УДК 908
К.А. Голодяев, г. Новосибирск Никольская церковь с. Кривощеково Томской губернии
Аннотация
Статья рассматривает историю первой на территории будущего города Новосибирска православной церкви с момента постройки молитвенного дома в дер. Кривощеково в первой четверти XVIII в. и ее переноса в дер. Бугринскую до закрытия прихода и пожара в здании Никольской церкви с. Бугры в начале 1930-х гг. В ней также отражены личности известных священнослужителей этой церкви. Кроме того, освещены неизвестные вопросы старейшей на территории города школы, начинавшей свою историю как церковноприходская школа при Никольской церкви. Также приводится краткая информация о результатах первого археологического обследования, проведенного в 2015 г. на месте несохранившейся дер. Кривощеково. В ходе этих работ установлено место расположения церкви, представленной остатками фундамента. Кроме того, были обнаружены до десятка захоронений людей; у некоторых из них были найдены христианские нательные кресты, что дает право предварительно датировать обнаруженные погребения периодом не ранее конца XVII в.
Ключевые слова: история основания Новониколаевска, Новосибирск, с. Кривощеково, Никольская церковь, с. Бугры, охрана историко-архитектурного наследия
По поводу основания дер. Кривощеково (она же Кривощоково, Кривощаково, Краснощеково, Кри-вощенково, Кривощекина, Кривощековская) среди исследователей нет единой точки зрения. Историки Ю.С. Булыгин, М.М. Громыко, Т.С. Мамсик, Н.А. Ми-ненко, краевед К.П. Зайцев в своих исследованиях вопроса приводят диапазон от самого начала XVIII в. до 1708 г.
Адепт раннего основания журналист Ф. Григорьев считает датой закладки Кривощеково лето 1697 г., «когда в сопредельной телеутской землице к власти пришел Сал Табунов» [12]. Документальных доказательств этой датировки нет. И на рукописных картах Семена Ремезова — «Хорографической книге» 1697 г. и «Чертежной Книге Сибири» 1699—1701 гг. никакой деревни севернее р. Толо (Тула) нет.
Учитель-краевед К.А. Нечаев, ссылаясь на работу томского профессора Д.Н. Беликова «Первые русские крестьяне-насельники Томского края», уводит возникновение Кривощекова к 1735 г., как основанного «утекленцами Петровского времени в связи с открытием Демидовских заводов» [11, с. 53—54].
Сам автор в вопросе датировки возникновения поселения склоняется к концу XVII в., накануне переноса калмыцкого торга из Томска к телеутской меже (границе), которая, видимо, и проходила как раз по р. Тула [5]. В источниках данное поселение упоминается и как Никольское, или Никольский погост.
Одно из первых свидетельств о местонахождении деревни мы встречаем у историографа Сибири академика Герхарда Миллера в «Описании Томского уезда...» 1734 г. «Восьмой дистрикт, относящийся к Чеускому острогу, включает в себя до 50 деревень по обе стороны Оби. Имеющиеся здесь деревни с церквями: Кривощекова Большая или Никольское село, на западном берегу Оби, в 3 верстах ниже устья Ини...» [14].
Интерес представляет второе название села — Никольское. Объясняется оно существованием здесь Никольского погоста, которое академик упоминает тут же, в списке поселений «Чеуского» острога. Некоторые исследователи склонны поставить Никольский острог во главу угла — еще до возникновения
самой Кривощекова [6]. Это утверждение опять же никак пока документально не подтверждено. Никольский погост упоминается лишь единожды и уже в 1734 г., и, видимо, был первым культовым сооружением нового поселения. Любопытен и выстроившийся нарицательный ряд: Никольский погост
— Никольская церковь — пос. Ново-Николаевский
— город Ново-Николаевск.
Как пишет Кузьма Зайцев, в церковно-при-ходских книгах отражено, что в 1723 г. в селе уже была молельня во имя святого Николая [7]. В 1746
г. «тщанием посельщиков» в деревне был построен небольшой, но отдельный молельный дом — тоже Никольский.
Известны и некоторые фамилии священнослужителей. Писатель А. Садыров называет нам Дмитрия Александрова, служившего здесь в 1733—1734 гг. [16, с. 14—16] и Федора Сафьянова, служившего в 1798 г. [15, с. 33—38].
