УДК 364.04(571.54)
Осохеева Бальжима Раднажаповна
кандидат социологических наук доцент кафедры социальных технологий Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления https://orcid.org/0000-0002-4166-428X
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИИ
Osokheeva Balzhima Radnazhapovna
PhD in Social Science, Associate Professor, Department of Social Technologies, East Siberian State University of Technology and Management https://orcid.org/0000-0002-4166-428X
EVOLVING
THE LONG-TERM CARE SYSTEM FOR SENIOR CITIZENS IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
Аннотация:
Технологии социального обслуживания пожилых граждан на сегодняшний день достаточно развиты. Они направлены на удовлетворение различных потребностей людей - в уходе, организации досуга, образовании и др. На разных этапах пожилого возраста эти потребности различаются и зависят в первую очередь от состояния здоровья человека. Увеличение доли пожилых граждан, нуждающихся в посторонней помощи, привело к необходимости разработки и внедрения на государственном уровне системы долговременного ухода. Данная система дает возможность близким и родственникам пожилого человека, чаще всего находящимся в трудоспособном возрасте, продолжить профессиональную деятельность. На этапе внедрения и развития системы долговременного ухода, как и практически любого социального нововведения, возникает ряд трудностей и проблем, обусловленных социально-экономическими и психологическими факторами. Все они не являются неразрешимыми, но требуют дополнительных ресурсов времени для устранения. Региональной особенностью реализации системы долговременного ухода в Республике Бурятии является привлечение структур негосударственного сектора для оказания населению старше 65 лет социальных и медицинских услуг.
Ключевые слова:
пожилые люди, граждане пожилого возраста, система долговременного ухода, социальное обслуживание, социальные услуги, межведомственное взаимодействие, поставщик социальной услуги
Summary:
The technologies of social services for senior citizens are quite developed today. They are aimed at meeting various needs of people - in care, leisure activities, education, etc. At different stages of a certain age, these needs vary and depend primarily on the individual's state of health. The increase in the proportion of senior citizens in need of physical assistance has led to the need to develop and implement a long-term care system at state level. This system enables the senior's family and friends, who are mostly of working age, to continue their professional activities. The introduction and development phase of long-term care, as with virtually any social innovation, presents a number of difficulties and challenges due to socio-economic and psychological factors. They are not all intractable, but they do require additional resources of time to resolve. A regional feature of the implementation of the long-term care system in the Republic of Buryatia is the involvement of the non-governmental sector in the provision of social and medical services to the over-65 age population.
Keywords:
seniors, senior citizens, long-term care system, social services, welfare services, interdepartmental cooperation, social service provider
Увеличение доли пожилых людей в общей численности населения является мировой тенденцией. В России количество граждан старше трудоспособного возраста неуклонно растет и в 2018 г. составляло уже 25,4 % от общей численности населения [1]. В Республике Бурятии этот показатель равен 20,2 %. По прогнозам, данные цифры будут только увеличиваться. В связи с этим вопросы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста являются актуальными для современного общества.
Система долговременного ухода - это комплексная программа поддержки людей, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию, целью которой является обеспечение их сбалансированными социальными услугами, медицинской помощью на дому или в стационарных учреждениях, а также всесторонняя поддержка членов их семей, осуществляющих общий уход за пожилыми гражданами.
Данная система оказания помощи возрастным категориям населения уже реализуется в США, Германии, Великобритании и других странах. Зарубежные алгоритмы работы направлены на развитие имеющегося потенциала пожилого человека и способствуют сохранению его социальной активности. К процессу оказания помощи привлекаются не только государственные социальные службы различных ведомств, но и негосударственный сектор, а также волонтеры [2, с. 4].
