Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КООПЕРАТИВНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давиденко А.О.

Проведено исследование региональной экономической политики, выявлены основные проблемные аспекты. Уточнено, что региональная правовая база воспроизводит системный механизм федерального законодательства. Обоснована целесообразность применения опыта кооперативного федерализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF ECONOMIC POLICY OF RUSSIA: REGIONAL ASPECT

The research of regional economic policy is conducted, the main problem aspects are revealed. It is specified that the regional legal base reproduces the system mechanism of the federal legislation. Expediency of application of experience of cooperative federalism is proved.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

депривации основываются на том, какая психическая потребность избирается базовой, то есть в чем состоит суть недостаточности, лишения, и как они влияют на возникновение психических нарушений.

Использованные источники:

1. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте :[Учебноепособие]/ Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага :Авиценум, 1984. -334 с.

2. Раттер М. Помощь трудным детям :[Учебноепособие] / М. Раттер.-М.: Прогресс, 1999. - С. 214.

УДК 34

Давиденко А. О. магистрант 2-го курса научный руководитель: Попов А.П., доктор юридических наук доцент

«РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация: проведено исследование региональной экономической политики, выявлены основные проблемные аспекты. Уточнено, что региональная правовая база воспроизводит системный механизм федерального законодательства. Обоснована целесообразность применения опыта кооперативного федерализма.

Ключевые слова: кооперативный федерализм, рыночные отношения, финансовые средства, региональная система.

Davidenko A. O. master of the 2rd course

The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Scientific аdviser: Popov A.P.

Doctor of Juridical Science, Docent

The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF ECONOMIC POLICY OF RUSSIA: REGIONAL ASPECT

Abstract: the research of regional economic policy is conducted, the main problem aspects are revealed. It is specified that the regional legal base reproduces the system mechanism of the federal legislation. Expediency of application of experience of cooperative federalism is proved.

Keywords: cooperative federalism, market relations, financial means, regional system.

С экономической точки зрения в мировой практике выделяют две модели федерализма: конкурентный и кооперативный. В первой модели

правила игры устанавливаются непосредственно каждым участником (наиболее яркий тому пример - США), во второй совместно федеральным центром и региональными властями (таким примером является ФРГ).

В нашей стране, с одной стороны, регионы конкурируют друг с другом за размещение на их территории наиболее выгодных предприятий и получение финансовых средств из центра. С другой - основные полномочия и финансовые ресурсы находятся в ведении федерального центра, который обладает наиболее широкими полномочиями, предусматривает единообразное применение законодательных норм и обеспечивает единство налоговой системы, которые характерны для кооперативного федерализма немецкого типа. Однако в Германии региональные власти через партийную систему и бундесрат оказывают значительное воздействие на политику федерального центра (поэтому немецкий федерализм кооперативно -переговорный). В России же федеральный центр не осуществляет реальный переговорный процесс, а стремится обеспечить наибольшую эффективность регионального управления при помощи административных методов, т.е. через механизмы, свойственные унитарным государствам. В результате федеральный центр вынужден расценивать регионы как некие филиалы корпорации, располагать перед ними стратегические цели и оценивать региональные власти по итогам их деятельности.

Ведя речь о проблемах развития регионального экономического законодательства, требуется установить, что одной из основных проблем в настоящий момент является вопрос о системном развитии данного уровня регламентирования экономических отношений. Как обоснованно устанавливает М.Г. Потапов, «на сегодняшний момент существующие нормы права и нормативно-правовые акты субъекта РФ реально представляют не столько гармоничный уровень федеративной системы, сколько беспорядочную совокупность данных положений и актов, не обладающих строгими структурно-логическими и функциональными связями как между собой, так и с федеральной и муниципальной совокупностью существующих правовых норм и нормативно-правовых актов»56.

Однако, несмотря на все проблемные вопросы строения и реализации, полностью отрицать факт присутствия данного уровня законодательства нельзя, поскольку накопленный уникальный опыт имеет как позитивный, так и негативный характер57. В этой связи, можно вести речь и о том, что на региональном уровне «зеркально» воспроизводится строение законодательной системы в целом. Хотя имеются и собственные отличительные особенности. С.В. Размыслович обосновано обращает внимание на то, что «в системе законодательства российских субъектов

56 Потапов М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации // Журн. рос. права. 2013. № 12. С. 60.

