Научная статья на тему 'Проблемы сельского рынка труда'

Проблемы сельского рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы сельского рынка труда»

ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО РЫНКА ТРУДА

B.Д. КОРОТНЕВ, доктор экономических наук

C.В. ТАКТАРОВА Пензенская ГСХА

Формирование и регулирование сельского рынка труда — ключевая и наиболее острая общегосударственная проблема. Вследствие формально проведенных институциональных преобразований, резкого спада производства, неразвитости несельскохозяйственных видов деятельности общая безработица на селе превысила критический 10 %-ный уровень. Разрушение крупнотоварного производства привело к тому, что значительная часть трудоспособного населения вынуждена заниматься личным подсобным хозяйством, зачастую не обеспечивающим прожиточный минимум.

В институционально-правовом плане наблюдается незавершенность формирования организационных структур, отвечающих за регулирование рынка труда. Эффективность работы сельских служб занятости низкая, не решаются такие важные проблемы как создание новых рабочих мест, диверсификация сельской экономики, создание адекватной рынку системы закрепления кадров.

Качественный состав рабочей силы на сельском региональном рынке труда не отвечает современным требованиям. Идет процесс старения персонала, предприятия испытывают дефицит рабочих и специалистов. Неразвитая система подготовки и переподготовки делает сельскую рабочую силу неконкурентоспособной на рынке труда, особенно резко это проявляется в сравнении с городскими жителями. Вследствие низкого образовательного уровня работников снижается их способность к освоению инноваций и нововведений.

Проведенный анализ показал, что наиболее сильное регулирующее воздействие на рынок труда в Пензенской области связано с системой сельских служб занятости, в функцию которой входит обеспечение эффективного отбора и устройства на работу всех нуждающихся, а также государственное страхование от безработицы.

Важно подчеркнуть, что она не может быть единственным институтом, влияющим на сельский рынок труда. Однако когда большинство других инструментов (ценовая и кредитно-финансовая политика, профессиональное обучение, законодательное регулирование и др.) оказываются незадействованными на службу занятости возлагаются большие надежды.

В этой связи мы детально проанализировали деятельность этой системы в Бессоновском и Колыш-лейском районах Пензенской области.

Центр занятости населения Бессоновского района строит свою работу на основе трехстороннего соглашения о социальном партнерстве между администрацией района, районным объединением профсо-

юзов и объединением работодателей. В разделе «Развитие рынка труда и занятости населения» этого документа предусмотрены меры, направленные на смягчение негативных последствий безработицы, оказание целевой материальной поддержки, активное участие населения в мероприятиях политики занятости.

К основным мерам содействия занятости сельских жителей относится социальная адаптация и поддержка безработных, их профессиональное обучение, ориентация, профилирование и трудоустройство.

Бессоновский район — типичный сельский район с численностью сельских жителей на 01.01.2005 г.

— 41,9 тыс. чел., среди них на 1 июля 2005 г. насчитывалось 286 безработных, уровень регистрируемой безработицы составил 1,9 % экономически активного населения.

По данным службы занятости доля трудоустроенных среди обратившихся была равна 89,3 %, в том числе за первые 10 дн. - 20,2 %. При общем росте количества обращающихся за содействием в трудоустройстве четко прослеживается сезонный характер сельской безработицы. При этом самый низкий спрос на рабочую силу отмечается зимой, а относительная стабильная занятость — весной и летом.

Исследования показали, что большинство вакантных рабочих мест на селе настолько низкооплачиваемы, что люди предпочитают получать минимальное пособие, чем работать практически за такую же сумму.

Ярмарки вакансий — как инструмент регулирования занятости сельской местности в целом пока малоэффективны. Так, в 2 подобных мероприятиях участвовали всего 63 чел., из них было трудоустроено 17 чел. Важно отметить, что многие из предложенных вакансий не привлекают людей размерами заработной платы.

Несколько улучшилась ситуация с трудоустройством сельских безработных на так называемые общественные работы. Однако эти программы привлекают в основном женщин, молодежь и граждан предпенсионного возраста. Кроме того, следует учитывать, что такая деятельность не требует специальной подготовки и средняя продолжительность участия в этих работах составляет 1,2 месяца в год.

Начиная с 2005 г. в сельской службе занятости появилось направление, связанное с трудоустройством молодежи в возрасте 18-20 лет из числа выпускников с начальным или средним профессиональным образованием. В первом полугодии 2005 г. из этой категории безработных было трудоустроено только 6 человек. Анализ показал, что молодые специалисты в основном пошли работать в бюджетной сфере (паспортный стол, администрация). Спрос на молодых специалистов со стороны отраслей материального производства в районе практически отсутствует, что свидетельствует о продолжающемся системном кризисе.

