также при наличии достаточной информации полагать о массовых или грубых нарушениях, посягающие на охраняемые государством права человека, либо в случаях, имеющих особое общественное значение, Уполномоченный
вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.
4. Анализ регионального законодательства об Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что для уравнивания возможности защиты своего нарушенного права следует в законах субъектов об Уполномоченном по правам человека в субъекте Федерации и в Федеральном законе от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепить перечень форм, методов и способов деятельности регионального омбудсмена, а также требования к кандидатуре Уполномоченного по правам человека можно расширить следующими положениями, а именно стаж работы в юридической сфере, в том числе на государственной службе, не менее пяти лет.
5. Действующее законодательство регионов, закрепляющее вопросы регулирования деятельности Аппарата Уполномоченного, требует приведения к единообразию, и в некоторых субъектах расширения структурных подразделений, что на наш взгляд может повысить эффективность по защите нарушенных прав и свобод граждан, а также мотивировать сотрудничество с иными служащими. В связи с этим предлагаем
ввести в штат Аппарата обязательные структуры, такие как, например, консультант-референт, отдела обеспечения правового просвещения и взаимодействия со средствами массовой информации.
Важно отметить, что указанные проблемы сформированы в первую очередь на основе практического опыта регионов, пытающихся самостоятельно имплементировать нормы федерального законодательства в законы субъектов РФ. Конституция Российской Федерации, к сожалению, не указывает основную задачу омбудсмена в России, отсылает к Федеральному Конституционному закону, не закрепляя признаков или легального определение Уполномоченного, как, например, это сделано с другими государственными органами. В связи с этим, справедливо утверждать о перспективе дополнения действующей Конституции РФ новыми положениями о статусе Уполномоченного по правам человека в России и ее субъектах. Данная поправка может выглядеть следующим образом: «Деятельность Уполномоченного по правам человека по обеспечению и защите прав человека и гражданина признается и гарантируется на всей территории Российской Федерации, основные формы работы Уполномоченного определяются Федеральным Конституционным законом и законами субъектов Российской Федерации».
Список литературы
1. Статья 1-3 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 №1-ФК3 (ред. от 31.01.2016) // ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 5.05.2018)
2. Часть 1 ст. 16.1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // ИПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 25.04.2018)
3. Ищук В.Г. Основные элементы конституционно-правового статуса уполномоченного по правам человека // Юристъ-Правоведъ. 2017. №1 (80). С.21.
4. Закон Краснодарского края от 4 июля 2000 года №287-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» [Электронный ресурс]: сайт - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/461604274 (Дата обращения: 25.05.2018)
5. Закон республики Калмыкия от 13 ноября 2000 года №85-11-З (с изменениями на: 06.07.2017) «Об Уполномоченном по правам человека республики Калмыкия» [Электронный ресурс]: сайт - Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/804910321 (Дата обращения: 25.05.2018)
6. Закон Архангельской области от 15 июля 1997 г. №34-10-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» // ИПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 25.05.2018)
7. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2016 год. Москва: ООО «Проспект», 2017 г. С. 208.
8. Закон Пермской области от 9 декабря 2000 года №1241-188 «Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области» [Электронный ресурс]: сайт - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/910205761 (дата обращения: 25.04.2018)
9. Статья 9 Закона Рязанской области от 28 декабря 2015 года №105-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Рязанской области (в ред. Закона Рязанской области от 11.07.2017 №49-ОЗ) [Электронный ресурс]: сайт - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432812178 (Дата обращения: 25.05.2018)
10. Закон Рязанской области от 28 декабря 2015 года №105-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Рязанской области (в ред. Закона Рязанской области от 11.07.2017 №49-ОЗ) [Электронный ресурс]: сайт - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432812178 (Дата обращения: 10.05.2018)
11. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год [Электронный ресурс]: сайт - Режим доступа: http://ombudsmanrf.org/ombudsman/document/ezhegodnye_doklady (Дата обращения: 05.05.2018)
12. Статья 34 Закона Владимирской области от 09 июля 2013 года №70-03 «Об Уполномоченном по правам человека во Владимирской области» [Электронный ресурс]: сайт - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/460170658 (Дата обращения: 05.05.2018)
13. Статья 14 Закона Рязанской области от 28 декабря 2015 года №105-03 «Об Уполномоченном по правам человека в Рязанской области (в ред. Закона Рязанской области от 11.07.2017 №49-03) [Электронный ресурс]: сайт - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432812178 (Дата обращения: 10.05.2018)
Reference list
1. Article 1-3 of the Federal constitutional law "On the Commissioner for human rights in the Russian Federation" dated 26.02.1997 №1-FCL (as amended on 31.01.2016) // Legal Reference System "ConsultantPlus" (date of access: 5.05.2018)
2. Part 1 of Article 16.1 of the Federal law "On general principles of organization of legislative (representative) and executive authorities of state power of the subjects of the Russian Federation" // Legal Reference System "ConsultantPlus" (date of access: 25.04.2018)
3. Ishchuk V. Basic elements of the constitutional-legal status of the Commissioner for human rights // Yurist-Pravoved. 2017. №1 (80). P. 21.
4. Law of the Krasnodar territory of 4th of July, 2000 №287-KL "On the Commissioner for human rights in the Krasnodar region"[Electronic resource]: site - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/461604274 (date of access: 25.05.2018)
5. Law of the Republic of Kalmykia of 13th of November, 2000 №85-II-L (as amended on: 06.07.2017) "On the Commissioner for human rights of the Republic of Kalmykia" [Electronic resource]: Access mode: http://docs.cntd.ru/ document/804910321 (date of access: 25.05.2018)
6. Law of the Arkhangelsk region of 15th of July, 1997 №34-10-OL "On the Commissioner for human rights in the Arkhangelsk region" // Legal Reference System "ConsultantPlus" (date of access: 25.05.2018)
7. 2016 Report on the activities of the Commissioner for human rights in the Russian Federation. Moscow: Prospekt, LLC, 2017, P. 208.
8. Perm region law of 9th of December, 2000 №1241-188 "On the Commissioner for human rights in the Perm region" [Electronic resource]: Access mode: http://docs.cntd.ru/document/910205761 (date of access: 25.04.2018)
9. Article 9 of the Law of the Ryazan region of 28th of December, 2015 №105-OZ "On the Commissioner for human rights in the Ryazan region (as amended by the Law of the Ryazan region of 11.07.2017 №49-OL) [Electronic resource]: Access mode: http://docs.cntd.ru/document/432812178 (date of access: 25.05.2018)
10. Law of the Ryazan region of 28th of December, 2015 №105-OL "On the Commissioner for human rights in the Ryazan region (as amended by the Law of the Ryazan region of 11.07.2017 №49-OL) [Electronic resource]: Access mode: http://docs.cntd.ru/document/432812178 (date of access: 10.05.2018)
11. 2017 Report on the activities of the Commissioner for human rights in the Russian Federation [Electronic resource]: Access mode: http://ombudsmanrf.org/ombudsman/document/ezhegodnye_doklady (date of access: 05.05.2018)
12. Article 34 of the Law of the Vladimir region of 9th of July, 2013 №70-OL "On the Commissioner for human rights in the Vladimir region" [Electronic resource]: Access mode: http://docs.cntd.ru/document/460170658 (date of access: 05.05.2018)
13. Article 14 of the Law of the Ryazan region of 28th of December, 2015 №105-OL "On the Commissioner for human rights in the Ryazan region (as amended by the Law of the Ryazan region of 11.07.2017 №49-OL) [Electronic resource]: Access mode: http://docs.cntd.ru/document/432812178 (date of access: 10.05.2018)