Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ'

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / семейное воспитание / методы / тип воспитания / проблемы / family / family education / methods / type of education / problems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Ольга Леонидовна, Ли Синьци

Важным фактором развития личности является семья, ее устои и традиции. В данной статье речь идет о семейном воспитании детей дошкольного возраста в Китае, освещены традиционные семейные ценности, проблемы семейного воспитания. Раскрыты типичные недостатки семейного воспитания. Автором приведены результаты проведенного опроса родителей воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверева Ольга Леонидовна, Ли Синьци

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FAMILY EDUCATION IN CHINA

An important factor in the development of personality is the family, its foundations and traditions. This article deals with the family upbringing of preschool children in China, highlights traditional family values, problems of family education. Typical disadvantages of family education are revealed. The author presents the results of a survey of parents of pupils.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ»

УДК 37.018.1

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ

Зверева Ольга Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент, профессор МПГУ,

Москва, Россия E-mail: zverev59@mail. ru

Ли Синьци

магистрант МПГУ, Москва, Россия E-mail: s_li70@student. mpgu. edu

PROBLEMS OF FAMILY EDUCATION IN CHINA

Zvereva Olga

PhD, professor Moscow Pedagogical State Universit,

Moscow, Russia E-mail: zverev59@mail. ru

Li Xinqi

Мaster student Moscow Pedagogical State Universit,

Moscow, Russia E-mail: s_li70@student. mpgu. edu

Аннотация. Важным фактором развития личности является семья, ее устои и традиции. В данной статье речь идет о семейном воспитании детей дошкольного возраста в Китае, освещены традиционные семейные ценности, проблемы семейного воспитания. Раскрыты типичные недостатки семейного

воспитания. Автором приведены результаты проведенного опроса родителей воспитанников.

Abstract. An important factor in the development of personality is the family, its foundations and traditions. This article deals with the family upbringing of preschool children in China, highlights traditional family values, problems of family education. Typical disadvantages of family education are revealed. The author presents the results of a survey of parents of pupils.

Ключевые слова, семья, семейное воспитание, методы, тип воспитания, проблемы.

Keywords: family, family education, methods, type of education, problems.

Китайский народ всегда придавал большое значение семейному воспитанию, поскольку именно в семье детям дают первоначальные знания об окружающем мире, знакомят с народными традициями и национальной культурой, учат пользоваться различными предметами.

Уважение и любовь родителей и детей друг к другу занимает центральное место в идеологии китайского семейного воспитания и играет важную роль в стабильности общественного порядка и формировании общественной морали. Как отмечают исследователи Чжан Чэнь, С.В. Куликова [3], именно по этой причине традиционное семейное образование в Китае богаче по содержанию, чем традиционное западное образование, поскольку включает в себя традиционные культурные знания, чтение и обучение общению с людьми, миром и управления страной. Оно основывается на семейных правилах и нормах и придает большое значение воспитанию на собственном примере.

Важной частью семейного воспитания являются воспитательные идеалы семьи, фольклор и природа родного края. Как социокультурное явление, идеалы семейного воспитания представляют собой систему фольклорных

представлений об идеальных качествах, отраженных в религии и народной мудрости, которые позволяют человеку адаптироваться в обществе с учетом социальных традиций и норм поведения [4, с. 6].

Вместе с тем, в китайском семейном воспитании существуют определенные проблемы. В 1979 году была принята Политика «одна семья -один ребенок», которая касалась большинства семей страны за исключением представителей этнических групп и регионов. В результате такой политики возникали семьи с единственным ребенком.

В 2013 году китайские власти смягчили это правило, разрешив семьям иметь двух детей в случае, если один из родителей был единственным ребенком в семье. До этого большинство городских пар могли иметь только одного ребенка, а семьям, живущим в деревнях, разрешалось иметь двух детей, если первенцем была девочка. За нарушение правила «одна семья - один ребенок» родители платили государству немалые штрафы [3].