Необходимо отметить, что внедрение системы долговременного ухода в практику работы службы социальной защиты населения находится в России на начальном этапе и выражается пока в решении нормативных, организационных, учебно-методических задач. В связи с этим научный анализ эффективности применения системы долговременного ухода представлен в большей степени в исследованиях, проведенных в области организации здравоохранения [3]. Подобные научные разработки находятся на стыке медицины и социального обслуживания. Так, Г.П. Дегтярев в своей статье отмечает необходимость перехода в оказании помощи гражданам пожилого возраста от моделей, ориентированных лишь на лечение болезней, к комплексному уходу. Исследователь подчеркивает, что в области геронтологии принципиально важны алгоритмы оказания долговременной помощи в системе социальной защиты населения и модели социальной работы - в практике долговременного ухода [4].
В рамках геронтологии и гериатрии изучается влияние долговременного ухода на состояние здоровья граждан пожилого возраста. В трудах О.Н. Белоусовой приводится научное обоснование, результаты внедрения и апробации комплексной модели долговременного ухода в пожилом и старческом возрасте при метаболическом синдроме, которая основана на современном концепте индивидуальной жизнеспособности [5, с. 32-33].
За последние несколько лет появились также результаты научных исследований, посвященных анализу основных этапов и проблем в реализации системы долговременного ухода в сфере социальной защиты населения в различных регионах России и за рубежом [6]. Они носят преимущественно методологический характер, направлены на систематизацию и типизацию потребностей нуждающихся в уходе граждан, анализ и разработку методов работы с ними.
Апробация системы долговременного ухода в России началась в 2019 г. в рамках национального проекта «Демография» - шесть регионов приняли участие в пилотном проекте.
Республика Бурятия официально вступила в него с 2020 г., но большой объем подготовительной работы был выполнен ранее, начиная с 2019 г. [7]. На территории региона первыми участниками проекта стали АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания "Доверие"» (АУСО У-УКЦ «Доверие») и Заиграевский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Внедрение системы было разделено на несколько этапов: расширение штата; обучение сиделок, социальных работников, а также лиц из числа родственников, желающих осуществлять уход самостоятельно; закупка технических средств реабилитации. Штатная численность работников учреждений была дополнена сотрудниками для осуществления стационарного, полустационарного и надомного социального обслуживания. Начата работа по открытию центров дневного пребывания и школ ухода.
На первом этапе реализации проекта специалисты АУСО У-УКЦ «Доверие» прошли дистанционное обучение в фонде «Старость в радость» по основным вопросам реализации системы долговременного ухода в учреждении, методике определения индивидуальной нуждаемости - «типизации» граждан - получателей социальных услуг, а также по технологиям общего ухода.
Важным направлением пилотного проекта является система обучения всех его участников в рамках так называемых школ ухода. В АУСО У-УКЦ «Доверие» на базе учебно-методического отдела такая школа работает с 2017 г. В поле проекта деятельность ее приобрела новый масштаб: в структуре отдела был создан сектор подготовки к работе в системе долговременного ухода (СДУ), ориентированный на обучение лиц, осуществляющих социальное обслуживание, теории и практике общего ухода, основам реабилитации при функциональных нарушениях, психологическим аспектам оказания помощи. Для функционирования школы ухода в новом формате было закуплено необходимое оборудование и технические средства реабилитации, используемые в обучении и консультационной работе.
Сотрудники отдела разработали три обучающих программы по профилю своей деятельности: программу для лиц, осуществляющих неформальный (родственный) уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами; программу ознакомительного семинара для сотрудников учреждений социального обслуживания населения «Вопросы внедрения системы долговременного ухода в РФ и Республике Бурятия» и программу обучающего семинара для сотрудников учреждений социального обслуживания населения, замещающих должность сиделки (помощника по уходу), «Основы ухода за пожилыми гражданами и инвалидами: новые стандарты/подходы СДУ». В конце 2020 г. специалисты сектора начали реализацию указанных программ в том объеме, который был возможен в условиях карантинных ограничений, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
С целью охвата большего числа граждан пожилого возраста социальными услугами в рамках системы долговременного ухода в структуре АУСО У-УКЦ «Доверие» было создано отделение дневного пребывания для организации активного досуга людей старше 65 лет: посещения ими занятий лечебной физкультуры, психологической разгрузки и отдыха.
