Научная статья на тему 'Проблемы социализации и медикаментозной поддержки обучающихся-аутистов'

Проблемы социализации и медикаментозной поддержки обучающихся-аутистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РДА / РАС / МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIALIZATION / RDA / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / DRUG SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабин А. А., Суворова Е. В., Янко А. Н.

В данной статье описан практический опыт психолого-педагогического воздействия на обучающихся со сложной структурой дефекта на базе "Областного центра диагностики и консультирования" г. Челябинска, в условиях учебно-коррекционного отделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIALIZATION AND MEDICAL SUPPORT FOR STUDENTS WITH AUTISM

This article describes the experience of psycho-pedagogical impact on children with difficult structure of defect-based Regional Centre for diagnosis and counseling, in terms of educational and correctional department

Текст научной работы на тему «Проблемы социализации и медикаментозной поддержки обучающихся-аутистов»

УДК 616.89-008.485-08 ББК 56.14

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И МЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ПОДДЕРЖКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ-АУТИСТОВ

А.А. БАБИН, ГБОУ ОЦДиК, г. Челябинск, Россия Е.В. СУВОРОВА, ГБОУ ОЦДиК, г. Челябинск, Россия А.Н. ЯНКО, ГБОУ ОЦДиК, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация

В данной статье описан практический опыт психолого-педагогического воздействия на обучающихся со сложной структурой дефекта на базе "Областного центра диагностики и консультирования" г. Челябинска, в условиях учебно-коррекционного отделения.

Ключевые слова: Социализация, РДА, РАС, медикаментозная поддержка.

Актуальность. По результатам

диагностического обследования на ЦПМПК учащиеся имеют следующие функциональные (коллегиальные) диагнозы: Б70.0, Б84.0 -тотальное недоразвитие легкой степени с нарушением аутистического спектра, системное недоразвитие речи; Б71.0, Б84.0 - тотальное недоразвитие средней степени с нарушением аутистического спектра, системное

недоразвитие речи.

Структура дефекта обучающихся в условиях учебно-коррекционного отделения (УчКО) на базе "Областного центра диагностики и консультирования" г. Челябинска (ОЦДиК) выражена глубокими нарушениями

интеллектуальной сферы и своеобразным формированием эмоционально-волевой и личностной сфер.

У всех обучающихся выявленные интеллектуальные способности не

соответствуют уровню возрастной нормы. Практические задачи решаются ими с помощью орудийных и соотносящих действий. Восприятие, внимание, память

непроизвольные. Большинство обучающихся выделяет в окружающем пространстве отдельные, ярко выраженные признаки предмета. У учащихся также наблюдается искаженное формирование и развитие эмоционально-волевой сферы. Отмечаются следующие особенности поведения и реагирования на окружающею

действительность: страхи; неадекватность поведения; негативизм; агрессивность; уход от общения (даже с близкими людьми); отсутствие интереса и понимания окружающего мира.

Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребенка ("эмоциональный" возраст значительно меньше реального биологического возраста), отсутствует адекватное

эмоциональное реагирование. Это, прежде всего, обусловлено, неумением различать эмоциональные состояния окружающих людей по их проявлениям: мимике, жестам, движениям. При взаимодействии, обучающихся с РАС с другими людьми отмечается непонимание ими чувств и намерений партнера по коммуникации. Такое непонимание приводит к отказу от коммуникации как самого ребенка, так и партнера. Двигательная сфера учащихся УчКО характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики.

Наш взгляд на проблему воспитания и обучения обучающихся с РАС базируется на концепции биопсихосоциогенеза. В.Н. Мясищев говорил о том, что объектом психофизиологического, невро-

психиатрического, психосоматического,

медико-психологического исследования, а также психокоррекционного,

психотерапевтического, лечебно-

восстановительного и воспитательного воздействия является лишь целостный человек и прежде всего личность, понимаемая как "ансамбль отношений". "Всякий работник, желающий руководить действиями ребенка, или, как иначе говорят, направить его волю на педагогически ценные цели, должен знать, что вызывает у него положительное, что

отрицательное отношение, степень и глубину его эмоциональной реакции, характер его интересов в связи с уровнем его умственного развития" (В.Н. Мясищев "Психология отношений").

Учитывая многообразие подходов и разнообразных методик коррекции РАС, особенное внимание мы уделяем абилитации ребенка и коррекции аффективной патологии. В ОЦДиК практикуется комплексный подход к решению проблем развития обучающихся. Имеющаяся система консилиумов позволяет нам отслеживать динамику и коллегиально выбирать дальнейший маршрут в соответствии с зоной ближайшего развития. Одной из приоритетных задач обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи не возможна без использования системы внеурочных занятий. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности с детьми с РАС рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

В ОЦДиК работает внутришкольная модель, которая предполагает организацию внеурочной деятельности в образовательной организации самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов, разработанных и осуществляемых механизмов координации, нахождения оптимальной формы организации, которая осуществляет взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования. Внеурочная деятельность в ОЦДиК делится на индивидуальную и групповую. Индивидуальная представлена коррекционно-развивающими занятиями с педагогом-психологом, учителем-

дефектологом, учителем-логопедом.

Групповая представлена тремя

направлениями.

Художественно-эстетическое направление -специалисты которого в своей работе опираются на использование следующих методов и приемов: игротерапию (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-упражнения на распознавание и проявление эмоций и

эмоциональный контакт); арт-терапию (студийная форма, импрессивный подход); психогимнастику (этюды, мимика,

пантомимика); беседы на заданную тему; примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке; использование наглядных пособий (фотографий, рисунков, схем, графических изображений, символов); элементы психологического тренинга.

