Особенности развития нефтегазовой отрасли в Китайской Народной Республике
сч
0 сч
01
о ш m
X
<
m О X X
Митина Наталья Николаевна
доктор географических наук, профессор факультета государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Бай Ижань
аспирант факультета государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, [email protected]
Работа посвящена исследованию особенностей развития управления нефтегазовой отраслью в Китайской Народной Республике. В работе анализируется экономика государства, нефтегазовый рынок страны, особенности регулирования конкуренции на нем. За последние 20 лет роль рынка в экономике Китая неуклонно росла, так что большая часть экономики почти полностью управляется рыночными силами с минимальным, а иногда и слишком слабым регулированием. Основная собственность большинства компаний по производству энергии (нефть, газ, уголь, электроэнергия) находится в руках государства, хотя часто на субнациональном уровне, цены на нефтепродукты, природный газ и электроэнергию также контролируются государством. Государственные энергетические компании были коммерциализированы, частично приватизированы и разработали свои собственные стратегии для максимизации доходов и прибыли как внутри страны, так и за рубежом. Китай намерен снизить свою растущую зависимость от импорта газа за счет активизации внутренних проектов, таких как сланцевые месторождения, в качестве укрепления своей стратегической независимости. Ожидается, что правительство профинансирует увеличение внутренней добычи, особенно из так называемых нетрадиционных источников. После углубления рыночной реформы нефтегазовой промышленности Китая конкуренция в сфере переработки и сбыта углеводородного сырья стала более жесткой за счет формирования рынка олигополии, при котором высокоэффективные компании смогли занимать большую долю рынка и расширять свои производства. Избегая неорганизованную конкуренцию и неэкономную растрату ресурсов мелкими отсталыми производителями, это также позволило избежать полной монополии рынка, позволяя крупным компаниям поддерживать жесткое соперничество в отрасли. В дальнейшем китайские власти намерены изменить механизм формирования цен на нефтепродукты - прежде всего, на бензин и дизельное топливо, посредством вовлечения в сферу данного бизнеса большего числа частных предприятий для дальнейшего ужесточения конкуренции и либерализации цен. Ключевые слова: нефтегазовый рынок, нефтегазовая отрасль, конкуренция, корпорация, государственное регулирование, управление.
Статья спонсируется China Scholarship Council.
Введение
Постановка проблемы. В настоящее время КНР является мировым потребителем нефтегазовых ресурсов и производителем продукции, основанной на переработке данного вида сырья. При этом в стране наблюдается значительный дефицит собственных ископаемых углеводородов, поэтому Китай вынужден постоянно увеличивать объем их импорта, что ставит страну в уязвимое положение. Процесс поступательного укрепления политических и экономических позиций Китая в мире на фоне неуклонного роста его экономики вызывает научный интерес и объясняет важность и актуальность данного исследования, заключающегося в изучении конкурентных преимуществ (особенностей) управления нефтегазовой отраслью в Китайской Народной Республике.
Исторический процесс развития нефтегазовой отрасли Китая. До 1978 г. экономика Китая характеризовалась жесткой плановой системой, при которой нефтяной рынок Китая демонстрировал низкую эффективность, что приводило к снижению добычи нефти и газа и большим убыткам нефтегазовых предприятий. Чтобы улучшить эту ситуацию, правительство с 1978 г. приняло ряд мер по реформированию организации и структуры нефтегазовой промышленности и рынков. В 1980 г. была создана Национальная энергетическая комиссия для осуществления комплексного управления нефтяной, угольной и энергетической отраслями. Два года спустя такая интеграция была отменена, а на ее базе создано Министерство нефтяной промышленности. В 1988 г. Государственный совет провел институциональную реструктуризацию и учредил Министерство энергетики. В результате структура топливно-энергетической отрасли Китая претерпела ряд изменений. С 1982 по 1998 гг. в рамках разделения государственных функций и управления Китайская нефтегазовая компания и Китайская нефтехимическая корпорация были реструктурированы, в результате чего были созданы три нефтяных предприятия, преобразованные в вертикально интегрированные корпорации: Китайская национальная нефтехимическая корпорация (China Petrochemical Corporation, сокращенно Sinopec), Китайская национальная офшорная нефтяная корпорация (China National Offshore Oil Corporation, сокращенно CNOOC) и Китайская национальная нефтяная корпорация (сокращенно CNPC). Эти три предприятия отвечали за разные направления бизнеса: CNPC отвечала за разведку нефти на суше; Sinopec - за переработку нефти и строительство трубопроводов, а CNOOC занималась добычей нефти на морском шельфе. До настоящего времени CNOOC по-прежнему в основном занимается морской добычей нефти и инвестициями, а CNPC и Sinopec являются компаниями по добыче нефти на суше. Кроме того, для привлечения средств с зарубежных рынков были созданы зарегистрированные на бирже компании PetroChina Ltd, Sinopec Ltd и CNOOC
