ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ОРГАНАМИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
А.А. Ягафарова, магистрант И.И. Ларинбаева, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-10-4-36-40
Аннотация. В статье освещаются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в судебном порядке. Обеспечение прав и свобод человека органами судебной власти в Российской Федерации рассматривается как часть принципа правового государства. Право на судебную защиту и правосудие рассматривается как конституционная гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: принцип обеспечения прав человека, права человека, правовое государство, право на судебную защиту, судебная власть.
Правовое государство едва ли может быть осмыслено теоретически и представлено на практике без его базового принципа, каковым является разделение власти на определенные ветви [1]. Если представить механизм функционирования трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), то центральное место в нем нужно отводить исполнительной власти, которая постоянно обеспечивает слаженное функционирование государственного механизма. Но она работает в рамках власти закона, установленной Конституцией и деятельностью законодательной власти. Судебная власть, с другой стороны, следит за тем, чтобы исполнительная власть не нарушала установленные правовые требования [1].
При реализации прав и свобод граждан могут выявляться правовые пробелы, приводящие к нарушению конституционных прав и свобод граждан. Причины возникновения правовых пробелов в правотворчестве (законодательная ветвь власти) могут быть разными. И в данном случае особая роль в преодолении и разрешении правовых пробелов принадлежит судебным органам.
По мнению Ф.М. Раянова, главной характеристикой судебной власти является «ее независимость от других ветвей власти, что позволяет ей без страха выполнять свои обязанности». «Независимая судебная власть, - утверждал он, - является
неотъемлемым признаком свободного общества, признающего власть права» [1].
Всеобщая декларация прав человека в статье 8 провозглашает право на судебную защиту: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом» [2].
В условиях правового государства «реализация прав и свобод человека и гражданина невозможна без отлаженных механизмов гарантирования, всестороннего обеспечения конституционных прав и свобод» [3].
Российская правовая система насквозь пронизана принципом обеспечения прав человека, в том числе органами судебной власти. Статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства [4]. В свою очередь, статья 18 Основного закона закрепляет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. «Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [4]. Статья 46 Конституции гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Введение чрезвычайной ситуации
или военного положения не ограничивает данное право. Статьей 10 Конституции устанавливается самостоятельность судебной власти. Часть 1 статьи 11 называет суды среди органов, осуществляющих государственную власть. Статья 19 устанавливает равенство всех перед законом и судом. Также Основной закон регламентирует возможность ограничения некоторых прав и свобод только судебным решением (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ст. 25, ч. 3 ст. 35) и устанавливает принципы судопроизводства (ст. 47-54). Конституция относит к ведению Российской Федерации установление системы органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, судоустройство и процессуальное законодательство (ст. 71). Глава 7 Основного закона определяет организацию судебной власти в Российской Федерации.
Система судебных органов РФ представлена следующим образом: Конституционный Суд, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов РФ (ч.3 ст.118 Конституции РФ).
На защиту прав и свобод человека нацелена деятельность:
- Конституционного Суда РФ (ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [5] (далее - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»)), который разрешает дела о соответствии законов, иных нормативных правовых актов Конституции РФ, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти. Также Конституционный суд РФ проверяет по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод конституционность законов и иных нормативных актов, когда исчерпаны все средства судебной защиты, предусмотренные законодательством РФ, то есть после обращения в суды общей юрисдикции или арбитражный суд (ст.3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Кроме того, субъект РФ может создать Конституционный (уставный) суд субъекта РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов и иных нормативных актов органов
субъекта и местного самоуправления Конституции (уставу) субъекта, для толкования конституции (устава) субъекта РФ (ст. 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской
Федерации» [6]).
- судов общей юрисдикции (ст. 4 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [7]), которые разрешают споры и рассматривают дела, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства: споры между гражданами, между гражданами и государством, семейные дела, имущественные споры, уголовные дела.
Действует система арбитражных судов, которые рассматривают экономические споры с целью зашиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Кроме того, направление защиты прав и свобод человека и гражданина присутствует в процессуальных кодексах:
- ст.2 Гражданского процессуального кодекса РФ [8];
- ст.2 Арбитражного процессуального РФ [9];
- ч.1 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ [10].
Однако на практике имеют место нарушения прав человека, в том числе при отправлении правосудия. Об этом свидетельствует статистика жалоб, полученных Уполномоченным по правам человека. Согласно данным Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год [11], в 2021 году поступило 59 407 таких обращений, что почти на 35% больше, чем в предыдущем году (44 087), из которых около 13 077 (27% от общего количества обращений) поступило в отношении деятельности судебной системы в основном по вопросам деятельности уголовно-процессуального законодательства, что на 14% больше, чем в 2020 году.
По итогам работы судов РФ в 20192021 гг. можно остановить внимание на некоторых «положительных» показателях.
