Научная статья на тему 'Проблемы сохранения архитектурно-градостроительного наследия Северной части Кузбасса'

Проблемы сохранения архитектурно-градостроительного наследия Северной части Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
375
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Петерс Елена Викторовна

В статье рассмотрены вопросы сохранения своеобразной архитектурно-пространственной структуры и проблемы преемственного развития исторических поселений северной части Кемеровской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы сохранения архитектурно-градостроительного наследия Северной части Кузбасса»

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

УДК 72.03 (571.17)

Е.В. Петерс

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ КУЗБАССА

В XX в. значительная часть культурного наследия Кемеровской области была утрачена. Создание и высокие темпы развития мощной индустрии привело к нарушению экологического равновесия, недооценке истории края, к почти полному исчезновению традиционных культур аборигенов и русского старожильческого населения, к разрушению и уничтожению памятников истории и архитектуры.

Развитие социально-

экономических отношений в XX в. в большой степени изменило архитектурно-простран-

ственную структуру населенных пунктов, особенно это коснулось городов. Современная система застройки носит расчлененный характер. Проблема сохранения и воссоздания ценных исторических комплексов и отдельных образцов сибирской архитектуры не находит отражения в генеральных планах населенных мест. Охране подлежат только официально зарегистрированные памятники истории и архитектуры. В то же время ощущение целостности и эстетическое воздействие может создать только среда - дома, занесенные в списки памятников, вместе с неотделимой от них фоновой застройкой.

Для сохранения архитектурно-пространственной среды населенных мест требуется выявление в планировочной структуре исторических и заповедных зон. В большинстве поселений необходимо выполнение корректировки генерального плана. Для нового строительства в исторически сложившейся среде нужен бережный и так-

тичный подход или отвод специальных участков для перспективной застройки. Кроме того, современный уровень развития требует проведения комплекса мероприятий по благоустройству, улучшению жилищных условий населения, проживающего в исторических зонах,

В качестве примеров рассмотрим поселки Проскоково, Зеледеево, Варюхино, Ишим, Итат и города Мариинск, Тайгу. Что касается планировочной структуры, на территории исследуемых населенных пунктов Кузбасса до наших дней сохранились довольно крупные массивы исторической застройки. Экономическое развитие и территориальный рост в большинстве случаев не изменили положение центрального ядра населенных пунктов.

Остатки старых планировочных систем прослеживаются в современном каркасе. Направление и трассировка основных улиц исторической зоны в основном остались прежними, часть площадей сохранили свое местоположение и очертание, а иногда и функцию. Например, базарная площадь в Ишиме или привокзальные площади в Ма-риинске и Тайге.

В большинстве рассматриваемых населенных пунктов сохранилась историческая планировочная структура. Небольшие поселения (Проскоково, Зеледеево, Варюхино, Итат) не утратили линейную планировку центральной зоны.

Особенностью большинства сибирских населенных пунктов, в том числе и рассматриваемых, является крайняя малочислен-

ность или полная утрата архитектурных памятников начального периода их формирования. Основная масса сохранившихся зданий датирована концом XIX

- началом XX вв. Значительная часть исторической застройки этого периода сохранилась в зоне прохождения Сибирского тракта. Постройки, относящиеся ко времени функционирования Сибирского тракта, есть в Проскоково, Зеледеево, Варюхино, Ишиме, Итате и Мариинске.

В Проскоково почти неизменной осталась историческая трассировка Сибирского тракта (ул. Центральная). Из числа исторических построек в поселке сохранился дом постройки 1-ой половины XIX в. (ул. Центральная, 98). До наших дней дошел торговый комплекс купца Ярова (начало XX в.). В этом населенном пункте, единственном в Кемеровской области, предположительно сохранилось здание почтовой станции. В настоящее время - это жилой дом.