Ltd, контрольный пакет акций которых принадлежит полностью государственным предприятиям CNPC, Sinopec и CNOOC соответственно. CNPC, Sinopec и CNOOC, находящиеся ранее под юрисдикцией China National Offshore Oil Base Group Co., Ltd., стали независимыми предприятиями, ответственными за свою собственную прибыль, которые конкурировали между собой как в добыче, так и в переработке углеводородов. Согласно правилам, этим трем крупнейшим нефтяным корпорациям было разрешено подавать заявки на участки для разведки нефти и природного газа, расположенные по всей стране [17]. В 1996 г. Государственный совет КНР принял решение создать Китайскую объединенную корпорацию по добыче метана из угольных пластов China United Coalbed Methane (CBM) [19]. В 1999 г. Государственный совет принял Предложения по модернизации малых нефтеперерабатывающих заводов и регулированию порядка обращения сырой нефти и нефтепродуктов, требуя от CNPC и Sinopec покупки частных нефтеперерабатывающих заводов с годовой мощностью более 1 млн. т.
В феврале 2000 г. Star Petroleum, которая первоначально находилась под эгидой Министерства геологии и горной промышленности КНР, была полностью поглощена Sinopec. Несмотря на то, что Sinopec и CNPC было разрешено проводить морскую разведку, а CNOOC могла проводить разведку на суше, другим компаниям по-прежнему не разрешалось заниматься разведкой традиционных углеводородов. В 2001 г. Государственной комиссией КНР по экономике и торговле было сформировано Бюро нефтяной и химической промышленности, которое заменило Министерство энергетики. В том же году Госсовет КНР утвердил исключительное право продажи нефтепродуктов CNPC и Sinopec, чтобы повысить статус их монополии. В 2003 г. было основано Бюро энергетики, предшественник Агентства по ядерной энергии КНР. Тогда же Министерство путей сообщения издало Уведомление об усилении управления транспортировкой углеводородов (Указ Tie Yun Hao № 150), в котором оговаривалось, что по железной дороге могут транспортироваться нефтепродукты, произведенные только CNPC и Sinopec. Впоследствии Государственный комитет по развитию и реформам КНР постановил, что только CNPC и Sinopec имеют право поставлять эта-нольный бензин для автомобилей. Таким образом, с углублением рыночной реформы нефтяной промышленности Китая конкуренция в сфере переработки углеводородов и сбыта нефтепродуктов стала более жесткой. Т.О., постепенно формировался рынок олигополии, при этом высокоэффективные компании смогли занимать большую долю рынка и расширять свои производства. Избегая неорганизованную конкуренцию и неэкономную растрату ресурсов мелкими отсталыми производителями, это также позволило избежать полной монополии рынка, позволяя крупным компаниям поддерживать жесткое соперничество в отрасли.
В 2006 г. Министерство торговли обнародовало Меры по управлению рынком нефтепродуктов, чтобы открыть права оптовой и розничной торговли нефтепродуктами для иностранных предприятий, которые вступили в силу с 1 января 2007 г. С тех пор рыночная доля иностранных предприятий стала увеличиваться, однако их рост не сломил доминирования трех основных китайских государственных корпораций. В 2008 г. Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) учредила Национальное энергетическое управление Китая
^ЕА). В 2010 г. Государственный совет учредил Национальную энергетическую комиссию, отвечающую за принятие стратегических решений и общую координацию энергетического сектора.
В 2012 г. Министерство земель и ресурсов КНР издало уведомление, касающееся мониторинга и регулирования разведки и разработки сланцевых месторождений, позволяющее ¿N^0 и Sinopec получить доступ к разведке и разработке метана угольных пластов и сланцевого природного газа, хотя доля общего объема добычи природного газа, приходящаяся на этих участников, минимальна [18]. В 2015 г. Государственный совет КНР обнародовал Заключения о содействии реформе механизма ценообразования для дерегулирования цен на нефтепродукты [14].
В мае 2017 г. в целях дальнейшего продвижения рыночной политики в нефтяной отрасли Государственный совет КНР опубликовал ряд документов об углублении реформы, в которых заявлено о намерении полностью открыть нефтяную промышленность для иностранных инвесторов. С тех пор рыночная доля иностранных предприятий стала расти и продолжает увеличиваться. Так, к концу 2018 г. доля зарубежных автозаправочных станций составила 2,14%, доля частных китайских автозаправочных станций - 45,37%, при этом иностранные предприятия смогли играть определенную роль на розничном рынке нефтепродуктов (рисунок 1).
