Научная статья на тему 'Особенности формирования культовой архитектуры в селениях Нижнего Приангарья в XVII - начале XX века'

Особенности формирования культовой архитектуры в селениях Нижнего Приангарья в XVII - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЖНЕЕ ПРИАНГАРЬЕ / LOWER ANGARA REGION / ЦЕРКОВЬ / КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА / CHURCH ARCHITECTURE / СТАРОЖИЛЬЧЕСКИЕ СЕЛЕНИЯ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / HISTORICAL AND CULTURAL SITE / SETTLEMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Царёв Владимир Владимирович

Рассмотрены исторические предпосылки и этапы возведения культовых зданий в селениях Нижнего Приангарья в XVII начале XX в. Раскрыты архитектурно-планировочные и композиционные особенности каменных и деревянных церквей, находившихся в ангарских селениях в прошлых столетиях. Представлены результаты анализа графических и текстовых архивных документов, натурного обследования культовых построек, сохранившихся в селениях Нижнего Приангарья. Показана историко-культурная ценность старинных деревянных церквей, остатки которых находятся в настоящее время на территориях крупномасштабных промышленных преобразований. Определена целесообразность их восстановления и сохранения как ценных объектов культурного наследия Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Царёв Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church Architecture in Settlements of Lower Angara in the 17th and Early 20th Century

The paper presents historical prerequisites and stages of construction of curches in settlements of Lower Angara in the 17th early 20th century. Architectural, planning and composite characteristics of stone and wooden churches are described, which were built in Angarsk settlements last centuries. The analysis of archival documents, on-site investigation of the church architecture are presented herein which remained in the Lower Angara region. The historical and cultural value of ancient wooden churches built on the territory of large-scale industrial areas is studied in this paper. The expediency of their restoration and preservation as valuable objects of cultural heritage of Siberia is defined.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования культовой архитектуры в селениях Нижнего Приангарья в XVII - начале XX века»

УДК 72.036 (571.1/.5)

ЦАРЁВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ, архитектор, ведущий специалист

отдела обеспечения градостроительной деятельности

Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Красноярского края,

tsarev103@yandex. ru

660075, г. Красноярск, ул. Заводская, 14

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В СЕЛЕНИЯХ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ В XVII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Рассмотрены исторические предпосылки и этапы возведения культовых зданий в селениях Нижнего Приангарья в XVII - начале XX в. Раскрыты архитектурно-планировочные и композиционные особенности каменных и деревянных церквей, находившихся в ангарских селениях в прошлых столетиях. Представлены результаты анализа графических и текстовых архивных документов, натурного обследования культовых построек, сохранившихся в селениях Нижнего Приангарья. Показана историко-культурная ценность старинных деревянных церквей, остатки которых находятся в настоящее время на территориях крупномасштабных промышленных преобразований. Определена целесообразность их восстановления и сохранения как ценных объектов культурного наследия Сибири.

Ключевые слова: Нижнее Приангарье; церковь; культовая архитектура; старожильческие селения; историко-культурная ценность.

VLADIMIR V. TSAREV, Architect, tsarev103@yandex. ru

Ministry of Construction and Municipal Housing Economy of Krasnoyarsk Krai

14, Zavodskaya Str., 660075, Krasnoyarsk, Russia

CHURCH ARCHITECTURE IN SETTLEMENTS OF LOWER ANGARA IN THE 17th AND EARLY 20th CENTURY

The paper presents historical prerequisites and stages of construction of curches in settlements of Lower Angara in the 17th - early 20th century. Architectural, planning and composite characteristics of stone and wooden churches are described, which were built in Angarsk settlements last centuries. The analysis of archival documents, on-site investigation of the church architecture are presented herein which remained in the Lower Angara region. The historical and cultural value of ancient wooden churches built on the territory of large-scale industrial areas is studied in this paper. The expediency of their restoration and preservation as valuable objects of cultural heritage of Siberia is defined.

Keywords: Lower Angara region; church architecture; settlements; historical and cultural site.

