На наш взгляд, для обеспечения качественного развития региона необходимо приоритетное инвестирование в инфраструктуру, которое должно стать одним из важнейших требований при разработке стратегии экономического роста в регионе. На эти цели можно использовать часть средств Стабилизационного фонда, также следует более активно привлекать государственные и частные инвестиции. При оценке эффективности вложений в инфраструктуру нельзя ограничиваться расчетом только традиционных показателей окупаемости проектов, необходимо учитывать создаваемые мультипликационные эффекты, а также социальную, экологическую и другие составляющие экономического роста.
Примечания
’ Журавлев С. Обходя рифы // Эксперт. 2008. 14 янв.
2 Там же.
3 Княгинин В., Щедровицкий П. Территориальная проекция промышленной политики в России: кто оплатит издержки глобализации // Современная национальная промышленная политика России: сб. материалов. Вып. 2: Региональный аспект // http://www.shkp.ru.
4 Петрова Е. Стратегическое Приангарье // Восточный формат. 2008. № 2 (14).
5 Княгинин В., Щедровицкий П. Формула роста // http://stra.teg.ru/lenta/innovation/364.
6 Там же.
7 Княгинин В., Щедровицкий П. Территориальная проекция промышленной политики в России: кто оплатит издержки глобализации.
8 Столяров Б., Кузнецова О. Великая восточная парадигма // Эксперт. 2006. № 18.
К.Ю. БУЛСУНАЕВ
младший научный сотрудник научно-исследовательской части Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ*
Сельское хозяйство играет важную роль в экономике Иркутской области, поскольку обеспечивает ее население продуктами питания. Традиционно считается, что Иркутская область является зоной рискованного земледелия, однако это не мешает успешному развитию различных сельскохозяйственных направлений.
В нашем регионе на селе проживает 527,5 тыс. чел. — это 21 % общей численности. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в таких отраслях, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, составила в 2006 г. 6 757,2 р., в том числе в сельском хозяйстве — 4 819,0 р. Рост заработной платы в сельском хозяйстве в 2006 г. достиг 40,2% к 2005 г., разрыв в уровне заработной платы сократился в 1,5 раза — с 40% в 2005 г. до 26% в 2006 г. по сравнению с областным показателем. Однако в целом ситуация в отрасли в 2006 г., по данным
статистики, по сравнению с 2005 г. не улучшилась (табл. 1). Так, уровень производства продукции всех категорий, кроме яиц, снизился: зерна — до 88,7%, овощей — до 98,7%. Прирост производства яиц в 2006 г. составил 5,4% по сравнению с прошлым годом.
В 2006 г. объем произведенной сельскохозяйственной продукции составил
25 202,9 млн р. По сравнению с 2005 г. это больше на 14,6%. Следует отметить, что на протяжении шести лет (с 2001 по 2006 г.) продукция хозяйств населения составляла больше половины общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции (в 2006 г. — 64,3%). По сравнению с 2005 г. объем продукции сельскохозяйственных организаций вырос на 10,0%, хозяйств населения — на 16,2% и крестьянских (фермерских) хозяйств — на 28,5% (табл. 2).
Хозяйства населения Иркутской области тратят на содержание одной коровы
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10: «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.
© К.Ю. Булсунаев, 2008
К.Ю. БУЛСУНАЕВ
10-15 тыс. р. в год, а «коровья» дотация составляет всего 1 тыс. р. Подобная мера поддержки частного сектора малоэффективна. Целесообразнее вкладывать деньги в развитие крупнотоварного производства, создание кредитных и производственных кооперативов, а не отдавать их частникам. С другой стороны, на выплату дотаций на всей территории области понадобится около 100-120 млн р. в год. И эта сумма будет увеличиваться по мере роста поголовья дойного стада. Чтобы снизить нагрузку на областной бюджет, органы власти предложили уменьшить дотацию до 500 р. на одну голову1.
В области на 1 января 2007 г. зарегистрировано 3,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, площадь предоставленных земель
составляет 190,6 тыс. га, в среднем на одно хозяйство приходится 57 га. В сравнении с началом 2006 г. число хозяйств сократилось на 15, в то время как площадь предоставленных земель увеличилась на 10,6% (табл. 3).
Показатели, характеризующие ситуацию в сельском хозяйстве, по данным администрации Иркутской области2, отличаются от статистических данных. По итогам 2007 г. индекс производства продукции сельского хозяйства составил 106,1%. Мяса произведено 97,1 тыс. т, что на 7,2% больше, чем в соответствующий период 2006 г. (90,6 тыс. т), и на 4,7% — 2005 г. (92,8 тыс. т). Наметился устойчивый рост производства молока — 2,3% к уровню 2006 г. Продуктивность коров выросла в 2006 г. на 24,2% в сравнении с 2005 г. (2 798 кг), в 2007 г. — на
Таблица 1
Производство основных видов продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств Иркутской области в 2002—2006 гг.