ВР
Рисунок 1. - Доля различных владельцев автозаправочных станций в КНР, конец 2018 г. [5, 6, 7, 8]
Во время реализации 13-ого пятилетнего плана 2016-2020 гг. Пекин приступил к поэтапному устранению барьеров на пути развития рыночных отношений в нефтегазовой отрасли, что обеспечило ужесточение конкуренции между государственными и частными нефтеперерабатывающими компаниями. Для дальнейшего развития конкуренции китайские власти намерены изменить механизм формирования цен на нефтепродукты - прежде всего, на бензин и дизельное топливо, посредством вовлечения в сферу данного бизнеса частных предприятий и либерализации цен (отмены ограничения четырехпроцентной волатильности).
9 декабря 2019 г. была учреждена Национальная трубопроводная сетевая компания - National Petroleum
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О M
CS
0
CS
01
о
Ш
m
X
<
m О X X
and Natural Gas Pipe Network Group Co., Ltd. (PC). Основная роль PC заключается в том, чтобы нести ответственность за инвестиции, планирование, строительство и эксплуатацию национальных нефте- и газопроводов и сооружений для стабильных поставок нефти и газа в хранилища, а также за объединение и взаимосвязь магистральных, технологических и коммунально-сетевых трубопроводов. Формирующаяся "Национальная сеть" будет отвечать за бесперебойные поставки по трубопроводам сырой нефти, природного газа и продуктов нефтегазовой переработки. РС также вменяется регулярно оповещать всех квалифицированных пользователей об оставшихся мощностях по транспортировке и хранению нефти и газа, реализуя таким образом равное для всех использование данного вида инфраструктуры [13].
В конце октября 2020 года Пленум ЦК КПК принял проект 14-го пятилетнего плана развития Китая 20212025 гг., в котором было принято Решение о дальнейшем увеличении квоты на импорт нефти [2].
Администрирование в китайских нефтегазовых корпорациях за последнее десятилетие также претерпело большие изменения. Как показано на рисунке 2, численность сотрудников CNPC к 2019 г. сократилась до 460 700 человек при среднегодовом темпе снижения - 2,1%. Это связано с увеличением затрат и инвестиций в добывающую отрасль. В отличие от CNPC, Sinopec значительно расширил численность персонала особенно в 2016 и 2017 гг., когда их количество резко возросло на 100 600. При этом 97% новых сотрудников были вовлечены в маркетинг и дистрибуцию в результате расширения рынка корпорации в сегменте переработки и сбыта продукции.
Добыча и разведка нефти и газа в КНР. В настоящее время большая часть (97% и более) прав на разведку и добычу углеводородов сосредоточена в руках трех крупнейших корпораций - CNPC, CNOOC и Sinopec. По данным Министерства земель и ресурсов КНР, в 2019 г. в Китае было зарегистрировано 1023 права на разведку нефти и газа на площади 4 009 340 км2, из которых большая часть (942) принадлежала трем основным нефтяным корпорациям, что составило 3 906 848 км2, или 97,44% от общей площади. Также было зарегистрировано 671 право на добычу нефти и газа на площади 118 949 км2, из которых 655 принадлежали трем основным нефтяным корпорациям, что составило 117 685 км2, или 98,95% от общей зарегистрированной площади [16]. При этом, в Китае существуют и ряд мелких государственных предприятий, наиболее крупное из них - Нефтяная корпорация "Яньчан" (Yanchang petroleum YP) (Таблица 1; Рисунок 3).
Таблица 1
Права на разведку Права на добычу
Номер заявки Площадь (км 2) Раз-ведка(%) Номер заявки Площадь (км 2) Добыча (%)
CNPC 415 1,608,2 91 40.11 396 91,578 77.00
Sinopec 284 908,21 1 22.65 194 20,420 17.17
CNOOC 243 1,390,3 46 34.68 65 5,687 4.78
YP 24 75,958 1.90 5 444 0.37
CBM 24 18,019 0.45 2 193 0.16
Другие частные и государствен-ные компании 33 8515 0.21 9 627 0.52
Итого 1023 4,009,3 40 100 6 1 118,949 100
Газ. Поскольку CNPC, CNOOC и Sinopec принадлежит подавляющее большинство прав на разведку и добычу природного газа, а также пользования практически всеми трубопроводами для его импорта, станциями приема СПГ и другой инфраструктурой, они полностью доминируют в поставках природного газа. В отличие от дизеля и бензина, цены на природный газ по-прежнему устанавливаются государством на протяжении всей цепочки поставок. Цены и тарифы на транспортировку устанавливаются центральным правительством через Государственный комитет по развитию и реформам КНР^^С), в то время как местные ценовые бюро устанавливают тарифы для конечных пользователей [3].
