Научная статья на тему 'Развитие межрегиональной энергопроизводственной кооперации Республики Коми с районами СевероЗападного и Уральского федеральных округов 1'

Развитие межрегиональной энергопроизводственной кооперации Республики Коми с районами СевероЗападного и Уральского федеральных округов 1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА КОМИ / СЗФО / УРФО / ТОПЛИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / INTERREGIONAL ENERGY PRODUCTION COOPERATION / THE KOMI REPUBLIC / THE NORTH-WESTERN FEDERAL DISTRICT / THE URAL FEDERAL DISTRICT / FUEL POTENTIAL / TECHNOLOGICAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина Альбина Александровна, Бурый Олег Валерьевич, Луканичева Вера Павловна

В статье сформулированы предпосылки формирования межрегиональной энергопроизводственной кооперации Республики Коми с СЗФО и УрФО на основе анализа ресурсной базы, динамики добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), а также транспорта нефти и газа. Выделены характерные для этих регионов виды энергопроизводственной кооперации, являющиеся содержательной основой формирования крупного макрорегиона в рамках рассматриваемых территориальных образований. Показаны перспективы их расширения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калинина Альбина Александровна, Бурый Олег Валерьевич, Луканичева Вера Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERREGIONAL ENERGY PRODUCTION COOPERATION BETWEEN THE KOMI REPUBLIC AND THE AREAS OF THE NORTH-WESTERN AND URAL FEDERAL DISTRICTS

The paper describes preconditions for interregional energy production cooperation between the Republic of Komi, the North-Western and the Ural Federal Districts, based on an analysis of the resource base, production dynamics, processing of fuel and energy resources and transportation of oil and gas. Types of energy production cooperation specific for the regions in question have been identified; these types represent an essence for establishment of a large macro-region within the framework of the territories in question. A prospect of their extension is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Развитие межрегиональной энергопроизводственной кооперации Республики Коми с районами СевероЗападного и Уральского федеральных округов 1»

УДК 658.26

ключевые слова: межрегиональная энергопроизводственная кооперация, Республика Коми, СЗФО, УрФО, топливный потенциал, технологические связи

А. А. Калинина, О. В. Бурый, В. П. Луканичева

РАЗВИТИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГОПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ С РАЙОНАМИ СЕВЕРОЗАПАДНОГО И УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ1

В статье сформулированы предпосылки формирования межрегиональной энергопроизводственной кооперации Республики Коми с СЗФО и УрФО на основе анализа ресурсной базы, динамики добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), а также транспорта нефти и газа. Выделены характерные для этих регионов виды энергопроизводственной кооперации, являющиеся содержательной основой формирования крупного макрорегиона в рамках рассматриваемых территориальных образований. Показаны перспективы их расширения.

Предпосылки формирования энергопроизводственной кооперации

Концептуальное обоснование усиливающихся макроструктурных тенденций форматирования российского единого экономического пространства, а также преимущества, которые несет развитие крупных регионов, были представлены нами на страницах журнала «Экономика региона» [1]. Проведенный анализ производственно-товарной структуры и сбалансированности межрегионального обмена между Республикой Коми и субъектами Российской Федерации, расположенными вдоль Урала, показал как существенную разницу в уровне и специализации регионов, так и устойчивость взаимосвязей при исключительно высоком потенциале их роста и качественного изменения.

Естественное положение Республики Коми на границе между двумя федеральными округами — Уральским и Северо-Западным, дает возможность расширить объект исследования и рассматривать базовые отрасли ее экономики (прежде всего, топливный сектор) в качестве плацдарма для развития производственных кооперационных связей и медиатора более чувствительных интеграционных процессов в рамках взаимодействия макрорегионов.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Программы Президиума РАН №22 (координатор акад. А. Д. Некипелов).

Основными предпосылками формирования интеграционных процессов между рассматриваемыми регионами являются:

— географическая сопряженность территорий Северо-Запада с северной частью УрФО;

— концентрация основных запасов топливно-энергетических ресурсов СЗФО на северо-востоке округа в Республике Коми, Ненецком автономном округе (НАО) и на арктическом шельфе;

— наличие железнодорожной транспортной сети на территории округа и ее расширение в перспективе за счет новой магистрали «Белкомур»; магистральной транспортной инфраструктуры по прокачке нефти внутри СЗФО и магистральных систем газопроводов (СРТО — Торжок и в будущем Ямал — Европа), обеспечивающих связь северных районов УрФО с Северо-Западом и другими районами России через территорию Республики Коми;

— сосредоточение основных обрабатывающих производств высокого передела, в том числе и топливоперерабатывающих, и потребительского спроса в западной части СЗФО и на Урале (промышленном) и слабое их развитие в Республике Коми.

