Научная статья на тему 'Проблемы реструктуризации топливно-энергетического баланса региона'

Проблемы реструктуризации топливно-энергетического баланса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекалин В.С., Маркин В.В.

В статье анализируются состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Северо-Запада, а также рассматриваются методические вопросы совершенствования его структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems Involved in Restructuring of Regional Energy Balance

The paper examines condition and prospects for development of North-West energy budget, and studies technical issues of how to improve its structure.

Текст научной работы на тему «Проблемы реструктуризации топливно-энергетического баланса региона»

В.С.Чекалин,

заведующий кафедрой экономики и менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, доктор экономических наук, профессор

4 ш ^

В. В. Маркин,

соискатель Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, кандидат экономических наук

оссийский Северо-Запад — это регион, богатый природными ресурсами, в котором сложилась развитая сеть потребителей топлива, тепловой и электрической энергии. Однако за последние пять лет в нем сформировалась неэффективная структура топливно-энергетического баланса: значительно сократилась доля мазута и угля, в то время как показатели КПД использования заменившего их газового топлива в два раза ниже, чем в Европе [1].

Проблемы И

■ сосг

га С

реструктуризации ! |

топливно- I

энергетического р баланса региона

(по материалам Северо-Западного федерального округа)

УДК 338.45:620.9

Высокая доля газа (самого дешевого топлива в настоящее время) в топливном балансе служит барьером для внедрения и использования энергосберегающих технологий.

Стратегические направления развития Северо-Западного федерального округа (СЗФО) ориентированы на укрепление единого экономического пространства, политической и территориальной целостности, безопасности и гармоничное развитие всех входящих в него территорий [2]. Одним из существенных факторов развития округа является сбалансированное использование его ресурсного потенциала, а также конкурентных преимуществ, что определяет необходимость совершенствования топливно-энергетического комплекса (ТЭК) региона.

Приоритетные направления развития ТЭК Северо-Запада России обусловлены задачами реализации его природных ресурсных возможностей, промышленного потенциала и преимуществ благоприятного географического положения, а также устранения дисбалансов в возможном и фактическом производстве и потреблении различных видов ископаемых энергетических ресурсов. В соответствии с принятой правительством РФ в 2003 г. энергетической стратегией России на период до 2020 г., основными задачами развития ТЭК округа являются развитие нефтеэкспортных портов на Балтике, Белом и Баренцевом морях и создание центров нефтегазодобычи на побережье и шельфе Печорского и Баренцева морей. Достижение поставленных целей имеет системообразующее значение для всего округа, так как оно инициирует развитие высокотехнологичных отраслей экономики. Реализация данных проектов позволит осуществить качественный скачок в темпах развития округа, усилить его геополитическое значение, оказать значимое влияние на развитие каждого отдельного региона при условии развития приоритетных отраслей и изменения их структуры [3].

Энергетическая стратегия России предусматривает увеличение добычи и экспорта углеводородного сырья, что потребует выполнения комплекса мер по росту добычи нефти и газа (в том числе в новых регионах) и выхода на новые рынки. Традиционным рынком российских энергоносителей является Европа, на долю которой приходится практически весь трубопроводный экспорт газа и более 92% экспорта нефти системе магистральных нефтепроводов, через морские терминалы и по железной дороге. Устойчивый рост экспорта возможен при создании и использовании схем транспортировки российского сырья на мировой рынок, минуя территории третьих стран, что позволит обеспечить транспортную независимость страны. С этих позиций СЗФО имеет принципиальные преимущества перед остальными регионами России. Использование предоставляемых им возможностей позволяет диверсифицировать транспортные схемы поставок как на традиционные рынки Европы, так и на новые (в первую очередь — на атлантическое побережье Северной Америки).

