Научная статья на тему 'Чемпионат мира по футболу - 2018 как спортивный мегапроект: вопрос социализации молодежи в современных условиях'

Чемпионат мира по футболу - 2018 как спортивный мегапроект: вопрос социализации молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 / FIFA WORLD CUP-2018 / МЕГАПРОЕКТЫ / MEGA-PROJECTS / СПОРТ / SPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глушкова С.А., Данелюс Д.В.

В статье рассматривается чемпионат мира по футболу 2018 как мегапроект, оказывающий существенное влияние на социальные практики и внутригосударственные настроения. Анализируется феномен спорта с позиции социально-ценностного потенциала. Предпринята попытка позиционировать спортивный проект ЧМ-2018 как технологию положительной социализации молодежи в условиях современного общества. Вопрос влияния спортивных мероприятий на социализацию молодежи мало изучен в научной литературе, что актуализирует данную тему. Успешным представляется вовлечение современной молодежи в организацию и подготовку к ЧМ-2018 с целью обеспечения положительной занятости. Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 16-33-01131 «Социальные и гуманитарные технологии профилактики и противодействия агрессии, экстремизму и терроризму на Юге России в контексте геополитической конкуренции в Черноморско-Каспийском регионе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIFA WORLD CUP-2018 AS SPORTS MEGAPROJECT: A PROBLEM OF YOUTH SOCIALISATION IN A MODERN CONDITION

International sports events attract millions of viewers to affect the prestige of the host countries and provide a good opportunity to strengthen their position in the global market. In this regard, it is to assess the actual economic effect of the impact of the World Cup in 2018 on the development of our country, as well as the identification and analysis of previous experience of world-class sporting events. In the article the FIFA World Cup 2018 is researched. The football as the multidimensional phenomenon is considered, and the author estimates the FIFA World Cup 2018 tournaments not only as sports competitions, but also we pay attention on their political, economical, social and cultural maintenance. The popularity of the World Soccer tournaments and their opportunity to influence on the international processes are viewed. Sports megaprojects can be viewed as one of the most influential tool in the process of youth socialization. Socialization is “the process by which a human being beginning at infancy acquires the habits, beliefs, and accumulated knowledge of society through education and training for adult status”. One of the most important conditions for the successful social development is the constructive youth socialization, especially in the transitive period of society. The modern period is the period of informational society, period of hyperreality: active virtual communication, multicultural society and molding of representation about the current events by Mass Media, period of the Internet resources domination. There is a long tradition of research on sports and socialization. The roots of this research are grounded in theories that explain the role of play in child development, in Progressive era notions that team sports constituted an environment in which valuable lessons could be learned, and in popular twentieth century assumptions that playing sports was an inherently character building experience. Recently, sports and all sports projects are regarded by many scientists as a new social potential. There are enough sources to create special conditions for the development of social youth¢s health, by providing a range of activities to integrate sports life youth in sports life of the country. Article is prepared within the project RGNF № 16-33-01131 «Social and humanitarian technologies of prevention and countering to aggression, extremism and terrorism in the South of Russia in the context of geopolitical competition in the Black Sea-Caspian region».

Текст научной работы на тему «Чемпионат мира по футболу - 2018 как спортивный мегапроект: вопрос социализации молодежи в современных условиях»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 1. С. 21-28.

УДК 316.304

ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ - 2018 КАК СПОРТИВНЫЙ МЕГАПРОЕКТ: ВОПРОС СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Глушкова С. А., Данелюс Д. В.

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону E-mail: s.glushkova023@gmail.com, danelyus@mail.ru

В статье рассматривается чемпионат мира по футболу — 2018 как мегапроект, оказывающий существенное влияние на социальные практики и внутригосударственные настроения. Анализируется феномен спорта с позиции социально-ценностного потенциала. Предпринята попытка позиционировать спортивный проект ЧМ-2018 как технологию положительной социализации молодежи в условиях современного общества. Вопрос влияния спортивных мероприятий на социализацию молодежи мало изучен в научной литературе, что актуализирует данную тему. Успешным представляется вовлечение современной молодежи в организацию и подготовку к ЧМ-2018 с целью обеспечения положительной занятости. Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 1633-01131 «Социальные и гуманитарные технологии профилактики и противодействия агрессии, экстремизму и терроризму на Юге России в контексте геополитической конкуренции в Черноморско-Каспийском регионе».