Историческая планировочная структура в Зеледеево не претерпела значительных изменений. Бывший тракт (ул. Центральная) до сих пор является главной улицей населенного пункта и определяет местоположение центрального ядра поселка. В основном сохранились территории старых усадеб, об этом свидетельствуют воротные столбы и двойные ворота с калиткой "под крышей", оставшиеся от старой застройки. В конце XIX - начале XX вв. застройка трактовой улицы была очень плотной. Фасады домов, ворота и заплоты вытягивались по красной линии. С 20-х гг. XX в. эта традиция была нарушена:

усадьбы приобрели палисадник, выступающий в сторону дороги.

В зоне исторического центра Зеледеево частично сохранилась деревянная церковь Фрола и Лавра (начало XX в.). В советское время она использовалась как колхозный склад. За эти годы внешний облик храма изменился: в 50-гг. были разобраны купол, второй этаж и притвор-колокольня. К настоящему времени архитектором В.Н. Усольцевым по заказу Кемеровской епархии подготовлен проект реконструкции и реставрации здания. Конструктивная часть проекта была разработана в дипломной работе на кафедре строительных конструкций Куз-ГТУ в 1997 г.

На бывшей трактовой улице (современное название - ул. Центральная) в поселке осталось несколько жилых домов конца XIX - начала XX в., которые являются примерами традиционной гражданской архитектуры периода расцвета Сибирского тракта.

Современная застройка Ва-рюхино продолжает исторически сложившиеся планировочные направления, но целостность исторической застройки прибрежной зоны реки Томь нарушена. В 30-е гг. XX в. были утрачены часовня Святой Мученицы Екатерины, этап, почтовая станция. Лишившись часовни-доминанты, силуэт населенного пункта приобрел некоторую монотонность. Традиционная застройка усадеб изменилась, но в ограждениях еще встречаются традиционные плетни и заплоты с воротами и калиткам, что свидетельствует о сохранении следов исторического размежевания территории на участки.

Окружающая природная среда прибрежной части Томи является уникальным природным объектом, подлежащим охране. Здесь находилась паромная переправа, описанная А.П. Чеховым в рассказе "В ссылке".

Количество архитектурных памятников в Варюхино огра-

ничено, до наших дней дошли отдельные постройки конца

XIX - начала XX в. Историческим в поселке является сохранившееся здание волостного правления, организованного в конце XIX в. В советское время здание было перестроено и приспособлено под школу. Сейчас в нем открыт музей.

Своеобразный облик при-трактового села сохранил центр Ишима. Трактовая улица (современное название - ул. Декабристов) не изменила направление и трассировку. Свое место в планировочном каркасе сохранили бывшая базарная площадь, кладбище и ул. Почтовая (современное название -ул. Радищева), расположенные к югу за Спасской церковью.

Тем не менее, советский период наложил отпечаток на планировочную структуру и застройку поселка. Наиболее выигрышное в визуальном аспекте возвышенное место занимала сохранившаяся каменная Спасская церковь (1799). Она являлась композиционным центром исторического ядра Иши-ма, господствовала над окружающей малоэтажной деревянной застройкой. Каменная церковь претерпела значительные утраты, и долгое время находилась в полуразрушенном состоянии. Она поставлена на государственную охрану решением облисполкома №259 от 14.06.82 г. Восстановление церкви намечено по проекту графической реконструкции архитектора В.Н. Усольцева. Варианты конструктивного решения были предложены в дипломной работе, выполненной на кафедре строительных конструкций КузГТУ в 1998 г. Периметр церковной ограды также нарушается. Современная жилая застройка почти вплотную подошла к южному и западному фасадам.

В поселке широко представлена жилая застройка конца

XIX в. - начала XX в. Часть домов постройки начала XX в. по ул. Декабристов являются памятниками, связанными с

развитием населенного пункта в связи с вступлением в строй Транссибирской магистрали. По ул. Достоевского и ул. Радищева сохранилось большое количество исторических построек начала XX в. Многие здания украшены резьбой. Наиболее часто применялась глухая резьба.

Современный Мариинск -малый город. На сегодняшний день в нем проживает около 30 тыс. человек. Город утратил историческую роль торговоперевалочного пункта, однако сохранил функцию железнодорожного узла и промышленного центра. В сохранившихся элементах планировки и застройки кварталов XIX - начала XX вв. заложен большой потенциал для современной реконструкции.

