Научная статья на тему 'Исследование проблем семейного воспитания и пути их преодоления через организацию воспитательного процесса в воскресной школе'

Исследование проблем семейного воспитания и пути их преодоления через организацию воспитательного процесса в воскресной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / ЗАНЯТИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ / СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / FAMILY UPBRINGING / SUNDAY SCHOOL / TRAINING OF PEDAGOGY / JOINT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова Татьяна Витальевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы состояния семейного воспитания. После определения задач воспитания и условий их исполнения был проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются семьи при воспитании детей. Учитывая накопленный опыт, предложены пути преодоления этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Problem of Family Upbringing. Ways of Their Overcoming Through Organization of Educational Workin Sunday School

In the article is considered actual questions of condition of family upbringing. At first was defined problems of upbringing and conditions of their execution. Then was done analysis of problems, which families are faced in the time of upbringing of children. Ways of overcoming of this problems have been offered by taking into account cumulative experience.

Текст научной работы на тему «Исследование проблем семейного воспитания и пути их преодоления через организацию воспитательного процесса в воскресной школе»

Т. В. Косолапова. Исследование проблем семейного воспитания

профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей позволяет сделать его максимально содержательным и мобильным, а, следовательно, максимально результативным и эффективным.

Примечания

1 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 22.12.2009 № 373. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения:

14.09.2011).

2 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения:

14.09.2011).

3 См.: Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования : приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности

при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» № 03-296 от 12.05.2011. URL: http://mon.gov.ru/files/ materials/8498/11/05/12-metod.recom.pdf (дата обращения: 14.09.2011).

4 См.: Акимова Л. А. Формирование готовности педагога к проектированию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 158 с. ; Андрианова Н. Н. Формирование готовности к профессии педагога дополнительного образования у студентов педколледжа : на примере квалификации «педагог дополнительного образования» в области художественного творчества с дополнительной подготовкой по музыке : дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 176 с. ; Диханова Л. Г. Научно-педагогические основы подготовки педагогов дополнительного образования в колледже : дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2002. 240 с. ; Кочеткова В. Г. Уровневая подготовка педагогических кадров для системы дополнительного образования детей : дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2003. 190 с. ; Обоева С. В. Проектирование авторских учебных программ как основа подготовки педагогов дополнительного образования детей : проективный подход : дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 180 с.

УДК 37.018.1

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ^2

И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЙР

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ

Т. В. Косолапова ЖМ

Восточно-Сибирская государственная академия образования E-mail: kcenianev@mail.ru

В статье рассматриваются актуальные вопросы состояния семейного воспитания. После определения задач воспитания и условий их исполнения был проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются семьи при воспитании детей. Учитывая накопленный опыт, предложены пути преодоления этих проблем. Ключевые слова: семейное воспитание, воскресная школа, занятия по педагогике, совместные мероприятия.

Research of Problem of Family Upbringing.

Ways of Their Overcoming Through Organization of Educational Work in Sunday School

T. V. Kosolapova

In the article is considered actual questions of condition of family upbringing. At first was defined problems of upbringing and conditions of their execution. Then was done analysis of problems, which families are faced in the time of upbringing of children. Ways of overcoming of this problems have been offered by taking into account cumulative experience.

Key words: family upbringing, sunday school, training of pedagogy, joint activities.

Воскресная школа при храме Александра Невского в г. Иркутске действует более десяти лет. Одним из важных направлений деятельности школы является работа с родителями. На основе этой работы стало возможным проведение исследования проблем семейного воспитания. Результаты исследования помогли откорректировать формы и методы воспитательной работы, составить рекомендации для родителей и педагогов, что способствует укреплению семейных отношений и правильному воспитанию детей.

«Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями

© Косолапова Т.В., 2013

и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь семьи характеризуется различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизводстве самого человека, в продлении человеческого рода»1. В это определение нужно добавить, что семья отвечает не только за «воспроизводство», но и за воспитание детей.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи, обеспечивающая физическое, умственное, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое воспитание в соответствии с возрастом ребенка. На эту систему по-разному влияют многие факторы: наследственность, биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к детям. Учитывая такую неоднородность возможностей, для определения некоего ориентира семейного воспитания нужно выделить задачи, стоящие перед каждой семьей, и условия их исполнения.

В исследовании И. Б. Левицкой определены следующие задачи семейного воспитания:

создание максимально благоприятных условий для роста и гармоничного развития ребенка;

обеспечение духовно-нравственного формирования, социально-экономической, психологической поддержки и защиты личности;

передача опыта прошлых поколений, семейных ценностей, значимости сохранения семьи и воспитания в ней детей;

обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, включая самообслуживание и помощь близким;

воспитание у детей чувства человеческого достоинства, ценностного отношения к собственному «Я»;

поддержка национальных обрядов, культурных обычаев, сохранение и развитие семейных традиций;

воспитание уважительного отношения к старшему поколению2.

