Проблемы, с которыми столкнулся Китай в нефтяной отрасли и меры противодействия, направленные на минимизацию негативных последствий мирового кризиса 2020 года
Бай Ижань,
аспирант факультета государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Митина Наталья Николаевна,
доктор географических наук, профессор факультета государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
В данной статье исследуется ряд проблем, с которыми Китай столкнулся в нефтяной отрасли, и меры противодействия, направленные на минимизацию негативных последствий в период мирового кризиса 2020 года во время пандемии коронави-руса. Авторы приходят к выводу: стратегия Китая для решения обострившихся противоречий между спросом и предложением нефти, снижение эффективности и проблемы с избыточными мощностями заключаются в углублении разведки и разработки углеводородов на территории и в акватории КНР, реформировании системы ценообразования на продукцию в сторону либерализации цен, повышении экономической эффективности нефтеперерабатывающих и энергетических предприятий, устранении устаревших производственных мощностей, государственном участии в обеспечении дальнейшего развития нефтяных и нефтеперерабатывающих предприятий. Как поставщик продукции в нефтяной отрасли и важный участник в области глобального нефтяного сотрудничества, все участники рынка в Китае должны иметь доступ и коллективно использовать постоянно развивающуюся сеть нефтепроводов при сохранении государственного контроля с целью устойчивого управления импортом и экспортом, добросовестным обслуживанием потребителей, предотвращением рыночных рисков, чтобы способствовать устойчивому и здоровому развитию нефтяной отрасли Китая.
Ключевые слова: нефтяная отрасль, Китай, управление, экспорт, импорт, риски, рынок, международное сотрудничество.
Статья спонсируется China Scholarship Council.
В настоящий период мировая нефтяная промышленность испытывает большие трудности, поскольку нестабильные цены на нефть серьезно повлияли на деятельность энергетических компаний. Глобальное развитие низкоуглеродной «зеленой» энергетики растет, переход к ней ускоряется с помощью технологических инноваций, которые и в будущем будут оказывать усиливающееся влияние на нефтяную отрасль. Важно изучить ответные меры и действия Китая в ответ на международную конкуренцию в нефтяной отрасли, чтобы увеличить долю рынка в ответ на серьезные проблемы в ее управлении.
Цель статьи - Проанализировать проблемы, с которыми сталкивается Китай во время мирового кризиса, вызванного пандемией коронавируса в 2020 г. и соответствующие контрмеры, предпринятые правительством КНР в нефтяной отрасли. Задачи:
1. Рассмотреть достижения и проблемы КНР, произошедшие в 2020 г. во время мирового кризиса, вызванный пандемией коронавируса;
2. Проанализировать меры, предпринятые правительством КНР в управлении в нефтяной отрасли в 2020 г. с целью минимизации негативных последствий, вызванных пандемией коронавируса.
В 2020 г. на мировом рынке нефти предложение ослабело [4]. Средняя мировая цена фьючерса на сырую нефть марки Brent составила 43,21 $ за баррель, что на 29 $ за баррель меньше, чем в 2021 году - 72,16 $ за баррель, что вынудило ОПЕК объявить о дальнейшем сокращении добычи для стабилизации цен на нефть [14]. По данным МВФ [20] в настоящее время Китай занимает доминирующие позиции в мире, благодаря динамичному экономическому росту (+3,51% ВВП по ППС в 2020 г.), в качестве фабрики мира, крупного потребительского рынка, экономического и торгового центра [2]. Не смотря на разразившийся вследствие пандемии мировой экономический кризис (мировая экономика за 2020 год снизилась на 4,5% [4]):
1) три крупнейшие государственные нефтяные компании КНР (Sinopec, CNPC и CNOOC) увеличили свои усилия по разведке и разработке месторождений и сделали крупные открытия нефти в Синьцзяне и Сычуани.
2) инвестиционная среда по отношению к нефтяной отрасли Китая продолжила улучшаться, а международный рейтинг деловой среды кНр повысился с 46-го места в мире в 2018 году до 31-го в 2019 году [1].
