Научная статья на тему 'Проблемы социализации современной молодежи'

Проблемы социализации современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5346
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / социализация / социокультурное пространство / общественные объединения / молодежные организации. / youth / socialization / sociocultural space / public associations / youth organiza- tions.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маскалянова Светлана Александровна, Тафинцева Лилия Михайловна, Данковцев Олег Александрович

В статье рассматривается феномен социализации российской молодежи как отдельной социально-демографической группы, дается ее социально-психологический портрет с учетом специфики российского социума. Характеризуются различные направления социализации молодежи, а также выявляются основные пути преодоления кризисных явлений в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Маскалянова Светлана Александровна, Тафинцева Лилия Михайловна, Данковцев Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF MODERN YOUTH SOCIALIZATION

The article considers the phenomenon of socialization of Russian youth as a separate socio-demographic group and gives its socio-psychological portrait, taking into account the specific features of Russian society. Different directions of youth socialization are considered in the article, as well as the main ways to overcome the crisis in the youth environment.

Текст научной работы на тему «Проблемы социализации современной молодежи»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ

УДК 316.346.32-053.6

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ С.А. Маскалянова, Л.М. Тафинцева, О.А. Данковцев

В статье рассматривается феномен социализации российской молодежи как отдельной социально-демографической группы, дается ее социально-психологический портрет с учетом специфики российского социума. Характеризуются различные направления социализации молодежи, а также выявляются основные пути преодоления кризисных явлений в молодежной среде.

Ключевые слова: молодежь, социализация, социокультурное пространство, общественные объединения, молодежные организации.

THE PROBLEMS OF MODERN YOUTH SOCIALIZATION S.A. Maskalyanova, L.M. Tafintseva, O.A. Dankovtsev

The article considers the phenomenon of socialization of Russian youth as a separate so-do-demographic group and gives its socio-psychological portrait, taking into account the specific features of Russian society. Different directions of youth socialization are considered in the article, as well as the main ways to overcome the crisis in the youth environment.

Key words: youth, socialization, sociocultural space, public associations, youth organizations.

Проблема социализации молодежи является чрезвычайно актуальной проблемой современного общества, поскольку молодежь является одной из наиболее незащищенных социальных групп, к тому же подверженных деструктивным изменениям современного общества.

Специфика российского молодежного социума заключается в том, что в его развитии находят отражение как глобальные пробле-

мы, характерные для молодежи в целом как социально-

демографической группы, так и регионально-национальные особенности, обусловленные социальными трансформациями российского общества [3, с. 122].

Молодежь как социально-демографическую группу составляют лица в возрасте от 14 до 30 лет. Это важнейший период жизни человека, предполагающий достижение как физической, так и

социально-трудовой зрелости. Социализация молодого человека, как правило, имеет два основных вектора. Первый направлен на решение задач семейной социализации и предполагает создание семьи и рождение детей. Второй направлен на профессиональную социализацию и предполагает достижение профессиональных успехов. Именно в этот период идет активное формирование и развитие личности, включающее в себя правовую и культурную социализацию через усвоение морально-правовых норм, стереотипов и образцов поведения, характерных для данной социальной группы и для общества в целом.

Молодежь как значительная часть любого общества играет в нем особую роль. Во многом эта роль определяется свойственными лишь этой социально-

демографической группе особенностями: энергичностью и мобильностью, восприимчивостью как к позитивным, так и негативным изменениям, происходящим в обществе, желанием перемен, но в то же время недостаточным жизненным опытом, а значит потребностью в сильном лидере или, по крайней мере, наставнике. Молодежи свойственно преувеличивать свои силы и возможности, ей не хватает умения адекватно оценивать себя и других, что создает почву для вовлечения ее в различные движения и сообщества, не всегда

имеющие позитивную направленность, а зачастую являющимися откровенно разрушительными для общества и для самих молодых людей [4, с. 20].