Можно выделить три основных приоритетных направления развития топливно-энергетического комплекса Северо-Запада: 1) создание диверсифицированной транспортной инфраструктуры экспорта нефти, нефтепродуктов, природного и сжиженного газа;

Ш'^Е 2) создание узлов нефтегазодобычи на побережье и шельфе арктических морей;

т^ 3) устранение дисбаланса использования минераль-< ° ных топливно-энергетических ресурсов. ^ ^ Успешное решение этих задач возможно при эф-о ^ фективной координации действий всеххозяйствующих □с х субъектов и органов управления различных уровней. ° о Реализация проектов освоения ресурсов углеводо-^^ родов Северо-Западного региона, в первую очередь со х арктических морей, создание новых транспортных ко° ш ридоров, диверсификация структуры топливно-энер-;Е гетического баланса территории требуют координации действий не столько в рамках отдельных проектов, сколько в рамках развития единого территориального комплекса нефтегазодобычи, связанного общей инфраструктурой и системой жизнеобеспечения.

Географическое положение Северо-Западного региона, охватывающего не только северные территории России от Урала до Балтийского моря, но и шельфы Баренцева и Печорского морей, обусловливает ряд важных транспортных преимуществ, а именно — возможность экспорта российской нефти, минуя территории сопредельных стран, и выход на новые рынки. Необходимость освоения последних обусловлена ограниченной емкостью традиционного европейского рынка углеводородов и относительно медленным его ростом, переходом европейских потребителей газа от долгосрочных контрактов на поставку к краткосрочным, более высокими ценами на нефть в США и бурным ростом потребления сжиженного газа в этом регионе. В частности, по прогнозам Минпромэнер-го РФ, доля экспорта нефти на рынок США должна достичь к 2020 г 18% (в настоящее время — 1,4%). Очевидно, что выход на североамериканский рынок и усиление присутствия на европейском рынке возможны лишь после создания необходимых мощностей по производству и транспортировке сжиженного природного газа и независимых транспортных маршрутов экспорта нефти на северо-западе России.

В настоящее время на территории региона существуют три транспортных узла по перевалке нефти и нефтепродуктов:

1) на востоке Финского залива (перевалка нефти и нефтепродуктов в Высоцке, Приморске, Санкт-Петербурге с поставкой по магистральному нефтепроводу, трубопроводу дизельного топлива из Киришей, по железной дороге и Волго-Балтийским водным путем),

2) в районе Мурманска (включает перевалку нефти и нефтепродуктов с нескольких направлений: поставки по железной дороге, танкерами из Витино, Архангельска, Варандея, Колгуева, Обской губы),

3) в районе Калининграда (перевалка нефти Кравцов-ского месторождения на шельфе и поставляемой по железной дороге из Калининградской области, европейской части России и Западной Сибири, а также нефтепродуктов европейских НПЗ). После реализации в ближайшее время проекта

Балтийского нефтепродуктопровода (24 млн т), завершения строительства терминала в Высоцке (11 млн т), Приморске (60 млн т), расширения Петербургского нефтяного терминала (15 млн т); строительства нефте-продуктовых терминалов в Усть-Луге (4 млн т — первая очередь), Вистино (5 млн т), общие возможности по экспорту нефти и нефтепродуктов на востоке Финского залива превысят 120 млн т в год. Развитие имеющихся мощностей и строительство новых терминалов Калининградского узла позволят ежегодно отгружать не менее 10 млн т нефти и нефтепродуктов. Мурманское направление, за счет роста добычи на побережье и шельфе Печорского моря, создания

терминалов в порту Онега, Северодвинске, расширения терминала в Архангельске, начала освоения месторождений Обской губы и Ванкорской группы в Сибири, будет переваливать не менее 65 млн т нефти и нефтепродуктов в год [3].

Крупными транспортными проектами по транспортировке газа на территории СЗФО являются строительство Североевропейского газопровода (с использованием введенного в разработку в 2004 г ЮжноРусского месторождения) и создание инфраструктуры по производству и транспортировке сжиженного природного газа Штокмановского месторождения (после 2010 г).

В энергетической стратегии России используется такое понятие, как «центр нефтегазодобычи» (ЦНД), который рассматривается как основа планирования развития минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса, подразумевающего сочетание углеводородных ресурсов и соответствующих транспортных мощностей. Определение ЦНД как «совокупности разрабатываемых месторождений, имеющих общий пункт сдачи нефти и газа в систему магистральных трубопроводов, на железной дороге или морском терминале для доставки потребителям — на переработку или экспорт» означает, что они представляют собой пространственно и технологически связанные системы объектов разработки углеводородного сырья, его транспортировки и учета товарной продукции, то есть естественные элементы ТЭК, обеспечивающие функционирование его добывающих отраслей [3].

