ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ 2021*67(1)
Социальные аспекты здоровья населения / Social aspects of Population Health '
05.03.2020 г.
DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-1-8
Сененко А.Ш., Кайгородова Т.В., Гармаева А.Б.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА В МИРЕ.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия
Резюме
Актуальность. Старение населения рассматривается как одна из характерных особенностей современных демографических процессов. Это и прогноз на будущее, и основание для постановки задач перед системами здравоохранения. Так, в кратком аналитическом обзоре Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения от 2008 года было определено, что издавна сформировавшийся вид фрагментарной помощи требует замены на комплексную и скоординированную помощь [1]. Логично, что данное явление влияет не только на здравоохранение, но и на задачи социальных служб, и на экономические показатели в целом. В связи с этим многие страны предпринимают действия, направленные на внедрение или улучшение системы долговременной помощи.
Цель исследования. Оценка организации медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста в мире на основе контент-анализа.
Материалы и методы исследования. Контент-анализ доступных материалов по организации медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста.
Всего было проанализировано 212 документов, из которых 54 было отобрано для анализа. Из них 38 - это материалы ВОЗ, и 16 - научные публикации на эту тему. Критерий отбора: содержание в документах материалов, достаточно полно описывающих организацию медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста.
Результаты. Анализ представленных документов и публикаций выявил насущную потребность в разработке комплексной системы предоставления медицинской и социальной помощи для пожилых людей как отдельной группы населения, у которой отмечаются свои особенности в течении заболеваний, ко-морбидность, а также необходимость в длительном уходе.
Ключевые слова: система долговременного ухода; медико-социальная помощь; население пожилого и старческого возраста; интегрированная помощь; гериатрия.
Контактная информация: Сененко Алия Шамильевна email: [email protected]
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Сененко А.Ш., Кайгородова Т.В., Гармаева А.Б. Организация медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста в мире. Аналитический обзор. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2021; 67(1):8. URL:
http://vestnik.mednet.ru/content/view/1234/30/lang.ru/ DOI: 10.21045/2071-50212021-67-1-8
Senenko A.Sh., Kaigorodova T.V., Garmaeva A.B.
ORGANIZATION OF MEDICAL AND SOCIAL CARE FOR THE ELDERLY AND SENILE POPULATION IN THE WORLD. ANALYTICAL
REVIEW
Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
Abstract
Significance. Population aging is considered one of the characteristic features of the modern demographic processes. This is both a forecast for the future and a basis for setting goals for health systems. Thus, the 2008 analytical review of the WHO Regional Office for Europe says that the long-established type of the fragmented care needs to be replaced by a comprehensive and coordinated type of care [1]. It is logical that this phenomenon affects not only health care, but goals of the social services as well, and economic indicators in general. In this regard, many countries have been undertaking efforts to implement or improve long-term care.
Purpose. To evaluate medical and social care organization for the elderly and senile population in the world on the basis of the content analysis.
Material and methods. Content analysis of the World Health Organization documents on medical and social care organization for the elderly and senile population.
A total of 212 documents have been analyzed, 54 out of them have been selected for the analysis including 38 WHO materials and 16 scientific publications on the topic. Selection criteria - the documents should contain sufficient information on medical and social care organization for the elderly and senile population.
Results. Analysis of the selected documents and publications has identified an urgent need to develop a comprehensive system of medical and social care delivery for the elderly as a separate group of the population with its peculiar characteristics of the course of diseases, comorbidity, and the need for long-term care.
Keywords: long-term care system; medical and social care; elderly and senile population; integrated care; geriatrics.
Corresponding author: Alija Sh. Senenko, email: [email protected] Information about authors:
Senenko A.Sh. https://orcid.org/0000-0001-7460-418X
Kaigorodova T.V. https://orcid.org/0000-0002-2509-3990
Garmaeva A. B. https://orcid.org/0000-0002-3136-6385
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Senenko A.Sh., Kaigorodova T.V., Garmaeva A.B. Organization of
medical and social care for the elderly and senile population in the world. Analytical
review. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health
[serial online] 2021; 67(1):8. Available from:
http://vestnik.mednet.ru/content/view/1234/30/lang.ru/ DOI: 10.21045/2071-50212021-67-1-8. (In Rus).
Введение
Сегодня большинство людей могут дожить до 60 лет и более. По данным «Всемирного доклада о старении и здоровье», изданного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2015 г. [2], с 2015 по 2050 гг. доля пожилого населения в мире увеличится почти вдвое, примерно с 11% до 22%. В абсолютном выражении численность людей в возрасте 60 лет или старше возрастет, по прогнозам, с 900 миллионов в 2015 г. до 1400 миллионов к 2030 г. и до 2100 миллионов к 2050 г., что может достичь 3200 миллионов в 2100 году. К 2050 г. в Европе доля людей в возрасте 60 лет или старше в общей численности населения составит примерно 34%.
Важно отметить, что если в странах с низким и средним уровнями доходов населения рост ожидаемой продолжительности жизни является в основном результатом значительного снижения уровня смертности в молодом возрасте, особенно в детстве и при родах, а также смертности от инфекционных заболеваний [3], то в странах с высоким уровнем доходов постоянный рост ожидаемой продолжительности жизни объясняется главным образом снижением уровня смертности пожилых людей [4].
Наиболее быстрыми темпами стареет население Европейского региона ВОЗ: уже сегодня возрастная медиана здесь самая высокая в мире [5]. Средняя продолжительность жизни увеличилась с 73,0 лет при рождении в 2000 г. до 77,1 лет в 2015 г. [6] и прогнозируется, что доля людей в возрасте 65 лет и старше возрастет с 14% в 2010 г. до 25% в 2050 г. В странах Европейского Союза (ЕС) доля населения старше 80 лет составляет 5,6%, и ожидается, что к 2100 году этот показатель вырастет до 14,6% [7]. Граждане практически всех государств Европейского региона ВОЗ живут дольше, но их шансы провести последние годы жизни, сохраняя хорошее здоровье и высокий уровень благополучия, различаются не только между странами, но и внутри стран. До настоящего времени для слишком многих людей пожилой возраст чреват высоким риском социальной изоляции и бедности при ограниченном доступе к недорогостоящим высококачественным медицинским и социальным услугам. Вот почему необходимы эффективные государственные стратегии, направленные на обеспечение устойчивых положительных тенденций [8].
Увеличение общего числа пожилых людей и их доли в структуре населения приводит к необходимости учитывать их потребности в медицинской и социальной помощи и в соответствии с этим организовывать необходимый уход. В 2017 году основными причинами смерти пожилых были сердечно-сосудистые заболевания, рак и расстройства нервной системы, в то время как заболевания опорно-двигательного аппарата, органов чувств и сердечно-сосудистые заболевания были основными причинами инвалидности для этой категории населения
[9]. В странах ЕС в 2014 году почти 50% людей в возрасте 65 лет и старше сообщили о долгосрочных ограничениях в повседневной деятельности, а более двух третей сообщили о физических или сенсорных функциональных ограничениях
[10].
Отдельную проблему представляют собой инфекционные болезни. Только в Европейском регионе ВОЗ от сезонного гриппа ежегодно умирает до 72 000
человек [11], а в 2020 г. пожилые люди стали основной группой населения, подверженной наиболее тяжелой заболеваемости и смертности от СОУГО-19 [12].
В Российской Федерации в рамках национального проекта «Демография» сформирован федеральный проект «Старшее поколение» для решения задач в сфере долговременного ухода за лицами пожилого и старческого возраста (ПСВ). В нём определены 3 главные задачи:
• - увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
• - снижение смертности населения старше трудоспособного возраста (на 1000 человек населения соответствующего возраста);
• - разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения [13].
Отмечено, что федеральный проект «Старшее поколение» должен носить межведомственный характер и к 2024 году должны быть созданы условия для активного долголетия, качественной жизни граждан, создания мотивации к ведению здорового образа жизни.
В развитие пилотного проекта «Территория ЗАБОТЫ», стартовавшего в 2016 г. [14], целью которого явилась организация долговременной медицинской и социальной помощи гражданам ПСВ на принципах междисциплинарного и межведомственного взаимодействия путем развития гериатрической службы, в паспорте федерального проекта «Старшее поколение» одной из задач является также создание системы долговременного ухода за гражданами ПСВ и инвалидами (с 2019 г.). Эта задача рассматривается как составная часть мероприятий, которые включают в себя социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому в полустационарной и стационарной форме с привлечением сиделок и патронажной службы, а также поддержку семейного ухода. Высокая организационная активность в этом направлении побуждает к изучению данного вопроса не только в Российской Федерации, но и в зарубежных странах.
Цель исследования: Оценка организации медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста в мире на основе контент-анализа.
Материалы и методы исследования. Всего был проанализировано 212 документов, из которых 54 было отобрано для анализа. Из них 38 - это материалы ВОЗ, и 16 - научные публикации на эту тему. Критерий отбора: содержание в документах материалов, достаточно полно описывающих организацию медицинской и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста.
