препятствует внедрению негативной инновационной нормы путем предъявления системы негативных требований.
Таким образом, управление инновациями - это прежде всего управление на уровне образовательного учреждения методической работой (самим процессом) и теми продуктами, которые создаются в этой рамке.
Список литературы
1. Барбер, М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах : уроки анализа лучших систем школьного образования мира / М. Барбер, М. Муршед ; пер. с англ. // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60.
2. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов : 17 000 слов. М. : Русские словари : АСТ: Астрель, 2007. 957, [3] с.
3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : Рус. яз., 1981. Т. 2. И - О. М., 1981. 779 с.
4. Латинский язык / под общ. ред. В. Н. Ярхо и В. И. Лободы. Изд. 2-е, перераб. М. : Просвещение, 1968. 384 с.
5. Молчанов, С. Г. Предпрофильное и профильное образование : современный глоссарий : учеб. пособие / С. Г. Молчанов, Р. Я. Симонян. Челябинск : ИДППО, 2005. 44 с.
6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1985. 797 с.
7. От редакции // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 5-6.
8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.
9. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М. : ТЦ Сфера. 2004. 448 с.
10. Советский энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1979. 1600 с.
11. Сперанская, А. Н. Об инновациях. URL : http://gazeta.sfu-kras.ru/ taxonomy/ term/22.
А. Г. Свинолупов, М. В. Тряпичкина
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ИППОТЕРАПИИ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ1
В данной статье рассматриваются факторы влияния иппотерапии на личность ребенка с детским аутизмом; раскрываются преимущества иппотерапии не только как отдельной терапевтической методики, но и в комплексе с поведенческой терапией.
Ключевые понятия: аутизм, иппотерапия, коррекция, поведенческая терапия, опе-рантное обучение, психогенный фактор, биомеханический фактор.
Иппотерапия - методика предоления различных недугов человека, в том числе и детского аутизма, основанная на взаимодействии ребенка с лошадью, адаптированная к возможностям ребенка в обучению верховой езде и уходу за лошадью.
Иппотерапия действует на организм человека через два фактора: биомеханический и психогенный.
В процессе преодоления нарушений детского аутизма, синдрома Аспергера и других аутоподобных заболеваний основным воздействующим фактором является психогенный. Роль биомеханического фактора в реабилитации детей с данными недугами не столь велика. Рассмотрим, как оба эти фактора влияют на детей, страдающих аутизмом.
Психогенный фактор. При лечении аутизма посредником между ребенком и окружающей действительностью выступает лошадь. Взаимодействие с животным происходит на невербальном уровне, что, в свою очередь, позволяет ребенку оставаться как бы внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться к ней.
Кроме того, для человека, страдающего психическими расстройствами, положение верхом на лошади оказывается «выигрышным» по сравнению с положением терапевтов: «Я наверху - они внизу». Вследствие этого могут корректироваться страхи, агрессия и неуверенность в себе.
Негативные проявления аутизма, различные поведенческие расстройства корректируются, формируется способность ребенка адаптироваться к реальности также потому, что верховая езда требует значительной концентрации внимания (притом эти процессы в основном происходят неосознанно), осознанных действий, умения ориентироваться в пространстве.
На появление мотивации к самостоятельной активности у детей, определенных в третью и четвертую группы аутизма (диагностические группы О. С. Никольской), занятия иппотерапией оказывают сильное влияние: ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, благодаря которой достигается не только подавление чувства страха, но и появляется возможность обучать ребенка правильному построению основного поведенческого фона.
Биомеханический фактор. Высокая результативность иппотерапии объясняется также очень сильным биополем лошади (известно только два существа с таким мощным лечебным биополем - лошади и дельфины).
Воздействие на организм человека (подобно действию ЛФК) усиливается трехмерным движением лошади и теплом ее тела (температура тела лошади на 1,5 градуса выше человеческого). Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функций вегетативных систем, что немаловажно для детей, отнесенных к любой из групп аутизма, и дает положительный отклик не только на физическое, но и на психо-эмоциональное состояние ребенка. При регулярных занятиях иппотерапией отмечаются улучшение координации движений, мелкой моторики, ориентация в пространстве, укрепление мышечного тонуса.
