Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С АРКТИЧЕСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИВ ОСВОЕНИИ НЕДР АРКТИКИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С АРКТИЧЕСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИВ ОСВОЕНИИ НЕДР АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
184
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / АРКТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА / НЕАРКТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА / РАЗВЕДКА И РАЗРАБОТКА МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / ОСВОЕНИЕ НЕДР АРКТИКИ / КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киенко Е. В.

Вопреки тому, что в настоящее время фокус деятельности Китайской Народной Республики в Арктике направлен на развитие научных исследований в регионе и осуществление коммерческого судоходства по магистралям, проходящим по морям Северного Ледовитого океана, Китай поступательно заявляет о своём стремлении участвовать в создании транспортно-логистических центров и инвестировании проектов по освоению природных ресурсов Арктики совместно с арктическими государствами (прежде всего с Россией, Исландией, Норвегией, Канадой и США). Участие Китая в подобных проектах возможно только посредством двусторонних договоров с арктическими государствами и иных договоренностей с российскими и иными нефтегазовыми компаниями, осуществляющими разведку и разработку минеральных ресурсов на арктическом континентальном шельфе. Присутствие же иностранных нефтегазовых компаний на шельфе приарктического государства и взаимодействие с его компаниями возможно в разных формах - соглашения о разделе продукции, совместного предприятия, концессии, сервисного контракта и т.д. В данной статье выявлены особенности формирования договорно-правовых основ деятельности КНР в Арктике. Обращено внимание на негативную оценку зарубежных аналитиков в отношении растущего участия Китая в арктических энергетических проектах, которая, по их мнению, представляет опасность сложившемуся региональному правовому режиму Арктики. Вместе с тем, существующие договоренности между китайскими нефтегазовыми компаниями и компаниями арктических государств по поводу регулирования освоения недр Арктики носят конструктивный характер, соответствуют международному праву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR THE ARCTIC SUBSOIL MANAGEMENT COOPERATION BETWEEN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AND ARCTIC STATES

Although the People's Republic of China focuses its activities in the Arctic at theoretical research and commercial shipping in the seas of the Arctic Ocean, China is progressively claiming its intention to participate in creation of transport and logistics centers and in investment into management of natural resources of the Arctic jointly with the Arctic States (first of all, Russia, Island, Norway, Canada and the U. S.A.). China's participation in such projects is only possible under bilateral agreement with the Arctic States, or under other contracts with Russian and other oil and gas companies which perform exploration and mining of mineral resources on the Arctic continental shelf. The presence and activities of foreign oil and gas companies on the shelf of one of the Arctic States is possible in various form-under a product sharing agreement, as a joint venture or a concession, under service contract, etc. This study reveals specifics of the contractual basis for the People's Republic of China to operate in the Arctic. The negative attitude of foreign analytics to the expanding participation of China in the energy projects in the Arctic is highlighted. In the analytics' opining, China's participation constitutes a danger to the existing regional legal regime in the Arctic. In the meanwhile, the current agreements between the oil and gas companies of China and the Arctic States on the subsoil use regulations in the Arctic have a positive nature and comply with the international law.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С АРКТИЧЕСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИВ ОСВОЕНИИ НЕДР АРКТИКИ»

ГИАБ. Горный информационно-аналитический бюллетень / MIAB. Mining Informational and Analytical Bulletin, 2021;(3-1):199—213 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL PAPER

УДК 622.276 001: 10.25018/0236_1493_2021_31_0_199

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С АРКТИЧЕСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ В ОСВОЕНИИ НЕДР АРКТИКИ

Е. В. Киенко

1 Центр североамериканских исследований, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН),

Москва, Россия

Аннотация: Вопреки тому, что в настоящее время фокус деятельности Китайской Народной Республики в Арктике направлен на развитие научных исследований в регионе и осуществление коммерческого судоходства по магистралям, проходящим по морям Северного Ледовитого океана, Китай поступательно заявляет о своём стремлении участвовать в создании транспортно-логистических центров и инвестировании проектов по освоению природных ресурсов Арктики совместно с арктическими государствами (прежде всего с Россией, Исландией, Норвегией, Канадой и США). Участие Китая в подобных проектах возможно только посредством двусторонних договоров с арктическими государствами и иных договоренностей с российскими и иными нефтегазовыми компаниями, осуществляющими разведку и разработку минеральных ресурсов на арктическом континентальном шельфе. Присутствие же иностранных нефтегазовых компаний на шельфе приарктического государства и взаимодействие с его компаниями возможно в разных формах — соглашения о разделе продукции, совместного предприятия, концессии, сервисного контракта и т.д. В данной статье выявлены особенности формирования договорно-правовых основ деятельности КНР в Арктике. Обращено внимание на негативную оценку зарубежных аналитиков в отношении растущего участия Китая в арктических энергетических проектах, которая, по их мнению, представляет опасность сложившемуся региональному правовому режиму Арктики. Вместе с тем, существующие договоренности между китайскими нефтегазовыми компаниями и компаниями арктических государств по поводу регулирования освоения недр Арктики носят конструктивный характер, соответствуют международному праву.

Ключевые слова: Арктика, Китайская Народная Республика, арктические государства, неарктические государства, разведка и разработка минеральных ресурсов, освоение недр Арктики, континентальный шельф, нефтегазовые проекты.

Для цитирования: Киенко Е. В. Правовые основы сотрудничества Китайской Народной Республики с арктическими государствами в освоении недр Арктики // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2021. — № 3-1. — С. 199-213. Б01: 10.25018/0236_1493_2021_31_0_199.

© Е. В. Киенко. 2021

Legal framework for the arctic subsoil management cooperation between the People's Republic of China and Arctic states

E. V. Kienko

1 Center for North American Studies, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Abstract: Although the People's Republic of China focuses its activities in the Arctic at theoretical research and commercial shipping in the seas of the Arctic Ocean, China is progressively claiming its intention to participate in creation of transport and logistics centers and in investment into management of natural resources of the Arctic jointly with the Arctic States (first of all, Russia, Island, Norway, Canada and the U. S.A.). China's participation in such projects is only possible under bilateral agreement with the Arctic States, or under other contracts with Russian and other oil and gas companies which perform exploration and mining of mineral resources on the Arctic continental shelf. The presence and activities of foreign oil and gas companies on the shelf of one of the Arctic States is possible in various form—under a product sharing agreement, as a joint venture or a concession, under service contract, etc. This study reveals specifics of the contractual basis for the People's Republic of China to operate in the Arctic. The negative attitude of foreign analytics to the expanding participation of China in the energy projects in the Arctic is highlighted. In the analytics' opining, China's participation constitutes a danger to the existing regional legal regime in the Arctic. In the meanwhile, the current agreements between the oil and gas companies of China and the Arctic States on the subsoil use regulations in the Arctic have a positive nature and comply with the international law.

