Научная статья на тему 'Проблемы соблюдения законности при рассмотрении участковыми уполномоченными полиции обращений граждан'

Проблемы соблюдения законности при рассмотрении участковыми уполномоченными полиции обращений граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1541
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРИЕМ / РЕГИСТРАЦИЯ / РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН / НАРУШЕНИЯ ЗАКОННОСТИ / УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННАЯ ДИСЦИПЛИНА / ДОСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРОВЕРКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимова Евгения Валериевна, Жидконожкина Ольга Николаевна, Луговая Оксана Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел при рассмотрении обращений граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герасимова Евгения Валериевна, Жидконожкина Ольга Николаевна, Луговая Оксана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы соблюдения законности при рассмотрении участковыми уполномоченными полиции обращений граждан»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень. Они также обязаны представлять представителю работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 2008. - 30 декабря.

2. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г., № 10, ст. 1152.

© Гацко М. Ф., 2016

УДК 342.9

Герасимова Евгения Валериевна

преподаватель

кафедры административной деятельности ОВД Воронежский институт МВД России Жидконожкина Ольга Николаевна старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Воронежский институт МВД России Луговая Оксана Валерьевна начальник курса факультета переподготовки и повышения квалификации

Воронежский институт МВД России г. Воронеж, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел при рассмотрении обращений граждан.

Ключевые слова

Прием, регистрация, рассмотрение обращений граждан, нарушения законности, учетно-регистрационная дисциплина, доследственные проверки.

Одной из задач реформирования системы МВД России является восстановление утраченного доверия населения страны к органам внутренних дел. Их своевременное и результативное реагирование на поступившие обращения, способствует воспитанию граждан в духе уважения к закону, укрепляет авторитет всей полиции в целом.

Основной массив обращений, поступающих на рассмотрение в территориальные органы МВД России, приходится на участковых уполномоченных полиции. Так, из 30,7 млн. зарегистрированных в 2015 году заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, 12,9 млн. -рассмотрено участковыми уполномоченными [1]. Занимаясь своей ежедневной работой, участковый должен

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

проявлять глубокую заинтересованность к судьбам людей и помнить, что за каждым заявлением стоит человек, доверивший ему свою проблему.

Следует отметить, что действующая ведомственная инструкция регламентирующая порядок приема, регистрации и разрешения заявлений граждан о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, как и предыдущие, не дает конкретных разъяснений о порядке применения отдельных его положений [2].

Отсутствие единого подхода к рассмотрению обращений граждан со стороны органов внутренних дел и прокуратуры, также порождает множество вопросов у практических сотрудников, и как следствие -нарушений законодательства при проведении доследственных проверок по заявлениям граждан.

Основными видами нарушений учетно-регистрационной дисциплины допускаемыми участковыми уполномоченными полиции являются: нарушение срока проведения проверки по материалу; нарушение срока уведомления заявителя и прокурора о результатах проверки; волокита при проведении проверки, и как следствие, необоснованное продление срока проверки; нарушение сроков проведения дополнительной проверки, установленных надзирающим прокурором; принятие необоснованного решения об отказе в возбуждении уголовного дела, принятие незаконного решения о передаче заявления по подследственности, по территориальности, по подсудности.

Ненадлежащее качество доследственных проверок связано не только с ежегодно возрастающим объемом обращений, но и с некомпетентностью участковых уполномоченных полиции при рассмотрении некоторых видов заявлений и обращений, слабым знанием и неграмотным использованием требований ведомственных приказов. Так, из 4,92 млн. вынесенных ими постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, 824,9 тыс. было отменено надзирающими прокурорами, из них 69 тыс. - с последующим возбуждением уголовного дела [1].

Неумение дать правовую оценку действиям нарушителей и оказать своевременную юридическую помощь гражданам, в свою очередь влечет отмену органами прокуратуры вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, а также служит основанием для повторных обращений граждан в органы внутренних дел.

Изучение организации повседневной деятельности территориальных органов ОВД, позволило выделить еще ряд причин, не позволяющих участковым уполномоченным полиции в полной мере сосредоточить свое внимание на рассмотрении заявлений граждан.