С ноября 2020 г. в Республике Бурятии к реализации системы долговременного ухода привлекаются структуры негосударственного сектора социального обслуживания. В деятельность поставщиков социальных услуг внедрены функции сиделки: патронажная служба ООО «Добрые руки» оказывает социальные услуги на дому, ООО «Забота» - в стационарных условиях. В текущем году эта работа продолжена: социальное обслуживание в Джидинском, Закаменском и Кях-тинском районах Бурятии полностью передано поставщику социальных услуг ИП Цыбенова Н.Ц., а в Бичурском районе - ИП Гнеушев Д.Ю.
На данный момент государственными и негосударственными учреждениями социального обслуживания охвачено 48 граждан пожилого возраста, нуждающихся в постороннем уходе. Это ограниченно мобильные и немобильные люди. Услуги сиделки носят немедицинский характер и заключаются в оказании помощи в общем уходе.
В данный момент в пилотных районах проводится работа по закупке технических средств реабилитации для пунктов проката, организуемых в районах республики. Специалистами Школы родственного ухода, организованной Учебно-методическим отделом АУСО У-У КЦ «Доверие», запланированы выезды в районы для обучения лиц из числа родственников, желающих ухаживать самостоятельно за своими близкими.
В 2020 г. Минтруд России начал работу по вовлечению частных медицинских организаций в процесс оказания медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, в том числе проживающим в сельской местности. В рамках данного проекта медицинская помощь оказывается гражданам, находящимся на надомном социальном обслуживании. В Бурятии полномочия по привлечению в проект частных медицинских организаций переданы Министерству социальной защиты населения.
Для более детального изучения особенностей внедрения системы долговременного ухода в Республике Бурятии в марте 2021 г. было проведено пилотное исследование методом экспертного опроса. Экспертами выступили сотрудники министерства социальной защиты населения, активно участвующие в реализации данной системы: 1 специалист интернатного учреждения социального обслуживания, 2 специалиста учебно-методического отдела министерства, 1 специалист отдела социальных технологий.
Среди проблем и трудностей реализации системы долговременного ухода (СДУ) в Республике Бурятии эксперты выделили следующие.
Первая проблема состоит в необходимости разработки механизмов межведомственного взаимодействия органов социальной защиты населения и органов здравоохранения. Отмечается, что первые шаги в данном направлении предприняты: закуплена и внедрена информационная система, предусматривающая быстрый обмен информацией между ведомствами для выявления граждан, нуждающихся в услугах сиделки.
Вторая сложность внедрения сДу в регионе - это недостатки информационной поддержки федерального проекта. На данном этапе оповещение населения о реализуемых мероприятиях осуществляется через социальные сети, СМИ, запущена работа са11-центра на базе РГУ «Центр социальной поддержки населения». Но, как показывает практика, эти каналы почти не охватывают основную часть адресатов проекта - граждан пожилого возраста и их родственников. Необходимо активное вовлечение Министерства здравоохранения республики в процесс информирования населения об имеющихся возможностях получения помощи через систему медицинских учреждений (больниц и поликлиник).
Третья проблема, указанная экспертами, - кадровое обеспечение и необходимость комплексного обучения сотрудников навыкам общего, специального ухода по новым требованиям, нормам профессиональной этики и деонтологии.
Четвертая проблема является следствием предыдущей и выражается в непонимании специалистами целесообразности осуществления социального обслуживания по новым стандартам, диктуемым СДУ.
Пятая проблема - необходимость модернизации материально-технической базы учреждений социального обслуживания в соответствии с требованиями СДУ.
Все опрошенные специалисты отметили, что вышеуказанные проблемы не являются неразрешимыми, ведомства прилагают усилия по их преодолению, возможно, это займет определенное время, но в процессе реализации проекта СДУ необходимо и важно не упускать их из вида.