Key words: Arctic, People's Republic of China, Arctic States, Non-Arctic States, mineral exploration and mining, Arctic subsoil management, continental shelf, oil and gas projects. For citation: Kienko E. V. Legal framework for the arctic subsoil management cooperation between the People's Republic of China and Arctic states. MIAB. Mining Inf. Anal. Bull. 2021; (3-l):199—213. [In Russ]. DOI: 10.25018/0236_1493_2021_31_0_199.

Введение

Нефтегазовые и иные минеральные ресурсы, залегающие в недрах Арктики — это уже дорогостоящие объекты национально-законодательных и международно-правовых отношений (хотя точных экономических оценок таких объектов пока нет), а сами недра Арктики — это уникальный по своему растущему геополитическому положению и финансовому измерению объект международного права [4, с. 115-116]. Юридическая квалификация тех недр Арктики, которые находятся в пределах территории пяти приарктических

государств1 (России, США, Канады, Дании и Норвегии), то есть в пределах их арктического побережья и дна внутренних вод и территориального моря (шириной до 12 морских миль), сложностей не вызывает; суверенитет этих пяти приарктических государств над подводными, подлёдными недрами Арктики не оспаривается ни одним из неарктических государств [2].

1 К арктическим государствам относятся пять приарктических стран «плюс» Исландия, Швеция и Финляндия. Список арктических государств закреплён в Декларации о защите арктической среды 1991 г.

Именно прибрежное государство осуществляет «эффективный контроль» на своем континентальном шельфе [9, p. 115-135], то есть прибрежное государство обладает правами ipso facto (в силу самого факта) и ab initio (изначально) на предоставление доступа другим государствам к разведке и разработке минеральных ресурсов своего континентального шельфа, даже если само государство не проводит такую деятельность. Это выражается в принятии прибрежными государствами законодательных актов, устанавливающих правовой режим недропользования в арктических пространствах, находящихся под их юрисдикцией [2].

Сложнее обстоит вопрос с правовой квалификацией арктических недр за пределами дна территориального моря государств «арктической пятерки». В отношении недр дна исключительных экономических зон (шириной до 200 морских миль) со стороны ряда неарктических государств предлагаются различные договорные схемы сотрудничества. Иностранные компании, в частности, вправе участвовать в освоении недр посредством совместных с компаниями арктических государств предприятий, соглашений о разделе продукции, концессий и т.д. [15].

В отношении арктических недр за этим пределом просматриваются попытки не признавать природоре-сурсную и природоохранную юрисдикцию приарктических государств [17, p. XXVI-XXVII]. Поскольку в отечественной научной литературе давно обращается внимание на то, что «на нефтегазовые, иные минеральные ресурсы, залегающие в недрах дна Северного Ледовитого океана, возможны правопритязания не только арктических государств», обоснованность таких притязаний с раз-

витием технологий морских разработок и их продвижением на север будет востребована и в будущем [4, с. 115, 126].

В этом отношении показательной является правовая политика Китая — стратегического партнера России, постоянного члена Совета Безопасности ООН, второго по экономическим показателям государства мира и первого — по численности населения.

В связи с этим целью данного исследования является выявление современных международно-правовых механизмов сотрудничества Китая и арктических государств в освоении недр Арктики, ключевых нефтегазовых проектов, реализуемых на арктическом шельфе, в которых принимают участие, в том числе, и крупнейшие китайские компании. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи: 1) проанализировать международные договоры и иные договоренности между Китаем и арктическими государствами, касающиеся вопросов недропользования и освоения недр Северного Ледовитого океана; 2) охарактеризовать ключевые нефтегазовые проекты в Арктике с участием китайских компаний; 3) выявить позицию Китайской Народной Республики в отношении разведки и добычи природных ресурсов на арктическом шельфе; 4) дать анализ ключевых положений основополагающего документа Китая по Арктической политике — Белой книге, 2018 г., — касающихся освоения недр в Арктике.

Международно-правовым аспектам природоресурсной деятельности и освоения недр посвящены работы как российских, так и зарубежных исследователей: Д. С. Боклан1, А. Н. Вы-

1 Boklan D. S., Korshunova A. V. National Security as a Foundation and a Limit on a State's

легжанина1, О. В. Гликман2, С. В. Молодцова3, П. Беркмана4, Р. Блау5, Т. Макдормана6, Д. Хамильтона7, и др. При написании научной статьи, в частности, использовано первое в отечественной юридической литературе комплексное исследование международно-правовых вопросов недропользования — «Международно-правовые основы недропользования»8. Тем

Right to Rely on Permanent Sovereignty Over Natural Resources. Kutafin University Law Review. 2017. № 4 (2). P. 299 - 314.

1 Вылегжанин А. Н. Международно-правовые основы недропользования. — М.: Норма, 2007. — 528 с. Горное дело и окружающая среда: Мировой опыт правовой гармонизации: Словарь / под ред. В. Ж. Аренса, А. Н. Вылегжанина. — М.: МО МАНПО, 2000. — 431 с.; Аренс В. Ж., Вылегжанин А. Н. Режим минеральных ресурсов по международному праву и национальному законодательству. Правовой режим минеральных ресурсов. Под ред. А. А. Арбатова, В. Ж. Аренса, А. Н. Вылегжанина, Л. А. Тропко. — М.: Геоинформцентр, 2002. — 284 с.

2 Гликман О. В. Правовое регулирование международных отношений в сфере энергетики: международно-правовая позиция России по вопросу международной энергетической безопасности / О. В.Гликман // Международное право и современные теории международных отношений: аспекты сочетаемости (Материалы VII Конвента РАМИ, сентябрь 2012 г.): Научное издание / Под ред. А. Н. Вылегжанина. — ЗАО Издательство «Аспект Пресс», Издательство «МГИМО-Универ-ситет», 2013. — С. 57 — 70.

3 Молодцов С. В. Международное морское право. — М.: Международные отношения, 1987. — 272 с.

