Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетенции будущих специалистов'

Формирование профессиональной компетенции будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетенции будущих специалистов»

основном обращаются в СЗ с целью получить справку для оформления субсидии и медицинского полиса.

Анализ профилирования безработных позволил наметить дифференцированную стратегию их трудоустройства.

Так, после 6 месяцев безработицы гражданам предоставляется возможность участвовать в Программах «Клуб ищущих работу» и «Новый старт», в рамках которых с помощью психодиагностики и дополнительных консультаций вырабатывается конкретный план поиска работы или предлагается переобучение на другую, более подходящую профессию. К сожалению, ограниченные возможности службы занятости не позволяют полностью выполнять мероприятия по социальной адаптации сельских безработных, входящих в группы риска (БП и Б). В результате эффективность реализации этих программ невысока. Из 130 человек, получивших консультацию и прошедших тестирование лишь 33 (25,4 %) нашли постоянную работу.

Программы содействия занятости и регулирования рынка труда в Колышлейском районе по форме практически совпадают с Бессоновским районом. Однако ситуация в силу доминирования аграрной занятости и неразвитости несельскохозяйственных видов деятельности несколько иная. До недавнего времени (2003 г.) численность сельских безработных была незначительна, а размер минимального пособия крайне мал. Поэтому не работающие граждане предпочитали не вставать на учет, чтобы избежать обязательных процедур регистрации и не тратиться на поездки в райцентр.

В силу отдаленности от областного центра и крупных городов ситуация с занятостью в этом районе

значительно хуже. Численность безработных, получающих минимальное пособие, составляет здесь — 47 %, против 19,6 % в Бессоновском районе, а средний размер выплат на одного человека равен соответственно 934 и 1619 руб. Как показал дальнейший анализ, в силу кризисной ситуации в АПК активных программ содействия занятости практически не проводится. Основные усилия направлены лишь на «сдерживание» безработицы с помощью административных мер.

В результате доля лиц отнесенных в Колышлейском районе к профильной группе А составляет всего 16,9 %, а к группе Б — уже 18,5 %.

Приоритетными направлениями воздействия органов исполнительной власти региона в целях развития кадрового потенциала АПК могут стать следующие меры:

дополнительное привлечение сельской молодежи к освоению рабочих профессий для реализации национального проекта «Развитие АПК»;

предотвращение потери квалифицированных кадров вследствие реструктуризации и банкротства предприятий АПК;

сохранение и развитие кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций.

Для решения указанных задач необходимо в нормативно-правовых актах по занятости и подготовке кадров предусмотреть четкие государственные обязательства по этому вопросу, особенно, в отношении обучения сельской молодежи достигшей трудоспособного возраста. Ее бесплатная подготовка на рабочие профессии должна стать не исключением, а жестким правилом.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

С. П. СОРОКОУМОВ

Орловский государственный университет

Процессы, происходящие в последние годы в системе высшей школы, требуют пересмотра сущности и функций классического университетского обучения. Сегодня необходимы специалисты, которые не только обладают определенными знаниями, но и, самое главное, умеют применять их на практике, то есть компетентные в определенных производственных ситуациях. Постиндустриальному обществу нужны специалисты, чья деятельность имеет исключительно прикладной характер, а это требует реформирования подходов к обучению.

Масштабные изменения, начавшиеся во второй половине прошлого века с процессов диверсификации высшего образования, по мнению И. Налетовой [1], привели к тому, что оно старается не отстать от

изменений в мире и охватить как можно большее количество людей.

В педагогической литературе под диверсификацией понимают «принцип структурирования системы образования, допускающий и обеспечивающий возможность многовариантной организации образовательных учреждений, максимально удовлетворяющих запросы общества и производства, с одной стороны, и интересы и потребности личности, с другой, то есть отход от единой государственной системы образования» [2]. Анализ сегодняшнего состояния системы образования вообще и профессионального в частности даёт возможность конкретизировать черты проявления диверсификации. При этом выделяют 3 ее вида: системное разнообразие (различия между типами учреждений); структурное разнообразие (различия между ВУЗами, формирующиеся на основе исторического развития, юридических законов, принципов финансирования); программное разно-

образие (различия между программами обучения и образовательных услуг) [3].

В предлагаемой статье рассматриваются особенности третьего вида диверсификации, так как именно в нём и заключаются большие возможности для формирования профессиональной компетенции будущих специалистов.