Сохранение и восстановление исторических зон может сделать Мариинск одним из интереснейших городов области.

В процессе развития Мари-инск преодолел препятствия, сдерживающие его территориальный рост (трассу железной дороги на севере и русло реки на востоке). Тем не менее, анализ современного планировочного каркаса показывает, что центральная часть сохранила большинство узловых точек структуры: расположение зон внешнего транспорта (пристаней и комплекса Транссибирской магистрали) и открытых пространств - площадей. Историческая часть города имеет решетчатую систему планировки, почти неизменными остались размеры, конфигурация большинства кварталов и сложившаяся уличная сеть. На некоторых участках улиц Ленина и Рабочей (бывшего Сибирского тракта) до наших дней сохранились фрагменты характерного профиля дороги.

В Мариинске большинство памятников деревянного и каменного зодчества сохранилось в структуре исторического центра. Это довольно обширная зона, включающая улицы: Ленина и примыкающие к ней Рабочую, Советскую, Коммуни-

стическую и другие с тяготением в северную сторону.

Архитектурные памятники, непосредственно относящиеся к периоду строительства Сибирского тракта, в Мариинске не обнаружены. Наиболее ранние из сохранившихся построек относятся к концу XIX в. Обследования выявили большое количество исторических зданий и сооружений. Только на отрезке Сибирского тракта, проходящем через город (улицы Ленина и Рабочая), находится свыше 30 архитектурных памятников. Время постройки основной массы дошедших до нас деревянных и каменных зданий относится к периоду прокладки Транссибирской железной дороги. На современном этапе наиболее хорошо сохранившиеся постройки занимают общественные учреждения и организации. Часть небольших по площади одноэтажных деревянных домов являются жилыми.

Историческая застройка центральной части города включает здания, занесенные в охранные списки (решение облисполкома №259 от 14.06.82 г.), и простые дома, представляющие собой фоновую застройку, без которых невозможно сохранение целостности сложившейся среды.

Сохранившиеся зоны и фрагменты исторической застройки отличаются удивительной целостностью. Одно-, двухэтажные деревянные и каменные здания формируют эстетически полноценную комфортную для человека среду. Глубокая связь с народными традициями, заимствование декора каменных зданий из деревянного зодчества, общий масштаб и характер ритмических членений создают впечатление необычной гармонии.

Итат сохранил линейную структуру планировки, бывший Сибирский тракт и теперь является главной улицей. Историческая и современная центральная часть Итата располагается в живописном месте на пересечении реки с Сибирским трактом.

Территориальное сосредоточение исторических зданий и сооружений обуславливают ее компактность. Историческая зона, несмотря на некоторые изменения, не утратила целостность планировочной структуры. Сложившаяся среда в застройке центральной части населенного пункта сохранила традиционный характер. Прибрежная зона р. Итатки осталась почти ненарушенной. В этой зоне сосредоточено большое количество памятников архитектуры XIX - начала XX вв.

Сохранившаяся застройка исторической части включает торговые сооружения середины

XIX в. и характерные деревянные жилые дома XIX - начала

XX вв.. Композиционным ядром центра поселка являлся храмовый комплекс, построенный у излучины реки. Наиболее возвышенное место занимала каменная церковь Святого Чудотворца Николая (1903-1905).

В настоящее время центральная зона Итата требует освободить ее от поздних наслоений, искажающих облик исторической застройки. В особенности это относится к комплексу сооружений при Никольской церкви. В советский период территория церковной усадьбы сильно пострадала. В 1938 г. сгорела часовня, а церковь была закрыта. Здание превратили в склад, затем в швейную фабрику. Оно претерпело утраты и частичную перестройку: купола и третий ярус колокольни были разобраны, в алтарной части церкви разместили котельную. Позднее в непосредственной близости от храма было построено новое здание швейного цеха. В пределах бывшей церковной ограды появилось несколько одноэтажных жилых домов. Новое строительство нарушило целостность композиции, территориально

разобщило церковные постройки, затруднило визуальное восприятие. Кроме того, изменилась функциональная и эмоциональная нагрузка центрального ядра. В 1992 г. церковь была

возвращена прихожанам. Архитектором В. Н. Усольцевым подготовлен проект восстановления здания, но строительные работы не ведутся. Из железнодорожных построек до нас дошла деревянная водонапорная башня с резным декором на каменном основании (конец XIX в.).