4 Berkman P. A., Vylegzhanin A. N., Young O. R. Baseline of Russian Arctic Laws. Springer, 2019, Xl + 734 p.

5 Blaauw R. J. Oil and Gas Development and Opportunities in the Arctic Ocean /Environmental Security in the Arctic Ocean. Eds. by P. Berkman and A. Vylegzhanin. Springer. Dordrecht, the Netherlands. 2013. P. 175 — 184.

6 McDorman T. L. Salt Water Neighbors. International Ocean Law Relations between the United States and Canada. Oxford University Press. 2009. xxxi + 382 p.

7 The Arctic and World Order. Eds. K. Spohr and D. Hamilton. J. Moyer, ass. Editor. Washington, DC: Foreign Policy Institute/Henry A. Kissinger Center for Global Affairs, Johns Hopkins University SAIS 2020. viii + 415 p.

8 Международно-правовые основы недропользования: учеб. пособие/ отв. ред. А. Н. Вылегжа-

нин. — М.: Норма, 2007. — 528 с.

не менее, отметим, что международно-правовые основы сотрудничества Китайской Народной Республики с арктическими государствами в освоении недр Арктики в нём не исследовались. Также некоторые вопросы освоения недр фрагментарно затронуты и в литературе по международному экономическому праву в части экономических прав одного государства в подземных районах, лежащих под землями другого государства9.

Методы

Материалом для исследования послужили международные двусторонние и многосторонние договоры, заключенные между КНР и арктическими государствами; соглашения между крупнейшими нефтегазовыми компаниями этих государств; а также официальные отчеты их деятельности. При подготовке статьи использованы работы иностранных и отечественных исследователей в области международного морского права и международного энергетического права, в которых характеризуется правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов Арктики, в целом, и участие арктических и неарктических государств (в частности, КНР) в освоении недр Северного Ледовитого океана. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительно-правовой и историко-право-вой методы).

Результаты

В результате проведенных ранее исследований выявлено, что междуна-

9 Международное экономическое право: учеб. пособие / коллектив авторов; под ред. А. Н. Вылегжанина. — М.: КНОРУС, 2016. — 272 с.

родно-правовое сотрудничество Китая с арктическими государствами сфокусировано, прежде всего, на вопросах охраны окружающей среды, научных исследований и судоходства в Северном Ледовитом океане [8, с. 18-30]. Однако в последнее время опыт заключения соглашений Китая с арктическими государствами расширяется, в том числе, и по вопросам развития сотрудничества в сфере недропользования, главным образом, в нефтегазовой отрасли.

Обсуждение результатов

Расширение такого сотрудничества Китая с арктическими государствами объясняется, в частности, тем, что, согласно данным 2008 г. Геологической службы США, «обширный арктический континентальный шельф может стать крупнейшим в географическом отношении неисследованным перспективным районом нефти»; и «эти ресурсы, несомненно, представляют интерес для Китая из-за его растущих потребностей в нефти, газе и других природных ресурсах, имеющих существенное значение для его экономики» [24, р. 42].

В своём базовом политико-правовом документе по статусу Арктики, опубликованном в 2018 г. — Белой книге по «Арктической политике Китая» — также в качестве приоритетной сферы сотрудничества Китай выделяет освоение недр Арктики. В частности, в документе подчёркивается, что «Китай уважает суверенные права арктических государств на нефтяные, газовые и минеральные ресурсы в районах, подпадающих под юрисдикцию этих государств, в соответствии с международным правом»1; Китай предписы-

1 Отметим, что, в отличие от горного законодательства ряда государств, в международном

вает своим «предприятиям соблюдать законы соответствующих государств и проводить оценки рисков при разведке ресурсов, а также поощряет их участие в разработке нефтяных, газовых и минеральных ресурсов в Арктике посредством разных форм сотрудничества и при условии охраны окружающей среды Арктики» [20].

Первостепенное значение охраны окружающей среды Арктики при добыче углеводородов с российского шельфа подчеркивается и отечественными исследователями: «ошибка при бурении всего лишь одной скважины может привести не только к экологической катастрофе, но и к банкротству компаний... что нанесет сильнейшие удары по экономике и национальной безопасности России» [3, с. 171-172]; некоторые российские юристы-международники также отмечают крайнюю важность и экологической, и экономической стабильности для национальной безопасности государства, которая возможна, только если суверенитет государства над его природными ресурсами, как принцип международного обычного права, действует в полном объеме («both environmental and economic stability of a State are critical for its national security, which can only be preserved if full effect is given to the customary international law principle of permanent sovereignty over natural resources») [19, p. 300, 305-308]. Зарубежные исследователи также солидарны в этом вопросе — ещё в опубликованном в 2013 г. в Нидерландах международном междисциплинарном исследовании Арктики было обращено

праве термин «минеральные ресурсы» охватывает не только руды и иные твердые ресурсы недр, но также и нефтегазовые ресурсы. Китай же в своих документах отдельно перечисляет нефтяные, газовые и минеральные ресурсы как разные объекты правового регулирования.

внимание на связь между развитием энергетических проектов в регионе и его природоохранной безопасностью [18, p. 175-184].

Помимо этого, зарубежные авторы отмечают, что Арктическая политика Китая «действительно утверждает наличие прав Китая на проведение научных исследований, судоходство, пролёта, рыбного промысла, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также на разведку и эксплуатацию природных ресурсов в открытом море»; и далее — «с целью чёткого обоснования своих прав в Арктическом регионе, китайское правительство приняло риторическую стратегию (rhetoric strategy), подчеркивающую глобальное измерение и изменения региона» [24, p. 42]. Ссылки в документе на «изменения» региона встречаются часто, причем, по контексту, они не всегда ограничены климатическими изменениями в регионе. Такое рассмотрение Арктического региона (при оставлении без внимания документов приаркти-ческих государств о стабильности как особенности регионального правового режима Северного Ледовитого океана [2]) со стороны Китайской Народной Республики свидетельствует, по мнению ряда аналитиков, о намерении этого государства переместить акцент в правовом режиме Арктики от регионального к глобальному. В этом случае вызывает определенные беспокойства тот факт, что «изменится и дискурс по вопросам международной безопасности (alter the discourses on international security as well)» [24, p. 44].

Ключевое значение Арктического региона для Китая также прослеживается и в недавних внутриполитических структурных изменениях — в марте 2018 г. Китайская арктическая и антарктическая администрация перешла под прямой контроль Министерства природных ресурсов КНР [25].