Результаты
В мае 2014 г. Шестьдесят седьмая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения предложила Генеральному директору ВОЗ разработать на основе консультаций с государствами-членами и другими заинтересованными сторонами в координации с региональными бюро и в пределах имеющихся ресурсов всеобъемлющую Глобальную стратегию и план действий по старению и здоровью. Она [15] была разработана посредством широкого консультативного процесса. Отправной точкой для ее разработки стал Всемирный доклад о старении и здоровье, выпущенный в 2015 году [2]. В основу было положено 19 справочных документов, подготовленных экспертами по ключевым вопросам старения и здоровья, а также мнения представителей основных организаций пожилых людей, организаций гражданского общества, занимающихся проблемой старения, международных организаций, профессиональных органов и многочисленных экспертов.
В 2016 г. на 69 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята резолюция WHA69.3 «Глобальная стратегия и план действий по проблеме старения и здоровья на 2016-2020 гг.: на пути к миру, в котором каждый человек имеет возможность прожить долгую и здоровую жизнь» [16]. Резолюция, в частности, призывает государства-члены осуществлять действия, предлагаемые
в Глобальной стратегии и плане действий по проблеме старения и здоровья [15], с помощью соответствующего многосекторального подхода, включая создание национальных планов или интеграцию таких действий, адаптированных к национальным приоритетам и конкретным условиям, на уровне государственных секторов; назначить соответствующего координатора и предусмотреть соответствующую область работы по проблеме старения и здоровья и укреплять потенциал соответствующих государственных секторов в целях учета параметров здорового старения в своей деятельности посредством обеспечения лидерства, создания партнерств, информационно-пропагандистской работы и координации.
«Всемирный доклад о старении и здоровье» ВОЗ и опубликованная вслед за ним «Глобальная стратегия и план действий по проблеме старения и здоровья» содержат призыв к действиям, целью которых должно быть удовлетворение потребностей пожилых людей и людей, испытывающих хронические проблемы со здоровьем, посредством надлежащим образом функционирующих систем здравоохранения и долгосрочного ухода. В Глобальной стратегии подчеркивается, что необходим совершенно новый подход к формированию систем здравоохранения и медицинских услуг, которые должны обеспечивать высококачественный, комплексный, недорогостоящий и доступный уход, сконцентрированный на потребностях и правах пожилых людей. Комплексный уход, особенно за пожилыми и людьми, испытывающими хронические проблемы со здоровьем, служит общепризнанным механизмом улучшения показателей и повышения эффективности системы здравоохранения [17].
Во многих странах мира старение населения и увеличение продолжительности жизни (табл. 1) призывает руководство стран трансформировать модель обеспечения благоприятных условий для граждан в ряде государственных структур [18-20].
Таблица 1
Демографические показатели лиц ПСВ
страна возраст выхода на пенсию 2019 г средняя продолжительность жизни (факт.) доля населения старше 65 лет (%)
2012г 2019г
Швеция 65 лет М-78,8 Ж-83,5 19,0 19,6
Норвегия 67 лет М-76,5 Ж-83,3 15,5 16,3
Дания 67 лет М-76,3 Ж-81,1 17,7 19,0
Швейцария М-65 лет, Ж-64 года М-77,2 Ж-84,1 17,3 18,0
Великобритания М-68 лет, Ж-60 лет М-77,9 Ж-82,3 17,0 17,4
Италия М-67 лет, Ж-65 лет М-79,2 Ж-84,5 21,0 22,4
Франция М-67 лет, Ж-65 лет М-78,2 Ж-84,8 17,5 18,9
Германия 67 лет М-77,8 Ж-82,4 20,7 21,1
Израиль М-67 лет, Ж-62 года М-78,8 Ж-83,2 10,3 11,2
США 65 лет М-75,9 Ж-80,9 13,1 16,2
Япония 70 лет М-78,9 Ж-85,7 22,9 28,0
Канада 65 лет М-78,8 Ж-84,1 15,9 17,6
Венгрия 62 года М-71,0 Ж-78,8 17,0 17,5
Польша М-65 лет, Ж-60 лет М-73,1 Ж-79,4 14,2 15,6
Чехия 62 года М-73,9 Ж-80,7 16,5 18,1
Армения М-65 лет, Ж-63 года М-69,1 Ж-76,8 10,5 10,9
Беларусь М-60 лет, Ж-55 лет М-64,9 Ж-76,7 13,8 14,3
Грузия М-65 лет, Ж-60 лет М-73,8 Ж-80,2 13,8 14,6
Литва М-62,5 года, Ж-58,5 лет М-69,9 Ж-80,1 18,2 18,7
Украина Поэтапное увеличение пенсионного возраста с 2011 г. М-62,4; Ж-74,5 15,2 15,9
Казахстан М-63 года, Ж-58 лет М-62,6; Ж-73,5 6,6 6,8
Узбекистан М-60 лет, Ж-55 лет М-68,9; Ж-75,2 4,0 4,2
Россия Поэтапное увеличение пенсионного возраста с 2019 г. М-64,3; Ж-76,4 13,0 13,5
С учетом большого количества сочетанных хронических заболеваний у
лиц ПСВ в качестве актуальной задачи рассматривается разработка комплекса мер по долговременному уходу. «Система долговременного ухода (СДУ) за гражданами пожилого возраста и инвалидами - это механизмы координации, планирования, передачи информации о состояниях, характеризующих полную или частичную утрату способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать сохранение жизненных
способностей граждан пожилого возраста и инвалидов в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, между органами и организациями, входящими в СДУ» [21]. Суть данной системы состоит в том, что организации, участвующие в СДУ, обеспечивают координацию и взаимодействие между собой и с другими организациями, оказывающими необходимые виды помощи, вне зависимости от того, в какое учреждение обратился пожилой человек.
Помимо СДУ, существует понятие интегрированной помощи, которое включает в себя оптимизацию, координацию и преемственность оказания помощи между разными уровнями и этапами оказания медицинской помощи (амбулаторной, стационарной). В связи с приходом понимания необходимости организации интегрированной помощи и СДУ в Европейском региональном бюро Всемирной организации здравоохранения (далее - ЕРБ ВОЗ) был выпущен ряд документов. Основной документ для осуществления интегрированной помощи - «Европейская рамочная основа для действия по организации интегрированного предоставления услуг здравоохранения». Для эффективной реализации Европейской рамочной основы ВОЗ была создана дорожная карта мониторинга интегрированного предоставления услуг здравоохранения, содержащая информацию от этапа планирования до предоставления полученных данных [22].
Европейская рамочная основа для действий по организации интегрированного предоставления услуг здравоохранения
ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИЦА
Определение гнлребтктей
Воздействие на детерминанты
Расширен»? прэв и возможностей населения
Вовлечение пациентов
ПРОЦЕСС ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ
Разработка услуг медицинской помощи
Организация поставщиков и условий оказания услуг
Р>»*одстк процессом сказания узлуг
Повышение эффективности
СОДЕЙСТВИЕ РАБОТЕ СИСТЕМЫ
PocpawHMifffl егдттуры педогчвтчостк
ÜÓ i ивдх *ий £1нкуп£н OfecrowMti кошпегвнтчлш кадоаин
OriUnClBCWtOO' ИЯЮГЫККИНИО ИСЬЭрГГВ
ВвЦДв*« НIЯ «Х&ЭЦНйННЫ». ГйХЛОГСГИЛ АпНПв Л1Г-1срг.**»-ис1 l: i i i y,-i ; и н ч -ия
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Стратегии, ориентированные на нукдм птдей
Осуществление преобразований
Содействие устойчивым изменениям
Рис. 1. Система здравоохранения, ориентированная на нужды людей
Источник: http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0011/317378/FFA-IHS-service-delivery-overview-ru.pdf [23].
Рамочная основа (рис.1) направлена на реформирование оказания услуг здравоохранения с учетом трансформации XXI века. Основой при построении данной системы является первичная медико-санитарная помощь [24], а в качестве идеологии - политика ЕРБ ВОЗ «Здоровье-2020» [25]. Рамочная основа включает в себя 3 основные области действий, которые направлены на взаимосвязь с гражданами, а именно во главу угла выдвинуты интересы и нужды людей; разработка услуг медицинской помощи, оказываемой на протяжении всей жизни; улучшение всех компонентов, включенных в данный процесс (документация, кадры, стимулирование сотрудников и прочее). Важно отметить значимость во взаимодействии интеграции услуг органов здравоохранения и социальной службы. Данное сотрудничество позволит оказывать интегрированную помощь, охватывая удовлетворение потребностей человека не только в учреждениях здравоохранения, но и в домашних условиях, а в дальнейшем и в целом в его среде обитания [26,27].
Вне сомнения, интегрированную помощь и СДУ в значительной мере необходимо организовать для лиц ПСВ не только в связи с демографическим старением как таковым, но и в связи с тем, данная категория лиц является наиболее уязвимой и зависимой от её окружения. Такие понятия, как «уязвимость» и «зависимость» у данных лиц возникают, в первую очередь, в связи с поли-морбидностью, что, в свою очередь, может снижать качество жизни, а также с частичной или полной утратой функций, обеспечивающих взаимодействие с внешней средой и автономное пребывание в ней. Наличие множественных хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) - весьма частая ситуация у лиц ПСВ.