3) зарубежное сотрудничество в нефтяной отрасли также значительно продвинулось вперед. Финансируемые Китаем компании успешно выиграли тендеры на российский арктический проект СПГ2 и бразильский глубоководный проект.
X X
о го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
сч
0 сч
СП
01
о ш Ш X
<
m о х
X
По данным [16] - китайский рынок нефти будет стабильно расти со скоростью около 1,5% в течение 20212025 гг. Основным фактором, стимулирующим рынок нефти, является растущий спрос на энергию и рост населения, который по оценкам экспертов, будет увеличиваться до 2035 г. Ожидается, что в ближайшие десятилетия на долю углеводородов в КНР будет приходиться около 20% от общего объема потребления первичной энергии [3]. Во время пандемии управление нефтяной отраслью в Китае столкнулось с серьезными проблемами, связанными с конкуренцией на рынке нефти:
• Противоречие между спросом и предложением нефти усилилось, и степень зависимости от иностранной нефти продолжает быстро расти;
• Произошло снижение выручки от экспорта переработанной нефти. Например, операционная прибыль Sinopec в 2020 г. составила 2,11 трлн. юаней, что на 28,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., а годовая чистая прибыль составила 32,924 млрд. юаней, что на 42,9% меньше, по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. [15];
• Обостряется ситуация с избыточными мощностями нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Так в 2019 г. общие мощности по переработке нефти в Китае выросли до 860 млн. т в год, а в 2020 г. - до 890 млн. т. В то же время в 2020 г. потребление нефти Китаем составило 702 млн. т, и Т.О. избыточная емкость составила 158 млн. т [16, 17].
• Внутреннему нефтяному рынку не хватает средств на развитие из-за преимущественно единого источника финансирования - госбюджета;
• Усиливаются торговые трения на мировом рынке, связанном с агрессивной политикой сдерживания, проводимой США по отношению к КНР;
• Наблюдается недостаточное количество технологических инноваций, внедряемых в нефтяную отрасль;
• Медленное продвижение национальных реформ открытости в отрасли, вызванное усилением протекционизма и внутренних противоречий в управлении.
Меры Китая по ответу на вызовы в нефтяной отрасли
Поскольку глобальная пандемия коронавируса нанесла серьезный ущерб экономической деятельности, нефтяная отрасль КНР скорректировала свои бизнес-стратегии по следующим направлениям:
1. Укрепление зарубежного сотрудничества и использование преимуществ близкого расположения стран-экспортеров нефти:
С точки зрения энергетической безопасности Китай сталкивается со многими проблемами. Зависимость Китая от иностранной нефти быстро растет, Китай стабильно занимает первое место по темпам роста мирового потребления энергии в течение 18 лет подряд. В 2018 г. на Китай пришлось 23,6% мирового потребления энергии, достигнув 3,273 млрд. ТУТ. В 2020 г. Китай импортировал 542 млн. т сырой нефти, что на 7,2% больше, чем в 2019 г., а его зависимость от иностранной нефти превысила 73%.
Китай укрепляет международное сотрудничество, в том числе, становясь крупнейшим торговым партнером России в области энергетических технологий и всей производственной цепочки. В 2020 г. объем торговли между Китаем и Россией превысил 107,76 млрд. долларов
США, увеличившись на 24,5% по сравнению с 2017 г. [21], и, как ожидается, к 2024 г. он увеличится до 200 млрд. долларов США. В 2018 г. объем экспорта сырой нефти в Китай из России составил 71,6 млн. т, увеличившись на 19,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что составляет 15,4% импорта Китая, а в 2020 г. объем импортируемой из России нефти уже превысил 83,4 млн. т (составив сумму 27,6 млрд. долларов). Одновременно энергетическая политика и стратегический фокус России также сместились в восточноази-атский регион, где «Роснефть», «Газпром», «Новатэк», Трубопроводная транспортная компания «Роснефть» и SIBUR Holdings начали взаимовыгодное сотрудничество с Китаем. Так, 1 ноября 2010 г. введен в эксплуатацию нефтепровод Китай-Россия, а 1 января 2018 г. введена в эксплуатацию его вторая нитка, по которому объем импортируемой из России нефти увеличился с 15 млн. т в 2010 г. до 30 млн. т в 2018 г. В октябре 2019 г. Китайская национальная химическая инженерная корпорация (CNCEC) и «Газпром» подписали крупнейший в мире комплексный проект по производству этилена. Используя самые передовые технологии в мире, проект представляет собой расположенный в ленинградской области комбинированный нефтехимический завод с годовой производительностью 2,8 млн. т этилена и 2,88 млн. т полиэтилена. Данный проект направлен на добычу и переработку нефти и способствует сотрудничеству между двумя странами в сопредельных сферах: строительстве, финансах, производстве оборудования и т.д. [5]. С российскими компаниями сотрудничают крупнейшие китайские государственные корпорации (CNPC, Sinopec, CNOOC), конкурентное преимущество которых заключается в возможности финансирования долгосрочных программ развития, долгосрочных инвестиций и/или кредитов, так как обладают высокой способностью реагировать на отраслевые риски, такие как крупные долгосрочные инвестиции, длительный период строительства и низкая рентабельность.
