Научная статья на тему 'Проблемы сохранения уникальности традиционной народной вышивки России при переходе к дистанционным формам обучения'

Проблемы сохранения уникальности традиционной народной вышивки России при переходе к дистанционным формам обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫШИВКА / EMBROIDERY / ОРНАМЕНТЫ / ORNAMENTS / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC RESOURCES / ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / TRADITIONAL FOLK ART / САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / AMATEUR ART / ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫШИВКЕ / PROBLEMS OF LEARNING EMBROIDERY / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЫШИВКЕ / DISTANCE LEARNING EMBROIDERY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобыкина Н. Ю.

В статье обозначены проблемы изучения традиционного народного искусства, в том числе и традиционной народной вышивки. Отсутствие квалифицированных преподавателей, этнографов и искусствоведов на местах не дает возможности сформироваться научному подходу к изучению и развитию местных традиций вышивального ремесла. Для решения этих проблем автор предлагает обратиться к современным дистанционным технологиям электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of preserving the uniqueness of the traditional folk embroidery of Russia in the transition to distance learning

The article outlines the problems of studying traditional folk art, including traditional embroidery. The lack of qualified teachers, ethnographers and art historians in the field makes it impossible to form a scientific approach to the study and development of local traditions of embroidery craft. To solve these problems the author proposes to apply to modern remote e-learning technologies.

Текст научной работы на тему «Проблемы сохранения уникальности традиционной народной вышивки России при переходе к дистанционным формам обучения»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 4, 2017: 676-680

Проблемы сохранения уникальности традиционной народной вышивки России при переходе к дистанционным формам обучения

Н.Ю. Бобыкина

Гжельский государственный университет

140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, д. 67 Gzhel State University

Elektroizolyator, 67, Ramensky District, Moscow Region 140155 Russia e-mail: gzhelnauka@yandex.ru

Ключевые слова: вышивка, орнаменты, дистанционное обучение, электронные ресурсы, традиционное народное искусство, самодеятельное искусство, проблемы обучения вышивке, дистанционное обучение вышивке. Key words: embroidery, ornaments, distance learning, electronic resources, traditional folk art, Amateur art, problems of learning embroidery, distance learning embroidery.

Резюме: В статье обозначены проблемы изучения традиционного народного искусства, в том числе и традиционной народной вышивки. Отсутствие квалифицированных преподавателей, этнографов и искусствоведов на местах не дает возможности сформироваться научному подходу к изучению и развитию местных традиций вышивального ремесла. Для решения этих проблем автор предлагает обратиться к современным дистанционным технологиям электронного обучения.

Abstract: The article outlines the problems of studying traditional folk art, including traditional embroidery. The lack of qualified teachers, ethnographers and art historians in the field makes it impossible to form a scientific approach to the study and development of local traditions of embroidery craft. To solve these problems the author proposes to apply to modern remote e-learning technologies. [Bobykina N. Yu. The problem of preserving the uniqueness of the traditional folk embroidery of Russia in the transition to distance learning]

Целью статьи является анализ профессионального обучения традиционной художественной вышивки и изучение возможности его перехода на дистанционные формы. Главной задачей при составлении дистанционного курса обучения традиционной народной вышивки стало сохранение уникальности данного вида народного творчества в местах его бытования.

Традиционная народная вышивка- это особая форма ручного ремесла, которое требует к себе повышенного чуткого внимания. Обучение вышивке в России проходило в несколько

этапов развития:

1. Семейное обучение, передача родоплеменных ценностей из поколения в поколение (с древности).

2. Обучение в православных монастырях и храмах, в особых школах других конфессий (с XI в.).

3. Обучение в царских и боярских светлицах (с XIV в.).

4. Обучение в женских учебных заведениях Ведомства учреждений Императрицы Марии, супруги Павла I (с 1796 г.).

5. Строчевышивальные мастерские при земских училищах (с XIX в.).

6. Учеба у отдельного мастера и в артели (с XI в.).

Советская школа обучения ремеслам (с 1930 г.) создала

беспрецедентное обучение народным ремеслам- от семьи, художественных студий в школах и творческих центрах до техникума и вуза, которое вылилось в небывалый расцвет народных художественных промыслов, в том числе и строчевышивального производства. В этом едином процессе образование, культура и строчевышивальные предприятия работали в едином ключе. Важную роль сыграл Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП) как научный и организационный центр. После его закрытия в 1990 г. прервалась связь предприятий с образовательными учреждениями.

По итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области 18 апреля 2017 г. Президентом Российской Федерации было поручено Правительству России: «разработать методику использования изделий народных художественных промыслов в программах дополнительного образования и воспитания детей, формирование профильного профессионального образования» (Президент России, htф://www.kremlm.ш/acts/assignments/orders/544742).

Следует различать народное, профессиональное и самодеятельное искусство.

Народное искусство- это синтетическое по характеру искусство, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру. Народное искусство восходит к синкретизму первобытной культуры, сохраняет в своей основе

мифопоэтическое чувство мира (Эстетика: Словарь 1989).

