Научная статья на тему 'Культовое зодчество Северной части Кемеровской области в XIX начале XX вв'

Культовое зодчество Северной части Кемеровской области в XIX начале XX вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
459
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петерс Елена Викторовна

Рассмотрены вопросы истории строительства культовых зданий, градоформирующие признаки, архитектурнохудожественные и планировочные особенности храмов, их декоративные приемы и стилевые характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культовое зодчество Северной части Кемеровской области в XIX начале XX вв»

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

УДК 72.03 (571.17)

Е.В. Петерс

КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Отличительной чертой населенных пунктов XIX - начала XX вв. было богатство силуэта, которое проявлялось в господстве центрального ядра, в нарастании архитектурной значимости застройки от периферии к центру. Во 2-ой половине XIX

в. активизировалось строительство культовых и просветительских зданий. Строительство

велось на городских площадях вдоль центральных улиц и набережных. Культовые здания играли значительную роль в структуре сибирских поселений, занимая доминирующее положение в застройке, они формировали силуэт и панораму населенных мест.

Контраст между фоновой стройкой и доминантами, как по масштабу, так и по характеру архитектуры, развивал пространственную композицию.

Своеобразие архитектурно-

художественного облика населенных пунктов определялось точно найденными архитектурными формами доминирующих сооружений и рядовых зданий, их силуэтом, рисунком фрагментов и деталей. Градостроительное значение доминант усиливалось при применении особых конструктивных приемов, разнообразных строительных материалов и декоративной обработки.

Первый этап строительства культовых зданий связан с прокладкой Сибирского тракта. До 1898 г. в населенных пунктах были специфические трактовые постройки: почтовые станции, этапы, полуэтапы, торговые заведения, а также культовые постройки.

Масштабное строительство принималось в период освоения Транссибирской железнодо-

рожной магистрали. С 1903 по

1907 гг. наряду с заменой деревянных церквей каменными, было построено большое количество новых храмов. Размещение новых церквей в населенных пунктах с уже сформированным центром имело некоторые особенности. Гак как возвышенные и наиболее выигрышные места были уже заняты, новые храмы располагали на низких отметках, в центре новых районов. Но и в этих случаях храмы не потеряли своей градоформирующей роли. Композиционное разнообразие создавали 4 принципиальных варианта размещения культовых сооружений:

1) перекрывая улицу;

2) на повороте улицы;

3)по красной линии

4) с отступом от красной 'линии [1].

Православные сакральные сооружения нередко представ-

Рис. 1. Силуэт поселений. Подчиненность фоновой застроики доминантам.

ляли собой целые ансамбли, состоявшие из собственно храма, церковно-приходской школы или уч ил и ща и библиотеки,

нередко рядом с церковью располагали кладбище. В населенных пунктах возводили и деревянные, и каменные храмы. В планировочном отношении деревянные церкви были преимущественно однонефными, каменные - однонефными или трехнефными.

В Проскоково в 1863 г. была построена деревянная однопрестольная церковь во имя Святой Троицы [2]. Она располагалась, не затрудняя движение по улице, несколько в стороне от тракта и была обращена на просторную площадь. Церковь имела 99 десятин земли. В приходе были 3 школы гражданского ведомства в Проско-ково и деревнях Турнаевой и Тутальской, 2 церковноприходские школы в деревнях Шишковой и Лебяжьей, библиотека.

Наличие в Зеледеево храма первого поколения зафиксировано в "Чертежной книге" Ремезова [3]. Церковь Фрола и Лавра, построенная в 1817 г., была деревянной. Она располагалась на прибрежной террасе, при ней было всего 10 десятин земли. В начале XX в. на новом месте в центре села на площади у Трактовой улицы тщанием прихожан вместо обветшалой была возведена новая деревянная церковь с одноименным престолом.

Строительство церкви велось с 1905 по 1908 гг.

