Научная статья на тему 'От Челябинска до Новосибирска: строительство храмов при станциях Западно-Сибирской железной дороги в конце XIX - начале ХХ вв'

От Челябинска до Новосибирска: строительство храмов при станциях Западно-Сибирской железной дороги в конце XIX - начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
309
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От Челябинска до Новосибирска: строительство храмов при станциях Западно-Сибирской железной дороги в конце XIX - начале ХХ вв»

Рис. 3. Беседа со старожилами села - сбор информации об истории церкви

Вспоминают Иван Ильич и Елена Федоровна (в девичестве Шелест) Толкачевы. Металлические кованные решетки, стоявшие на окнах храма, долгое время стояли на кочегарке сельсовета.

Литература и источники

1. ГАНО. Ф. Д-156. Оп. 1. № 1001. 52 л.

2. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 2.

3. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 37. Л. 26.

4. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 4.

А.А. Кузеванова, г. Новосибирск Научный руководитель: И.Л. Ростовцева, г. Новосибирск ОТ ЧЕЛЯБИНСКА ДО НОВОСИБИРСКА: СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВ ПРИ СТАНЦИЯХ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В.

Современное российское общество переживает период возвращения к православным традициям, восстанавливаются разрушенные храмы, строятся новые. Масштаб строительных работ диктует использование типового строительства, поэтому бесценным материалом для изучения и подражания является период массового строительства церквей в конце XIX - начале ХХ в. вдоль линии Великого Сибирского пути. Рассмотрим особенности архитектуры храмов, возведенных при станциях Западно-Сибирской железной дороги.

В начале 1891 г. в Российской империи был создан Комитет по сооружению Сибирской железной дороги. Главным идеологом сооружения грандиозной магистрали был император Александр III. В 1892-1896 гг. возводился западносибирский участок

дороги, проходящий по территории современных Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края, а также частично по территории Казахстана.

В 1894 г. был образован «Фонд императора Александра III», задачей которого было финансирование строительства церквей на железнодорожных станциях Транссиба. такая работа была актуальна не только вследствие малого числа храмов в Сибири, но и в связи с значительным притоком населения в район строительства.

Средства Фонда слагались из взносов «ревнителей церкви»: представителей царской семьи, добровольных пожертвований частных лиц и предприятий. Жертвовались деньги и предметы церковного обихода. Из хранилища Зимнего дворца в сибирские церкви было отправлено серебра на 64 комплекта церковной утвари; из артиллерийских складов - около 20 тысяч пудов меди и латуни на 93 колокола. Государыней Александрой Федоровной для священнического облачения пожертвованы ризы и предметы церковного обихода для 54 церквей, а вдовствующая Мария Федоровна принесла в дар образ Св. Марии Магдалины церкви при станции «Петропавловск» [5, с. 38-40]. Многие из строившихся вдоль Сибирского пути церквей носили имена святых покровителей членов царской семьи: святителя Николая Мирликийского - покровителя правившего государя Николая II, Александра Невского - покровителя государя Александра II, святой преподобной Ксении - покровительницы великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II.

К 1904 г. из средств Фонда было израсходовано около 2 млн рублей на постройку 214 церквей, в основном в районах переселенческого движения. 27 церквей были возведены непосредственно для железнодорожных служащих и рабочих на линии. Это церкви в Челябинске, Макушино, Петропавловске, Омске, Татарске, Каинске, Тайге, Красноярске, на станции Обь и в других пунктах. Рассмотрим некоторые из них:

Деревянные храмы. Несмотря на то, что в городах отдавалось предпочтение каменным храмам, более просторным и долговечным, большинство церквей в начале XX в., как и прежде, строилось из дерева. С конца 1850-х гг. в России было разрешено строить деревянные церкви по типовым проектам, что позволяло ускорить и удешевить проектирование и строительство. В ценах последней трети XIX - начале ХХ в. небольшую деревянную церковь можно было построить за 2-3 тыс. рублей, крупную деревянную церковь на 800 человек - за 6 с половиной тыс. руб., деревянную церковь на каменном фундаменте, в зависимости от размеров - за сумму от 5 до 19 тыс. руб. [6]. Каменная церковь обходилась гораздо дороже - в 50-60 тыс. руб., небольшой каменный собор -в 100 тыс. рублей, крупнейшие в регионе соборы - в 400-700 тыс. руб.