При этом большинство подходов по улучшению результатов лечения и качества жизни пациентов ПСВ в настоящее время направлено на помощь при
«дискретных» заболеваниях. Традиционная модель медицинской помощи основана на лечении конкретного заболевания на конкретном уровне (обычно либо на первичном, либо в стационаре) [28]. В меньшей степени разработаны программы, в которых целевой популяцией являются собственно лица ПСВ, а поставщиками услуг, помимо медицинских работников, являются социальные службы. Следует отметить также, что далеко не все страны в числе поставщиков услуг рассматривают социальную службу в качестве обязательного участника таких программ (табл. 2).
Таблица 2
Подходы к ведению ХНИЗ в странах Европы, взаимодействующие с
социальной службой [29].
*цветом выделены программы, в которых целевая группа лица ПСВ, а в поставщиках услуг фигурирует социальная служба.
Страна/программа Тип подхода Целевая популяция Главный координатор Участвующие поставщики услуг
АНГЛИЯ
Ведение отдельных случаев/патронажная сестра в сообществе (2004г.) Ведение отдельных случаев Пожилые, подверженные риску го спитализации Медицинская сестра-специалист ВОП, специалисты, медсестры, больницы, службы помощи по месту жительства и социальной помощи
Проект Партнерство для пожилых людей (РОРР) (2005-2010гг.) Комплексная помощь/сети поставщиков услуг/ведение отдельных случаев/контролируемая выписка Пожилые (старше 65 лет) Варьировалось: многопрофильная группа специалистов(меди-цинская и социальная помощь), социальный работник, или работник, оказывающий и медицинскую и социальную помощь, волонтерская организация ВОП, больницы, медсестры, общественные службы, социальная помощь, другие общественные и волонтерские организации
Пилотная программа комплексной помощи (20092011гг.) Комплексная помощь/сети поставщиков услуг/ведение отдельных В зависимости от конкретного врача общей практики и заболевания Варьировалось: Помощь под руководством ВОП; работа многопрофильной ВОП, больницы, медсестры, вспомогательные работники здраво-
Страна/программа Тип подхода Целевая популяция Главный координатор Участвующие поставщики
услуг
случаев/контролируемая выписка (например, диабет, ХОБЛ, де-менция) группы специалистов; ведение медсестрой отдельных случаев; координация помощи силами опытного ключевого работника охранения, общественные службы, социальная помощь, другие общественные и волонтерские организации
ВЕНГРИЯ
Многопрофильные общественные центры (продолжается Многопрофильные группы специалистов Врач общего профиля Общественный центр ВОП, специалисты, медсестры, фармацевты, со-
в настоящее время) циальная помощь
ИТАЛИЯ
Программа «От помощи по требования до первичной профилактиче ской помощи», Тоскана (2009г.) Многопрофильная группа специалистов Гипертония, диабет, хроническая недостаточность, ХОБЛ, инсульт Многопрофильные группы (модульные) (ВОП-руководитель, врач из местного сообщества, медсестра-специалист) ВОП, специалисты, медсестры, вспомогательные работники здравоохранения (например, диетолог, психолог), социальные службы
ЛАТВИЯ
Врач общего профиля и спе-
Укрепления межсекторального сотрудничества (с 2004г.) Ведение отдельных случаев(пи- циалист по конкретному заболеванию (диабет, ССЗ, рак, хрони- медсестра ВОП, специалисты, поставщики образовательных
лотная программа) ческая почечная недостаточность, рассеянный склероз, депрессия, ВИЧ/СПИД) и социальных услуг
НИДЕРЛАНДЫ
ВОП, специали-
сты, медсестры, больницы, вспо-
Помощь при инсульте в Делфте (1997г. пилотная программа) Многопрофильная Медсестра, оказываю- могательные работники здраво-
группа специалистов инсульт щая медицинскую и социальную помощь охранения, дома престарелых, реабилитационные центры, организации по оказанию помощи на дому
ФРАНЦИЯ
Координация про- Ведение отдель- Ослабленные по- Медсестра-специалист, ВОП, специали-
фессиональной по- ных случаев жилые люди ведущая отдельные сты, медсестры,
Страна/программа Тип подхода Целевая популяция Главный координатор Участвующие поставщики услуг
мощи пожилым людям (СОРА) (2006г.) (старше 65 лет) случаи больницы, вспомогательные работники здравоохранения (психологи, физиотерапевты), социальные службы
Мероприятия в рамках Плана по борьбе с раком на 2003-2007 гг.
Протокол взаимодействия и содействия совместному принятию решений по поводу заболеваний (Dicpositif d'annonce) (2004г.) Протокол оказания помощи Рак специалист ВОП, специалисты, медсестры, больницы, вспомогательные работники здравоохранения (например, социальные работники)
Локальные онкологические сети или сети множественной патологии (2004г.) Координация помощи Рак ВОП ВОП, специалисты, медсестры, вспомогательные работники здравоохранения, больницы, например, социальные работники
ШВЕЙЦАРИЯ
Клинический протокол рака молочной железы, больница университета Лозанны и университет Лозанны (2008-2009г.) Многопрофильная группа специалистов Рак молочной железы Больница (онкология) Специалисты, медсестры, вспомогательные работники здравоохранения (психотерапевты, психологи), социальные работники
ЭСТОНИЯ
Управление качеством в первичной медико- санитарной помощи (2003г., завершение работы системы ВОП) Помощь под руководством ВОП Диабет 2-го типа, ССЗ (хроническая недостаточность, ИБС) ВОП ВОП, специалисты, медсестры, больницы, вспомогательные работники здравоохранения (физиотерапевты), социальная помощь
Ведение хронических заболеваний на стыке первичной и вторичной Помощь под руководством специалиста Рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, шизофрения, ХОБЛ Специалист (медицинский центр); ведение сопутствующих заболеваний силами ВОП ВОП, специалисты, медсестры, больницы, вспомогательные ра-
Страна/программа Тип подхода Целевая популяция Главный координатор Участвующие поставщики услуг
медицинской помощи (годы внедрения варьируются) совместно со специалистом ботники здравоохранения, больницы, социальная помощь, специализированные центры (рассеянный склероз)
Как видно из материалов, приведённых в таблице 2, в качестве цели помощи пациентам ПСВ с хроническими заболеваниями рассматривается не излечение, а улучшение функционального состояния, облегчении симптомов, продление жизни путем вторичной профилактики и повышения качества жизни [30]. По мнению ученых и специалистов в области здравоохранения, в настоящее время для оказания помощи пожилым пациентам с хроническими болезнями нужна модель, которая включает в себя согласованный вклад широкого круга медицинских работников в течение длительного времени, когда в центре находится пациент как один из участников оказания помощи, что позволит оптимизировать показатели здоровья [31].
Основной проблемой в большинстве систем здравоохранения остается недостаточно налаженное взаимодействие между службами, особенно между поставщиками услуг амбулаторной или первичной медико-санитарной помощи и стационарным звеном, а также между секторами здравоохранения и социального обеспечения [32]. Поэтому в последние годы многие европейские страны стремились создать нормативно-правовую основу для реагирования на хронические заболевания. Как правило, она имеет своей целью продвижение подходов, которые интегрируют разные виды ухода и улучшают координацию между секторами и уровнями оказания помощи. Так, например, в Германии в Законе о реформе здравоохранения 2000 г. были введены положения по развитию структур комплексного оказания помощи, создающих связи между амбулаторным и стационарным секторами [33]. В Австрии реформа здравоохранения в 2005 г. привела к созданию финансового резерва на уровне федеральных земель (резерва
реформирования) для содействия координации и сотрудничеству между поставщиками амбулаторной и стационарной [34]. В Англии в Плане усовершенствования NHS 2004 г. оказание помощи при хронических заболеваниях заняло центральное место в текущих и последующих реформах, подчеркивая необходимость усиления интеграции между поставщиками услуг и секторами [35]. Недавние усилия по совершенствованию долгосрочной помощи в Венгрии и Литве также были сконцентрированы на этой цели [36,37].
В большинстве стран другие усилия по реформированию были направлены на совершенствование координации помощи путем внедрения и дальнейшего развития стратегий с участием медицинских сестер. При этом масштабы этих усилий варьировали: в Англии и Нидерландах, к примеру, медсестры обязательно участвуют в оказании первичной медико-санитарной помощи [38,39], а в Австрии, Германии и Франции медсестры активно задействованы в оказании некоторых определенных видов медицинской помощи [40-42].
Важно отметить, что большинство подходов по созданию интегрированной помощи всё же сосредоточено на моделях помощи группам населения с определенными заболеваниями и их сочетаниями, чаще всего это диабет 2-го типа, затем астма/ХОБЛ, сердечно-сосудистые заболевания (главным образом хроническая сердечная недостаточность, ишемическая болезнь сердца, риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и инсульт), рак и психические расстройства. Тем не менее, в нескольких странах также реализуются подходы с более широким охватом, нацеленные, как правило, на пожилых людей. Эти подходы обычно реализуются только в отдельных регионах или действуют в качестве пилотных исследований. В качестве примеров можно привести Пилотную программу комплексного оказания помощи (ICP) и проект Партнерство для пожилых людей (POPP) в Англии, программу Координация оказания помощи пожилым людям (COPA) в Париже, Франция, отдельные контракты на комплексную помощь в Германии и Пилотный проект по координации оказания помощи
(CCP) в Венгрии. Если модели оказания помощи реализовались как пилотные проекты, некоторые из них были адаптированы для реализации в других регионах (например, программа COPA во Франции) или продолжались после завершения пилотной фазы (например, отдельные проекты POPP в Англии) [43].