Обозначенный в последние десятилетия энергетический потенциал Арктики, особенно нефти и природного газа, как отмечено, заставил многие транснациональные энергетические компании корректировать свои стратегии. «Почти все международные нефтяные компании» и многие национальные «обозначили интерес к получению лицензий или разрешений на разведку недр в циркумполярном Севере (across the Circumpular North)» [33, p. 120]. Такой интерес, естественно, проявили и китайские компании. Международное сотрудничество Китая с арктическими государствами и их государственными компаниями в освоении недр Арктики развивается с разной интенсивностью. Так, например, с Россией наблюдается солидная договорно-правовая база двустороннего сотрудничества и активное взаимодействие на уровне нефтегазовых компаний; в то же время реализация нефтегазовых проектов с США осложнена особенностями внешней политики государств.

В отношении совместной разведки и разработки перспективных месторождений углеводородов в Арктике Китайской Народной Республикой и Исландией отметим динамично развивающееся сотрудничество нефтегазовых компаний двух государств. Так, в 2013 г. между компаниями Eykon Energy (Исландия), CNOOC (КНР)1 и Petoro (Норвегия) было подписано Соглашение о проведении совместных проектов по разведке ископаемых видов топлива в районе Дреки северной части Атлантического океана (Agreement on joint exploration of oil and gas in the Dreki region of the North Atlantic) [31, p. 68]. После того, как компания Eykon выразила свое стремление в освоении мине-

1 Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация «CNOOC International Ltd» (China National Offshore Oil Corporation).

ральных ресурсов района Дреки (дно территориального моря Исландии), Национальное управление энергетики Исландии (Orkustofnun) уточнило, что для этого понадобится привлечение иностранной компании и выпустила еще две лицензии1 на разведку и разработку углеводородов. Исландская компания выбрала Китайскую национальную шельфовую нефтяную корпорацию, которая, как отмечается, стала первой китайской компанией, осуществляющей разработку минеральных ресурсов в Арктике, получив 60 % акций (Eykon Energy — 15 %).

Напомним, что район Дреки прилегает к району острова Ян Майен, расположенному близко к границам Норвегии. В соответствии с норвежско-исландским соглашением 1981 г., любая Сторона вправе требовать 25 % лицензии на освоение природных ресурсов, выданной другой Стороне [31, p. 68]. Таким образом, государственная компания Petoro (Норвегия) получила 25 % акций.

Примечательно, что в январе 2018 г. появились сообщения о том, что китайская компания отказалась от участия в этом проекте и несмотря на то, что некоторые участники выражали свое согласие продолжать сотрудничество, проект не был реализован [23].

Вместе с тем, отметим, что с момента подписания китайско-исландского Соглашения о свободной торговле 2013 г. оба государства участвуют в ряде

1 Международный опыт свидетельствует о том, что зачастую государства не выдают лицензии в случае, если район континентального шельфа не разграничен между соответствующими государствами. Так, Канада и США не только не допустят выдачу каким-либо третьим государствам лицензий на недропользование на шельфе моря Бофорта, но и своим компаниям не выдают лицензий на бурение даже в научных целях, поскольку данный район арктического шельфа остается пока не разграниченным между этими двумя приаркти-ческими государствами [27, р. 187-188].

двусторонних инициатив, в том числе по вопросам развития геотермальных исследований и геологии (Меморандум между Министерством земельных и природных ресурсов Китайской Народной Республики и Министерством иностранных дел Исландии о взаимопонимании в сфере сотрудничества по геотермальной энергии и геологии от 20 апреля 2012 г.). Оба государства выступают за развитие возобновляемых геотермальных источников энергии, что отражено в их национальных программах [12, с. 213]. Сегодня геотермальные исследования составляют основу китайско-исландского энергетического сотрудничества.

Норвегия и Китай укрепляют договорно-правовые основы сотрудничества в нефтяном секторе на государственном уровне. В 2009 г. заключен Меморандум между Министерством нефти и энергетики Королевства Норвегия и Национальной администрацией по энергетике Китая о взаимопонимании в сфере энергетики. В соответствии со ст. 2 Меморандума стороны намерены перевести двусторонние отношения в данной отрасли «на новый уровень». Для этого стороны согласились содействовать проведению консультаций, обмену данными о нефтедобывающей деятельности, о технологиях и проектах [28]. Стороны договорились также о создании благоприятных условий для развития сотрудничества между нефтяными предприятиями двух государств: в части обмена информацией по вопросам планирования в нефтегазовом секторе; обмена мнениями по вопросам развития мировых и региональных энергетических рынков и по вопросам природоохранных мер; проведения взаимных брифингов.

В 2017 г. Норвегия и Китай подтвердили свое намерение развивать

этот вектор сотрудничества; премьером Государственного Совета КНР, Ли Кэцян и премьер-министром Норвегии, Э. Солберг в качестве перспективных направлений взаимодействия двух государств выделены научные исследования в нефтегазовой сфере, геофизики и, что особенно важно, разработка методов повышения нефтеотдачи месторождений [30].

Примером успешного сотрудничества между нефтегазовыми компаниями Китая и Норвегии является проект по бурению скважин в Охотском море 2015 г., основанный на соглашении между «China Oilfield Services» — нефтесервисной компанией КНР, российской ПАО «Роснефть» и норвежской «Statoil». Китайская сторона проводила сейсморазведочные работы в российской части Баренцева моря [21, p. 248].

Экономические отношения Китая с Канадой оцениваются по-разному. В последнее время оба государства активно наращивают сотрудничество по большинству ключевых вопросов посредством проведения с 2016 г. ежегодных двусторонних встреч на высшем уровне в рамках Канадско-китайского диалога лидеров (Canada-China Annual Leaders' Dialogue).

Однако в сфере освоения ресурсов недр отношения государств не столь развиты. В зарубежной литературе в этой связи отмечено, что «по состоянию на апрель 2009 г. никакие китайские добывающие компании, осуществляющие инвестиции в разработку канадского арктического шельфа, не были замечены» [29, p. 348]. И далее подчеркивается, что добывающей «деятельностью в канадской Арктике занимаются, в основном, западные компании (Chevron, Imperial Oil, Shell, ConocoPhillips, etc.). В этом усматривается, по мнению автора, и геополи-

тическая причина, и географическая удаленность Китая от недр канадского арктического шельфа по сравнению с более перспективными месторождениями России.