Как правило, деревянные церкви имели трапезный тип плана и шатровые либо пятиглавые завершения. Проекты составлялись чаще всего в неорусском или старовизантийский стиле, эклектике или модерне. На западносибирском участке Великого Сибирского пути были возведены:

■ Церковь во имя Святителей Московских Петра, Алексея, Ионны и Филиппа при станции Исыль-Куль (деревянная, на 450 человек, была освящена 18 января 1898 г.).

■ Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы при станции Макушино (деревянная, на 450 человек, была освящена 21 марта 1898 г.).

■ Церковь во имя Александра Невского в поселке Ново-Александровском (деревянная на каменном фундаменте).

■ Церковь во имя преподобной Ксении в поселке Полтавка (деревянная на каменном фундаменте).

■ Церковь Рождества Пресвятой Богородицы при станции челябинск (деревянная на каменном фундаменте, на 750 человек).

■ Михаило-Архангельская церковь города Татарска. При церкви было деревянное здание одноклассного начального церковно-приходского училища для детей обоего пола имени протоиерея Иоанна Сергеева. В 1902 г. церковь была расширена.

■ Владимирская церковь у станции Омск-Пост (деревянная, год постройки 1911) [1, 3].

■ Церковь Пророка Даниила на станции Обь (будущий город Новониколаевск, Новосибирск). Первая православная церковь поселка при станции Обь имела народное название Вокзальной. Имущество церкви было застраховано на сумму в 30000 руб., т.е. она была одной из самых богатых в поселке при станции Обь.

■ Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Новониколаевске (деревянная). Церковь задумывалась как церковь-школа в комплексе с церковно-приходской школой. Здание было расширено в 1906 г. на средства местных купцов Масштаковых и чудом выстояло в крупном городском пожаре 1909 г

■ Деревянные церкви, построенные по проекту №13 из «Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен...»: Церковь Серафима Саровского в селе Турнаево (год постройки 1912, территория современного Болотнинского района Новосибирской области); церковь в селе Лебедево (Пеньково) (территория современного Тогучинского района Новосибирской области).

■ Деревянные церкви, построенные по проекту №31 из «Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен.»: Единоверческая церковь Успения Пресвятой Богородицы в Томске; Троицкая церковь в селе Колбинка Молчановского уезда Томской губернии, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе шибково (вблизи станции «Евсино»).

Каменные храмы:

■ Свято-Троицкий храм на станции Омск, заложенный 3 августа 1897 г. и считавшийся самым крупным на Великом Сибирском пути. Автор проекта - начальник участка службы пути гражданский инженер Александр Петрович Хегстрем [2, 1, 3, 10]. Средства на строительство жертвовали братья Баевы (23 тыс. руб.), семипалатинский купец 1-й гильдии А.И. Деров (10 тыс. руб.) и другие частные благотворители (всего на сумму 14 тыс. руб.), а также Императорское археологическое общество

- 1,6 тыс. руб. Церковь на 750 человек была возведена из красного кирпича в духе русского зодчества ХVI-ХVII вв. Массивный двухъярусный объем храма (восьмерик на четверике) завершался тремя рядами килевидных кокошников и венчался круглым барабаном с луковичной главой под восьмиконечным крестом. Колокольня вплотную примыкала к храму; ее устремленность вверх подчеркивалась многояру-сностью, кокошниками и узкими окошками на шатре.

■ Собор Александра Невского в Новониколаевске [9]. Храм был построен в 1896-1899 гг. по проекту архитектора Н.К. Соловьева. В храме было три престола: главный придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и два боковых

- во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Роспись церкви выполнила томская иконописная мастерская И.А. Панкрышева. Собор, по свидетельствам современников, имел богатое убранство. В ризнице располагался образ Георгия Победоносца, пожалованный императрицей Марией Федоровной, и парчовые облачения для священнослужителей. Исполненный в византийском стиле храм вознесся над двухэтажными купеческими

домами и каменными торговыми рядами, идущими вверх по широкому Николаевскому проспекту.

■ Храм во имя Святых Захария и Елисаветы в поселке Миргородском Убинского района Каинской волости Томской губернии (современный поселок Каргат Каргатского района Новосибирской области), построен в 1904 г. по типовому проекту №6 из «Атласа планов и фасадов церквей». Церковь однопрестольная, в плане представляла собой вытянутый по оси «восток-запад» прямоугольник. Четырехскатную кровлю венчало пятиглавие. Колокольня располагалась в нише западного фасада.