Тайга в настоящее время является малым городом, в ней проживает около 30 тыс. человек. Несмотря на развитие промышленности и наличие современных довольно крупных предприятий, она осталась городом, связанным с железнодорожной магистралью. Вокзал -крупный перевалочный пункт, комплекс пристанционных построек и площадь не перестали играть узловую роль в планировочном каркасе города.

Советский период в Тайге характеризовался ведением неупорядоченной застройки, механическим заполнением свободных пространств и участков. Территориальное и планировочное развитие города зачастую происходило стихийно, при отсутствии общей градостроительной концепции. Это усугубило недостатки исторически сложившейся расчлененной планировочной структуры, обусловленной сложной системой внешних транспортных путей. Тем не менее, Тайга обладает резервами для восстановления и реконструкции, заложенными в планировке и застройке исторической части города.

Несмотря на то, что Тайга в целом сохранила историческое территориальное деление на крупные районы, период с 20-х

- по 80-е гг. XX в. внес некоторые изменения в планировочную структуру города. В 30-е гг. в Тайге появился район "Шанхай". Таким образом, современная Тайга делится на 6 частей: "Город", "Забур", "Кабинет",

"Поселок", "Новый поселок" и "Шанхай".

Старая центральная часть ("Город") во многом сохранила характер трассировки основных улиц, однако изменилась система основных ориентиров и до-

минант города: некоторые исторические направления и связи между ними утрачены. Например, в дореволюционное время усадьбы трех храмов Тайги, расположенные на разных улицах особым образом организовывали городское пространство. Они формировали общую территорию, которая являлась центром притяжения окружающей застройки. Любая улица "Города" или "Забура" выходила к площади и трем храмам. Достопримечательностью и гордостью города была Дорога к Трем храмам, проходившая почти через весь город. В советское время в результате неправильной градостроительной политики она перестала существовать. О ее направлении можно судить только по сохранившимся описаниям и воспоминаниям старожилов.

Изменилось и значение старого ядра населенного пункта. Исторический центр перестал быть сосредоточением объектов общегородского значения, хотя и не утратил ведущей роли. Одним из планировочных центров исторической зоны, имеющим для транспортного города особое градоформирующее значение, является комплекс железнодорожных построек. Соответственно, за привокзальной частью исторической зоны Тайги закрепилась функция "ворот" города, его репрезентативной части. Привокзальная площадь ориентирована на современную деловую зону города ("Новый поселок") и планировочно увязана с Центральной площадью.

Что касается архитектурных памятников, в настоящее время в центральной части Тайги их осталось небольшое количество. Основная масса архитектурного наследия сосредоточена на Пролетарском проспекте и на улицах Советской и Интернациональной.

Рост Тайги и развитие внутригородских транспортных систем в советский период вносили корректировку в планировку и внешний облик улиц. Своеобразные архитектурные соору-

жения были снесены в исторической зоне - "Городе". Дисгармоничное современное строительство велось на улицах Интернациональной, Советской, проспекте Пролетарском и других. Например, при создании торгового центра на ул. Интернациональной были снесены два купеческих жилых дома, принадлежащих до революции Пантелееву и Магазову. Последний был частью комплекса торговых и жилых построек. Таким образом, современное строительство не только изменило облик улицы и квартала, но и нарушило целостность небольшого архитектурного ансамбля. Во 2-ой половине XX в. под новое строительство нередко отводили территории площадей, кладбищ, церковных усадеб. Подобная практика привела к нарушению соотношения открытых и застроенных пространств в городской структуре, изменению ритма и восприятия городской среды.