О пристальном внимании к семье со стороны государства свидетельствует тот факт, что в 1989 году было создано Китайское общество семейного воспитания (первоначальное название - Всекитайская ассоциация семейного образования), которое было присоединено к Всекитайской федерации женщин.

Позитивным фактом можно считать изменение политики Китая в отношении возможного количества детей в семье. В конце 2015 года Коммунистическая партия Китая объявила об окончании политики «одна семья - один ребенок», после чего все семьи смогли иметь возможность заводить двух детей.

Китай традиционно рассматривает семью как основу общества и залог благополучия ее членов. 1 января 2022 года Китай официально ввел в действие Закон о содействии семейному воспитанию. Этот Закон поднимает значение семейного воспитания с уровня семьи на национальный уровень и ставит семейное воспитание на юридическую основу. Семейное воспитание - это отправная точка, в которой растут дети, и краеугольный камень всей системы

образования [5, с. 40].

В широком смысле семейное воспитание - это взаимное влияние и двустороннее общение, возникающее в семье как едином целом, связующим звеном которого являются отношения между родителями и детьми. Китайская концепция семейного воспитания предполагает влияние родителей или других опекунов на моральные качества, физические качества, жизненные навыки, культурное воспитание и поведенческие привычки несовершеннолетних с целью содействия их общему здоровому росту. Цель семейного воспитания концентрируется на идеальном образе истинного человека, разностороннего, духовного, стремящегося к нравственному самосовершенствованию (через нравственность и образованность), способного нести в себе гармонию, соединяя нравственное, умственное и физическое.

Семейное воспитание является основой китайской системы образования, школьного образования, которое начинается с момента рождения ребенка и может быть прослежено во внутриутробном развитии [7].

Особенностью традиционного воспитания в Китае является его религиозно-философская основа. В основу образования и семейного воспитания Древнего Китая было положено этико-философское учение Конфуция, пронизанное глубокими гуманистическим смыслами и оказавшее значительное влияние на все сферы жизни в Китае. Основой Конфуцианства выступают отношения между родителями и детьми [2, с. 3].

В книге Конфуция «Беседы и суждения» сказано, что молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его -уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. В конфуцианстве тесно связан идеал семейного воспитания с идеалом народа. Идеал -проявление гуманности личности по отношению к самому себе, как способность воспитать в себе образованного и воспитанного человека высоких моральных качеств.

В Китае в XI-VIII веках до н.э. семейное воспитание детей осуществлялось

с опорой на три периода: перинатальный; младенческий; дошкольный и младший школьный. Согласно такой периодизации, воспитание начиналось с момента зачатия и называлось «Тай Цзяо ШШ» (воспитание зародыша), потому что ребенка, находящегося еще в перинатальном периоде, уже считали индивидуальностью. Поэтому в Древнем Китае здоровье, психическое развитие, умственное воспитание человека во внутриутробном периоде целиком и полностью зависело от физического и душевного состояния матери и ее окружения [2, с. 4].

Одной из ключевых характеристик традиционного семейного воспитания является передача социального опыта от старшего к младшему. Педагоги и родители стараются привить детям важнейшие ценности патриархальной семьи. Воспитательный процесс во многих китайских семьях осуществляется на основе народной педагогики и традиций семейного воспитания. Одним из главных принципов воспитания детей в Китае является уважение к старшим и авторитетам. Методы воспитания детей в Китае включают в себя пример старших, дисциплину, развитие самодисциплины и самоуправления [1, 6, 7].

Можно выделить основные положения семейного воспитания в Китае:

- возрождение традиций семейного воспитания, уважение к старшим и пожилым;

- начало воспитания ребенка на ранних этапах развития ребенка, в том числе в перинатальный период;

- сочетание любви и требовательности в воспитании;

- комплексность, гармоничность, разносторонность, систематичность и последовательность воспитания;

- единство нравственного и умственного, школьного и семейного воспитания, физического, психологического и индивидуального подходов.