Оценивая социально-

психологический портрет современной молодежи, нельзя не отметить, что на его формирование в значительной степени повлияли изменения и трансформации, происходившие в нашем обществе в конце прошлого века. Большая часть молодых людей оказалась в постсоветском пространстве рухнувших идеалов, общего падения нравственности, усиления криминогенных факторов, развития социальных пороков, хлынувших в Россию из-за «железного занавеса». Огромное число молодых людей почувствовало себя потерянными, без цели в жизни, не способными реализовать свой потенциал. Во многом эти настроения повлияли на духовно-нравственное и душевное состояние их детей, которые, являясь представителями современной молодежной субкультуры, также не всегда имеют четкие ценностные и нормативные представления, осознаваемые жизненные ориентиры. Многие из них, болезненно переживая состояние одиночества и невостребованности, нереализованности в жизни, выражают свое негативное отношение к действительности через деструктивные действия и агрессию [5, с. 115].

В условиях обилия информации, плюрализма мнений, противоречивых духовно-нравственных ценностей, пропагандируемых различными институтами современного общества (как светскими, так и религиозными), современные молодые люди не всегда могут правильно определить свои жизненные приоритеты, что, в свою очередь, порождает ряд проблем, переживаемых молодежью особенно остро.

Социологические исследования последних лет показывают, что к наиболее насущным проблемам, которыми озабочена современная молодежь, можно отнести проблемы безработицы, недостаточно высокой оплаты труда, кризис морали, культуры, нравственности, отсутствие возможности существенно влиять на социально-

экономическое, политическое и духовное развитие страны [5, с. 114].

Таким образом, очевидно, что современную молодежь беспокоят не только проблемы экономического благополучия, зачастую имеющие сиюминутную направленность, но и проблемы политической и гражданской стабильности общества, морально-нравственный климат страны, где они проживают.

Безусловно, одним из важнейших направлений социализации молодежи является профессиональная социализация. В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции страх перед безработицей сводится не только к страху

остаться без средств к существованию, но и носит социально-психологический характер. Молодые люди, не имеющие постоянной работы и стабильного заработка, часто психологически подавлены, не уверены в себе и в своих силах, к тому же продолжительный период безработицы еще больше снижает конкурентоспособность индивида: «Подавляющее большинство (более 80%) молодых людей достигают профессиональной зрелости и экономической самостоятельности лишь к 30 годам, то есть за пределами молодежного возраста» [8, с. 131].

Как результат, неизменно растет количество молодых людей, не имеющих стабильного заработка, работающих время от времени, а зачастую и вовсе находящихся на иждивении общества. Подобные тенденции негативно сказываются на уровне профессиональной социализации молодежи. К тому же, как показывает статистика, значительная часть молодых людей достигает экономической самостоятельности и профессиональной зрелости уже за пределами молодежного возраста. Высокий уровень образования и квалификации, трудолюбие и целеустремленность не всегда являются гарантом материальной обеспеченности, что не дает дополнительную мотивацию к получению качественного образования. Подобные проблемы особенно актуальны для выпускников интер-

натных учреждений, не имеющих стартовых возможностей своих сверстников, выросших в благополучных семьях. Проблемы профессиональной социализации часто толкают их на путь иждивенчества или, что еще хуже, на криминальный путь достижения материального благосостояния. К сожалению, попытки государства помочь этой категории молодежи через организацию постинтернатного сопровождения далеко не всегда приводят к нужному результату. Во многом это обусловлено как небольшим опытом подобной деятельности в условиях России, так и недостаточной сформированностью и адекватным выбором различных форм сопровождения на региональном уровне.

Еще одним важным направлением социализации молодежи является досуговая деятельность. Современное общество, базирующееся на прагматизме и материальных ценностях, формирует соответствующие формы досуга и у подрастающих поколений. По результатам социологических исследований последних лет большая часть молодых людей проводит свой досуг у телевизора, слушая развлекательную музыку, встречаясь с друзьями. Только незначительная часть молодежи предпочитает в свободное время заниматься спортом, посещать кружки, учреждения высокой культуры [5, с. 117].