Большое количество изменений испытали территории на границе между "Г ородом" и "Забуром". В середине 50-х гг. был закрыт и перенесен базар на Пятой улице, служивший крупным торговым центром для многих окрестных деревень. Значительную территорию, примыкающую к Шестой улице, занимал сакральный комплекс: Пророко-Ильинская церковь (1906), часовня и кладбище. Последнее было ликвидировано еще в 1920 - 1921 гг. Участок застроили деревянными жилыми домами. Позднее, в 50-е гг., по территории бывшего кладбища проложили трамвайные рельсы.

Район "Забура" сохранил не только дореволюционную планировку, но и характер застройки. На его территории преобладают традиционные частные деревянные дома.

В 1969 - 1970 гг. общественный центр переместился из южной части в северную - в "Новый поселок". Как планировочный район эта территория сформировалась еще в начале

XX в. На территории современного делового центра Тайги сохранилось небольшое количество казенных домов для служащих железной дороги постройки начала XX в., однако основная масса сохранившейся застройки не имеет исторической или архитектурной ценности. В настоящее время эта часть города довольно плотно застроена современными типовыми зданиями. Основная часть застройки относится к 70 - 80 гг. XX в.

Количество дошедших до наших дней архитектурных памятников относительно невелико, но все они имеют большую ценность. Интересен тайгин-ский железнодорожный комплекс. Сохранившееся здание вокзала в начале XX в. было одним из красивейших на всей Транссибирской магистрали.

Высокое качество строительства сделало его востребованным и в наши дни. Часть сохранившихся зданий начала XX в. являются примерами авторской архитектуры. Они были созданы под руководством или по проектам сибирского архитектора К.К. Лыгина. Кроме того, в городе сохранились фрагменты традиционной застройки, необходимой для поддержания атмосферы исторической среды.

На пересечении ул. Интернациональной и пр. Пролетарского сохранился магазин купца Магазова. Это кирпичное здание, окрашенное в зеленый цвет, было построено в начале

XX в. (архитектор К.К. Лыгин). Здание сохранило свою функцию, но претерпело некоторые утраты в архитектурном облике. В советский период были убраны массивные створки кованных металлических ставен и дверей. По сей день сохранилось несколько одноэтажных деревянных домов по пр. Пролетарскому. Большая часть уцелевших зданий - жилые, одно из них используется как торговое помещение. Все сооружения, без исключения, требуют капитального ремонта, иначе будут снесены за ветхостью.

Печальна судьба церкви во имя Святого Андрея Критского (1899). В начале 20-х гг. были снесены кресты, колокола и купола. Бесценные иконы были разграблены или сожжены, бесследно исчезли все золотые и серебряные предметы отделки и утвари. Полуразрушенную церковь превратили в железнодорожный склад. В марте 1991 г.

начались восстановительные работы. В 1994 - 1996 гг. была отреставрирована фигурная кладка главок с крестами. Работы выполнялись без проекта бригадой украинских рабочих. В августе 1996 г. к 100-летию Тайги храм был окончательно возвращен прихожанам. Дом священника был частично перестроен и превращен в комму-

нальную квартиру.

Старообрядческая церковь была закрыта. В ней разместили Торгсин. Здание до сих пор используется. Деревянную Проро-ко-Ильинскую церковь (1906) закрыли в 1939 г., но в 1946 г. снова открыли. В 1978 г. церковь подверглась перестройке. Здание дополнили каменным блоком, в котором находились

а)

б)

Г-.— . — : I

г * -Ч ' 1 рг :Ш..Ж Л ■ < . —" *гт*

а)

Рис. 1. а) село Зеледеево: церковь Фрола и Лавра (современное состояние); б) поселок Итат: лавка купца Кербица.

б)

Рис. 2. Мариинск: а) жилой дом по ул. Гондатьевской (совр. Советская); б) дом с магазином купца Полуденцева по ул. Большой Московской (совр. Ленина)

Рис. 3. Тайга: а) восстановленная церковь Святого Андрея Критского; б) магазин купца Магазова по ул. Первой (совр. Интернациональная)

притвор, бухгалтерия, складские помещения и котельная. 1987 г. на месте деревянной Пророко-Ильинской церкви

была возведена новая каменная. Автором проекта стал настоятель церкви священник Игорь Лаврик.

