Научная статья на тему 'Проблемы социализации молодежи и роль спортивных мегапроектов в их решении'

Проблемы социализации молодежи и роль спортивных мегапроектов в их решении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
184
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ МЕГАПРОЕКТЫ / SPORTS MEGA-PROJECTS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIC IDENTITY / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панфилова Ю.С., Бедрик А.В.

В работе обозначены основные проблемы социализации молодежи в современном российском обществе. Автор отмечает, что в условиях социально-экономических преобразований данный процесс имеет ряд трудностей и противоречий. В связи с этим задачей государства является создание условий для проявления конструктивной активности молодежи, в процессе которой у молодых людей будут формироваться гражданская идентичность и чувство патриотизма. Успешным примером создания такого комплекса условий являются спортивные мегапроекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE AND THE ROLE OF SPORTS MEGA-PROJECTS IN THEIR SOLUTION

Socialization is the continuous process happening during all human life, but at the initial stages of formation of the personality its value is overriding: in the childhood and youth it is put the main social qualities of the personality influencing all her further existence. Youth has a number of the features distinguishing it from other ages: this is transitional, somewhat a hover between the childhood and a maturity. In some questions young people shows a maturity, responsibility and gravity, in others they are naive, limited. This duality causes uncertainty of vital reference points and priorities of young people. The transformational processes taken place in Russian society only strengthen these contradictions. The crisis situations which have developed in various spheres of society aggravate such difficulties as forming of a value system, civil identity, culture of leisure of the younger generation. High polarization of society on the basic of the material leads to social differentiation among young people. These problems are a prerequisite for the emergence of deviant practices among young people. These problems haven't found a final decision today that indicates the need of search of new measures of youth policy. The main idea of such measures should be to create conditions for the manifestation of the constructive activities of the youth, in which young people will develop a civic identity and sense of patriotism. A successful example of creating such a set of conditions are the sports mega-projects. Speaking about the impact of sports mega-projects for the solution of problems of socialization of the young generation, we can distinguish three main functions: they act as a means of consolidation, forming a single value context and create conditions for social initiative and activity among the youth, form higher culture of leisure. Thus, it is safe to say that sports megaprojects are a factor in the positive socialization of young people in modern Russian society. Article is prepared within the project RGNF № 16-33-01131 «Social and humanitarian technologies of prevention and countering to aggression, extremism and terrorism in the South of Russia in the context of geopolitical competition in the Black Sea-Caspian region».

Текст научной работы на тему «Проблемы социализации молодежи и роль спортивных мегапроектов в их решении»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 1. С. 29-36.

УДК 316.614

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ И РОЛЬ СПОРТИВНЫХ МЕГАПРОЕКТОВ В ИХ РЕШЕНИИ

Панфилова Ю. С., Бедрик А. В.

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

E-mail: panfilovajulia@mail.ru, abedrik@bk.ru

В работе обозначены основные проблемы социализации молодежи в современном российском обществе. Автор отмечает, что в условиях социально-экономических преобразований данный процесс имеет ряд трудностей и противоречий. В связи с этим задачей государства является создание условий для проявления конструктивной активности молодежи, в процессе которой у молодых людей будут формироваться гражданская идентичность и чувство патриотизма. Успешным примером создания такого комплекса условий являются спортивные мегапроекты.

Ключевые слова: спортивные мегапроекты, социализация молодежи, гражданская идентичность, патриотизм, социальная активность.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в российском обществе чрезвычайно остро стоит вопрос о социализации молодежи. Происходящие преобразования не могли не затронуть жизнь молодых людей: кризисные ситуации, сложившиеся в разных сферах общества, обостряют проблемы социализации молодого поколения.

В научной литературе под социализацией понимается «процесс, в ходе которого индивид усваивает основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, ценностей, благодаря которым человек становится субъектом общественной жизни» [1]. Иными словами, в процессе социализации в человеке формируется социальное «Я». Как отмечают исследователи, именно уровень социализированности молодежи является индикатором степени решенности ее проблем в обществе.

29

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Социализация - непрерывный процесс, происходящий в течение всей жизни человека, но именно на начальных этапах становления личности ее значение является первостепенным: в детстве, юности и молодости закладываются основные социальные качества личности, влияющие на все ее дальнейшее существование.

