Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЕРОНТОЛОГИЯ / АНДРАГОГИКА / КОМПЛЕКСНАЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН / ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордовский Геннадий Алексеевич, Эргашев Олег Николаевич, Финагентов Анатолий Вячеславович, Анисимов Владимир Николаевич, Богданов Сергей Игоревич

В статье рассматривается проблема использования образовательных технологий для реализации государственной политики, направленной на повышение качества жизни граждан старшего поколения. Предлагается основанная на междисциплинарном подходе программа действий по организации единого комплекса, включающего процессы обучения и просвещения пожилых людей, профессионального обучения специалистов с учетом особенностей их взаимодействия с пожилыми гражданами в процессе оказания услуг социального профиля. Обосновывается приоритет образовательной составляющей в структуре системной поддержки оказания комплексной медико-социально-психологической помощи гражданам старшего поколения. Обсуждается использование новой модели взаимодействия различных ведомств, общественных организаций, научных и профессиональных сообществ в рамках функционирования единой системы образовательной поддержки людей старших возрастных групп. Представлены предложения по созданию и развитию системы образования для пожилых граждан в рамках планов мероприятий по реализации Национальных проектов «Демография» и «Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бордовский Геннадий Алексеевич, Эргашев Олег Николаевич, Финагентов Анатолий Вячеславович, Анисимов Владимир Николаевич, Богданов Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR STATE SOCIAL SUPPORT OF THE ELDERLY: CONCEPTUAL JUSTIFICATION

The article discusses the problem of using educational technologies for the implementation of state policy aimed at improving the quality of life of older citizens. The program of actions based on an interdisciplinary approach is proposed to organize the unified complex, including the processes of education and enlightenment of the elderly, professional training of specialists, taking into account the peculiarities of their interaction with senior citizens in the process of providing social services. The priority of the educational component in the structure of systemic support for the provision of comprehensive medical, social and psychological assistance to citizens of the older generation is substantiated. The use of the new model of interaction between various departments, public organizations, scientific and professional communities within the framework of the functioning of the unified system of educational support for people of older age groups is discussed

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ»

Научные концепции и инновационные проекты

УДК: 374.4-053.9

Г.А. Бордовский, О.Н. Эргашев, А.В. Финагентов, В.Н. Анисимов, С.И. Богданов, А.В. Шабров (Санкт-Петербург)

образовательные технологии для государственной социальной поддержки пожилых людей: концептуальное обоснование

educational technologies for state social support of

THE ELDERLY: conceptual justification

В статье рассматривается проблема использования образовательных технологий для реализации государственной политики, направленной на повышение качества жизни граждан старшего поколения. Предлагается основанная на междисциплинарном подходе программа действий по организации единого комплекса, включающего процессы обучения и просвещения пожилых людей, профессионального обучения специалистов с учетом особенностей их взаимодействия с пожилыми гражданами в процессе оказания услуг социального профиля. Обосновывается приоритет образовательной составляющей в структуре системной поддержки оказания комплексной медико-социально-психологической помощи гражданам старшего поколения. Обсуждается использование новой модели взаимодействия различных ведомств, общественных организаций, научных и профессиональных сообществ в рамках функционирования единой системы образовательной поддержки людей старших возрастных групп. Представлены предложения по созданию и развитию системы образования для пожилых граждан в рамках планов мероприятий по реализации Национальных проектов «Демография» и «Образование».

Ключевые слова: образовательные технологии, геронтология, андрагогика, комплексная медико-социально-психологическая помощь пожилым людям, образовательная составляющая системной поддержки, образовательно-просветительские программы для пожилых граждан, обучение специалистов.

The article discusses the problem of using educational technologies for the implementation of state policy aimed at improving the quality of life of older citizens. The program of actions based on an interdisciplinary approach is proposed to organize the unified complex, including the processes of education and enlightenment of the elderly, professional training of specialists, taking into account the peculiarities of their interaction with senior citizens in the process of providing social services. The priority of the educational component in the structure of systemic support for the provision of comprehensive medical, social and psychological assistance to citizens of the older generation is substantiated. The use of the new model of interaction between various departments, public organizations, scientific and professional communities within the framework of the functioning of the unified system of educational support for people of older age groups is discussed.

Key words: educational technologies, gerontology, androgogy, integrated medical, social and psychological assistance to the elderly, educational component of systemic support, educational programs for senior citizens, training of specialists.