Исследование старожильческих селений в районах нижней Ангары, осуществляемое автором несколько лет, выявило устойчивую тенденцию, связанную с оттоком жителей из сельской местности и вызванную начавшимся промышленным освоением региона. Это приводит к запустению крестьянских

© Царёв В.В., 2016

усадеб, к угасанию последних очагов народной архитектуры, а в результате к потере мощного слоя историко-культурного достояния Сибири. Материальные приметы развития русской национальной культуры в районах Нижнего Приангарья нуждаются в скорейших мерах по их всестороннему изучению и сохранению. С XVII до начала XX в. одним из важнейших по значению в сибирских селениях считалось здание церкви, которое служило не только местом исполнения религиозных обрядов, но и местом сосредоточения «мирской» жизни населения, было порой наиболее крупным сооружением среди сельских построек. В 1675 г. русский посланник Николай Спафарий во время путешествия через Сибирь в Китай отметил в селениях, находившихся от устья Верхней Тунгуски (Ангары) и до её истока из озера Байкал, четыре деревянные церкви. Первая из них стояла в погосте Рыбном (ныне село Рыбное Мотыгинского района), вторая - в «Брацком» остроге - церковь «во имя Пре-святыя Богородицы Владимерския», третья размещалась в монастыре, находившемся около Иркутского острога, - церковь Вознесения Христова, четвёртая - в самом «Иркуцком» остроге - церковь Всемилостивого Спаса [1]. СУ. Ремезов в своей «Чертежной книге Сибири», составленной в 1701 г., на всём протяжении Верхней Тунгуски (Ангары) указал около десяти церковных строений, в том числе в «Рыбенском» остроге, деревне Каменке, в погосте Кежемском, в Братском монастыре, а также в острогах и крупных селениях в верховьях Ангары [2]. Они представляли собой, судя по изображениям на чертеже, деревянные трехчастные строения (храмовый четверик, алтарный прируб, трапезная или притвор), имевшие шатровое завершение над храмовой частью. В 1889 г. инженер М. Чернцов на составленной им карте Ангары отметил вдоль реки от её устья до места впадения в неё р. Илим одиннадцать русских сёл, в которых находились православные храмы - Стрелка, Рыбинское, Мотыгино, Богучанское, Чадобское, Монастырское, Недокурово, Кежма, Пановское, Кеульское, Карапчанское [3]. История строительства культовых сооружений в районах Нижнего Приангарья частично прослеживается в отдельных архивных документах и немногочисленных публикациях, относящихся к рубежу Х1Х-ХХ вв.

В середине XVIII в. в селении Чадобском (в устье р. Чадобец) существовала деревянная часовня, которая была построена жителями во имя нерукотворного образа Христа Спасителя. В 1761 г. жители деревень Чадоб-ской, Яркиной, Заледеевой, Климиной и Пашутиной пожелали пристроить к этой часовне алтарь, который, вероятно, был освящен в 1762 г. В январе 1777 г. этот храм сгорел. В 1779 г. была осуществлена закладка каменного Спасского храма, а в 1780 г. состоялось его освящение. В 1824 г. енисейский купец Матвей Хорошев изъявил желание пристроить с южной стороны церкви придел во имя Покрова Пресвятые Богородицы, который был освящен в 1828 г. [4, с. 93-94] (рис. 1).

В ведомости чадобской Спасской церкви за 1857 г. указаны в её приходе три молитвенных деревянных дома, находившихся в деревнях Пашутиной, Яркиной и Ирбинской, «построены недавно, когда именно и с чьего разрешения неизвестно» [5, л. 21]. Об истории деревянной часовни в д. Пашутиной (располагалась от с. Чадобского в 44 верстах вниз по Ангаре) сохранилось

предание, согласно которому её построили в конце XVIII в. иркутские купцы, проходившие с товарами на судах через Мурский порог [4, с. 96] (рис. 2).

Рис. 1. Деревня Чадобец. Церковь Спасская (1779-1780 гг.). Фотография начала XX в. Красноярский краевой краеведческий музей (КККМ)

Рис. 2. Деревня Пашутино. Часовня. Фотография начала XX в. КККМ

О часовне в д. Яркиной, находившейся к северу от села Чадобского в 80 верстах, «куда дорога пролегает через болота и речки», сохранились краткие сведения о том, что она построена «главным образом на приношения инородцев-тунгусов, которые, приняв христианство, жертвовали на построение ее звериными шкурами; на пожертвования инородцев крестьяне д. Яркиной впоследствии пристроили к часовне алтарь и купили колокола» [4, с. 96-97] (рис. 3).

