Научная статья на тему 'Проблемы соответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития страны'

Проблемы соответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития страны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
490
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ПОТРЕБНОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / TRANSPORT SYSTEM / TRANSPORT STRATEGY / REQUIREMENTS OF THE COUNTRY DEVELOPMENT / THE PROGRAMMNO-TARGET APPROACH

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ханалиев Г. И.

Отмечена необходимость кардинального изменения отношения к развитию транспортной системы. Ее недостатки тормозят развитие российской экономики. Предложено решение этой проблемы с использованием программно-целевого метода управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ханалиев Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of compliance with the transport system to the needs of socio-economic development

Necessity of cardinal change of the relation to development of transport system is noted. Its lacks brake development of the Russian economy. It is offered decisions of this problem with use of a programmno-target management method.

Текст научной работы на тему «Проблемы соответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития страны»

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ПРОБЛЕМЫ СООТВЕТСТВИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ПОТРЕБНОСТЯМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

ХАНАЛИЕВ Г.И.,

доцент,

Грозненский нефтяной институт, e-mail: hgis@mail.ru

Отмечена необходимость кардинального изменения отношения к развитию транспортной системы. Ее недостатки тормозят развитие российской экономики. Предложено решение этой проблемы с использованием программно-целевого метода управления.

Ключевые слова: транспортная система; транспортная стратегия; потребности развития страны; программно-целевой подход.

Necessity of cardinal change of the relation to development of transport system is noted. Its lacks brake development of the Russian economy. It is offered decisions of this problem with use of a programmno-target management method.

Keywords: Transport system; transport strategy; requirements of the country development; the programmno-target approach.

Коды классификатора JEL: L91, R41.

Состояние и развитие региональных транспортных комплексов имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей.

Региональные комплексы являются важнейшей составной частью соответствующих производственных инфраструктур, а их развитие — одна из приоритетных задач управления. Создание динамично развивающихся, устойчиво функционирующих и сбалансированных региональных транспортных комплексов является необходимым условием подъема экономики и фактором, стимулирующим развитие страны в целом, повышение уровня жизни, укрепляющим федерализм и территориальную целостность [4].

В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития ТРК с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации и значительного увеличения межгосударственных и межтерриториальных связей.

Среди основополагающих документов по определению целевых приоритетов, задач и механизмов развития транспортной системы следует указать ряд документов. Среди них — Транспортные стратегии Российской Федерации. Первоначальная Транспортная стратегия была разработана Минтрансом России на период до 2020 года в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. № МК-П10-3887.

© Г.И. Ханалиев, 2G1G

Анализ показал, что положения данной Транспортной стратегии являлись базой для единого понимания роли транспортной системы и перспектив ее развития органами государственной власти, органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, органами военного управления, мобилизационными органами, хозяйствующими субъектами различных форм собственности и организационно-правовых форм, пользователями транспортных услуг.

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года определяла основы государственной транспортной политики. Главное назначение транспортной политики на тот период состояло в том, чтобы зафиксировать общее видение органами всех ветвей власти, обществом и бизнесом роли и задач транспорта, а также единые принципы принятия решений по реформированию, финансированию, регулированию сбалансированного развития транспорта с учетом его особенностей.

Как показал анализ, первоначально реализация транспортной политики требовала развития структурных преобразований на транспорте, направленных на повышение эффективности транспортной деятельности, снижение транспортных издержек, повышение конкурентоспособности транспортной отрасли и привлекательности транспорта как сферы бизнеса и инвестиций.

В настоящее время стратегическую линию развития продолжает и углубляет следующая Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р).

Данная стратегическая линия в отличие от предыдущей учитывает, что к концу первого десятилетия XXI века российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и качество которого определяются сочетанием трех фундаментальных факторов [5, 3].

Первый фактор — усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг, капитала и других факторов экономического роста. Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, ожидаемым распространением новых технологий. Это повлечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания.

Второй фактор — возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, встающей на путь инновационного развития.

Третий фактор — исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта.

Одновременно в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Современные объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики. Все это требует от российского транспорта существенной перестройки.

Следует заключить, что предыдущие стратегические документы в области транспорта были разработаны в условиях перехода к стратегии экономического роста.

При переходе к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития страна стремится стать одним из лидеров глобальной экономики, что требует принятия адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу.

На новом этапе транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.

Современный выбор направлений развития транспортной системы на долгосрочную перспективу базируется на проекте концепции долгосрочного социально-экономического

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

развития Российской Федерации, бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также на широком спектре документов, определяющих перспективные направления развития общества и экономики России, ее регионов, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта (включая трубопроводный), международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках СНГ и ЕврАзЭС, на законодательных и иных нормативных правовых актах в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации [7, 6].

Безусловно, при формировании приоритетных направлений развития транспортной системы России и ее регионов должен учитываться опыт разработки и реализации стратегических документов и инициатив в области развития транспорта за рубежом [2].

Одной из главных целей при этом указана ориентация на формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.