В нескольких странах расширены функции медсестер-специалистов по координации помощи или ведении конкретных случаев заболевания, например, в Дании (интегрированные клинические протоколы) и Франции (Координация профессиональной помощи пожилым людям (COPA) и проект ASALWW). В рамках Программы помощи при диабете Sophia во Франции основные мероприятия по поддержке пациентов выполняют обученные медсестры, однако главным координатором помощи остается лечащий врач больного. Аналогичным образом, программа помощи на дому Kardiomobil для пациентов с хронической сердечной недостаточностью в Зальцбурге, Австрия, включает в себя выполняемые медсестрами самостоятельно вмешательства и преследует цель поддержать участие пациентов с этим заболеванием в собственном лечении. Хотя у медсестер расширено их функциональное наполнение, также основным координатором выступает лечащий врач больного. Германия внедрила проекты на основе концепции патронажной медицинской сестры, в рамках которых тестируются и реализуются различные форматы интегрированной помощи. Преобладающая модель - это помощник по уходу в семейной практике (например, VerAH), при этом некоторые задачи медицинского характера делегируются практикующей медицинской сестре, но назначаются врачом общей практики и выполняются под его наблюдением.
В небольшом числе подходов участвуют координаторы оказания помощи без медицинского или сестринского образования. Такие организационные модели, как правило, применяются в схемах реабилитационного ухода, реабилитации и общей поддержки. В число вовлеченных лиц входит вспомогательный медицинский персонал (например, группа физиотерапевтов, участвующих в амбу-
латорном реабилитационном уходе за пациентами с инсультом в Зальцбурге, Австрия), социальные работники или персонал, оказывающий и медицинскую, и социальную помощь (проект Партнерство для пожилых людей, Англия), волонтерские организации (Партнерство для пожилых людей, Англия) или квалифицированные основные работники (отдельные пилотные программы комплексной помощи, Англия).
Однако следует отметить, что многие из рассмотренных подходов по улучшению помощи людям с хроническими состояниями, нуждающимися в долгосрочном уходе, как правило, реализуются в рамках существующих организационных и управленческих структур, причем барьеры между структурами или секторами сохраняются. Несмотря на действенное улучшение координации за счет, например, упорядоченного направления пациентов к другим специалистам, сохраняющиеся в большинстве случаев структурные барьеры между секторами препятствуют дальнейшему совершенствованию услуг по комплексному удовлетворению потребностей в долгосрочной помощи в странах Европы.
Подходы с уменьшением или устранением конкретных барьеров между структурами или секторами в публикациях встречаются реже. Как правило, речь в них идёт о налаживании взаимодействия между поставщиками услуг первичной медико-санитарной помощи и стационарной помощи либо между поставщиками услуг стационарной помощи и реабилитации. Примеры включают в себя некоторые сети поставщиков услуг во Франции, ряд контрактов на оказание комплексной помощи в Германии или службу помощи при инсульте в Дел-фте, Нидерланды, как один из образцов интегрированных услуг по уходу. Примерами могут служить пилотные программы комплексной помощи и проект «Партнерство для пожилых людей» в Англии, а также пилотный проект по укреплению межсекторального сотрудничества в Литве. Проект SIKS в Копенгагене, Дания, - типичный пример пилотного проекта по оказанию комплексной помощи, который завершился с окончанием пилотного этапа, но создал важную
доказательную базу для выработки политики по скоординированным подходам к оказанию помощи во всей Дании.
Используя опыт прошлых лет, в 2019 году ВОЗ сформулирован целый комплекс мер, направленных на организацию интегрированной помощи и самопомощи пожилым людям - ICOPE (Integrated care for older people) [44].
Согласно определению ВОЗ, долгосрочный уход — это «виды деятельности, осуществляемые другими лицами в целях обеспечения того, чтобы люди с существенной постоянной утратой индивидуальной жизнеспособности или люди, подверженные риску такой утраты, могли поддерживать уровень функциональной способности, соответствующий их основным правам, фундаментальным свободам и человеческому достоинству» [45]. К таким видам деятельности относятся социальная помощь, здравоохранение и деятельность, осуществляемая в других секторах, таких как транспорт, и все это должно быть интегрировано, чтобы обеспечивались оптимальная координация и эффективность [46]. СДУ могут предусматривать оказание как платных, так бесплатных услуг целым рядом лиц, осуществляющих уход, что необходимо учитывать в процессе разработки и реализации концепции ICOPE [47].
ВОЗ предлагает следующие три стратегии построения СДУ [48]:
1. Создание и постоянное совершенствование инфраструктуры системы, для чего необходимы соответствующее законодательство и устойчивые механизмы финансирования, обеспечивающие доступ к услугам.
2. Наращивание потенциала оплачиваемых и неоплачиваемых работников путем организации обучения, оказания поддержки и создания возможностей для карьерного роста.
3. Обеспечение качества услуг социальной помощи.
Для того чтобы способствовать здоровому старению людей [49], медико-санитарные и социальные услуги и системы, обеспечивающие оказание таких услуг, должны реагировать на разнообразные потребности пожилых людей, в
том числе тех, чья индивидуальная жизнеспособность [50] остается на высоком или стабильном уровне, тех, у кого она снижается, и тех, чья жизнеспособность снизилась до такого уровня, что они нуждаются в уходе и поддержке со стороны других людей.
Многие из параметров, определяющих индивидуальную жизнеспособность, поддаются коррекции. К их числу относится связанное со здоровьем поведение, а также наличие заболеваний. Имеются веские основания для внедрения эффективных вмешательств с целью оптимизации индивидуальной жизнеспособности.
Различные расстройства здоровья, связанные с утратой индивидуальной жизнеспособности, взаимосвязаны на различных уровнях. Например, потеря слуха сопряжена со снижением когнитивных способностей. Питание дополняет эффекты физической нагрузки и оказывает непосредственное влияние на увеличение мышечной массы и силы. Такой взаимосвязью объясняется необходимость комплексного подхода к скринингу, оценке и ведению случаев снижения индивидуальной жизнеспособности [51].
Помощь, ориентированная на интересы и нужды человека, основана на понимании того, что пожилые люди - не средоточие заболеваний и расстройств здоровья; каждый человек независимо от возраста - индивидуум с уникальным опытом, потребностями и предпочтениями. Ориентир на интересы и нужды человека означает, что во главу угла ставятся потребности индивидуума в медицинской и социальной помощи, а не отдельно взятые расстройства здоровья или симптомы. В рамках такого комплексного подхода, ориентированного на интересы и нужды человека, также учитывается контекст повседневной жизни индивидуумов, в том числе взаимосвязь состояния их здоровья и их потребностей с таковыми в их ближайшем окружении и общинах.
Предложенная ВОЗ концепция 1СОРЕ призвана обеспечить удовлетворение этих разнообразных потребностей. Она предусматривает комплексный под-
ход к медицинской и социальной помощи, который обеспечивается СДУ и направлен на более полное удовлетворение потребностей пожилых людей [52].
Концепция ICOPE позволяет системам здравоохранения и долгосрочного ухода оптимально удовлетворять уникальные, разнообразные и часто довольно сложные потребности пожилых людей. Конечная цель заключается в том, чтобы максимально повысить индивидуальную жизнеспособность и функциональные способности [53] каждого человека.
В основе концепции ICOPE лежат четыре главных принципа [54].
1. Пожилые люди имеют такие же основные права, как и все остальные люди, в том числе право обладать наивысшим достижимым уровнем здоровья.
2. Пожилые люди должны иметь равные возможности, обеспечивающие здоровое старение, независимо от социально-экономического положения, места рождения или постоянного проживания и других социальных факторов.
3. Уход должен обеспечиваться на равных условиях и без какой-либо дискриминации, особенно по таким признакам, как пол, возраст или этническая принадлежность.
4. Необходимо, чтобы системы и службы здравоохранения и социальной помощи были способны удовлетворять уникальные потребности в охране здоровья и социальные потребности пожилых людей - потребности, которые со временем могут меняться, — и учитывать социальные детерминанты здоровья.
Концепция ICOPE основывается на принципе, который заключается в том, что максимизация функциональной способности возможна в тех случаях, когда службы и системы обеспечивают комплексное оказание медико-санитарных и социальных услуг пожилым людям таким образом, чтобы удовлетворялись уникальные потребности конкретных людей, то есть на основе персонали-
зированного подхода. Комплексный характер услуг не означает, что структуры должны быть объединены. Он означает, что разнообразные поставщики услуг должны действовать скоординированно в рамках определенной чётко выстроенной системы. Концепция 1СОРЕ ориентирована на потребности населения и способствует переориентации медико-санитарных услуг и построению систем долгосрочного ухода на основе этой более персонализированной и скоординированной модели ухода.