Причину неразвитости двусторонних отношений в нефтегазовой сфере также связывают с жестким внутренним законодательством Канады, протестами со стороны неправительственных природоохранных организаций, высокими издержками работ в сложных климатических условиях, нехваткой судоходной, трубопроводной и вспомогательной инфраструктуры; а также с развитостью таких отношений с Россией («increasing Chinese investment in Russia, particularly in oil and gas sectors, may limit future Chinese investment in the Canadian Arctic») [25].

Интересно, что в 2013 г. Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация «CNOOC International Ltd» с одобрения Канады приобрела канадскую компанию «Nexen Petroleum» и в настоящее время участвует в разработке шельфовых месторождений в Северном море (с одобрения Великобритании). В 2019 г. «Nexen Petroleum» официально переименована в «CNOOC International Ltd» [26].

Сотрудничество с Россией в Арктике является одним из важнейших политико-правовых приоритетов для Китая. В 2017 г. состоялся официальный визит главы КНР, Си Цзиньпина, в Россию и подписание Совместного заявления Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. В соответствии с документом Cтороны договорились укреплять российско-китайское сотрудничество в Арктическом регионе, в том числе и в освоении энер-

гетических ресурсов. Осуществлять двустороннее энергетическое сотрудничество предполагается «в соответствии с принципами долгосрочности, взаимной выгоды и экономической целесообразности, активно развивать отношения стратегического энергетического партнерства; расширять сотрудничество по разведке и освоению нефтегазовых месторождений на территории России и Китая, обеспечивать взаимное соответствие масштабов и эффективности сотрудничества предприятий Сторон» [14].

С целью развития взаимовыгодного сотрудничества в сфере разведки и разработки минеральных ресурсов арктического шельфа Китай, как это следует из национальных законодательных актов, намерен действовать в полном соответствии с нормами международного права и уважать суверенные права прибрежных государств. Подтверждением тому является пример российско-китайского сотрудничества в Арктике. В 2010 г. Группой компаний «Совком-флот» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией подписано Соглашение о долгосрочном стратегическом партнерстве. Стороны договорились о долгосрочном партнерстве в сфере морской транспортировки флотом Группы компаний «Совкомфлот» растущих объемов китайского импорта энергоносителей посредством Северного морского пути, используемом как для доставки в Китай транзитных партий углеводородов, так и для перевозки в восточном направлении нефти и газа с развивающихся российских месторождений в Арктике [6].

Ещё одним ярким примером двустороннего сотрудничества в энергетическое сфере является приобретение в 2013 г. Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (China National Petroleum Corporation) 20% в газо-

добывающем проекте «Ямал СПГ» по производству сжиженного природного газа, дальнейшего расширения Северного морского пути и связанное с этими проектами перспективное сотрудничество по строительству железной дороги Белое море — Коми — Урал («Белкомур») [10], соединяющей Пермь с арктическим портом Архангельск1.

Ориентированная в основном на энергетику экономика России [7] соответствует целям Китая по диверсификации поставок энергоносителей и связанных с этим морских перевозок. Зарубежные исследователи отмечают, что с целью получения доступа к арктическим минеральным ресурсам Китай стал активно наращивать сотрудничество с крупнейшими российскими нефтегазовыми корпорациями, в частности, на полуострове Ямал, в проекте «Ямал СПГ», одном из наиболее масштабных проектов по производству сниженного природного газа в мире. Этот проект представляет особенный интерес для Китая, так как Северный морской путь позволяет осуществлять круглогодично перевозки сжиженного природного газа с Ямала в Китай и обеспечивает более быстрый доступ углеводородов на европейский рынок [24, р. 42].

1 Отметим, что Проект «Ямал СПГ» является совместным предприятием ПАО «НОВАТЭК» (Россия) (50.1%), TOTAL S. A. (Франция) (20%), CNPC (China National Petroleum Corporation, Китайской национальной нефтегазовой корпорации) (20%) и Silk Road Fund (фонда «Шёлкового пути») (Китай) (9.9%). Проект реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения. Помимо строительства завода по производству сжиженного природного газа, планировалось создание и всей необходимой инфраструктуры, включая объекты энергетики, морской порт и международный аэропорт. Поставки сжиженного природного газа идут на рынки Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Производство сжиженного природного газа началось в 2017 г.[11].

В 2018 г. из порта Сабетта, где реализуется проект «Ямал СПГ» в российской Арктике, была доставлена первая партия сжиженного природного газа в восточный китайский порт Рудонг в провинции Цзянсу. Транспортировку СПГ осуществляет совместное предприятие китайской судоходной компании (China Ocean Shipping (Group) Company) и российской судоходной компанией «Совкомфлот» по транспортировке природного газа из Сибири на зарубежные рынки (Северной Европы, Японии, Южной Кореи и Китая) [25].

Согласно исследованиям, проведенным Центром военно-морского анализа в 2017 г., Китай с 2005 по 2017 гг. инвестировал более 1,4 триллиона долларов США в экономику арктических стран, в том числе 89,2 миллиарда долларов США — в инфраструктуру, активы, соглашения о сотрудничестве, финансовые соглашения или другие проекты, реализация которых достигает параллели 60 градусов северной широты [25]. Большая часть китайских инвестиций предназначена для нереализованного проекта «Белкомур» (общей стоимостью 20,6 миллиардов долларов США; 80 % из которых поступило из частных источников).

Конструктивная экономическая активность Китая также выражается в совместных с российскими компаниями инвестиционных проектах. Так, ПАО «НК Роснефть» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (China National Petroleum Corporation, CNPC), другая крупная нефтяная компания КНР, участвующая в арктических нефтегазовых проектах, проводили исследования на трёх участках арктического шельфа (в Баренцевом и Печорских морях).

В 2018 г. на официальном сайте ПАО «НК Роснефть» появилось сообщение

о расширении сотрудничества между ПАО «НК Роснефть» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией [13]. В рамках IV Восточного экономического форума стороны подписали Соглашение о сотрудничестве в области разведки и добычи в Российской Федерации, что позволит Китайской национальной нефтегазовой корпорации 1) приобрести миноритарные доли ПАО «НК Роснефть» в крупных нефтегазовых проектах в Восточной и Западной Сибири; 2) оказывать сервисные услуги для данных месторождений в области геологоразведки, разработки и добычи углеводородов. Эти правовые договоренности о совместных энергетических проектах на уровне компаний подкрепляют межправительственные российско-китайские документы рамочного характера [8, с. 18 — 30].