На основе изучения литературы выделим типичные проблемы современного семейного воспитания в китайских семьях. Проблемы порождаются противоречием, возникающим между ролью семьи в развитии

ребенка и недостаточным использованием воспитательного потенциала семьи [6, 7].

Воспитательные ценности родителей изменились с развитием общества и привели к отсутствию привязанности между членами семьи и неудачам в воспитании. В Китае существует уязвимая группа маленьких детей, родители которых оставляют их, уезжают из дома, чтобы заработать на жизнь, порой тяжелым трудом. Дети остаются в сельской местности без присмотра, они не могут пользоваться руководством и помощью родителей, ощущают недостаток родительской заботы и внимания. Значительная часть детей демонстрирует внутреннюю закрытость, эмоциональное безразличие, низкую самооценку и слабость, замкнутое поведение, интроверсию, отсутствие любви и инициативы в общении. В то же время, дети вспыльчивы, импульсивны и раздражительны, часто перерастают неспровоцированные пустяки в драки и ссоры [6, с. 92].

Другая часть родителей чрезмерно заинтересована в утилитарном аспекте воспитания и возлагает большие надежды на помощь со стороны учреждений дошкольного образования. Идея «не дать детям проиграть на старте» сделала занятия по раннему образованию «причудой», родители устремились за ними, а огромные прибыли заставили отрасль быстро развиваться. Все больше и больше родителей впечатлены «индивидуальным подходом», «качественными преподавателями» и «ярким развитием будущего». Дети занимаются с педагогами, при этом важность родителей в их развитии детей упускается из виду [7, с. 122].

Родители предъявляют завышенные требования к детям. По их мнению, дети должны быть хорошо образованными. Упор делается на воспитание интеллекта детей и развитие различных навыков, навязывая детям ожидания и желания взрослых, пренебрегая воспитанием нравственности, игнорируя психологические особенности, особенности роста и развития детей. Многие родители игнорируют развитие способностей своих детей, стремятся быстрее увидеть результаты обучения, заставляют детей учиться, ускоряя развитие, требуя от них изучать то, что знают старшие дети, чтобы казаться «умнее

других детей». Таким образом, ошибки в семейном воспитании возникают из-за непонимания родителями закономерностей и особенностей физического и психического развития детей.

Как показывают исследования, родители недостаточно мотивируют детей к поиску вопросов и ответов, не уделяют внимания развитию креативности и воображению, таким образом, ограничивая общее развитие ребенка. Некоторые родители ошибочно полагают, что количество накопленных знаний является символом способностей и интеллекта ребенка, поэтому они ставят акцент на формирование у детей знаний.

Родители легко впадают в крайности в воспитательных методах. Детей чрезмерно балуют, удовлетворяют их материальные потребности, устанавливают неправильный механизм вознаграждения. Как следствие - у детей не формируется самостоятельность, у них не сформированы трудовые навыки. Такое воздействие способствует формированию у детей лени, трусости, эгоизма, тщеславия, расточительности, возникает дисбаланс между интеллектуальным и нравственным воспитанием.

В то же время имеется и другой вариант воспитания - чрезмерная строгость, физические наказания, когда родители считают, что «сыновья дети рождаются под палкой». Оба этих ошибочных поведенческих механизма могут оказать негативное влияние на личность и характер детей.

Отношение к детям родителей, к повседневной жизни и работе оказывают влияние на детей. Требования, которые родители предъявляют к детям, формируют их личные поведенческие привычки. Независимо от того, являются ли родители высокообразованными или малообразованными, если они правильно обучают и направляют своих детей, они оказывают решающее влияние на формирование отношения к учебе.

