_08.00.05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ_
08.00.05
УДК 338.2 DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10094
АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КИТАЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
Шуан У
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва (Россия)
Аннотация
Введение: статья посвящена вопросам анализа стратегии интернационализации китайских государственных нефтяных компаний на российском рынке, определяемых политикой Китая на мировом рынке и обеспеченностью внутренними ресурсами.
Материалы и методы: теоретическую основу представленного исследования составляют научные труды российских и зарубежных ученых в сфере глобализации и развития международных отношений, разработки стратегий интернационализации, особенностей китайской экономики, а также нормативно-правовые и стратегические документы, регулирующие взаимодействие китайских государственных компаний с Россией. Результаты: в качестве основного результата автором предлагается выявление особенностей стратегии интернационализации Китая в нефтегазовом секторе, обусловивших их исторические предпосыли развития, и разработка рекомендаций по перспективным направлениям сотрудничества китайских и российских нефтяных компаний.
Обсуждение: современный этап развития мировой экономики характеризуется динамично развивающимися процессами интеграции, лидерские позиции переходят к другим странам, что объясняет изменение сложившейся структуры мирового рынка. Фокус внимания данной статьи направлен на Китай, который в последнее время активно реализует стратегию интернационализации, в том числе за счет проникновения на российский рынок. В большой степени на усиление Китаем своей позиции на мировом рынке повлияло членство Китая во Всемирной торговой организации (ВТО).
Заключение: Китай является достаточно своеобразной страной со своими особенностями в политическом, экономическом, культурном и законодательном аспектах. Это, в свою очередь, отражается на развитии взаимодействия Китая с европейскими странами и, соответственно, должно учитываться при разработке стратегий интернационализации. Развитие сотрудничества Китая с Россией носило достаточно динамический характер ввиду объективно сложившихся исторических предпосылок и территориального расположения. Ключевые слова: глобализация, дефицит ресурсов, диверсификация, инвестиции, интеграционные процессы, импорт, китайские государственные нефтяные компании, нефтяная промышленность, плановая экономика, санкции, совместные проекты, стратегия интернационализации, стратегическое партнерство, экспансия.
Для цитирования: У Шуан. Анализ стратегии интернационализации китайских государственных нефтяных компаний на российском рынке // Вестник НГИЭИ. 2020. № 10 (113). С. 53-60. DOI: 10.24411/22279407-2020-10094
ANALYSIS OF THE STRATEGY OF INTERNATIONALIZATION OF CHINESE STATE OIL COMPANIES IN THE RUSSIAN MARKET
Shuan U
Lomonosov Moscow state university, Moscow (Russia)
Abstract
Introduction: the article is devoted to the analysis of the strategy of internationalization of Chinese state oil companies in the Russian market, determined by China's policy in the world market and the provision of domestic resources. Materials and Methods: the theoretical basis of the presented study is the scientific works of Russian and foreign scientists in the field of globalization and the development of international relations, the development of internationalization strategies, the specifics of the Chinese economy, as well as regulatory and strategic documents regulating the interaction of Chinese state-owned companies with Russia.
53
Results: as the main result, the author proposes identifying the features of China's internationalization strategy in the oil and gas sector, which determined their historical preconditions for development and developing recommendations on promising areas of cooperation between Chinese and Russian oil companies.
Discussion: the current stage of development of the world economy is characterized by dynamically developing processes of integration, leading positions are being transferred to other countries, which explains the change in the existing structure of the world market. The focus of this article is on China, which has recently been actively pursuing a strategy of internationalization, including through penetration into the Russian market. To a large extent, China's membership in the World Trade Organization (WTO) influenced China's strengthening of its position in the world market. Conclusion: China is a rather peculiar country with its own peculiarities in political, economic, cultural and legislative aspects. This, in turn, reflects on the development of China's interaction with European countries and, accordingly, should be taken into account when developing internationalization strategies. The development of cooperation between China and Russia was quite dynamic due to the objectively formed historical prerequisites and territorial location. Keywords: Chinese state-owned oil companies, diversification, expansion, globalization, imports, integration processes, internationalization strategy, investments, joint projects, oil industry, planned economy, resource scarcity, sanctions, strategic partnerships.