По мнению ВОЗ, модели оказания услуг должны включать следующие компоненты концепции 1СОРЕ [47]:
• • оказание услуг по месту жительства и на дому;
• • ориентированные на потребности людей оценки и планы комплексного ухода;
• • принятие решений и постановка целей совместными усилиями;
• • оказание поддержки в целях самопомощи;
• • многопрофильные бригады;
• • единые информационные системы и системы обмена данными;
• • взаимодействие с местным населением и оказание содействия лицам, осуществляющим уход;
• • официально налаженная связь со службами социальной помощи и социальной поддержки.
Проведение любой реформы системы здравоохранения или социальной помощи - сложный процесс. Необходимо обсуждать вопросы и принимать меры на многих уровнях системы комплексного ухода за пожилыми людьми (1СОРЕ) - от обращения человека за медицинской помощью до общесистемных изменений. В то время как большинство принимаемых мер ориентированы на клинический уровень, растет понимание того, что необходимо прилагать необходимые усилия и инвестировать ресурсы также на уровне служб и на системном уровне [48].
Программы ухода за пожилыми людьми в первичном звене медико-санитарной помощи, а именно схемы организации ухода, направлены на:
• - улучшение двигательной активности;
• - коррекцию нарушений питания;
• - ведение депрессивных симптомов;
• - оказание социальной помощи и поддержки;
• - помощи лицам, осуществляющим уход.
Эта помощь оказывается людям при снижении когнитивных способностей; при ухудшении зрения; при потере слуха и другой патологии.
Каждая схема включает в себя 5 этапов (1 этап - скрининг; 2 этап - углубленная оценка; 3 этап - разработка индивидуального плана; 4 этап - обеспечение маршрутизации пациента и мониторинг выполнения плана; 5 этап - привлечение к участию членов общины и содействие лицам, осуществляющих уход).
Также в рамках данной программы было создано мобильное приложение «mAgemg» для пожилых людей, которое ориентированно на организацию самопомощи и самообслуживания лицами ПСВ с возможностью обратной связи с медицинским работником, в случае необходимости консультации [54].
Что же касается специалистов, оказывающих всестороннюю помощь лицам ПСВ, то в 1СОРЕ приведен ряд сфер компетенции членов команды, занимающихся уходом за пожилыми людьми (табл.3).
Таблица 3
Перечень специалистов, способные организовать помощь в разных
сферах жизни лиц ПСВ.
Жилищные условия жилищные службы, социальный работник, трудотерапевт
Финансовые вопросы социальный работник, службы консультирования по вопросам пособий и льгот
Проблема одиночества социальный работник, волонтер, врач первичного звена
Участие в общественной жизни социальный работник, службы организации досуга, службы занятости, волонтерские организации
Проблема жестокого обращения социальный работник, специалист по защите взрослых, правоохранительные органы
Повседневный быт трудотерапевт, социальный работник, медицинская сестра или мульти-дисциплинарная бригада специалистов в области помощи пожилым
Передвижение в пределах помещения физиотерапевт, трудотерапевт, социальный работник или мультидисци-плинарная бригада специалистов в области помощи пожилым
Передвижение на улице физиотерапевт, социальный работник, волонтерские службы транспорта
Как видно из таблицы 3, медицинские работники в меньшей степени во-
влечены в решение выше предложенных сфер жизни лиц ПСВ. Важно отметить, что гериатр, входящий в междисциплинарную бригаду, оказывает только дополнительную консультативную помощь по вопросам гериатрии.
В рамках оказания социальной помощи и поддержки производится оценка потребностей в социальной помощи и поддержке путем опроса. Опрос включает четыре важных аспекта: выполнение простых бытовых манипуляций (одевание, прием пищи, пользование туалетом и прочее), финансовые и жилищные трудности, одиночество, жестокое обращение. В зависимости от выявленных проблем оказывается социальная помощь (табл.4).
Таблица 4
Организация социальной помощи и поддержки, необходимой для лиц
ПСВ [43].
Потребность Помощь/поддержка
выполнение простых бытовых манипуляций • Провести оценку и усовершенствовать условия физической среды с целью компенсации снижения индивидуальной жизнеспособности, повышения возможностей двигательной активности и профилактики падений • Следует рассмотреть вопрос о применении ассистивных технологий, средств и приспособлений • Рассмотреть возможность оказания помощи супругом, членом семьи или другими лицами, осуществляющими уход на безвозмездной основе, и включить результаты оценки потребностей лица, осуществляющего уход • Изучить вопрос о необходимости помощи со стороны лиц, осуществляющих уход на возмездной основе • Необходима доступность помощи со стороны лиц, осуществляющих уход, и соответствующих служб, например, помощь на дому, дневной уход, дом престарелых
финансовые трудности • о предоставлении специализированной консультации в области финансов
• о предоставлении консультации по делегированию процесса принятия финансовых решений с защитой от финансового обмана
жилищные трудности • переоборудования жилья • подбора альтернативного жилья • помощи по линии программ социального обеспечения или предоставления коммунального жилья, либо существующих сетей поддержки
одиночество Рассмотреть возможности более интенсивного: • налаживания социальных взаимосвязей (супруги, члены семьи, друзья, питомцы) • использования местных ресурсов общины (клубы, религиозные группы, дневные центры, спортивные, досуговые, образовательные центры) • участия в общественной жизни (волонтерство, трудоустройство) • общения с применением технологий связи
жестокое обращение При выявлении непосредственной угрозы - направить на консультацию по линии системы социальной работы, защиты взрослых или правоохранительных органов
Таким образом, ВОЗ разработала ряд документов для осуществления еди-
ной системы оказания долговременного ухода во всех странах. Важно, что при этом были охвачены вопросы социальной поддержки и помощи лицам, осуществляющим уход.
Подводя итог, можно сказать, что число лиц ПСВ, нуждающихся в рациональной, эффективной и ориентированной на индивидуальные особенности помощи, с каждым годом становится все больше. Изучив подходы стран Западной Европы по организации медико-социальной помощи, можно утверждать, что до настоящего времени не отлажены полностью механизмы реализации целого ряда вопросов, поставленных Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения. Характерное до настоящего времени для оказания помощи лицам ПСВ лечение/наблюдение по отдельным заболеваниям либо фрагментарное оказание отдельных услуг должно смениться широким внедрением программ интегрированной помощи и долговременного ухода, ориентированных на конкретные проблемы пожилых, организацию их взаимодействия с внешней средой и повышения качества жизни.
Выводы
1. В странах с высоким уровнем доходов населения постоянный рост ожидаемой продолжительности жизни объясняется главным образом снижением уровня смертности пожилых людей. Увеличение общего числа пожилых людей и их доли в структуре населения приводит к необходимости учитывать их потребности в медицинской и социальной помощи и в соответствии с этим организовывать при необходимости долговременный уход.
2. Страны, понимая значимость интегрированной помощи и достижения социального благополучия граждан пожилого и старческого возраста, постепенно переориентируются с ведения отдельных случаев заболеваний на создание систем интегрированной помощи и долговременного ухода, основанных на комплексном подходе к оказанию помощи для этой группы населения.
3. Необходимость формирования систем долговременного ухода и интегрированной помощи обусловлена необходимостью максимального удовлетворения потребностей людей пожилого и старческого возраста в различных видах помощи в целях обеспечения высокого качества их жизни. При этом имеются существенные различия в составе ведомств и секторов, включаемых в разных странах в системы оказания интегрированной помощи и долговременного ухода.
4. В программах интегрированной помощи и долговременного ухода основным координатором является лечащий врач, а непосредственное исполнение программ по ведению лиц пожилого и старческого возраста самостоятельно ведут специально подготовленные медицинские сестры. Большую роль играет расширение функций среднего медицинского персонала и их самостоятельная работа, что предполагает определение старших медицинских сестер (координаторов) по отдельным направлениям.
5. Комплекс мер ICOPE направлен на организацию интегрированной помощи и самопомощи пожилым, который охватывает все сферы жизнедеятельности лиц ПСВ, в которых могут возникнуть трудности.
6. Весьма актуальным является создание мобильных приложений для пожилых людей, ориентированных на организацию самопомощи и самообслуживания лицами пожилого и старческого возраста с возможностью обратной связи с медицинским работником.
7. Следующим возможным шагом в развитии помощи лицам пожилого и старческого возраста является формирование комплексной системы предоставления медицинской и социальной помощи для пожилых людей как отдельной группы населения.
Библиография
1. Как сбалансировать условия предоставления помощи пожилым людям, брошюра, 2008 г. [Интернет]. URL:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0006/76434/E93418R.pdf? ua=1 (Дата обращения 15.06.2020).
2. Всемирный доклад о старении и здоровье. Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2015 г. 301 стр. [Интернет]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789244565049 rus.p df (Дата обращения 20.09.2020).
