Деятельность государственных компаний Китая в Латинской Америке
Мамышева Джамиля Казбековна
аспирант кафедры международного бизнеса и таможенного дела Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, [email protected]
С выходом Китая в ряды крупнейших инвесторов на мировой арене особый интерес вызывает его активность на рынках стран Латинской Америки, так как в последние десятилетия экономическая картина в этом регионе кардинально изменилась. Крупнейшие компании в стратегически важных отраслях экономики, изначально принадлежавшие государству, сначала были приватизированы, а затем снова переданы, но уже в руки государственных корпораций КНР. Так, пять крупнейших китайских компаний 2020 года уже присутствуют в странах Латинской Америки.
В статье проанализированы причины растущего интереса государственных компаний Китая к Латинской Америке, первые результаты инвестиционной деятельности китайских государственных корпораций и ключевые проекты, а также преимущества и недостатки активного присутствия КНР в странах данного региона.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, латиноамериканский рынок, Китай, государственные корпорации, международная торговля
Китай, благодаря экспансии своих компаний в страны латиноамериканского региона, решает сразу несколько задач: расширяет свои рынки сбыта, обеспечивает экономику сырьем, а население - необходимыми продуктами питания. При этом китайский бизнес для укрепления своих позиций на новых рынках использует разнообразные корпоративные стратегии.
Особую актуальность и интерес теме придает тот факт, что в экономических отношениях Китая и Латинской Америки одну из ключевых ролей играют политические вопросы и интересы как обеих сторон, так и других крупных игроков на мировой арене, в частности США и России [1, c. 100]. В этом контексте исследование китайско-латиноамериканского взаимодействия и - особенно - опыта китайского бизнеса в латиноамериканских странах представляет практическую значимость для разработки стратегий по продвижению российских компаний на рынки Латинской Америки.
Первая волна приватизации в Латинской Америке началась в Чили в 1987 году с телекоммуникационной индустрии, за этим последовала также приватизация банковской, электроэнергетической, дорожно-транспортной отраслей, пенсионной системы. Сегодня в ряде стран Латинской Америки начинается вторая волна приватизации. Однако наряду с такой тенденцией можно наблюдать противоположную: китайские государственные компании выкупают приватизированные латиноамериканские компании. Так, China Mobile и China Telecom, частично или полностью принадлежащие государству, выразили заинтересованность в покупке обанкротившегося бразильского оператора связи Oi.
Так, если взять пять крупнейших китайских компаний 2020 года согласно Fortune Global 500: Sinopec Group, State Grid, China National Petroleum, China State Construction Engineering, Ping An Insurance - можно увидеть, что все они присутствуют на рынках стран Латинской Америки [2, c.1]. Ниже приведены некоторые важнейшие проекты китайских компаний в странах Латинской Америки (см. Таблица 1).
Сфера интересов китайских инвесторов сместилась в сторону услуг, в том числе благодаря государственному предприятию State Grid, занимающему второе место в мире по объему продаж после Wal-Mart. State Grid поставляет электроэнергию на 88% территории Китая. Компания предлагает инновацию в виде сокращения потерь энергии при ее передаче. Данная технология имеет ключевое значение для обеспечения энергией таких крупных стран, как Китай и Бразилия.
Компания вошла на рынок Бразилии в 2010 году после приобретения семи компаний у испанской ACS за $989 млн, а в 2014 возглавила консорциум IE Belo Monte, образованный State Grid Brasil Holding S.A., бразильскими компаниями Furnas Central Eléctrica S.A. и Eletronorte, впервые полностью исключив западные компании из руководства. Консорциум получил право строительства 2100 км электросети, идущей от гидроэлектростанции Белу-Монте в штате Пара до юго-востока Бразилии, стоимостью около 1,5 млрд. долл. США. Таблица 1
X X
о
го А
с.
X
го m
о
м о
M
о
Проекты китайских государственных корпораций в странах Латинской Америки
О Ш
m
X
<
m
о
X X
Sinopec Group
State Grid
Компания
Энергетика (нефть и газ)
Энергетика (электроэнергия)
China National Petroleum Corporation (CNPC)
China State
Construction
Engineering,
Shanxi
Construction
Engineering
Group Corp
China Harbour Engineering Company Ltd
Отрасль
разработка нефтяного месторождения Libra возле Рио-де-Жанейро;
- разработка Repsol Sinopec Brazil нефтегазовых месторождений Gavea, Pao de Acucar & Seat;
- Sinopec покупает Huepecol и создает новую компанию New Granada Energy в Колумбии [3, c. 8]._
Энергетика (нефть и газ)
- владеет тринадцатью линиями электропередач в Бразилии, общей протяженностью 7600 километров, ещё 9800 километров в стадии строительства;
в 2016 году компания приобрела CPFL Епе^а;
строительство электросети от гидроэлектростанции Белу-Монте в штате Пара до юго-востока Бразилии - количество созданных рабочих мест - 8,000 [4, с. 131
Строительство инфраструктурных объектов
Строительство инфраструктурных объектов
Проекты
в 2010 году компания приобрела активы богатого нефтью пояса Ориноко в Венесуэле;
- CNPC приобрела Petrobras Energía, владеющую блоком 58 в Перу: по оценкам, запасы природного газа в данном месторождении составляют 3,6 триллионов кубических футов;
- разработка месторождения Libra совместно с Sinopec.