For citation: U Shuan Analysis of the strategy of internationalization of chinese state oil companies in the russian market // Bulletin NGIEI. 2020. № 10 (113). P. 53-60. (In Russ.). DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10094
Введение
Последние десятилетия китайская экономика показывает значительный рост, причем как на внутреннем, так на внешних рынках. Процессы глобализации, которые вовлекают в себя все большее количество участников, не могли не затронуть Китай. Поэтому в настоящее время Китай представляется одним из основных субъектов международных экономических отношений. Китайские компании занимают все более прочные позиции на мировом рынке, что обусловлено их значительными конкурентными преимуществами по сравнению с конкурентами.
Существенным импульсом для укрепления китайскими компаниями своего положения на мировом рынке послужило вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО). Безусловно, существует ряд объективных различий между Китаем и другими странами в политическом, экономическом, культурном и законодательном аспектах. В ряде случаев это является серьезным препятствием для развития китайских компаний и должно находить отражение в разрабатываемых стратегиях интернационализации [4].
Анализируя опыт взаимодействия России и Китая в сфере энергетики, можно отметить достаточно стремительный прогресс. Возрастающая активность китайских нефтяных компаний на мировом рынке вызывает опасения у европейских стран. В России нет единого мнения по поводу развивающегося сотрудничества с Китаем. С одной стороны, это воспринимается как «желтая угроза» и стремление к мировому господству, с другой стороны, объясняется отсутствием у Китая собственной нефти и в связи с этим широкими перспективами для развития взаимодействия между странами [1; 2; 3].
Объем импорта нефти Китая достаточно большой: 8-9 млн баррелей ежедневно, что составляет 70 % всей потребляемой в стране нефти. Возрастающий объем импорта нефти обусловлен уменьшением собственной добычи и постоянно растущим спросом. Необходимо отметить нацеленность китайских компаний на выстраивание долгосрочных отношений с партнерами по импорту.
В данном исследовании проведем анализ и выделим особенности интернационализации китайских государственных нефтяных компаний на российском рынке.
Материалы и методы
Данное исследование основано на научных трудах российских и зарубежных ученых в сфере формирования и развития международного партнёрства, разработки стратегий интернационализации, особенностей китайской экономки, а также нормативно-правовые и стратегические документы, регулирующие взаимодействие китайских государственных компаний с Россией.
Информационной базой исследования являются аналитические обзоры международных организаций (Международный валютный фонд, Всемирный банк, ОЭСР и др.), материалов периодической прессы, интернет-ресурсы, статистические данные (Росстат, Всемирный банк и др.).
В качестве методологии данного исследования были выбраны сравнительный анализ, метод анализа и синтеза информации об объекте исследования, методы анализа статических и экспертных данных.
Результаты
Для понимания сути происходящих в современное время процессов в нефтяной промышленно-
сти в Китае рассмотрим историческую основу ее формирования и развития.
В Китае до 1979 года была плановая экономика, предполагающая централизованное управление, разработку единых национальных планов и директив по их выполнению. Нефтяную промышленность курировало Министерство нефтяной промышленности, которое определяло объемы по добыче и переработке нефти. Установленные в национальном плане целевые значения доводились до нефтяных компаний Китая и были обязательны для выполнения [5; 6; 7].
В 1978 году отмечается значительное снижение объемов добычи нефти, что окончательно показало несостоятельность проводимой руководством страны политики. В 1982 году был инициирован процесс реформирования нефтяной промышленно-
сти Китая. Значимым событием этого периода является создание Китайской национальной офшорной нефтяной корпорации (China National Offshore Oil Corporation - CNOOC) [8].
В продолжение начатых реформ в 1983 году была создана Китайская нефтехимическая корпорация SINOPEC.
В 1988 году была создана Китайская корпорация нефти и природного газа (China National Petroleum Corporation - CNPC), которая по сути является преемницей реорганизованного Министерства нефтяной промышленности Китая.
На рис. 1 представим основные направления деятельности нефтяных государственных компаний КНР. Рассмотрим более подробно представленные на рисунке компании. В 2019 году CNPC занимала 4-е место в рейтинге крупнейших компаний мира [9].
Государственные нефтяные компании Китая / State oil companies of China
< - 1 ' X
CNPC SINOPEC CNOOC
1 r 1
Разведка и переработка нефти / Переработка нефти / Разведка и добыча нефти
Exploration and refining of oil Oil refining на шельфе / Exploration and
production of oil on the shelf
Рис. 1. Основные направления деятельности нефтяных государственных компаний КНР Fig. 1. The main activities of the oil state companies of the PRC Источник: составлено автором
СОТС на российский рынок впервые пришла в 2003 году [7].