Молодость обладает рядом особенностей, отличающих ее от других возрастов: это переходное, в некотором смысле «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В некоторых вопросах молодежь проявляет зрелость, ответственность и серьезность, в других еще наивна, ограничена. Эта двойственность обуславливает неопределенность жизненных ориентиров и приоритетов молодежи [2]. Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе, только усиливают эти противоречия. Таким образом, успешная социализация молодежи в России на сегодня затруднена. Перечислим основные проблемы и противоречия.

Переход российского общества на новую модель социально-экономического развития существенно осложнил социализацию молодежи. Были утрачены большинство социальных ориентиров. Выбор жизненных стратегий стал определяться в первую очередь не способностями и склонностями молодого человека, а сложившимися обстоятельствами. В советское время традиционные формы социализации были основаны на социальной предопределенности жизненного пути. Современная же ситуация носит двойственный характер: с одной стороны, расширился частный сектор и увеличилась возможность выбора, с другой - подорвалась система социального контроля, что породило ощущение бесконтрольности, вседозволенности, нестабильности. Астахов О. Ю. и Тесленко А. Н. отмечают, что развитие рыночных отношений с установкой на индивидуализм и прагматизм стремительно продуцируется в молодежной среде, восприимчивой к любым изменениям. «Переходное, неопределенное состояние общества, которое не в силах выработать непротиворечивые нормы и правила социального поведения, приводит к несформированности социальной и личностной идентификации, амбивалентности ценностных ориентаций и нравственных норм поведения» [3]. Подобные тенденции имеют серьезные последствия: отсутствие социальной активности, четкой идентичности, распространение девиантных практик.

Серьезным фактором, препятствующим успешной социализации молодых людей, является проблема социального неравенства. Молодежь как особая общественная группа очень неоднородна в социальном отношении. Стартовые возможности выходцев из семей с разным социальным статусом зачастую несопоставимы. В связи с этим молодежь из разных социальных групп ориентирована на неодинаковые нормы и ценности, вступающие в конфликт между собой. Результатом резкой социальной дифференциации является неравный доступ к качественному высшему образованию, инфраструктуре досуга, разные шансы успешного трудоустройства [4]. Таким образом, дифференцирующие факторы проявляются более явно, чем интегрирующие. Государственные и муниципальные

30

структуры, политические партии, общественные организации при проведении мероприятия слабо учитывают эту особенность.

Важной сферой социализации современной молодежи является досуг. Происходящая в сфере досуга социализация молодого поколения на сегодня в основном является стихийной и неуправляемой, что выступает одной из причин появления девиантных практик в молодежной среде (рост алкоголизма и наркомании, молодежной преступности и пр.). Сложившаяся ситуация требует создания условий, обеспечивающих возможность формирования более высокого уровня культуры досуга молодых людей. В связи с этим становится необходимой реализация новых принципов и методов работы с молодежью, способствующих регулированию ее свободного времени [5].

Формирование и сохранение идентичности молодых людей в процессе социализации является серьезной самостоятельной проблемой. При этом можно говорить о необходимости формирования гражданской идентичности как некой конечной цели, поскольку данный процесс предполагает под собой как этническое самоопределение личности, так и принятие общечеловеческих, общекультурных ценностей и норм [6]. Гражданская идентичность выступает важным условием интеграции всех членов общества на основе общих социетальных ценностей и является залогом эффективного развития социума. Разрушение системы гражданского воспитания и потеря ведущей роли государства и образования в формировании гражданской идентичности молодежи стали следствием деидеологизации общества. Как отмечают исследователи, в молодежные организации, дающие возможность получить опыт реализации гражданских практик, включено незначительное количество молодежи [7]. В связи с этим молодые люди зачастую не осознают свою ответственность за судьбу страны, не имеют навыков общения с представителями разных социальных групп, не испытывают чувства патриотизма; все перечисленное выступает показателем несформированной гражданской идентичности. Главным негативным последствием этого является отсутствие активной гражданской позиции, интереса к жизни страны и региона. Между тем, в связи с усилением политико-идеологического противостояния в мире, формируется социальный заказ на молодого гражданина, понимающего особенности развития современного общества и способного отстаивать интересы своей страны.

Негативные последствия перечисленных проблем заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда становится криминогенной. Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера, распространение идей экстремизма. Эти проблемы на сегодня не нашли окончательного решения, что указывает на необходимость разработки целевых мер по реализации молодежной политики в России.