Рис. 3. Церковь в деревне Яркино Кежемского района. Фотография 2000-х гг. Музей г. Кодинска

В 1785 г. была заложена каменная церковь в селе Кежма, а постройка её завершена к 1792 г. Здание строилось на средства енисейского купца Ивана Артемьевича Тулунина. Храм, построенный во имя нерукотворного образа Христа Спасителя, имел один придел с южной стороны во имя явления Казанской иконы Божией Матери. В 1805 г. началась пристройка второго придела с северной стороны во имя Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, окончившаяся в 1807 г. Из сохранившегося описания церкви, составленного в 1890 г., следует, что это было «довольно большое, каменное здание, на восточной стороне которого высится купол главного храма, а на западной, над самой папертью, - двухъярусная колокольня; стиль постройки хотя и не выдержан строго, но несмотря на это, а также и бедность архитектурных украшений, церковь, с ее сравнительно высокой колокольней, куполом главного храма, 5 главами, обтянутыми белым железом и увенчанными 5 золочеными крестами, производит довольно приятное впечатление» [6]. Планировочная структура и декоративное убранство фасадов Спасской церкви в Кежме были характерны для каменного зодчества Сибири ХУШ в. и восходили к церквям города Енисейска [7] (рис. 4).

В ведомости Спасской церкви Кежемского села за 1857 г. указано, что «в приходе сей церкви часовен нет, а находятся молитвенные домы; первый в с. Кежемском на кладбище, построенный 1785-го года; второй в д. Мозговой, третий в д. Заимской, четвертый в д. Алексеевой; все три (последние) зданием деревянные, построенные 1825-го года жителями деревень без разрешения высшего начальства» [5, л. 10]. В конце XIX в. в Кежемском приходе находилось пять часовен, в число которых перешли бывшие молитвенные дома, а «в часовнях деревень Тургенева острова и Верхне-Кежемской совершались литургии на походном св. антиминсе, выданном в 1872 году» [6, с. 259].

Рис. 4. Село Кежемское. Церковь Спасская (1785-1807 гг.). Фотография рубежа XIX-XX вв. КККМ

О каменной Петропавловской церкви, находившейся в селе Богучанском, были опубликованы краткие сведения в Енисейских епархиальных ведомостях в 1890 г. «Откуда мы не подъезжали бы к селу, издалека увидим Богучанскую церковь. Она стоит на окраине села, на пригорке. Приходский храм каменный, двухпрестольный; заложен в 1791, а освящен в 1795 году, с благословения преосвященного Варлаама, архиепископа Тобольского, вместо бывшего здесь обветшавшего деревянного храма. Престол главного храма - во имя первовер-ховных Апостолов Петра и Павла, а в теплом приделе - во имя Святителя и Чудотворца Николая» [8, с.186]. В публикации присутствуют некоторые неточности, которые раскрываются документальными сведениями из архивного дела «Об освящении Енисейского заказа Богучанского села Петропавловской церкви» [9]. В деле указывается, что «строителем церковным» являлся купец Пётр Логинов, а освящение церкви состоялось 16 сентября 1804 г. [9, л. 4] (рис. 5).

В ведомости Петропавовской церкви Богучанского села за 1857 г. указано, что «в приходе сей церкви часовен нет, а находятся молитвенные домы, зданием деревянные в деревнях Ярковской, Пинчугской, Иркинеевской, Бедо-бинской и Карабульской, и построены издавна, но с чьего разрешения неизвестно» [5, л. 27]. В конце XIX в. к Богучанскому приходу принадлежали деревни: Заимская (в 36 верстах от села), Ярковская (в 24 в.), Пинчугская (в 36 в.), Иркинеевская (в 50 в.), Бедобинская (в 110 в.), Карабульская (в 60 в.) и Гаври-ловская (в 85 в.). В них имелись деревянные часовни (кроме Гавриловской), вероятно, переоборудованные из молитвенных домов [8, с. 187-188].