Первыми партнёрами компании были такие корпорации, как ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «НК «Роснефть». В 2006 году С№С совместно с ПАО «НК «Роснефть» учредила компанию «Восток-Энерджи», в которой 49 % акций принадлежит CNPC [10; 11]. Впоследствии данная компания в 2007 году приобрела активы Восточной Сибири России.
CNPC продолжила дальнейшее укрепление своих позиций в России, что позволило в 2010 году осуществить на Западно-Чонском участке разработку скважины Блок-1.
Успешный опыт взаимодействия CNPC с российскими нефтегазовыми компаниями нашел свое развитие в подписании с ПАО «НК «Роснефть» в 2013 году Меморандума взаимопонимания о расширении сотрудничества в проектах апстрим в Восточной Сибири. Реализация данного Меморандума позволила освоить нефтегазовые месторождения на Дальнем Востоке России. В этом же году CNPC купила 20 % доли в проекте «Ямал СПГ» [9; 12].
В 2015 году CNPC и ПАО «Газпром» подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству между CNPC и ПАО «Газпром нефть».
ПАО «НОВАТЭК» в 2017 году подписала с CNPC Соглашение о стратегическом сотрудничестве, в том числе в рамках проекта «Ямал СПГ».
В качестве наиболее крупных проектов компании CNPC можно выделить следующие:
- проект строительства нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан»;
- проект строительства нефтепровода Россия-Китай;
- проект строительства газопровода Россия-Китай [9].
Второй по значимости нефтяной компанией Китая является SINOPEC, которая занимает 2 место, по версии Fortune Global 500, за 2019 год [13]. Спектр деятельности SINOPEC достаточно широкий - научно-исследовательская деятельность, добыча нефти и газа; транспортировка; производство, продажа и хранение продуктов из нефти и газа; импорт и экспорт газа и нефти и также нефтехимических продуктов.
Впервые на российский рынок SINOPEC пришла в 2006 году, купив 99,49 % акций АО «Уд-муртнефть». Впоследствии контрольный пакет акций был уступлен ПАО «НК «Роснефть», что сформировало основу для эффективного стратегического партнерства. В настоящее время SINOPEC принимает участие в проекте «Сахалин-3» наряду с ПАО «НК «Роснефть», владеет блокпакетом в Красноярском заводе синтетического каучука и 10 % в ПАО «СИБУР Холдинг» с 2015 года. Стратегическое партнерство с ПАО «СИБУР Холдинг» позволит SINOPEC участвовать в проекте Амурского газохимического комплекса [14].
Основной особенностью CNOOC является тот факт, что она имеет исключительные права на поисково-разведочные работы и добычу нефти и газа на шельфе Китая. В 2016 году ПАО «Газпром» предложила CNOOC участие в разработке нефтяных месторождений на российском шельфе. В 2019 г. в рамках Международного форума «Один пояс, один путь» ПАО «НОВАТЭК» и СШОС подписали соглашение, которое определило условия вхождения в проект «Арктик СПГ 2» - 10 % доли участия [8].
Подводя итог анализу деятельности китайских государственных нефтяных компаний на рынке России, рассмотрим их основные финансовые показатели за период 2016-2018 гг. (таблица 1).
Таблица 1. Финансовые показатели китайских нефтяных компаний, млрд юаней [6] Table 1. Financial performance of Chinese oil companies, billion yuan [6]
Год / Year CNPC SINOPEC CNOOC
2016 2017 2018 2016 2017 2018 2016 2017 2018
Оборот / Proceeds Чистая прибыль / Net profit Активы / Assets Собственный капитал / Equity Источник: составлено автором
2016 1 872 2340 1931 2360 2891 146,5 186,4 227,0 56 27 18 46,67 51,24 61,62 0,637 24,68 52,69 4 034 4 070 4 099 1 499 1 596 1 592 637,7 617,2 678,8 2 398 2 445 2 404 831,2 852,9 856,5 382,4 380,0 417,4
20-F Доступно:
на основании Annual Report 2018 on SEC Filing Form
https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1123658/000110465919024232/a18-41808_120f.htm 14.03.2020)
(дата обращения
Как видно из таблицы, оборот всех исследуемых компаний имеет положительную динамику, величина активов и собственного капитала относительно стабильна. Чистая прибыль имеет тенденцию к увеличению у SINOPEC и CNOOC, в то время как у СОТС отмечается ее сокращение, возможно, за счет больших текущих затрат по реализуемым проектам.