Условия семейного воспитания в начале XX в. определил ученый-педагог П. Ф. Лесгафт, к ним относятся:

атмосфера любви и взаимного уважения; наличие высоконравственного воспитателя, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слова не расходились с делом;

исключение так называемых «прибавочных» раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нище-

ты, чрезмерных лакомств, беспорядочного приема пищи, табака, алкоголя, азартных игр и т.п.

соблюдение принципа постепенности и последовательности;

ограждение детей от контактов с безнравственными людьми3.

Исходя из выделенных задач и условий семейного воспитания, можно выявить причины возникающих проблем в воспитании детей и предложить пути их разрешения.

Исследуя степень выполнения условий семейного воспитания, выделенных Лесгафтом, было замечено, что отсутствие одного из пунктов этих условий непременно ведет к перекосам в воспитании. Так, в настоящее время родительская любовь и забота чаще всего выражаются или в потакании всем детским прихотям, или в усиленном развитии еще не выявленных способностей, начиная с самого раннего возраста. А проведенное исследование выявило дополнительно тот факт, что не все родители являют собой пример нравственного поведения.

Что касается прибавочных раздражителей, то и здесь ситуация неутешительна. Во-первых, самым ярким образом проявляется разница в материальном положении родителей, отсюда при достатке - изобилие подарков, дорогостоящие предметы школьного быта, одежда, чрезмерное количество всевозможных лакомств и т. д., у детей из менее обеспеченных семей возникают зависть и чувство неполноценности.

К прибавочным раздражителям нужно отнести просмотр телевизора и компьютерные игры в том случае, если дети занимаются этим без ограничений. Телевизор и компьютер прочно заняли одно из ведущих мест во временных суточных и недельных циклах жизнедеятельности людей вне зависимости от того, являются ли они жителями городов или сел, они превратилось в доминанту досуга. Роль телевидения в обществе и его влияния на духовное развитие человечества оценивается по-разному: его называют «окном в мир» и «ящиком для дураков», средством стать культурным человеком и способом превратиться в обывателя, источником просвещения и одновременно отупения. По мнению академика

B. С Леднева, «средства массовой информации (к которым относится и телевидение), ведут беспрецедентную по масштабам и разрушительности антидуховную и антинравственную пропаганду, имеющую своим стержнем разрушение положительного национального опыта, замену истинных духовных ценностей псевдо- и отрицательно нравственными идеалами»4.

Телевидение и компьютерные игры являются источниками контактов с безнравственными людьми. Причину этой проблемы отметила

C. С. Куломзина: «.стиль семейной жизни изменился потому, что вне дома работают и отец,

96

Научный отдел

Т. В. Косолапова. Исследование проблем семейного воспитания

и мать, следовательно, дети гораздо больше предоставлены самим себе. Из-за этого гораздо большую воспитательную роль играют внешние факторы, не находящиеся под контролем родителей, и в первую очередь - телевидение»5.

Следующая проблема семейного воспитания - нарушение принципа последовательности и постепенности. При современном ускоренном ритме жизни очень редко соблюдается этот принцип, наши дети узнают многие вещи гораздо раньше психологической готовности к их восприятию, некоторые образовательные программы составлены так, что складывается впечатление, будто задача образования не в том, как и какие давать знания, а в том, чтобы «напичкать» детей как можно большей информацией. Родители, покупаясь на эту наживку (многознания), тем самым лишают ребенка возможности рассудочного «переваривания» полученной информации и умения правильно применять ее в жизни. Чаще всего современные родители используют методику «включенный телевизор», чтобы занять ребенка; сегодня не читают книги, а смотрят мультфильмы и фильмы, не обсуждают их с детьми, поэтому теряется их поучительность, исчезает нравственный смысл, остается только зрительный образ хорошего или плохого поступка героя и только в том случае, если родители обратят на это внимание.

Для объективного анализа указанных выше семейных проблем нами было проведено исследование, в ходе которого были выявлены особенности воспитания в семьях учащихся воскресной школы (76 семей). Все семьи условно можно разделить на три типа, в которых условия семейного воспитания соблюдаются в разной степени: I тип - высокий, II - средний, III - низкий.

К первому типу были отнесены семьи, в которых отношения строятся на взаимном уважении и понимании, доброжелательности, привязанности и внимании, постоянной помощи и заботе о каждом. Второй - это семьи, в которых родители, правильно понимая цели и задачи воспитания и желая, чтобы их ребенок рос чутким, добрым, отзывчивым, заботливым, допускают вместе с тем ряд существенных ошибок в организации жизни ребенка, в своем поведении и взаимоотношениях с детьми. В семьях третьего типа общая атмосфера определяется чрезмерной конфликтностью, непониманием и разногласиями в вопросах воспитания.

Такое деление позволило выявить, что большинство семей относится ко второму типу (80%), а семей с высоким (9%) и низким уровнем (11%) воспитания гораздо меньше. Эти факты говорят о том, что современная семья испытывает определенные трудности в воспитании детей, даже в благополучных (в плане психологической обстановки, материального достатка и т.п.) семьях есть

острая нужда в педагогическом просвещении родителей. По многим причинам утеряны традиции семейного воспитания. Как показало проведенное анкетирование и тестирование, большинство родителей (69%) испытывают затруднения в выборе правильных подходов в процессе воспитания подрастающего поколения.

