Журнал ««Социальная педагогика» отмечает свой 10-летний юбилей. В течение этого времени на страницах издания не только ставились актуальные проблемы детства, но и предлагались пути их решения. В центре внимания журнала находились и наиболее уязвимые категории детей, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. За эти годы было многое сделано в сфере защиты детства. В частности, благодаря общим усилиям удалось наладить взаимодействие между представителями различных социальных служб, осуществляющих поддержку детей и защищающих их интересы. 28 декабря 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который предусматривает разработку комплекса мер, направленных на формирование семейных ценностей, ответственного родитель-ства и т.п.
• дети-сироты • ответственное роди-тельство • комплекс сироты • социальное сиротство • защита детства
-о-
Сиротство... как оно есть
Детское сиротство — проблема комплексная. Она не только обусловлена современным состоянием общества, но и уходит своими корнями в прошлое. Именно поэтому детское сиротство в любом обществе — задача трудно решаемая. В нашей стране семейное неблагополучие, которое чаще всего становится причиной социального сиротства, стало следствием целого ряда факторов, в числе которых и ослабление внутрисемейных связей. Дети при этом остаются без попечения родителей, без определённого места жительства, без настоящих друзей, без жизненных перспектив и помощи со стороны общества.
Сиротство, зародившееся как явление биологическое, в наши дни всё больше приобретает форму социального явления. Масштабы социального сиротства в нашей стране представляют реальную угрозу национальной безопасности. Вспомним философа Ю.А. Шрейдера, который в своих заметках отмечал, что «самая страшная из грозящих нам катастроф — антропологическая, когда в человеке уничтожается человеческое». Чем хуже жизнь взрослых, тем гибельнее
Проблемы сиротства в зеркале педагогики бытия
Владимир Васильевич Морозов,
старший научный сотрудник лаборатории «Антропологические основы профессионально-педагогического образования» Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук
она сказывается на детях. Там, где царит невежество, жестокость, неуважение к человеку, бескультурье и пьянство, трудно вырасти нормальным человеком. Тяготы взрослой жизни, вторгаясь в детство, разрушают его. И наступают моменты, когда дом и семья перестают быть источником благополучия и радости.
Оказываясь во власти обстоятельств, непонимания, недоверия к миру взрослых, дети ломают сложившиеся «нормы» бытия и ищут иные пути, обычно на улице в сообществе себе подобных. Количественный состав таких детей в мире исчисляется миллионами. Отчуждённые от общества, они могут заставить говорить о себе только одним доступным им способом — насилием. Оказавшись беззащитными на улице, они часто становятся лёгкой добычей мошенников и иных преступников криминального толка. Однако своё уличное бытие они считают вполне нормальным и заявляют, что таким образом они избавились от своих прошлых страданий в семье. Поэтому основная реабилитационная задача взрослых — установить подлинно человеческие отношения детей со значимыми людьми и помочь им восстановить связь с обществом.
Социальные сироты — дети экстремальной ситуации, без семьи, без заботы и попечения родителей, живущие в постоянном страхе и недоверии к людям. У них свои специфические проблемы, свой образ жизни.
Это дети, доведённые до отчаяния и одичания в своём одиночестве. «Это детская и подростковая недолюбленность (и вообще нелюб-ленность). Это незащищённость, прозябание на жутких социальных сквозняках» — так высказывает своё ощущение сиротства бывший воспитанник загорского детского дома, а ныне доктор психологических наук, профессор А.В. Суворов.
Это дети (согласно общим определениям) — «ничейные», «отказники», «лишенцы», «нежеланные», «покинутые», «брошенные», «неблагополучные», «обездоленные», «отчуждённые», «неприкаянные», «социально дезадаптированные», «полусироты», «казенные», «интернатные», «детдомовские» — все эти термины обозначают примерно одно и то же: сироты.
Социальные сироты — это «сироты при живых родителях». Под термином «живые родители» имеются в виду родители, которые лишены родительских прав, характеризируются противоправными формами поведения и т.д. Но таких людей нельзя даже условно назвать родителями. Они скорее преступники по отношению к своим детям. А преступления против детства во все времена считались самыми тягчайшими. Из Библии нам известны слова Иисуса Христа: «Но если кто-либо введёт одного из детей в грех или повредит ему иначе, такому человеку было бы лучше, если бы ему повесили на шею жернов и утопили в море».
Сурово. Но справедливо.