Резюмируя изложенное, можно отметить, что на сегодняшний день экономика Китая достигла значительных результатов и занимает второе место в мире после США.
Обсуждение
Анализ стратегии интернационализации китайских компаний показывает, что она включает в себя несколько основных направлений:
- экспансия;
- диверсификация;
- слабовыраженный мультиэнергетический характер бизнеса.
Экспансия предполагает под собой расширение сферы экономического влияния страны, компании за счет активных экономических действий, направленных на вытеснение конкурентов, покупки доли в их активах, приобретения источников ресурсов. Если говорить о нефтегазовом секторе, то покупка родственных и неродственных активов за рубежом - это основные характеристики этой стратегии. На рисун-
ке 2 представлен комплекс факторов, определяющих выбор стратегии экспансии компании [15; 16].
Активная экспансия Китая проявляется в том, что его нефтяные компании имеют долю в активах крупных нефтяных корпораций России и принимают участие в совместных проектах [17].
Для диверсификации характерно развитие новых видов деятельности с целью рассредоточения капитала компании. При этом выделяют:
- родственную диверсификацию, которая ориентирована на инициирование покупки активов разных компаний в сфере деятельности самой компании;
- неродственную диверсификацию, которая нацелена на приобретение активов в смежных и несмежных сферах.
Диверсификация предполагает использование разных логистических каналов, а также формирование структуры поставок от разных компаний.
Стратегия мультиэнергетического бизнеса характеризуется направленностью компании на покупку активов не только в нефтегазовом секторе, но и в топливно-энергетическом комплексе [18]. Мультиэнергетический характер китайского бизнеса слабо выражен, потому что китайские компании ориентированы, прежде всего, на добычу нефти и газа и практически не заинтересованы в добыче угля и производстве электроэнергии.
Факторы выбора стратегии / Strategy ^oice factors
i '
Виды стратегий экспансии / Types of expansion strategies
Наращивание добычи и запасов нефти, газа / Increasing production and reserves of oil and gas
I
Диверсификация поставок нефти и газа, поиск новых источников / Diversification of oil and gas supplies, search for new sources
Диверсификация поставок нефти и газа / Diversification of oil and gas supplies
Обеспечение синергии за счет «ключевых» активов / Ensuring synergy through key assets
Формирование статуса «международной» ТНК / Formation of the status of an «international» TNC Развитие взаимодействия с аналогичными компаниями, снижение уровня риска / Development of interaction with similar companies, reducing the level of risk
Развитие интегрированной цепочки поставок / Development of an integrated supply chain Построение взаимодействия на основе сбыта импортных энергоресурсов в Китае / Building interaction based on the sale of imported energy resources in China
Развитие технических и технологических компетенций, оптимизация управления / Development of technical and technological competencies, management optimization -► Привлечение мер государственной финансовой поддержки / Attraction of measures of state financial support
Рис. 2. Факторы, определяющие выбор стратегии экспансии Fig. 1. Expansion strategy selection factors Источник: составлено автором
Итак, автор отмечает, что для китайских компаний характерно агрессивное поведение на международном рынке, обеспечивающее не только поставку нефти и газа в Китай, но и активное участие в деятельности нефтяных корпораций-партнёров. Автор полагает, что такая стратегия совпадает с политическими интересами руководства Китая, которое стремится к формированию сбалансированных международных отношений для снижения давления со стороны США. Экономические показатели Китая и его конкурентные преимущества на мировом рынке позволяют сделать вывод об успешности реализуемой стратегии.
Очевидно, что в сложившихся условиях Россия является привлекательным партнером для Китая в нефтегазовой отрасли. Это можно объяснить следующими фактами.
Прежде всего, это размеры месторождений углеводородного сырья. Основная задача китайских нефтяных компаний состоит в обеспечении равномерных поставок энергоносителей и определенного уровня их запасов. В связи с этим китайские нефтяные компании готовы финансово покрывать возможные политические риски, но тем не менее получить возможность доступа к дефицитным ресурсам.
Следующая причина - логистическая. При взаимодействии с Россией китайские нефтяные
компании могут диверсифицировать маршруты поставок энергоносителей, что позволяет значительно снизить риски их недопоставок и зависимость от определённых логистических каналов.