В отличие от Китая и России, которые продвигают сотрудничество в сфере добычи, переработки и сбыта продукции, модель связей в нефтяной сфере в Юго-Восточной Азии характеризуется большим количеством проектов с предоставлением Китаем технологических услуг в области нефтяного инжиниринга (разведка, бурение, оптимизация добычи и разработка нефтяных месторождений, строительство и др.). Юго-Восточная Азия как регион, непосредственно примыкающий к южному побережью Китая, занимает чрезвычайно важное стратегическое положение. В настоящее время подавляющая часть импорта сырой нефти в Китай (437 млн. т или 86%) были доставлены морем [18], в основном через проблемный в сфере безопасности прохода судов Ма-лаккский пролив, поэтому обеспечение безопасности и стабильности в регионе является ключом к энергетической безопасности Китая. Китайские нефтяные компании сотрудничают со многими государственными нефтяными проектами в Юго-Восточной Азии, зарегистрированными в Мьянме, Индонезии, Малайзии, Брунее и других странах. По состоянию на конец 2018 г. в общей сложности три крупнейшие китайские корпорации осуществили пять проектов по разведке и строительству нефтепроводов в Мьянме. Так в июне 2009 г. CNPC и Мьянма подписали 30-летнее соглашение по проекту строительства и запуска нефтепровода Китай-Мьянма, который снизил зависимость Китая от поставок через
Малаккский пролив и является важной мерой по диверсификации трубопровода для транспортировки энергии в Китай; четыре китайские нефтяные компании в Индонезии осуществили 7 проектов по разведке и разработке нефтяных месторождений; в Малайзии - China Shandong Hengyuan Petrochemical Co., Ltd. приобрела 51% акций Shell Malaysia Refining Co., Ltd. Кроме того, Sinopec является генеральным подрядчиком по проектированию, закупкам, строительству и вводу в эксплуатацию комплексного нефтеперерабатывающего и химического проекта RAPID в Малайзии [6]. Страны Юго-Восточной Азии также являются важными регионами для Китая по экспорту рафинированной нефти.
2. Сокращение и оптимизация инвестиций и целевых показателей производства в период пандемии ко-ронавируса.
а. Отложены вложения в крупные капитальные проекты в ответ на низкие цены на нефть, когда и другие крупные нефтяные компании откладывают инвестирование в крупномасштабные капиталоемкие проекты и уделяют больше внимания краткосрочным проектам с низким уровнем риска.
б. Значительно снижены капитальные затраты. Государственные предприятия, представленные тремя крупнейшими нефтяными корпорациями (CNPC, Sinopec и CNOOC), сократили свои расходы на зарубежные высокозатратные проекты, такие как добыча нефти из нефтеносных песков и проекты по добыче сланцевой нефти в Северной Америке.
