УДК 316.422 МИТЯЕВА А.М.
доктор педагогических наук, профессор, заведующая
кафедрой социального управления и конфликтологии
Орловский государственный университет имени
И. С. Тургенева
E-mail: annamm@inbox.ru
АНИКЕЕВА О.А.
кандидат исторических наук, доцент, ученый секретарь учебно-методического объединения высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки (ФУМО ВО по УГСН), доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» E-mail: olga-double@mail.ru ВОЛЖИНА О.Б.
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» (ГАУ ИДПО ДТСЗН) E-mail: oxanavolzhina@gmail.com
UDC 316.422 MITYAEVA A.M.
Doctor of pedagogical Sciences, dative of professor managing department of social management of Orel State University
E-mail: annamm@inbox.ru ANIKEEVA O.A.
Ph.D., associate professor, academic secretary of the teaching and methodical association of higher education in an integrated group of specialties and areas of training (FUMO VO on UGSN), associate professor of social work, "Russian
State Social University" E-mail: olga-double@mail.ru VOLZHINA O. B.
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy GAU "Institute of Additional Professional Education for Social Workers" E-mail: oxanavolzhina@gmail.com
ОБРАЗОВАНИЕ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ: НОВЫЕ ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ EDUCATION OF THE SENIOR GENERATION: NEW OBJECTIVES, FUNCTIONS, FORMS
Изменения в понимании старости и старения, возрастных границ старости, а также новое социальное наполнение жизни пожилых людей, ставит вопрос об образовательных услугах для пожилых. Для организации практической деятельности по образованию пожилых следует изучить новые социальные функции образовательной деятельности, ее цели и задачи, условия реализации. Образовательная деятельность, адресованная пожилым, повышает уровень их социальной безопасности, адаптированности в окружающей среде, их конкурентоспособность на рынке труда, в конечном итоге качество их жизни. Вместе с тем, запросы работодателей и самих пожилых людей пока изучены явно недостаточно. В статье предпринята попытка анализа нового социального статуса различных групп пожилых людей в современном мире, их потребности в образовательных услугах, степень осознания пожилыми людьми возможностей образования влиять на качество их жизни, основные формы и методы образовательной деятельности для пожилых людей.
Ключевые слова: пожилые люди, старость, образовательная деятельность, непрерывное образование, просветительская деятельность, конкурентоспособность пожилых на рынке труда, социальная безопасность пожилых, социальная адаптация пожилых.
Changes in the understanding of old age and aging, age limits of old age, as well as new social content of the life of the elderly, raises the question of educational services for the elderly. For the organization of practical activities for the education of the elderly, it is necessary to study new social functions of educational activities, its goals and objectives, and conditions for implementation. Educational activities addressed to the elderly, increase their social security, adaptability in the environment, their competitiveness in the labor market, and ultimately their quality of life. At the same time, the requests of employers and the elderly themselves are not yet fully understood. The article attempts to analyze the new social status of various groups of older people in the modern world, their needs for educational services, the degree of awareness by older people of educational opportunities to influence their quality of life, the main forms and methods of educational activities for older people.
Keywords: the elderly, old age, educational activities, continuous education, educational activities, the competitiveness of the elderly in the labor market, social safety of the elderly, social adaptation of the elderly.
Начало XXI столетия отмечено новым образом старости. Это связано с новыми возрастными границами (начало старения во всех странах сдвигается к более поздним границам), новым содержанием старости
(активность жизнедеятельности на гораздо более высоком уровне), новым социальным статусом пожилых (новые социальные функции, связанные с продолжением профессиональной, общественной деятельности,
© Митяева А.М., Аникеева О. А., Волжина О.Б. © Mityaeva A.M., Anikeeva O.A., Volzhina O. B.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
деятельности досуговой, а также изменение в семейном статусе).