Ирана на раяярjki
Ирана па дпйычу
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2019
Рисунок 2. - Количество сотрудников в CNPC и Sinopec [6, 8]
Рисунок 3. - Права на разведку нефти и газа и зарегистрированные участки прав на недропользование в 2019 г.
В 2014 г. суммарное потребление природного газа в Китае составило 182 млрд. м3, из них добыча природного газа - 125,6 млрд. м3, добыча сланцевого газа и выработка газа из угля - 7,96 млрд. м3, импорт природного газа достиг 48,44 млрд. м3 (около трети его потребления
в стране). У CNPC потребление добытого в стране природное газа составило 95,5 млрд. м3, 25,11 млрд. м3 было импортировано по трубопроводу и около 5 млн. т (примерно 6,5 млрд. м3) импортировано в виде СПГ, что составило 70% от общего потребления природного газа в Китае. Внутренняя добыча природного газа Sinopec составила 20,2 млрд. м3 и 100 000 т СПГ (130 млн. м3) было импортировано, что составило более 11,% от общего потребления природного газа в Китае. Внутренняя добыча природного газа CNOOC составила 12,4 млрд. м3, и 14,11 млн. т (или 16,7 млрд. м3) СПГ было импортировано, что в сумме составило около 16% от общего потребления природного газа в Китае (Таблица 2). Другие корпорации составили 3% от общего потребления природного газа в Китае.
Таблица 2
Динамика долей рынка газа CNPC, Sinopec, CNOOC (составлено автором по данным [4, 5, 6, 7, 15])
Корпора- Добыча Импорт Импорт Итог от об- Зависи-
ция газа трубо- СПГ щего по- мость от
внутри провод- (млрд. требления импорта
страны (млрд. м3) ного газа (млрд. м3) м3) природного газа в Китае, млрд. м3 /% газа, %
2014 г.
CNPC 95,5 25,11 6.5 127,11/70 25
Sinopec 20,2 0 0,13 20,33/11 0,6
CNOOC 12,4 0 16,7 29,1/16 57
Другие 5,46 0 5,46/3 0
Суммар- 133,56 48,44 182/100 27
ное по-
требление газа в КНР
2019 г.
CNPC 119 22,1 21,3 162,4/53 27
Sinopec 29,6 4 21,9 55,5/18 47
CNOOC 16,8 2 38,7 57,5/19 71
Другие 8,4 22,2 30,6/10 73
Суммар- 173,8 132,2 306/100 43
ное по-
требление газа в КНР
лет доля ее присутствия на рынке снизилась на 17%. В то же время Sinopec и CNOOC нарастили доли своего присутствия на газовом рынке с 11 и 16% до 18 и 19 % соответственно. Зависимость трех крупнейших корпораций от внешних поставок значительно выросла, особенно у Sinopec и CNOOC с 0,6 и 57 % до 47 и 71 % соответственно. Доля потребления газа другими компаниями, помимо крупнейших трех, увеличилась более чем в три раза, причем зависимость от поставок из-за рубежа возросла до критических значений - с 0 до 73% [10,16].
Трубопроводы. В импортируемом трубопроводном газе преобладают поставки из Туркменистана, меньшей степени из Узбекистана, Мьянмы, Казахстана. Импортируемый СПГ в основном поступает из Австралии, Катара, Индонезии, Малайзии.
Каждая из трех крупнейших нефтяных корпораций является практически монополистами в отдельных регионах страны: в некоторых провинциях доли их рынка достигают 100%. Например, несмотря на то, что столица КНР Пекин снабжается из диверсифицированных источников газа (используется природный газ, включая «западный газ, идущий на восток», центральноазиатский газ, угольный газ Внутренней Монголии, импортный СПГ и газ, поступающий по трубопроводу «Шэньси-Пекин»), весь он предоставляется только одной корпорацией -Sinopec. Ситуация была вызвана желанием Пекина, чтобы Sinopec выступила в качестве единственного поставщика газа, возложив на нее ответственность за безопасность и бесперебойность поставок. В юго-восточных прибрежных промышленных регионах, таких как Гуандун и Фуцзянь, относительно высокая доля рынка принадлежит CNOOC. Надежность поставок природного газа связана с услугами по его транспортировке и хранению, причем степень развития рынка определяется объемом имеющейся инфраструктуры, включая трубопроводы, станции приема СПГ и подземные хранилища (рис. 4).