в. Сокращена добыча нефти. Так CNPC в 2020 г. сократила добычу на крупном нефтяном месторождении Changqing Oilfield, чтобы увеличить прибыль от продажи переработанной нефти на 2,5 млрд. юаней и сократить непроизводственные расходы. Sinopec также скорректировала свой план капитальных затрат в сторону их снижения. CNOOC сократила свои зарубежные инвестиции в разведку и добычу. Эти меры привели к компенсации убытков, вызванных падением цен на нефть [7].
3. Усиление управления затратами для обеспечения безопасности движения денежных средств компаниями:
В период пандемии коронавируса китайское правительство предприняло ряд мер, направленных на:
1. уменьшение эксплуатационных расходов,
2. приостановление выкупа акций,
3. ускоренный выпуск облигаций.
4. Создание нескольких точек роста прибыли и продвижение перехода к интегрированному поставщику энергоуслуг:
В эпоху низких цен на нефть звенья цепочки создания добавленной стоимости в нефтяной отрасли постепенно переместились со стороны производства на сторону продаж. В то же время технический прогресс привел к быстрому снижению стоимости альтернативных источников энергии и значительному росту их рентабельности. Например, в 2019 году за счет снижения цены солнечных модулей, используемых в фотоэлектрической промышленности, втрое сократилась цена на электроэнергию [19].
Китайские нефтяные компании рассматривают развитие терминального обслуживания и нового бизнеса в сфере энергетики, как важные меры по противодействию риску низких цен на нефть и преобразованию процесса развития, а также по ускорению перехода от производителей нефти к поставщикам интегрированных энергетических услуг. В ответ на низкие цены на нефть,
даже несмотря на то, что китайские нефтяные компании резко сократили инвестиции, их вложения в новые источники энергии остались в основном неизменными. Новый энергетический план Sinopec: 100 водородных заправочных станций будут построены и введены в эксплуатацию в 2021 году, 1000 водородных заправочных станций будут построены к 2025 году, а также будет создана первая в Китае водородная энергетическая компания и ведущая мировая химическая компания в области экологически чистой энергии.
Sinopec и Longji Green Energy Technology Co., Ltd. подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. В будущем обе стороны будут следовать национальной цели «снижения выбросов углерода к 2030 году и достижения нулевого уровня выбросов углекислого газа к 2060 году». Было сформировано углубленное сотрудничество во многих областях, таких как «интегрированная фотовольтаика», «фотовольтаика + зеленый водород» и химические материалы для совместного развития рынков чистой энергии. CNOOC также приступила к реализации плана по сокращению выбросов двуокиси углерода в 2021 г., создав для этого специальное научно-исследовательское учреждение, и приступила к разработке схемы минимального и нулевого выбросов СО2, а также изучила и сформулировала соответствующую дорожную карту корпорации [8].
5. Решение проблемы избыточных и устранение отсталых производственных мощностей:
В 2020 г. общие мощности по переработке нефти в Китае достигли 890 млн. т в год [16]. Согласно расчетам проектов, находящихся в стадии строительства, утвержденного строительства и планирования, к 2025 году мощности Китая по переработке нефти вырастут до 1,02 млрд. т в год, что сделает Китай крупнейшей нефтеперерабатывающей страной в мире. В связи с огромным увеличением нефтеперерабатывающих мощностей проблема избыточных мощностей обострилась [9], поскольку Китай уже сейчас имеет более 100 млн. т избыточных нефтеперерабатывающих мощностей, что соответствует производству более чем 50 млн. т нефтепродуктов, которых необходимо экспортировать. Избыточные перерабатывающие мощности приводят к снижению рентабельности корпораций и снижению загрузки нефтеперерабатывающих мощностей Китая. Коэффициент использования производственных мощностей нефтеперерабатывающей промышленности Китая в 2019 г. составил около 74%, что значительно ниже, чем в среднем в мире (82%) [10]. Как и в угольной промышленности, избыточные мощности в секторе нефтепереработки сконцентрированы в технологически отсталых производственных мощностях, которые негативно влияют на потребности развития в области энергосбережения, защиты окружающей среды и безопасности нефтеперерабатывающей промышленности.