По документам Государственного архива Новосибирской области в 1759 г. в селе служат «подьячий Борис Демидов, канцелярист Семен Окаемов, подканцелярист Никита Шмаков» [3, ф. Д-92, оп. 1,
д. 213, л. 299], а в записях томского Алексеевско-го монастыря за 1772—1776 гг. среди монастырских колодников среди прочих есть упоминание о криво-щековском церковнослужителе Якове Курбаковском [18, с. 386].
В 1824 г. сельское общество «коштом» с жителями окрестных деревень построило в Кривощеково новую деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, волостное правление и полицейскую управу.
В 1862 г. (по данным Западно-Сибирского учебного округа — в 1868-м) при Никольской церкви начинает свою работу первая школа на территории нашего города — Кривощековское церковно-приход-ское училище [3, ф. 148, оп. 1], с января 1881-го преобразованное в одноклассное училище. Оно находилось в ведении Министерства внутренних дел и государственных имуществ.
В 1881 г. в селе были построены новые здания волостного правления и полицейского управления
[9]. Одновременно «вместо ветхой и тесной» возводилась и новая церковь. Строительство ее было непростым. Храм выстроили за 5 месяцев всем миром еще в 1879 г., «но не судил им Господь молиться в ней». Не успев открыться, она полностью сгорела в одну ночь. Отчаявшихся прихожан, скитавшихся по чужим церквям, вразумил и утешил местный настоятель о. Платон Ставров, и в 1881 г. кривощековцы возвели новый храм на том же каменном фундаменте и по тому же плану. Это было «довольно просторное», деревянное рубленое здание, обшитое тесом, окрашенное, крытое железом, и с деревянной же колокольней [21]. Новая пятиглавая церковь была однопрестольной, того же посвящения.
Мнения о внешнем виде Никольской церкви разделились. Так, референт издательского совета Новосибирской епархии Евгений Шабунин утверждает, что церковь была построена по типовому плану № 10 из «Атласа планов и фасадов церквей иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селах» и Высочайше одобренных в 1846 г. [20] (рис. 1). Но в фондах Алтайского архива мы находим совершенно другую церковь [2]. Масштабная линейка на документе позволяет нам определить ее высоту в 10 саженей (более 21 м) (рис. 2).
Имена строителей не сохранились, но остались имена крупнейших жертвователей. Это колыван-ские купцы Гавриил Иванович Пастухов (200 руб.) и Кирилл Климович Кривцов, известный постройкой Троицкого собора в Колывани и пожертвовавший на новый храм целую тысячу. Часть денег была собрана прихожанами, еще 1200 руб. поступило из казны.
18 декабря 1881 г. по благословению епископа Томского Петра благочинный Платон Ставров освятил новопостроенный храм при участии шести соседних священников. Колыванский купец Шапкин пишет, что это был «день великой радости и торжества». «Собрание народу было громадное. В самой церкви находилось более 1000 человек, не менее оставалось и вне церкви» [21]. Авторы сборника «Левобережье Новосибирска» ошибочно называют святителем нового храма протоиерея Федора Сосу-нова [10, с. 22] (рис. 3).
Приход Кривощековской церкви включал и десять окрестных деревень: Ерестную, Толмачевскую, Инскую, Каменскую, Луговую, Чемскую, Мало-Чем-скую, Издревинскую, Верткова, Верх-Тулинскую. Позже к приходу были приписаны еще семь — Бу-гринская, Шатрова, Кривошапкино, Сатанино (Верх-Тулинская), Барышево, Плотниково, Кобылий Лог. В 1887—1888 гг. настоятелем церкви служил Диомид Васильевич Чернявский.
«В 1892 г. Кривощеково имело три улицы разной ширины, отходящих лучами от Базарной площади. На главной улице, от Базарной до Соборной площади, располагались торговые лавки и дома. Просторная Соборная площадь была образована постройками, принадлежащими Николаевской церкви: дом причта, церковные кладовые и огороды. На выезде из с. Кривощеково высился дом волостного правления и рядом с ним — полицейского участка с «каталажной каморой» [8]. В приходском доме помещалось училище. Законоучителем в то время был Алексей Диомидович Чернявский, с содержанием 60
руб. в год, а учительствовала (с 1887 г.) Лидия Александровна Шмакова с содержанием 200 руб. в год [3, ф. 148, оп. 1, д. 1].
К 1893 г., ко времени расселения села, в нем насчитывалось 4 двора церковнослужителей (6 душ мужского и 9 душ женского пола), 6 дворов мещанских (8 и 10), 20 военных (41 и 44) и 170 крестьянских (468 и 464) [4, ф. 170, оп. 1, д. 2514, л. 7].