Так, для того чтобы сдать материалы проверки в учетную группу, участковому необходимо совершить ряд обязательных действий, а именно: лично утвердить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела у начальника отдела или начальника полиции; зарегистрировать материал в учетной группе, присвоив ему порядковый номер; зарегистрировать в отделе делопроизводства и проставить исходящий номер на копиях уведомлений о принятом решении, предназначенных для прокурора и заявителя; предоставить в дежурную часть ОВД информацию о результатах рассмотрения обращения, принятом решении, номере исходящего уведомления заявителю.

Хронометраж рабочего времени участкового уполномоченного полиции показал, что ежедневно он проводит в стенах отдела полиции до 5 часов рабочего времени (передача материалов, инструктивные совещания, подведение итогов работы за день и т.д.).

По нашему мнению, целесообразно поручить выполнение указанных мероприятий начальнику отдела (отделения), его заместителю, старшему участковому уполномоченному полиции, предоставив участковому больше времени, для исполнения своих обязанностей непосредственно на административном участке. Решение данного вопроса, позволит не только более рационально использовать служебное время но, и повысит роль старших участковых уполномоченных полиции как организаторов деятельности подчиненных участковых [3, с.38].

Учитывая значимость данного направления оперативно-служебной деятельности, в настоящее время назрела острая необходимость в разработке, согласованных с прокуратурой, методических рекомендаций по применению законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, что

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

окажет положительное влияние на состояние учетно-регистрационной дисциплины и обеспечит законность принимаемых сотрудниками полиции решений по материалам доследственных проверок. Список использованной литературы:

1. Статистические данные ГИАЦ МВД России за 2015 год.

2. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях : приказ МВД России 29.08.2014 N° 736 // Российская газета. - 2014. - № 260.

3. Организационно-правовые основы деятельности участковых уполномоченных милиции в условиях сельской местности : монография / Чепрасов М. Н. - Воронеж, Липецк : Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2010.- 117 ^

© Герасимова Е.В., Жидконожкина О.Н., Луговая О.В., 2016

УДК 340.12

Ефимова Елизавета Андреевна

студентка 4 курса юридического факультета СПбГУ,

г.Санкт-Петербург, РФ E-mail: eflee350@gmail.com

ПРАВО, НРАВСТВЕННОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ НАСЛЕДИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА И В.С. НЕРСЕСЯНЦА

Аннотация

Вопросы соотношения права с другими социальными регуляторами сохраняют свою актуальность для современной правовой науки и процесса правового регулирования. Наиболее важной во все времена была проблема взаимосвязи и автономии права и нравственности, а также юридического понятия справедливости. В представленной статье в сравнительном ключе анализируются позиции Б.Н. Чичерина и В.С. Нерсесянца на проблему соотношения права, нравственности и справедливости.

Ключевые слова

Право, нравственность, справедливость, философия права в России, естественное право,

либертарно-юридическая теория права.

Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) - выдающийся правовед конца XIX - начала XX вв., относился к сторонникам естественно-правовой традиции в правопонимании. Его взгляды отличались взвешенностью, стремлением подойти к осмыслению явлений правовой реальности с разных сторон. В политико-правовой доктрине Б.Н. Чичерина право понимается как внешняя свобода, ограниченная внутренним законом [1, с. 64]. Почему ученый определял право именно в таком ключе? Для ответа на этот вопрос необходимо сказать о том, что в его учении о праве личность занимает основное положение. Б.Н. Чичерин писал: «лицо -краеугольный камень всего общественного здания» [1, с. 30]. Отдельная человеческая личность является метафизическим существом, обладает достоинством, разумом и волей, сама по себе может быть только целью, а не средством. Находясь постоянно во взаимодействии с другими людьми, человек стремится к расширению границ своей свободы. Идея права возникает из желания примирить интересы отдельной личности и общества. Подобное определение права имеет несомненные достоинства, т.к. для совместного существования людей в обществе всегда необходимо определить ту область, внутри которой отдельный человек мог бы существовать, не опасаясь посягательств на сферу своей свободы. Сделать это можно только с помощью правовых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.