- строительство национальной атлетической арены в Гренаде ;
- мини-стадион в Слиго-виле (Ямайка);
- четвертый мост через Панамский канал.
- Шоссе Север-Юг (Ямайка);
- Национальный маршрут 32 в Коста-Рике;
- Проект по расширению международного аэропорта Чедди Джаган в Гайане [5, с. 31].
Еще одной крупной инвестицией китайских компаний в электроэнергетический сектор стала покупка гидроэлектростанции Jupiâ e Ilha Solteira Brazil Energy китайской государственной China Three Gorges Corp. (CTG) за $3,6 млрд. Китайские нефтяные компании CNOOC, CNPC (China National Petroleum) и Sinopec в партнерстве с испанскими компаниями Repsol и Petrogal выиграли торги на разработку нефтяного месторождения Libra, а строительная корпорация China Communications Construction Company строит порт в Бразилии [6, с.1].
Однако нельзя не отметить растущую проблему вредного воздействия таких крупных проектов на экологию, что вызывает очень негативную реакцию со стороны населения стран Латинской Америки и является
одной из главных причин отмены подписанных соглашений.
Например, высказывались опасения по поводу воздействия нефтеперерабатывающих заводов Sinopec в Коста-Рике на окружающую среду. Национальный секретариат по окружающей среде возражал против проекта из-за серьезных упущений в области экологии. Начало строительства плотин гидроэлектростанций Кондор-Клифф и Ла-Барранкоса в Аргентине без предварительной оценки воздействия на окружающую среду привело к тому, что Верховный суд Аргентины распорядился приостановить проекты.
Проект строительства гидроэлектростанции в Бразилии получил претензии от экологической организации International Rivers, поскольку он может навредить тропическим лесам Амазонии.
Вышеупомянутый проект State Grid по строительству электросети от гидроэлектростанции Белу-Монте также столкнулся с проблемой нанесения вреда окружающей среде. Согласно исследованию результатом воздействия проекта на биомы страны может стать потеря 1725 га коренной растительности, так как линия проходит слишком близко к десяти отдельным природоохранным зонам, три из которых находятся под федеральной защитой. Тем не менее, в начале 2016 года первая линия электропередачи получила экологическую лицензию от Бразильского института окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов.
Таким образом можно заметить, что проникновение Китая на рынки Латинской Америки идет достаточно быстрыми темпами во многом благодаря растущей глобальной экспансии китайских фирм, в том числе государственных. Это ставит страны Латинской Америки в противоречивое положение: изначально государственные компании, которые перешли в частные руки благодаря приватизации теперь снова становятся государственными, но уже во владении другой страны.
Одной из причин такого исхода можно выделить одну особенность региона - неэффективное управление и неудачные шаги экономической политики.
Рассмотрим эту ситуацию с другой стороны. Особенностью Китая, как страны инвестора, является тот факт, что он вкладывает деньги даже в страны и отрасли с неэффективным управлением, там, где другие инвесторы боятся действовать. Объяснением такой модели инвестирования является следующее: многие крупные инвестиции из Китая осуществляются государственными предприятиями. У них нет острой необходимости в получении очень высокой прибыли, чтобы продержаться на рынке, как это было бы у частных компаний, помимо этого доход государственных предприятий пополняет бюджет страны, поэтому имеет смысл выходить за рубеж. Более того, большинство из этих инвестиций осуществляется в рамках межгосударственных сделок.
И сами страны Латинской Америки в какой-то мере выигрывают от того, что именно государственные компании Китая, имеющие строгое и эффективное внутреннее управление, входят на рынок. Ведь отличным показателем является то, что собственная модель экономического развития Китая, возглавляемого государством, за последние десятилетия продвинула его экономику на высокий уровень, вывела из нищеты более 800 миллионов человек и значительно повысила уровень жизни простых граждан. Страны Латинской Америки не могут не желать достижения аналогичных результатов.