Социальная поддержка граждан старшего поколения является одним из приоритетов государственной политики России [1, 2]. Постарение населения оказывает существенное влияние на развитие социально-экономической ситуации в стране. Опыт последних лет, в частности в период борьбы с пандемией COVID-19, показывает: отсутствие научно обоснованного подхода к решению проблем пожилых приводит к негативным последствиям [3].

Понятие «качество жизни» существенно различается для людей трудоспособного возраста и пенсионеров, для которых приоритетами являются сохранение здоровья как условия комфортного проживания, психологической и духовной стабильности, продление периода активного долголетия.

Высокие темпы технологических изменений требуют приобретения пожилым человеком новых знаний и навыков. Их получение затруднено без информационно-просветительской и образовательной поддержки государства с использованием специальных образовательных технологий, развитию которых не уделяется должного внимания [4-5]. Основная причина критического положения - недостаточная мотивация разработки и создания эффективной системы образования для граждан старшего поколения (ГСП), как неотъемлемой части комплекса мер социальной поддержки.

1. Образовательные технологии и системная поддержка повышения качества жизни пожилых граждан

С 2014 года руководство Российской Федерации особое внимание уделяет совершенствованию деятельности учреждений социального обслуживания и здравоохранения, предоставляющих услуги гражданам старшего поколения, включая развитие системы гериатрической помощи. Государственные программы в рассматриваемой области - комплекс мероприятий по выполнению «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения на период до 2024 года» [6], пилотный проект «Территория заботы» [7], программа по созданию системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения [8] - с 2018 г. объ-

единены в рамках Федерального проекта «Старшее поколение» [9].

К сожалению, несмотря на значительный объем организационно-технических мероприятий и выделение средств, поставленные «Стратегией» задачи не решаются. На недоработки ведомств указывал Президент России В.В. Путин [10-11]. Не сформирована система оказания комплексной медико-социально-психологической помощи ГСП [1], не обеспечиваются персонифицированный, научно обоснованный подход к формированию пакетов услуг, доступ получателей к информационным и образовательным ресурсам. В Указе Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 [12] в качестве стратегического направления определена «...разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.».

Системная поддержка - это комплекс организационных, технических, методических, информационных мероприятий, обеспечивающих взаимодействие государственных учреждений, предоставляющих медико-социально-психологическую помощь ГСП с учетом их нуждаемости [1, 2]. Реализация совокупности составляющих системной поддержки позволяет объединить эти структуры в единую систему.

Образовательная составляющая системной поддержки влияет на процессы информирования ГСП и адаптацию персонала учреждений здравоохранения и социальной защиты населения к особым условиям предоставления услуг пожилым людям. Основная задача внедрения образовательных технологий в процесс государственной поддержки ГСП - создание условий для их социализации, духовного и личностного развития, расширение сферы интересов.

Поясним функциональное наполнение представленных на рис. 1 компонентов образовательной составляющей системной поддержки.

Образовательно-просветительские программы для групп ГСП и их родственников - базовый компонент образовательной составляющей, в рамках которого обеспечивается непосредственное влияние на

Рис. 1. Компоненты образовательной

ГСП - оказание помощи в адаптации к изменяющимся условиям окружающего мира. Предусматривается широкий комплекс программ и курсов от образовательных (университетский уровень) до культурно-просветительских (клубная модель), реализуемых на базе учебных центров, учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры (профиль: культура, профессиональные и бытовые навыки, медицинский, социально-психологический). В настоящее время такие услуги ГСП законодательно не регламентированы. Национальные проекты «Демография», «Образование» не предусматривают создания системы образования для пожилых [13].

Учебные программы для специалистов и граждан, взаимодействующих с ГСП, методическое сопровождение специалистов. В настоящее время подготовка специалистов, работающих с ГСП (категории: чиновники, медицинские и социальные работники, работники культуры, образования, сферы обслуживания, добровольцы и организаторы), осуществляется исключительно на уровне ведомств. Функционирование структур в единой системе комплексной помощи не учитывается. Такой подход негативно влияет на уровень подготовки специалистов и качество услуг, предоставляемых пожилым людям. Модернизация процесса обучения с привлечением специалистов (андрагогов)

составляющей системной поддержки.