57 Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27). С. 30-33.

находятся не только «исходные» нормативно-правовые акты (конституция, устав, закон, указ, постановление), но и вспомогательные, в том числе интерпретационные акты»58.

Экономическое законодательство выступает в качестве самого разветвленного и соединяет положения, посвященные регламентации вопросов бюджета, налоговых отношений и налоговых льгот, разнообразных форм собственности, предпринимательской деятельности, некоторые вопросы экономического прогноза, антимонопольной регламентации.

В целом, можно установить, что законодательная региональная система воспроизводит системный механизм федерального законодательства, принимается по тому же кругу вопросов.

Однако, закономерности поступательного развития регионального законодательства, в том числе и экономического, прямым образом зависят от того, по какому именно пути будет модернизироваться государственное устройство России.

В этой связи К.К. Лебедев полагает, что властные полномочия федерального центра в последнее время нацелены на упрочнение авторитарных и центростремительных закономерной в управлении, что влечет за собой кардинальную автономность субъектов РФ в решении отведенных к их компетенции вопросов и РФ по-прежнему остается фантомным образованием. Причем уменьшение экономической автономности субъектов РФ на сегодняшний день сопровождается увеличением сферы их ответственности. Региональные власти на данный момент не располагают ни властными, ни материальными возможностями для самостоятельного, «без оглядки» на федеральные властные органы, выполнения полномочий в определенной для них области. Если не будет найден наиболее адекватный по отношению к федеративному государственному механизму способ прямого взаимодействия федеральной и региональных властей, результат может оказаться весьма плачевным59.

В связи с упрочнением централистских тенденций в развитии нашего государства А.А. Хвощин призывает перейти к установлению децентрализованной унитарной страны (отчасти напоминающей «государство регионов» в Испании, государственное устройство Франции). Постепенное реформирование государственного устройства в данном направлении в определенном значении будет наиболее простым: основополагающие черты данного государства уже предусмотрены. Потребуется, правда, обширная техническая работа, сопряженная с исключением из содержания Конституции упоминаний о федеративной государственной форме. В случае последовательной реализации этой модели, по мнению данного исследователя, в нашем государстве будет

58 Размыслович С.В. Состояние законодательного обеспечения современных экономических отношений // Юрист. 2012. № 4. С. 19.

59 Ручкжа Г.Ф. Понятие и содержание экономической деятельности и ее соотношение с хозяйственной и предпринимательской деятельностью // Юрист. 2003. № 2. С. 74.

сформирована наиболее жизнеспособная децентрализованная система публичной власти и управления, система наиболее широкого взаимодействия властей всех уровней. В противной ситуации РФ будет и в последующем представлять собой ярчайший пример несогласованности унитарного характера внутригосударственных взаимоотношений властей разнообразного организационно-территориального уровня с обозначенной конституционно формой государственного устройства. Очень высока вероятность того, что в следующий раз маятник государственных преобразований, набрав разбег в сторону централизации, качнется в сторону децентрализации слишком резко под воздействием некоторых противоречий, провоцируемых несовпадением провозглашенного федерализма с реализованной на практике унитарным механизмом60.

В заключение необходимо отметить, что в России для эффективного управления в области экономики представляется целесообразным перенимать опыт кооперативного федерализма, где определенные правила игры устанавливаются федеральным центром совместно с региональными властями.

Использованные источники:

1. Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27).

2. Потапов М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации // Журн. рос. права. 2013. № 12.

3. Размыслович С.В. Состояние законодательного обеспечения современных экономических отношений // Юрист. 2012. № 4.

4. Ручкжа Г.Ф. Понятие и содержание экономической деятельности и ее соотношение с хозяйственной и предпринимательской деятельностью // Юрист. 2003. № 2.

5. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. М., 2012.

60 Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. М., 2012. С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.