В 1801 г. была завершена постройка каменной Спасской церкви (на месте деревянной) в с. Рыбинском «тщанием енисейского купца Гавриила Лаврентьева и прихожан» [10, л. 47]. Закладка здания состоялась 27 сентября 1797 г. [11, л. 2 об. ]. В 1857 г. на средства прихожан к церкви был пристроен придельный храм во имя апостолов Петра и Павла. В середине XIX в. к приходу Спас-

ской церкви были приписаны две деревянные часовни, первая из которых (ветхая) находилась в д. Каменской, отстоящей от церкви в 113 верстах, а вторая (прочная) в д. Мотыгиной - в 12 верстах, «с чьего разрешения, когда и кем выстроены из актов церковных не видно» [10, л. 48].

Рис. 5. Село Богучаны. Петропавловская церковь (1791-1804 гг.). Фотография начала XX в. КККМ

В 1828 г. на средства енисейского купца Захара Толстых «с пособием прихожан» была построена каменная церковь во имя Преображения Господня в с. Кашиношиверском, заменившая деревянную предшественницу, остававшуюся от существовавшего здесь мужского монастыря (упразднённого) и сгоревшую в 1823 г. В приходе церкви находился деревянный молитвенный дом, построенный в д. Ковинской «когда и чьего позволения неизвестно» [5, л. 13 об. - 14]. До настоящего времени каменные церкви не сохранились в Нижнем Приангарье. Руинированные остатки последней из них - Спасской церкви в селе Кежма - были затоплены водохранилищем Богучанской ГЭС в 2014 г.

Деревянные храмы и часовни возводились в населённых пунктах Нижнего Приангарья вплоть до первого десятилетия ХХ в. Например, известно, что в середине XIX в. в с. Пановском находилась в ветхом состоянии деревянная церковь, носившая название во имя святых мучеников Кирика и Иулитты, которая была построена в 1787 г. «тщанием того же села крестьянина Алексея Панова, с таковой же на отставе колокольней» [5, л. 2]. Различные по времени возведения, архитектурно-композиционному решению и конструктивным особенностям, эти церкви являлись образцами культовой деревянной архитектуры, в которых отражались традиции русских мастеров-плотников ушедших столетий. Об одной из них - церкви, находившейся в островной деревне Савино Кежемского района, сохранилось только текстовое описание, составленное В.Д. Колгушкиным в начале 1980-х гг. Он относил её к старейшим среди сохранившихся культовых построек Нижнего Приангарья. Расположенная на вы-

соком берегу острова и на окраине небольшой деревни церковь была самым примечательным сооружением в округе. Церковь, рубленая «в лапу» из толстых бревен и с большим мастерством, состояла из трех частей: трапезной с самцо-вой крышей; более высокого центрального сруба (собственно церкви), покрытого до половины четырехскатной крышей, а далее двускатной тесовой кровлей; восточной пристройки для алтаря. Сруб имел высокие оконные проемы арочного типа с трехчастным лаконичным наличником и небольшой карниз, выполненный из крупных брусьев, надежно защищавший всё сооружение от непогоды. Покрытие церкви не имело древнерусских традиционных мотивов: кубов, бочек, маковиц и других декоративных деталей. Это сооружение отличали добротность и простота выполненной работы, соразмерность частей и их конструктивная целостность [12, с. 54].

Описание деревянной Никольской церкви, стоявшей в островном селении Селенгино Кежемского района, относится к 1985 г. Согласно ему, основные её объемы - притвор, трапезная и храмовая часть - располагались по продольной оси и были рублены «в обло» с остатком; алтарь рублен «в лапу». Церковь имела звонницу и купольное завершение храмовой части. Фундамент состоял из вертикальных деревянных столбов - свай, располагавшихся по всему периметру здания [13, с. 12-13] (рис. 6).

Рис. 6. Никольская церковь в д. Селенгино Кежемского района. XIX в. Фотографии второй половины ХХ в. Музей в г. Кодинске. Обмерный чертёж 1985 г. [13, с. 18]

В середине 1980-х гг. исследователи успели зафиксировать характерные особенности ещё одной деревянной церкви, находившейся в д. Мозговой Кежемского района и утраченной в 2010-х гг. Основной объем церкви представлял собой четверик с прирубленной к нему пятистенной алтарной частью и галереей, располагавшейся на северном фасаде. На западном фасаде оставались следы от примыкавшего ранее объема звонницы [Там же, с. 13] (рис. 7).