Косвенное доказательство отсутствия сколько-нибудь существенных позитивных сдвигов в стабилизации экономики района - слабая работа Центра занятости по программе содействия малому бизнесу на селе, хотя в 2004 с 35 гражданам (из 153 проанкетированных) было предложено открыть собственное дело. Следует отметить, что Центр занятости по закону не может помогать денежными средствами. В его функции входят лишь оказание организационно-консультативных услуг по вопросам самозанятости, информационное обслуживание будущих предпринимателей и выделение им финансовой помощи за произведенные затраты по подготовке учредительных документов, оплате госпошлины за свидетельство на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Особое внимание ЦЗН Бессоновского района уделяет занятости молодежи. Однако эта задача осложняется отсутствием или слабой профессиональной подготовкой молодых людей. Следует отметить, что даже наличие среднего и высшего образования далеко не всегда гарантирует быстрое трудоустройство, поскольку большим спросом пользуются опытные работники. Тем не менее, за отчетный период 2005 г. при содействии службы занятости нашли работу 97,6 % обратившихся в возрасте 16-29 лет. Такой высокий уровень трудоустройства объясняется наличием значительного количества низкодоходных мест.

Нехватка кадров в коллективных предприятиях АПК ощущается уже достаточно остро. Однако невысокий уровень оплаты труда в отрасли не позволяет заполнить даже существующие вакансии. Вследствие этого эффективность службы занятости по трудоустройству молодежи в сельскохозяйственные организации остается низкой.

Кроме оплаты труда важная причина незначительного спроса на квалифицированную рабочую силу в сельском хозяйстве — недостаточное государственное финансирование профессионального обучения безработных граждан.

Анализ показал, что на районном рынке труда в последние годы сложились серьезные диспропорции между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы. Оторванность существующей системы подготовки кадров в АПК от реального й ситуации в отрасли приводит к тому, что зачастую даже овладев профессией люди, долго не могут трудоустроиться.

Центр занятости предпринимает определенные меры и в этом направлении. Так, в первом полугодии 2005 г. был заключен договор, согласно которому РАО «Бессоновское» гарантировала трудоустройство 16 чел. после прохождения обучения в лицее.

Эти люди повышали квалификацию трактористов-машинистов для работы на новой сельскохозяйственной технике и после переобучения сразу приступили к работе.

На сегодняшний день основной источник финансирования переподготовки—федеральный бюджет (72 %) и средства самих обучаемых (28 %). На наш взгляд, такую практику необходимо постепенно менять, путем более активного подключения работодателей, а по отдельным специальностям и самих работников. Такой дифференцированный подход позволит значительно повысить качество обучения и ответственность каждой из сторон за конечный результат.

В последние годы в практике сельских служб занятости все активнее стали использоваться мероприятия, связанные с профессиональной ориентацией или так называемым профилированием безработных. Их цель — отбор тех, кто больше всего нуждается в помощи и разработка дифференцированных мер и программ для каждой из установленных групп.

В ЦЗН Бессоновского района работа по профилированию состоит из определения потенциала трудоустройства и уровня мотивации к труду (см. табл.).

Примерно 34 % безработных обратившихся в 2005 г. в службу занятости Бессоновского района относятся к группе А, востребованы на рынке труда и готовы приступить к работе в очень короткий срок. Среди них 60 % — мужчины в трудоспособном возрасте, 29 % — женщины, 11 % — инвалиды и лица предпенсионного возраста.

Среди лиц с низким потенциалом, но высокой мотивацией к труду (группа БП— 42,2 %) доля мужчин в трудоспособном возрасте равна 37 %, женщин

— 43, граждан предпенсионного возраста — 10, выпускников учебных заведений — 6, инвалидов — 4 %.

К третьей группе (БМ) относятся 12,4 % безработных с высоким потенциалом, но низкой мотивацией (46 % женщины и 43 % мужчины в трудоспособном возрасте, 12 % — инвалиды и люди предпенсионного возраста).

И, наконец, самое тяжелое положение у граждан отнесенных к категории £ (11,5 %). Около 18 % из них продолжительное время не имеют работы. Эти люди в

Таблица. Распределение сельских безработных по профильным группам в Центрах занятости населения Бессоновского и Колышлейского районов Пензенской области (2005 г.)