Количество рассматриваемых дел имеет тенденцию к росту: в 2021 году судами было рассмотрено 39,2 млн. дел [12] (в 2020 году - 38,4 млн. дел [13], в 2019 году
- 34,6 млн. дел [14]). Имеет место высокий процент удовлетворения требований о взыскании заработной платы: в 2021 году
- 96%, в 2020 и 2019 годах - 97%; о предоставлении гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством: в 2020 году - 83%, в 2019 году - 88%. Наблюдается рост удовлетворения требований о восстановлении на работе: в 2021
году - 53% против 44% в предыдущем году.
Увеличивается количество дел о банкротстве физических лиц, что может являться положительным показателем относительно защиты экономических прав человека. В 2021 году было рассмотрено 146 000 дел, в 2020 году - 74 600 дел, в 2019 году - 50 700 дел.
По делам о предоставлении жилья детям-сиротам в 2020 году удовлетворено 96% требований.
В 2021 году рассмотрено 4,3 тыс. заявлений (против 2,7 тыс. заявлений в 2019 году) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, удовлетворено 86% заявлений в 2021 году и 88% заявлений в 2019 году. Из указанных чисел видно, что в процентном соотношении наблюдается незначительное снижение удовлетворения требований.
В отчетах Верховного суда РФ затронута тема гуманизации уголовного законодательства: численность заключенных про-
чел., в 2020 году - 482 900 чел., в 2019 году - 524 000 чел.).
Присяжные заседатели оправдали 32% обвиняемых в 2021 году (в 2019 году -23%).
Увеличивается количество лиц, по делам которых произведена отмена обвинительного приговора: в 2021 году - 11 тыс. лиц, в 2020 году - 8,3 тыс. лиц, в 2019 году - 6 тыс. лиц. Также растет численность граждан, в отношении которых обвинительные приговоры изменены со смягчением наказания: в 2021 году - 19 тыс. лиц, в 2020 году - 17 тыс. лиц, в 2019 году - 12 тыс. лиц.
Имеет тенденцию к росту прекращение уголовного дела с назначением судебного штрафа: в 2020 году - 62 тыс. дел, в 2019 году - 52,5 тыс. дел.
Снижается количество арестов в качестве меры пресечения: в 2021 году - 87 тыс., в 2020 году - 91,7 тыс., в 2019 году -94,6 тыс.
Увеличилось количество осужденных по преступлениям коррупционной направленности: в 2021 году осуждено 9,6 тыс. чел., в 2020 году - 7,1 тыс. чел.
В нынешних условиях представляется разумным решить существующие проблемы судебной системы путем установления защиты прав и свобод человека в качестве основного показателя результатов ее деятельности. Изменения в судебной системе, начавшиеся с создания условий, которые приведут к реальной защите прав и свобод человека, восстановлению справедливого решения дел, повысят авторитет государства, органов власти, частью которых являются суды.
должает снижаться (в 2021 году - 456 900
Библиографический список
1. Раянов Ф.М. Проблемы теории и практики правового государства. Уфа: АН РБ, Ги-лем, 2013. - 300 с.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
3. Чепенко ЯК. Правовые пробелы в механизме конституционного обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (в свете практики Конституционного суда РФ). Автореферат на соискание ученой степени кандидата наук. - Санкт-Петербург, 2017. - 27 с.
4. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pravo.gov.ru.
5. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 01 июля 2021 г. № 2-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pravo.gov.ru.
6. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 16 апреля 2022 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pravo.gov.ru.
7. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 16 апреля 2022 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pravo.gov.ru.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 14 июля 2022 № 318-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа pravo.gov.ru.
9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 11 июня 2022 № 183-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pravo.gov.ru.
10. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pravo.gov.ru/.
11. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.ombudsmanrf.org/ombudsman/document/ ezhegodnye_doklady.
12. Павлова З. Председатель ВС РФ подвел итоги работы судов за 2021 год // Официальный сайт Верховного суда РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vsrf.ru/press_center/mass_media/30781/.
13. Вараксин М., Климачева К. Председатель ВС РФ подвел итоги работы судов за 2020 год // Официальный сайт Верховного суда РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vsrf.ru/press_center/mass_media/29651/.
14. Председатель Верховного Суда России подвел итоги деятельности судебной системы в 2019 году // Официальный сайт Верховного суда РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vsrf.ru/press_center/news/28750/.
ENSURING HUMAN RIGHTS BY JUDICIAL AUTHORITIES A.A. Yagafarova, Graduate Student
I.I. Larinbaeva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. The article highlights the issues of protection of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation in court. Ensuring human rights and freedoms by judicial authorities in the Russian Federation is considered as part of the principle of the rule of law. The right to judicial protection and justice is considered as a constitutional guarantee of the protection of human and civil rights and freedoms.
Keywords: the principle of ensuring human rights, human rights, the rule of law, the right to judicial protection, judicial power.