Безусловный научный интерес представляет изучение отношения родственников к системе долговременного ухода. Учитывая относительную новизну и начальный этап реализации проекта, подобных исследований не так много.
Например, результаты опроса, проведенного Д.А. Мартыновым среди близких граждан пожилого возраста, прошедших обучение в Школах родственного ухода (г. Красноярск), показали,
что большинством из них отмечается эффективность такого обучения и востребованность полученных знаний и умений. Однако и помощь в уходе со стороны социальных работников также остается актуальной для заинтересованных категорий граждан [8].
В Бурятии учебно-методический отдел после обучения родственников пожилых людей навыкам ухода за ними проводит среди прошедших курс исследование анализа и оценки проделанной работы, используя для этого метод организации фокус-групп. Всего было проведено 3 фокус-группы по 8-10 человек в каждой. Полученные результаты исследования за 2020-2021 гг. показали следующее. Практически все обучившиеся осуществляют уход за пожилыми родственниками уже в течение 5-10 лет. Многие отмечают ухудшение собственного здоровья за данный период (боли в спине, пояснице, руках, проблемы психологического плана, хронический стресс). Обучение они считают интересным и необходимым. Респонденты отметили, что полученные навыки различных техник осуществления манипуляций при уходе за близкими значительно облегчили им труд. Положительную оценку участников фокус-групп получили также пункты проката технических средств реабилитации при Школе родственного ухода, которые дают возможность воспользоваться различными приспособлениями для снижения трудоемкости ухода (специальные подъемники, держатели, фиксаторы, облегчающие кормление и др.). Среди пожеланий прозвучала необходимость расширения пунктов проката, т.к. на некоторые технические средства имеется повышенный спрос.
Таким образом, можно отметить, что Республика Бурятия активно включилась в процесс внедрения и развития системы долговременного ухода. Региональной особенностью реализации данного федерального проекта является привлечение в него структур негосударственного сектора - поставщиков социальных услуг, а также частных медицинских организаций - для оказания медицинских услуг гражданам старше 65 лет.
Для мониторинга развития ситуации, определения актуального перечня востребованных видов помощи по уходу за пожилыми людьми, а также для детального изучения степени удовлетворенности потребителей социальных услуг системой долговременного ухода и оценки их качества необходимо проведение регулярных практико-ориентированных исследований.
Ссылки:
1. Старшее поколение [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877?print=1 (дата обращения: 25.02.2021).
2. Быкова Т.А. О ходе реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Бурятия // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы IX Международной научно-практической конференции (1-2 октября 2020 г.), посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. Улан-Удэ, 2020. С. 3-5.
3. Ильницкий А.Н. Организация долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в городе Москве. М., 2018. 118 с.
4. Дегтярев Г.П., Дегтярев А.Г., Нагибин О.А. Технологии и стандарты долговременного ухода за пожилыми людьми: международная и российская практика // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020. № 5-6. С. 37-44. https://doi.org/10.26347/1607-2502202005-06037-044.
5. Белоусова О.Н. Научное обоснование индивидуальной жизнеспособности в системе долговременного ухода за пожилыми людьми : автореф. дис. ... д-ра мед. н. Белгород, 2020. 36 с.
6. Постникова Н.В. Изучение опыта зарубежных стран в системе долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами (на примере Израиля) // Психологическая и педагогическая основы современной образовательной среды : сборник статей Международной научно-практической конференции. Саратов, 2019. С. 115-118 ; Пудова О.С. К вопросу о введении системы долговременного ухода // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2019. № 17. С. 21-32.
7. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 26.06.2019 года № 370-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по созданию системы долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами в Республике Бурятия на 2019-2021 годы» [Электронный ресурс] // Консорциум кодекс : электронный фонд актуальных правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/553381740 (дата обращения: 25.02.2021).
8. Мартынов Д.А. Оценка долговременного ухода на базе школы родственного ухода // Молодой ученый. 2021. № 9 (351). С. 84-85.
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Ханмамедова Виктория Рамизовна