В целом в 2014 г. CNРС занимала три четверти китайского рынка природного газа, в то время как Sinopec и CNOOС имели несколько меньшие доли: 11% и 16% соответственно.
В 2019 г. суммарное потребление природного газа в Китае составило 306 млрд. м3, увеличившись по сравнению с 2014 г. на 60%. Добыча собственного природного газа также возросла на 77%, составив 174 млрд. м3. Добыча сланцевого газа составила 15 млрд. м3, возросла на 67,7% по сравнению с 2018 годом [9], этот темп не только многократно превышает среднегодовой прирост добычи на традиционных месторождениях природного газа (около 12% всреднем ежегодно за последние 10лет), но и рост потребления газа в КНР [1] метана из угольных пластов - 7,5 млрд. м3, выработка природного газа из угля - 3,7 млрд. м3. Импорт природного газа составил 132,2 млрд. м3, увеличившись в 2,7 раза, в основном, за счет СПГ. Внешняя зависимость страны от данного вида энергоресурса возросла с 27 % в 2014 г. до 43% в 2019 г. На корпорацию с наибольшей долей рынка - CNPC приходилось 119 млрд. м3 добычи газа и 21,3 млрд. м3 СПГ, что составило 53% от общего потребления природного газа в Китае, то есть за прошедшие 5
'■L Completed LNG ^ receiving station
tLNG receiving station under construction
4 Completed gas storage facility
Рисунок 4. - Инфраструктура природного газа Китая [11]
Данные и статистика о текущем состоянии строительства газопроводов Китая неполны. К концу 2017 г. общая протяженность газопроводов составила около 63 000 км, из которых около 46 000 км принадлежало CNPC, что составляет 73% от общей протяженности в Китае [12]. Помимо магистральных трубопроводов при-
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
CS
0
CS
01
о
Ш
m
X
3
<
m О X X
родного газа, принадлежащих трем основным нефтяным компаниям, с 2003 г., когда рынок природного газа начал развиваться, начали появляться местные трубопроводные компании, в основном владеющие сетевыми трубопроводами в пределах провинции и транспортирующие природный газ из магистральных трубопроводов до потребителя. В Чжэцзян и Гуандун действует политика «единой сети всей провинции», где были созданы монополистические провинциальные трубопроводные компании. В других провинциях, где не было трубопроводных сетевых компаний провинциального уровня, обычно есть несколько трубопроводных компаний. В провинции Шаньси, например, есть три магистральные трубопроводные компании, а в провинции Хэнань - почти 20. В целом, протяженность трубопроводов местной трубопроводной компании невелика, например, длина трубопроводов, построенных трубопроводной компанией провинции Чжэцзян, меньше 1000 км [11].
Выводы
Нефтегазовую отрасль Китая в основном представляют три крупнейшие национальные нефтяные корпорации - CNPC, CNOOC и Sinopec, которые по данным 2019 г. занимают 90% рынка страны. Все они интегрированы в добычу и переработку углеводородов, но исторически по-прежнему сосредоточены на собственном бизнесе. Sinopec - крупнейшая корпорация по переработке сырой нефти и газа с наиболее развитыми каналами сбыта продуктов их переработки; CNPC - крупнейшая добывающая корпорация углеводородов на материке; уникальные преимущества CNOOC - разведка и добыча нефтегазовых месторождений на шельфе. Увеличение самостоятельности как трех крупнейших национальных нефтегазовых корпораций Китая, так и небольших частных и государственных предприятий, находящихся, тем не менее, под жестким контролем государства, способствовало росту их предпринимательской деятельности при условии сохранения конкурентоспособности.
Потребление энергоресурсов в Китае постоянно увеличивается вместе с экономическим ростом страны. Так в период с 2014 по 2019 гг. суммарное потребление природного газа в Китае составило 306 млрд. м3 , увеличившись на 60%. В то же время внешняя зависимость страны от импорта газа возросла с 27% в 2014 г. до 43% в 2019 г. При увеличении производственных мощностей всех корпораций в сумме на 60% CNPC (корпорация с наибольшей долей рынка) за пять лет с 2014 до 2019 гг. снизила долю своего присутствия на газовом рынке на 17%. В то же время Sinopec и CNOOC нарастили доли своего присутствия с 11 и 16% до 18 и 19% соответственно. Зависимость трех крупнейших корпораций от внешних поставок значительно выросла, особенно у Sinopec и CNOOC с 0,6 и 57% до 47 и 71% соответственно.