■ Никольская церковь в Атаманском поселке, заложена 9 мая 1911 г. Средства на строительство церкви в размере 85 тыс. руб. были собраны в основном казаками Атаманской станицы. Одноэтажная церковь «военного» типа с характерным силуэтом: шатровая колокольня и сложный купол (восьмигранная башенка с арочными проемами) над апсидой фланкируют здание с запада и с востока. Шатер колокольни со «слуховыми» окнами, увенчан луковичной главкой. Церковь крестообразная в плане, трехпрестольная. Внутри были оборудованы дьяконник (ризница) и жертвенник (место в алтаре, где готовятся Святые дары для совершения евхаристии).

■ Мариинская железнодорожная церковь, построена в 1899-1900 гг., выполнена из жженого кирпича, карнизы и выступы фасада - из тесаного и шлифованного гранита. Вместимость церкви - 450 человек. В здание была включена колокольня. Особый тип церквей представлял собой вагон-церковь, предназначенный для духовного окормления строителей железной дороги, живущих и работающих в отдалении от селений. Путевая церковь была 15 м в длину и почти 3 м в ширину и вмещала до 70 человек. Срединная часть вагона длиной 7,35 м была предназначена для молящихся, остальную площадь занимали алтарь, ризница и топка. Над входом в вагон была устроена звонница с тремя колоколами, увенчанная крестом. Практика XIX в. возрождается в современной России: передвижные составы-церкви появились вновь [4].

Таким образом, на самых значительных станциях Великой Сибирской железной дороги храмы строились по индивидуальным проектам. Остальное церковное строительство было типовым, по проектам, разработанным специально для Тобольской и Томской губерний.

Литература

1. Лебедева, Н.И. Архитектура церквей Омска в XVIII - нач. XX в. / Н.И. Лебедева // Памятники истории и культуры Омской области: сб. статей. Вып. I. - Омск: РИО, 1995. - С. 93-106.

2. Лебедева, Н.И. Лучший храм Транссиба - Свято-Троицкая церковь при станции Омск [электронный ресурс] // История Омских храмов: сайт. - Режим доступа: http://www.omsktime.ru/projects/church/troick.html.

3. Лебедева, Н.И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья / Н.И. Лебедева.

- Омск: ОмГУ, 2003. - 187 с.

4. Освящение вагона-храма [электронный ресурс] // Вечерний Новосибирск. 17.08.2001. - Режим доступа: http://vn.ru/index.php?id=12949.

5. Сибирские церкви и школы фонда имени Императора Александра III к 1 января

1902 года. - СПб.: [б. и.], 1902. - 171 с.

6. Сибирские церкви и школы фонда имени Императора Александра III к 1 января

1903 года. - СПб.: [б. и.], 1903. - 96 с.

7. Смирнова, Е.А. Архитектура культовых зданий, построенных вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали на средства фонда имени императора Александра III / Е.А. Смирнова // Архитектура и экология России: традиции, современность, будущее: Сб. тез. докл. Респ. науч. конф. (ноябрь 1993 г.). - Новосибирск, 1993.

8. Тарасов, Т.И. Положение церковного и школьного строительства в районе Сибирской железной дороги на средства Фонда им. Императора Александра III. 1898-1900 гг. / Т.И. Тарасов // Церкви и школы, построенные на средства Фонда им. Императора Александра III. - СПб., 1900-е.

9. Храм во имя св. Александра Невского [электронный ресурс] // Архитектура Новосибирска. - Режим доступа: http://nsk.novosibdom.ru/node/263.

10. Церковь во имя Святой Троицы на станции Омск [электронный ресурс] // Памятники культового зодчества Омского Прииртышья. - Режим доступа: http://newasp. omskreg.ru/hramy/Omsk/troi.html.

О.А. Малахова, пос. Чернышевск (Забайкальский край) ИСТОРИЯ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СЕЛА КАЛИНИНО НЕРЧИНСКОГО РАЙОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Дошедшую до наших дней монастырскую церковь Успения Пресвятой Богородицы называют одним из семи чудес Забайкалья. Церковь расположена в селе Калинино Не-рчинского района Забайкальского края, в живописной холмистой местности на протоке реки Шилки (рис. 1). В народе этот храм называют «белой лебедушкой», за белый цвет стен или за венчающие здание килевидные каменные кокошники (рис. 2).

Рис. 1. Общий вид церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино. Декабрь 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.