В сложившейся ситуации важно найти способы, средства и технологии, повышающие вероятность успешной социализации молодых людей. Поскольку одним из наиболее существенных показателей социализированости, по мнению исследователей в области педагогики и социологии, является «включенность» человека всистему социальных отношений, то очевидно, что важнейшим

31

направлением социализации является развитие у молодых людей способности к эффективному взаимодействию в социально значимых видах деятельности [8]. В исследованиях советского периода (Фельдштейн Д. И., Кон И. С. и др.) отмечено, что молодежь отличается потребностью в активной деятельности. Современные исследования подтверждают этот факт. В связи с этим задачей государства является создание условий для проявления конструктивной активности молодежи, в процессе которой у молодых людей будут формироваться гражданская идентичность и чувство патриотизма. Успешным примером создания такого комплекса условий являются спортивные мегапроекты.

В 2013 году Казань провела Всемирную летнюю Универсиаду. В 2014 году на высоком уровне были организованы и проведены XXII зимние Олимпийские игры в Сочи. В 2018 году одиннадцать российских городов примут чемпионат мира по футболу. Спортивные мегапроекты выполняют множество функций: выступают драйверами пространственного развития регионов, в которых они проходят, закладывают основы нового качества жизни людей, влияют на международный имидж и авторитет страны. В чем заключается их роль в социализации молодежи?

На наш взгляд, спортивные мегапроекты как фактор позитивной социализации молодежи имеют три главные функции: объединяют молодых людей вокруг общей идеи, формируя единый ценностный контекст, выступают средством формирования социальной инициативы и активности в молодежной среде, формируют более высокую культуру досуга. Рассмотрим данные функции подробнее.

Спортивные мегапроекты - это события, обладающие сильной символической нагрузкой праздника, национальной гордости, единения государства и общества ради большого дела. Можно с уверенностью говорить о том, что они являются одним из наиболее значимых маркеров макросоциальной идентичности. Хейзинга Й. в работе «Человек играющий» утверждает, что игра зачастую выступает в виде сражения. В этом случае в крупных международных спортивных событиях исход соревнований является делом чести для целого народа. В связи с этим в подобной ситуации может наблюдаться подъем национального самосознания и рост патриотизма среди населения страны, в том числе и молодежи. В представлении большинства россиян успех российских спортсменов на Олимпийских играх в Сочи стал доказательством возрождения страны, постепенно возвращающей себе утраченные в 90-е годы позиции [9]. По данным «Левада-Центра», 81 % россиян считают, что Олимпиада вызвала всплеск патриотизма. У более чем половины россиян выступления спортсменов сборной России вызвали гордость и радость. При этом для граждан РФ победы отечественных атлетов (73 %) оказались важнее, нежели удовольствие от просмотра выступлений лучших спортсменов мира (20 %) [10]. Патриотическая идея находит реализацию через спорт на уровне местного и клубного патриотизма [11].

Западная критика также служила, прежде всего, фактором сплочения молодых россиян, по сути стимулируя чувство национальной гордости в ответ на то, что воспринималось как незаслуженные нападки [12].

Как было отмечено выше, молодежь как социальная группа крайне неоднородна: неравный доступ к социальным благам и разная система ценностей

32

являются дифференцирующими факторами в молодежной среде. Спортивные мегапроекты в данном случае являются эффективным средством интеграции молодых людей: так, например, общий эмоциональный подъем, гордость за спортивные достижения отечественных спортсменов, совместная работа на Олимпиаде в Сочи в качестве волонтеров объединили людей разных социальных статусов и культур, позволили всем почувствовать себя частью единого, важного для страны события.

Таким образом, сочинская Олимпиада стала своеобразным спусковым механизмом возрождения патриотизма как в обществе в целом, так и в молодежной среде. Кроме того, Олимпиада объединила вокруг себя молодежь из различных социальных групп и регионов, став предметом гордости за страну.

Говоря о позитивной социализации молодежи, отметим, что ее вероятность выше среди молодых людей, охваченных деятельностью каких-либо добровольных общественных организаций. Организованная молодежь отличается более оптимистичными взглядами на будущее, демонстрирует более позитивное эмоциональное состояние, приобретает навыки конструктивной и организованной деятельности, в процессе которой формируются гражданские качества [8]. Спортивные мегапроекты являются площадкой, дающей молодым людям возможность проявления социальной активности. Основной формой работы с молодыми людьми при этом выступает волонтерство.

