Научная статья на тему 'Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности'

Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
592
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поваренков Юрий Павлович, Слепко Юрий Николаевич, Цымбалюк Анна Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности»

ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ

УДК 378

Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко, А. Э. Цымбалюк

Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности

Конференция проведена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; проект № 13-06-14007 Ju. P. Povarionkov, Ju. N. Slepko, A. E. Tsymbaluk

Problems of Systemogenesis of the Educational and Professional Activity

19 - 21 ноября 2013 г. в ЯГПУ им. К. Д. Ушин-ского была проведена VI всероссийская научно-практическая конференция «Системогенез учебной и профессиональной деятельности», посвященная анализу и обобщению исследований, выполненных в рамках системогенетического подхода, а также оценке современного состояния психологической теории системогенеза учебной и профессиональной деятельности и перспективам ее дальнейшего развития.

Организаторами конференции выступили ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и ЯрГУ им. П.Г. Демидова при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Российского психологического общества.

Программный комитет конференции возглавил основатель системогенетического подхода в психологии академик РАО, профессор В. Д. Шадриков (Москва); председателем оргкомитета выступил профессор Ю.П. Поваренков (Ярославль). Функции координаторов конференции выполняли доценты кафедры общей и социальной психологии Ю.Н. Слепко и А.Э. Цымба-люк. В состав программного и организационного комитета вошли ведущие специалисты в области методологии, теории и практики системогенеза учебной и профессиональной деятельности: Н.П. Ансимова (Ярославль), А.В. Карпов (Ярославль), М.М. Кашапов (Ярославль), В. А. Мазилов (Ярославль), Н.В. Нижегородцева (Ярославль), Г.А. Суворова (Москва) и ряд других.

В работе конференции приняли участие психологи из России и стран ближнего зарубежья, всего более 250 участников. Российскую психо-

логию представляли специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Кирова, Ижевска, Махачкалы, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Омска, Орла, Саратова, Сочи, Хабаровска, Челябинска, Читы. Страны ближнего зарубежья представляли психологи из Латвии (Рига), Украины (Киев, Переяслав-Хмельницкий, Тернополь, Ужгород, Харьков), Белоруссии (Минск, Гродно).

В рамках работы конференции было проведено пленарное заседание, заседания шести секций и круглый стол. Конференцию открыл ректор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, профессор В.В. Афанасьев. В своем выступлении В.В. Афанасьев кратко коснулся истории развития университета, а также указал на важность серьезного научного анализа психолого-педагогических проблем образования в контексте динамичных изменений требований к качеству современного высшего педагогического образования.

С приветственными словами в адрес конференции обратились директор Института психологии РАН (Москва) А.Л. Журавлев, директор Психологического института РАО В.В. Рубцов (Москва).

На пленарном заседании с докладами выступили ведущие представители системогенетиче-ского подхода в психологии: В.Д. Шадриков («Мысль и образ»), А.В. Карпов («К проблеме состава и содержания принципов системогене-за»), Ю.П. Поваренков («Системогенетический подход к определению предмета и метода психологии профессионального становления личности»), М.М. Кашапов («Психология конструк-

© Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н., Цымбалюк А. Э., 2014

тивной конфликтности личности на основе сис-темогенетического подхода»), В. А. Мазилов («О философии психологии»), Г.А. Суворовой («Системный анализ в познании психического: систе-могенетическое направление»).

В докладе В.Д. Шадрикова «Мысль и образ» [6] была рассмотрена проблема определения места мысли и образа в психической деятельности человека. Актуальность анализа данной проблемы была определена исходя из существующих трудностей понимания мысли как предмета психологического исследования, что привело к тому, что «психология отказалась от изучения мысли» [6, с. 16]. Ввиду явных методологических трудностей психологического изучения мысли В.Д. Шадриков критически анализирует философские, физиологические, психологические, нейропсихологические и другие исследования проблемы, что в итоге позволило автору высказать суждение о структуре мысли: «она включает три компонента: содержание, потребность и переживание. Именно в единстве трех выделенных компонентов мысль предстоит как живое знание (В.П. Зинченко). В своей связи с потребностями и переживаниями мысль и отличается от информации, которая характеризуется только содержанием. Нам представляется, что именно в этой структуре мысли, следовательно, и образе, и заключаются ее уникальные свойства, проявляющиеся в том, что человек мыслит мыслями. Мысль представляет собой потребностно-эмоционально-содержательную субстанцию. И таковой она входит в содержание внутреннего мира человека. В таком виде она и сохраняется в памяти человека: связанной с предметами внешнего мира и их свойствами, потребностями человека и его переживаниями» [6, с. 18].