Объем импорта природного газа в 2019 г. составил 132,2 млрд. м3, увеличившись за пять лет в 2,7 раза, в основном, за счет СПГ, что увеличило риск зависимости Китая от внешних поставок, и ускорило развитие отрасли в контексте скорейшего получения больших объемов газа из России по трубопроводу и модернизации всей трубопроводной сети страны в целом.
Добыча собственного природного газа также возросла на 77% за счет разработки метановых сланцев, метана из угольных пластов и получения природного газа из угля.
Помимо CNPC, CNOOC и Sinopec, Китай предоставляет другим государственным, частным и иностранным компаниям права на разведку, разработку месторождений и переработку нефти и газа, углубляет международное сотрудничество. Преимущество такой политики заключается в сохранении гибкости рынка и ускорении трансформации китайских производителей в глобальных поставщиков продуктов переработки углеводородов. Доля потребления газа другими компаниями, помимо крупнейших трех, увеличилась более чем в три раза, заняв в 2019 г. 10% рынка, вытеснив основные компании с 7%, причем их зависимость от поставок из-за рубежа возросла до критических значений - с 0 до 73%.
Постановлением правительства Китая в 2019 г. учреждена Национальная трубопроводная сетевая компания (PC), руководство которой отвечает за бесперебойные поставки по "Национальной сети" трубопроводов сырой нефти, природного газа и продуктов нефтегазовой переработки в емкости их хранения, реализуя равное для всех компаний право использования данного вида инфраструктуры, что является огромным преимуществом государственного регулирования отрасли.
Реформы нефтегазовой отрасли Китая постоянно углубляются. После очередного этапа рыночной реформы нефтегазовой промышленности Китая 2003 года конкуренция в сфере переработки и сбыта углеводородного сырья стала более жесткой за счет формирования рынка олигополии, при котором высокоэффективные компании смогли занимать большую долю рынка и расширять свои производства. Избегая неорганизованную конкуренцию и неэкономную растрату ресурсов мелкими отсталыми производителями, это также позволило избежать полной монополии рынка, позволяя крупным компаниям поддерживать жесткое соперничество в отрасли. В дальнейшем китайские власти намерены изменить механизм формирования цен на нефтепродукты -прежде всего, на бензин и дизельное топливо, посредством вовлечения в сферу данного бизнеса большего количества частных предприятий и дальнейшей либерализации цен.
В качестве защиты своей национальной энергетической безопасности Китай намерен снизить растущую зависимость от импорта газа за счет активизации внутренних проектов, таких как разработка сланцевых и морских месторождений и развития альтернативной энергетики. В данной концепции все более важную роль будут играть новейшие технологии, модернизация отрасли и переход к «зеленой» экономике.
Литература
1. Богоявленский В., Баринов П. Газовая революция в Китае//Научно-исследовательский институт нефти и газа Российской академии наук (ОГРИ РАН).URL: https://burneft.ru/archive/issues/2016-11/3(дата обращения: 04.02.2021).
2. Карабьянц А. Китай нашел способ расшевелить мировой рынок нефти. Энергетика, РИА новости. URL: https://1prime.ru/energy/20201109/832285046.html. 09.11.2020) (дата обращения: 04.11.2020).
3. Andrews-Speed P. China's oil and gas industry: stranded between the plan and the market. In: States and markets in hydrocarbon sectors. 2015. p. 17.
4. BP statistical review of world energy 2019. 2019. URL: http://www.bp.com/statisticalreview. Accessed June 2019. (дата обращения: 04.11.2020).
5. China National Offshore Oil Corporation (CNOOC). Annual report in 2019. Accessed April 2020. URL: https://www.cnoocltd.com/module/download/down.jsp7i_ID =15303408&colID=3881 (дата обращения: 04.12.2020).
6. China National Petroleum Corporation (CNPC). Annual report in 2019. Accessed Mar 2020. URL:http://www.petrochina.com.cn/petrochina/ndbg/20200 3/597a083311044a799810ed977488f803/files/20d26be30d 3b43239ddb773e4e1b3a94.pdf. (дата обращения: 04.12.2020).
7. China National Petroleum Corporation (CNPC). China's oil strategic reserve. Accessed Dec 2019. URL:http://www.cnpc.com.cn/syzs/yqcy/201912/b12112ac3 e34445bac22596f5d17e52a.shtml (дата обращения: 12.12.2020).
8. China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec). Annual report in 2019. Accessed Apr 2020. URL:http://www.sinopec.com/listco/Resource/Pdf/2020042 303.pdf. (дата обращения: 12.12.2020).