по образовательным технологиям для пожилых в части мониторинга, методической поддержки, консультирования обеспечит адаптацию персонала к особенностям взаимодействия с ГСП.

Организационно-методическая поддержка структур, реализующих образовательные, просветительские, культурные программы для ГСП, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов. Необходимость этого компонента базируется на традиционном принципе российской образовательной науки: для характерной группы обучающихся необходимо формирование научно обоснованной общности «учитель-ученик» [13]. Обеспечение эффективности образовательно-просветительских программ для ГСП, реализуемых учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры, для которых образовательная деятельность не является профильной, требует научно-методической поддержки в части разработки учебных и информационных материалов, курсов, модулей, консультирования, согласования алгоритмов взаимодействия с профильными учебными центрами.

Организация проведения информационно-просветительских кампаний и просветительских мероприятий для ГСП и взаимодействующих с ними специалистов, в том числе с использованием СМИ и электронных

сервисов, требует учета психологических особенностей, менталитета и интересов пожилых людей. Внедрение образовательных технологий способствует изменению формата информационной поддержки от малоэффективной ведомственной «социальной рекламы» к непосредственному общению органов власти с ГСП через СМИ (радио, ТВ, интернет-издания) и в формате прямого контакта (встречи, консультации, общение). Такой подход учитывает особенности восприятия информации пожилыми людьми и способствует пониманию и поддержке ими действий государства.

Реализация совокупности компонентов образовательной составляющей в формате системы образовательной поддержки комплексной медико-социально-психологической помощи ГСП обеспечивает ее эффективность. Исключение отдельного компонента приводит к резкому снижению суммарного эффекта.

2. Общая характеристика системы образовательной поддержки ГСП

Структура системы образовательной поддержки, обеспечивающей реализацию функций образовательной составляющей системной поддержки, включает в себя государственные Образовательные Центры -научно-методические (НМЦ), учебные (УЦ), образовательно-просветительские (ОПЦ), культурно-просветительские (КПЦ) - различных уровней:

- на федеральном уровне - научно-методический центр (НМЦ-Ф);

- на макрорегиональном уровне (федеральный округ): НМЦ-МР, образовательно-просветительский центр (ОПЦ-МР), учебный центр (УЦ-МР);

- на региональном уровне (субъект РФ): НМЦ-Р, ОПЦ-Р, УЦ-Р;

- на территориальном уровне (муници -пальный район): ОПЦ-Т, культурно-просветительский центр (КПЦ-Т).

Предлагаемая модель учитывает особенности законодательства Российской Федерации, предусматривающего разделение полномочий (предмета ведения) между федеральным, региональным и муниципальным уровнями.

Образовательные Центры объединены в систему образовательной поддержки. Они создаются как подразделения существующих учреждений с привлечением дополнительных финансовых, технических, кадровых ресурсов. Связи между Образовательными Центрами на разных уровнях предусматривают научно-методическое и организационно-методическое взаимодействие (совместная деятельность в рамках, определяемых согласительными и нормативными документами).

Введение в структуру макрорегиональ-ного уровня (федеральный округ) как промежуточного звена между федеральным и региональным уровнями обусловлено необходимостью привлечения к организации образовательной поддержки в регионах федеральных образовательных учреждений, которые могут принять на себя функции научно-методических центров (НМЦ-МР). К согласованию вопросов взаимодействия региональных и федеральных структур могут привлекаться сотрудники аппаратов полномочных представителей Президента России в федеральных округах, на которых возлагается контроль реализации Национальных проектов.

Научно-методические центры (НМЦ) являются базовыми компонентами системы и обеспечивают реализацию основных составляющих системной поддержки, включая образовательную. НМЦ создаются как структурные подразделения профильных федеральных университетов.

ОПЦ, УЦ, КПЦ, в отличие от НМЦ, реализуют только функции образовательной составляющей системной поддержки.

Образовательно-просветительские центры (ОПЦ-МР и ОПЦ-Р) создаются как структурные подразделения профильных учебных заведений (университетов, ВУЗов, техникумов, колледжей). Методически они привязаны к НМЦ соответствующего уровня. ОПЦ-Т, при отсутствии на территории НМЦ, методически привязывается к профильному ОПЦ-Р.