Если воспользоваться статистикой прошедшего 2012 года, то за последние девять месяцев Следственный комитет возбудил порядка 11 тысяч уголовных дел о преступлениях в отношении несовершеннолетних. От рук убийц погибли 1292 ребёнка. И конечно, особо уязвимыми являются дети из неблагополучных семей, сироты.
Полноценное исполнение своего родительского долга — это жизненное испытание взрослых. Но, к сожалению, не все это испытание выдерживают. Потому и появляются «дети, оставшиеся без попечения родителей», те самые, которые остро нуждаются в повышенном внимание, сочувствии, ласке и любви. Защита их прав на жизнь, здоровье, образование, социализацию — обязанность взрослых.
Как бывший детдомовец, скажу: слова «сирота» и «сиротство» детьми, оставшимися без попечения родителей, воспринимаются как уничижительные. Давно пора выбросить их из словесного обихода. Передовая педагогическая практика доказывает, что сиротство как явление преодолимо. Существуют и опытные образцы, и технологии, о которых мы рассказывали на страницах нашего журнала. Однако, если педагог не владеет арсеналом антропотехнических средств в решении жизненных проблем ребёнка, оставшегося без попечения родителей, если не занимается этими проблемами обстоятельно, то у такого ребёнка формируется «комплекс сироты». На основании своих наблюдений и собственного сиротского опыта попробую обозначить основные признаки этого явления.
«Комплекс сироты» — это сформировавшийся стереотип невоспол-нимости утраченного, который порождает неуверенность, тревожность, мнительность, беспокойство...
Это состояние душевно-духовной неудовлетворённости, доходящее порой до состояния отчаяния. Отсюда — переживания своей несостоятельности, незащищённости, заброшенности, отчуждённости.
Это отсутствие жизненных перспектив, ценностных суждений и ориентаций: учебных и познавательных интересов, эмоционально-чувственных проявлений по отношению к другим.
Это разрушительно действенная психология иждивенца: «Я сирота, и все мне обязаны».
Вот как об этом пишет Геннадий Асиньяров: «Представьте, в детский дом приезжают спонсоры, вручают детям дорогие подарки, оркестр играет, дети танцуют, все счастливы. Очень важная деталь: работают видеокамеры и фотоаппараты.
А теперь подумайте о том, как эту ситуацию воспринимают дети. Постепенно они начинают верить, что блага от мира можно получать бесплатно. Только за то, что ты сирота. Демонстрируешь своё сиротство и получаешь право просить от мира что угодно — денег,
бесконечного сострадания, оправдания лени и безответственности... Мир всё отдаст и всё позволит».
Опыт образовательных учреждений, представленный на Всероссийском конкурсе «Каким должен быть детский дом сегодня?», показывает, что можно создать условия нормального развития для любого растущего человека, независимо от его отягчающих факторов (особенностей), если сама жизнь ребёнка или подростка педагогически организована и наполнена здоровым детством, восстанавливающим жизненный смысл. Конкурс помог нам увидеть многообразные возможности реорганизации сложившейся институциональной системы (об уникальном опыте детских домов мы рассказывали на страницах журнала и продолжаем публиковать новые материалы в рубрике «Детский дом-ХХ1»).
Сегодня часто приходится слышать: «Никакой, даже самый хороший детский дом не заменит ребёнку семью». Конечно, в детском доме нельзя создать полноценную семью. Но ведь перед ним и не стоит такая задача. Обратимся к педагогической классике.
«Сиротское заведение есть строго воспитательное заведение, а не департамент, не богадельня, не казарма, и даже не простое учебное заведение. Высокая гуманная цель его: по возможности заменить детям родителей, воспитать и вывести их на такую дорогу в жизни, где они смогут быть деятельными, честными и полезными членами общества» (К.Д. Ушинский).
«Нужно просто сделать детский дом органической частью общества, создавшего его и за него ответственного» (А.С. Макаренко).
В настоящее время помощь социальным сиротам ориентирует нас на устройство детей в приёмную (патронатную, замещающую) семью. В этом направлении осуществляется и так называемая «профилактика социального сиротства». Многие видят в этом прогресс, ссылаясь на то, что в детских домах почти не осталось детей моложе 6 — 8 лет — все они нашли новых родителей. И это замечательно. Однако радоваться ещё рано, так как слишком велико число отказов от приёмных детей, возврат их в детские дома. На совещании у Председателя Правительства РФ Дмитрия Анатольевича Медведева (октябрь, 2012) вице-премьер Ольга Голодец сказала: «.сегодня 4,6 тысячи детей, которых усыновили или удочерили, потом вновь возвращаются в детские дома. Не стоит даже говорить, что для ребёнка это огромная травма».