Анализу проблемы принципов системогене-тической теории был посвящен доклад А. В. Карпова «К проблеме состава и содержания принципов системогенеза» [1]. А.В. Карпов указал на необходимость дальнейшей разработки одной из ключевых исследовательских задач концепции системогенеза - «разработке теоретико-методологических представлений об одном из важнейших ее понятий - о понятии принципов системогенеза» [1, с. 22]. Автором был поставлен вопрос о достаточности разработанных уже на ранних этапах развития концепции системогене-за [7] и дополненных позже принципов неравномерности, гетерохронности, обеспечения минимального эффекта функционирования системы, одновременности закладки компонентов систе-

мы, консолидации, прогрессирующей интегри-рованности и нарастающей дифференцированно-сти системы. Решая сформулированную проблему, А.В. Карпов говорит о необходимости дополнения общего понятия «принципы системогенеза» анализом субсистемного уровня «как именно принципа системогенеза. Он должен войти, поэтому в содержание общего понятия «принципы системогенеза»; его можно обозначить рабочим термином «принцип субсистемо-генеза» [1, с. 25-26].

В пленарном докладе Ю.П. Поваренкова «Системогенетический подход к определению предмета и метода психологии профессионального становления личности» [4] была обоснована необходимость выделения психологии профессионального становления личности в качестве самостоятельной отрасли психологической науки. Ю.П. Поваренковым были проанализированы методологические и методические предпосылки ее выделения; дано определение предмета новой отрасли психологии - «психологические закономерности и психологические факторы становления, реализации и сопровождения профессионала, психологическая структура его личности и деятельности как субъекта труда» [4, с. 29]. Большое внимание в докладе было уделено обсуждению специфики методического и понятийного аппарата психологии профессионализации, а также формулировке ее теоретических и прикладных задач. В докладе подчеркнуто, что только с позиций системогенетического подхода возможна разработка адекватной психологической теории профессионального становления и реализации личности.

В докладе М.М. Кашапова «Психология конструктивной конфликтности личности на основе системогенетического подхода» [2] был сделан акцент на разработанном автором методе динамического моделирования, который «позволяет установить механизмы функционирования конструктивной конфликтности субъекта в различных состояниях когнитивной, эмоциональной и волевой напряженности. Актуализация данных механизмов обусловливает выход субъекта на продуктивные виды коммуникативной деятельности» [2, с. 38]. Использование концепции системогенеза В.Д. Шадрикова в качестве структурной схемы психологического анализа коммуникативной деятельности показало, что «все шесть основных блоков коммуникативной деятельности различаются у профессионалов с ситуатив-

ным и надситуативным уровнями обнаружения проблемности» [2, с. 38].

Обсуждению методологических проблем психологии был посвящен доклад В.А. Мазилова -«О философии психологии» [3]. Автор приходит к выводу, что термин «философия психологии» не получил необходимого распространения в отечественной психологии, выявляются конкретные причины происшедшего. Утверждается, что философия психологии как верхний уровень методологии психологической науки в настоящее время совершенно необходима, так как призвана решать определенные задачи. В докладе дан эскиз современной философии психологии как ветви психологического знания. Поставлена задача проведения эмпирических исследований, посвященных изучению реальных представлений о философии психологии современных российских психологов.

Анализу роли и места системогенетической теории деятельности в современной психологии был посвящен доклад Г.А. Суворовой «Системный анализ в познании психического: системоге-нетическое направление» [5]. В своем выступлении Г.А. Суворова в качестве ключевой выдвинула идею об отсутствии в современной психологической науке единого мнения в понимании сущности и принципов системного исследования психического как сложного объекта познания. В этой связи автором проанализировано методологическое, теоретическое и научно-методическое значение концепции системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова в развитии системного подхода в психологии.

Обсуждение этих и многих других проблем системогенеза деятельности было продолжено в работе секционных заседаний: методология сис-темогенетического подхода (предс. В.Д. Шадриков, А.В. Карпов, В.А. Мазилов), конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности (предс. Ю.П. Поваренков, Т.В. Бугайчук), психология учебной деятельности и готовности к обучению (предс. Н.В. Нижегородцева, Т.М. Панкратова), психология творческого мышления и коммуникативной компетентности на основе системогенетического подхода (предс. М.М. Кашапов, И.В. Серафимович), психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности (предс. Г.А. Суворова, М.Д. Моров), системогенетический подход к целеобразо-ванию (предс. Н.П. Ансимова, Е.В. Карпова).