Учебные центры (УЦ) создаются как структурные подразделения университетов, подчиненных Минобрнауки (Минпро-

свещения) России, обеспечивают подготовку персонала Образовательных Центров по специализации «Андрагогика».

Культурно-просветительские центры (КПЦ) создаются на базе государственных учреждений (культура, здравоохранение, социальная защита населения), расположение и технические параметры которых позволяют реализовать культурно-просветительские функции для ГСП при отсутствии на территории образовательных учреждений.

Выделим задачи системы образовательной поддержки:

- формирование целостной нормативной и методической базы, регламентирую -щей использование образовательных технологий на всех уровнях с учетом ведомственной принадлежности привлекаемых учреждений и структур;

- реализация единого комплекса стандартов обучения ГСП и специалистов, предоставляющих услуги ГСП;

- внедрение единого научно-методического подхода и координация деятельности Образовательных Центров через НМЦ-Ф и НМЦ-МР;

- ведение единой базы данных в системе образовательной поддержки;

- реализация кампаний информационно-просветительской поддержки на федеральном, макрорегиональном и региональном уровнях с привлечением заинтересованных структур и ведомств;

- реализация на уровне макрорегионов межведомственной модели обучения персонала государственных учреждений, предоставляющих услуги ГСП, с обязательной сертификацией через НМЦ-МР и НМЦ- Р;

Выбор оптимальных решений по организации Образовательных Центров проводится с учетом особенностей и потенциала регионов с использованием вариативного подхода.

3. Образовательно-просветительские программы для ГСП

Ключевым термином, определяющим направленность образовательных и просветительских программ для ГСП, является «социализация» - реинтеграция в общество

и самореализация на фоне личностного кризиса. Актуализация новых жизненных планов, вовлеченность в жизнь социума, позитивное восприятие окружающего мира, принятие ответственности за самообслуживание обеспечивают новый уровень организации повседневной жизни ГСП.

Использование образовательных технологий может способствовать преодолению (смягчению) негативных биологических и психологических факторов, связанных с возрастными изменениями в организме, вовлечению пожилых людей в общественную жизнь. Мировой опыт показывает: участие ГСП в образовательных программах позитивно влияет на их здоровье, умственные и физические процессы. Поэтому масштабная реализация таких программ является важным компонентом государственной поддержки пожилых людей, сопоставимым по значимости с развитием систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Организация процесса обучения пожилых как средства повышения качества их жизни требует учета возрастных ограничений в части восприятия информации, целеу-становок и востребованности новых знаний и навыков. Прежде всего это касается выбора оптимальных форматов обучения: стандартная академическая форма в данном случае мало приемлема. В рамках решения задачи социализации понятие «образование» для пожилых людей необходимо существенно расширить, включив в него просветительские, информационные, культурные и даже развлекательные программы и курсы, формируемые с учетом интеллектуальных и психофизиологических возможностей, жизненного и профессионального опыта ГСП.

Система обучения ГСП должна рассматриваться как часть системы непрерывного образования [13]. В то же время, с учетом перечисленных выше факторов, она обладает рядом специфических особенностей идейно-смыслового, функционального и организационно-методического характера, отличающих ее от образования других возрастных групп населения (профессионального, классического). Ведущим фактором

при формировании комплекса образовательных программ для ГСП является строго научный подход, базирующийся на постулатах андрагогики [13].

Эффективность образования для ГСП в значительной степени зависит от стратегии отдельных стран по выбору модели системы образования [14] с учетом геополитических, демографических, социальных и экономических факторов.

В ряде публикаций рассматриваются опыт европейских стран (Франции, Бельгии, Чехии, Польши и др.) [14] и, в значительно меньшей степени, наработки отдельных регионов России [15]. Специалистами используется понятие «Университеты третьего возраста» (УТВ) [15]. По нашему мнению, для России оно не применимо. Образовательные и просветительские программы и курсы для пожилых людей должны реали-зовываться не только на базе профильных ВУЗов в крупных индустриальных центрах, но и на муниципальном уровне, особенно в отдаленных городках и поселках, не обладающих образовательной инфраструктурой. Определение занятий в «клубе по интересам» термином «Университет» некорректно и может быть неправильно истолковано пожилыми людьми, не имеющими высшего образования. Более уместным представляется использование терминов «Образовательные», «Информационно-просветительские» либо «Культурно-просветительские» центры (кружки, группы).