Все виды искусства, с которыми соприкасается обучающийся с РАС, влияют на его поведение, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с РАС выражается также в том, что общение с искусством помогает ему избавиться от негативных переживаний, отрицательных проявлений, что позволяет создать основу для формирования нового пути взаимодействия с окружающим миром.

Интеллектуальное направление - помогает детям со сложным дефектом через предметно-практическую деятельность устанавливать контакт со взрослым и сверстниками, получать навыки начального технического

конструирования, познавать радость творчества, успеха, самореализации в предметно-практической деятельности, учиться ставить цели, планировать их достижение, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Спортивно-оздоровительное - физическая культура, адаптированная к особенностям обучающихся с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции

двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным "агентом социализации" личности. Для развития двигательной сферы обучающихся с РАС важен осознанный характер моторного обучения. Данному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям педагога и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.

Большое значение для абилитации и дальнейшей социализации ребенка с РАС имеет формирование отношений в широком понимании. А именно: ребенок-взрослый, ребенок-группа, ребенок-окружающая среда. Терапевтичным для обучающихся является

само наличие возможности для взаимодействия с другими детьми, с большим коллективом сотрудников ОЦДиК. Положительный эффект оказывает и собственно пространство, в котором происходит взаимодействие. Например, к концу первого года обучения практически все дети считывают и используют контейнирующую функцию арт-

терапевтического пространства, в котором им позволено отреагировать свои переживания способами, не возможными для иной ситуации и помещения. Имея ограниченные возможности в плане медицинских интервенций, иные вмешательства осуществляются нами под контролем врача-психиатра, после подробного обсуждения проблем обучающихся на психолого-медико-педагогическом консилиуме.

Психологический комментарий. На данный момент мы можем привести значительное количество примеров устойчивой

положительной динамики, но нам бы хотелось остановиться на тех, где, помимо психолого-педагогической коррекции, применяется медикаментозная поддержка. Например, Кирилл Г., 13 лет, сложная структура дефекта: F71, F84. Регулярные занятия арт-терапией всегда подкреплялись положительными отзывами о работах мальчика со стороны всего коллектива и его родственников. Ребенку было предложено использовать профессиональные художественные материалы (масляные краски, холст, глина, акрил), а продукты его творчества всегда оформлялись и экспонировались. Это привело к закономерному поднятию самооценки и позволило ребенку перейти коммуникативные барьеры. Теперь Кирилл часто сам является инициатором общения, как со знакомыми людьми, так и с людьми, которых видит впервые. Мальчик охотно показывает свои работы зрителям, не пугается присутствия чужих людей, заинтересован в деятельности, сделавшей его успешным в среде сверстников.

Другой пример. Антон Б., 11 лет, 4 год обучения по программе VIII вида, 2 вариант, сложная структура дефекта (тотальное недоразвитие средней степени, расстройство аутистического спектра). С дошкольного возраста обучается и воспитывается в условиях ОЦДиК, со второго года обучения активно посещает занятия внеурочной деятельности. С четвертого года под наблюдением врача-психиатра, врача-педиатра мальчик получает медикаментозную поддержку, что, на наш взгляд, послужило мощным толчком для развития адаптивных функций и нивелирования деструктивных моделей поведения и реагирования. Антон Б. стал реже проявлять аутоагрессию, агрессию по отношению к сверстникам. Обладая вокальными данными, принимает активное участие в публичных мероприятиях, способен самостоятельно исполнить хорошо знакомую мелодию, к концу учебного года в период исполнения стал демонстрировать эмоциональное содержание исполняемого. В процессе развития и формирования коммуникативных навыков также отмечается положительная динамика в течение последнего учебного года, ребенок стал способен поддерживать элементарную беседу с хорошо знакомыми взрослыми.

Исходя из нашей практической деятельности, постоянных наблюдений и регулярно проводимой промежуточной диагностики, мы можем сделать выводы о том, что при наличии медикаментозной поддержки формирование психических функций и собственно процессы социализации у обучающихся с РАС протекают гораздо эффективнее. Планируя работу по сопровождению ребенка со сложной структурой дефекта, следует уделять большое внимание грамотному информированию и мотивированию родителей на необходимость медицинских интервенций.

Список литературы

1. Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс. //М.: ВЛАДОС, 2005. - С.144.

2. Григорян, О. О. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма / О. О. Григорян, Е.Л. Агафонова //Коррекционная педагогика. - 2005. - №4.

3. Лебединская К. С.. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская //М.: Просвещение, 1989.

4. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии /Е.М. Мастюкова //М.: ВЛАДОС, 1997.

5. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи: 3-е изд. / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг //М.: Теревинф, 2005.

6. Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Кн. Для педагогов-дефектологов/ Т. Питерс //М.: ВЛАДОС, 2003.

PROBLEMS OF SOCIALIZATION AND MEDICAL SUPPORT FOR STUDENTS WITH

AUTISM

A.A. BABIN, RCDC, Chelyabinsk, Russia E.V. SUVOROVA, RCDC, Chelyabinsk, Russia A.N. JANKO, RCDC, Chelyabinsk, Russia

Abstract

This article describes the experience of psycho-pedagogical impact on children with difficult structure of defect-based Regional Centre for diagnosis and counseling, in terms of educational and correctional department

Keywords: Socialization, RDA, autism spectrum disorders, drug support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.