Деревянные церкви в полуразрушенном виде сохранились до настоящего времени в некоторых селениях, находящихся в стороне от Ангары, на её притоках, в деревнях Бидее, Яркино и Юрохте Кежемского района. Последняя из указанных церквей (в д. Юрохте) была обследована автором в 2014 г. В настоящее время она является одной из немногих построек исчезающей деревни (рис. 8).

Рис. 7. Церковь в д. Мозговой Кежемского района. XIX в. Фотография 1975 г. Музей г. Кодинска. Обмерный чертёж 1985 г. [13, с. 19]

Рис. 8. Деревня Юрохта Кежемского района. Церковь. XIX в. Фотография и обмерный чертёж В.В. Царёва. 2014 г.

В XIX в. деревянные церкви в дальних ангарских деревнях строились по образцовым проектам, в той или иной степени переработанным на месте. Например, церковь в д. Юрохте представляет собой переработку одного из проектов, рекомендованных для постройки в селениях Томской и Тобольской губерний (рис. 9).

Рис. 9. Высочайше одобренный проект деревянной церкви (без обшивки) на 80 человек для постройки в селениях Томской и Тобольской губерний. № 3. 1853 г. [14, отд. I, л. 2]

Результаты исследования наглядно демонстрируют уникальность процесса формирования культовой архитектуры, осуществлявшегося в XVII -начале XX в. на обширной территории бассейна р. Ангары. Основополагающие особенности этого процесса проявились в исторической преемственности архитектурных традиций, привнесенных первопроходцами на раннем этапе русского обустройства в сибирских землях, а также в следовании церковной архитектуры в ангарских селениях изменениям, происходившим под влиянием местных условий строительства или соответствовавшим регламентам образцовых проектов. В настоящее время в связи с новым этапом индустриализации региона и доминирующими в нём тенденциями утраты русской многовековой культуры вопрос о сохранении остатков и восстановлении церковных построек прошлых эпох и в целом памятников старожильческой архитектуры Нижнего Приангарья представляется достаточно важной задачей.

Библиографический список

1. Спафарий, Н. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году. Дорожный дневник Спафария с введением и примечаниями Ю.В. Арсеньева / Н. Спафарий // Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. Т. Х. Вып. 1. - СПб., 1882. - С. 30-193.

2. Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезо-вым в 1701 году. - СПб., 1882. - 2 л. + 24 л. черт.

3. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-127. Оп. 1. Д. 481. Карта бассейна реки Ангары с указанием фарватера и затруднительных участков судоходства. Без даты. - 18 л.

4. Село Чадобское Енисейской епархии // Енисейские епархиальные ведомости. - 1890. -16 марта. - № 6. - С. 91-97.

5. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 121. Клировые ведомости церквей Томской епархии. 1857 г. - Л. 21.

6. Левитский, Е. Село Кежемское Енисейской епархии / Е. Левитский // Енисейские епархиальные ведомости. - 1890. - 1 сентября. - № 16-17. - С. 257-261.

7. Шумов, К.Ю. Спасская церковь в Кежме / К.Ю. Шумов // Архитектура в культурно-историческом пространстве Сибири : материалы II Межрегиональной научно-практической конф., посвящ. Международному дню памятников и исторических мест, Красноярск 18 апр. 2007 г. - Красноярск, 2007. - С. 110-113.

8. Село Богучанское Енисейского округа // Енисейские епархиальные ведомости. - 1890. -16 июня. - № 12. - С. 186-188.

9. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 812. Оп. 1. Д. 92. Об освящении Петропавловской церкви села Богучанского. 1804. - 4 л.

10. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 158. Клировые ведомости о церквах благочиния священника Павла Любомудрова, состоящих в городе Енисейске и округе его. 1858 г. - Л. 47.

11. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 812. Оп. 1. Д. 19. О постройке Спасской церкви в Рыбинском остроге. 1797 г. - 3 л.