Церковь была сру6лена в "лапу", на кирпичное фундаменте. Сруб церкви был тради-

ционного типа "кораблем' и имел трехчастное деление: притвор-колокольню в 3 яруса под шатровой крышей, трапезную, двухэтажный храм, завершенный шестигранным куполом. Трапезная и апсида до карниза были одинаковой высоты. Храмовая часть имела второй ярус окон, завершалась восьмигранным куполом и соединялась притвором с трехярусной колокольней под шатровой крышей. Трапезная была освещена 6 высокими пятигранными окнами с коваными решетками, а храмовая часть - 4 окнами первого этажа. Окна украшались коваными фигурными решетками и наличниками, окрашенными в белый цвет. Из церкви было три выхода, каждый с крытым крыльцом - западный, северный и южный. Северный и южный входы храмовой части были оформлены резными крыльцами. Покрытая железом крыша была окрашена в зеленый цвет. Церковь венчалась 6 куполами с позолоченными крестами. Колоколов было 7. Вокруг церкви был сад с погостом, огороженный деревянной изгородью.

Кроме церкви в приходе имелись: молитвенный дом в Варюхино во имя великомученицы Екатерины Александрийской, 2 церковно-приходские

школы в Зеледеево и Варюхино, школа грамоты в деревне Черной. При храме была собрана богатая библиотека [4].

В Ишиме уже в 1798 г., судя по сохранившимся метрическим книгам и исповедальным росписям, появился свой приход. Вероятно, службы проводились в молитвенном доме, так как ни-

каких упоминаний о церкви в дошедших до наших дней документах нет. Соседство Сибирского тракта делало положение села экономически выгодным. Число жителей постоянно увеличивалось. Появилась необходимость в сооружении своего храма для большого числа прихожан. Весной 1799 г. на общем сходе жителей деревни было решено построить церковь. В 1803 г. было начато строительство трехнефной кирпичной церкви во имя Нерукотворного Образа и Спаса Иисуса Христа [4]. За неимением достаточны средств, сооружение растянулось на несколько десятилетий.

Так, придел с левой стороны св. Николая построили и осилили еще в 1815 г., а центральный придел во имя Спаса Нерукотворного Образа сооружен был лишь в 1841 г. И все же храм не был в состоянии вместить всех прихожан разрастающегося села во время стольных праздников, Во второй половине XIX в. село получает статус волостного.В 1852 г. стараниями каменщика Симеона Игнатьева Алькова был возведен третий придел Иннокентия Иркутского.

По своему объемно-

пространственному решению, по сохранившимся элементам наличников, восьмигранному

барабану с волютами, карнизам колокольни Спасская церковь напоминает Духовскую церковь в Томске.

Пока на протяжении не-с:кольких лет сооружались неровные приделы, основное здание с колокольней постепенно ветшало. В августе 1881 г. ука-

1 2 3 4 5 6

ль ^-----------1 1---------------1 ~11 I______________І і_і ||| . Ц і----------11------------1 1—

1 х —■» > і ~|] ЧгЧ ||! %гк Ч 1—11—11— ■— -...

к ТТ ж* дші—-іі—іі- ; а ; !іі Ш) ТЩ =п=г_ □ ^ М щ=5<]

Рис. 2. Варианты размещения культовых сооружений:

1) перекрывая улицу; 2) на повороте улицы; 3) на пересечении улиц с образованиемплощади,4)на пересечении улиц с образованием треугольной площади; 5) по красной линии; 6) с отступом от красной линии с образованием площади-кармана

Рис. 3. Тапология сакральных сооружений (на примере поселений северной части Кемеровской области)

ной линии с образованием площади-кармана.

зом Томской консистории церковь запечатали из-за разрушений в главном Спасском приделе по причине просадки под тяжестью центрального купола, колокольни и крестов. Однако по просьбе прихожан, в боковых приделах (Иннокетьевском и Николаевском) разрешили проводить службы.

За многолетнюю историю на службах в храме были мно-"»»: выдающиеся исторические личности: и молодой Цесаревич Николай II во времена своего возвращения из Японии в июле 1891 г. [5], и декабристы по пути в ссылку, и А.П. Чехов по дороге на Сахалин. [6, 89].

При церкви имелась библиотека с книгами и журналами богословского,ого, нравоучи-

тельного іи исторического содержания. Которыми пользовались прихожане и притч, в составе священника и псаломщика. В приходе были 2 церковноприходские школы в Тихеевке и Покровской деревне,

2 училища гражданского ведомства в Ишиме и деревне Мед-

ведчиковой.

В 1849 г. в Итате развернулось строительство деревянной церкви Святого Николая Мир-ликийского. В 1851 г. для священника был построен новый дом, причетники проживали в двух небольших стареньких избах. Церковь была небогатой, но при ней находилась церковноприходская школа грамоты и церковная библиотека. При Никольской церкви в Итате было 100 десятин земли. К приходу относилось кладбище с часовней.