Факт, что при занятиях иппотерапией дети несут малые энергозатраты (имея тесное взаимодействие с другим человеком и животным, получая новый жизненный опыт, но не имея дискомфорта от прямого общения), имеет решающее значение при занятиях с детьми, отнесенными к первой и второй группам аутизма, т. е. пациентами, у которых отмечается слабый энергетический потенциал.
В процессе иппотерапии идет усиление и правильное распределение психофизического тонуса. Тренеру нет необходимости подбирать упражнения в связи с гипер- или гипотонусом ребенка, так как верховая езда оказывает положительное влияние при обоих синдромах. Попутно идет развитие как общей, так и мелкой моторики; формируется способность ребенка к произвольной организации движений собственного тела.
С другой стороны, по сравнению с поведенческой терапией у иппотерапии существует ряд недостатков:
- есть ограничения: ребенок должен быть способен переносить значительный тактильный контакт, и у него должна отсутствовать боязнь высоты;
- необходимо осознавать, что иппотерапия не формирует социально-бытовые навыки и навыки самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться, умываться, чистить зубы, убираться по дому, мыть посуду и т. д.).
Использование иппотерапевтической методики позволяет в значительной степени корректировать как случаи аутизма первой и второй групп (на которые не оказывает влияния
эмоционально-уровневая терапия), так и третьей и четвертой (при которых противопоказана поведенческая терапия).
Положительным моментом проведения комплексных занятий иппотерапией является устранение двигательных стереотипий, растормаживание отсутствующих реакций на просьбы и требования взрослого, дающие значительный эффект во всех сферах жизнедеятельности ребенка. По сравнению с оперантным обучением (поведенческая терапия) иппотерапия позволяет в значительной степени улучшить функции концентрации и переключения внимания ребенка, разнообразить его жизненный опыт; в той или иной степени избавиться от привычки игнорирования других людей. Кроме того, использование иппотерапии дает возможность развивать речь ребёнка, знакомить его с собственным телом и пространством вокруг.
Тем не менее, благодаря преимуществам иппотерапии перед оперантным обучением, ребенок переносит полученную с помощью нее пользу и в поведенческую терапию, и в остальные сферы своей жизнедеятельности.
Адаптационная задача определяет характер аффективного переживания, которое раскрывается как механизм организации сознания и поведения.
Очень важно отметить, что аутизм - образование вторичное и, следовательно, легче, чем основной и первичный дефекты, поддается коррекционным воздействиям.
Аутизм можно в большей или меньшей степени скомпенсировать, иногда (очень редко) можно добиться очень высокого уровня социальной адаптации, но хотя бы легкие, часто не выходящие за рамки характерологических вариантов аутистические черты все-таки сохраняются.
Выводом ко всему вышесказанному может служить необходимость применения методики иппотерапии при работе с детьми с аутизмом не изолированно, а комплексно с поведенческой терапией.
Примечание
1 Научное редактирование статьи осуществлено профессором, доктором педагогических наук, академиком АГН С. Г. Молчановым.
Список литературы
1. Гилберт, К. Аутизм : медицинские и педагогические аспекты : книга для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс ; пер. с англ. О. В. Деряевой ; под науч. ред. Л. М. Шипициной, Д. Н. Исаева. М. : ВЛАДОС, 2005.
2. Лебединская, К. С. Дети с нарушениями общения / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг и др. М., 1989.
3. Молчанов, С. Г. Проблемы оценивания профессионально-педагогической компетентности // Развертывание научно-прикладных исследований в образовательновоспитательных учреждениях г. Челябинска : сб. статей / под ред. С. Г. Молчанова. Челябинск : Челябинский гос. ун-т, 1993.
4. Никольская, О. С. Аутичный ребенок : пути помощи. Изд. 3-е, стер. / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М. : Теревинф, 2005. 286 с.
5. Свинолупов, А. Г. Об опыте апробации программы коррекционного воздействия на ребёнка с детским аутизмом // Челябинский гуманитарий. 2009. № 3 (9). С. 98-102.