Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРНЕТ - КОММУНИКАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРНЕТ - КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Ирина Валентиновна, Зедгенизова Ирина Ивановна, Литвинова Жанна Борисовна

В данной работе впервые изучена проблема особенностей формирования навыков самоорганизации личности современного молодого человека в процессе реализации дистанционного образования. Целью настоящего исследования является теоретическая разработка авторской модели образовательного процесса, учитывающей сильные и слабые стороны, возможности и угрозы глобальной сети как социально-коммуникативной среды, а также проверка эффективности приемов и методов ее реализации в образовательной практике с целью повышения качества дистанционного образования. В качестве исходной и итоговой диагностики была выбрана методика оценки самоорганизации деятельности личности (Е.Ю. Мандрикова). Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что подтвержденная эффективность авторской модели образовательного процесса доказывает ее потенциальные возможности в вопросе формирования навыков тактического планирования и стратегического целеполагания личности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SELF-ORGANIZATION OF MODERN YOUTH IN THE PROCESS OF INTERNET COMMUNICATION

The scientific novelty of the research consists in the fact that in this work for the first time the problem of the peculiarities of the formation of self-organization skills of the personality of a modern young person in the process of implementing distance education is studied. The purpose of this study is the theoretical development of the author's model of the educational process, taking into account the strengths and weaknesses, opportunities and threats of the global network as a social and communicative environment, as well as checking the effectiveness of techniques and methods of its implementation in educational practice in order to improve the quality of distance education. As an initial and final diagnosis, a methodology for assessing the self-organization of personality activity was chosen (E.Yu. Mandrikova). The practical significance of the research results is that the confirmed effectiveness of the author's model of the educational process proves its potential in the formation of skills of tactical planning and strategic goal-setting of the personality of students.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРНЕТ - КОММУНИКАЦИИ»

спорту или самостоятельно во внеучебное время, что и станет предметом изучения в будущих работах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кургана А.С. Исследование влияния физических упражнений и отдыха на устойчивость внимания / А.С. Кургина, В.Е. Пожарский // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2018. - №. 32-1. - С. 50-53.

2. Альманах психологических тестов / сост. С. Римский, Р.Р. Римская. - 2-е изд. - Москва : КСП, 1996. - 397 с.

REFERENCES

1. Kurgina A. S. and Pozharsky V. E. (2018), "Research of the effect of physical exercises and rest on the stability of attention", Physical Education, Sport and Health, Vol. 32(1), pp. 50-53.

2. Rimsky, С. and Rimskaya, R.R. (1996), Almanac of psychological tests, 2nd ed., KSP, Moscow.

Контактная информация: ivanova.nataliya1969@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.01.2022

УДК 378.147.88

ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Ирина Валентиновна Игнатьева, кандидат экономических наук, доцент, Байкальский

государственный университет, г. Иркутск; Ирина Ивановна Зедгенизова, кандидат экономических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск; Жанна Борисовна Литвинова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

В данной работе впервые изучена проблема особенностей формирования навыков самоорганизации личности современного молодого человека в процессе реализации дистанционного образования. Целью настоящего исследования является теоретическая разработка авторской модели образовательного процесса, учитывающей сильные и слабые стороны, возможности и угрозы глобальной сети как социально-коммуникативной среды, а также проверка эффективности приемов и методов ее реализации в образовательной практике с целью повышения качества дистанционного образования. В качестве исходной и итоговой диагностики была выбрана методика оценки самоорганизации деятельности личности (Е.Ю. Мандрикова). Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что подтвержденная эффективность авторской модели образовательного процесса доказывает ее потенциальные возможности в вопросе формирования навыков тактического планирования и стратегического целеполагания личности обучающихся.