Результатом становятся новые требования и запросы к образованию пожилых людей. Оно дает старшему поколению возможность продолжения профессиональной деятельности и самореализации, расширения кругозора и познавательных возможностей, активного досуга, здорового образа жизни, возможности грамотно поддерживать свое здоровье, а также возможности активного участия в общественной жизни. Кроме того, расширение образования пожилых людей позволит им выстраивать отношения с детьми и внуками, что является условием укрепления семейных межпоколенных связей. Таким образом, образовательные услуги для пожилых людей и расширение их спектра становится важнейшим условием повышения качества их жизни.
Проблемы пожилых людей привлекают большое внимание в современной литературе. Изучению субкультур пожилых людей и моделей их активности посвящает труды А. Роуз, проблемы эйджизма изучали Р. Батлер, Ж. Мандель, Л. Фоейер. Но вместе с тем авторы разрабатывают концепции счастливой старости (А. Боулинг, М. Кохли) [13; 14], и в контексте этой кон -цепции - вопросы непрерывного образования для пожилых (Дж. Хорриган) [15].
В современной российской науке проблематика представлена очень широко. Реальности и тренды перемен в контексте концепции активного долголетия исследуют О.А. Аникеева [1]. Экономическая активность в пожилом возрасте как прикладная проблема изучается в работах М. Колосницыной и М. Герасименко [5]; работы О. Синявской, А. Ермолиной, Е. Любушиной посвящены занятости после выхода на пенсию; сравнительный анализ компетентности российских пожилых и их зарубежных ровесников провели О.А. Подольский, Д.С. Попов., Е.Д. Рылько [10]. Проблемы инфантилиза-ции пожилых исследовала А. Микляева [7].
В целом изучение проблем развития образования для пожилых показывает, что требуется выявление новых социальных функций пожилых людей в современном обществе и роли образования в их осуществлении, анализ запросов самой этой социально-возрастной группы, выявление новых целей и задач такого образования, форм и образовательных технологий, которые могут быть наиболее эффективны в образовании пожилых.
В проведении исследования использованы такие источники как международные и российские официальные документы, статистические и демографические данные, материалы исследований других авторов, а также материалы авторского исследования, посвящён-ного выявлению влияния образовательной деятельности пожилых граждан на качество их жизни, уровень благосостояния и степень вовлеченности их в профессиональную деятельность и общественную активность (пилотажное исследование, проведенное в 2018 г. на материалах Московского региона).
Исследование, проведенное в данной статье носит аналитический характер. Цель исследования: на осно-
ве анализа имеющихся данных и материалов выявить новые социальные функции пожилых людей в современном мире, которые обуславливают потребность в образовательных услугах, степень осознания пожилыми людьми возможностей образования влиять на качество их жизни, основные формы и методы образовательной деятельности для пожилых людей. Данные направления исследований изучены недостаточно, что сказывается на преобладании проективных подходов в разработке программ социальной помощи гражданами старшего поколения. Такие подходы ставят благие цели, но не дают перспективы и способов их решения.
Определяя новые цели и задачи образования для пожилых, его условия и формы, необходимо провести анализ возможностей и потребностей самих лиц старшего поколения. Попытки принимать решения на государственном уровне, не принимая во внимание разницу в их возможностях и интересах, разрабатывать программы действий, основанные на унифицированных подходах, очевидно обречены на неудачу. Примером может послужить «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [11], где поставлены замечательные социально значимые цели, однако отсутствуют реальные механизмы и пути достижения поставленных целей.
Типология групп пожилых может быть проведена по различным критериям. В данном случае критерием будет потребность в образовательных услугах. В соответствии с этим критерием можно выделить две подгруппы: работающие пожилые и те граждане, которые перестали работать после выхода на пенсию [1, с. 67]. Разделение несколько условное, т.к. малообеспеченные граждане после выхода на пенсию нередко продолжают работать без оформления официальных документов (трудовой книжки или договора гражданско-правового характера). Это позволяет им получать индексированную пенсию и теневую (как правило, очень небольшую) зарплату одновременно.