На основе сказанного можно констатировать, что круг вопросов, связанный с детским сиротством, гораздо шире, чем он виделся ранее. Обнажить эти проблемы во всей их остроте позволил «Закон Димы Яковлева», принятый Государственной думой РФ, а также Указ Президента России «О мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (декабрь, 2012). Предлагается осуществить ком-
плекс мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ответственного родительства, помощь детским домам, «жизнь которых должна быть другой, не убогой, а комфортной».
В связи с этим в средствах массовой информации развернулась широкая дискуссия по проблеме сиротства в России. Приведу некоторые высказывания:
«Всё время делать упор на деньги, пожалуй, опасно для самих детей. Ведь нормальные люди заводят детей — рожают, усыновляют — не рассчитывая на какую-то выгоду. Родительские инстинкты нельзя пробудить деньгами.»
«Неужели мы так себя не уважаем, что сами не можем разобраться с сотней тысяч детей, живущих в детдомах? Надо работать, а не ждать, когда приедет иностранец и заберёт ребёнка.»
«Если вы потеряли родного ребёнка и хотите заместить его приёмным — лучше не надо. Если у вас трещит по швам собственная семья и вы думаете её укрепить общим подвижничеством — лучше не надо.»
«К детям пусть допускаются только психически нормальные добрые люди. А там уже не важно, кто это будет — американцы или наши».
«Надо «повернуться к детдомам лицом», выделять большие деньги. Да, сложно, но Россия обязана это делать».
Чтобы качественно изменить к лучшему ситуацию с сиротским детством, необходима действенная реабилитация — восстановление (или построение) нормального, полноценного детства педагогическими средствами. Это предполагает решение таких практических задач:
— осуществление программы реабилитационно-педагогической деятельности;
— формирование осмысленных укладов жизни детей в институциональной системе;
— образование детско-взрослых общностей как естественной реабилитационной среды нормального развития;
— восстановление ребёнка в его человеческих правах, уважение его человеческого достоинства;
— возрождение педагогики продуктивной занятости детей.
Сегодня самой распространённой формой призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пока что остаются детские дома и интернаты. Но время диктует нам новые приоритеты и иные ценностные ориентиры в жизнеустройстве ребёнка-сироты. На наш взгляд, главным приоритетом должен выступать институт усыновления и удочерения. Второй формой по значимости
должен быть институт опеки и попечительства. Через гуманитарную и реабилитационную деятельность этого института ребёнок восстанавливает и закрепляет родственные связи, отношения с близкими по духу людьми. Именно таким образом преодолевается такое пагубное явление, как безродность. Третьей по значимости формой должны быть детские дома и интернаты. «Детский дом, если это действительно Дом, а не учреждение или заведение только для интернирования неблагополучных детей, может стать подлинным пространством становления собственно человеческого в человеке» (В.И. Слободчиков). Через этот институт детства дети избавляются от «комплекса сироты» и таких социальных явлений, как безнадзорность и беспризорность.
Четвёртое звено отдадим лучшим из лучших образцов гуманитарных технологий, моделей зарубежного происхождения («SOS Kinderdorf»; «Фостер»; учреждения опекунского семейного воспитания в Бельгии и Люксембурге; семейные детские дома в ряде стран Европы и др.).
Ребёнок в любом возрасте и в любой ситуации должен чувствовать себя вне опасности и быть самодостаточной личностью при условии, что мы, значимые взрослые, всегда рядом и готовы в любое время прийти на помощь. Он ждёт и надеется.
Возможности реабилитационного образования
Внутренняя неудовлетворённость своим социальным статусом, противоречие между притязаниями и самооценкой, желаемым и достигнутым выступают факторами риска, в их числе и девиантное поведение. В центре всей педагогической деятельности должны стоять не программы, ориентирующие нас на мероприятия (часто основанные на принципах формальной организованности), а сам растущий человек — высшая цель и смысл нашей педагогической заботы.