Принципиальной особенностью Северо-Запада, которая учитывается при планировании развития ТЭК округа, является наличие маргинальных экспортно-ориентированных центров нефтегазодобычи, не имеющих связи с системой магистральных трубопроводов, и возможности рентабельной транспортировки сырья на нефтеперерабатывающие заводы или газораспределительные сети на территории России. Эти центры не влияют на энергетическую безопасность страны, но играют значительную роль в обеспечении ее экономической безопасности и транспортной независимости [2].

Выделение ЦНД позволяет разработать оптимальный комплекс мер по вовлечению в разработку необходимых для поддержания объема добычи различных групп запасов и ресурсов — разрабатываемых месторождений, неразрабатываемых месторождений распределенного и нераспределенного фондов недр, перспективных площадей. Появляется возможность оценить обеспеченность ЦНД различными запасами и ресурсами и определить наиболее эффективный комплекс мер по поддержанию объема добычи (подготовка готовых объектов к лицензированию, проведение геолого-разведочных работ на участках распределенного фонда недр и организация поисковых работ на перспективных площадях нераспределенного фонда недр, а также прирост запасов на разрабатываемых объектах вследствие переоценки).

Расчеты показывают, что в условиях действующей системы налогообложения освоение шельфовых месторождений, особенно Печорского моря, содержащих нефть низкого качества, малорентабельно. Экономический риск инвестора зависит от стадий разработки месторождения, поэтому для каждой стадии необходимо применять специфический налоговый режим. Действующая в настоящее время налоговая система является по сути статичной. Разработанная и примененная к анализу месторождений СЗФО методика однозначного выделения стадий разработки месторождений, одобренная головной научной организацией отрасли (ВНИИнефть), показала, что предлагаемый

методический подход к четкому определению граничных точек стадий разработки месторождения (объекта разработки) позволяет не только правильно оценить характер выработки запасов, но и смоделировать перспективные налоговые нагрузки [3].

Качественные характеристики нефти определяют такие важнейшие показатели, как поправка к цене базисного сорта (зависит от содержания серы и плотности), различие в величине уплачиваемых налогов и платежей в соответствии с особенностями российского законодательства, соответствие технологическим требованиям НПЗ и банков качества нефти. На территории СЗФО разрабатываются месторождения нефти различного качества. В разработку вовлечены, как правило, нефти лучшего качества и по мере освоения неразрабатываемых запасов распределенного и нераспределенного фондов недр качество нефтяных ресурсов округа будет снижаться. Основной задачей в области использования минеральной базы топливно-энергетических ресурсов СЗФО является гармонизация вовлечения в разработку запасов различных видов минерального топлива и увеличение доли местных видов энергоносителей в топливно-энергетическом балансе округа. СЗФО обладает огромными извлекаемыми запасами промышленных категорий минеральных энергоносителей (14 млрдт условного топлива по угольному эквиваленту).

Дисбаланс ресурсных возможностей и эксплуатации природных ресурсов заключается в том, что структура добычи значительно отличается от структуры запасов. В частности, доля нефти и растворенного в ней нефтяного газа в добыче превышает ее долю в запасах в 5 раз, природного газа — в 2 раза, в то время как доля торфа в добыче в 50 раз меньше его доли в запасах. Значительный дисбаланс отмечается и в потреблении на территории округа местных видов топлива (горючие сланцы, торф), доля которых недопустимо мала.

Причина экстенсивной разработки запасов нефти и природного газа (на суше) заключается в предъявляемом рынком высоком спросе, сложившихся технологиях потребления и дисбалансе цен на различные виды энергоресурсов. Вместе с тем, в связи с ростом цен на традиционное топливо, рентабельность и инвестиционная привлекательность освоения местных ресурсов существенно увеличивается.

Основными целями использования местных видов топлива являются снижение расходов на дальнепривозное топливо, создание местных рабочих мест, а также обеспечение децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозами топлива. Преимущество использования торфа как местного источника электроэнергии и тепла заключается в том, что он является возобновляемым в соответствующих условиях ресурсом (ежегодный естественный прирост запасов составляет 0,2%).