3. Bloom D.E. 7 billion and counting [Article] Science 2011 [cited 2020 Sep 05]; 333(6042). Available from: https://science.sciencemag.org/content/333/6042/562
4. Christensen K., Doblhammer G., Rau R, Vaupel J.W. Ageing populations: the challenges ahead [Review] Lancet 2009 2011 [cited 2020 Sep 05]; 374(9696) Available from:
https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(09)61460-4/ fulltext
5. Global strategy and action plan on ageing and health. Geneva: World Health Organization [Online] 2017 [cited 2020 Sep 05]; Available from: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/329960/9789241513500-eng.pdf
6. Global Health Observatory data repository Geneva: World Health Organization. [online database] 2019 [cited 2020 Sep 05]; Available from: http://apps.who.int/gho/data/node.home
7. Population statistics at regional level. Brussels: Eurostat. [Online] 2019 [cited 2020 Sep 05]; Available from: https://ec.europa.eu/eurostat
8. Здоровое старение. Информация с сайта Европейского регионального бюро ВОЗ. [Интернет]. URL:
https://www.euro.who.int/ru/health-topics/Life-stages/healthy-ageing/healthy-ageing (Дата обращения 06.09.2020).
9. Theo Vos, Stephen Lim, Christopher J.L. Murray Global burden of 369 diseases and injuries, 1990-2019: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study [Article] Institute for Health Metrics and Evaluation 2020[cited 2020 Sep 05]; Available from: http://www.healthdata.org
10.Population statistics at regional level. Brussels: Eurostat. 2019 [cited 2020 Sep 10]; Available from: https://ec.europa.eu/eurostat
11.Доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2018 г. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2018 г. 182 стр. [Интернет] .URL :https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/330083/978 9289054515-rus.pdf (Дата обращения 20.09.2020).
12.COVID-19: практическое применение глобальной стратегии реагирования в Европейском регионе ВОЗ 2020 г. Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2019 г. 43 стр. [Интернет].URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/335913/WHO-EURO-2020-1073-40819-55171-rus.pdf (Дата обращения 20.09.2020).
13.Национальный проект «Демография»: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; 2019. [Интернет]. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/demography (Дата обращения 15.06.2020).
14.Проект «Территория ЗАБОТЫ»: Министерство Здравоохранения Российской Федерации 2016. [Интернет]. URL:
https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/proekt-territoriya-zaboty (Дата обращения 15.06.2020).
15.Global strategy and action plan on ageing and health. - World Health Organization. Geneva [Online] 2017 - 46 р.; [cited 2020 Sep 05]; Available from:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/329960/9789241513500-eng.pdf
16.Шестьдесят девятой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, 2016 г. Резолюция WHA69.3 «Глобальная стратегия и план действий по проблеме старения и здоровья на 2016-2020 гг.: на пути к миру, в котором каждый человек имеет возможность прожить долгую и здоровую жизнь» [Интернет]. URL: https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf files/WHA69-REC1/A69 REC1-ru.pdf#page=27 (Дата обращения 08.09.2020).
17.Araujo de Carvalho I., Epping-Jordan J., Pot A.M., Kelley E., Toro N., Thiyagarajan J.A., et al. Organizing integrated health-care services to meet older people's needs [Article] Bulletin. World Health Organization 2017. [cited 2020 Sep 29] Vol.95(11). Available from: https://www.who.int/bulletin/volumes/95/11/16-187617.pdf
18.Пенсионный возраст в разных странах мира, 2020 год. [Интернет]. URL: http://pensiya.molodaja-semja.ru/faqs/pensionnyj-vozrast-v-stranah-mira/ (Дата обращения 08.09.2020).
^.Продолжительность жизни в развитых странах. [Интернет]. URL: https://visasam.ru/emigration/vybor/srednyaya-prodolzhitelnost-zhizni-v-mire.html (Дата обращения 08.09.2020).
20.Численность лиц старше 65 лет во всех странах. [Интернет]. URL: http://ru.worldstat.info/World/List of countries by Population 65 years and over (Дата обращения 08.09.2020).
21.Методические рекомендации по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в субъектах Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.10.2018 № 12-3/10/П-7106 [Интернет]. URL: https://mintrudsoc.ryazangov.ru/activities/result/%D0%9C %D0%B5%D1%82%D0%BE
%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA
%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC
%D0%B5%D0%BD
%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%80 %D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8B.pdf (Дата обращения 14.10.2020).
22.Дорожная карта мониторинга предоставления услуг здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2017 г. 36 стр.: [Интернет]. URL:
http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0005/360617/Roadmap ru.pdf (Дата обращения 14.10.2020).
23.Обзор Европейской рамочной основы для действий по организации интегрированного предоставления услуг здравоохранения. Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2016 г. 21 стр.: [Интернет]. URL: http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0011/317378/FFA-IHS-service-delivery-overview-ru.pdf (Дата обращения 14.10.2020).
24.Алма-Атинская декларация. Казахстан (СССР): Всемирная организация здравоохранения; 1978 г. [Интернет]. URL: http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0007/113875/E93944R.pdf (Дата обращения 28.06.2020).
25.Здоровье-2020 - основы европейской политики и стратегия для XXI века. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2013 г. 221 стр.: [Интернет]. URL:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0017/215432/Health2020-Long-Rus.pdf (Дата обращения 28.06.2020).
26.Часто задаваемые вопросы. Европейская рамочная основа для действий по организации интегрированного предоставления услуг здравоохранения. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2016 г. 28 стр.: [Интернет]. URL:
http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0005/333914/FAQ-FFA-IHSD-ru.pdf (Дата обращения 28.06.2020).
27.Многосекторальные действия по обеспечению здорового старения на основе подхода, охватывающего весь жизненный цикл: проект глобальной стратегии и плана действий по старению и здоровью. Шестьдесят девятая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения. 23-28 мая 2016 г. Документ А69/17 стр 35: [Интернет]. URL:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/253277/A69 17-ru.pdf , (Дата обращения 30.06.2020).
28.Piette J., Richardson C., Valenstein M. Addressing the needs of patients with multiple chronic illnesses: the case of diabetes and depression. [Abstract] Pubmed [cited 2020 Oct 03] Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15005508/
29.Оценка ведения хронических заболеваний в европейских системах здравоохранения, брошюра 2018г; [Интернет]. URL:
http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0011/385805/assessing-chronic-disease-rus.pdf (Дата обращения 30.06.2020).
30.Grumbach K. Chronic illness, comorbidities, and the need for medical generalism [Article] Annals of Family Medicine. 2003. [cited] 2020 Oct 11] 1(1): 4-7. Available from: https://www.annfammed.org/content/1/1/4
31.28 Nolte E., McKee M., eds. Caring for people with chronic conditions: a health system perspective. 2008 [cited 2020 Oct 11] Maidenhead, Open University Press. Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0006/96468/E91878.pdf
32.Nolte E., Knai C., McKee M., eds. Managing chronic conditions: experience in eight countries. Copenhagen, World Health Organization on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2008. [cited 2020 Oct 11] Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0008/98414/E92058.pdf
33.Busse R., Riesberg A. Health care systems in transition: Germany. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2004 [cited 2020 Oct 11]
34.Hofmarcher M.M., Rack H.M. Austria: health system review. Health Systems in Transition. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies 2006. P. 1247 [cited 2020 Oct 11]
35.Nolte E, Knai C, eds. Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2015 [cited 2020 Oct 11] Available from: https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
36.Gaal P et al. Hungary. In: Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Nolte E, Knai C, eds. Copenhagen,
WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2015: [cited 2020 Oct 11] Available from: https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
37.Lai T et al. Lithuania. In: Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports / Nolte E, Knai C, eds. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2015: [cited 2020 Oct 11] Available from: https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
38.Elissen A et al. The Netherlands. In: Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Nolte E, Knai C, eds. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2015: [cited 2020 Oct 11] Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
39.Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Nolte E, Knai C, eds. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2015: [cited 2020 Oct 11] Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
40.Chevreul K et al. (2015). France. In: Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Nolte E, Knai C, eds. - Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2015: [cited 2020 Oct 11] Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
41.Erler A, Fullerton B, Nolte E (2015). Germany. In: Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Nolte E, Knai C, eds. - Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2015: [cited 2020 Oct 11] Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
42.Sonnichsen A, Flamm M, Nolte E (2015). Austria. In: Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Nolte E, Knai C, eds. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2015: [cited 2020 Oct 11] Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
43.Ellen Nolte, Cécile Knai, Richard B. Saltman. Оценка ведения хронических больных в европейских системах здравоохранения: принципы и подходы. Европейское региональное бюро ВОЗ. Европейская Обсерватория по системам и политике здравоохранения. 2019 г. 104 стр. [Интернет]. URL:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/332123/9789289053617-rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y (Дата обращения 11.10.2020).
44.Оказание комплексной помощи пожилым людям (ICOPE). Методическое пособие. Рекомендации в отношении проведения оценок и составления схем организации ухода, ориентированных на потребности людей, в первичном звене медико-санитарной помощи. Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2019 г. 94 стр. [Интернет]. URL:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326843/WH0-FWC-ALC-19.1-rus.pdf (Дата обращения 20.06.2020).
45.Всемирный доклад о старении и здоровье. Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2015 г. 301 стр. [Интернет]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789244565049 rus.p df (Дата обращения 17.09.2020).
46.Katz P.R. An international perspective on long term care: focus on nursing homes [Abstract] Journal Am. Med. Dir. Assoc. 2011 [cited 2020 Oct 11] 12(7):487-492. Available from: https://www.jamda.com/article/S1525-8610(11)00074-0/fulltext#articleInformation
47.Комплексный уход за пожилыми людьми (ICOPE): Механизм реализации концепции. Рекомендации для систем и служб. Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2020 г. 42 стр. [Интернет]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/325669/9789240004665-rus.pdf (Дата обращения 11.10.2020).