Образовательные потребности каждой из групп сильно отличаются. Как показывают исследования, в последние годы происходит интенсивный рост численности работающих пожилых: с 14,9% в 2001 г. (самый низкий уровень за последние 20 лет) до 30% в 2009 г. и до 36,9% в 2015 г. [5, с. 52; 7]. Но уже к 2017 г. отмечено существенное снижение официального уровня занятости до 22,9% [9], а на 1 января 2018 г. - 21,1% (по данным Министерства труда и социальной защиты РФ) [3], что по оценкам экспертов означает лишь увеличение доли теневой занятости среди малообеспеченных пенсионеров и малооплачиваемых работников
Образовательные потребности этой группы минимальны, либо совсем отсутствуют. Прежде всего, это касается потребностей в образовании для продолжения профессиональной деятельности. Однако и в этой группе присутствует заинтересованность в образовательных услугах, связанных с медицинскими проблемами (информация о новинках фармацевтики, новых технологиях и способах лечения, а также профилактики наиболее
распространенных заболеваний). Экспертные опросы медиков показывают также, что довольно высокую востребованность показывают такие темы просветительной работы, адресованная пожилым гражданам самого разного возраста и социального статуса, которые посвящены оздоровлению питания, образа жизни, грамотного лечения хронических заболеваний и профилактики наиболее опасных заболеваний современности (сахарного диабета, раковых заболеваний, деменции и болезни Альцгеймера и др.). Уровень запросов пожилых на проведение таких занятий еще предстоит оценить, а также выявить формы, методы и способы организации таких занятий. Это могут быть очные и заочные занятия, дистанционные, но наиболее предпочтительными являются серии телепередач на ведущих телеканалах страны. Телевидение, как показывают опросы, для людей старшего поколения и по сей день является наибольшим и важнейшим источником достоверной информации.
Следует отметить и такую особенность формировании безопасной среды для жизни пенсионеров: лица с низким уровнем образования и низкими образовательными потребностями гораздо чаще становятся объектами различных видов насилия. По данным Всемирной организации здравоохранения 26,6% пожилых во всем мире (более, чем каждый четвертый) подвергается различным видам насилия, ежегодно только в ЕС погибает около 3000 человек, причем 9 из 10 летальных исходов происходят в странах с низким и средним уровнем дохода [4]. Разумеется, здесь причинно-следственные связи сильно переплетены, но повышение образовательного уровня - один из путей снижения уровня насилия по отношению к пожилым.
Гораздо более отчетливо выражены образовательные потребности пожилых людей, продолжающих свою профессиональную деятельность на должностях, требующих высшего и среднего профессионального образования. По данным Росстата, это 26% работающих пенсионеров (специалисты, выполняющие руководящие функции, имеющие высший уровень квалификации. По современному законодательству (в соответствии с решением о повышении пенсионного возраста в современной России) к этой группе нужно отнести и граждан предпенсионного возраста, который ограничивается 5 годами до наступления пенсионного возраста по предшествующему законодательству, т.е. 50 годами для женщин и 55 годами для мужчин. Практический опыт показывает, что проблемы с занятостью и трудоустройством наблюдаются у работников даже с высоким уровнем образования уже с 45 лет. Все это делает необходимой работу по организации образования, повышения квалификации или переквалификации для лиц старшего поколения.
Пока нет достаточно обоснованных данных об объеме общественного запроса на профессиональное образование, дополнительную профессиональную подготовку и переподготовку в этой социальной группе. Предстоит выяснить и объем рынка труда, и запросы работодателей, и возможности самих пожилых людей,
заинтересованных в продолжении профессиональной деятельности. В настоящее время сделаны первые шаги в выявлении причин занятости населения после наступления пенсионного возраста [9; 10], а также в выявлении медицинских аспектов ограничений здоровья при продолжении профессиональной деятельности [6].
В проведенном авторами исследовании выявлено, что каждый третий профессионал получал свои знания о работе с компьютером (ПК) и компьютерными технологиями от своих родственников (33%), 23% - от сослуживцев, 15% «просвещались» с помощью друзей. В общей сложности 71% - более 2/3 респондентов получили непрофессиональную помощь, что несомненно ограничивает возможности таких работников. Не удивительно, что запрос на повышение своих профессиональных компетенций у этих граждан был поставлен на первое место. На втором месте оказались компетенции, связанные с общеэкономическими проблемами, на третьем месте - овладение компьютерными технологиями на профессиональном уровне.