Необходимо создание новых тепловых электростанций мощностью 20-30 МВт и котельных в таких богатых торфом и энергодефицитных регионах, как Вологодская, Псковская, Новгородская, Архангельская области, расширение применения кускового и брикетированного торфа в качестве местного топлива. Помимо торфа, малые котельные могут быть ориентированы на использование возобновляемых источников энергии, являющихся отходами производства — опилок, щепы, биогранул. В настоящее время в Ленинградской области реализуется программа комплексного использования биотоплива. Перспективным направлением увеличения доли местных источников в обеспечении потребностей округа является строительство энерготехнологического комплекса по

переработке горючих сланцев в синтетические нефть и газ на единственном разрабатываемом в округе месторождении в Ленинградской области.

Не менее серьезная диспропорция наблюдается в обеспечении потребностей округа добываемыми на его территории нефтью и газом. Весь добываемый газ обеспечивает не более 10% его потребностей. По данным за 2004 г., только 14% добываемой на территории СЗФО нефти поступает на местную переработку, обеспечивая около 15% потребности округа в нефтепродуктах. Около 35% нефти перерабатывается в других регионах и частично возвращается для реализации на рынке округа, а 55% — экспортируется [3].

Необходимо отметить, что особенностью СевероЗападного федерального округа является отсутствие свободного рынка нефти. Оба крупных нефтеперерабатывающих завода («Лукойл-Ухтанефтепереработка», «Киришинефтеоргсинтез»), не говоря о мини-НПЗ нефтедобывающих предприятий, полностью загружены сырьем материнских компаний. При этом сырье на киришский НПЗ поставляется из Западной Сибири.

Объективной проблемой является то, что по мере развития добычи будет расти роль ориентированных на экспорт ЦНД (не имеющих связи с системой магистральных нефтепроводов ОАО «Транснефть» и возможностей рентабельной транспортировки нефти на НПЗ России), расположенных на периферии округа —в Калининградской области, на побережье и шельфе Печорского моря. В настоящее время их доля в добыче округа составляет 7%. Однако по мере роста добычи на шельфе Балтийского моря (Кравцовское месторождение), в Варандейском ЦНД (особенно с подключением к Варандейскому терминалу месторождений «Северных территорий»), с вводом в разработку шельфовых месторождений Печорского моря, доля добычи экспортноориентированных ЦНД будет расти и уже к 2010 г. превысит 40% добычи округа. Следует отметить, что строительство нефтепровода Западная Сибирь — Баренцево море, независимо от конкретного маршрута, еще более усилит экспортную составляющую в балансе нефти округа.

Через район Мурманска к 2015 г. будет перевозиться до 30 млн т нефти, добываемой на побережье и шельфе Печорского моря, около 20 млн т транзитной нефти, транспортируемой по Северному морскому пути из Западной и Восточной Сибири, и не менее 15 млн т транзитной нефти и нефтепродуктов, поставляемых по железной дороге и морскими танкерами из портов Белого моря (всего 65 млн т). В такой ситуации следует провести экономическую оценку целесообразности строительства ранее планировавшегося нефтеперерабатывающего завода в Мурманске. В первую очередь будет создано производство по переработке тяжелой шельфовой нефти, что позволит решить вопрос обеспечения региона мазутом (ежегодно в Мурманск ввозится по железной дороге 1,3 млн т мазута, в Архангельск — 1,2 млн т). Одновременно на экспорт будут направляться продукты перегонки с большей добавленной стоимостью. Такое решение позволит снизить нагрузку на железную дорогу.