Хотя эти проекты свидетельствуют о растущем участии Китая в освоении шельфа Арктики, они являются относительно скромными. Это особенно наглядно по сравнению с китайским участием в проекте «Ямал СПГ» в российской Арктике.

Международное сотрудничество в сфере разработки минеральных ресурсов Арктики между США и Китаем, в первую очередь, сосредоточено на развитии производства ископаемых видов топлива месторождений штата Аляска, бюджет которого пополняется, в основном, за счёт налоговых поступлений от нефтяного сектора. Китай рассматривает такое сотрудничество выгодным с точки зрения возможности получения доступа к американскому сжиженному природному газу. Так, в 2017 г. после Саммита в резиденции Президента Д. Трампа Мар-а-Лаго (США) Председатель КНР Си Цзинь-пин встретился с губернатором штата Аляска Б. Уолкером для обсуждения

поставок в Китай сжиженного природного газа [25]. Также Стороны подписали меморандумы о взаимопонимании между американскими и китайскими нефтегазовыми корпорациями [25].

В ноябре 2017 г. между США и Китаем было подписано Соглашение о развитии совместного производства сжиженного природного газа на Аляске (Joint Development Agreement for Alaska LNG) с участием штата Аляска, Корпорации развития газопроводов Аляски (Alaska Gasline Development Corporation), Нефтехимической корпорации Китая (China Petrochemical Corporation), Китайской нефтяной и химической корпорации (Sinopec), Китайской Инвестиционной Корпорации (CIC Capital Corporation), Банка Китая (Bank of China Limited) [22].

В соответствии с этим Соглашением правительство штата Аляска намеревалось развивать инфраструктуру месторождения природного газа Норт Слоуп (North Slope) для поставок сжиженного природного газа, в т.ч. на мировой рынок. Для этого планировалось создание системы производства и поставок сжиженного природного газа Аляски, единственным собственником которого в настоящее время является штат Аляска. КНР, в свою очередь, получала право на 75 % объема СПГ по сниженной стоимости, а в ответ предоставляла равную долю финансирования. Кроме того, проектом «Аляска-СПГ» предусматривалась совместная деятельность сторон по строительству дополнительных инженерных конструкций, добывающих и перерабатывающих комплексов; по определению мощности системы; участия сторон; осуществления поставок СПГ, а также по завершению составления необходимой документации к концу 2018 г.

Вместе с тем, этот американо-китайский проект так и не был реализован

по причине так называемых «торговых войн» между США и Китаем. В 2019 г. появились сообщения о том, что сроки действия Соглашения истекли и не были продлены Сторонами [16].

Заключение (Conclusion). Отметим, что в настоящее время договоренности Китая (в том числе на уровне его компаний) с арктическими партнерами в отношении недропользования носят конструктивный характер, соответствуют международному праву. Сотрудничество Китая в этой сфере с Россией имеет для обоих государств-стратегических партнеров несомненно приоритетный, взаимовыгодный, долгосрочный, перспективный характер. Вместе с тем, требуют учёта высказанные зарубежными аналитиками опасения об угрозе сложившемуся региональному правовому режиму Арктики растущего участия Китая в энергетических проектах в регионе. В том числе, и заявление Китаем (в его главном документе по арктической политике) о наличии в Арктике недр Международного района морского дна, хотя согласия о том между приарктиче-скими государствами нет.

В свою очередь, крупнейшие компании, которые имеют конкретные планы и осуществляют инвестиции в Арктическом регионе, Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация и Китайская национальная нефтегазовая корпорация часто действуют через свои дочерние компании. Посредством приобретения долей (или даже полного поглощения) зарубежных нефтегазовых компаний арктических государств Китай получает доступ к основным месторождениям арктического шельфа.

И, как следует из проведенного исследования, уже на этом этапе ощутимо то мощное влияние, которое оказывает участие (а в некоторых случаях — неучастие) Китайской Народ-

ной Республики в проектах по разведке и разработке минеральных ресурсов Арктики. В результате этого под угрозой оказывается реализация арктических нефтегазовых проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аренс В. Ж., Вылегжанин А. Н. Режим минеральных ресурсов по международному праву и национальному законодательству. Правовой режим минеральных ресурсов. Под ред. А. А. Арбатова, В. Ж. Аренса, А. Н. Вылегжанина, Л. А. Тропко. — М.: Геоинформцентр, 2002. — 284 с.

2. Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / Рос. совет по межд. делам [под общ. ред. И. С. Иванова]. — М.: Аспект Пресс. — 2013. — 663 с.

3. Богоявленский В. И., Богоявленский И. В. Арктика и Мировой океан: глобальные и российские тренды развития нефтегазовой отрасли / Научные труды ВЭО России. 2019. Т. 218. № 4. С. 152 — 179.

4. Вылегжанин А. Н. Международно-правовые основы недропользования. — М.: Норма, 2007. — 528 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Горное дело и окружающая среда: Мировой опыт правовой гармонизации: Словарь / под ред. В. Ж. Аренса, А. Н. Вылегжанина. — М.: МО МАНПО, 2000. — 431 с.

6. Группа компаний «Совкомфлот» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация договорились о стратегическом партнерстве: [сайт]. URL: http://www. sovcomflot.ru/about/scf_group/novoship/offidal_information/item478.html (дата обращения: 01.04.2020).

7. Зайденварг В. Е. и др. Российское горное законодательство. Документы и комментарии. Ред. коллегия: В. Ж. Аренс, А. Н. Вылегжанин, В. Н. Вылегжанин. — М.: Недра. 1996. — 414 с.

8. Киенко Е. В. Международно-правовая характеристика арктической политики Китая // Московский журнал международного права. — 2017. — № 3. — С. 18-30.

9. Молодцов С. В. Международное морское право / С. В. Молодцов. — М.: Международные отношения, 1987. — 272 с.

10. Проект «Белкомур» [Электронный ресурс] //Проект «Белкомур» [Официальный сайт]. URL: http://www.belkomur.com/belkomurZ2.php (дата обращения: 01.04.2020).

11. Проект «Ямал СПГ» [Электронный ресурс] //Проект «Ямал СПГ» [Официальный сайт]. URL: http://yamallng.ru/project/about/ (дата обращения: 01.04.2020).