12. Колгушкин, В.Д. Развитие деревянного зодчества Нижнего Приангарья в процессе заселения и освоения района / В.Д. Колгушкин // Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII - начало XX в.). - Новосибирск, 1983. - С. 44-57.

13. Архитектурно-этнографический музей в г. Кодинске. Обследование памятников архитектуры Кежемского района Красноярского края : научный отчёт. Т. II. Кн. 1. - М. : Спецпроектреставрация, 1985. - 45 с.

14. Атлас проектов и чертежей сельских построек, изданный от департамента сельского хозяйства МГИ. - СПб., 1853. - 36 с.

References

1. Spathari N. Puteshestvie cherez Sibir' ot Tobol'ska do Nerchinska i granits Kitaya russkogo poslannika Nikolaya Spafariya v 1675 godu [Travel to Siberia from Tobolsk to Nerchinsk and borders of China of the Russian envoy Nikolay Spafariya in 1675]. In: Dorozhnyi dnevnik Spafariya s vvedeniem i primechaniyami Yu. V. Arsen'eva [The road diary of Spafariya with introduction and notes by Arsenyev]. Zapiski Imperatorskogo russkogo geograficheskogo ob-shchestva po otdeleniyu etnografii. St-Petersburg, 1882. V. 1. Pp. 30-193. (rus)

2. Chertezhnaya kniga Sibiri, sostavlennaya tobol'skim synom boyarskim Semenom Remezovym v 1701 godu [The drawing book of Siberia by Semyon Remezov, Tobolsk son seigniorial in 1701]. St-Petersburg, 1882. (rus)

3. Krasnoyarsk Krai State Archive. Form R-127. List 1. Proc. 481. 18 p. (rus)

4. Selo Chadobskoe Eniseiskoi eparkhii [Village of Chadobskoye of the Yenisei diocese]. Eniseiskie eparkhial'nye vedomosti. 1890. No. 6. Pp. 91-97. (rus)

5. Tomsk State Archive. Form 170. List 1. Proc. 121. P. 21. (rus)

6. Levitical E. Selo Kezhemskoe, Eniseiskoi eparkhii [Village Kezhemskoye, Yenisei diocese]. Eniseiskie eparkhial'nye vedomosti. 1890. No. 16-17. Pp. 257-261. (rus)

7. Shumov K.Yu. Spasskaya tserkov' v Kezhme [Spassky Church in Kezhm]. Proc. Sci. Conf. 'Architecture in Cultural and Historical Space of Siberia', Krasnoyarsk, 2007. Pp. 110-113. (rus)

8. Selo Boguchanskoe Eniseiskogo okruga [Village Boguchanskoye of the Yenisei region]. Eniseiskie eparkhial'nye vedomosti. 1890. No. 12. Pp. 186-188. (rus)

9. Krasnoyarsk Krai State Archive. Form 812. List 1. Proc. 92. 4 p. (rus)

10. Tomsk State Archive. Form 170. List 1. Proc. 158. P. 47. (rus)

11. Krasnoyarsk Krai State Archive. Form 812. List 1. Proc. 92. 3 p. (rus)

12. Kolgushkin V.D. Razvitie derevyannogo zodchestva Nizhnego Priangar'ya v protsesse zaseleniya i osvoeniya raiona (XVIII - nachalo XX v.) [Development of wooden architecture in Lower Angara region during settling and developing this area]. Obshchestvennyi byti kul'tura russkogo naseleniya Sibiri, Novosibirsk, 1983. Pp. 44-57. (rus)

13. Arkhitekturno-etnograficheskii muzei v g. Kodinske. Obsledovanie pamyatnikov arkhitektury Kezhemskogo raiona Krasnoyarskogo kraya [Architectural and ethnographic museum in Ko-dinsk. Inspection of monuments of Kezhemsky region of Krasnoyarsk Krai]. Moscow : Spetsproyektrestavratzia. 1985. V. II. 45 p. (rus)

14. Atlas proektov i chertezhei sel'skikh postroek, izdannyi ot departamenta sel'skogo khozyaistva MGI [Atlas of projects and drawings of rural constructions published by MGI department of agriculture]. St-Petersburg, 1853. 36 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.