Демографическая политика не могла не сказаться на воспитательном потенциале семьи. Характерной чертой современного китайского ребенка является то, что у него нет ни братьев, ни сестер. Это так называемые «единственные дети» в семье. Ученые уже начали бить тревогу, обращая

внимание на то, что в условиях высокого материального благосостояния у «маленьких принцев и принцесс» в Китае будут слабо развиты моральные и нравственные качества этих эгоцентричных детей [3].

Гармоничная атмосфера в семье очень важна для развития детей. Отношения между родителями, взаимная любовь и внимание, терпимость и понимание, оптимистичное отношение к семейной жизни создадут для детей «гавань любви», и в такой обстановке постепенно будут закладываться основные качества человека, что заложит основу того, чтобы ребенок стал любящим, сострадательным и ответственным человеком в учебе и работе в течение всей жизни. Закладывается фундамент формирования нравственных качеств: заботливости, сострадания, ответственности.

Нами было проведено анкетирование родителей детей дошкольного и школьного возраста в Китае. Всего было опрошено 102 человека. Цель анкетирования: выявить состояние проблемы отношения родителей к воспитанию детей в семье, используемые методы воспитания, потребность родителей в педагогических знаниях.

В опросе приняли участие представители разных социальных слоев населения. Большинство из них люди с высшим образованием, представители интеллигенции (учителя, юристы, врачи) - 28. Рабочие составили 5 чел. Обслуживающий персонал (например, поставщик провизии / водитель / продавец и т. д.) - 11. Фрилансеры (самозанятые лица / писатели / художники / фотографы / гиды и т. д.) составили 12. Персонал государственных учреждений / государственные служащие / государственный персонал - 14. Другие - 30.

Как показал опрос, воспитанием занимаются оба родителя - 70 человек, только мать - 20, отец - 5, бабушки и дедушки - 3, а также другие воспитатели - 4.

Важным условием воспитания ребенка в семье является единство воспитательных воздействий со стороны всех взрослых. На вопрос: «Придерживаетесь ли вы и ваш супруг / супруга одинаковой философии

образования?» были даны ответы: более половины респондентов ответили, что точно такие же - 59 человек, имеются расхождения - 25, совершенно другие -16.

Выявилось противоречие: родители считают необходимым систематическое воспитание, проявляют в нем потребность - 82 человека. Только 2 человека из опрошенных ответили, что не нужно придерживаться единства требований и систематического воспитания. Были выявлены и такие ответы: импровизация в процессе обучения (меня не волнует метод, я полагаюсь только на свой собственный опыт и текущие ощущения) - 18.

Родители считают, что семейное воспитание очень важно для роста маленьких детей - 90 человек.

Нас интересовал тип воспитания в китайской семье. Для семей характерен следующий тип воспитания: авторитарные семьи (родители доминируют над своими детьми) - 13. Демократическая семья (высоко гармоничные отношения между родителями и детьми) - 76, любящая семья (родители любят иррационально и плохо контролируют ситуацию) - 5, овдовевший родитель (один из родителей не участвует в воспитании ребенка) -8.

Безусловно, важным фактором семейного воспитания является пример родителей, учитывая подражательность детей дошкольного возраста. На вопрос: «Считаете ли вы важным образец для подражания родителям?» 90 родителей сказали: «Очень важно», «Важно» - 12. Следует отметить, что ни один респондент не ответил, что пример неважен для ребенка.

Семейное воспитание реализуется каждый день, ежечасно и ежеминутно. Нас интересовал вопрос - сколько времени проводят родители, играя или общаясь со своими детьми в день? Большинство родителей общаются с детьми в семье 1 -2 часа - 45 респондентов, возможно в силу их занятости. Наблюдается разрыв в длительности общения от 30-ти минут в день - 13 опрошенных, от 2-х до 3-х часов в день - 23 человека; 3 часа и более - 13; 8 человек указали отсутствие времени на общение с детьми.