Анализ сохранившейся застройки Тайги говорит о небольшом количестве оставшихся памятников архитектуры, которые вместе с фоновой застройкой представляют историко-культурную ценность, подлежащую сохранению.

Изучение сохранившихся памятников архитектуры и рядовых построек может дать исторические материалы по развитию строительного искусства в Сибири на протяжении XIX -начала XX вв.

Культурный пласт особой ценности - деревянное зодчество. Благодаря сохранившимся массивам деревянной застройки населенные пункты Сибири не утратили неповторимый индивидуальный архитектурный облик. Однако именно эта часть наследия является наиболее незащищенной. Физический

износ памятников архитектуры, особенно деревянных, в настоящее время достигает критической отметки, некоторые из них уже находятся в аварийном состоянии. Это происходит из-за отсутствия специального надзора, недостаточного количества квалифицированных специалистов и финансирования мероприятий по ремонту и реставрации. Скорость физического износа зависит и от экологических

факторов. Во-первых, общее ухудшение экологической обстановки отрицательно влияет на деревянную застройку, снижая химическую стойкость материала. Во-вторых, со временем здания утрачивают отдельные элементы, защищающие от разрушительного действия атмосферных явлений.

Старая застройка зачастую не обеспечивает комфортных условий для проживания в связи с физическим износом и недостаточным уровнем инженерного обеспечения. Модернизация исторических зданий проводится крайне редко, поэтому возникает потребность в новом строительстве. К сожалению, зачастую оно сопровождается сносом старинных сооружений и построек. Большинство современных зданий отличаются низким качеством строительства и, грубо вклиниваясь в историческую застройку, нарушают целостность и ансамблевость сложившейся среды.

Одна из причин противоречия между современной и исторической застройкой кроется в габаритах и пропорциях. Во-первых, компактная организация общественных зон исторических поселений в виде улиц и площадей создавала ощущение соразмерности пространства человеку. Во-вторых, одно-, двух-, трехэтажные здания, составляющие основу городской ткани в конце XIX - начале XX вв. воспринимаются как наиболее гармоничные и соразмерные человеку. В-третьих, в исторических зонах ширина улиц все-

гда зависела от характера застройки. При визуальном обзоре традиционный размер сооружений позволял воспринимать их и в общем, и в частности, т. е. разглядывать детали. Так объект полно "осваивался" зрителем. И, наконец, сомас-штабность старой застройки человеку проявлялась не только в размерах, характере пластической обработки, но и особенностях эстетического воздействия.

Для формирования эстетически полноценной среды, тактичного сочетания старой и новой застройки необходимо использование положительного опыта применения местных строительных материалов. В настоящее время в массовом строительстве почти не используется традиционный материал

- древесина, обладающий дешевизной, легкостью обработки, пластичностью, теплотехническими качествами и т. д.

В конце XIX - начале XX вв. почти во всех населенных пунктах были небольшие заводы, выпускающие добротный кирпич, в том числе фасадный и различного фасонного профиля. Сочетание различной по фактуре материала застройки формировали неповторимый облик улиц и ансамблей населенных пунктов. Лучшие черты традиционной сибирской архитектуры, переработанные на основе технических достижений, с учетом современных требований долговечности, пожарной безопасности и т.д. могут и должны найти воплощение в новых постройках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Свод памятников истории и культуры Кемеровской области // Память, КемГУ. - Кемерово, 1986.

2. Справочная книга по Томской епархии в 1902-03 годы. - Томск, 1903.

3. Кимеев В М. Православные храмы Кузбасса. - Кемерово, 1996.

4. Привалихин В. Тайга: к 100-летию города. - Кемерово, 1996.

□ Автор статьи:

Петерс Елена Викторовна

- доцент каф. строительных конструкций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.