Еще одним значимым моментом является то, что центральное место в стратегии интернационализации китайских нефтяных компаний занимает создание и обеспечение собственной энергетической безопасности [19].
Китайские нефтяные компании активно стремятся к развитию стратегического партнерства с Россией. Это предоставляет им доступ к современным технологиям, облегчает выход на российский рынок и создает синергетический эффект сотрудничества двух стран.
Взаимодействие с российскими компаниями дает значительный импульс технологическому развитию китайских нефтяных компаний. Проводимая в середине XX века китайским правительством политика закрытости нефтегазовой отрасли привела к технической отсталости и снижению конкурентоспособности китайских компаний.
Поэтому при разработке и реализации стратегии интернационализации нового формата, предполагающей динамичное развитие и активное вхождение на мировой рынок, основным приоритетом своих нефтяных компаний руководство Китая обозна-
чило обеспечение энергетической безопасности. Однако это возможно только при условии конкурентоспособности китайских компаний и развития ими профессиональных компетенций и навыков в таких сферах, как глубоководный апстрим, нетрадиционные ресурсы газа, даунстрим, нефтехимия.
Реализация указанных направлений обеспечивается следующими особенностями стратегии интернационализации Китая:
- ориентация на взаимовыгодное сотрудничество, исключающее или сводящее к минимуму любые конфликты;
- диверсификация бизнеса при создании производств замкнутого цикла, что предполагает развитие логистических каналов и формирование международной структуры поставок из разных стран-экспортеров [20].
Анализ поведения китайских нефтяных компаний на рынке России позволяет автору сделать вывод, что они настроены на долгосрочные взаимовыгодные отношения. Основная форма участия китайских компаний в деятельности российских нефтяных корпораций - инвестиции в совместные проекты. Благодаря этому, Китай получает необходимые ему дефицитные ресурсы и прибыль на вложенный капитал. Целесообразность подобной стратегии очевидна - обеспечиваются сильные позиции на мировом нефтегазовом рынке обеих стран и растет их политическая независимость. Стратегический альянс России и Китая - это возможность эффективно развивать свою экономику и повышать технический уровень предприятий нефтегазовой отрасли.
Заключение
Подводя итог изложенному, можно отметить, что китайские нефтяные компании претерпели значительные изменения, пройдя путь от плановой экономики до вертикально интегрированных структур, ведущих активную внешнеэкономическую деятельность. Несостоятельность проводимой политики в отношении нефтяных компаний и возрастающий дефицит энергоресурсов привели правительство Китая к выводу о необходимости смены политического курса и ориентации компаний на мировой рынок для импорта нефти и газа.
Прежде всего, Китай устанавливает партнёрские отношения с крупными игроками международного нефтегазового рынка, в числе которых находится Россия. Россия ввиду территориальной близости к Китаю имеет с ним многовековые торговые связи. Кроме того Россия оказалась в крайне сложном положении из-за введенных Европейским союзом санкций против нее в 2014 году. Фактически потеряв европейский рынок, Россия была вынуждена искать новые рынки сбыта.
Таким образом, возникли благоприятные условия для установления взаимодействия между российскими и китайскими нефтяными компаниями. Взяв курс на инновационное развитие, крупные нефтегазовые корпорации России нуждались в инвестициях, которые им предложил Китай.
Реализуя совместные проекты с такими компаниями, как ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Лукойл», китайские компании получили доступ к активам российских компаний и необходимым им дефицитным ресурсам. Российские нефтяные компании, в свою очередь, смогли внедрить прогрессивные технологии в свою деятельность, реализовать фундаментальные научные исследования и получить новый рынок сбыта с большой емкостью.
Несмотря на наличие очевидных преимуществ такого сотрудничества, автор отмечает ряд острых моментов. Россия и Китай являются мощными державами, каждая из которых имеет свои геополитические интересы. Другими словами, Россия и Китай являются серьезными соперниками друг друга на мировом нефтегазовом рынке, поэтому каждой из стран надо четко осознавать угрозу, которую они имеют в лице своего партнера.
Для обеспечения синергетического эффекта взаимодействия России и Китаю необходимо соблюдать условие паритета интересов на мировом рынке и стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству в рамках совместных проектов. Усиливающееся политическое давление со стороны США и Европейского союза на Россию и Китай также представляется фактором, обеспечивающим единство проводимой внешнеэкономической политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аналитические обзоры инвестиционной компании «КьюБиЭф» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://qbfin.ru/analytics/reviews/ (дата обращения 15 марта 2020 г.)