Ключевые слова: социализация, молодежь, чемпионат мира по футболу — 2018, мегапроекты, спорт. ВВЕДЕНИЕ

В 2010 году произошел исторический момент для всей России — впервые она получает право стать страной-хозяйкой проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г. 11 городов, 12 стадионов готовятся принять это событие, признанное привлечь внимание не только любителей футбола, но и равнодушных к спорту зрителей. Весь спектр проблем, связанных с мегапроектами, можно охарактеризовать одним словом — концентрация. Любое мероприятие подобного масштаба всегда требует безукоризненной концентрации различных ресурсов во временном и пространственном плане, будь это финансово-экономические, управленческие, административные, человеческие, медийно-информационные и др. Из современной международной практики следует, что соответствие высоким

21

стандартам не только в области экономики, техники, науки, но и в области спорта дает государствам право занимать достойные места на мировой арене. Одна из движущих сил подобных мегапроектов - это волонтерские движения, основной контингент которых составляет молодежь, привлечение и подготовка которой -один из насущных вопросов на данном этапе организации ЧМ-2018.

Вопросы влияния спорта на социализацию молодежи рассматривались Борисовой О. В., Бусаровой С. В., Акимовой Н. А., которые изучали главным образом стадии социализации профессиональных спортсменов. С точки зрения значимости спорта в социализации личности на разных возрастных этапах особый интерес представляет работа Щетининой С. Ю., которая в итоге приходит к выводу о необходимости использования потенциала спорта на благо развития страны [1, 2]. Влияние физической культуры и спорта на социальное здоровье молодежи также изучались такими исследователями, как Гатил В. Л., Ильин А. В., Моисеев А. С., Рыльский С. В. [3]. Вопросы влияния спортивных мегапроектов, в частности чемпионата мира по футболу - 2018, на социальные практики, среду города, социально-экономическое развитие региона неоднократно встречаются в работах Жукова А. Н., Иконниковой Н. К., Смирновой Т. В., Тельнова А. В., Серпуховой Е. П. и др. [4, 5, 6, 7]. Но тема влияния ЧМ-2018 на процесс социализации молодежи не выступала объектом специального изучения, что и обусловило актуальность предпринятой работы.

В данном ключе перед автором стоит цель определить роль такого спортивного мегапроекта, как чемпионат мира по футболу - 2018 в процессе социализации молодежи, обозначив наиболее положительные мотивы. Данная цель предполагает решение следующих задач: изучить влияние спортивного мегапроекта ЧМ-2018 на социальную среду региона, проанализировав данное мероприятие в качестве технологии позитивной социализации молодежи.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

С каждым годом число участников международных соревнований, представляющих различные континенты, культуры, государства, нации, внушительно растет. В условиях современного мирового общества спорт позиционируется в роли влиятельной силы, способной консолидировать и разъединять большие группы людей, объединенные различными интересами, не обязательно спортивными. Фактически любые мероприятия международного уровня сегодня воспринимаются сквозь призму политики, тогда как состязания спортсменов рассматриваются как состязания народов и государств.

Среди игровых видов спорта, которые получили поистине мировую признательность, безусловно, на первых ролях стоит футбол. Во многих странах футбол является частью национальной идеи, культуры, объектом национальной гордости, что в большей степени определяет тот уровень интереса, который проявляется к футболу и также тем процессам, которые его окружают, во всем мире. В некоторых странах феномен игры в футбол занимает центральное место в

22

культурной эпистеме этноса и подчас способен вызывать потрясения политического характера.