В литературе в качестве базовых представлены «французская» и «британская» модели системы образования для ГСП [14]. Первая из них, реализуемая в Бельгии, Италии, Испании и ряде других стран, предполагает создание УТВ на базе классических университетов с использованием государственного финансирования. Она характеризуется высоким уровнем дидактической и научно-исследовательской деятельности, базовые курсы для пожилых слушателей проводятся профессиональными преподавателями университетов. «Британская» модель, используемая сегодня в большинстве экономически развитых стран мира, базируется на инициативе и взаимопомо-

щи самих слушателей, которые выступают также в роли преподавателей. Основные ресурсы аккумулируются самими участниками учебного процесса, органами местного самоуправления, научными сообществами, социальными центрами, союзами пенсионеров. Такой подход приемлем для государств со стабильно высоким уровнем доходов пожилых людей и не может быть реализован в условиях современной России. Во многих странах, например в Польше и Чехии [14], реализуются алгоритмы обучения, предусматривающие синтез указанных моделей с учетом уровня социальной обеспеченности, интеллектуальных, национальных и конфессиональных особенностей пожилых.

Для России предпочтительны базовые элементы «французской» модели [13] с опорой Образовательных Центров на существующие государственные учреждения образования (ВУЗы, колледжи, техникумы), а также социальной и культурной сферы. При этом развитие взаимопомощи и формирование общностей обучаемых по интересам, особенно на территориальном уровне, имеет значительный потенциал развития.

В качестве примера реализации образовательно-просветительских программ можно упомянуть опыт Москвы по реализации проекта, предусматривающего использование алгоритмов «Благополучного старения», включая широкое вовлечение граждан старшего поколения (геронтов) в социальную жизнь и занятия по интересам. В Санкт-Петербурге с 2019 г. в рамках реализации партийного проекта «Старшее поколение» ВПП «Единая Россия» работает «Университет активного долголетия», который создавался с участием Геронтологи-ческого Общества при Российской академии наук, Общественного Совета по проблемам граждан старшего поколения, ветеранов и инвалидов, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Городского Гериатрического центра.

При разработке многоуровневой структуры системы Образовательных Центров необходимо позиционировать основные виды образовательно-просветительских программ для ГСП: образовательные, информационно-просветительские, социо-

культурные, рекреационные, геронтологи-ческой профилактики, развлекательные.

На рис. 2 показана организационная структура системы образования для пожилых, важным компонентом которой является духовно-психологическая поддержка ГСП, стимулирующая их активное участие в обучении.

Анализ особенностей взаимодействия Образовательных Центров в процессе реализации образовательно-просветительских, культурных программ для ГСП и их родственников позволяет сформулировать общие принципы формирования системы образования для ГСП с учетом специфических условий современной России:

- обеспечение стандартного качества образовательных и просветительских программ для ГСП независимо от места и условий их проживания, образовательного и культурного статуса;

- создание Образовательных Центров, входящих в состав системы образования для ГСП, с использованием потенциала и технических ресурсов образовательных учреждений (университетов, ВУЗов, коллед-

жей, техникумов), позволяющих обеспечить стандартизацию программ и гарантировать качество и доступность образовательных услуг;

- возложение функций методического руководства системой образования для ГСП на НМЦ;

- создание при отсутствии на территории образовательных учреждений КПЦ на базе учреждений социальной защиты, здравоохранения, культуры и т.п. с учетом дифференциации просветительских программ;

- реализация мультидисциплинарного подхода к формированию образовательных, просветительских программ с привлечением профильных специалистов;

- использование групповой формы обучения, комплектование групп с учетом уровня подготовленности и психофизиологического состояния;

- формирование образовательно-просветительских программ с учетом задач, интересов ГСП, возможностей и потенциала территорий - от клубных занятий (КПЦ) до университетских образовательных программ (ОПЦ).