В 1888 г. здание прежней воскресной школы было отремонтировано. В конце XIX в. в Итате был построен деревянный еврейский молитвенный дом [4]. В 1903-1905 гг. при строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали деревянная церковь во имя Святого Чудотворца Николая была заменена каменной. Однопрестольная церковь имела притвор-колокольню, трапезную,

двухэтажную храмовую часть, покрытую шатром, и апсиду. В

плане храм представлял собой моноосевую композицию. Церковь располагалась на возвышенном месте на излучине реки Итатки. Некоторое отступление от традиционной ориентации церкви (апсида обращена на юго-восток) обусловило удивительное изменение ее визуального восприятия при движении по тракту.

В 1911 г. во вновь отстроенном деревянном здании открылось двухклассное училище гражданского ведомства. Стараниями настоятеля была срублена небольшая деревянная кладбищенская часовня. В приходе также были кладбищенские часовни в поселках Самсо-новском и Гарасовском и 3 школы гражданского ведомства в деревнях Покровской, Макаровой и

овой и Черниговской. Кроме православной церкви в селе в начале XX в. существовал еврейский молитвенный дом.

Главным культовым сооружением Мариинска был Градо-Мариинский соборный храм во

имя Святого Николая. Каменная трехпрестольная церковь стояла близ берега Кии на углу Боль шой Московской и Никольской улиц. Центральный престол - во имя Святого Николая, правопридельный - во имя Богоявления Господня, левопридельный

- во имя Казанской иконы Божьей Матери. В 1824 г. на средства местного купечества был построен и освящен один престол. Но к 1874 г. размеры храма перестал отвечать потребностям значительно выросшего населения города. И вновь горожане приняли самое активное участие в финансировании строительства. Так собор дополнили еще 2 придела. Кроме того, купцом Юдалевичем был подарен церкви один из колоколов. Главную церковь украшал трехъярусный иконостас, приделы - двухъярусные. Количество прихожан превышало 9,5 тысяч. Их обслуживали протоиерей, 2 священника, диакон и три псаломщика.

Земли усадебной при Никольской церкви Мариинска было 836 квадратных сажен, имелось 206 десятин пахотной и сенокосной земли. В приходе было кладбище с приписной кладбищенской церковью во имя Всех Святых. Своим появлением она была обязана иркутскому мещанину Василию Шпочина. На его деньги и пожертвования горожан в 1862 г. в Солдатском парке был заложен первый камень. Освятил деревянную церковь на каменном фундаменте специально посетивший Мариинск епископ Томский Порфирий в 1865 г. Церковь называли солдатской, так как рядом были казармы, и в нее водили солдат.

Кроме того, для православных действовали деревянных молитвенные дома в Подъельниках, Баиме, Рубино, Прокопьево, Большом и Малом Антибе-се. В приходе было 8 церковноприходских школ, 2 из них, мужская и женская, находились в Мариинске, остальные в деревнях (Приметкиной, Подъ-

ельнической, Большом Антибе-се, Малом Антибесе) и в пригороде на Дальней Пристани. При Никольском соборе имелись также отделение епархиального свечного завода и церковная библиотека [7].

В городе в дореволюционные годы было еще несколько культовых сооружений: 2. кладбищенские церкви, тюремная церковь, каменный еврейский молитвенный дом (синагога), римско-католический костел,

построенный ссыльными поляками [8].

Римско-католический польский костел стоял на углу улиц Костельной и Гоголя. Два здания на Большой Московской улице принадлежали синагоге. В одноэтажном каменном доме располагалось еврейское училище, и проживал раввин. Здание выполнено в лицевом кирпиче и отличается сложной фигурной кладкой очень высокого качества. Характерной чертой строения, было разнообразие декоративных элементов и деталей. Центром фронтальной композиции являлась несколько выдвинутая вперед необычно оформленная входная часть. Дверной проем подчеркивали расположенные по обеим сторонам узкие окна и венчавший входную часть высокий фронтон. Цоколь дома был обработан рваным бутом, что являлось нетрадиционным для застройки Мариинска приемом. Здание служило примером высокого строительного мастерства. С ним соседствовала двухэтажная синагога, которая также являлась одним из значимых городских объектов и служила средо-вой доминантой. К архитектурно-пространственным особенностям сооружения можно отнести несимметричность главного фасада с выступающей входной частью и большую высоту первого этажа. Здание отличалось торжественным, но не чрезмерным декором и по ха-)актеру архитектурно-художественного оформления не отличалось от светской застройки.