16 февраля 1893 г. на совместном заседании Комитета Министров и Департамента государственной экономии окончательно утверждена постройка моста через Обь возле Кривощекова, а через одиннадцать дней Император Александр III высочайше утвердил это решение. Это же решение Комитета предназначало производить отчуждение и временное занятие земель и имуществ как на подходе к Оби с запада, так и на правобережье.
В село приходит большая стройка — начинается строительство Великого Сибирского пути и мостового перехода через р. Обь.
Железная дорога рассекла левобережное село, фактически приговорив его к сносу. В 1895 г. волостное правление, каталажная тюрьма и деревянная церковь Николая Чудотворца на средства железнодорожного ведомства были перенесены в соседнюю дер. Бугринское. Здания собрали в прежнем виде, и 7 декабря 1895 г. церковь была заново освящена протоиереем Диомидом Васильевичем Чернявским, который уже был ее настоятелем в 1887—1888 гг. и стал им вновь после служения в Колывани, Кроха-левке и Маслянино. Поначалу при церкви служило два священника и два псаломщика, но приход неизменно рос. Дома для служителей «на церковной усадебной земле в с. Бугры построены тщанием прихожан в 1895 г. и составляют собственность, теплы, крепки, светлы» [10, с. 48].
С обретением церкви и управы дер. Бугринская сменила статус. Она стала селом и новым волостным центром.
К служителям церкви отнеслись очень тепло, и построенные для них дома образовали целое «поповское подворье» по обеим сторонам ул. Тульской. При церкви открыли детский приют, а в 1903 г. — женскую церковно-приходскую школу. Старожилы села утверждают, что одновременно с церковью в селе создавалась и социальная инфраструктура. Были построены магазин и больница.
Также сюда перевели Кривощековское сельское училище. Поначалу оно разместилось в маленькой церковной сторожке, а потом за 120 руб. в год (от общества) арендовало для занятий дом крестьянина Безмылова. Этот дом с высоким крыльцом стоял по красной линии ул. Тульской и прослужил свою школьную службу до самой ликвидации здесь школы. Как и к Никольской церкви, к училищу были приписаны сами Бугры, Кривощековский выселок, Верткова, Ерестная, Мало-Кривощеково, Сатанино (Верх-Тулинская), Толмачева, Огурцова, и Чемы.
В 1899 г. учителями Бугринской школы значатся заведующий школой при станции Кривощеково Николай Иванович Шелков с жалованием 200 руб. и священник с. Кривощековского Михаил Васильевич Красносельский с жалованием 60 руб. При училище была библиотека с 278 названиями книг, которая содержала 1064 томов и 31 учебное пособие [13].
Служители Никольской церкви вместе с преподавателями добились разрешения властей проводить в Буграх народные чтения с проецированием волшебного фонаря. Инициатором чтений был учитель Алексей Богословский. Чтения проводились бесплатно. Содержание лекций было самым различным: «по нижеследующим предметам: по духовно-нравственным — обоими священниками с. Бугринского, по пчеловодству — инструктором пчеловодства Томской губернии, по медицине и гигиене — санитарным врачом переселенческой организации Западной Сибири и литературного содержания — учителем Бу-гринской школы» [4, ф. 100, оп. 1, д. 179, л. 11 об.].
Здание школы ветшало, и в 1906 г. на средства церкви рядом выстроили второе школьное здание. Попечителем школы выступал местный крестьянин Иван Иванович Кочеров (или Кочуров), заведующей и учительницей в это время была Александра Семеновна Федорова с содержанием в 240 руб., а учителем Закона Божьего ее брат Сергей Семенович Федоров с содержанием 60 руб. [3, ф. 148, оп. 1, д. 8]
Документы 148 фонда ГАНО свидетельствуют, что ежегодно училище выпускало от 2 до 10 человек, а всего с 1891 по 1913 г. училище закончили 86 крестьянских детей.
С образованием в 1910 г. благочиния градо-но-вониколаевских церквей, в его состав входит и Никольская церковь с. Бугры. К 1911 г. это был наиболее посещаемый приход — 7355 человек. Кроме самого Бугринского, он состоял из деревень: Вертко-вой, Ерестной, Толмачевой, Верх-Тулинской, Нижне-Чемской, Огурцовой и Мало-Кривощековой. Позднее некоторые деревни были выделены в самостоятельные приходы, и к 1916 г. приход Никольской церкви составлял уже лишь 1916 человек. Кроме того, служители Никольской церкви преподавали в двух церковно-приходских школах и шести гражданских школах окрестных деревень.
