Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
341
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОБЛЕМНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коваленко М.С., Калаврий Т.Ю.

Социальная защита и поддержка населения является одним из ключевых направлений государственной политики в сфере управления качеством жизни населения. В данной статье на основе нормативно-правовых актов, открыты источников и статистической информации выявлены проблемы реализации социальной защиты и поддержки населения в Республике Саха (Якутия). Кроме того, предложены мероприятия по уменьшению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIAL PROTECTION AND SUPPORT OF THE POPULATION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Social protection and support of the population is one of the key directions of state policy in the field of managing the quality of life of the population. In this article, on the basis of regulatory legal acts, open sources and statistical information, the problems of the implementation of social protection and support of the population in the Republic of Sakha (Yakutia) are identified. In addition, measures are proposed to reduce the identified problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В

РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

М.С. Коваленко, магистрант

Т.Ю. Калаврий, канд. экон. наук, доцент

Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова (Россия, г. Якутск)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-2-120-124

Аннотация. Социальная защита и поддержка населения является одним из ключевых направлений государственной политики в сфере управления качеством жизни населения. В данной статье на основе нормативно-правовых актов, открыты источников и статистической информации выявлены проблемы реализации социальной защиты и поддержки населения в Республике Саха (Якутия). Кроме того, предложены мероприятия по уменьшению выявленных проблем.

Ключевые слова: пожилые, информированность, система социальной защиты, социальная политика, проблемные направления.

Российская Федерация является социальным государством, что декларируется в статье 7 Конституции РФ, в соответствии с которой политика страны направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Социальная политика государства должна обеспечивать интересы не только потенциально уязвимых социальных групп, но и создать условия самореализации всех граждан страны.

Именно приоритеты социальной политики ложатся в основу государственных документов программного характера, где формулируются актуальные проблемы, цели, задачи, конкретные мероприятия, критерии эффективности и объемы финансирования, фактически определяется путь социального развития на достаточно длительный период времени.

Одним из таких документов в Российской Федерации является государственная программа «Социальная поддержка граждан», принятая до 2024 года, где в качестве целей указаны [2]:

- повышение доступности социального обслуживания населения;

- создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий.

К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации, отнесены: повышение благосостояния граждан и снижение бедности; обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет); модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания; обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов; развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг; создания прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развития взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства; совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

В законодательстве Российской Федерации нет однозначного определения термина «социальная защита», однако, обозначено, что можно понимать под государственной социальной помощью,

заключающаяся в предоставлении определенным категориям граждан, указанных в законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров

[3].

Примем, что социальная защита - совокупность различных мер, способов решения проблем в социальной сфере и социальных услуг, закрепленные законодательством, предоставляемые государством для обеспечения высокого уровня жизни населения.

Приоритетом системы социальной защиты РС(Я), как и на федеральном уровне, является удовлетворение жизненных потребностей определенных категорий граждан (пожилых, инвалидов, сирот и т.д.). На сегодняшний день основными направлениями решений социальных проблем в республике являются: сохранение социальной стабильности в обществе и усиление адресности предоставляемой помощи. Сама система представляет собой совокупность учреждений социального обслуживания, численность которых на 2021 год составляет 93. Система социальной защиты граждан приведена в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления [4].

Главная проблема состоит в недостаточном исполнении и реализации возложенных функций, действующая система не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в сфере социальных услуг. Так, например, обеспечение установленных нормами коек в детских домах-интернатах в РС(Я) составляет 36% [5].

Для развития государственной политики в социальной сфере РС(Я) разрабатываются различные государственные программы. По итогам государственной программы на 2012-2019 годы отмечалось, что была произведена активная работа, но

реализация столкнулась с рядом проблем: нечеткость определения стратегии в целом, финансирование, определение адресности предоставления социальной помощи, качества и доступности социальных услуг.

В настоящее время действует государственная программа «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», исполнителем программы является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

Исходя из выводов предыдущей программы, разработана цель на 2018-2022 годы - повышение доступности социального обслуживания населения, а также создание условий для повышения уровня благосостояния населения [6].

Система социальной защиты РС(Я) предусматривает предоставление различных видов социальных услуг более 100 тысячам граждан. Наиболее востребованной социальной услугой является обслуживание на дому. Социально-бытовые услуги на дому получают свыше 5 тысяч человек (в среднем по республике 2,16% от общего числа пенсионеров), медицинские и специализированные социальные услуги - более 80 одиноких престарелых граждан.

В настоящее время система управления социальной защитой населения Республики Саха (Якутия) может быть охарактеризована как качественно новая, многопрофильная, самостоятельная и разветвленная отрасль. В целях обеспечения удовлетворения потребностей граждан в социальной защите в республике функционирует 12 казенных учреждений, 10 филиалов казенных учреждений Республики Саха (Якутия), 2 бюджетных учреждения, 5 автономных учреждений.

По состоянию на 1 января 2021 г. 152,5 тыс. жителей Республики Саха (Якутия) получили социальную поддержку, то есть практически 69 % от общей численности населения (рис. 1).

В результате проведенного анализа интернет-ресурсов, теоретического анализа отчетов Минтруда Республики Саха (Якутия), был выявлен ряд проблемных направлений функционирования системы управления социальной защиты республики, а именно: подготовка квалифицированных кадров; доступ к информационным ресурсам, информирование; материально-техническая база для функционирования учреждений социальной защиты; межведомственное взаимодействие; социальное партнерство; нормативное и методическое обеспечение; применение инноваций.