Народная культура России- это многообразие культурных традиций народов и народностей, проживающих на территории страны, и их объединение в единое культурное пространство. Сегодня возник огромный интерес к своей идентичности каждого жителя страны. Желание знать, что обозначают орнаменты, историю их происхождения и места бытования, появилось у жителей разных уголков нашей страны. Они хотят восстановить традицию вышивки и продолжить ее.

Академическое искусство стоит во главе профессиональной деятельности народных художественных промыслов и связано с разделением труда по специальностям, необходимым производству. Воспитанное, прежде всего, на народном искусстве, академическое искусство сковано промышленным стандартом, разработанными эталонами, от которых художник не имеет право отойти. Это способствует отрыву его от настоящего многовариантного народного искусства и переходу в стагнацию. Развитие сувенирной продукции, массовое тиражирование единичных образцов привело академическое искусство к стилизации народного искусства, а не к его динамичному развитию.

Самодеятельное искусство- это непрофессиональное искусство, «свободное оперирование в ходе творчества элементами действительности, общеизвестными

художественными формами, их преобразование без строгого соблюдения существующих традиций, канонов, правил...» (Эстетика: словарь, 1989).

Самодеятельное искусство- это досуг человека, добровольная деятельность которого направлена на развитие и максимально полную реализацию собственных сил и возможностей в свободное время. Оно сегодня зачастую оторвано от традиций народного искусства своего края, местности и страны. Очень часто самодеятельный автор с легкостью перенимает чужие технологии и узоры, искажает собственную традицию и не способствует ее сохранению.

Народное искусство - это многовековая традиция, передаваемая из поколения в поколение, квинтэссенция всего того, что вобрало в себя веками и даже тысячелетиями

население той местности, где оно пребывало, чей народ тщательно накапливал знания о жизни на Земле.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Не разделены понятия: академическое

(профессиональное), народное и самодеятельное искусство. Не сформированы методы исследования и критерии оценок по всем трем направлениям. Самодеятельное и народное искусство рассматривается в одном ключе. Профессиональное искусство, народные художественные промыслы часто считаются единственным показателем народного традиционного искусства, что в корне неверно.

Не сформировано значение народного искусства как живой духовно-нравственной части культуры России, ее родовой памяти.

В методах обучения народному искусству главными изучаются предмет и объект, тогда как главное- это изучение традиции.

Современное состояние народного искусства не способствует сохранению уникальности каждого ремесла в отдельно взятой местности.

Решением выявленных проблем может стать создание новой законодательной базы и выработка стратегии изучения, сохранения и развития народного искусства, обучения кадров в сфере народной художественной культуры с учетом особенности искусства в каждой местности.

Уникальность народной традиционной вышивки в образовательном курсе всегда предполагала передачу навыков шитья при непосредственном контакте мастер-ученик. Развитие современных технологий дистанционного обучения, особенно электронного, дает возможность сегодня получить образование на любом расстоянии от образовательного учреждения. Уже созданы частными мастерами отдельные сайты, обучающие вышивке. Необходимость общения людей с разным уровнем образования на общих больших площадках, таких как Интернет, ставит образование в новые условия обучения конкретным профессиям.

Дистанционные технологии способны:

1. Создать электронный ресурс, способный объединить

преподавателей, мастеров, этнографов, искусствоведов, специалистов промыслов в любом уголке России для общего изучения ситуации на местах. Там, где не способен один человек в вопросе возвращения традиции села, деревни, народности, поможет сообщество своим опытом, примером спасения традиций, советом или более действенной помощью. Онлайн-конференции, семинары, мастер-классы, форумы, обмен опытом -все может быть использовано на этом электронном ресурсе.

2. Технологии дистанционного интерактивного индивидуального обучения играют важную роль в сохранении народных традиций. Любой курс можно сделать дистанционным и доступным, индивидуальным для каждого пользователя. Главное, что он должен быть спроецирован не на общее развитие знаний, а на сохранение уникальных традиций отдельной местности.

Такой опыт был приобретен при развитии народного искусства Севера России. Начиная с 1921 г., в СССР действовала специальная учебная программа с условием «не навредить». Свою лепту в уникальное советское заочное образование внесли такие выдающиеся художники, как Г. Ряжский, И. Грабарь, К. Юон, К. Петров-Водкин, С. Герасимов .

В создании дистанционных курсов главным приоритетом станет уникальность местных традиций, их сохранение и развитие.

ЛИТЕРАТУРА

Академия народного искусства [Электронный ресурс]. - URL:

http://folkacademy.umi.ru. Президент России [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/54474. Проблемы народного искусства: сб. стат. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР. Под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макарова. М. Изобразительное искусство, 1982. 136 с. Эстетика: словарь. Под общ. ред. А. А. Белова.- М.: Политиздат, 1989. 447 с.

Получена / Received: 14.07.2017 Принята/Accepted: 27.07.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.