В условиях современного социума досуговая деятельность зачастую носит асоциальный и даже антисоциальный характер. Активизация досуга молодежи в деструктивном направлении является результатом бурного развития в молодежной среде западной постиндустриальной досуговой субкультуры, ориентированной на потребительский стиль жизни, сиюминутные удовольствия, отказ от семейных ценностей. Психология западного человека, мотивация которого направлена на жизнь ради удовольствий, отказ от создания полноценной семьи, рождения и воспитания детей, проникает и в сознание молодых россиян. Государство, поощряя распространение индустрии развлечений, не способствует распространению в молодежной среде высокой культуры, что неизбежно отражается на общем уровне криминогенности в стране. Большая часть всех преступлений совершается лицами от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы -подростки 16-17 лет [9].

Характерной особенностью социализации современной молодежи является утрата интереса к получению знаний, что подменяется желанием просто иметь престижное образование. В последние годы появилось множество возможностей для самоутверждения личности, не требующих высокого уровня образования. Для многих

молодых людей эти пути кажутся достаточно привлекательными, хотя, как правило, они не ведут к настоящему успеху и негативно сказываются на раскрытии творческого потенциала личности. Проблема обесценивания знаний, актуальная для нашего общества в последние годы, выражает себя как в общем понижении профессионального уровня, так и в падении культурного уровня населения в целом и молодежи в частности. Результатом подобных явлений становится возрастание агрессивности, социального конформизма, особенно в молодежной среде.

Существующая система образования не удовлетворяет потребности молодых людей в получении качественного образования. Да и само высшее образование для значительной части молодежи становится недоступным из-за сокращения бюджетных мест. Подобные явления значительно понижают интеллектуальный потенциал российской нации [4, с. 15].

Достижение престижного и богатого существования становится самоцелью существования, а человек все чаще является объектом манипуляции со стороны индустрии досуга и развлечений.

Подобные выводы подтверждаются результатами социологических исследований последних лет. Согласно этим исследованиям до-суговые предпочтения современной молодежи, несмотря на регио-

нальные особенности, имеют общие закономерности. К ним можно отнести следующие: 55,9% молодых людей свободное время проводят в социальных сетях, 44,8% смотрят телевизор, 34,5% слушают музыку, 20,2% молодых людей «хотели бы путешествовать», только 17,5% посещают выставки, музеи, театры. В меньшей степени молодежь интересуют такие формы досуга, как спорт (15,8%), занятия в кружках, секциях (9,1%) [2, с. 19].

Наиболее значимые институты социализации, прежде всего, семья и школа, утратили в последние годы и даже десятилетия доминирующие позиции в формировании и развитии подрастающих поколений, а значит - не способны в полной мере противостоять подобным тенденциям. К тому же средства массовой коммуникации, уже давно получившие свободу и также являющиеся важнейшими факторами социализации, не имеют в большинстве своем позитивной направленности. Среди них особое место занимают электронные средства массовой информации. Именно они заполняют значительную часть досуга молодёжи и выступают как важнейший инструмент формирования духовного мира, культурных ценностей, социальных установок и стиля жизни новых поколений.

В последние годы вследствие роста социальной несправедливости, недоверия к органам власти уча-

стились случаи антиобщественных явлений. Чаще всего именно молодежь участвует в актах гражданского неповиновения, массовых беспорядках, межнациональных конфликтах. Молодое поколение используют «сильные мира сего» для включения в теневую экономику и организованную преступность.

Следовательно, можно сделать следующие выводы относительно основных направлений социализации современной молодежи. Разрушаются традиционные черты молодёжи, такие как самопожертвование, бескорыстность, романтизм. В молодежной среде всё более ценится потребительское и прагматичное отношение к жизни, духовные ценности подменяются материальными. Изменился образ жизни молодежи, что выразилось в росте свободных отношений, не связанных с браком, раннем начале половой жизни, ослаблении репродуктивных установок. Формируется серьезный разрыв между временем половой и социальной зрелости молодых людей. Все это приводит к разрушению семьи, ее духовно-нравственных традиций, искажению семейно - брачных отношений, доминированию прозападных моделей семьи, нежизнеспособных к условиям российского социума.