12. Родионов В. Г. Энергетика: проблемы настоящего и возможности будущего. — М.: ЭНАС, 2010. — 352 с.

13. «Роснефть» и CNPC договорились о расширении сотрудничества в области разведки и добычи [Электронный ресурс] // ПАО «НК «Роснефть» [Официальный сайт]. URL: https://www.rosneft.ru/press/releases/item^92213/ (дата обращения: 01.04.2020).

14. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия 2017 г. [Электронный ресурс] // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5218 (дата обращения: 01.04.2020).

15. Череповицын А. Е., Чанышева А. Ф., Смирнова Н. В. Интеграционные механизмы взаимодействия зарубежных компаний при освоении морских нефтегазовых месторождений // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». — 2016. — Том 8. — № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/20EVN616.pdf (дата обращения: 01.04.2020).

16. AGDC president outlines path forward; China deal is dead. URL: https://www. alaskajournal.com/2019— 07— 24/agdc-president-outlines-path-forward-china-deal-dead (дата обращения: 01.04.2020).

17. Berkman P. A., Vylegzhanin A. N., Young O. R. Baseline of Russian Arctic Laws. Springer, 2019. - Xl + 734 p.

18. Blaauw R. J. Oil and Gas Development and Opportunities in the Arctic Ocean / Environmental Security in the Arctic Ocean. Eds. by P. Berkman and A. Vylegzhanin. Springer. Dordrecht, the Netherlands. 2013. P. 175 - 184.

19. Boklan D. S., Korshunova A. V. National Security as a Foundation and a Limit on a State's Right to Rely on Permanent Sovereignty Over Natural Resources. Kutafin University Law Review. 2017. № 4(2). P. 299 - 314.

20. China's Arctic Policy. First Edition. January 2018 [Electronic resource] // Xinhua News Agency [Official website]. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018 — 01/26/c_136926498.htm (accessed date: 01.04.2020).

21. C. Weidacher Hsiung. China and Arctic energy: drivers and limitations // The Polar Journal, 2016. Vol. 6, № 2. — P. 243 — 258.

22. Joint Development Agreement for Alaska LNG [Electronic resource] // URL: https://s3.amazonaws.com/arc-wordpress-client-uploads/adn/wp- content/ uploads/2017/11/22061553/01.-Signed-JDA-SOA-AGDC-Sinopec-CIC-BOC.pdf (accessed date: 01.04.2020).

23. Lanteigne M. Stumbling Block: China-Iceland Oil Exploration Reaches an Impasse [Electronic resource] // URL: https://overthecircle.com/2018/01/24/stumbling-block-china-iceland-oil-exploration- reaches-an-impasse/ (accessed date: 01.04.2020).

24. Heininen L., Exner-Pirot H. Climate Change and Arctic Security: Searching for a Paradigm Shift. Springer, 2019. — 137 p.

25. Hong N. China's Role in the Arctic: Observing and Being Observed. Routledge, 2020. — 218 p.

26. Interim report CNOOC Limited, 2019. URL: https://www.cnoocltd.com/attach/0Zc0a 21d579c154005ae300f8bccf8f12a.pdf (accessed date: 01.04.2020).

27. McDorman T. L. Salt Water Neighbors. International Ocean Law Relations between the United States and Canada. Oxford University Press. 2009. xxxi + 382 p.

28. Memorandum of Understanding on Cooperation in the Petroleum Sector between the Royal Norwegian Ministry of Petroleum and Energy and the National Energy Administration of the People's Republic of China. [Electronic resource] // URL: https://www.regjeringen.no/ globalassets/upload/oed/pdf_filer/mou/mou-petroleum-kina.pdf (accessed date: 01.04.2020).

29. Potter P. B., Adams T. Issues in Canada-China relations /The Canadian International Council, 2011. — 416 p.

30. Roadmap for bilateral research cooperation with China [Electronic resource] // URL: file:///C:/Users/%D0%BE%D0%BC%D0%BF8/Downloads/Kinaveikartengelsk.pdf (accessed date: 01.04.2020).

31. Sverdup-Thygeson B., Wrenn Yennie Lindgren, Lanteigne M. China and Nordic Diplomacy / Asian Security Studies. Routledge, 2017. — 136 p.

32. Strengthened cooperation during meeting of energy ministers in China [Electronic resource] // Government Offices of Sweden [Official website]. URL: https://www.government. se/articles/2017/06/strengthened-cooperation-during-meeting-of-energy- ministers-in-china/ (accessed date: 01.04.2020).

33. The Arctic and World Order. Eds. K. Spohr and D. Hamilton. J. Moyer, ass. Editor. Washington, DC: Foreign Policy Institute/ Henry A. Kissinger Center for Global Affairs, Johns Hopkins University SAIS 2020. viii + 415 p.

REFERENCES

1. Arens V. Zh., Vylegzhanin A. N. Rezhim mineral'nyh resursovpo mezhdunarodnomu pravu i nacional'nomu zakonodatel'stvu. Pravovoj rezhim mineral'nyh resursov [Regime of mineral resources in terms of international law and national legislation. Legal regime of

mineral resources]. Ed. by A. A. Arbatova, V. Zh. Arensa, A. N. Vylegzhanina, L. A. Tropko. Moscow, Geoinformcentr, 2002. 284 p. [In Russ]

2. Arkticheskij region: Problemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva [The Arctic region. Problems of international cooperation]. Ros. sovet po mezhd. Delam. Moscow, Aspekt Press, 2013. 663 p. [In Russ]

3. Bogojavlenskij V. I., Bogojavlenskij I. V. Arktika i Mirovoj okean: global'nye i rossijskie trendy razvitija neftegazovoj otrasli [Arctic and World Ocean: global and Russian trends of oil and gas industry development]. Nauchnye trudy VEO Rossii. 2019. V. 218. no. 4. P. 152 — 179. [In Russ]

4. Vylegzhanin A. N. Mezhdunarodno-pravovye osnovy nedropol'zovanija [International legal basis of subsoil development], Moscow, norma, 2007. 528 p. [In Russ]

5. Gornoe delo i okruzhajushhaja sreda: Mirovoj opyt pravovoj garmonizacii [Mining and the environment: international experience of legal harminazation]: Dictionary. ed. by V. Zh. Arensa, A. N. Vylegzhanina, Moscow, MO MANPO, 2000, 431 p. [In Russ]

