Научная статья на тему 'Иппотерапия — как метод лечения детей с болезнью аутизм'

Иппотерапия — как метод лечения детей с болезнью аутизм Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3360
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИППОТЕРАПИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИКО-ПРОФUЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / АУТИЗМЫ / РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марченко Светлана Андреевна

В настоящее время дети аутизмы получают огромные нагрузки в обществе и часто подвержены стрессу. Актуальность предлагаемого проекта по иппотерапии как метод лечения детей ориентирован на использование реализации методик реабилитации и требует серьезной разработки. Проблема рассматривается в комплексе: физиология, психология, педагогика. Верховая езда оказывает огромное положительное влияние на психоэмоциональное состояние больных детей, помогает им повысить самооценку, внимание и способность концентрироваться, оказывает воздействие на волевую сферу, даёт возможность обрести новых друзей и активно проводить время на свежем воздухе. Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении технологии обеспечения социально-психологического благополучия детей и родителей, с использованием иппотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иппотерапия — как метод лечения детей с болезнью аутизм»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 57

Марченко Светлана Андреевна

студентка 3-го курса, ФГБОУ ВПО "Кубанский Государственный университет", филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ.

Е-mail: svetitmarchenko. 94@mail.ru

ИППОТЕРАПИЯ -- КАК МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С БОЛЕЗНЬЮ АУТИЗМ

Аннотация

В настоящее время дети аутизмы получают огромные нагрузки в обществе и часто подвержены стрессу. Актуальность предлагаемого проекта по иппотерапии как метод лечения детей ориентирован на использование реализации методик реабилитации и требует серьезной разработки. Проблема рассматривается в комплексе: физиология, психология, педагогика. Верховая езда оказывает огромное положительное влияние на психоэмоциональное состояние больных детей, помогает им повысить самооценку, внимание и способность концентрироваться, оказывает воздействие на волевую сферу, даёт возможность обрести новых друзей и активно проводить время на свежем воздухе. Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении технологии обеспечения социально-психологического благополучия детей и родителей, с использованием иппотерапии.

Ключевые слова

Иппотерапия, физкультурно-оздоровительные технологии, медико-профuлактические технологии,

духовно-нравственное благополучие, аутизмы, реабилитации личности, школьные технологии,

познавательные интересы.

С каждым годом все больше происходит рост численности детей с неврологической патологией, в частности с детскими аутизмом. Детские аутизм характеризуются особенностями нарушений познавательной деятельности, моторной, речевой, а также нервно-психической сферы, при этом степень выраженности зависит от тяжести поражения коры головного мозга. Данные особенности оказывают негативное влияние на развитие детей дошкольного возраста и становление личности в целом [1, стр. 56]. Аутизм является таким серьезным заболеванием, при котором главным образом заметны общие нарушения развития. При данном синдроме некоторые сферы обычной детской психики сначала развиваются согласно возрасту, а затем развитие резко прекращается. При этом аутичный ребенок не всегда отстает в умственном развитии.

Данная проблема является актуальной в связи со сложностью структуры дефекта при детском аутизме, зависимостью его от формы, сопутствующих синдромов, а также от нарушений двигательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Как правило, данные аутистические расстройства можно заметить у ребенка в возрасте от одного до трех лет. Приблизительно к двум годам у малыша наблюдаются проблемы с речью. Он может неадекватно реагировать на шум, не реагировать на просьбы родителей и не интересоваться общением со сверстниками. У аутистов не формируется привязанность к родным людям, они не играют в ролевые игры и не могут отличить неодушевленный предмет от человека.

Во всем мире эффективным лечением аутистического расстройства является верховая езда. Терапевтический эффект верховой езды на лошади, заключается в том, что этот момент всаднику за одну минуту передается более ста разноплановых колебательных импульсов) горизонтальные импульсы (из

стороны в сторону), вертикальные импульсы (вниз и вверх, импульсы диагональные (по осям движения) и прочие более сложные. Все это оказывает массирующее воздействие на все тело и органы, а вследствие более высокой температуры тела лошади. [3, стр. 123].

На сегодняшний день существует много центров, где с детьми занимаются специально подготовленные специалисты под наблюдением врачей.

В небольшом городе Славянске-на-Кубани, на юге России, существует конно-спортивная школа «Изумруд», в которой проводится реабилитация детей с аутизмом.

Объект нашего исследования -реабилитационные мероприятия для детей с диагнозом аутизм.