Несмотря на обилие средств массовой информации, ее доступность, у многих молодых людей не формируется адекватный жизнен-

ный опыт, они не способны в полной мере оценивать себя, свои поступки и поступки окружающих. Все это приводит к формированию чувства растерянности, ненужности, одиночества, отсутствия перспектив и в конечном случае толкает в криминальную среду или даже приводит к самоубийству. Рост социальной напряженности в стране, обилие отрицательных эмоций, серьезно отражаются на психическом здоровье молодёжи. Возникающие неврозоподобные состояния приводят к нарушению социальной адаптации личности [7].

В то же время существуют отличия в социализации молодых людей, проживающих в условиях города, и тех, кто проживает в сельской местности. Безусловно, более высокий уровень жизни горожан создает больше возможностей для их успешной социализации. В деревнях чрезвычайно ограничены возможности культурного времяпрепровождения людей, налицо проблема массовой безработицы, что создает почву для социальной дезадаптации молодежи, выражающейся в развитии алкоголизма и наркомании.

Одним из путей выхода в сложившейся ситуации представляется активизация деятельности общественных объединений молодежи, ориентированной на реализацию приоритетных направлений государственной молодёжной политики. Молодёжные организации и

общественные объединения дают возможность естественного вхождения в систему социума. Различные виды коллективной деятельности вырабатывают позитивные навыки социального взаимодействия, умения ставить и достигать цели, соотносить личные интересы с коллективными, проявлять патриотизм и гражданские качества.

В молодежных организациях создается необходимая почва для развития как коммуникативных качеств в целом, так и лидерских в частности. Осознание принадлежности к группе дает молодому человеку чувство психологического и эмоционального комфорта, стабильности, уверенности в будущем, возможности осознать свою ответственность за себя и других.

Уже в середине 90-х годов прошлого века, отчасти стихийно, частично целенаправленно, начала складываться принципиально новая, по сравнению с существующей в советское время, система детского и молодежного движения. Сегодня она характеризуется высокой степенью дифференциации, имеет широкие возможности влияния на молодежь. В настоящее время присутствует многообразие организационных форм существования и деятельности общественных объединений. Это и политические молодежные объединения: Молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ, Ассоциация молодежных правительств, Моло-Humanities researches of the Central Russia

дежное общероссийское движение за свободу и социальную справедливость «Победа» и др., целью которых является вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь, объединение усилий талантливых молодых управленцев России для развития экономики страны. Не меньшую значимость для успешной социализации молодежи имеют Всероссийские общественные неполитические объединения, среди которых можно выделить Российский союз молодежи, Общероссийскую общественную неполитическую некоммерческую организацию, Ассоциацию учащейся молодежи Российского союза молодежи «Содружество», Российский спортивный союз молодежи, Национальный совет молодежных и детских объединений России, Российский центр гражданского и патриотического воспитания молодежи, Детские и молодежные социальные инициативы - ДИМСИ и др. Значение подобных организаций заключается не только в том, чтобы служить полигоном для отработки практических умений и навыков подростков и молодых людей в решении собственных проблем, но и в привлечении широкой общественности к проблемам воспитания подрастающих поколений.

Подчеркнем, что успешная социализация молодежи во многом зависит от того, насколько будут созданы все необходимые условия № 3 (12), 2019 99

для изменения современного состояния социокультурного пространства российского общества. Для этого необходимо постепенно понижать степень коммерциализации средств массовой информации, в современных образовательных учреждениях как среднего,

так и высшего звена необходимо пропагандировать не чуждые, растлевающие молодежь прозападные ценности, а традиционные для России нормы жизни, предполагающие ответственное и серьезное отношение к семье и браку, рождению и воспитанию детей, выбору своего жизненного пути, четкую гражданскую позицию.