Тема возрастной педагогики - самая востребованная среди родителей, но приходится констатировать, что в большинстве общеобразовательных школ такая проблема на родительских собраниях даже не рассматривается. Родителям некогда, да и неоткуда получить квалифицированные знания о способах правильного воспитания в каждый возрастной период. Проблему начинают решать только в особо тяжелых случаях, при обращении к психологу, но пока она не станет острой, на нее, как правило, обращают мало внимания. А ведь проблему гораздо легче предупредить, чем решать ее в авральном порядке.

В процессе исследования было также вы-явленно, что 100% опрошенных родителей ответственность за воспитание детей возлагают, в первую очередь, на семью, а затем уже, в порядке убывания, на старшее поколение, школу и учреждения дополнительного образования. Родители понимают, что главными воспитателями своих детей являются они сами, но для выполнения этой функции у них не хватает времени, средств, знаний и опыта. Поэтому сейчас особенно остро стоит вопрос о воспитании не только детей, но и родителей. Подросшие дети, не получившие правильных семейных ориентиров, избалованные или, наоборот, «издерганные» родителями, не хотят или боятся заводить свои семьи, что мы сейчас и наблюдаем. Поколение детей, привыкших наслаждаться и развлекаться, не готово стать мамами и папами, быть примером для своих детей, нести за них ответственность, они не готовы уживаться, взаимодействовать, не умеют строить отношения, не понимают смысла самоотдачи.

Одним из способов решения таких проблем является воскресная школа, в которой создается атмосфера общей заинтересованности в воспитательном процессе. Это достигается согласованностью действий всех участников воспитательного процесса, проведением различных совместных мероприятий, участием всех членов семьи в богослужениях, созданием единого информационного пространства через концентрическую программу обучения (повторяющиеся блоки во всех возрастных группах, в том числе и во взрослой, но на разном уровне), что способствует обсуждению полученной информации между детьми и родителями.

В число воспитательных мероприятий школы входит также цикл занятий по педагогике, которые проводятся ежегодно по просьбе родителей, в связи с их изменяющимися запросами. Исследо-

Педагогика

97

вание доказывает действенность этих занятий и индивидуальных бесед с родителями по таким критериям, как улучшение взаимопонимания в семье, повышение культуры внутрисемейного поведения,увеличение количества семей - участников общешкольных мероприятий. Особенно радует тот факт, что на эти мероприятия приходят всей семьей. Таким образом, происходит более тесное общение детей и родителей как внутри одной семьи, так и с другими семьями - прихожан храма, - что способствует установлению благожелательных взаимоотношений между ними, взаимовыручке при решении семейных проблем.

Многолетний опыт работы в данном направлении, а также проведенное исследование показало, что активизация педагогической позиции родителей происходит через формирование их готовности к целенаправленному воспитательному процессу: овладению педагогическими и психологическими знаниями о возрастных особенностях детей, их нравственного развития и воспитания, обретению педагогических умений по организации целесообразной деятельности ребенка в семье. Большую часть таких знаний и умений родители приобретают в сотрудничестве

с воскресной школой, но еще более важным является сам факт активизации педагогической деятельности родителей, направленной на духовно-нравственное воспитание своих детей. Взаимодействие родителей, педагогов и администрации воскресной школы положительно сказывается на процессе семейного воспитания, позволяет решать значительную часть возникающих проблем, опираясь на нравственные и духовные ценности православной культуры.

Примечания

1 Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М., 1981. С. 327.

2 См.: Левицкая И. Б. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников в условиях школьного образования : дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2002. 213 с.

3 См.: Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991. 176 с.

4 Леднев B. C. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 6. С. 4.

5 Куломзина С. С. Что значит молиться Богу? М., 2002. С. 22.

УДК 373.2

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

С. С. Прищепа

Московский гуманитарный педагогический институт E-mail: s.s.prishepa@mail.ru

Статья посвящена проблеме формирования межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками; раскрывается система управления данным процессом.

Ключевые слова: общение, межличностное общение, формирование, старшие дошкольники, система управления.

Process Control System Interpersonal Communication at the Senior Preschool Children with Their Peers

S. S. Prischepa

The article is devoted to the problem of interpersonal communication with peers at children under school age. The system of control this process is revealed.

Key words: communication, interpersonal communication, formation, senior preschoolers, control system.

В качестве одного из важнейших факторов и условий эффективности человеческой деятельности выступает общение. В современном демократическом обществе обостряется противоречие: с одной стороны, существует потребность в гуманном общении между людьми, пронизанном уважением к личности человека, с другой - дефицит доброты, воспитанности, культуры. Это ставит педагогическую науку перед необходимостью формирования межличностного общения со сверстниками у детей, начиная с дошкольного возраста. В рамках Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основными интегративными качествами личности ребенка-выпускника являются

© Прищепа С. С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.