ВУЗ (КОЛЛЕДЖ)

Образовательно-

просветительские

краткосрочные

курсы по интересам

(профориентация,

медицина,

психология,

технологии)

КОЛЛЕДЖ

Просветительские краткосрочные программы

опц-т кпц-т

УНИВЕРСИТЕТ (ВУЗ)

Долгосрочные и среднесрочные образовательные программы

УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦЗАЩИТЫ, КУЛЬТУРЫ

Клубные занятия, лекции, Семинары, экскурсии

Рис.2. Структура системы образования для пожилых людей. ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 2 (67)_

4. Организация обучения специалистов и граждан, участвующих в оказании социальных услуг ГСП

В настоящее время профессиональное обучение, дополнительная подготовка и переподготовка персонала государственных учреждений, привлекаемых к оказанию медико-социально-психологической помощи ГСП, осуществляется на ведомственной основе и регламентируется соответствующими нормативными документами - стандартами, в том числе образовательными и т.д. Например, для системы здравоохранения базовыми документами являются профессиональный стандарт по специальности «врач-гериатр» и Порядок оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия». Ведомственный подход не обеспечивает комплексности специальной подготовки персонала [1, 16], обучение работников профильных негосударственных организаций (например, пансионатов для пожилых людей) не регламентируется и не контролируется, как и подготовка добровольцев, привлекаемых к оказанию социальных услуг пожилым людям.

Используемый подход не отвечает современным стандартам и имеет следствием неэффективное расходование выделяемых государственных средств. Отсутствие у персонала необходимых знаний и навыков может приводить к кризисным ситуациям, ухудшению физического и психического здоровья пожилых людей.

Учебные программы (курсы) для специалистов являются важной образовательной составляющей системной поддержки. Их реализация должна обеспечиваться Образовательными Центрами с использованием специальных образовательных технологий, регламентироваться нормативными актами, обязательными для выполнения всеми структурами в рамках создания в России системы комплексной медико-социально-психологической помощи ГСП. Основная задача, решаемая мультидисциплинарны-ми учебными программами для персонала, - ознакомление слушателей с комплексом базовых знаний о пожилом человеке (медицинских, социальных, психологических,

юридических и т.д.), использование которых облегчает контакт с пациентом, позволяет объективно оценить его потребности в услугах, при необходимости привлечь консультантов, например медицинского или социального психолога.

Совокупность учебных программ (курсов) для специалистов и граждан, участвующих в предоставлении социальных услуг ГСП, можно представить в виде единой модели, включающей пять групп образовательных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первая группа: специализированные учебные курсы для работников органов государственного и муниципального управления, курирующих вопросы государственной поддержки ГСП, а также руководителей государственных учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры, образования, интегрированных в систему государственной поддержки ГСП. Реализация таких учебных курсов может обеспечиваться научно-методическими центрами (НМЦ-Ф, НМЦ-МР, НМЦ-Р) во взаимодействии с Образовательными Центрами на базе профильных ВУЗов.

Вторая группа: дополнительные программы (курсы) для профессиональной адаптации персонала профильных государственных учреждений для работы с пожилыми людьми. Реализуются на базе ведомственных образовательных учреждений в рамках учебных программ профессиональной подготовки, переподготовки специалистов, включая: обучение специалистов среднего звена (медсестер, социальных работников) для работы в гериатрических учреждениях, пансионатах для пожилых, социальных домах и т.д.; переподготовку специалистов со средним специальным и высшим образованием; подготовку специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) по специальности «геронтология и гериатрия» - врачей, биологов, социологов, психологов, демографов.

Третья группа: программы профессиональной подготовки (и сертификации) для персонала профильных негосударственных структур (например, пансионатов для пожилых людей, патронажных служб). Могут

реализовываться на базе Образовательных Центров либо структурами, имеющими необходимые лицензии и сертификаты.

Четвертая группа: учебные программы (курсы) для граждан, участвующих в оказании помощи ГСП на добровольной (непрофессиональной) основе, - родственников и друзей пожилых людей, добровольцев. Реализуются на базе профильных Образовательных Центров.

Пятая группа: учебные программы (курсы) дополнительной профессиональной подготовки преподавателей, привлекаемых к проведению учебных занятий (в рамках образовательных программ, относящихся ко второй - четвертой группам). Рассматриваются вопросы, касающиеся возрастных аспектов деятельности привлекаемых специалистов (врачей, биологов, психологов, социологов и т.д.). Проведение таких программ возлагается на научно-методические центры (НМЦ-Ф, НМЦ-МР, НМЦ-Р) на базе университетов образовательного профиля.