48.Оказание комплексной помощи пожилым людям (ICOPE). Методическое пособие. Рекомендации в отношении проведения оценок и составления схем организации ухода, ориентированных на потребности людей, в первичном звене медико-санитарной помощи. Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2019 г. 94 стр. [Интернет]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326843/WH0-FWC-ALC-19.1-rus.pdf (Дата обращения 11.10.2020).
49.Всемирный доклад о старении и здоровье. Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2015 г. 15 стр. [Интернет]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789244565049 rus.p df (Дата обращения 17.09.2020).
50.0казание комплексной помощи пожилым людям (ICOPE). Методическое пособие. Рекомендации в отношении проведения оценок и составления схем организации ухода, ориентированных на потребности людей, в
первичном звене медико-санитарной помощи. Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2019 г. 1,5 стр. [Интернет]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326843/WH0-FWC-ALC-19.1-rus.pdf (Дата обращения 11.10.2020).
51.Оказание комплексной помощи пожилым людям (IC0PE). Методическое пособие. Рекомендации в отношении проведения оценок и составления схем организации ухода, ориентированных на потребности людей, в первичном звене медико-санитарной помощи. Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2019 г. 94 стр. [Интернет]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326843/WH0-FWC-ALC-19.1-rus.pdf (Дата обращения 18.10.2020).
52.Global strategy and action plan on ageing and health. World Health Organization. Geneva. [cited 2020 Oct 18] 2017 46 p. Available from: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/329960/9789241513500-eng.pdf
53.Всемирный доклад о старении и здоровье Всемирная организация здравоохранения. Женева 2015 г. 16 стр. [Интернет]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186468/WH0 FWC ALC 15 .01 rus.pdf?sequence=3 (Дата обращения 18.10.2020).
54.A handbook on how to implement Ageing. World Health Organization. Geneva. 2017. [cited 2020 Oct 18] 65 p. Available from: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/274576/9789241514125-eng.pdf
References
1. Kak sbalansirovat' usloviya predostavleniya pomoshchi pozhilym lyudyam. Broshyura [How to balance the terms to provide assistance to older people. Brochure] [Online] 2008 [cited 2020 Jul 15]. Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0006/76434/E93418R.pdf? ua=1 (In Russian).
2. Vsemirnyy doklad o starenii i zdorov'e [World report on ageing and health]. World Health Organization. Geneva [Online] 2015 [cited 2020 Sep 20]. Available from:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789244565049 rus.p df (In Russian).
3. Bloom D.E. 7 billion and counting [Article] Science 2011 [Online] [cited 2020 Sep 05]; 333(6042). Available from: https://science.sciencemag.org/content/333/6042/562
4. Christensen K., Doblhammer G., Rau R, Vaupel J.W. Ageing populations: the challenges ahead [Review] Lancet 2009 [Online] 2011 [cited 2020 Sep 05]; 374(9696). Available from:
https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(09)61460-4/ fulltext
5. Global strategy and action plan on ageing and health. Geneva: World Health Organization [Online] 2017 [cited 2020 Sep 05]. Available from: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/329960/9789241513500-eng.pdf
6. Global Health Observatory data repository Geneva: World Health Organization. [Online] 2019 [cited 2020 Sep 05]. Available from: http://apps.who.int/gho/data/node.home
7. Population statistics at regional level. Brussels: Eurostat. [Online] 2019 [cited 2020 Sep 05]. Available from: https://ec.europa.eu/eurostat
8. Zdorovoe starenie [Healthy aging]. Informatsiya s veb-sayta Evropeyskogo Regional'nogo byuro BOZ. [Online] [cited 2020 Sep 06]. Available from: https://www.euro.who.int/ru/health-topics/Life-stages/healthy-ageing/healthy-ageing (In Russian).
9. Theo Vos, Stephen Lim, Christopher J.L. Murray Global burden of 369 diseases and injuries, 1990-2019: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study [Article]. Institute for Health Metrics and Evaluation 2020[0nline] [cited 2020 Sep 05]. Available from: http://www.healthdata.org
10.Population statistics at regional level. Brussels: Eurostat. 2019 [Online] [cited 2020 Sep 10]. Available from: https://ec.europa.eu/eurostat
11.Doklad o sostoyanii zdravookhraneniya v Evrope [European Health Report]. WHO Regional Office for Europe. Copenhagen [Online] 2018 [cited 2020 Sep 20] Available from:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/330083/9789289054515-rus.pdf (In Russian).
12.COVID-19: prakticheskoe primenenie global'noy strategii reagirovaniya v Evropeyskom regione VOZ 2020 g [COVID-19: practical application of the global response strategy in the WHO European region 2020]. WHO Regional Office for Europe. Copenhagen [Online] 2019; P.43 [cited 2020 Sep 20]. Available from:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/335913/WHO-EURO-2020-1073-40819-55171-rus.pdf (In Russian).
13.Natsional'nyy proekt «Demografiya» ["Demography" National project]. Ministerstvo truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii. 2019. [Online]. [cited 2020 Jul 15]. Available from: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/demography (In Russian).
14.Proekt «Territoriya ZABOTY» [The "Territory of CARE" project] Ministerstvo Zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii 2016. [Online]. [cited 2020 Jul 15]. Available from:
https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/proekt-territoriya-zaboty (In Russian).
15.Global strategy and action plan on ageing and health. World Health Organization. Geneva [Online] 2017 [cited 2020 Sep 05]. Available from:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/329960/9789241513500-eng.pdf
16.«Global'naya strategiya i plan deystviy po probleme stareniya i zdorov'ya na 2016-2020 gg.: na puti k miru, v kotorom kazhdyy chelovek imeet vozmozhnost' prozhit' dolguyu i zdorovuyu zhizn'» [" Global strategy and action plan on ageing and health 2016-2020: towards a world where everyone has the opportunity to live a long and healthy life»]. Rezolyutsiya WHA69.3 69 Sessii Vsemirnoy assamblei zdravookhraneniya [Online] 2016 [cited 2020 Sep 08]. Available from:
https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf files/WHA69-REC 1/A69 REC1-ru.pdf#page=27 (In Russian).
17.Araujo de Carvalho I., Epping-Jordan J., Pot A.M., Kelley E., Toro N., Thiyagarajan J.A., et al. Organizing integrated health-care services to meet older people's needs [Article] Bulletin. World Health Organization 2017. [cited 2020 Sep 29]; 95(11). Available from: https://www.who.int/bulletin/volumes/95/11/16-187617.pdf
18.Pensionnyy vozrast v raznykh stranakh mira. 2020. [Retirement age in different countries of the world]. [Online] 2020 [cited 2020 Sep 08]; Available from: http://pensiya.molodaja-semja.ru/faqs/pensionnyj-vozrast-v-stranah-mira/ (In Russian).
19.Prodolzhitel'nost' zhizni v razvitykh stranakh [Life expectancy in the developed countries]. [Online] 2020 [cited 2020 Sep 08]. Available from: https://visasam.ru/emigration/vybor/srednyaya-prodolzhitelnost-zhizni-v-mire.html (In Russian).
20.Chislennost' lits starshe 65 vo vsekh stranakh mira [Number of persons over 65 years in all countries]. [Online] 2020 [cited 2020 Sep 08]. Available from:
http://ru.worldstat.info/World/List of countries by Population 65 years and over (In Russian).
21.Metodicheskie rekomendatsii po sozdaniyu sistemy dolgovremennogo ukhoda za grazhdanami pozhilogo vozrasta i invalidami v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii [Methodological recommendations for creating a system of long-term care for elderly and disabled citizens in the subjects of the Russian Federation]. Ministerstvo truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 05.10.2018 № 12-3/10/D-7106 [Online]. [cited 2020 Oct 14]. Available from: https://mintrudsoc.ryazangov.ru/activities/result/%D0%9C %D0%B5%D1%82%D0%BE
%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA
%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC
%D0%B5%D0%BD
%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%80 %D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8B.pdf (In Russian).
22.Dorozhnaya karta monitoringa predostavleniya uslug zdravookhraneniya v Evropeyskom regione VOZ [Roadmap for monitoring health service delivery in the WHO European region]. Evropeyskoe regional'noe byuro VOZ. Copenhagen. 2017; P.36 [Online]. [cited 2020 Oct 14]. Available from:
http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0005/360617/Roadmap ru.pdf (In Russian).
23.Obzor Evropeyskoy ramochnoy osnovy dlya deystviy po organizatsii integrirovannogo predostavleniya uslug zdravookhraneniya [Review of the European framework for action for integrated health service delivery]. WHO Regional Office for Europe. Copenhagen. 2016; P.21 [Online]. [cited 2020 Oct 14]. Available from:
http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0011/317378/FFA-IHS-service-delivery-overview-ru.pdf (In Russian).
24.Alma-Atinskaya deklaratsiya [Alma-Ata Declaration]. WHO. Kazakhstan (SSSR) [Online].1978 [cited 2020 Jul 28]. Available from:
http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0007/113875/E93944R.pd (In Russian).