История церкви во имя Святителя Николая Чудотворца и ее самого известного настоятеля, протоиерея Николая Николаевича Хрущева, хорошо описана референтом издательского совета Новосибирской епархии Евгением Александровичем Шабуниным [20]. Добавим лишь, что Николай Хрущев служил старшим священником в этой церкви с 25 февраля 1905 г., а в 1908 входил в состав экзаменационной комиссии при Бугринском сельском училище [3, ф. 148, оп. 1, д. 6]. В 1913 г. в Николаевской церкви служили старшим священником Николай Хрущев, младшим — Андрей Иванович Меньшенин (с 23 ноября 1912 г.), а псаломщиками Григорий Дмитриевич Боголюбов и Владимир Иванович Хрущев. Метрические книги Никольской церкви хранятся в государственном архиве Томской области.
Чуть севернее Никольской церкви начиналось Бугринское кладбище, которое снесли только в 1960-х гг., когда на его месте стали строить областную больницу. Старожилы рассказывают, что вокруг него ходили страшные истории. На самом видном месте долго стояли два каменных надгробия попа с попадьей, а роженицы родильного дома при областной больнице постоянно сетовали на духи умерших.
После окончательного установления советской власти в январе 1920 г. у церковного притча были реквизированы пахотные и сенокосные земли, слу-
жителей выселили из своих домов, два из которых отдали под ЧКтиф (комиссия по борьбе с тифом), а два дома псаломщиков — под частное жилье. Служил тогда в Никольской церкви младший священник Андрей Иванович Меньшенин, ставший в 1922 г. ее настоятелем [19]. Служители стали снимать комнаты у других жителей, а один священник поселился в сторожке при церкви [10, с. 64].
Закрыли Никольскую церковь в феврале 1930 г. Из ходатайства Бугринского сельсовета: «Село Бугры на 90% коллективизировано, и население требует закрытия помещения церкви для использования под культурные нужды» [3, ф. 1996, оп. 1, д. 17, л. 34, д. 17, л. 34]. Церковь огородили железной оградой и разместили в ней колонию для заключенных.
Ранней весной 1932 г. здание бывшей церкви сгорело. Вера Третьякова приводит воспоминания своей мамы Александры Леонидовны Мешковой:
«Я училась во втором классе, окно нашей классной комнаты было на церковь. Там жили заключенные, "сиблоги", топили печки, и вот в шесть утра случился пожар. Все Бугры сбежались смотреть на него. Когда мы в 8:30 пришли к началу занятий, деревянное здание уже было обрушено огнем. Первая учительница Гликерия Григорьевна Толмачева до сих пор как перед глазами — стоит с непокрытой головой, смотрит на пожар. Мы весь день не учились и бегали к этой церкви. А потом все это убрали, и мы на это погорелое место играть бегали» [17].
Про игры в сыщиков-разбойников на «могиле церкви» рассказывает и Надежда Павловна Беневоленская, учившаяся здесь уже перед войной. Фундамент бывшей церкви был обрамлен тополями, обгоревшими с одной стороны. Камни его были здесь еще много лет, во всяком случае очевидцы помнят их еще в 1985 г.
Здесь необходимо упомянуть, что во время пожара учитель местной школы Георгий Иванович Юдин вынес из горящего здания архивные документы, которые во многом сохранили память о прошлом села. Сейчас на месте церкви девятиэтажное здание общежития колледжа олимпийского резерва по Тульской, д. 86 (точнее, его северо-восточный угол). Здание детского приюта всегда использовалось по первоначальному предназначению — вплоть до последнего времени здесь располагался детский дом. Этот двухэтажный дом по ул. Тульской, д. 78 стоит и сейчас. На «поповском подворье» — психиатрическая больница. Вообще, тема психдиспансеров, колоний и детдомов проходит через всю советскую историю Бугров.
Весной 2012 г. одна из участниц сообщества краеведов «Новосибирск в фотозагадках», сотрудник Новосибирского краеведческого музея Н.А. Минина, привезла из алтайского архива копии некоторых планов Кривощеково, составленных в 1893 г. межевщиком Хребтовым.