9. Fu CY. China's shale gas and shale oil resources: opportunities and challenges // Energy Explor Exploit. 2014. No 32. Pp. 759-770. URL:https://doi.org/10.1260/0144-5987.32.5.759 (дата обращения: 12.12.2020).
10. Ян Цзяньхун. 2014: Обзор и перспективы газовой промышленности Китая. Наблюдение за нефтью, Китайская энергетическая сеть // Нефть и газ. 03.03.2015. URL: https://www.china5e.com/energy/news-898705-1.html (дата обращения: 15.02.2021).
11. Отчет о серии работ по природному газу // Центр исследований ресурсов и окружающей среды института ценных бумаг Китая. 18.03.2019. URL:https://www.fxeye.com/201903181314866047.html (дата обращения: 15.09.2020).
12. Чжуан Линнань, Линь Иньин. Обзор газовой промышленности Китая в 2019 году // Отчет Главного научно-исследовательского института леопарда, обзор энергетической отрасли [19RI0384]. URL: http://pg.jrj.com.cn/acc/Res/CN_RES/INDUS/2020/10/9/69 efec64-d5b9-4e68-9d87-191e26468312.pdf (дата обращения: 15.02.2021).
13. Чжан Шисян. Важный шаг в реформировании нефтегазовой системы // Экономическая газета, 10.12.2019. URL: http://www.xinhuanet.com/2019-12/10/c_1125327641.htm (дата обращения: 15.02.2021).
14. Уведомление Национальной комиссии по развитию и реформам о снижении внутренних цен на переработанную нефть. Государственный совет КНР. 2015. № 659.
15. Национальное Бюро статистики. Китайская Народная Республика. URL: www.stats.gov.cn (дата обращения: 04.09.2020).
16. Отчет о развитии отечественной и зарубежной нефтегазовой промышленности за 2019 год // Институт экономики и технологий Китайской национальной нефтяной корпорации. URL: https://www.cnpc.com.cn/cnpc/jtxw/202001/1deb55e58b7b 49d3a6f934318fa4c2af.shtml (дата обращения: 15.09.2020).
17. Анализ «трех баррелей нефти» Китая и то, как национальная команда очищается // Национальные экономические фьючерсы Китая, нефтяная тема, 22,02,2018 г. URL: http://www.gjqh.com.cn/apphtml/news_detail.php7intNews PK=48695&intModulePK=C0002_27&isw=w (дата обращения: 15.09.2020).
18. Уведомление о мониторинге и регулировании
разведки и разработки сланцев. 2012. Приказ № 159 от 26.10.2012 года. Министерство земель и ресурсов КНР.
19. Утверждение Государственного совета КНР о создании компании China United Coalbed Methane Co., Ltd. Решение № 23 от 30.03.1996 года. Государственный совет КНР, 1996.
Features of the development of the oil and gas industry in the People's Republic of China
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
Mitina N.N., Bai Yiran Lomonosov Moscow State University
This article is devoted to the study of the peculiarities of the development of management of the oil and gas industry in the People's Republic of China. The work analyzes the economy of the state, the oil and gas market of the country, the features of regulation of competition on it. Over the past 20 years, the role of the market in the Chinese economy has grown steadily, so that much of the economy is almost entirely controlled by market forces with minimal and sometimes too little regulation. The energy sector is a major exception to this trend, as private property and market forces continue to play only a minor role. The majority of energy companies (oil, gas, coal, electricity) are mostly owned by the state, although often at the subnational level, prices for petroleum products, natural gas and electricity are also controlled by the state. However, the state is not omnipotent. State-owned energy companies have been commercialized, partially privatized and developed their own strategies to maximize revenues and profits both domestically and abroad. China intends to reduce its growing dependence on gas imports by boosting domestic projects such as shale deposits as a strengthening of its strategic independence. The government is expected to fund an increase in domestic production, especially from so-called unconventional sources. With the deepening market reform of China's oil and gas industry, competition in the refining and marketing of hydrocarbons has become fiercer due to the formation of an oligopoly market, in which high-performing companies have been able to gain a larger market share and expand their production. By avoiding unorganized competition and wasteful waste of resources by small backward producers, it also avoided complete market monopoly, allowing large companies to maintain fierce competition in the industry. In the future, the Chinese authorities intend to change the mechanism for setting prices for oil products, primarily for gasoline and diesel fuel, by involving a larger number of private enterprises in this business to further toughen competition and liberalize prices. Keywords: oil and gas market, oil and gas industry, competition, corporation,
government regulation, management. References
1. Bogoyavlensky V., Barinov P. The gas revolution in China//Research
Institute of Oil and Gas of the Russian Academy of Sciences (OGRI RAS).URL: https://burneft.ru/archive/issues/2016-11/3 (accessed: 04.02.2021).