Интерес молодых людей к непосредственному участию в спортивных мегапроектах довольно высок. Количество заявок от кандидатов в волонтеры «Сочи-2014», оставленных на сайте портала vol.sochi2014.com, составляло 55 тыс. [13]. Всего по программе волонтеров «Сочи-2014» было подготовлено более 25 тыс. человек [14]. В организации и проведении чемпионата мира будет задействовано порядка 40 тыс. волонтеров [15]. Наибольшую активность проявляет молодежь в возрасте от 17 до 22 лет [16].

Сфера востребования труда волонтеров достаточно широка: транспорт, перевод, пресса, обслуживание и сопровождение команд-участниц и делегаций, экстренная медицинская помощь, аккредитация, помощь в организации и проведении церемоний, работа с аудиторией, обслуживание технических средств коммуникации, помощь паралимпийцам [17].

Участие молодых людей в волонтерском движении во время проведения спортивных мегапроектов позволяет им преодолевать ряд трудностей, возникающих в ходе приобретения социального опыта. Так, например, во время учебы перед Олимпиадой в Сочи волонтеры занимались на тренингах, в основном направленных на умение общаться с людьми, в том числе с ограниченными возможностями. По признанию самих волонтеров, они получили бесценный опыт общения с представителями различных культур, научились находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях, помогать людям, нуждающимся в помощи. Полученный опыт и коммуникативные навыки, безусловно, будут использованы в социальном взаимодействии и после завершения спортивных мегасобытий.

Организация и проведение спортивных мегапроектов решает важную проблему формирования культуры досуга современной молодежи. Так, по данным опроса,

33

проведенного ВЦИОМ, каждый второй респондент, следивший за ходом сочинской Олимпиады (54 %), считает, что проведение столь масштабных состязаний дало толчок развитию физкультуры и спорта по всей России [18]. Данное мнение россиян подтверждается фактами: в ряде регионов существенно возросло количество детей и молодых людей, желающих заниматься спортом [19], а также были увеличены бюджетные затраты на развитие физкультуры и спорта. Все это повышает вероятность позитивной социализации молодых людей: спортивные коллективы способствуют становлению личности посредством воздействия норм и установок группы; спортивные занятия позволяют выработать внутреннюю дисциплину, собранность, быстроту оценки ситуации, настойчивость в достижении поставленной цели, умение организовать время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в современном российском обществе в процессе социализации молодежь сталкивается с противоречиями и проблемами. Кризисные ситуации, сложившиеся в различных сферах социума, обостряют такие трудности, как формирование системы ценностей, гражданской идентичности, культуры досуга молодого поколения. Высокая поляризация общества по материальному признаку ведет к социальной дифференциации в молодежной среде. Перечисленные проблемы являются предпосылкой появления девиантных практик среди молодежи. Эти проблемы на сегодня не нашли окончательного решения, что указывает на необходимость поиска новых мер молодежной политики. При этом основной идеей таких мер должно быть создание условий для проявления конструктивной активности молодежи, в процессе которой у молодых людей будут формироваться гражданская идентичность и чувство патриотизма. Успешным примером создания такого комплекса условий являются спортивные мегапроекты.

Говоря о влиянии спортивных мегапроектов на решение проблем социализации молодого поколения, можно выделить три главные функции: они выступают средством консолидации, формируя единый ценностный контекст, создают условия для социальной инициативы и активности в молодежной среде, формируют более высокую культуру досуга. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что спортивные мегапроекты являются фактором позитивной социализации молодежи в современном российском обществе.

Список литературы

1. Антипьев А. Г. Социализация современной российской молодежи: состояние и проблемы / А. Г. Антипьев // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 5. - С. 121-126.

2. Коновалова Л. В. Социализация современной молодежи как социальная и научная проблема / Л. В. Коновалова // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2014. - № 6. - С. 58-76.

3. Астахов О. Ю., Тесленко А. Н. Проблемы социализации молодежи в образовательном контексте вуза // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 3. - С. 69-73.

4. Красавина Е. В. Социализация молодежи: проблемы и перспективы // Образование. Наука. Инновации. - 2012. - № 4. - С. 124-130.

34

5. Будкин Ю. В., Будкина Е. К. Культура досуга и проблемы социализации современной молодежи // Научный Вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2009. - № 142. - С. 139-143.

6. Кожанов И. В. Показатели сформированности гражданской идентичности личности // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - С. 197-204.

