Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ДЕПРИВИРОВАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуту С.М.

Статья посвящена рассмотрению исторического аспекта изучения психологической депривации. Рассмотрены периоды появления депривации и предложен новый информационный период в изучении данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECT OF STUDYING PSYCHOLOGICAL DEPRIVATION

The article is devoted to historical aspects of the study of psychological deprivation. Considered periods of the occurrence of deprivation and the new information era in the study of this problem.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ»

освобождающей философии. И они получили ее в учениях Лоренцо Валлы, Никколо Макиавелли, Пико дела Мирандолы и Мишеля Монтеня. Возрождение пробудило Европу от многовекового средневекового сна и открыло путь новому историческому этапу- эпохе Нового времени, времени научной революции. Эпоха Возрождения была переходом от Средневековья к Новому времени. На протяжении последующих столетий человек окончательно освободится от связывающих его догм и оков, по-новому посмотрит на мир и выразит свое видение на языке новой философии.

Использованные источники:

1. Куренкова Р.А. Эстетика: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

2. Мартынов В.Ф. Эстетика: Учебное пособие / В.Ф. Мартынов. - 2-е изд. -Минск: Тетра-Системс, 2004.

УДК: 159.9

Гуту С.М. студент 2 курса

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» научный руководитель: Лучинкина А.И., д.психол.н.

зав. каф.психологии Россия, г. Симферополь ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ДЕПРИВАЦИИ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению исторического аспекта изучения психологической депривации. Рассмотрены периоды появления депривации и предложен новый информационный период в изучении данной проблемы.

Ключевые слова: психическая депривация, депривированная потребность, социальная ситуация развития.

Gutu S.M.

Russia Simferopol «Crimean Engineering Pedagogical University» HISTORICAL ASPECT OF STUDYING PSYCHOLOGICAL

DEPRIVATION

Annotation: The article is devoted to historical aspects of the study of psychological deprivation. Considered periods of the occurrence of deprivation and the new information era in the study of this problem.

Keywords: mental deprivation, deprived need, social development situation.

На современном этапе развития психологической науки вопрос психической депривации рассматривается по разным направлениям и, как показывает анализ научной литературы, на сегодня этот вопрос имеет определенную несогласованность, которая прежде всего, заключается в том, что существует несколько подходов к проблеме возникновения депривации

и ее влияния на формирование личности.

История вопроса.

Исторический анализ проблемы депривации позволяет выделить четыре периода: эмпирический, мобилизирующий, критический и экспериментально-теоретический [1]. Первый период

-«эмпирический»-характеризуется накоплением опыта и информации без четкого их анализа и систематизации. Второй период - «критический», суть его в выяснении существования ряда ситуаций, в которых возникает депривация. Депривация вышла за узкие границы, ее стали рассматривать с точки зрения сфер общественной жизни. Был сделан вывод о негативном влиянии технократизации общества на социальное поведение молодежи, увеличение количества социальных отклонений[1].

Третий период - «экспериментально-теоретический», начавшийся в 60-е годы, характеризуется более глубоким изучением взаимодействия между организмом и социальной средой в условиях депривации. Сделан вывод, что социальная среда влияет на организм не непосредственно, а преломляется сквозь закономерности его развития[1].

М. Раттер, анализируя основные подходы к проблеме депривации утверждает, что наступает четвертый период, который можно определить как «экспериментально-практический». Он характеризуется интенсивным формированием практической психологии после 1991 года. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам людей с конкретными проблемами, отклонениями[2].

Виды депривации обычно выделяют в зависимости от того, какая потребность не удовлетворяется. Чаще всего выделяют стимульную, когнитивную, эмоциональную, социальную депривации [1].

Учитывая взгляды ученых на природу депривации, мы предлагаем выделить новый информационный период в исследовании этого явления, который заключается в рассмотрении депривации как следствие недоразвития социальной ситуации. В основу подхода легла идея культурно-исторической концепции Л.Выготского. Одной из центральных идей Л. Выготского является определение социальной ситуации развития как важнейшего условия развития ребенка (система отношений между ребенком определенного возраста и социальной действительностью).Только в постоянном контакте со взрослым возможна интериоризация как основной механизм развития. Кроме того, этот контакт способствует формированию у ребенка потребности в привязанности к близкому взрослому.

Девиантная забота превращает социальную «ситуацию развития» для ребенка в ситуацию невозможности, способствует возникновению у него общего напряжения и на этом фоне тяжелых аффективных состояний.

Таким образом, различные негативные воздействия, которые наблюдаются в привычных жизненных ситуациях и сопровождаются негативными эмоциями могут стать пусковым механизмом психической депривации и ее нежелательных последствий. Причины возникновения

депривации основываются на том, какая психическая потребность избирается базовой, то есть в чем состоит суть недостаточности, лишения, и как они влияют на возникновение психических нарушений.

Использованные источники:

1. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте :[Учебноепособие]/ Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага :Авиценум, 1984. -334 с.

2. Раттер М. Помощь трудным детям :[Учебноепособие] / М. Раттер.-М.: Прогресс, 1999. - С. 214.

УДК 34

Давиденко А. О. магистрант 2-го курса научный руководитель: Попов А.П., доктор юридических наук доцент

«РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация: проведено исследование региональной экономической политики, выявлены основные проблемные аспекты. Уточнено, что региональная правовая база воспроизводит системный механизм федерального законодательства. Обоснована целесообразность применения опыта кооперативного федерализма.

Ключевые слова: кооперативный федерализм, рыночные отношения, финансовые средства, региональная система.

Davidenko A. O. master of the 2rd course

The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Scientific аdviser: Popov A.P.

Doctor of Juridical Science, Docent

The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF ECONOMIC POLICY OF RUSSIA: REGIONAL ASPECT

Abstract: the research of regional economic policy is conducted, the main problem aspects are revealed. It is specified that the regional legal base reproduces the system mechanism of the federal legislation. Expediency of application of experience of cooperative federalism is proved.

Keywords: cooperative federalism, market relations, financial means, regional system.

С экономической точки зрения в мировой практике выделяют две модели федерализма: конкурентный и кооперативный. В первой модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.