Чтобы решить проблему избыточных мощностей нефтеперерабатывающих мощностей и способствовать трансформации и модернизации данной отрасли, Китай принял ряд мер для устранения устаревших нефтеперерабатывающих мощностей. Так, в 2015 г. правительство Китая разрешило частным предприятиям ликвидировать устаревшие производственные мощности в обмен на квоты на импортную сырую нефть. Это нововведение сыграло важную роль в сокращении устаревших предприятий и оборудования: увеличение квот на импортируемую сырую нефть и строгий контроль над экспортом продуктов ее переработки, а также установление более
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
сч
0 сч
СП
01
о ш m
X
<
m О X X
строгих стандартов защиты окружающей среды, включая корпоративные стандарты выбросов загрязняющих веществ и стандарты выбросов двуокиси углерода успешно ограничивают беспорядочное расширение производственных мощностей [11].
6. Углубление реформы нефтяной отрасли:
Реформа нефтяной промышленности Китая касается не только внутренних дел, но и влияет на глобальные тенденции, такие как цены на товары, экологические проблемы и технологические потребности. Переплетение различных сложных взаимосвязей в реформе - геополитике и экономике, колебаний цен, спроса и предложения на международных и внутренних рынках, а также часто конфликтных интересов государственной собственности и частных предпринимателей приводит к тому, что нефтяная реформа отстает от требований правительства. В ответ на проблемы, возникшие в ходе реформы, китайское правительство ускорило строительство крупных современных нефтяных предприятий в соответствии с планом, чтобы политика реформ в нефтяной сфере соответствовала потребностям экономического и социального развития страны. Согласно постановлениям правительства КНР следует ускоренными темпами осуществлять соответствующую политику реформ в нефтяной сфере, изучать и формулировать правила эксплуатации трубопроводной сети, постоянно совершенствовать законы и нормативные акты и способствовать здоровому развитию рынка нефти. Также необходимо постоянно расширять функции различных платформ государственных услуг, активно использовать большие данные и другие технические средства, обновлять модели и улучшать стандарты обслуживания [12].
7. Открытие внутреннего рынка и привлечение иностранных инвестиций для сбора средств на развитие отрасли:
Темпы реформы нефтяных компаний отстают от требований правительства проводить реформу смешанной собственности. В связи с этим, 1 января 2020 года введены в действие «Закон об иностранных инвестициях» и поддерживающие его меры, согласно которым иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями могут пользоваться преференциальным режимом в области финансов, налогообложения и землепользования [13]. Либерализация Китая в области разведки и добычи нефти в стране, а также расширение доступа иностранных инвесторов помогут активно привлекать социальный капитал для увеличения разведки и добычи углеводородов. При условии, что они зарегистрированы в Китае и имеют чистые активы не менее 300 млн. юаней, отечественные и иностранные компании имеют право на добычу нефти. Эта политика означает, что область разведки и разработки нефти больше не будет управляться исключительно государственными нефтяными компаниями и будет открыта для частных предприятий и предприятий с иностранным финансированием. Государственные предприятия, иностранные компании и частные компании в нефтяной отрасли будут поддерживать жесткую конкуренцию, чтобы проверить свою способность противостоять рискам. Это способствует стимулированию жизнеспособности рынка и привлечению средств на развитие по множеству каналов.
Заключение
Не смотря на разразившийся вследствие пандемии мировой экономический кризис (мировая экономика за 2020 год снизилась на 2,3%) с 2019 по 2020 гг: 1) Три
крупнейшие государственные нефтяные корпорации КНР (Sinopec, CNPC и CNOOC) сделали крупные открытия нефтягых месторождений в Синьцзяне и Сычуани. 2) Инвестиционная среда по отношению к нефтяной отрасли Китая продолжила улучшаться, а международный рейтинг деловой среды кНр повысился с 46-го места в мире в 2018 г. до 31-го в 2019 г. 3) Зарубежное сотрудничество в нефтяной отрасли также значительно продвинулось вперед: финансируемые Китаем компании успешно выиграли тендеры на российский арктический проект СПГ2 и бразильский глубоководный проект.