2. Bhattacharyya S. China and the Global Energy Crisis: Development and Prospects for China's Oil and Natural Gas // International Journal of Energy Sector Management, 2017. V. 1 № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.1108/17506220710761609
3. Кунжуев М. М. Современное состояние и перспективы сотрудничества РФ и КНР в нефтяной сфере // Инновации и инвестиции. 2018. № 11. С. 60-63.
4. Аналитические обзоры Информационного агентства «РосбизнесКонсалтинг» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/catalog/?category=4053 (дата обращения 15 марта 2020 г.).
5. Markovich M. V. The oil complex of China: current state and development forecasts // Oil, gas and business. 2014. № 8. P. 14-17.
6. Annual Report 2018 on SEC Filing Form 20-F [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sec.gov/ Archives/edgar/data/1123658/000110465919024232/a18-41808_120f.htm (дата обращения 14 марта 2020 г.).
7. Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность Китая [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/725/ (дата обращения 06 июня 2020 г.).
8. Компания CNOOC. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnooc.com.cn/en/ (дата обращения 14 марта 2020 г.).
9. Компания CNPC. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnpc.com.cn/ru/ (дата обращения 14 марта 2020 г.).
10. Haasis T., Liefner I. Reviewing the research on the internationalization of Chinese firms: Thematic expansion, new impulses and potential future development // International Journal of Emerging Markets. 2019. V. 14. № 1. P. 24-50.
11. Чэнь Ц. Китайская инвестиционная политика в нефтегазовой отрасли России // Вопросы политологии. 2016. № 4 (24). С. 214-218.
12. МуллакаевМ. С. Российско-китайское энергетическое сотрудничество в нефтяной сфере: проблемы и перспективы // Отношения между Россией и Китаем: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научной конференции: Москва, 2019. С. 166-184.
13. Крупнейшие компании мира Fortune Global 500 - 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://global-finances.ru/krupneyshie-kompanii-mira-2019/ (дата обращения 14 марта 2020 г.).
14. Компания Sinopec. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sinopec.com/listco/en/ (дата обращения 14 марта 2020 г.).
15. Rumelt R. P. Good Strategy / Bad Strategy. New York : Crown Business, 2016. 246 p.
16. Deresky H. International management: Managing across borders and cultures. Pearson Education India, 2016. 158 c.
17. Smith Stegen K. Understanding China's global energy strategy // International Journal of Emerging Markets. 2015. V. 10. № 2. P. 194-208. https://doi.org/10.1108/IJOEM-04-2014-0059
18. Wei Y., Liang Q., Wu G., Liao H., Wei Y., Liang Q., Wu G., Liao H. World Energy Geopolitics Development and China's Energy Diplomacy // Energy Economics, Emerald Publishing Limited. 2019. P. 45-77. https://doi.org/10.1108/978-1-83867-293-520191005
19. Топсахалова Ф. М., Нашев А. М. Специфика деятельности нефтегазовых компаний мировых рынков // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-1. С. 203-207.
20. Wei Y., Liang Q., Wu G., Liao H., Wei Y., Liang Q., Wu G., Liao H. Assessment of Energy Import and Transportation Risk of China // Energy Economics. 2019. P. 143-191. https://doi.org/10.1108/978-1-83867-293-520191007
Дата поступления статьи в редакцию 24.07.2020, принята к публикации 31.08.2020.
Информация об авторе: У ШУАН,
аспирант кафедры управления организацией экономического факультета
Адрес: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, ГСП-1. Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46, 3-й учебный корпус E-mail: [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Analiticheskie obzori investitsionnoi kompanii «KuyBiEf» [Analytical reviews of investment company «Cu-bif»] [Electronic resource]. Available at: https://qbfin.ru/analytics/reviews/ (accessed accessed 15 marta 2020 g.)
2. Bhattacharyya S. China and the Global Energy Crisis: Development and Prospects for China's Oil and Natural Gas, International Journal of Energy Sector Management, 2017, Vol. 1, No. 2 [Electronic resource]. Available at: https://doi.org/10.1108/17506220710761609
3. Kunzhuev M. M. Sovremennoe sostoyanie i perspektivi sotrudnichestva RF i KNR v neftyanoi sfere [Current state and prospects of cooperation of Russia and China in the oil sector], Innovatsii i investitsii [Innovation and investment], 2018, No. 11, pp. 60-63.