Важной задачей является повышение степени энергетической независимости Калининградской области от поставок из сопредельных государств путем диверсификации ее снабжения топливом и развития местной энергетической базы. Имеющийся в ней завод по переработке нефтяного газа не оказывает значительного влияния на топливно-энергетический баланс региона, резерв мощности равнинных ГЭС области невелик, а производство электроэнергии ветроэнергетическими установками находится в стадии

I- и

^ с

СО съ

со с

< Г-

а

ш с

О V

О ^

х с ^^

С с со х

О 1

I- и

^ <

СО съ

со с

< Г-

а

ш с

О V

О ^

х с

< с

СО X

О

Распределение потребления топливно-энергетических ресурсов

Вид ресурсов по годам, %

N - 2 N - 1 N N + 1 N + 2 N + 3 N + 4

Невозобновляемые

Уголь

Природный газ

Нефть

Нефтяной газ

Сланцы

Торф

Возобновляемые

Древесные материалы

Ветровая энергия

Солнечная энергия

Геотермальная энергия

ТБО

Итого: (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%)

Форма предоставления данных об объемах потребления топливно-энергетических ресурсов

эксперимента. Для местного снабжения могут быть использованы значительные запасы торфа области, широко использовавшиеся до Второй мировой войны. Обеспечить область нефтепродуктами может строительство нефтеперерабатывающего завода, использующего местную нефть. В настоящее время соотношение цен реализации высококачественной нефти на мировом рынке и нефтепродуктов внутри страны делает этот проект малопривлекательным. Однако задачи по обеспечению обороноспособности страны и ее энергетической безопасности требуют учета не только экономических факторов такого строительства.

Как отмечал в своем послании Федеральному собранию Российской Федерации (26 мая 2004 г) президент страны В. В. Путин, на первом месте должна быть «реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний». Необходимо проанализировать разрабатываемую министерством промышленности и энергетики «Программу комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья СевероЗападного региона России на период до 2020 года» с позиций оценки ее роли в обеспечении энергетической безопасности СЗФО, входящих в него субъектов федерации и России в целом. При рассмотрении целей и задач развития ТЭК региона необходимо учитывать его влияние на окружающую среду и оценить роль энергетических услуг и условий их предоставления для обеспечения устойчивого развития.

Нами предлагается следующая методика проведения динамической оптимизации топливно-энергетического баланса СЗФО:

1. Накапливаются и систематизируются статистические данные об объемах потребления различных видов топливно-энергетических ресурсов в регионе (форма для предоставления данных приведена на рисунке).

2. На основании выявленных тенденций строится прогноз объемов потребления топливно-энергетических ресурсов.

3. Определяется суммарная величина стоимости потребления данных ресурсов всеми группами потребителей каждый год. Если в результате анализа полученных результатов установлено, что наблюдается тенденция роста суммарной стоимости потребления топливно-энергетических ресурсов, необходимо разработать комплекс мероприятий

по стимулированию спроса и обеспечению условий производства более экологически чистых и в перспективе более дешевых видов топливно-энергетических ресурсов. 4. На основании изменения тенденций потребления топливно-энергетических ресурсов строится уточненный баланс потребления топливно-энергетических ресурсов в данном регионе. В нем учитываются инвестиции на проведение мероприятий и снижение суммарной стоимости потребления топливно-энергетических ресурсов за счет увеличения спроса на потенциально более экологически чистые и более дешевые их виды. При разработке региональных стратегий в сфере энергетики на основе моделей динамической оптимизации топливно-энергетического баланса необходимо принимать во внимание основные положения энергетической стратегии России. К ним относятся обеспечение энергетической безопасности РФ, ориентация на долгосрочную программу социально-экономического развития страны, обеспечение повышения энергетической эффективности экономики, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасль энергетики, дерегулирование сферы производства и сбыта энергии при сохранении контроля над естественно-монопольной сетевой сферой, массовая реализация энергосберегающих проектов и мероприятий, повышение производства электроэнергии при одновременной поддержке ее экспорта, тщательно продуманное повышение тарифов на энергию при одновременном налоговом стимулировании инвестиций в отрасль и обеспечении мероприятий по адресной социальной защите отдельных категорий населения.

Литература

1. Литвиненко В. С. На Северо-Западе — неэффективная структура энергетического баланса. [Электронный ресурс] // www.regnum.ru/news/karel/523515.html

2. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года / Аппарат полномоч. представителя Президента Рос. Федерации в Сев.-Зап. федер. округе. СПб.: Знание, 2003.

3. Григорьев М. Н. Приоритеты развития топливно-энергетического комплекса Северо-Запада России // Нефтяная и газовая промышленность. 2005. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.