В 2018 году мировое сообщество ждет от России мероприятия крупного масштаба - проведения матча чемпионата мира по футболу - величайшего изобретения Международной федерации футбола (ФИФА), которая призвана объединять национальные футбольные федерации и способствовать проведению международных соревнований. На данный момент мероприятия такого масштаба, как чемпионаты мира по футболу, достигли колоссального уровня, давно преодолели рамки просто спорта, принося организаторам и участникам большую прибыль и авторитет. Еще один факт, свидетельствующий о том, что чемпионат мира по футболу неспроста относят к мегапроектам, - это формирование принципиально нового направления в экономике - экономики футбола [8].

В качестве науки экономика футбола оформилась во второй половине XX века. По подобию маркетинга и менеджмента экономика футбола получает импульс к самостоятельному развитию вне экономической теории несколько десятилетий назад. Среди предпосылок зарождения можно выделить следующие факторы: сокращение рабочего дня в европейских странах, способствующее появлению времени на досуг и развлечения; рост доходов и благосостояния населения, позволивший тратить средства на футбольные зрелища без ущерба для семейного бюджета; совершенствование железнодорожного и автомобильного транспорта, с помощью которого перемещение болельщиков стало более мобильным и доступным; средства массовой информации, которые сделали футбол самым обсуждаемым и популярным видом спорта [9].

Стоит отметить, что спортивные мегапроекты, в числе которых чемпионат мира по футболу - 2018, - это мероприятия, которые имеют несколько измерений с точки зрения эффекта. Целесообразным будет выделить краткосрочные и долгосрочные последствия спортивных событий:

- биологические факторы (динамика уровня стресса, физического развития и благополучия; психофизиологическая активность; поведенческие аспекты спортсменов, зрителей и т. д.);

- социальные факторы (самоорганизационные процессы в социальных системах, их самодифференциация, формирование спортивных школ, клубов и институтов, создание рабочих мест, системные взаимодействия внутри спортивных клубов и команд и т. д.);

- культурные факторы (взаимодействие различных мировоззрений, кросскультурное многообразие, коллективный символизм, культурная идентичность, формирование типовых культурных нарративов, построение спортивных команд и т. д.);

- психологические факторы (многообразие познавательных и эмоциональных установок участников, внутреннее психологическое развитие людей, состояние сознания, переживаемое во время занятий спортом или наблюдения за ним, процессы индивидуального осмысления мира и т. д.) [10].

Таким образом, можно представить, насколько всепронизывающим является феномен спорта, спортивных событий мирового уровня. Данный факт лишний раз

23

доказывает, что в современном мире экономика страны определяется не только стремлением к рациональному использованию природных ресурсов и увеличению прибыльности промышленного производства, но и удовлетворением социальных и культурных потребностей общества.

Чемпионат мира по футболу как крупномасштабный проект привлекателен для стран-организаторов с точки зрения эффективности. Страна-хозяйка берет на себя ответственность за создание необходимой инфраструктуры, обновление системы водоснабжения, развитие дорожной сети, постройку гостиниц, стадионов, необходимых волонтерских центров, спортивных площадок и т. д. Масштаб строительной кампании крайне высок: высококачественные строительно-монтажные работы с применением современных материалов, инновационных технологий, машин и оборудования. По результатам анализа мировым сообществом будет сделан вывод о социально-экономическом развитии страны. Поэтому государство обязано скооперировать свои силы и ресурсы с целью приложить максимум усилий для проекта, высокий уровень ответственности которого неоспорим.

Согласно мировому опыту, нередко после подобных событий дорогостоящие спортивные, выставочные и другие объекты - «белые слоны» - становятся неэффективными и малоиспользуемыми. У России, к сожалению, тоже есть подобный опыт: 8 грандиозных спортивных сооружений, стоящих бок о бок в Имеретинской бухте в Сочи, оторванных от активной городской жизни, не имеющих социальной пользы или же городского функционала. В связи с этим, помимо организации и подготовки к принятию чемпионата мира по футболу, перед Россией стоит задача еще более высокого уровня - разработка концепции эксплуатации объектов, которые окажутся невостребованными по окончании спортивного мероприятия [11].