Обучение должно максимально удовлетворять потребностям как всего общества, так и отдельного обучающегося. Именно это даёт нам право строить процесс подготовки специалиста с позиции интегративно-модульного обучения. При использовании модулей предполагающих интеграцию по вертикали и горизонтали реализуется многовариантность обучения. Для улучшения профессиональной подготовки нужна не только, более эффективная организация учебно-воспитательного процесса, но и пересмотр структуры и содержания предметной подготовки студентов на основе профессиональной компетентности и творчества.

В то же время мы понимаем, что успех обучения специалистов зависит не только от объема получаемых ими сведений за счет количества выделенных часов, но и от наличия сформированного в процессе подготовки умения самостоятельно вести расширенный поиск информации необходимой для высококачественного овладения соответствующей квалификацией. По нашему мнению, последнее свидетельствует об уровне организации учебной и самостоятельной работы в ВУЗе и определяет результативность научно-исследовательского поиска.

Будущий специалист может в зависимости от его целей и возможностей получить образование от широкого фундаментального до узкого прагматичного, разных уровней подготовки — от начального профессионального до самого высшего через аспирантуру и докторантуру. Это непосредственно связано с вариантностью высшего профессионального образования, под которым здесь понимается расширение форм и способов его получения и удовлетворение образовательных и жизненных потребностей человека в условиях рыночной экономики с учетом индивидуальных возможностей студента. Понимание сути вариативности выводит на осознание разницы образования уровня бакалавра, специалиста и магистра. Если бакалавриат ставит своей целью вооружить знаниями и умениями по горизонтали и на этом уровне обнаружить межпредметную интеграцию, то подготовка специалиста включает еще и формирование навыка использовать полученную информацию в конкретных производственных ситуациях. На уровне магистра кроме уже перечисленных знаний и умений, студента нужно научить интегрировать полученные сведения (по вертикали) с целью выяс-

нения зависимостей, закономерностей рассматриваемого соотношения и составлять буквально рецептурные рекомендации в конкретных производственных условиях.

Учёт знаний и умений по горизонтали и вертикали не отрицает применения различных форм получения профессионального образования (дневное, вечернее, заочное, смешанное, экстерном, дистанционное и др.). Одна и та же профессия может быть приобретена при обучении по разным учебным планам и разным вариантам программ и учебников. Всё это полнее удовлетворяет познавательные потребности человека, делает образование ученикоцентрич-ным и личностно-ориентированным, а самого специалиста конкурентоспособным на рынке труда.

Становится всё более очеввдным, что такие компетентности, как умение работать самостоятельно с учебными и научными текстами, оперативно проводить поиск, структурировать и преобразовывать новую информацию, грамотно анализировать различные источники, подходы и мнения разных авторов, делать обобщения, убедительно и эмоционально отстаивать свою точку зрения, не формируются в достаточной степени и остаются трудными для студентов. А это означает необходимость пересмотра подходов к обучению будущих специалистов. В содержание предметов ВУЗовской подготовки должен входить лишь тот материал, который будет востребован в будущей профессиональной деятельности. Анализ действующих учебных планов и программ предметной подготовки свидетельствует о том, что перегрузка проявляется и в перечне изучаемых дисциплин (кстати, Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования обозначен предмет, как правило, совпадающий с наукой, а вот местные составители учебных программ дополняют их дисциплинами под конкретных преподавателей, ничуть не сообразуясь с нуждами данной квалификации), и в содержании отдельных предметов, когда преподаватель занят тем, чтобы представить материал не гак, как он объективно существует в науке, а с учётом собственной интерпретации, собственного удобства.

Осознание необходимости модернизации высшего образования поможет создать систему формирования профессиональных знаний, умений и навыков, отразив в ней динамику их становления и изменения, что предполагает увеличение концентрации учебной информации, определение интеграционных связей предметов как по горизонтали, так и по вертикали, внедрение различных подходов к обучению будущих специалистов, что непосредственно выводит на необходимость определения компетенции в соответствии с получаемой специальностью и квалификацией.

Литература.

1. Налетова И. Диверсификация высшего образования: вызов университетам /Высшее образование в России, 5, 2005. С. 39-45.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦСПО, 1999. - 538 с.

3. Teixeiea Р., Атага! A. Private lliqhez Education and Diversity: An Exploeatoey Suzvey // Hiqhee Education Quarterly. - 2001. - 4. - P. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.