Научная статья на тему 'Характерные черты и декоративные приемы деревянной архитектуры Западной Сибири (на примере Северной части Кемеровской области)'

Характерные черты и декоративные приемы деревянной архитектуры Западной Сибири (на примере Северной части Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
671
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петерс Елена Викторовна

Рассматриваются характерные черты и особенности развития сибирского деревянного зодчества XIX – начала XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характерные черты и декоративные приемы деревянной архитектуры Западной Сибири (на примере Северной части Кемеровской области)»

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

УДК 72.03 (571.17)

Е.В. Петерс

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ДЕКОРАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (на примере северной части Кемеровской области)

Основные приемы и характерные черты застройки сибирских поселений находились в прямой зависимости от природных условий. Суровый климат был причиной особого внимания к ориентации жилых зданий по сторонам света. На солнечную сторону дом обычно был обращен большими частыми окнами, на север - глухими стенами. В застройке преобладали деревянные сооружения с мощными срубами и скатными крышами. Большое распространение имели сильно выступающие конструктивно разнообразные навесы крыш, хорошо защищающие дворы большой площади от неблагоприятных метеорологических явлений (дождей, метелей и т.д.). В ряде случаев навесы образовывали по всему периметру двора неразрывное целое, что давало возможность удобного сообщения со всеми частями усадьбы независимо от погоды. Влияние природных факторов на характер архитектуры выразилось в обилии резьбы и цветовом решении. Богатые орнаментом резные деревянные постройки раскрашивались разными колерами, создавая в снежные зимы богатый колорит застройки.

Массовое жилищное строительство в населенных пунктах Сибири испытало различные, часто противоречивые влияния. Наряду с народными крестьянскими традициями отмечается и наслоение новых элементов. Поскольку в социальном составе населения поселков Проско-ково, Зеледеево, Варюхино,

Ишима, Итата и города Мари-инска преобладали переселенцы и ссыльные из центральных областей России, в застройке были широко представлены характерные для них приемы народного зодчества (планировочные, конструктивные и декоративные). Фольклорный генезис обнаруживается и в сельской, и в городской архитектуре. Большая часть ее образцов (особенно деревянных) относились к непрофессиональному искусству. Взаимосвязь народного и профессионального творчества была очень сильна в Сибири при недостатке квалифицированных архитекторов и большом числе опытных плотников и искусных мастеров. Со второй половины XVIII в. из районов традиционных европейских плотничьих промыслов в Сибирь началось движение строительных артелей, обусловившее влияние мотивов народного зодчества различных районов страны в сочетании с местными декоративными приемами. В некоторых случаях крупным артелям удавалось применять приемы комплексного строительства, использовать заранее изготовленные детали и элементы сборности. На развитии сибирского зодчества отразилась и относительная близость и развитые торговые связи с народами Востока (Средней Азии, Дальнего Востока), а также вековое общение с местным населением (остяками, якутами, татарами, бурятами и т.д.). В декоре сибирской избы нашли применение своеобразно пере-

работанные наиболее рациональные и эстетичные элементы.

Одной из отличительных черт архитектуры сибирских населенных пунктов вплоть до XX в. было преобладание деревянной застройки. В то время как в Европейской России уже свертывалось рубленное домовое строительство, а дерево как материал городского строительства изживало себя, в Сибири продолжало оттачиваться плотничное искусство. Древесина сохранила ведущее место в строительстве жилья массового типа. Относительная дешевизна, доступность и знание технологий строительства делали древесину незаменимой. Кроме того, вторая половина XIX в. была отмечена новыми достижениями в технике обработки древесины. Популярность дерева в жилищном строительстве объяснялась также короткими сроками возведения, высокими гигиеническими и теплотехническими качествами построек.

Немало примеров использования характерных архитектурных приемов было в застройке Проскоково и Зеледеево. Деревянные постройки демонстрировали различные конструктивные схемы и многообразие декоративных приемов. Большинство домов были рубленными "в обло", с самцовыми или тесовыми крышами. Бревенчатые срубы, как правило, оставляли открытыми. Реже применялась "ошалевка" (обшивка тесом горизонтально внахлест с четвертью) срубов для защиты от

96

ЕВ. Петерс

осадков, утепления и из эстетических соображений, в подражание каменным постройкам. Использование дерева в строительстве создавало впечатление целостности всего жилого массива и общности между отдельными постройками. Бревно служило модулем для всего сооружения и его отдельных частей. Высота постройки, толщина стен, размеры и пропорции оконных и дверных проемов были кратны толщине бревна. Разнообразие композиции и живописность жилой архитектуре придавали вариации и некоторые изменения в деталях и декоре, например, в устройстве крыш, крылец, карнизов или наличников.