Функциональное назначение культового здания выдавала лишь выступающая на боковом фасаде апсида.

Зимой 1896 г. была закончена подготовка проектов храмов в тех населенных пунктах, где было депо. На Первой улице в Тайге располагался целый храмовый комплекс: церковь

Звятого Андрея Критского, дом священника, церковно-при-

ходская школа. Каменный <рам по специальному проекту К. К. Лыгина заложили 1 июля 1897 г. Строительство церкви вело Управление императорских железных дорог. Указом Священного синода храм на :танции Тайга был открыт 18 июня 1898

г. Однопрестольная церковь Андрея Критского был одним из первых реализованных проектов архитектора на сибирской земле. Кирпичная церковь в "неорусском" стиле была облицована желтым песчаником и крыта железом.

По величественности и внутреннему убранству она была одной из лучших на магистрали от Челябинска до Владивостока (наряду с церковью во имя Святого Александра Невского в Новониколаевске и церковью в честь Святой Марии-Магдалины в Петропавловске. В тайгинской церкви были собраны образа столичных иконописцев в золотых и серебряных ризах. Среди них были дары семейства Романовых, в частности вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Интерес царской фамилии объяснялся тем. что храм стоял на землях Кабинета Его Императорского Величества. Проект иеркви Андрея Критского рассматривался лично Николаем Вторым и получил одобрительный отзыв.

Рядом с церковью располагался комплекс других зданий -казармы, военные склады, лазарет, которые использовались как перевалочный пункт Российской империи. При Андреевской церкви в Тайге земли было 125 десятин. В приходе были 2 школы - церковноприходская и

гражданского ведомства и библиотека [8].

На Пятой улице в Тайге стояла старообрядческая церковь. Ее внутреннее убранство не было очень богатым, иконы были без1 серебряных или золоченых риз. Однако они были ценны тем, что восходили письмом к эпохе Андрея Рублева и Феофана Грека.

Недалеко от православного храма Святого Андрея Критского в юго-восточной части города между Второй и Третьей улицами размещался римско-католический костел. Еще

дальше в том же районе было мусульманское кладбище.

В 1906 г. в Тайге на средства прихожан на Шестой улице

была возведена деревянная однопрестольная Пророко-

Ильинская церковь, относящаяся к благочинию железнодорожных церквей. Автором проекта был К.К. Лыгин. В приходе имелись: школа гражданского ведомства с 1908 г. и церковная библиотека. Неподалеку от церкви было кладбище с часов- ней для отпевания [9].

В начале XX в. на территории современного города Анжеро-Судженска существовали

3 деревянные однопрестольные церкви. Одна из них, построенная в 1903 г. во имя преподобного Макария Египетского и относившаяся к Благочинию железнодорожных церквей, находилась на Анжерских камен-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ноугольных копях. В приходе имелись: одноклассная школа железнодорожного ведомства и церковная библиотека. В поселке при Судженских копях было 2 церкви. Год постройки церкви во имя Святой Троицы, к сожалению, не известен. При храме имелись училище гражданского ведомства и церковная библиотека. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была возведена в 1867 г. В приходе имелись приписная церковь в деревне Жарковской, церковная библиотека [7].

1. Тверской Л. Русское градостроительство до конца XVII в. Планировка и застройка русских городов. - М- Л., 1953.

2. Костров НА. Путешествие по Томской губернии Великого князя Владимира Алексеевича. Томск, 1868.

3. Ремезов С. У. Чертежная книга Сибири. - СПб., 1882.

4. Свод памятников истории и культуры Кемеровской области // Память, КемГУ. - Кемерово, 1986.

5. От Владивостока до Уральска (путеводитель к путешествию Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича). - Спб, 1891.

6. Чехов А.П. Полное собрание сочинений, Т.4.

7. Справочная книга по Томской епархии в 1902-03 годы. - Томск, 1903.

8. КимеевВ.М. Православные храмы Кузбасса. - Кемерово, 1996.

9. Привалихин В. Тайга: к 100-летию города. - Кемерово, 1996.

□ Автор статьи:

Петерс Елена Викторовна

- старший преподаватель каф. строительных конструкций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.