Важно отметить, что в футболе, как и в целом в спорте, присутствует идеологический компонент, который проявляется в реализации патриотической идеи. Особенно ярко это иллюстрируют мундиали, где спортсмены отстаивают престиж своей страны, что находит выражение в различного рода организационных формах и ритуалах (исполнение национального гимна, подъем флага, неофициальный подсчет очков по странам, который тем не менее используется в официальных материалах, и т. д.).

В дополнение всему вышеупомянутому стоит сказать, что спортивные мегапроекты обладают поистине мощной социализирующей силой. Спорт пронизывает все уровни современного социума, оказывая внушительное воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества, влияя на национальные отношения, идеи, формируя моду, этические ценности, образ жизни. Особую значимость роль спортивных мероприятий приобретает в процессе социализации личности, в нашем случае - в процессе социализации молодежи, формируя особое представление о мире и жизни.

Под «социализацией» будем понимать процесс, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а также процесс активного воспроизводства индивидом

24

системы социальных связей за счет его активной деятельности, включения в социальную среду - то есть процесс становления личности, осуществляющийся главным образом на трех уровнях: деятельность, общение, самосознание [12].

Благотворное влияние спорт оказывает на молодежь, способствуя не только развитию и укреплению молодого организма, но и формируя духовно-нравственные качества, социальные ценности и установки, делая человека социально активной личностью. Процесс социализации через спорт способствует также формированию межличностной компетентности, освоению и передаче общих культурных ценностей [13].

Чемпионат мира по футболу 2018 - спортивный мегапроект, который увеличивает социальную ценность спорта в принципе и футбола в частности, выполняя эмоциональную, политическую, биологическую, а также функции социализации и мобилизации главным образом современной молодежи. В качестве социального фактора спорт модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни молодежи и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Спортивные мероприятия даже на организационном уровне предполагают активную деятельность, в процессе которой решается вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. Человеческое самоутверждение в социуме через активно-двигательную деятельность имеет не только внешнее, но и внутреннее измерение, и его можно рассматривать как в пространственном, так и в смысловом контекстах. И в настоящее время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируя идею его глобальной социализации.

«Проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 - это уникальная возможность придать существенный импульс развитию волонтерского движения в России, - заявил председатель оргкомитета по подготовке чемпионата «Россия-2018», министр спорта РФ Виталий Мутко. - Волонтеры станут объединяющей силой чемпионата мира, от них зависит, какие впечатления останутся у болельщиков и участников чемпионата о нашей стране и этом замечательном событии. Нам предстоит подготовить десятки тысяч волонтеров, которые станут лицом этого грандиозного футбольного фестиваля» [14].

Главная цель волонтерской программы - привлечение, отбор, обучение будущих волонтеров и организация их работы, а также создание волонтерских центров в городах-организаторах турниров. Наличие или отсутствие инвалидности, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, религиозные или политические убеждения, а также род деятельности кандидата не могут повлиять на принятие решения при отборе волонтера. Данное обстоятельство позволяет судить о том, что центры готовы вести подготовку со всеми желающими быть вовлеченными в процесс подготовки страны к мероприятию мирового масштаба. Одна из главных идей программы по подготовке волонтеров - работа с молодежью, воспитание чувства характера молодого гражданина, развитие эстетического чувства. Направления занятости во время проведения чемпионата затрагивают все сферы деятельности - от лингвистических услуг до помощи в организации телевизионного

25

показа матчей. Осваивая новые, неизведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих способностей, молодежь будет демонстрировать реализацию этих возможностей и намечать ориентиры своих будущих жизненных рекордов. Таким образом, спортивные мегапроекты, ярким примером которых служит чемпионат мира по футболу, проводимый в России в 2018 г., несут в себе одну из важнейших и незаменимых другими видами культуры социальных ценностей - формирование установок социально-интеграционной направленности, воспитывающих гражданственность, патриотизм, нравственность [15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мегапроекты являются для государства не только попыткой реализации какой-либо политической, экономической или же технологической идеи. Они задают свой вектор движения. Чемпионат мира по футболу - 2018 можно рассматривать в качестве одной из моделей обновления социального пространства в современных условиях российского общества, так как именно подобные мегапроекты обеспечивают концентрацию усилий на масшатбных имиджевых проектах и призваны стимулировать не только экономический рост, структурную перестройку многих отраслей деятельности, но также мобилизовать аффективные и идеологические ресурсы страны-хозяйки. В силу данных причин спортивные мегапроекты должны иметь значительную социальную поддержку, воспроизводя в новых условиях образ «сильной державы», готовности к масштабным вызовам с целью становления частью обновленной национальной идеи.