Наше исследование позволило выявить условия и оптимальные средства педагогической реабилитации этой категории детей:
1. Важным условием педагогической реабилитации является совместное бытие детей и взрослых. Два явления имеют принципиальное значение для становления и развития совместности: «коллективная организованность» (А.С. Макаренко) и «событийная общность» (В.И. Слободчиков).
Коллектив как сообщество не создаётся произвольно. Это целесообразный процесс объединения людей для совместной выработки и реализации законов, традиций, ценностей и смыслов жизнеустройства. В условиях организованного коллектива ребёнок, подросток, становится активным субъектом происходящих процессов. Субъ-ектно-активная позиция как бы связывает воедино и межличност-
ные отношения, и деятельность, и целевые установки, создавая в общности определённый стиль жизни, его психологическую атмосферу, имеющую самостоятельную реабилитационно-воспитатель-ную ценность. В этой организованности есть процессы и явления, которые определяют нравственность человека и его поведение. К сожалению, в настоящее время коллектив как организация во многом приобрёл догматический, формальный характер. Но это не должно привести к отказу от использования его позитивного потенциала. Организуя детско-взрослую общность как единый коллектив, важно не только понять саму идею, но и сохранить всё лучшее, что оправдало себя в реабилитационной и воспитательной практике педагогов-гуманистов, что востребовано временем. По мере своего становления и развития в коллективе-организации возникают условия, ведущие не только к преобразованиям, но и смене одной формы совместности на другую, более высокого уровня.
Исходной нормой общности как общности ценностно-смысловой является духовная связь между её участниками. Такую общность В.И. Слободчиков определил понятием «со-бытийная общность», что есть живая общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней противопоставленности. не просто одно из условий развития наряду со многими другими. а фундаментальное основание самой возможности возникновения человеческой субъективности, основание нормального развития и полноценной жизни человека.
Со-бытийная общность конституируется вполне определённым образом совместной жизни, имеет для всех входящих в общность единые ценностные основания. В соответствии с научными выводами В.И. Слободчикова общность здесь — прежде всего внутреннее духовное единство людей, характеризующееся взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к другу. В общности люди встречаются, общность создаётся совместными усилиями самих индивидов; нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия привносятся самими участниками общности. И только в такой общности, где связи и отношения находятся в гармонии, происходит восстановление полноценной жизни человека.
2. В любой деятельности человека и в его поведении выделяется аспект связей и отношений с другими людьми. Они сложны и разнообразны, их различают по направленности или избирательности, по интенсивности, устойчивости, активности, по степени их осознанности. В реабилитационно-педагогическом процессе связи и отношения становятся важнейшими педагогическими категориями: происходит их качественное преобразование, взаимозависимость, взаимопревращение друг в друга.
Дети способны выдержать любые жизненные испытания, если на своём пути встретят настоящих друзей, с которыми можно духов-
но породниться. У них чрезвычайно высока потребность в дружбе со сверстниками, особенно со взрослыми. В них живёт не только потребность общения, но и восприятия общежития как одной семьи. Именно осознание детьми глубокой связи со значимыми для них другими людьми и есть процесс, который называется «педагогическая реабилитация».
В условиях образовательного учреждения педагог вправе держать в центре своего внимания особую ситуацию, характеризующуюся нарушением важных для детей связей и отношений. Фактом вхождения в неё он преобразует ситуацию, способствует восстановлению душевных сил ребёнка, снятию проблемного состояния отношений со сверстниками и другими взрослыми, расширению и углублению связей с окружающим миром, создаёт предпосылки для работы подростка над собой в целях саморазвития, самосовершенствования, самореабилитации.
Наблюдение позволило нам установить: если воспитанник испытывает эмоциональное благополучие в сообществе значимых и близких ему людей, то его ценности и нормы воспринимаются как свои собственные, и тогда любые жизненные трудности не становятся препятствием к конструктивным переменам и преодолению негативного.