Число безработных в группах, чел. Доля безработных в группе, %

Группа Характеристика Бессон- овский район Колыш- лейский район Бессон- овский район Колыш- лейский район

А Высокий потенциал Высокая мотивация 74 22 33,9 16,9

БП Низкий потенциал Высокая мотивация 92 68 42,2 52,3

БМ Высокий потенциал Низкая мотивация 27 16 12,4 12,3

Б Низкий потенциал Низкая мотивация 25 24 11,5 18,5

Итого 218 130 100,0 100,0

основном обращаются в СЗ с целью получить справку для оформления субсидии и медицинского полиса.

Анализ профилирования безработных позволил наметить дифференцированную стратегию их трудоустройства.

Так, после 6 месяцев безработицы гражданам предоставляется возможность участвовать в Программах «Клуб ищущих работу» и «Новый старт», в рамках которых с помощью психодиагностики и дополнительных консультаций вырабатывается конкретный план поиска работы или предлагается переобучение на другую, более подходящую профессию. К сожалению, ограниченные возможности службы занятости не позволяют полностью выполнять мероприятия по социальной адаптации сельских безработных, входящих в группы риска (БП и Б). В результате эффективность реализации этих программ невысока. Из 130 человек, получивших консультацию и прошедших тестирование лишь 33 (25,4 %) нашли постоянную работу.

Программы содействия занятости и регулирования рынка труда в Колышлейском районе по форме практически совпадают с Бессоновским районом. Однако ситуация в силу доминирования аграрной занятости и неразвитости несельскохозяйственных видов деятельности несколько иная. До недавнего времени (2003 г.) численность сельских безработных была незначительна, а размер минимального пособия крайне мал. Поэтому не работающие граждане предпочитали не вставать на учет, чтобы избежать обязательных процедур регистрации и не тратиться на поездки в райцентр.

В силу отдаленности от областного центра и крупных городов ситуация с занятостью в этом районе

значительно хуже. Численность безработных, получающих минимальное пособие, составляет здесь — 47 %, против 19,6 % в Бессоновском районе, а средний размер выплат на одного человека равен соответственно 934 и 1619 руб. Как показал дальнейший анализ, в силу кризисной ситуации в АПК активных программ содействия занятости практически не проводится. Основные усилия направлены лишь на «сдерживание» безработицы с помощью административных мер.

В результате доля лиц отнесенных в Колышлейском районе к профильной группе А составляет всего 16,9 %, а к группе Б — уже 18,5 %.

Приоритетными направлениями воздействия органов исполнительной власти региона в целях развития кадрового потенциала АПК могут стать следующие меры:

дополнительное привлечение сельской молодежи к освоению рабочих профессий для реализации национального проекта «Развитие АПК»;

предотвращение потери квалифицированных кадров вследствие реструктуризации и банкротства предприятий АПК;

сохранение и развитие кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций.

Для решения указанных задач необходимо в нормативно-правовых актах по занятости и подготовке кадров предусмотреть четкие государственные обязательства по этому вопросу, особенно, в отношении обучения сельской молодежи достигшей трудоспособного возраста. Ее бесплатная подготовка на рабочие профессии должна стать не исключением, а жестким правилом.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

С. П. СОРОКОУМОВ

Орловский государственный университет

Процессы, происходящие в последние годы в системе высшей школы, требуют пересмотра сущности и функций классического университетского обучения. Сегодня необходимы специалисты, которые не только обладают определенными знаниями, но и, самое главное, умеют применять их на практике, то есть компетентные в определенных производственных ситуациях. Постиндустриальному обществу нужны специалисты, чья деятельность имеет исключительно прикладной характер, а это требует реформирования подходов к обучению.

Масштабные изменения, начавшиеся во второй половине прошлого века с процессов диверсификации высшего образования, по мнению И. Налетовой [1], привели к тому, что оно старается не отстать от

изменений в мире и охватить как можно большее количество людей.

В педагогической литературе под диверсификацией понимают «принцип структурирования системы образования, допускающий и обеспечивающий возможность многовариантной организации образовательных учреждений, максимально удовлетворяющих запросы общества и производства, с одной стороны, и интересы и потребности личности, с другой, то есть отход от единой государственной системы образования» [2]. Анализ сегодняшнего состояния системы образования вообще и профессионального в частности даёт возможность конкретизировать черты проявления диверсификации. При этом выделяют 3 ее вида: системное разнообразие (различия между типами учреждений); структурное разнообразие (различия между ВУЗами, формирующиеся на основе исторического развития, юридических законов, принципов финансирования); программное разно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.