При этом, во время пандемии управление нефтяной отраслью в Китае столкнулось с серьезными проблемами, связанными с конкуренцией на рынке нефти: Противоречие между спросом и предложением нефти усилилось, и степень зависимости от иностранных нефти продолжило ускоренный рост; Экономические выгоды снизились, вследствие снижения выручки от экспорта переработанной нефти; Обостряется ситуация с избыточными мощностями НПЗ; Внутреннему нефтяному рынку не хватает средств на развитие из-за преимущественно единого источника финансирования - госбюджета. Происходит усиление торговых трений на международном рынке, связанном с агрессивной политикой сдерживания, проводимой США по отношению к КНР, Наблюдается недостаточное количество технологических инноваций, внедряемых в нефтяную отрасль.
Китайская национальная нефтяная отрасль скорректировала свои бизнес-стратегии в ответ на снижение экономической эффективности, в том числе, в результате пандемии, по следующим направлениям: Ускоренными темпами идет укрепление зарубежного сотрудничества и использование географических преимуществ близкого расположения стран-экспортеров нефти. В ответ на низкие цены на нефть отложены или прекращены вложения в крупные капитальные проекты, сокращены расходы на зарубежные высокозатратные проекты, такие как разработка нефтеносных песков и добыча сланцевой нефти в Северной Америке и уменьшена добыча нефти на своих территориях и в акваториях. Сокращены эксплуатационные расходы, в том числе на объектах добычи углеводородов, приостановлен выкуп акций, ускорен выпуск облигаций. Создано нескольких точек роста прибыли и продвижения перехода к интегрированному поставщику энергоуслуг. Осуществляется решение проблемы избыточных и устранение отсталых производственных мощностей путем ликвидации устаревших производственных мощностей, установление более строгих стандартов защиты окружающей среды, включая корпоративные стандарты выбросов загрязняющих веществ и стандарты выбросов углерода. Для сбора средств на развитие отрасли осуществляется реформа открытия внутреннего рынка и привлечения иностранных инвестиций.
В настоящее время можно судить о том, что предпринятые правительством КНР меры позволили значительно сократить убытки в нефтяной отрасли и преодолеть многие негативные последствия, вызванные пандемией, спровоцировавшей мировой кризис 2020 г.
Литература
1. Doing Business, Comparing Business Regulation in 190 Economies. The World Bank group, 2020. https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/
10986/32436/9781464814402.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
2. Костюнина Г.М. Интеграционные процессы в Северо-Восточной Азии / Российский внешнеэкономический вестник. 07. 2016. С. 28-39.
3. Отчет об инвестиционном анализе и прогнозе перспектив нефтехимической промышленности Китая на 2021-2025 гг. // Научно-исследовательский институт промышленности Жуйгуань, 2019. URL: https://www.re-portrc.com/report/20200914/14790.html] (дата обращения: 26.03.2021).
4. BP Statistical Review of World Energy. 2021. URL: http://www.bp.com/statisticalreview. Accessed June 2019. (дата обращения: 04.03.2021).
5. Китай и Россия совместно построят крупнейший в мире проект по интеграции этилена. Евразия. Министерство торговли Китайской Народной Республики. 15.10.2019]. URL: http://www.mofcom.gov.cn/article/i/jyjl/e/201910/20191002 904360.shtml (дата обращения: 15.04.2021).
6. Юй Гунмин Ван Ицзюнь. Сотрудничество в нефтегазовой сфере в Юго-Восточной Азии выходит на первый план / Центр нефтяных новостей Китая, 07.01.2020. URL: http://news.cnpc.com.cn/system/2020/
01/07/001758836.shtml (дата обращения: 15.05.2021).
7. Хэ Синьчунь, У Моуюань, Инь Дунцин. Глобальное распространение эпидемии новой коронной пневмонии, наложенное на сверхнизкие цены на нефть. Как скорректировать бизнес-стратегию крупных международных нефтяных компаний / Китайские нефтяные новости] 12.05.2020. URL: http://news.cnpc.com.cn/system/2020/05/12/001774675.sh tml (дата обращения: 10.06.2021).