Список литературы

1. Борисова О. В., Бусарова С. В., Акимова Н. А. Спорт как фактор социализации молодежи в регионе // Регионология. - 2012. - № 1. - С. 187-191.

2. Щетинина С. Ю. Феномен физической культуры и спорта в социализации личности // Автономия личности. - 2011. - № 2 (4). - С. 40-44.

3. Гатило В. Л., Ильин А. В., Рыльский С. В. Спорт как фактор формирования социального здоровья студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1 (1). -С. 43.

4. Жуков А. Н. Олимпийский мегапроект: риски и постпроектные перспективы // Региональная экономика. Юг России. - 2013. - № 2 (2). - С. 136-143.

5. Иконникова Н. К. Мегапроект и его эффекты: трансформация социальной среды в Адлере // Известия АСОУ. Научный ежегодник. - 2014. - № 2 (2). - С. 144-153.

6. Смирнова Т. В., Тельнов А. С. Проведение Чемпионата мира по футболу: экономическая дилемма // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им П. А. Соловьева. - 2015. - № 2 (33). - С. 123-137.

7. Серпухова Е. П. Влияние строительства объектов для Чемпионата мира по футболу на социально-экономическое развитие // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки. - 2015. - С. 416-419.

8. Шукин А. В. Научились делать мегапроекты // Эксперт. - 2014. - № 7. - С. 18.

9. Шукин А. В. Научились делать мегапроекты // Эксперт. - 2014. - № 7. - С. 19-22.

10. Mitrofanova I.V., Batmanova V.V. Territorial megaprojects as a relevant tool of the stratégie territorial management: comparative analysis of Russian and American experience // Economie and Social

26

Development. 6th International Scientific Conference on Economic and Social Development and 3rd Eastern European ESD Conference: Business Continuity Book of proceedings. - 2014. - P. 312-322

11. Митрофанова И. В., Иванов Н. П., Митрофанова И. А., Жуков А. Н., Старокожева Г. И. Постолимпийское наследие мегапроекта «Сочи-2014»: «белые слоны» и драйверы экономического роста // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2014. - № 4. - С. 174-184.

12. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 1. - С. 2-8.

13. Барков Ф. А., Сериков А.В. Тенденции интеграции и дезинтеграции в молодежной среде Юга России и проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи // Гуманитарий Юга России. -2014. - № 2. С. - 75-93.

UDC 316.304

FIFA WORLD CUP-2018 AS SPORTS MEGAPROJECT: A PROBLEM OF YOUTH SOCIALISATION IN A MODERN CONDITION

Glushkova S. A., Danelyus D. V.

Southern Federal University, Rostov-on-Don

E-mail: s.glushkova023@gmail.com, danelyus@mail.ru

International sports events attract millions of viewers to affect the prestige of the host countries and provide a good opportunity to strengthen their position in the global market. In this regard, it is to assess the actual economic effect of the impact of the World Cup in 2018 on the development of our country, as well as the identification and analysis of previous experience of world-class sporting events. In the article the FIFA World Cup -2018 is researched. The football as the multidimensional phenomenon is considered, and the author estimates the FIFA World Cup - 2018 tournaments not only as sports competitions, but also we pay attention on their political, economical, social and cultural maintenance. The popularity of the World Soccer tournaments and their opportunity to influence on the international processes are viewed. Sports megaprojects can be viewed as one of the most influential tool in the process of youth socialization. Socialization is "the process by which a human being beginning at infancy acquires the habits, beliefs, and accumulated knowledge of society through education and training for adult status". One of the most important conditions for the successful social development is the constructive youth socialization, especially in the transitive period of society. The modern period is the period of informational society, period of hyperreality: active virtual communication, multicultural society and molding of representation about the current events by Mass Media, period of the Internet resources domination. There is a long tradition of research on sports and socialization. The roots of this research are grounded in theories that explain the role of play in child development, in Progressive era notions that team sports constituted an environment in which valuable lessons could be learned, and in popular twentieth century assumptions that playing sports was an inherently character building experience. Recently, sports and all sports projects are regarded by many scientists as a