О повышенном запросе на образование для пожилых людей свидетельствуют практически все исследователи. Различие есть в формах и методах проведения этой работы, в приоритетах, что само по себе говорит о необходимости проведения дальнейших исследований. Но, пожалуй, самая большая сложность - организационная: как организовать стабильную и качественную учебу работающих людей, возможно ли обучение без отрыва от производства, кто и как может оплатить такое образование, какова роль государства, региональных органов власти, работодателей и самих граждан, получающих такое образование, какова роль системы высшего и среднего профессионального образования, как должна быть устроена система дополнительного профессионального образования - перечень не изученных пока вопросов очень велик. В настоящее время система дополнительного профессионального образования приобретает новое функциональное значение в контексте концепции непрерывного образования (Life Long Learning), и именно по этой причине нуждается в серьезном реформировании [2]. Специалисты отмечают, что в нашей стране вовлеченность работников старшего поколения в образовательный процесс крайне низка, По сравнению с опытом США, где в образовательном процессе участвуют 63% опрошенных работающих пенсионеров [15], наши показатели совершенно неудовлетворительны (не более 23%, если оценивать реальную, а не формальную образовательную деятельность).
И надо отметить, что совсем мало изучены возможности и запросы такой социально-возрастной группы населения как неработающие пенсионеры. Пожалуй, в этом направлении можно отметить два существенных препятствия. Первое: сами пожилые не всегда осознают значимость образовательных услуг для изменения уровня своей безопасности, социальной защищенности и адаптированности в окружающем мире, а также влияния на уровень их благополучия. Второе - непродуманное государственное вмешательство, которое
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
нередко носит принудительный характер и реализуется административными методами. Нередко государственные программы рассчитаны на маловероятные источники финансирования (либо на региональный бюджет без указания источника финансов, либо на самих обучающихся...).
Осознание (или не-осознание) собственной заинтересованности наиболее ярко можно проиллюстрировать на примере здоровья самих пожилых граждан. Медики бьют тревогу по поводу роста хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ): ожирение (38,8% обследованных мужчин, 40,4% у женщин), сердечно-сосудистые заболевания (у 78,8% мужчин и 70,8% женщин), заболевания желудочно-кишечного тракта - 32% мужчин и 39,6% женщин [1, с.70]. При этом все заболевания имеют социальную компоненту, т. е. при организации правильного режима питания, здорового образа жизни при проведении определенных профилактических мероприятий их можно существенно сократить или значительно снизить остроту проявлений. Аналогичные данные касаются и таких ментальных заболеваний как деменция, болезни Альцгеймера и Паркинсона, когда превентивные меры, в том числе основанные на просветительской работе, способны сократить их проявление и частоту.
Есть большой спрос на овладение компьютерными технологиями и приемами, прежде всего, в быту и в социальной адаптации, возможность проведения различных оплат через сайты государственных услуг (коммунальные платежи, заказ справок и документов, получение информации и т.п.). В этом направлении есть определенные успехи - государственная поддержка цифровизации социальной среды, несомненно, стимулирует развитие сети университетов старшего возраста («Серебряных университетов»), предоставления образовательных услуг в центрах социального обслуживания или в образовательных учреждениях (СПО, вузах или даже общеобразовательных школах). Технологии работы этих учреждений и организаций самые разнообразные [12].
Особое направление образовательных услуг может быть связано с общеразвивающими знаниями. Это повышение познавательного интереса и сохранение психологического комфорта, знания в области культуры, искусства или истории, других наук, нереализованные интересы в сфере хобби, в том числе, связанные с туризмом и т. п.
Это очень большое поле образовательной деятельности, которое имеет все возможности выполнять весьма значимые социальные функции: повышение уровня безопасности пожилых граждан, оздоровление образа жизни, повышение уровня социальной адаптированно-сти пожилых людей в окружающем мире.