Всего с докладами на пленарном и секционных заседаниях выступили более 100 исследователей из научных и образовательных учреждений России, Латвии, Украины и Белоруссии.

Во время работы секции «Методология сис-темогенетического подхода» обсуждались вопросы применения системного подхода к изучению истории советской психотехники (С.А. Бо-гданчиков), рассмотрения психологической практики с позиции принципов системогенеза (И.Н. Карицкий), определения места и роли системного подхода в современной психологической теории и практике (В.В. Козлов), возможностей системогенетического подхода в конструировании моделей субъектности (М.Д. Кузнецова) и проектирования образовательных технологий на основе модели развития и функционирования эргасистем (Ю.А. Самоненко, О.А. Жильцова, И.Ю. Самоненко).

На секции «Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности» были рассмотрены проблемы формирования идентичности профессионала (Т.В. Бугайчук), место ролевого конфликта руководителя в деформации его профессиональной идентичности (Л.В. Финькевич, О.И. Дере-вянко), развития деструкций субъектов педагогической деятельности (В.Г. Денисова, Н.А. Ти-машкова, В.А. Толочек, И.В. Шайтанова), определение детерминант профессионального становления субъекта на разных этапах профессиональной карьеры (В.А. Толочек, В.Г. Денисова, Н.И. Журавлева, С. В. Шпитонков), взаимосвязь психического выгорания и стилевых особенностей принятия управленческих решений (И.Г. Сенин), изменение личностно-эмоциональной сферы при развитии хронического утомления (Л. Ю. Субботина).

На секции «Системогенез учебной деятельности и готовности к обучению» были заслушаны доклады, посвященные изучению психологической структуры смыслового чтения у обучающихся (Т.В. Волкова), проблеме формирования учебной деятельности (В.А. Зобков) и изменению отношений младших школьников в условиях ФГОС (А.И. Коротаева), организации социального сравнения младших школьников во внеурочной деятельности (О.А. Карпушова), психологическим особенностям родителей дошкольников и младших школьников (Т.М. Панкратова), определению модуля обучения в аспекте системогенетического подхода (С .П. Сороко-умов).

В рамках работы секции «Психология творческого мышления и коммуникативной компетентности» обсуждались проблемы влияния коммуникативной компетентности педагога на формирование социальной безопасности субъектов образования (П.А. Кисляков, О.А. Силаева), применения принципов системогенеза в изучении инновационной деятельности (А.В. Орлов), формирования творческого профессионального мышления в вузе (И.В. Пахно), содержания профессиональной коммуникативной компетенции с позиции когнитивного уровня информационной основы деятельности (В.Н. Сорокоумова), организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями инновационного развития (П.С. Федорова).

На секции «Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности» были заслушаны доклады, посвященные проблемам подготовки практических психологов для системы образования с дополнительной специализацией «психолог-консультант» (М.Д. Моров, Г.А. Суворова), «поведенческой» и «дея-тельностной» реальностям в диалоге субъектов психологического консультирования в образовании (Г.А. Суворова), арт-терапии как ресурсной стратегии совладания специалистов социономи-ческих профессий (С. Л. Усова), эмоционального выгорания учителя как проблеме психологического консультирования (Л.В. Гаврилова, В.С. Таперко), работы со страхами младших школьников средствами психологического консультирования (М.В. Королева).

На секции «Системогенетический подход к целеобразованию» внимание было уделено вопросам системогенетических аспектов реализации компетентностного подхода (Е.В. Карпова), взаимосвязи успешности и свойств пространства ситуаций проблемности (Е.В. Конева, В.К. Со-лондаев), оценки содержания, структуры и динамики мотивации учебной деятельности как средству регуляции образовательного взаимодействия (Е.Н. Корнеева), формирования профессиональной осознанности в период общего обучения (А. И. Кулакова).

В рамках работы круглого стола, ведущими которого выступили В.Д. Шадриков, А. В. Карпов и Ю.П. Поваренков, участники обсудили проблему качества общего и профессионального образования, актуальность которой существенно возросла в связи с реализацией новых федеральных образовательных стандартов на уровне школьного и вузовского образования.

В целом работа конференции подтвердила, что системогенетическая теория в современной отечественной психологии активно развивается, расширяет диапазон исследуемых проблем, затрагивающих широкий круг вопросов методологического, теоретического и практического плана. Широта охваченных научно-исследовательских проблем, представленных в работах участников конференции, показала, что системогенетическая теория в психологии вышла за пределы Ярославской психологической школы, при этом сохранила свою уникальность и неповторимость.