Ключевые слова: дистанционное образование, образовательный процесс, модель образования, самоорганизация личности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p140-143

PROBLEMS OF SELF-ORGANIZATION OF MODERN YOUTH IN THE PROCESS

OF INTERNET COMMUNICATION Irina Valentinovna Ignatyeva, the candidate of economical sciences, docent, Baikal State University, Irkutsk; Irina Ivanovna Zedgenizova, the candidate of economical sciences, docent, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk; Zhanna Borisovna Litvinova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuban State University, Krasnodar

Abstract

The scientific novelty of the research consists in the fact that in this work for the first time the problem of the peculiarities of the formation of self-organization skills of the personality of a modern young person in the process of implementing distance education is studied. The purpose of this study is the theoretical development of the author's model of the educational process, taking into account the strengths and weaknesses, opportunities and threats of the global network as a social and communicative environment, as well as checking the effectiveness of techniques and methods of its implementation in educational practice in order to improve the quality of distance education. As an initial and final diagnosis, a methodology for assessing the self-organization of personality activity was chosen (E.Yu. Mandrikova). The practical significance of the research results is that the confirmed effectiveness of the author's model of the educational process proves its potential in the formation of skills of tactical planning and strategic goalsetting of the personality of students.

Keywords: distance education, educational process, model of education, self-organization of personality.

ВВЕДЕНИЕ

Вместе с позитивными изменениями, сопровождающими процесс развития Интернет-коммуникации (расширение возможностей общения, самообразования, доступа к информации), радикально меняются формы и способы повседневного межличностного взаимодействия и социальной адаптации личности, часто провоцирующие проблемы в физической, материальной, социальной, духовной сфере жизнедеятельности современного молодого человека.

МЕТОДИКА

Проведя SWOT-анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз глобальной сети Интернет отметим следующее.

Сильные стороны ^геп^тй) -инструмент социального взаимодействия, глобальная коммуникация, доступ к информации, освобождение от локальных ограничений

Слабые стороны (Weakness) -трансмиссии опыта старших поколений к молодежи, «вместилище» идей радикалов, экстремистов, преступников, иллюзия виртуальной реальности, искусственного мира, искаженные ценности и моральные нормы, проникновение в личную жизнь

Глобальная сеть Интернет как социально-коммуникативная среда

Угрозы (ТЬгеай!) -аддикция, зависимость, деформация правовой и нравственной культуры, усвоение молодежью нежелательной информации, информационная перегрузка

Возможности (Opportunities) -общение, самообразование, самореализация в новых сферах, новые формы хранения, распространения, использования, получения доступа к человеческому опыту

Рисунок 1 - SWOT-анализ глобальной сети Интернет как социально-коммуникативной среды

Глобальная сеть Интернет как социально-коммуникативная основа дистанционного образования, оказывает непосредственное влияние на процесс формирования личностной культуры современной молодежи в трансформирующемся российском обществе. Особый интерес для авторов исследования представляет исследование уровня самоорганизации личности современного молодого человека как субъекта интерактивного Интернет-взаимодействия. Поэтому процесс успешного становления личности обучающегося как субъекта интерактивного взаимодействия в рамках реализации дистанционного образования возможен только через переосмысление педагогических приемов, форм, подходов, позволяющих компенсировать все негативные влияния Интернет-технологий [1].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Качественный анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей основные положения отечественной и зарубежной гуманистической педагогики и психоло-

гии о самоактуализации личности, концепции личностно-ориентированного и личностно-центрированного обучения и образования позволил авторам исследования разработать модель образовательного процесса.

Ведущая идея, цели и задачи образования:

• "Человек, есть не то. что он есть, а то. чем он может стать" (К.Р.Роджерс).

• Цель: достижение конечной точки личностного роста обучающегося и педагога.

• Задачи: помощь личности понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития

Принципы образования:

• Принципы образования: свободы, индивидуализации, индирективности. диалогичное™.

• Процесс образования: педагог «позволяет» обучающемуся учиться и обучающийся «осмысленно» учится.

Организация образовательного процесса:

• Формы и методы образования: программированое обучение, проблемное обучение, группы встреч, контракт, тренинг.

• Позиция педагога: оказание «развивающей» помощи, фасилитация учения, проявление эмпатии, конгруэнтности, аутентичности, стимулирование и облегчение самостоятельной деятельности ученика.