Достижение этой цели позволит обеспечить динамичный рост экономики России, социальное развитие и укрепление связей между ее регионами путем устранения территориальных и структурных диспропорций на транспорте, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных связей, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки, рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.

Единое транспортное пространство России должно обеспечить функционирование единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций, интегрированной системы товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, применение единых стандартов технологической совместимости различных видов транспорта, оптимизирующих их взаимодействие, единых стандартов технической совместимости различных видов транспорта и транспортных средств, а также создать единую информационную среду технологического взаимодействия различных видов транспорта.

Таким образом, анализ показал, что в рамках данной стратегической цели развитие транспортной инфраструктуры относится не только к развитию транспортных коммуникаций и узлов. Предполагается качественно новый уровень системного развития в рамках единого транспортного пространства в комплексе с товаротранспортной технологической инфраструктурой, транспортной инфраструктурой грузовладельцев, стандартами технической совместимости, а также информационной средой взаимодействия различных видов транспорта.

Анализ отдельных аспектов несоответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития страны показывает, что они не являются проблемами отдельных видов транспорта, а носят комплексный характер. Существующие ограничения связаны, по сути, с отсутствием единой транспортной системы. Целесообразность решения этой проблемы с использованием программно-целевого метода управления определяется следующими факторами:

• комплексный характер проблемы, обусловленный сложной структурой транспорта, объединяющей в единую систему отдельные виды транспорта, и его особой ролью инфраструктурной отрасли, обеспечивающей условия для экономического роста, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции России в мировую экономику;

• высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющие их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации;

• возможность концентрации ресурсов на приоритетных задачах, направленных на решение системной проблемы в целом и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта;

❖ необходимость системного подхода к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам инвестиционных проектов развития транспортной системы, реализация которых позволит не только получить отраслевой эффект, но и приведет к существенным позитивным социально-экономическим последствиям для общества в целом;

❖ возможность внедрения проектного механизма управления программными мероприятиями, который позволит скоординировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других участников инвестиционного процесса и достигнуть синергетического эффекта от реализации взаимодополняющих друг друга инвестиционных, инновационных и других мероприятий;

❖ важность эффективного взаимодействия Министерства транспорта Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных агентств с другими федеральными органами исполнительной власти.

Отказ от использования программно-целевого метода приведет к усилению дисбаланса между развитием транспортной системы и потребностями социально-экономического развития страны.

В настоящее время имеются 2 альтернативных варианта решения указанной системной проблемы [1].

Первый вариант предусматривает разработку федеральных целевых программ развития отдельных видов транспорта, направленных на решение главным образом отраслевых проблем.

Второй вариант предусматривает активное воздействие на ситуацию с помощью программно-целевого метода управления, предполагающего разработку единой федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» (далее — Программа), направленной на решение проблемы в целом.

Успешная реализация геостратегических интересов России в значительной степени будет зависеть от развития транспортной системы, которая решает задачи связанности субъектов Российской Федерации с центральной частью страны [7].

Риск недостаточной гибкости и адаптивности Программы к изменениям внешних условий вызван, в частности, излишней бюрократизацией процедур актуализации и корректировки Программы.

Анализ вариантов решения системной проблемы показывает, что второй вариант является более предпочтительным, так как позволяет уменьшить потери от указанных рисков. Основными его преимуществами являются:

❖ концентрация ресурсов на решении приоритетных задач развития транспортной системы и реализации комплексных проектов по развитию транспортной инфраструктуры;

❖ внедрение положительного опыта реализации крупных транспортных проектов на условиях государственно-частного партнерства, которое послужит сигналом для бизнес-сообщества и повысит инвестиционную привлекательность отрасли;

❖ согласованное комплексное развитие транспортных узлов, которое ускорит развитие региональных «точек роста» и будет способствовать повышению конкурентоспособности субъектов Российской Федерации;

❖ повышение результативности реализации Программы и эффективности использования бюджетных средств.

В заключение следует резюмировать, что в целях обеспечения наиболее эффективного использования возможностей транспорта в интересах социально-экономического развития России необходима координация действий всех ветвей и уровней власти, бизнеса, различных слоев общества по выполнению программных документов транспортной отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асланов М.А., Кузнецов В.В., Макаров Ю.Н., Мальчевский А.А., Шатраков А.Ю. Системный

анализ и принятие решений в деятельности учреждений реального сектора экономики, связи и

транспорта. М.: Экономика, 2010.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

2. Ефимова Е.Г. Транспорт в мировом хозяйстве. М.: Анкил, 2007.

3. Приоритетные национальные программы. Транспортная стратегия России. М.: ООО «Центр стратегического партнерства» (ЦСП), 2010 // http://www.centersp.ru/content/view/232/176/.

4. Сафронов Э.А. Транспортные системы городов и регионов: Учебное пособие для вузов. М.: Ассоциация Строительных Вузов, 2005.

5. Транспортная стратегия России // http://www.mintrans.ru/pressa/Trans_Strateg_12052005.doc.

6. Чеботаев А.А. Геотранспортные ресурсы России. М.: Экономика, 2007.

7. Якунин В.И. Формирование геостратегий России. Транспортная составляющая. М.: Мысль, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.