2002 2003 2004 2005 2006 2006 к 2005, %
Зерно (в весе после доработки), тыс. т 519,9 437,2 560,6 644,0 571,3 88,7
Картофель, тыс. т 977,0 880,9 945,0 899,8 881,3 97,9
Овощи (включая выращенные в закрытом грунте), тыс. т 207,7 190,6 217,8 218,7 215,8 98,7
Молоко, тыс. т 511,2 548,2 517,0 489,2 468,4 95,7
Мясо в убойном весе, тыс. т 75,9 80,6 75,6 78,6 76,0 96,7
Яйца, млн шт. 809,6 799,0 801,9 817,6 862,0 105,4
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства, % 102,3 95,5 102,7 100,2 99,4 —
Источник: Сельское хозяйство Иркутской области: 2001-2006 гг.: стат. сб. Иркутск, 2007.
Таблица 2
Динамика производства продукции сельского хозяйства Иркутской области, млн р.
Год Сельское хозяйство Сельскохозяйственные организации Хозяйства населения Крестьянские (фермерские) хозяйства
2001 16 219,5 4 825,8 11 027,5 366,2
2002 16 836,2 4 915,8 11 542,2 378,2
2003 17 606,9 5 137,9 11 999,9 469,1
2004 20 118,8 6 679,2 12 675,8 763,8
2005 22 575,2 7 467,5 14 307,4 800,3
2006 25 869,8 8 213,0 16 628,3 1028,5
Таблица 3
Динамика количества крестьянских (фермерских) хозяйств в Иркутской области и размеров их землепользования в 2006—2007 гг.*
Год Число хозяйств, ед. Площадь предоставленных земель, га
всего в среднем на одно хозяйство
2006 3 346 172 232 51
2007 3 331 190 570 57
* Данные на начало года.
Известия ИГЭА. 2008. № 2 (58)
8% к уровню 2006 г. (3 218 кг) и достигла 3 543 кг. Наблюдается стабилизация поголовья крупного рогатого скота: по итогам года рост составил 0,78% (193,5 тыс. голов) к уровню 2005 г. (192,0 тыс. голов) и 2,8% к уровню 2006 г. (188,3 тыс. голов).
За два года реализации национального проекта планировалось создать 71 сельскохозяйственный потребительский кооператив, в том числе 61 снабженческо-сбытовой, 10 кредитных кооперативов. Фактически зарегистрировано 76, из них 60 снабженческо-сбытовых, 11 перерабатывающих,
5 кредитных.
В 2007 г. у населения было закуплено 7,77 тыс. т молока, что в 2 раза больше, чем в 2006 г., в том числе кооперативами — 1,7 тыс. т (22% закупаемого молока), пунктами по приемке молока (58 ед.) —
6 тыс. т (78% закупаемого молока); мяса было закуплено 308 т (100% кооперативами), заготовлено 3,2 тыс. т сена (также 100% кооперативами).
Можно в целом сказать, что положительные результаты есть, однако, как отмечает министр сельского хозяйства РФ А. Гордеев, «несовершенство законодательства и отсутствие необходимой инфраструктуры тормозит реализацию национального про-екта»3. Он отмечает, что главная трудность заключается в отсутствии у государства необходимой инфраструктуры для того, чтобы «дойти до земли и потенциального получателя государственных средств поддержки». Необходимо также, чтобы банки активно развивали региональную сеть и имели разветвленную структуру.
Основная задача государственной аграрной политики на ближайшее время — обеспечить рост доходов и качества жизни сельского населения страны. В 2012 г. располагаемые ресурсы сельских домохозяйств, по словам министра сельского хозяйства РФ, должны возрасти более чем в 2 раза4. Этому будет способствовать дальнейшее развитие не только сельскохозяйственного производства, но и альтернативной, несельскохозяйственной деятельности на селе — сферы услуг, агротуризма, народных промыслов. «Сельское хозяйство должно стать одним из локомотивов экономики страны наряду с наукоемкими и высокотехнологичными
отраслями, топливно-энергетическим комплексом», — заявил министр5.
Важная социальная функция отводится личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые не только обеспечивают дополнительные доходы селянам, но и производят порядка 60% объема всей сельскохозяйственной продукции.