2. Karabyants A. China has found a way to stir up the world oil market.
Energy, RIA Novosti. URL:
https://1prime.ru/energy/20201109/832285046.html. 09.11.2020)
(accessed: 04.11.2020).
3. Andrews-Speed P. China's oil and gas industry: stranded between the plan
and the market. In: States and markets in hydrocarbon sectors. 2015. p. 17.
4. BP statistical review of world energy 2019. 2019. URL: http://www.bp.com/statisticalreview. Accessed June 2019. (accessed: 04.11.2020).
5. China National Offshore Oil Corporation (CNOOC). Annual report in 2019.
Accessed April 2020. URL:
https://www.cnoocltd.com/module/download/down.jsp?i_I D=15303408& colID=3881 (accessed: 04.12.2020).
6. China National Petroleum Corporation (CNPC). Annual report in 2019.
Accessed Mar 2020.
URL:http://www.petrochina.com.cn/petrochina/ndbg/202003/597a08331 1044a799810ed977488f803/files/20d26be30d3b43239ddb773e4e1b3a 94.pdf. (accessed: 04.12.2020).
7. China National Petroleum Corporation (CNPC). China's oil strategic
reserve. Accessed Dec 2019.
URL:http://www.cnpc.com.cn/syzs/yqcy/201912/b12112ac3e34445bac 22596f5d17e52a.shtml (date of request: 12.12.2020).
8. China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec). Annual report in 2019.
Accessed Apr 2020.
URL:http://www.sinopec.com/listco/Resource/Pdf/2020042303.pdf. (date of request: 12.12.2020).
9. Fu CY. China's shale gas and shale oil resources: opportunities and
challenges // Energy Explor Exploit. 2014. No 32. Pp. 759-770. URL:https://doi.org/10.1260/0144-5987.32.5.759 (date of request: 12.12.2020).
10. Yang Jianhong. 2014: Overview and prospects of the Chinese gas
X X О го А С.
X
го m
о
ю
2 О M
industry. Observation of oil, the Chinese energy network / / Oil and Gas. 03.03.2015]. URL: https://www.china5e.com/energy/news-898705-1.html (accessed: 02/15/2021).
11. Report on a series of works on natural gas / / Center for Resource and Environmental Research of the Securities Institute of China. 18.03.2019]. URL:https://www.fxeye.com/201903181314866047.html (accessed
15.09.2020).
12. Zhuang Lingnan, Lin Inin. Overview of China's gas industry in 2019 // Report of the Main Leopard Research Institute, review of the energy industry [19RI0384]. URL: http://pg.jrj.com.cn/acc/Res/CN_RES/INDUS/2020/10/9/69efec64-d5b9-4e68-9d87-191e26468312.pdf (accessed: 15.02.2021).
13. Zhang Shixiang. An important step in the reform of the oil and gas system
// Economic Newspaper, 10.12.2019]. URL:
http://www.xinhuanet.com/2019-12/10/c_1125327641.htm (accessed
15.02.2021).
14.. Notification to the National Development and Reform Commission of the decline in domestic prices for refined oil. State Council of the People's Republic of China. 2015. no. 659.
15. National Bureau of Statistics. People's Republic of China. URL: www.stats.gov.cn (accessed: 04.09.2020).
16. Report on the development of the domestic and foreign oil and gas industry for 2019 / / Institute of Economics and Technology of the Chinese National Oil Corporation. URL: https://www.cnpc.com.cn/cnpc/jtxw/202001/1deb55e58b7b49d3a6f934 318fa4c2af.shtml (accessed 15.09.2020).
17. Analysis of the "three barrels of oil," China and how the national team is
cleaned National economic futures of China, the oil topic, 22,02,2018 G.] URL:
http://www.gjqh.com.cn/apphtml/news_detail.php?intNewsPK=48695&i ntModulePK=C0002_27&isw=w (date accessed: 15.09.2020).
18. Notification of monitoring and regulation of shale exploration and development. 2012. Order No. 159 of 26.10.2012. Ministry of Lands and Resources of the People's Republic of China].
19. The Approval of the State Council of China on the establishment of the company China United Coalbed Methane Co., Ltd. Decision No. 23 of 30.03.1996. State Council of the People's Republic of China, 1996].
CN
0 CN
^t
01
O HI
m x
3
<
m o x
X