Список литературы

1. Барзаева М.А., Абдулазизова Э.А. Актуальные проблемы развития современного образования в России // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 463-465 [Электронный ресурс]. - URL: http://moluch.ru/archive/88/17269/ (дата обращения: 09.10.2019).

2. Бочарникова И.С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 1. - С. 18-21.

3. Букин В.П. Социализация молодежи в современном российском обществе: региональный аспект // Известия высших учебных заведений. Поволжский район. Гуманитарные науки. - 2009. - № 1(9). - С. 122-130.

4. Гальцев С.А. Социализация молодежи в современной России: автореф. дис... к.ф.н. -Иркутск, 2000. - 27 с.

5. Загутин Д.С., Самыгин П.С., Самыгин С.И. Особенности правовой социализации современной российской молодежи в трансформирующемся обществе // Философия права. - 2017. - № 1 (80). -С. 113-117.

6. Ионова О.В. Ценности досуговой сферы студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 2(38). -С. 153-158.

7. Левина А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10 [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016 (дата обращения: 25.03.2019).

8. Слепков И.М. Социология молодежи // Размышления над новой книгой. - 1993 [Электронный ресурс]. - URL: http://ecsocman. hse.ru/data/740/876/1216/ razmyshlenie naz knigoj.pdf (дата обращения: 25.03.2019).

7. Щербакова Е. Чаще всего правонарушения совершаются в возрасте от 16 до 30 лет // Демоскоп. - № 651-652, 24 августа - 6 сентября [Электронный ресурс]. - URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ 2015/0651/barom05.php

References

1. Barzaeva M.A., Abdulazizova E.A. Aktual'nye problemy razvitiya sovremennogo obra-zovaniya v Rossii // Molodoj uchenyj. - 2015. - № 8. - S. 463-465 [Elektronnyj resurs]. - URL: http://moluch.ru/archive/88/17269/ (data obrashcheniya: 09.10.2019).

2. Bocharnikova I.S. Dosugovye predpochteniya sovremennoj rossijskoj molodezhi: sravnitel'nyj sociologicheskij analiz // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2018.

- № 1. - S. 18-21.

3. Bukin V.P. Socializaciya molodezhi v sovremennom rossijskom obshchestve: regional'nyj aspekt // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij rajon. Gumanitarnye nauki. -2009. - № 1(9). - S. 122-130.

4. Gal'cev S.A. Socializaciya molodezhi v sovremennoj Rossii: avtoref. dis... k.f.n. - Irkutsk, 2000.

- 27 s.

5. Zagutin D.S., Samygin P.S., Samygin S.I. Osobennosti pravovoj socializacii sovremennoj rossijskoj molodezhi v transformiruyushchemsya obshchestve // Filosofiya prava. - 2017. - № 1 (80). - S. 113-117.

6. lonova O.V. Cennosti dosugovoj sfery studencheskoj molodezhi // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. - 2016. - № 2(38). - S. 153158.

7. Levina A.A. Sem'ya v sisteme cennostej sovremennoj molodezhi: sociologicheskij aspekt // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. - 2013. - № 10 [Elektronnyj resurs]. -URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016 (data obrashcheniya: 25.03.2019).

8. Slepkov I.M. Sociologiya molodezhi // Razmyshleniya nad novoj knigoj. - 1993 [El-ektronnyj resurs]. - URL: http://ecsocman. hse.ru/data/740/876/1216/razmyshlenie_naz_knigoj.pdf (data obrashcheniya: 25.03.2019).

9. Shcherbakova E. CHashche vsego pravonarusheniya sovershayutsya v vozraste ot 16 do 30 let // Demoskop. - № 651-652, 24 avgusta - 6 sentyabrya [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ 2015/0651/barom05.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.