6. Gruppa kompanij «Sovkomflot» i Kitajskaja nacional'naja neftegazovaja korporacija dogovorilis' o strategicheskom partnerstve. Available at: http://www.sovcomflot.ru/about/ scf_group/novoship/official_information/item478.html(accessed date: 01.04.2020) [In Russ]

7. Zajdenvarg V. E. and others. Rossijskoe gornoe zakonodatel'stvo. Dokumenty i kommentarii [Russian mining law. Documents and comments]. Ed. by V. Zh. Arens, A. N. Vylegzhanin, V. N. Vylegzhanin. Moscow, Nedra. 1996. 414 p. [In Russ]

8. Kienko E. V. International legal characteristic of the China's Arctic policy. Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2017, no. 3, pp. 18-30 [In Russ]

9. Molodcov S. V. Mezhdunarodnoe morskoe parvo [International maritime law]. Moscow, Mezhdunarodnye otnoshenija [International relations], 1987. 272 p. [In Russ]

10. Project «Belkomur». Available at: http://www.belkomur.com/belkomurZ2. php(accessed date: 01.04.2020) [In Russ]

11. Project «Yamal LNG». Available at: http://yamallng.ru/project/about/(accessed date: 01.04.2020) [In Russ]

12. Rodionov V. G. Jenergetika: problemy nastojashhego i vozmozhnosti budushhego [Energy: current issues and future possibilities], Moscow, JeNAS, 2010, 352 p. [In Russ]

13. «Rosneft>» i CNPC dogovorilis> o rasshirenii sotrudnichestva v oblasti razvedki i dobychi. Available at: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/192213/ (accessed date: 01.04.2020) [In Russ]

14. Joint statement of the Russian Federation and the People's Republic of China on further deepening the comprehensive partnership and strategic cooperation 2017. Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/5218 (accessed date: 01.04.2020) [In Russ]

15. Cherepovicyn A. E., Chanysheva A. F., Smirnova N. V. Integration mechanisms of interaction of foreign companies on subsoil development. Internet-zhurnal «NAUKOVEDE-NIE». 2016, Vol. 8, no. 6. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/20EVN616.pdf(accessed date: 01.04.2020) [In Russ]

16. AGDC president outlines path forward; China deal is dead. URL: https://www. alaskajournal.com/2019—07—24/agdc-president-outlines-path-forward-china-deal-dead (дата обращения: 01.04.2020).

17. Berkman P. A., Vylegzhanin A. N., Young O. R. Baseline of Russian Arctic Laws. Springer, 2019, Xl + 734 p.

18. Blaauw R. J. Oil and Gas Development and Opportunities in the Arctic Ocean. Environmental Security in the Arctic Ocean. Eds. by P. Berkman and A. Vylegzhanin. Springer. Dordrecht, the Netherlands. 2013. P. 175 — 184.

19. Boklan D. S., Korshunova A. V. National Security as a Foundation and a Limit on a State's Right to Rely on Permanent Sovereignty Over Natural Resources. Kutafin University Law Review. 2017. no. 4(2). P. 299—314.

20. China's Arctic Policy. First Edition. January 2018. Available at: http://www.xinhuanet. com/english/2018—01/26/c_136926498.htm (accessed date: 01.04.2020).

21. C. Weidacher Hsiung. China and Arctic energy: drivers and Limitations. The Polar Journal, 2016, Vol. 6, no. 2, P. 243—258.

22. Joint Development Agreement for Alaska LNG. Available at: https://s3.amazonaws. com/arc-wordpress-client-uploads/adn/wp- content/uploads/2017/11/22061553/01.-Signed-JDA-SOA-AGDC-Sinopec-CIC-BOC.pdf (accessed date: 01.04.2020).

23. Lanteigne M. Stumbling Block: China-Iceland Oil Exploration Reaches an Impasse. Available at: https://overthecircle.com/2018/01/24/stumbling-bLock-china-iceLand-oiL-exploration- reaches-an-impasse/ (accessed date: 01.04.2020).

24. Heininen L., Exner-Pirot H. Climate Change and Arctic Security: Searching for a Paradigm Shift. Springer, 2019, 137 p.

25. Hong N. China's Role in the Arctic: Observing and Being Observed. Routledge, 2020, 218 p.

26. Interim report CNOOC Limited, 2019. Available at: https://www.cnoocltd.com/ attach/0/c0a21d579c154005ae300f8bccf8f12a.pdf (accessed date: 01.04.2020).

27. McDorman T. L. Salt Water Neighbors. International Ocean Law Relations between the United States and Canada. Oxford University Press. 2009. xxxi + 382 p.

28. Memorandum of Understanding on Cooperation in the Petroleum Sector between the Royal norwegian Ministry of Petroleum and Energy and the National Energy Administration of the People's Republic of China. Available at: https://www.regjeringen.no./globalassets/ upLoad/oed/pdf_fiLer/mou/mou-petroLeum-kina.pdf (accessed date: 01.04.2020).

29. Potter P. B., Adams T. Issues in Canada-China relations. The Canadian International Council, 2011, 416 p.

30. Roadmap for bilateral research cooperation with China. Available at: file:///C:/ Users/%D0%BE%D0%BC%D0%BF8/DownLoads/KinaveikartengeLsk.pdf (accessed date: 01.04.2020).

31. Sverdup-Thygeson B., Wrenn Yennie Lindgren, Lanteigne M. China and nordic Diplomacy. Asian Security Studies. Routledge, 2017, 136 p.

32. Strengthened cooperation during meeting of energy ministers in China Available at: https://www.government.se/articles/2017/06/strengthened-cooperation-during-meeting-of-energy- ministers-in-china/ (accessed date: 01.04.2020).

33. The Arctic and World Order. Eds. K. Spohr and D. Hamilton. J. Moyer, ass. Editor. Washington, DC: Foreign Policy Institute/Henry A. Kissinger Center for Global Affairs, Johns Hopkins University SAIS 2020. viii + 415 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Киенко Елена Викторовна — канд. юр. наук, научный сотрудник Центра североамериканских исследований, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), Москва, Россия, [email protected], ORCID ID: 0000-0001-8997-065X.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kienko E. V. , Cand. Sci. (Juridical), research fellow in the Center for North American Studies, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected], ORCID ID: 0000-0001-8997-065X.

Получена редакцией 15.06.2020; получена после рецензии 01.02.2021; принята к печати 10.02.2021. Received by the editors 15.06.2020; received after the review 01.02.2021; accepted for printing 10.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.