7. Кузнецов Д. О. Актуализация проблемы гражданской социализации молодежи в современной России // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 15. - С. 35-37.

8. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Проблема социализации студенческой молодежи в современных условиях // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2009. - № 16. - С. 141-151.

9. Абрамов А. А. Сочинская Олимпиада, Крым и российский патриотизм // Observer. - 2014. - № 6. -С. 34-40.

10. Итоги Олимпийских игр в Сочи [Электронный ресурс] // Левада-Центр (офиц. сайт). - Режим доступа: http://www.levada.ru/03-03-2014/itogi-olimpiiskikh-igr-v-sochi (дата обращения 29.07.2016 г.).

UDC 316.614

PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE AND THE ROLE OF SPORTS MEGA-PROJECTS IN THEIR SOLUTION

Panfilova J. S., Bedrik A. V. Southern Federal University, Rostov-on-Don E-mail: panfilovajulia@mail.ru, abedrik@bk.ru

Socialization is the continuous process happening during all human life, but at the initial stages of formation of the personality its value is overriding: in the childhood and youth it is put the main social qualities of the personality influencing all her further existence. Youth has a number of the features distinguishing it from other ages: this is transitional, somewhat a hover between the childhood and a maturity. In some questions young people shows a maturity, responsibility and gravity, in others they are naive, limited. This duality causes uncertainty of vital reference points and priorities of young people. The transformational processes taken place in Russian society only strengthen these contradictions. The crisis situations which have developed in various spheres of society aggravate such difficulties as forming of a value system, civil identity, culture of leisure of the younger generation. High polarization of society on the basic of the material leads to social differentiation among young people. These problems are a prerequisite for the emergence of deviant practices among young people. These problems haven't found a final decision today that indicates the need of search of new measures of youth policy. The main idea of such measures should be to create conditions for the manifestation of the constructive activities of the youth, in which young people will develop a civic identity and sense of patriotism. A successful example of creating such a set of conditions are the sports mega-projects.

35

Speaking about the impact of sports mega-projects for the solution of problems of socialization of the young generation, we can distinguish three main functions: they act as a means of consolidation, forming a single value context and create conditions for social initiative and activity among the youth, form higher culture of leisure. Thus, it is safe to say that sports megaprojects are a factor in the positive socialization of young people in modern Russian society. Article is prepared within the project RGNF № 16-33-01131 «Social and humanitarian technologies of prevention and countering to aggression, extremism and terrorism in the South of Russia in the context of geopolitical competition in the Black Sea-Caspian region».

Keywords: sports mega-projects, socialization of young people, civic identity, patriotism, social activity.

References

1. Antip'ev A.G. Socializaciya sovremennoj rossijskoj molodezhi: sostoyanie i problemy // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2012. - № 5. - S. 121-126.

2. Konovalova L.V. Socializaciya sovremennoj molodezhi kak social'naya i nauchnaya problema // Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. - 2014. - № 6. - S. 58-76.

3. Astahov O.YU., Teslenko A.N. Problemy socializacii molodezhi v obrazovatel'nom kontekste vuza // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2008. - № 3. - S. 69-73.

4. Krasavina E.V. Socializaciya molodezhi: problemy i perspektivy // Obrazovanie. Nauka. Innovacii. -2012. - № 4. - S. 124-130.

5. Budkin YU.V., Budkina E.K. Kul'tura dosuga i problemy socializacii sovremennoj molodezhi // Nauchnyj Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoj aviacii. -2009. - № 142. - S. 139-143.

6. Kozhanov I.V. Pokazateli sformirovannosti grazhdanskoj identichnosti lichnosti // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2013. - № 4. - S. 197-204.

7. Kuznecov D.O. Aktualizaciya problemy grazhdanskoj socializacii molodezhi v sovremennoj Rossii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2015. - № 15. - S. 35-37.

8. Bekker I.L., ZHuravchik V.N. Problema socializacii studencheskoj molodezhi v sovremennyh usloviyah // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. - 2009. -№ 16. - S. 141-151.

9. Abramov A.A. Sochinskaya Olimpiada, Krym i rossijskij patriotizm // Observer. - 2014. - № 6. - S. 3440.

10. Itogi Olimpijskih igr v Sochi [EHlektronnyj resurs] // Levada-Centr (ofic. sajt). - URL: http://www.levada.ru/03-03-2014/itogi-olimpiiskikh-igr-v-sochi (data obrashcheniya 29.07.2016 g.).

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.