8. Чжан Сун. Новый энергетический трек "Три барреля нефти" / Шанхайский торговый центр нефти и природного газа. 07,05,2021 URL:https://finance.sina.com.cn/money/future/roN/2021-05-07/doc-ikmxzfmm1068959.shtml (дата обращения: 10.06.2021).
9. Отчет о развитии энергетики и химической промышленности Китая за 2021 год. / Институт экономических и технологических исследований Sinopec Corp. URL:
http://edri.sinopec.com/edri/news/com_news/20210105/ne ws_20210105_626961288695.shtml (дата обращения: 12.07.2021).
10. Ли Хуэйин. Чем вызван избыток мощностей по переработке? // Новости энергетики Китая] 15.03.2021. URL:https://www.sohu.com/a/455673557_46863715.03.20 21 (дата обращения: 20.07.2021).
11. Уведомление о вопросах, касающихся использования и управления импортной сырой нефтью / Национальная комиссия по развитию и реформам КНР, 2015 г.
12. Реформа нефтегазовой системы ломает лед // Deloitte New Vision. No 7. 2018
13. Приказ 12. Постановления Государственного совета Китайской Народной Республики № 723 о применении Закона Китайской Народной Республики об иностранных инвестициях от 26 декабря 2019 года.
14. История и прогноз цен на нефти. URL: https://investfunds.ru/indexes/624/ (дата обращения: 20.04.2021).
15. Годовой отчет Sinopec 2020] 15.04.2020. URL: http://www.sinopec.com/listco/Resource/Pdf/2021041501.p df (дата обращения: 25.07.2021).
16. Отчет о развитии отечественной и международной нефтяной отрасли за 2019 год / Китайские нефтяные
новости 15.01.2020.
URL:https://www.cnpccom.cn/cnpc/jtxw/202001/
1deb55e58b7b49d3a6f934318fa4c2af.shtml] (дата обращения: 28.07.2021).
17. Отчет о развитии энергетики и химической промышленности Китая за 2020 год URLhttps://www.qianzhan.com/analyst/detaN/220/200731-bade48c2.html (дата обращения: 28.07.2021).
18. Большие данные о мировом и китайском импорте и экспорте сырой нефти и портах в 2019 году 17.01.2020. URL: https://www.xindemarinenews.com/world/17563.html (дата обращения: 28.07.2021).
19. Max Roser. Why did renewables become so cheap so fast? / Our World in Data. 01.12.2020. URL:https://ourworldindata.org/cheap-renewables-growth (дата обращения: 01.08.2021).
20. GDP based on PPP valuation of country GDP. IMF 06.04.2021.
21. Экспорт Китая в 2020 году вырос на 3,6% и достиг рекорда. / Интерфакс: экономика 14.02.2021. URL: https://www.interfax.ru/business/745076 (дата обращения: 10.08.2021).
Challenges faced by China in the oil industry and countermeasures to
minimize the negative impact of the 2020 global crisis Bai Yiran, Mitina N.N.
Lomonosov Moscow State University
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
This article explores a number of challenges China has faced in the oil industry and the countermeasures to minimize the negative impacts of the 2020 global crisis during the coronavirus pandemic. The authors come to the conclusion: China's strategy for solving the aggravated contradictions between oil demand and supply, decreasing efficiency and problems with excess capacity consists in deepening exploration and development of hydrocarbons in the territory and in the water area of the PRC, reforming the pricing system for products towards liberalizing prices, increasing economic efficiency of oil refineries and energy enterprises, elimination of obsolete production facilities, state participation in ensuring the further development of oil and oil refineries. As a supplier of products to the oil industry and an important player in global oil cooperation, all market players in China must have access to and share the ever-evolving pipeline network while maintaining government control to sustainably manage imports and exports, serve customers in good faith, and prevent market risks. to promote the sustainable and healthy development of China's oil industry. Keywords: oil industry, China, management, export, import, risks, market,
international cooperation. References
1. Doing Business, Comparing Business Regulation in 190 Economies. The
World Bank group, 2020.
https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/ 10986/32436 / 9781464814402.pdf (date accessed: 03/15/2021).
2. Kostyunina G.M. Integration Processes in North-East Asia / Russian
Foreign Economic Bulletin. 07.2016.S. 28-39.