Рассмотрим параметры представленной на рис. 3 модели обучения / профессиональной подготовки / переподготовки / адаптации специалистов и граждан, участвующих в оказании услуг ГСП, при разработке которой учитывались особенности нормативной базы и существующей в современной России административной системы:

- модернизируется сложившаяся ведомственная система профильной подготовки специалистов (медицина, социальная работа, психология и т.д.), за счет введения дополнительных курсов, решающих задачу организации взаимодействия обучаемых с ГСП;

- модернизация системы дополнительного профессионального образования специалистов проводится в формате перестройки деятельности ведомственных учебных заведений с привлечением новых Образовательных Центров (ОПЦ-МР, ОПЦ-Р, УЦ-Р);

- создаваемая сеть Образовательных Центров обеспечивает дополнительную

ВУЗ (колледж)

Специалисты госучреждений

ВУЗ (колледж) Специалисты госучреждений, негосударствен ных структур

КОЛЛЕДЖ

Специалисты госучреждений, не государствен ных структур

Подготовка, переподготовка обучаемых с учетом особенностей ГСП

УНИВЕРСИТЕТ(ВУЗ)

Работники органов государственной власти макрорегиона и региона, преподаватели, ОПЦ, КПЦ

УНИВЕРСИТЕТ(ВУЗ)

Работники органов гос. власти региона, муниципальн. управления, преподаватели, ОПЦ, КПЦ

Рис. 3. Организация процесса обучения, подготовки, адаптации специалистов,

привлекаемых добровольцев.

подготовку преподавателей, привлекаемых к работе в ОПЦ, УЦ, КПЦ с их сертификацией на базе НМЦ-МР и НМЦ-Р;

- обучение персонала профильных негосударственных структур проводится ОПЦ-УЦ на коммерческой основе;

- научно-методическое сопровождение деятельности ОПЦ, УЦ, КПЦ, а также ведомственных образовательных учреждений, на базе которых проводится дополнительная подготовка специалистов (медицина, социальная защита населения, культура), реализуется НМЦ-МР и НМЦ-Р.

- создаются отдельные Образовательные Центры, осуществляющие проведение специальных учебных курсов для работников органов государственного и муниципального управления с обязательной сертификацией, на уровне макрорегиона;

- формируется межведомственная система информационно-методической поддержки для персонала государственных учреждений и негосударственных структур, прошедших переподготовку.

Реализация представленной модели обучения специалистов, участвующих в предоставлении услуг ГСП, требует обеспечения эффективного взаимодействия ведомственных образовательных учреждений (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры), доработки действующих нормативных актов персоналом НМЦ-Ф.

Заключение Внедрение образовательных технологий способствует улучшению и стабилизации психофизиологического состояния ГСП, а также влияет на повышение качества и доступности услуг социального профиля, предоставляемых государственными и негосударственными структурами, за счет совершенствования кадровой, научно-методической и информационной составляющих системной поддержки.

Основная проблема при формировании системы образовательной поддержки ГСП - внедрение новых механизмов межведомственного взаимодействия, преодоление инертности административного аппарата на уровне ведомств и регионов. Чтобы объ-

единить ресурсы Минздрава, Минтруда, Ми-нобрнауки, Мининформтехнологий и связи, Минкультуры, а также региональных правительств, необходима доработка нормативных актов федерального и регионального уровней, регламентирующих организацию государственной социальной поддержки, включая образовательную, пожилых людей. Разработка и принятие Закона Российской Федерации «О комплексной медико-социально-психологической помощи ГСП» позволит обеспечить межведомственную интеграцию и привлечение общественности, научных и профессиональных сообществ, заинтересованных коммерческих структур. В качестве прототипов могут рассматриваться разработанные в 2017-2019 гг. с участием Геронтологического Общества при РАН Закона Республики Саха (Якутия) «О комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения в Республике Саха (Якутия)» [17] и проекта Закона Санкт-Петербурга «Об основах организации оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения в Санкт-Петербурге». Практика применения уникального для России Закона на территории Республики Саха (Якутия) в 2018 - 2020 гг. показала его востребованность и обоснованность.

С учетом масштабности и социально-политической значимости задачи создания системы образовательной поддержки ГСП, мероприятия по разработке и внедрению специальных образовательных технологий необходимо включить в состав Национальных проектов «Демография» (Федеральный проект «Старшее поколение») и «Образование». Вопросы координации научной и образовательной поддержки находятся в компетенции Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Организационно-техническое обеспечение формирования системы образовательной поддержки ГСП может быть обеспечено созданием новых федеральных структур: «Совета по координации системной поддержки оказания комплексной медико-социально-психологической помощи ГСП» при правительстве России (далее - Феде-

ральный совет), «Центра организации системной поддержки оказания комплексной медико-социально-психологической помощи ГСП», который обеспечит функции научно-методического центра (НМЦ-Ф), показанные на рис. 2, 3.