Художественный облик жилых кварталов Мариинска с конца XIX в. претерпевал некоторые изменения. Суровая скупость традиционной сибирской архитектуры дополнялась

приемами барочной классической деревянной архитектуры. Дополнение фасадов зданий деревянной резьбой - давняя и стойкая традиция в Сибири. Декоративная обработка деревянных домов в основном сводилась к оформлению оконных наличников, крылец, карнизов, коньков крыш и фронтонов (рис. 1, б). Для обрамления окон жилых зданий широко использовались двустворчатые ставни, хотя в городских домах этот элемент мог отсутствовать. Примеры зданий с применением тех или иных декоративных приемов встречаются во всех исследуемых населенных пунктах (Проскоково, Зеледеево, Варюхино, Ишиме, Мариинске, Итате, Тайге). Особенно богат деревянным зодчеством Мари-инск, недаром его называют жемчужиной сибирской деревянной резьбы. Плотничество играло большую роль в жизни горожан, поэтому приемы композиции и народного декора жилых домов надолго сохранили свой строй и характер. Большое количество домов с наличниками одинакового ри-

сунка свидетельствует о том, что плотницкие артели в населенных пунктах были постоянными на протяжении нескольких десятилетий. Установлены фамилии некоторых мастеров -Мартынов, Черкунов, Зверев, Ушаков, Лазарев, Редькин, Херман, Субботин, работавших в Мариинском округе.

В декоре сооружений господствовала пропильная резьба, сочетавшаяся с другими ее видами - объемной, накладной рельефной, плоской, плоской с прорезью. Из-под крыш свисали нарядные кружева подзоров, и карнизы, резаные в один, два и даже три яруса и положенные на гладкий фон. Резьба подзора карниза наиболее часто выполнялась в виде "драпировки с кистями". Наиболее распространенным декором фронтона в рассматриваемых населенных пунктах было "солнышко"

(рис.1, а).

В ранних народных постройках скромная резьба ук-

зы. Такие постройки сохранились в Зеледеево, Варюхино, Ишиме и Итате. Позднее, в век "золотой лихорадки" в городе появились дома с резьбой в два, три "наклада", создававшие особенно богатое впечатление и значительно разнообразившие застройку. Для населенных пунктов на Сибирском тракте был характерен декор наличников с изображением двух птиц, жаворонков или уток, между "крутыми бараньими рогами", под ними размещали круг солнца. Птицы прикасались клювами к цветку с двумя листьями. Стебель цветка и тонкие длинные ножки птиц вырастали из волнистой линии - корня. Это изображение - наследие древних времен от славян - солнцепоклонников. Цветы и птицы олицетворяли для них жизнь, радость, счастье. В свою очередь, "бараньи рога", волюты и завитушки свидетельство влияния Византии. В настоящее время примеры использования

рашала наличники, реже карни- этих мотивов в архитектуре со-

Рис. 1. Деревянное зодчество Мариинска: а - декор фронтона; б - оформление пилястр и наличников

хранились только в Мариинске. Декор боковых досок наличника мог выполняться в виде пилястр или полуколонок.

По улице Большой Московской (современная ул. Ленина) в Мариинске располагались двухэтажные дома с параллельными решетками пропильного деревянного геометрического орнамента, дополняющими резные карнизы и наличники (рис.2) .

Проектированием деревянных домов в Тайге много занимался К.К. Лыгин: в его архиве сохранились наброски и завершенные проекты. Архитектор придавал своим зданиям нарядный праздничный вид. Дома, построенные по его проектам, декорированы затейливой резьбой карнизов, козырьков, наличников и ставень.

При строительстве подсобных сооружений, например амбаров, часто использовали следующий прием: стропильные

крыши устраивали с большим карнизом, который одновременно служил навесом. В Про-скоково примерами подобных построек являются 3 амбара купца Ярова постройки начала XX в. В ограждении усадеб преобладали заборы-заплоты и двойные ворота с калиткой "под

Рис. 2. Деревянное зодчество г. Мариинска

форма и большая высота, зачастую не соответствующая высоте заборов и ворот. Примеры до сохранились в Зеледеево.

Деревянная застройка XIX -

го зодчества со стилевой архитектурой и является целостной средовой системой, придающей неповторимый архитектурнохудожественный облик исто-

©.сАи >«* Ч/ у Ч/ оО*'

0 0 0 0 0 а □ а а о □ 0 (

) п г1 ^ (г ? П V

У V <Ь 'V ¡у Ч< -г"' ¿Ь V Ч с

( 0 ) 1 о Г

Рис. 3. Декоративные мотивы в оформлении наличников, подзоров и карнизов

рическим поселениям Сибири.

крышей". Традиционными для воротных столбов на трактовой улице были прямоугольная

начала XX вв. представляет своеобразный этап в развитии архитектуры, слияние народно-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ащепков Е.А. Русское народное деревянное зодчество Западной Сибири. - М., 1950.

2. Баландин С.Н. Эволюция русского деревянного зодчества Сибири с конца XVI до начала XX вв. - М., 1987.

3. Зеленин Ф. Земля Мариинская. - Кемерово, 1996.

□ Автор статьи:

Петерс Елена Викторовна - канд. архит. , доц. каф. строительных конструкций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.