Цель - изучить влияние иппотерепии на физиологическое состояние ребёнка с диагнозом аутизм.

Научный эксперимент был организован в МОУДОД «Изумруд»,, для научной основы брались 6 детей с данным диагнозом. Заранее были составлены расписания занятий, комплекс упражнений (которые были регламентированы с врачом), была объявлена информация о посещении с родителями в конно-спортивную школу. Физические упражнения специально подобраны для улучшение координации движений и нормализации мышечного тонуса Исследование проводилось в течение шести месяцев, включало познавательные беседы о лошадях и их роли в жизни человека.

Таблица 1

Физиологические упражнения для учащихся средней школы.

Название упражнения и вид Методика упражнения Время упражнения

На расслабление упражнения с закрытыми глазами. 15 секунд

На расслабление сидя лицом вперед 60 секунд

На расслабление дыхательные упражнения. 2 минуты

На укрепление. махи ногами лежа верхом на лошади 2 минуты

На укрепление. вращение головой в разные стороны 20 секунд

На укрепление. поднятие рук вверх для выравнивание позвоночника 60секунд

Иппотерапия при аутизме помогает развитию памяти, внимания, мышления. Необходимость, постоянной концентрации внимания и сосредоточенности, при верховой езде, максимально возможной самоорганизации и собранности, необходимость планировать и запоминать собственные действия, их последовательность, активизирует массу психических процессов. Также иппотерапия для аутизма предоставляет возможность практиковаться, получить опыт в социальном взаимодействии. Иппотерапия при аутизме позволяет использовать контакт с лошадью для адаптации, социализации детей с аутическими расстройствами. Лошади обладают весьма сильным биополем и способностью заряжать практически любого человека позитивной энергией, примечательно, что происходит это не только процессе верховой езды, а и при простом нахождении рядом с лошадью, контакте, поглаживании ее.

Учащиеся во время занятий по иппотерапии не только общались и тренировались, но и играли. Методика лечения с иппотерапией проявляет интерес, учится слушать и полноценно развивается.

После проведения небольшого лечения в конной спортивной школе у детей появился интерес к окружающему миру, они стали более раскрепощёнными, открытыми в беседе,улучилась концентрация и внимание при общении.

Эта технология является не только самой выдающейся, но и очень респектабельной. Иппотерапия не только повышает уровень здоровья детей болеющих аутизмом, но и вносит в воспитальный процесс особую изюминку будущего поколения. Общение детей и животных, а именно лошадей, меняет мировозрение на раннем лечебном этапе взросления ребенка, заставляет присмотреться по другому на окружающий мир в целом.

Список использованной литературы:

1. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды / И. Штраус -М.:ИРПО,2000. - 240 с.

2. П.Т.Гурвич. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №1 1997 г. - стр.22-23.

3. . Денисенков А. И. Иппотерапия как одно из средств реабилитации больных с детскими церебральными параличами / А. И. Денисенков.- М.: Феникс, 2012. - 134 с.

© С.А.Марченко, 2015

УДК 57

Пекшуева Светлана Андреевна

студентка 3-го курса, ФГБОУ ВПО "Кубанский Государственный университет", филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ.

Е-mail: svetik.marchenko.94@mail.ru

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ФАКТОР АКТИВНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В

ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Аннотация

Здоровье детей всегда оставалась актуальной проблемой человечества. В современном информационном мире можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать все возможное для здоровья современного ученика, также как и врач. Это объясняться тем, что учитель работает так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе, можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей педагогики. Эти вопросы всегда остаются в центре внимание, и будет организована целенаправленная работа по защите здоровья учащихся и педагогов от многочисленных негативных факторов окружающей среды, то разрушающий здоровье «эффект», причём для всех субъектов образовательного процесса неизбежен.

Ключевые слова

Здоровьесбережения, здоровьесберегательная технология, физкультурно-оздоровительные технологии, медико-профилактические технологии, духовно-нравственное благополучие, образовательные учреждения, реабилитации личности, школьные технологии, познавательные интересы.

Здоровьесберегающая деятельность в процессе обучения биологии должна вестись по трем направлениям: педагогическому, физиолого-биологическому и психическому. Одной из современных является концепция здоровье формирующего образования Ю. В. Науменко, которая построена на принципе целостности рассмотрения самого понятия "здоровье" и интегративности всех существенных подходов к решению данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.