3. Report on investment analysis and forecast of the prospects for the
petrochemical industry in China for 2021-2025. // Ruiguan Industrial Research Institute, 2019. URL:
https://www.reportrc.com/report/20200914/14790.html] (date accessed: 03/26/2021).
4. BP Statistical Review of World Energy. 2021. URL: http://www.bp.com/statisticalreview. Accessed June 2019. (date accessed: 04.03.2021).
5. China and Russia will jointly build the world's largest ethylene integration
project. Eurasia. Ministry of Commerce of the People's Republic of China. 10/15/2019]. URL:
http://www.mofcom.gov.cn/article/i/jyjl/e/201910/20191002904360.shtm l (date accessed: 15.04.2021).
6. Yu Gongming Wang Yijun. Southeast Asia Oil and Gas Cooperation
Comes to the Top / China Petroleum News Center, 07.01.2020. URL: http://news.cnpc.com.cn/system/2020/ 01/07 / 001758836.shtml (date of access: 15.05.2021).
7. He Xinchun, Wu Moyuan, Yin Dongqing. The global spread of the novel
corona pneumonia epidemic superimposed on ultra-low oil prices. How to adjust the business strategy of large international oil companies / China Oil News] 05/12/2020. URL:
http://news.cnpc.com.cn/system/2020/05/12/001774675.shtml (date accessed: 10.06.2021).
X X
о го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
8. Zhang Song. New Energy Track "Three Barrels of Oil" / Shanghai Oil and
Natural Gas Trade Center. 07,05,2021 URL: https: //finance.sina.com.cn/money/future/roll/2021-05-07/doc-ikmxzfmm1068959.shtml (date accessed: 10.06.2021).
9. Report on the development of energy and chemical industry in China for
2021. / Institute for Economic and Technological Research Sinopec Corp. URL:
http://edri.sinopec.com/edri/news/com_news/20210105/news_2021010 5_626961288695.shtml (date accessed: 12.07.2021).
10. Li Huiying. What caused the excess processing capacity? // China Energy
News] 03/15/2021. URL: https:
//www.sohu.com/aM55673557_46863715.03.2021 (date accessed: 20.07.2021).
11. Notice of Issues Relating to the Use and Management of Imported Crude Oil / National Development and Reform Commission of the People's Republic of China, 2015
12. Reform of the oil and gas system breaks the ice // Deloitte New Vision. Issue 7. 2018
13. Order 12. Resolution of the State Council of the People's Republic of China No. 723 on the Application of the Law of the People's Republic of China on Foreign Investment dated December 26, 2019.
14. History and forecast of oil prices. URL: https://investfunds.ru/indexes/624/
(date accessed: 20.04.2021).
15. Sinopec 2020 Annual Report] 15.04.2020. URL: http://www.sinopec.com/listco/Resource/Pdf/2021041501.pdf (date accessed: 25.07.2021).
16. 2019 Domestic and International Oil Industry Development Report / China
Oil News 01/15/2020. URL: https: //www.cnpc.com.cn/cnpc/jtxw/202001/ 1deb55e58b7b49d3a6f934318fa4c2af.shtml] (date accessed: 28.07.2021).
17. Report on the development of the energy and chemical industry of China for 2020 URL: https: //www.qianzhan.com/analyst/detail/220/200731-bade48c2.html (date of access: 28.07.2021).
18. Big data on global and Chinese imports and exports of crude oil and ports
in 2019 01/17/2020. URL:
https://www.xindemarinenews.com/world/17563.html (date accessed: July 28, 2021).
19. Max Roser. Why did renewables become so cheap so fast? / Our World in Data. 01.12.2020. URL: https: //ourworldindata.org/cheap-renewables-growth (date accessed: 01.08.2021).
20. GDP based on PPP valuation of country GDP. IMF 04/06/2021.
21. China's exports in 2020 grew by 3.6% and reached a record. / Interfax: Economics 02/14/2021. URL: https://www.interfax.ru/business/745076 (date accessed: 08/10/2021).
cs
0 cs
cñ
01
O m m x
<
m o x
X