Результат образования:

• полноценно функционирующий человек, стремящийся к самоактуализации и достижению конечной точки личностного роста.

Рисунок 2 - Модель образовательного процесса в рамках дистанционного образования

Модель рассматривает личность обучающегося как субъекта интерактивного взаимодействия, отводящую педагогу особую роль фасилитатора учения, через реализацию принципа свободы, индивидуализации, индирективности, диалогичности дистанционного образования реализуемой средствами Интернет-коммуникации.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Оценка эффективности реализации авторской модели осуществлялась на основе методики оценки самоорганизации деятельности обучающихся по шкале «настойчивость» (вопросы 1, 5, 10, 15, 21) [2]. Шкала «Настойчивость» позволяет измерить склонность личности к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения собственной жизнедеятельности.

Таблица - Результаты исследования уровня самоорганизации по шкале «Настойчивость»

Этап экс-перимен-та Шкала «Настойчивость» (кол-во баллов и % от общего числа обучающихся)

№ в-са 1 балл (полное согласие с утвержд.) 2 балла 3 балла 4 балла (среднее) 5 баллов 6 баллов 7 баллов (полное несогласие)

До 1 38,89 27,78 11,11 11,11 5,56 5,56 0,00

После 23,53 29,41 11,76 35,29 0,00 0,00 0,00

До 5 50,00 5,56 11,11 22,22 5,56 0,00 5,56

После 29,41 23,53 23,53 11,76 5,88 5,88 0,00

До 10 66,67 5,56 11,11 16,67 0,00 0,00 0,00

После 47,06 35,29 0,00 5,88 0,00 5,88 5,88

До 15 44,44 16,67 16,67 16,67 0,00 0,00 5,56

После 23,53 0,00 11,76 35,29 5,88 11,76 11,76

До 21 22,22 5,56 11,11 16,67 11,11 16,67 16,67

После 23,53 11,76 11,76 17,65 11,76 17,65 5,88

До экспериментальной работы 38,89% обучающихся отмечали, что часто затягивают с выполнением задания, 66,67% открыто заявили, что не всегда завершают начатые дела, 44,44% отмечали, что недостаточно собраны и организованы в собственной жизнедеятельности, по итогам экспериментальной работы 23,53%, 47,06%, 23,53% соответственно. На 15,03% уменьшилось количество обучающихся набравших низкие баллы, на 7,78%, 4,51%, 0,27%, 3,80% увеличилось набравших средние и высокие баллы.

50% 40% 30% 20% 10% 0%

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов 6 баллов 7 баллов

■ До ■ После

Рисунок 3 - Результаты исследования уровня самоорганизации по шкале «Настойчивость»

Увеличился процент обучающихся воспринимающих себя как собранную и организованную личность, способную усилием собственной воли планировать личную поведенческую активность. Но 49,41% обучающихся (набравшим 1 и 2 балла) требуются для завершения начатых дел, планирования, соблюдения режима дня большие волевые усилия.

ВЫВОДЫ

По итогам целенаправленной экспериментальной работы наметилась позитивная динамика уровня самоорганизации личности обучающихся, что говорит об успешности реализации авторского подхода в условиях преобладания электронных коммуникаций требующих переосмысления и оценки возможностей информационного пространства в развитии личности обучающегося, создания необходимых условий для ее личностного роста и самосовершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорычев А.О. Организация самостоятельной работы студентов специального учебного отделения с применением дистанционного обучения / А.О. Егорычев, Э.В. Егорычева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №5 (183). - C. 152-158.

2. Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности / Е.Ю. Мандрикова. Москва : Смысл, 2007. - 15 с.

REFERENCES

1. Egorychev A. O. and Egorycheva E. V. (2020), "Organization of independent work of students of a special educational department with the use of distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5(183), pp. 152-158.

2. Mandrikova, E.Yu. (2007), Questionnaire of self-organization of activities, Meaning, Moscow.

Контактная информация: litv-zhanna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2022

УДК 378.147:378.018.43

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ

Лидия Евгеньевна Изотова, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.