4. Analiticheskie obzori Informatsionnogo agentstva «RosBiznesKonsalting» [Analytical reviews of the Information Agency «RusBusinessConsulting»] [Electronic resource]. Available at: https://marketing.rbc.ru/catalog/ ?cate-gory=4053 (accessed 15 marta 2020 g.).
5. Markovich M. V. The oil complex of China: current state and development forecasts, Oil, gas and business, 2014, No. 8, pp. 14-17.
6. Annual Report 2018 on SEC Filing Form 20-F [Electronic resource]. Available at: https://www.sec.gov/ Ar-chives/edgar/data/ 1123658/000110465919024232/a18-41808_120f.htm (accessed 14 marta 2020 g.)
7. Neftyanaya i neftepererabativayuschaya promishlennost Kitaya [China's oil and refining industry] [Electronic resource]. Available at: http://www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/725/ (accessed 06 iyunya 2020 g.).
8. Kompaniya CNOOC. Ofitsialnyi sait [CNOOC company. Official site] [Electronic resource]. Available at: https://www.cnooc.com.cn/en/ (accessed 14 marta 2020 g.).
9. Kompaniya CNPC^ Ofitsialnyi sait [CNPC company. Official site] [Electronic resource]. Available at: https://www.cnpc.com.cn/ru/. (accessed 14 marta 2020 g.).
10. Haasis T., Liefner I. Reviewing the research on the internationalization of Chinese firms: Thematic expansion, new impulses and potential future development, International Journal of Emerging Markets, 2019, Vol. 14, No. 1, pp. 24-50.
11. Chen' Ts. Kitayiskaya investitsionnaya politika v neftegazovoyi otrasli Rossii [Chinese investment policy in the Russian oil and gas industry], Voprosipolitologii [Political science issues], 2016, No. 4 (24), pp. 214-218.
12. Mullakaev M. S. Rossijsko-kitajskoe jenergeticheskoe sotrudnichestvo v neftjanoj sfere: problemy i perspek-tivy [Russian-Chinese energy cooperation in the oil sector: problems and prospects], Otnoshenija mezhdu Rossiej i Ki-taem: proshloe, nastojashhee, budushhee: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Relations between Russia and China: past, present, future: Proceedings of an international scientific conference], Moscow: 2019, pp. 166-184.
13. Krupneishie kompanii mira Fortune Global 500 - 2019 [The world's largest companies the Fortune Global 500 in the year 2019.] [Electronic resource]. Available at: http://global-finances.ru/krupneyshie-kompanii-mira-2019/ (accessed 14 marta 2020 g.).
14. Kompaniya Sinopec. Ofitsialnyi sait [Sinopec Company. Official site] [Electronic resource]. Available at: http://www.sinopec.com/listco/en/ (accessed 14 marta 2020 g.).
15. Rumelt R. P. Good Strategy / Bad Strategy. New York: Crown Business, 2016. 246 p.
16. Deresky H. International management: Managing across borders and cultures. Pearson Education India, 2016.158 p.
17. Smith Stegen K. Understanding China's global energy strategy, International Journal of Emerging Markets, 2015. Vol. 10 No. 2, pp. 194-208. https://doi.org/10.1108/IJOEM-04-2014-0059
18. Wei Y., Liang Q., Wu G., Liao H., Wei Y., Liang Q., Wu G., Liao H. World Energy Geopolitics Development and China's Energy Diplomacy, Energy Economics, 2019, pp. 45-77. https://doi.org/10.1108/978-1-83867-293-520191005
19. Topsahalova F. M., Nashev A. M. Spetsifika deyatelnosti neftegazovih kompanii mirovyih ryinkov [Specifics of the activities of oil and gas companies in global markets], Fundamentalnie issledovaniya [Basic research], 2016, No. 5-1, pp. 203-207
20. Wei Y., Liang Q., Wu G., Liao H., Wei Y., Liang Q., Wu G., Liao H. Assessment of Energy Import and Transportation Risk of China, Energy Economics, 2019, pp. 143-191. https://doi.org/10.1108/978-1-83867-293-520191007
The article was submitted 24.07.2020, accept for publication 31.08.2020.
About the author: U SHUAN, the graduate student
Address: MSU, Faculty of Economics, Russia, 119991, Moscow, GSP-1, 1-46 Leninskiye Gory E-mail: [email protected]
Author have read and approved the final manuscript.