Опрошенным был предложен вопрос: «Чем бы вы занимались со своим ребенком?» [Вопросы с множественным выбором, поэтому в сумме не получится 100%]. Больше всего получил выбор «Быть поближе к природе» - 84 человека. Отмечены совместные игры с детьми - 41, рассказы детям и чтение им книг - 54. «Вместе выполнять работу по дому с детьми» - отметили 37 человек. Есть и ответ - «ничего не делать» - 2 человека.

Отмечены методы воспитания в семье: приказ детям - 7, авторитарный метод; идти на поводу у детей - 4 - попустительский метод; совместное обсуждение с детьми вопросов - 68 - демократический; предоставление детям самим решать вопросы - 21.

Методы воспитания конкретизированы в следующем вопросе: если ваш ребенок совершит ошибку, каковы ваши действия? [Вопросы с множественным выбором]. Большинство опрошенных склоняются к демократическому стилю общения. Терпеливо слушают ребенка 79 респондентов, пытаются его понять -79, критикуют и обвиняют - 34, ругают ребенка - 9 человек. Метод игнорирования применяют 5 человек. 1 человек идет на компромисс.

Родители общаются с детьми и уважают их идеи - 69 человек, 3 -считают, что ребенок должен безоговорочно подчиняться их требованиям. 28 -родители очень раздражительны. 2 человека редко общаются с детьми.

По мнению опрошенных, следует обратить внимание при развитии детей дошкольного возраста в семье на следующие стороны: [Матричные вопросы с одним выбором]. В приоритете стоят такие факторы семейного воспитания, как семейная атмосфера и нравственная атмосфера семьи - 83 и 81 соответственно.

На основе обобщенных ответов мы видим, что большинство респондентов страдает недостатком терпения - 68, уважения к детям - 52, недостатком педагогических знаний - 45. Чуть более половины опрошенных -61 недостает времени и энергии на воспитание, денег и материалов - 35.

Родители хотят получить знания по следующим вопросам: [Вопросы с множественным выбором]. Согласно опросу, доминирует физическое развитие детей - 78, далее идет формирование привычек поведения у детей - 75,

общение с детьми в семье - 72, коррекция поведения детей - 65, интеллектуальное развитие детей - 57.

Таким образом, на основе проведенного опроса мы видим, что важным родители считают семейную атмосферу. Они отмечают значимость семейного воспитания, проявление уважения к ребенку, силу примера, сетуют на недостаток терпения. Большинство опрошенных склоняются к демократическому стилю общения. К сожалению, родители мало общаются с детьми и проявляют авторитарный стиль общения.

Положительным является факт, что родителей интересуют актуальные вопросы семейного воспитания детей дошкольного возраста, желание пополнить свои знания. Перспективой нашего исследования будет разработка программы педагогического просвещения родителей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зверева О.Л. Методы воспитания детей в современной семье // Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 10. - С. 88-93.

2. Ло Юн Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ло Юн. - Казань, 2005. - 20 с.

3. Чжан Чэнь, Куликова С.В. Гуманистические традиции семейного воспитания в России и Китае: монография. - Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2017. - 140 с.

4. Чжан Шухуань. Традиционное семейное воспитание в Китае // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - № 1. - С. 6.

5. Deng Lei, Gao Jixin, Li Qin. Ролевая логика, реалистичные препятствия и системные инновации семейного образования - введение в закон Китайской Народной Республики о развитии семейного образования [J]. Journal of Teacher Education, 2023, 10(05):31-41.

6. ZHOU Guifang, FU Liwa. Проблемы и ответы на вопросы руководства по семейному воспитанию детей младшего возраста [J]. New curriculum research, 2023, (12):92-94.

7. Li Yaqian, Chen Zhitian. Функциональный поворот и логика реконструкции семейного воспитания дошкольников в условиях новой эпохи -на основе Закона Китайской Народной Республики о развитии семейного воспитания [J]. Журнал Муданьцзянского института образования, 2022, (05):122-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.