2
3
4
5
При этом стоит отметить, что Китай является относительным новичком на мировой инвестиционной арене, и китайские фирмы иногда недооценивают риски, связанные с некоторыми инвестициями. В пример можно привести инвестиции в природные ресурсы Венесуэлы: Китаю пришлось пересмотреть условия кредитования в пользу Венесуэлы, потому что страна оказалась неспособна на обслуживание первоначального займа после падения цены на нефть. Вследствие экономического кризиса, углубившегося в результате неудачной экономической политики, Китай приостановил выдачу новых кредитов, а прямые инвестиции снизились до нулевых показателей. И такие провалы вызывают ряд вопросов в самом Китае, так как китайские государственные предприятия, по определению, используют деньги народа. Но и сильно менять стратегию политики не намерены, ведь собственный рост замедляется по мере сокращения инвестиционных возможностей внутри страны, а быстрое старение населения привело к тому, что численность рабочей силы достигла пика и начинает сокращаться. Доходы от зарубежных инвестиций могут помочь Китаю финансировать свою государственную пенсионную систему и систему социальной защиты. Именно поэтому лидеры Китая хотят, чтобы крупные государственные предприятия превратились в крупных игроков на международной арене и продолжают создавать все новые и новые проекты.
Для стран Латинской Америки сейчас наступает период, когда с Китаем выстраиваются отношения и как с партнером, и как с конкурентом, ведь в КНР государственный и частный сектора работают в унисон, граница между частным и общественным размыта, а долгосрочное планирование инструментов промышленной политики имеет преимущество над краткосрочным. Для региона, привыкшего к сделкам с относительно хорошо известными компаниями США и Европы, работающими на рынке стран Латинской Америки достаточно давно, переход на сотрудничество с таким партнером, как КНР, представляет собой смену парадигмы. Однако успешность этого партнерства зависит от того, смогут ли страны найти ключ к взаимовыгодному сотрудничеству.
Литература
1. Яковлев П.П. Латинская Америка: возможен ли рывок в развитии? / П.П. Яковлев // Мировая экономика и международные отношения, - 2019. - т. 63, № 3, - С. 94-103.
2. Галагер К., Майерс М. Финансовая база данных Китая и Латинской Америки. [Электронный ресурс] / Аналитический центр «Интерамериканский диалог». -1997—2020. - Электрон.дан. - Режим доступа: https://www.thedialogue.org/map_list/ (дата обращения: 21.07.2020).
3. Васкез П. Китай, нефть и Латинская Америка: миф или реальность. Доклад / Атлантический совет. -Вашингтон. - 2018.
4. Питерс Э.Д., Армони А.С., Цуэй Ш. Китайские инфраструктурные проекты в странах Латинской Америки и Карибского бассейна - Изд.Центр азиатских исследований. - Мехико. - 2018.
5. Колески К., Бливас А. Взаимодействие Китая со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Доклад / Комиссия по обзору экономики и безопасности американо-китайских отношений - 2018.
6. Касанова Л. Проблемы китайских инвестиций в Латинской Америке. Доклад / Всемирный экономический форум. - Сан-Паулу. - 2018.
Chinese state-owned companies in Latin America Mamysheva Ja.K.
Plekhanov Russian University of Economics With China becoming one of the largest investors on the world stage, of particular interest is its activity in the markets of Latin America, as in recent decades the economic picture in this region has changed dramatically. The largest companies in strategically important sectors of the economy, originally owned by the state, were first privatized but then transferred again into the hands of state-owned corporations of the People's Republic of China. So, the five largest Chinese companies in 2020 are already present in Latin America. The article analyzes the reasons for the growing interest of Chinese state-owned companies in Latin America, the first results of investment activities of Chinese state-owned corporations and their key projects, as well as the advantages and disadvantages of the active Chinese presence in the countries of this region. Keywords: foreign direct investments, LA market, China, SOE,
international trade. References
1. Yakovlev P.P. Latin America: is a breakthrough in development
possible? / P.P. Yakovlev // World Economy and International Relations, - 2019. - v. 63, No. 3, - P. 94-103.
2. Galager K., Myers M. Financial database of China and Latin
America. [Electronic resource] / Analytical Center "Interamerican Dialogue". - 1997-2020. - Electronic data. -Access mode: https://www.thedialogue.org/map_list/ (date of access: 21.07.2020).
3. Vasquez P. China, oil and Latin America: myth or reality. Report
/ Atlantic Council. - Washington. - 2018.
4. Peters ED, Armoni AS, Tsui Sh. Chinese Infrastructure Projects
in Latin America and the Caribbean - Publishing Center for Asian Studies. - Mexico City. - 2018.
5. Koleski K., Blivas A. China's interaction with the countries of Latin
America and the Caribbean. Sino-US Economic and Security Review Commission Report / 2018.
6. Kasanova L. Problems of Chinese investments in Latin America.
Report / World Economic Forum. - Sao Paulo. - 2018.
X X О го А С.
X
го m
о
м о м о