Наконец, надо отметить и такую важную функцию образовательной деятельности, адресованной пожилым гражданам как профилактика инфантилизации пожи-
лых. Это особая и чрезвычайно значимая в социальном плане деятельность. Ее роль важна и для самих пожилых людей, и для их окружения. Перестать воспринимать пожилого человека как беспомощное существо, впавшее с возрастом в детство, и самим пожилым воспринимать себя именно в таком контексте - важнейшая функция образовательной деятельности для пожилых людей [7]. Такая деятельность должна быть системной (иметь достаточно широкий охват разных сфер жизнедеятельности пожилого человека) и систематичной, т.е. постоянной.
Таким образом, проведенный анализ материалов и документов показывает, что в современном обществе меняется наполнение содержания жизнедеятельности старшего поколения. Меняются социальные функции: пожилые все чаще продолжают работать, растет роль «позитивной занятости» - желание и способность профессионально трудиться, причем до возраста в 67-70 лет, хотя и негативная занятость (вынужденная из-за низкой пенсии и малообеспеченности семьи) продолжает оставаться высокой.
Изменения происходят в семейном статусе пожилых людей: увеличение продолжительности жизни многим пожилым дает возможность более разнообразного и активного досуга, чем это было ранее. Молодые семьи все чаще прибегают к профессиональным педагогам и воспитателям, а не к помощи родителей в воспитании детей. Процесс неоднозначный, часто отмечающий разрыв поколений. Но и этот разрыв может быть если не преодолен, то сокращен с помощью образования и саморазвития пожилых людей.
Наконец, гораздо более активной становится общественная роль пожилых людей и их общественная деятельность, что также требует развития различных форм образования.
Вместе с тем, опыт исследования показывает, что запрос общества, а более конкретно - работодателей на образовательные услуги пожилым гражданам совершенно не выявлен. Слабо изучены запросы самих пожилых, необходимые им для успешной профессиональной деятельности.
Осознание необходимости образования постепенно проявляется у пожилых, причем в самых широких сферах деятельности, в том числе, связанных с цифро-визацией среды. Однако такая работа ведется крайне бессистемно, различными не связанными друг с другом субъектами, зависит от государственного заказа, который, в свою очередь, носит характер случайный и фрагментарный. По этой причине целостно оценить влияние образовательной деятельности на благополучие и социальную безопасность пожилых граждан, на уровень их адаптированности к новым условиям социальной среды представляется довольно сложной задачей. Все эти обстоятельства еще требуют большой исследовательской работы.
Библиографический список
1. Аникеева О.А. Старость и активное долголетие в современной России: реальности и тренды перемен. // Отечественный журнал социальной работы, 2018. № 4 (75), С. 60-73.
2. Аникеева О.А., СизиковаВ.В. Life Long Learning in Social education //Contemporary Problems of Social Work. Academic Journal Vol. 3. No.3 (11) 2017. P. 33-41.
3. Доклад о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей за 2017 год. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: https://rosmintrud.ru/docs/1294.
4. Европейский доклад по предупреждению жестокого обращения с пожилыми людьми. Всемирная организация здравоохранения, 2011 г.
5. Колосницына М., Герасименко М. Экономическая активность в пожилом возрасте и политика государства // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 4. С. 47-68.
6. Медицинские и социальные аспекты сохранения трудоспособности по данным российского популяционного исследования. Материалы по конференции «Активный возраст: старшее поколение на рынке труда в Германии и России», 22.01.2018. URL: https://isp. hse.ru/international_conference2. (Дата обращения 16 ноября 2018 г.)
7. Микляева А. Инфантилизация пожилых людей в повседневном взаимодействии: к постановке проблемы //Журнал исследований социальной политики. 2018. Том 16. № 1. С. 109-124.
8. Митяева А.М., Егорычев А.М., Фомина С.Н., МитяеваЕ.В. Современные подходы к функционированию и развитию отечественного образования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 4 (77). С. 272-279.
9. Синявская О., Ермолина А., Любушина Е. Занятость после выхода на пенсию в России: роль пенсий - активное долголетие или вынужденная необходимость? // Материалы XVIII Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ 2017 г. (Электронный ресурс) URL: https://iq.hse.ru/news/204917251.html (Дата обращения 26.05.2019).