3. Детям различных групп социального риска очень важно иметь близких друзей не только среди сверстников, но и взрослых — духовно богатых людей. К таким людям они стремятся сами, сознательно и неосознанно, и ждут встречи с ними. Необходимость решения этой приоритетной задачи позволила нам разработать проект «педагогического попечительства», удачно реализованного в одном из детских домов. Цель этого проекта — восстановить либо компенсировать утраченные воспитанниками семейные связи и отношения. Таким образом, «педагогическое попечительство» (в детском доме все сотрудники добровольно возложили на себя дополнительные функции педагога-попечителя) приобрело особую форму соучастия в судьбах воспитанников. Установление духовной связи ребёнка со взрослым показало, что наиболее важное образование во внутреннем мире ребёнка во многом определяет успешность его педагогической реабилитации и дальнейшего развития. Было установлено, что такая связь возможна только на основе эмоционального общения и сложившихся со-бытийных отношений в детском учреждении. И если взрослые часто меняются или редко и формально общаются с ребёнком, такая связь просто невозможна. Тогда ребёнок не ощущает себя любимым и нужным, он вял, апатичен, лишён жизнерадостности, не чувствует поддержку взрослого и не надеется на неё. Вот почему педагогическое попечительство в детском доме активно культивировалось и отрицало имитацию родительского отношения к воспитанникам.
4. Пониманию глубинной сущности человеческой взаимности, расположенности друг к другу способствует такое явление, как «встреча», если она становится событием для всех. Уникальность «встречи» проявляется через отношение к другому. Чем важнее другой, тем сильнее интерес к «встрече», которая приобретает особую ценность, если её участники становятся «взаимно значимыми». Значимый взрослый — это близкий (кровно или духовно) человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребёнка. Каждый сам выбирает способы самовыражения, проявления своей индивидуальности. Духовное единство (духовная связь) в совместной жизни детей и значимых для них взрослых обеспечивает безопасность ребёнку и придаёт ему уверенность в преодолении разрывов между жизнью в прошлом и верой в лучшее настоящее.
5. Пределом детства считается срок, необходимый для того, чтобы сформировалась зрелая личность, обладающая социальной ответственностью за решения и поступки перед собой и другими, способная к решению социальных проблем, встающих на жизненном пути. Переломные этапы в жизни общества драматизируют жизнь детства. В такие периоды особенно ярко заявляет о себе потребность в специалистах, осуществляющих реабилитацию ребёнка, защиту его прав на образование и развитие, на нормальное полноценное детство.
Мы разработали педагогические принципы, на основе которых может осуществляться успешная реабилитация:
• Принимать ребёнка во всей его уникальности — это высшее творческое начало педагогического взаимодействия с другими, возникающее в деятельностном подходе.
• Любовь — важнейшая сторона межличностных отношений. В любви складываются представления о ценностях жизни.
• В основе гармоничных и прочных отношений всегда лежит доверие. Педагог вызывает это чувство, если никогда не злоупотребляет чувствами ребёнка, сознательно не причиняет ему боль. Ребёнок в этом случае может свободно выражать свои чувства и быть самим собой. Доверие строится постепенно, медленно и стоит очень дорого.
• Понимать ребёнка — значит глубоко проникнуться всеми его проблемами и стремлениями. Чтобы ребёнок смог преодолевать трудности, надо устранять всё, что мешает ему быть счастливым.
• Забота — изначальная форма отношения к ребёнку, который от рождения не способен к развитию вне заботы. Забота трансформируется в отношениях с ребёнком и принимает форму физического ухода, психологического комфорта, духовного контакта. Забота лежит в основании чувства защищённости. Отсутствие заботы порож-
дает сложные феномены психологического плана и ведёт к асоциаль-ности, т.е. к искажению представлений о способах совместной жизнедеятельности людей, к нарушениям в сфере отношений и общения. Отсутствие заботы вызывает негативные чувства у ребёнка, по-разному проявляющиеся в отношениях, чувствах, способах поведения.
• Позиция защиты становится фундаментом работы с личностью, основой индивидуального подхода. Защитить ребёнка — значит создать условия для свободного развития и восстановления его духовных и физических сил. Заботясь о ребёнке, взрослый тем самым защищает его от невзгод жизни и готовит к мудрому восприятию проблем, встающих на жизненном пути, к разумному их решению, создаёт условия для созревания и восстановления сил.
Каждый педагог должен владеть искусством воспитания, стать педагогом-мастером, т.е. освоить педагогическую технику этой профессии, иначе сегодня нельзя. Детям нужны такие воспитатели, которые не на словах, а на деле способны идти на союз с ними, добиваться оптимальных результатов в достижении воспитательных целей и задач, умеют руководить процессами реабилитации, социализации, развития и саморазвития личности ребёнка, подростка. Сегодня как никогда нам нужны педагоги-профессионалы, умеющие решать проблемы растущего человека, оказавшегося в непростой жизненной ситуации, на самом высоком профессиональном уровне.