При наложении этих планов на спутниковый фотоснимок нашего города явно определилось и подлинное местонахождение бывшего села. Мы обнаружили полное совпадение объектов, указанных на планах с их видимыми остатками. И фундамент Никольской церкви, прекрасно видный на снимке из космоса, и протоки-старицы, и насыпь узкоколейки на карьер и, конечно же, сама железная дорога с
мостом. Со сходом снега мы совершили маленькую экспедицию на место расположения села, которая подтвердила теоретические выкладки: годы не уничтожили остатки фундамента из бутового камня и его ориентации с запада на восток (рис. 4).
Сразу после открытия места села встала идея сохранения памятника. Рядом с памятником ведется активная застройка начала ул. Стартовой и, в непосредственном соседстве, строительство зон отдыха. Побережье реки тоже занято. Везде шлагбаумы — охраняемая зона. Кусочек лакомый, перспективный. И самое время власти придержать этот кусочек за городом, исследовать его, обозначить. Тем более что здесь (прямо через село, как и 120 лет назад) намечена прокладка дамбы 4-го автодорожного моста в непосредственной близости от остатков церкви. При ее строительстве памятник может быть утрачен навсегда.
Последовало открытое письмо в Министерство культуры области и в Управление по государственной охране объектов культурного наследия, а пока энтузиасты сообщества краеведов на собственные средства изготовили и водрузили на фундаменте церкви памятный знак.
Со времени «открытия» Кривощеково мы стремились написать его историю. По мере нахождения источников схема села обрастала все новыми и новыми объектами: улицами, дорогами, волостной управой, лавками, питейными, паромными переправами: пассажирскими и железнодорожной.
Пробовали найти и кривощековское сельское кладбище, которое являлось очень важным краеведческим объектом. Ведь первое кладбище на правом берегу появилось лишь в 1896 г., а первый молитвенный дом был построен в декабре 1895-го. До этого жители поселка строителей справляли свои духовные нужды в Никольской церкви Кривощеково. Здесь крестили, венчали и отпевали первых жителей, строителей Ново-Николаевска, здесь же было первое кладбище, куда их переправляли на покой.
Ориентируясь по вышеприведенной карте, мы с первого же раза вышли на искомый бугор и записали рассказ жительницы одного из домов, стоящих ныне на этом кладбище. Родители ее при работе в погребе и в огороде часто находили различные кости, и сама она еще в детстве (в 1950-х гг.) нашла косички, перевязанные бантиками, но когда попыталась взять их в руки, то они рассыпались. Жить на кладбище они уже привыкли, но поначалу было жутковато.
Три с половиной года понадобилось, чтобы признать место бывшего села охраняемым памятником. В октябре 2015 г. научный сотрудник ИАЭТ СО РАН С.В. Колонцов добился в Министерстве культуры РФ получения открытого листа на право проведения здесь археологических работ. Раскопки на месте церкви продолжались всего несколько дней, но стали настоящим прорывом.
Приехав на место с архитектором П.А. Черно-бровцевым, который специализируется на культовых учреждениях, нам удалось не просто подтвердить действительность фундамента церкви, но и местоположение престола, колокольни, боковых павильонов. Кроме того, были обнаружены до десятка захоронений людей: мужчин, женщин, детей. У некоторых из них были найдены и православные крестики, что
дает право датировать находки периодом не ранее конца XVII в. Могилы находятся на близлежащей территории и, что самое интересное, под самим фундаментом, что дает возможность предположить, что эти люди были захоронены здесь еще до возникновения Кривощековского кладбища, то есть в самом начале истории поселения, и косвенно подтверждает наличие Никольского погоста уже тогда (рис. 5).
По предварительным результатам этих работ Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области издало приказ № 305 от 12.11.2015 о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Новосибирской области памятника археологии «Участок культурного слоя с. Кривощеково», расположенного «на территории Ленинского района города Новосибирска, на частично сохранившейся надпойменной террасе левого берега р. Обь. В соответствии с настоящим приказом утверждены особенности (предмет охраны), границы территории, особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается данный объект археологического наследия. Памятник археологии представлен сохранившимся каменным фундаментом Никольской церкви 1881 г. постройки, грунтовым могильником (православное кладбище) и территорией культурного слоя, содержащего следы существования с. Кривощеково, включающего археологические предметы. Памятник относится к культуре русских поселенцев Сибири (XVIII—XIX вв.)» [1].
Сейчас Музей города Новосибирска разрабатывает концепцию мемориально-исторического комплекса, организуемого на месте бывшего с. Кривощеково, который имеет неоценимую значимость для повышения туристической привлекательности Новосибирска как для российских туристов, так и зарубежных.