10. Подольский О.А., Попов Д.С., РылькоЕ.Д. Насколько компетентны сегодня взрослые россияне результаты программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) в Российской Федерации. М.: НИУВШЭ, 2015. 79 с.
11. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р
12. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебник. Изд. 4-е испр. и доп. / Отв. Ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2009.
13. Bowling A. Aspirations for Older Age in the 21st Century: What is Successful Aging? //International Journal of Aging and Human Development. 2007. № 64. Pp. 263-297.
14. KohliM. Generational changes and generational equity // The Cambridge handbook of age and ageing / ed. by M. L. Johnson. Cambridge: Cambridge University press, 2005. P. 518—526.
15. Horrigan J.B. Lifelong Learning and Technology // Pew Research Center Internet & Technology. - March 22, 2016. URL: https://www. pewinternet.org/2016/03/22/lifelong-learning-and-technology. (Дата обращения 07.06.2019)
References
1. Anikeeva O. A. old Age and active longevity in modern Russia: realities and trends of changes. // Russian journal of social work, 2018. № 4 (75), P. 60-73.
2. Anikeeva O. A., Sizikova V. V. Life Long Learning in Social education //Contemporary Problems of Social Work. Academic Journal Vol. 3. No. 2.3 (11) 2017. P. 33-41.
3. Report on the results of comprehensive monitoring of the socio-economic situation of older persons for 2017. Official website of the Ministry of labour and social protection. URL: https://rosmintrud.ru/docs/1294.
4. European report on the prevention of abuse of older persons. World health organization, 2011
5. KolosnitsynaM., GerasimenkoM. Economic activity in old age and government policy // Problems of state and municipal management. 2014. № 4. Pp. 47-68.
6. Medical and social aspects of preservation of working capacity according to the Russian population study. Materials on the conference "Active age: the older generation in the labor market in Germany and Russia", 22.01.2018. URL: https://isp.hse.ru/international_conference2 ahhh! (Accessed 16 November 2018))
7. Miklyaeva A. Infantilization of elderly people in everyday interaction: to the formulation of the problem //Journal of social policy studies. 2018. Volume 16. № 1. Pp. 109-124.
8. Mitiaeva A.M. Egorychev, A. M., Fomin S. N., Mitiaeva E. V. Modern approaches to the functioning and development of Russian education // scientific notes of Orel state University. Series: Humanities and social Sciences. 2017. № 4 (77). Pp. 272-279.
9. SinyavskyA., ErmolinaA., Lyubushin E. Employment after retirement in Russia: the role of pensions - active ageing or forced necessity? // A proceedings of XVIII April international academic conference of HSE 2017 (Electronic resource) URL: https://iq.hse.ru/news/204917251.html (accessed 26.05.2019).
10. Podil's'kyi O. A., PopovD. S., Rylko, E. D. How competent adults today Russians are the results of the programme for the international assessment of adult competencies (PIAAC) in the Russian Federation. M.: NIOUSHA, 2015. 79 p.
11. Strategy of actions in the interests of senior citizens in the Russian Federation until 2025. Approved by the order of the Government of the Russian Federation of February 5, 2016 № 164 p
12. Technologies of social work in various spheres of life: Textbook. Ed. 4th ISPR. and EXT. / Resp. Red. P. D. Pavlenok. M.: INFRA-M, 2009.
13. Bowling A. Aspirations for Old Age in the 21st Century: What is Successful Aging? //International Journal of Aging and Human Development. 2007. No. 64. P. 263-297.
14. KohliM. Generational changes and generational equity // The Cambridge handbook of age and aging / ed. by M. L. Johnson. Cambridge: Cambridge University press, 2005. P. 518-526.
15. Horrigan J. B. Lifelong Learning and Technology // Pew Research Center Internet & Technology. - March 22, 2016. URL: https://www. pewinternet.org/2016/03/22/lifelong-learning-and-technology. (Accessed 07.06.2019)