В совокупности данные проблемы мешают развитию системы управления социальной защитой населения.

Кроме того, проблемными вопросами можно назвать:

- обеспечение социальной поддержки беременных женщин, женщин, имеющих детей младшего и школьного возраста, многодетных семей;

- трудоустройство молодых мам, инвалидов, лиц, имеющих судимость; - проблемы повышения возможности населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть бюджета;

- снижение доходов и сбережений населения, которые служат новыми источниками для инвестиций;

- рост количества индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что, в свою очередь, повышает нагрузку на расходную часть муниципального бюджета, понижая его сбалансированность;

- снижение образовательного и квалификационного уровней рабочей силы;

- недостаточное обеспечение социальных потребностей общества;

- неоптимальное сочетание участия в решении социальных вопросов предпринимателей и социальных институтов и др.

На сегодняшний день требуется совершенствование таких направлений социальной политики и социальной защиты населения, как показаны на рис. 2.

отдых и

оздоровление

детей

дополнительны е гарантии детям -сиротам и детям, оставшимся без попечитель ств а

опека и попечительство несовершенноле тних

i Социальная i

I защита I

социальная поддержка многодетных семей и других категорий населения

с оцпо дд ержка инвалидов и ветеранов ВОВ

физическое, духовное, интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения

Рис. 2. Проблемные направления местной социальной политики и социальной защиты

населения

Как было сказано выше, присутствуют проблемы в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста. Они дают основания для выработки рекомендаций по решению указанных проблем. В силу того, что изменение нормативно-правовой базы, федеральных или региональных программ в сфере исследования на данном этапе не представляется возможным, проблемы должны решаться на уровне муниципальных образований и за счет средств муниципальных образований либо внутренних ресурсов учреждений социального обслуживания населения.

Одним из направлений действий по совершенствованию социального обслуживания граждан пожилого возраста может являться организация публичных мероприятий. Конкретной формой такой коммуникации, направленной на устранение проблемы недостаточного информационного обеспечения и смягчения коммуникативных проблем, может стать организация ежегодного мероприятия «Выставка социальных услуг».

Данное мероприятие будет направлено не только на взаимодействие с гражданами пожилого возраста, но и со всеми лицами, нуждающимися в получении этих услуг. Однако поскольку большинство получателей социальных услуг - это пенсионеры, основной целевой аудиторией выставки будут именно они. Также такие мероприятия помогут решить и проблему низкой информированности населения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 г. № 1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» поставщик социальных услуг обеспечивает доступ к обязательным разделам (подразделам) на своем официальном сайте, в которых размещает информацию об организации/учреждении [7]. Но анализ информационных источников показал, что, несмотря

на существующее регулирование информационного обеспечения государственных услуг, существуют проблемы информационного обеспечения населения. Информация разрознена, находится на сайтах различных ведомств, мало освещается в средствах массовой информации.

Информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания включает в себя информацию, предоставляемую сотрудниками органов социальной защиты; применение современных автоматизированных информационных систем, а также постоянную оптимизацию процессов, направленных на предоставление информационных услуг целевой аудитории или потребителям информационного контента в соответствии с конкретными социальными запросами последних.

К основным направлениям информатизации системы социальной защиты населения можно отнести: развитие коммуникационной инфраструктуры; организацию разработки, внедрения и сопровождения программно-технических средств ведения информационных баз данных в сфере социальной защиты населения; участие в формировании единой информационной системы; информационное сопровождение населения.

Информационное обеспечение социальной поддержки населения посредством использования Интернет-ресурсов предполагает безграничные возможности, начиная от непрофессиональной поддержки на основе интернет-форумов, где граждане в свободной форме могут поделиться информацией о тех или иных видах и формах поддержки.

В современных условиях, которые для объектов социальной защиты являются не вполне благоприятными и усугубляются «ковидной» ситуацией, совершенствование системы социальной защиты и принятие дополнительных мер, проведение дополнительных мероприятий, становится еще более актуальным.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.11.2021)

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"»: (ред. от 13.02.2021) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: http:// base.garant.ru/70819336/ (дата обращения 22.10.2021)

3. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "О государственной социальной помощи // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.09.2021)

4. В. Проблемы формирования системы социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) // Аллея науки. - 2018. - Том 7. №11(27). - С.679-686

5. Территориальный орган Федеральной службы статистики Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sakha.gks.ru (дата обращения: 17.10.2021)

6. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 347 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://internet.garant.ru/#/document/402831927 (дата обращения: 14.11.2021)

7. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://internet.garant.ru/#/document/70807016 (дата обращения: 29.10.2021)

PROBLEMS OF SOCIAL PROTECTION AND SUPPORT OF THE POPULATION IN

THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

M.S. Kovalenko, Graduate Student

T.Yu. Calavrius, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova (Russia, Yakutsk)

Abstract. Social protection and support of the population is one of the key directions of state policy in the field of managing the quality of life of the population. In this article, on the basis of regulatory legal acts, open sources and statistical information, the problems of the implementation of social protection and support of the population in the Republic of Sakha (Yakutia) are identified. In addition, measures are proposed to reduce the identified problems.

Keywords: elderly, awareness, social protection system, social policy, problem areas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.