Библиографический список

1. Карпов, А. В. К проблеме состава и содержания принципов системогенеза [Текст] / А. В. Карпов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VI всероссийской научно-практической конференции, 19-21 ноября 2013 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль : Изд-во «Канцлер», 2013. - С. 22-26.

2. Кашапов, М. М. Психология конструктивной конфликтности личности на основе системогенетиче-ского подхода [Текст] / М. М. Кашапов // Системоге-нез учебной и профессиональной деятельности : материалы VI всероссийской научно-практической конференции, 19-21 ноября 2013 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль : Изд-во «Канцлер», 2013. - С. 38-43.

3. Мазилов, В. А. О философии психологии как ветви психологического знания [Текст] / В. А. Мази-лов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VI всероссийской научно-практической конференции, 19-21 ноября 2013 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль : Изд-во «Канцлер», 2013. - С. 75-78.

4. Поваренков, Ю. П. Системогенетический подход к определению предмета и метода психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VI всероссийской научно-практической конференции, 19-21 ноября 2013 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль : Изд-во «Канцлер», 2013. - С. 27-37.

5. Суворова, Г. А. Системный анализ в познании психического: системогенетическое направление [Текст] / Г. А. Суворова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VI всероссийской научно-практической конференции, 19-21 ноября 2013 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль : Изд-во «Канцлер», 2013. -С. 44-47.

6. Шадриков, В. Д. Мысль и образ [Текст] / В. Д. Шадриков // Системогенез учебной и профессиональ-

ной деятельности : материалы VI всероссийской научно-практической конференции, 19-21 ноября 2013 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. -Ярославль : Изд-во «Канцлер», 2013. - С. 16-21.

7. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М.: Наука, 1982. - 185 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Karpov, А. V. K probleme sostava i soderzhaniya printsipov sistemogeneza [Tekst] / А. V. Karpov // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj deyatel'-nosti : materialy VI vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, 19-21 noyabrya 2013 g., g. YAroslavl' / pod red. prof. YU.P. Povarenkova. - YAro-slavl' : Izd-vo «Kantsler», 2013. - S. 22-26.

2. Kashapov, M. M. Psikhologiya konstruktivnoj konfliktnosti lichnosti na osnove sistemogenetiche-skogo podkhoda [Tekst] / M. M. Kashapov // Sistemoge-nez uchebnoj i professional'noj deyatel'nosti : materialy VI vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferentsii, 19-21 noyabrya 2013 g., g. YAroslavl' / pod red. prof. YU.P. Povarenkova. - YAroslavl' : Izd-vo «Kantsler», 2013. - S. 38-43.

3. Mazilov, V. А. O filosofii psikhologii kak vetvi psikhologicheskogo znaniya [Tekst] / V. А. Mazi-lov // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj deya-tel'nosti : materialy VI vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, 19-21 noyabrya 2013 g., g. YAroslavl' / pod red. prof. YU.P. Povarenkova. - YAro-slavl' : Izd-vo «Kantsler», 2013. - S. 75-78.

4. Povarenkov, YU. P. Sistemogeneticheskij pod-khod k opredeleniyu predmeta i metoda psikhologii professional'nogo stanovleniya lichnosti [Tekst] / YU. P. Povarenkov // Sistemogenez uchebnoj i profes-sional'noj deyatel'nosti : materialy VI vserossij-skoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, 19-21 noyabrya 2013 g., g. YAroslavl' / pod red. prof. YU.P. Pova-renkova. -YAroslavl' : Izd-vo «Kantsler», 2013. - S. 27-37.

5. Suvorova, G. А. Sistemnyj analiz v poznanii psikhicheskogo: sistemogeneticheskoe napravlenie [Tekst] / G. А. Suvorova // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj deyatel'nosti : materialy VI vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, 19-21 noyabrya 2013 g., g. YAroslavl' / pod red. prof. YU.P. Povarenkova. -YAroslavl' : Izd-vo «Kantsler», 2013. - S. 44-47.

6. SHadrikov, V. D. Mysl' i obraz [Tekst] / V. D. SHadrikov // Sistemogenez uchebnoj i professional'-noj deyatel'nosti : materialy VI vserossijskoj na-uchno-prakticheskoj konferentsii, 19-21 noyabrya 2013 g., g. YAroslavl' / pod red. prof. YU.P. Povarenkova. -YAroslavl' : Izd-vo «Kantsler», 2013. - S. 16-21.

7. SHadrikov, V. D. Problemy sistemogeneza pro-fessional'noj deyatel'nosti [Tekst] / V. D. SHadri-kov. -M.: Nauka, 1982. - 185 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.