Список использованных источников
1. В перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Новосибирской области, включен памятник археологии [Электронный ресурс] // Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области. — URL: http://www.ugookn.nso.ru/ news/457 (дата обращения: 15.04.2016).
2. ГААК. Ф. 50. Оп. 11. Д. 39.
3. ГАНО.
4. ГАТО.
5. Голодяев К.А. Дорусская история Новосибирской области: русско-телеутская война [Электронный ресурс] // Сибирская библиотека краеведения. — URL: http://bsk.nios .ru/content/dorusskaya-istonya-mssko-teleutskaya-voyna (дата обращения: 14.04.2016).
6. Григорьев Ф.Ф. Никольский погост [Электронный ресурс] // Неизвестная история Новосибирска. — URL: http://grigoryevff.ru/1699.html (дата обращения: 24.05.2014).
7. Зайцев К.П. Потаенная Кривощекова. Фонды Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУАДИ.
8. Зайцев К.П. Так начинался город // Вечерний Новосибирск — № 239. — 17.10.1987. — С. 3.
9. Зайцев К.П. История Большого Кривощекова. Фон-
ды Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУАДИ.
10. Левобережье Новосибирска: страницы истории.
— Новосибирск: Изд. дом «Сибирская горница», 1999. - 487 с.
11. Нечаев К.А. Материалы из истории населенных пунктов Новосибирской области: в помощь учителю.
— Новосибирск: Институт усовершенствования учителей, 1964. — 100 с.
12. Новосибирску — 306 лет. Основатель — Петр I [Электронный ресурс] // Живой журнал. — URL: http:// samopisec.livejournal.com/65761.html?thread=53985, комментарий (дата обращения: 14.12.2013).
13. Памятная книжка Томской дирекции народных училищ. — Томск, 1900. — Ч. 2. — С. 23 [Электронное издание] // Томский государственный университет. Электронная библиотека. — URL: http://vital.lib.tsu. ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000383911.
14. РГАДА. Ф. 199. Портф. 526. Ч. 2. Д. 6. Л. 136 об. Цит. по: Историко-географическое описание Томского уезда Г.Ф. Миллера (1734 г.) // Восточная литература: Средневековые исторические источники Востока и Запада. — URL: http://www.vostlit.info/Texts/ rus16/Miller/text6.phtml?id=9712 (дата обращения: 02.09.2012).
15. Садыров А.Ж. Ново-Николаевские торочки. Исторические рассказы. — Новосибирск: Наука, 2000. — 208 с.
16. Садыров А.Ж. Родова. Маслянинские историче-
ские торочки. — Новосибирск: РИЦ НПО Союза писателей России, 2009. — 192 с.
17. Третьякова В. Рассказ 1. Школьные годы. Мои учителя [Электронный ресурс] // Проза.ру. — URL: https://www.proza.ru/2011/09/25/1349, (дата обращения: 15.02.2013).
18. Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск. — Москва: Водолей Publishers, 2004. — 560 с.
19. Шабунин Е.А. Список законоучителей учебных заведений г. Новониколаевска и сел, входящих в состав Новониколаевского благочиния в 1917—1918 учебном году [Электронный ресурс] // Образование и православие. — URL: http://www.orthedu.ru/ kraeved/924-10.html (дата обращения: 30.03.2014).
20. Шабунин Е.А. Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (с. Бугры) [Электронный ресурс] // Образование и православие. — URL: http://www. orthedu.ru/kraeved/752-09.html (дата обращения: 13.12.2013).
21. Шапкин. Освящение храма в селе Кривощеков-ском, Томской епархии // Томские епархиальные ведомости. — 1882. — № 10 (15 мая) /Томск: типолитография П.И. Макушина, 1882. — С. 274—275.
Рис. 1. Церковь из типового плана № 10 («Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях», издание Святейшего синода, 1853 г.)
Рис. 2. Церковь в с. Кривощековском (Государственный архив Алтайского края. Ф. 50. Оп. 11. Д. 39)
Рис. 3. Кривощеково. Рисунок К.П. Зайцева (Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУАДИ)
Рис. 4. Группа новосибирских краеведов на фундаменте Никольской церкви, апрель 2012 г.
Снимок М. Насекина
Рис. 5. Кривощеково. Шурф № 13. Октябрь 2015 г. Хорошо видна лента фундамента Никольской церкви и еще невскрытое захоронение под ним (прямоугольник гробовой крышки).
Полевые материалы С.В. Колонцова