25.Zdorov'e-2020 - osnovy evropeyskoy politiki i strategiya dlya XXI veka [Health 2020-European policy framework and strategy for the 21st century]. WHO Regional Office for Europe. Copenhagen. 2013; P. 221 [Online]. [cited 2020 Jul 28]. Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0017/215432/Health2020-Long-Rus.pdf (In Russian).
26.Chasto zadavaemye voprosy. Evropeyskaya ramochnaya osnova dlya deystviy po organizatsii integrirovannogo predostavleniya uslug zdravookhraneniya [Frequently asked question. European framework for action for integrated health service delivery]. WHO Regional Office for Europe. Copenhagen. 2016; P.28 [Online]. [cited 2020 Jul 28]. Available from: http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0005/333914/FAQ-FFA-IHSD-ru.pdf (In Russian).
27.Mnogosektoral'nye deystviya po obespecheniyu zdorovogo stareniya na osnove podkhoda, okhvatyvayushchego ves' zhiznennyy tsikl: proekt global'noy strategii i plana deystviy po stareniyu i zdorov'yu [Multisectoral action on healthy ageing through a life-cycle approach: draft global strategy and action plan on ageing and health]. 69-ya Sessiya Vsemirnoy assamblei zdravookhraneniya. 23-28 Maya 2016 g. Dokument A69/17 str 35 [Online]. [cited 2020 Jun 28]. Available from:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/253277/A69 17-ru.pdf (In Russian).
28.Piette J., Richardson C., Valenstein M. Addressing the needs of patients with multiple chronic illnesses: the case of diabetes and depression. [Abstract] Pubmed [Online] [cited 2020 Oct 03]. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15005508/
29.Otsenka vedeniya khronicheskikh zabolevaniy v evropeyskikh sistemakh zdravookhraneniya. Broshyura [Assessment of chronic disease management in European health systems]. [Online]. 2018 [cited 2020 Jun 30]. Available from:
http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0011/385805/assessing-chronic-disease-rus.pdf (In Russian).
30.Grumbach K. Chronic illness, comorbidities, and the need for medical generalism [Article] Annals of Family Medicine. 2003. [Online] [cited 2020 Oct 11]; 1(1):4-7. Available from: https://www.annfammed.org/content/1/1/4
31.28 Nolte E., McKee M., eds. Caring for people with chronic conditions: a health system perspective. [Online] 2008 [cited 2020 Oct 11]. Maidenhead, Open University Press. Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0006/96468/E91878.pdf
32.Nolte E., Knai C., McKee M., eds. Managing chronic conditions: experience in eight countries. Copenhagen, World Health Organization on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. [Online] 2008. [cited 2020 Oct 11]. Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0008/98414/E92058.pdf
33.Busse R., Riesberg A. Health care systems in transition: Germany. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2004.
34.Hofmarcher M.M., Rack H.M. Austria: health system review. Health Systems in Transition. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies 2006. P. 1247.
35.Nolte E, Knai C, eds. Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. [Online] 2015 [cited 2020 Oct 11]. Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
36.Gaal P et al. Hungary. In: Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Nolte E, Knai C, eds. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. [Online] 2015 [cited 2020 Oct 11]. Available from: https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
37.Lai T et al. Lithuania. In: Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Nolte E, Knai C, eds. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. [Online] 2015 [cited 2020 Oct 11]. Available from: https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
38.Elissen A et al. The Netherlands. In: Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Nolte E, Knai C, eds. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. [Online] 2015 [cited 2020 Oct 11]. Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
39.Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Nolte E, Knai C, eds. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. [Online] 2015 [cited 2020 Oct 11]. Available from: https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
40.Chevreul K et al. (2015). France. In: Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Nolte E, Knai C,
eds. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. [Online] 2015 [cited 2020 Oct 11]. Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
41.Erler A, Fullerton B, Nolte E (2015). Germany. In: Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Nolte E, Knai C, eds. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. [Online] 2015 [cited 2020 Oct 11]. Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
42.Sonnichsen A, Flamm M, Nolte E (2015). Austria. In: Assessing chronic disease management in European health systems. Country reports. Nolte E, Knai C, eds. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. [Online] 2015 [cited 2020 Oct 11]. Available from:
https://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0010/277939/Assessing-chronic-disease-management.pdf
43.Ellen Nolte, Cécile Knai, Richard B. Saltman. Otsenka vedeniya khronicheskikh bol'nykh v evropeyskikh sistemakh zdravookhraneniya: printsipy i podkhody [Assessment of chronic patient management in European health systems: principles and approaches]. Evropeyskoe regional'noe byuro VOZ. Evropeyskaya Observatoriya po sistemam i politike zdravookhraneniya [Online]. 2019. P.104 [cited 2020 Oct 11]. Available from: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/332123/9789289053617-rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y (In Russian).
44.Okazanie kompleksnoy pomoshchi pozhilym lyudyam (ICOPE). Metodicheskoe posobie. Rekomendatsii v otnoshenii provedeniya otsenok i
sostavleniya skhem organizatsii ukhoda, orientirovannykh na potrebnosti lyudey, v pervichnom zvene mediko-sanitarnoy pomoshchi [Providing comprehensive care for the elderly (ICOPE). Methodical manual. Recommendations for conducting assessments and designing people-centered care arrangements in primary health care]. World Health Organization. Geneva. [Online]. 2019 [cited 2020 Jun 20]; 94. Available from: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326843/WHO-FWC-ALC-19.1-rus.pdf (In Russian).
45.Vsemirnyy doklad o starenii i zdorov'e [World report on ageing and health]. World Health Organization. Geneva. [Online] 2015 [cited 2020 Sep 17]:301. Available from:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789244565049 rus.p df (In Russian).
46.Katz P.R. An international perspective on long term care: focus on nursing homes [Abstract] Journal Am. Med. Dir. Assoc. [Online] 2011 [cited 2020 Oct 11];12(7):487-492. Available from:
https://www.jamda.com/article/S1525-8610(11)00074-0/fulltext#articleInforma tion
47.Kompleksnyy ukhod za pozhilymi lyud'mi (ICOPE): Mekhanizm realizatsii kontseptsii. Rekomendatsii dlya sistem i sluzhb [Integrated care for the elderly (ICOPE): A mechanism for implementing the concept. Recommendations for systems and services]. World Health Organization. Geneva. [Online]. 2020 [cited 2020 Oct 11]; 42. Available from: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/325669/9789240004665-rus.pdf (In Russian).
48.Okazanie kompleksnoy pomoshchi pozhilym lyudyam (ICOPE). Metodicheskoe posobie. Rekomendatsii v otnoshenii provedeniya otsenok i sostavleniya skhem organizatsii ukhoda, orientirovannykh na potrebnosti lyudey, v pervichnom zvene mediko-sanitarnoy pomoshchi [Providing
comprehensive care for the elderly (ICOPE). Methodical manual. Recommendations for conducting assessments and designing people-centered care arrangements in primary health care]. World Health Organization. Geneva. [Online]. 2019 [cited 2020 Oct 11]; 94. Available from: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326843/WHO-FWC-ALC-19.1-rus.pdf (In Russian).
49.Vsemirnyy doklad o starenii i zdorov'e [World report on ageing and health]. World Health Organization. Geneva. [Online]. 2015 [cited 2020 Sep 17]; 15. Available from:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789244565049 rus.p df (In Russian).
50.Okazanie kompleksnoy pomoshchi pozhilym lyudyam (ICOPE). Metodicheskoe posobie. Rekomendatsii v otnoshenii provedeniya otsenok i sostavleniya skhem organizatsii ukhoda, orientirovannykh na potrebnosti lyudey, v pervichnom zvene mediko-sanitarnoy pomoshchi [Providing comprehensive care for the elderly (ICOPE). Methodical manual. Recommendations for conducting assessments and designing people-centered care arrangements in primary health care]. World Health Organization. Geneva. [Online]. 2019 [cited 2020 Oct 11];1,5. Available from: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326843/WHO-FWC-ALC-19.1-rus.pdf (In Russian).
51.Okazanie kompleksnoy pomoshchi pozhilym lyudyam (ICOPE). Metodicheskoe posobie. Rekomendatsii v otnoshenii provedeniya otsenok i sostavleniya skhem organizatsii ukhoda, orientirovannykh na potrebnosti lyudey, v pervichnom zvene mediko-sanitarnoy pomoshchi [Providing comprehensive care for the elderly (ICOPE). Methodical manual. Recommendations for conducting assessments and designing people-centered care arrangements in primary health care]. World Health Organization. Geneva. [Online]. 2019 [cited 2020 Oct 11]; 94. Available from:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326843/WHO-FWC-ALC-19.1-rus.pdf (In Russian).
52.Global strategy and action plan on ageing and health. World Health Organization. Geneva. [Online] 2017 [cited 2020 Oct 18]. 46 p. Available from:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/329960/9789241513500-eng.pdf
53.Vsemirnyy doklad o starenii i zdorov'e [World report on ageing and health]. World Health Organization. Geneva. [Online]. 2015 [cited 2020 Oct 18]; 16. Available from:
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789244565049 rus.p df (In Russian).
54.A handbook on how to implement mAgeing. World Health Organization. Geneva. 2017. [cited 2020 Oct 18]65 p. Available from: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/274576/9789241514125-eng.pdf
Дата поступления: 29.11.2020