27

new social potential. There are enough sources to create special conditions for the development of social youth's health, by providing a range of activities to integrate sports life youth in sports life of the country. Article is prepared within the project RGNF № 1633-01131 «Social and humanitarian technologies of prevention and countering to aggression, extremism and terrorism in the South of Russia in the context of geopolitical competition in the Black Sea-Caspian region».

Keywords: socialization, youth, FIFA World Cup-2018, mega-projects, sport.

References

1. Borisova O.V., Busarova S.V., Akimova N.A. Sport kak faktor socializacii molodezhi v regione // Regionologiya. - 2012. - № 1. - S. 187-191

2. Shchetinina S.Y. Fenomen fizicheskoj kul'tury i sporta v socializacii lichnosti // Avtonomiya lichnosti. -2011. - № 2 (4). - S. 40-44

3. Gatilo V.L., Il'in A.V., Ryl'skij S.V. Sport kak faktor formirovaniya social'nogo zdorov'ya studencheskoj molodezhi // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 1 (1). - S. 37-43

4. Zhukov A.N. Olimpijskij megaproekt: riski i postproektnye perspektivy // Regional'naya ehkonomika. Yug Rossii. - 2013. - № 2 (2). - S. 136-143

5. Ikonnikova N.K. Megaproekt i ego ehffekty: transformaciya social'noj sredy v Adlere // Izvestiya ASOU. Nauchnyj ezhegodnik. - 2014. - № 2 (2). - S. 144-153

6. Smirnova T.V., Tel'nov A.S. Provedenie CHempionata mira po futbolu: ehkonomicheskaya dilemma // Vestnik Rybinskoj gosudarstvennoj aviacionnoj tekhnologicheskoj akademii im P.A. Solov'eva. - 2015. - № 2 (33). - S. 123-137

7. Serpuhova E.P. Vliyanie stroitel'stva ob"ektov dlya Chempionata mira po futbolu na social'no-ehkonomicheskoe razvitie // Tradicii i innovacii v stroitel'stve i arhitekture. Social'no-gumanitarnye i ehkonomicheskie nauki. - 2015. - S. 416-419

8. Shukin A.V. Nauchilis' delat' megaproekty // Ehkspert. - 2014. - № 7. - S. 18

9. Shukin A.V. Nauchilis' delat' megaproekty // Ehkspert. - 2014. - № 7. - S. 19-22

10. Mitrofanova I.V., Batmanova V.V. Territorial megaprojects as a relevant tool of the strategic territorial management: comparative analysis of Russian and American experience // Economic and Social Development. 6th International Scientific Conference on Economic and Social Development and 3rd Eastern European ESD Conference: Business Continuity Book of proceedings. - 2014. - P. 312-322

11. Mitrofanova I.V., Ivanov N.P., Mitrofanova I.A., ZHukov A.N., Starokozheva G.I. Postolimpijskoe nasledie megaproekta «Sochi 2014»: «belye slony» i drajvery ehkonomicheskogo rosta // Menedzhment i biznes-administrirovanie. - 2014. - № 4. - S. 174-184

12. Lubysheva L.I. Social'naya rol' sporta v razvitii obshchestva i socializacii lichnosti // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2002. - № 1. - S. 2-8.

13. Barkov F.A., Serikov A.V. Tendentsii integratsii i dezintegratsii v molodezhnoy srede Yuga Rossii i problemyi duhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi // Gumanitariy Yuga Rossii. 2014. № 2. S. 75-93.

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.