На подготовительном этапе создаваемые структуры должны обеспечить разработку:

- предложений по созданию нормативной базы оказания государственной социальной поддержки ГСП в части организации межведомственного взаимодействия и обеспечение системной поддержки комплексной медико-социально-психологической помощи ГСП;

- программ приоритетных научно-практических исследований, обеспечивающих внедрение геронто-, образовательных и информационных технологий в практику работы учреждений социальной сферы;

- комплекса мероприятий по научно-методическому обеспечению межведомственного взаимодействия государственных

учреждений в процессе реализации компонентов образовательной составляющей системной поддержки;

- механизмов интеграции создаваемой системы образовательной поддержки ГСП в систему непрерывного образования для взрослых.

- научно-методического, технико-экономического обоснования реализации в рамках национальных проектов «Демография» и «Образование» пилотного проекта, предусматривающего разворачивание системы образовательной поддержки ГСП в Северо-Западном федеральном округе.

Значительный научный, творческий, организационно-технический потенциал Санкт-Петербурга, наличие инновационных наработок позволяют обосновать создание Федерального совета и НМЦ-Ф на площадке РГПУ им. А.И. Герцена - ведущего научно-методического центра в области разработки и внедрения образовательных технологий, в частности для пожилых граждан.

Литература

1. Анисимов В.Н., Бордовский Г.А., Финагентов А.В., Шабров А.В. Государственная поддержка граждан старшего поколения: какая гериатрия нужна современной России? // Успехи геронтологии. - 2020. -Т. 33. № 4. - С. 625-645.

2. Анисимов В.Н., Редько А.А., Финагентов А.В., Хавинсон В.Х., Шабров А.В. Системная поддержка повышения качества жизни граждан старшего поколения в России: проблемы и перспективы // Успехи геронтологии. - 2020. - Т.33. № 5. - С. 825-837.

3. Сидоренко А.В. Голубев А.Г. Теория и практика старения в условиях пандемии COVID-19 // Успехи геронтологии. - 2020. - Т33. №2. - С. 497-408.

4. Панина Т.С. Павельева Т.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в непрерывном обучении людей «третьего возраста»// Вестник науки Сибири. -2014. - № 4(19). - С. 50-53.

5. Шесталова Н.Н., Красавцева Е.И. Непрерывное образование как способ сохранения социальной инклюзии населения старших возрастных групп // Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2015. - № 13. - С. 127-130.

6. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1640 (в редакции 01.03.2018 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Ведомственный проект «Организация современной модели долговременной медицинской помощи гражданам старшего поколения пожилого и старческого возраста на принципах междисциплинарного взаимодействия» (пилотный проект «Территория заботы»).

8. Приказ Министерства по труду и социальной защите населения Российской Федерации от 29.06.2018 г. № 435 «О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения».

9. Решение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 г.

10. Материалы расширенного заседания Президиума Госсовета России 23.11.2018 г. (г. Ялта) по выполнению задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204.

11. Материалы заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов, протокол № 9 от 05.03.2019 г.

12. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 г.»

13. Бордовский Г.А. Образование лиц старшего возраста: Российское измерение мировой проблемы // Высшее образование сегодня. - 2020. - № 2. - С. 7-10.

14. Робак Е.В. Университеты третьего возраста в Польше // Человек и образование.- 2014. - № 2 (39). - С.116-120.

15. Роботова А.С. Люди третьего возраста как субъекты непрерывного образования: методология основные направления изучения // Непрерывное образование: XXI век. -2014. - № 4 (8). - С.1-18.

16. Рюмина Ю.В., Филиппова Н.Н. Реализация программ дополнительного профессионального образования // Научно-методический сборник: социальное обслуживание семей и детей. Выпуск 17. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов трудоспособного возраста. - СПб., 2019. - С.219-220.

17. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 16.07.2018 г. № 2757 «О Законе Республики Саха (Якутия) «О комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения в Республике Саха (Якутия)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.