Уровень жизни на селе оставляет желать лучшего. И хотя, по словам первого заместителя председателя Правительства России Д. Медведева, темп роста заработной платы в деревне выше, чем в городе, следует отметить, что цены на отдельные виды продуктов растут значительно быстрее. Даже для городского населения их рост ощутим, не говоря уже о людях, проживающих на селе. Достаточно вспомнить ноябрь прошлого, 2007, года, когда цены на сыры за девять месяцев выросли на 160,7% к уровню прошлого года, на подсолнечное масло — на 155,2%, на сливочное масло — на 123,1%, на хлеб — на 128,4%, на яйцо — на 111,5%. Причем наибольший рост цен зарегистрирован на сыры, масло, творог, молоко, сметану, т.е. продукты ежедневного потребления.
Повышение цен произошло из-за того, что наша страна и ряд других стран стали больше потреблять продукции, а так как Россия еще и компенсирует дефицит продукции, покупая ее за рубежом, то рост цен стал очевидным. Чтобы избежать зависимости от других стран, в том числе и сырьевой, необходимо производить самим, и для этого у нас есть все предпосылки6.
Министр сельского хозяйства России заявил, что в ближайшее время наша страна может стать одним из крупнейших экспортеров продовольствия и сельхозсырья. Выступая на заседании центрального комитета Международной конфедерации сельскохозяйственного кредитования, он подчеркнул: «Мы готовы поставлять продукты питания в страны, где существует дефицит продовольствия»7.
Ситуация в сельском хозяйстве в целом стала улучшаться, и необходимо продолжать движение, направленное на улучшение положения в агропромышленном комплексе.
Органы власти предлагают развивать по-требкооперацию8. Главная цель деятельности кооперативного предприятия или организации не максимизация прибыли, а обслуживание
Известия ИГЭА 2008. № 2 (58)
О.Б. ВЕРЕТЕННИКОВА, A.A. ПАЮСОВ
экономических интересов объединившихся товаропроизводителей, достижение определенных выгод для себя (в том числе повышение прибыльности хозяйств).
26 декабря 2006 г. был принят закон «О развитии сельского хозяйства», который вводит новый порядок формирования агро-продовольственной политики на федеральном уровне, делая ее более прозрачной, демократичной и устойчивой.
Из послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию виден оптимизм: «Нацпроект в области аграрно-промышленного комплекса не только доказал свою эффективность, но и продемонстрировал огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства, помог развитию инициативы и предпринимательства в деревне. В результате впервые за многие годы удалось остановить ряд негативных тенденций. Более того, для всех стало очевидным, что сельское хозяйство — это перспективная и потенциально высокотехнологичная отрасль нашей экономики»9.
Наша страна может занять достойное положение в мире, сохранить государственность и суверенитет, если все усилия государства будут направлены на улучшение условий жизни населения, на повышение благосостояния людей и обеспечение безопасности.
С принятием закона о местном самоуправлении были значительно расширены
компетенция и возможности местных органов власти. Это, конечно, не означает, что федеральный центр снимает с себя ответственность за качество жизни в регионах. Но важно то, что система управления становится более гибкой и более близкой к людям и что все больше решений принимается именно на местах. При этом ответственность перед обществом за исполнение политики в сфере агропромышленного комплекса, безусловно, несут все без исключения уровни власти.
Примечания
1 http://www.aldana.ru/zurfac.php?submenu=1&f id=51&text=594.
2 http://www.govirk.ru/qa/2489.html.
3 http://www.nsh.ru/?p=73.
4 http://www.nsh.ru/?p=385.
5 Там же.
6 Стенографический отчет о встрече первого заместителя председателя Правительства России Дмитрия Медведева с избирателями. Нижний Новгород. 27 февраля 2008 г.
7 http://www.nsh.ru/?p=298.
8 Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов: утв. Минсельхозом 29 марта 2006 г. Концепция разработана в соответствии с сетевым графиком реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе».
9 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 26 апреля 2007 г., Москва, Кремль, Мраморный зал.
О.Б. ВЕРЕТЕННИКОВА
доктор экономических наук,профессор Уральского государственного экономического университета,
г. Екатеринбург
А.А. ПАЮСОВ
аспирант Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург
E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
Экономические исследования последних лет показывают, что многие организации испытывают дефицит собственных средств, направляемых на развитие бизнеса. В этой связи все больший теоретический и практический интерес представляет рассмотрение и обоснование определенных условий, при
которых хозяйствующий субъект сможет стать привлекательным для потенциальных инвесторов. В России сегодня сложилась ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, наличием свободных денежных средств, а с другой — сложностью превращения накоплений в инвестиции. Инвестор должен
© О.Б. Веретенникова, АА. Паюсов, 2008