Как видно из рассмотренных предпосылок, основой взаимодействия Республики Коми с другими районами СЗФО и УрФО являются энергосырьевые производственные связи, а со стороны западной части СЗФО и Урала (промышленного) с Республикой Коми — продуктовые связи, в основном нетопливного характера.

Энергопроизводственная кооперация в рамках территориального образования (федерального округа) представляет собой форму организации взаимосогласованного производства (в нашем случае энергоносителей), основанную на установлении длительных производственных связей между:

— добывающими предприятиями районов округа (Республика Коми и НАО) с позиций корпоративных интересов межрегиональных вертикально интегрированных компаний (ВИК);

Рис. 1. Основные корпорации, обеспечивающие энергопроизводственные связи Республики Коми в рамках СЗФО

ГАЗОВЫЕ

ОАО 1П|»гцч

ООО *Гмгфгг*

ОАО «ЛУКОИ Ли

ооо •ткойлкшлн •

Чвиутн019 ША^ЧИЛ 'Л I»]

-I

НЕФТЯНЫЕ

ОАО «ЛУКОЙЛ II

ООО «лучоАлчоч" . (НО .л™р|'-л hi4I.II.

О АО « Рпсмгфть»

ООО -

Ндеовчлуимы ци н*Ы*нГнм*и

нф>ин1 «мш ннР ■Ассо-Н«фт»

ООО ■ ЕйНФгёв

ТРАНСПОРТНЫЕ

ОАО' »Трлнснефты

'(тшит ШЧ1Н1|1||1 ч»*гтТ«М» ■

ОАО "Г,1

ООО ■ т)ич[||1

ОАО «Рм(ий(«н( нилакмя дороги»

ммз-и дсдог..

УГОЛЬНЫЕ

ОАО «¡сир<иль-рс(ур(»

¿11 с- у«*»*

О АО и И нт луголь*

— малыми независимыми нефтяными компаниями на территории республики и консорциумом таких компаний — «АССОНефть»;

— транзитными газотранспортными системами (СРТО — Торжок, Ямал — Европа, Северо-Европейский газопровод) и обеспечением развития газификации в районах их прохождения (Республика Коми, другие районы Северо-Запада и России);

— предприятиями, добывающими (производящими) ТЭР и потребителями СЗФО.

Реализация энергопроизводственных связей Республики Коми с районами Северо-Запада и Урала осуществляется в основном в рамках действующих трансрегиональных ВИК, главные из которых: ОАО «Газпром», ОАО «Транснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Роснефть», ОАО «Северсталь», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Российские железные дороги» и др. (рис. 1).

Для того чтобы оценить характер основных технологических связей Республики Коми с другими районами СЗФО в рамках энергопроизводственной кооперации проведен анализ ресурсной основы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) СЗФО, оценен уровень добычи ТЭР, их переработки и обеспеченности округа ресурсами Республики Коми.

Ресурсная основа энергопроизводственной кооперации

Минерально-сырьевая база ТЭК СЗФО.

Топливно-энергетический комплекс округа в части минерально-сырьевой базы характеризуется запасами углеводородов (УВ), коксую-

щихся и энергетических углей, которые уже вовлечены в разработку. Из других ТЭР, практически не вовлеченных или незначительно используемых в настоящее время, следует отметить горючие сланцы, торф, вторичные ТЭР.

Основу минерально-сырьевой базы ТЭК округа составляет углеводородное сырье — нефть и газ [1]: 56% — шельф Баренцева моря, 37%

— Республика Коми и Ненецкий АО, 7% шельф Печорского моря, шельф Балтийского моря и территория Калининградской области

— по 0,1%. Наибольшее количество запасов газа сосредоточено на шельфе Баренцева моря. На долю СЗФО приходится 9,5% общероссийских запасов нефти и 7,4% свободного газа. Современная структура ресурсов и запасов УВ на территории СЗФО представлена в табл. 1.

Основные запасы УВ на суше сосредоточены в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (ТПНГП).

В Республике Коми практически все крупные месторождения уже находятся в разработке — Усинское, Ярегское, Верхневозейское нефтяные и Возейское газонефтяное. Степень выработанности этих месторождений от 15— 16% (Ярегское, Верхневозейское), до 61—67% (Усинское, Возейское). Наиболее значимым газовым месторождением в Республике Коми является Вуктыльское (выработанность 82%). Выработанносгь запасов (А+В+Сх) нефти равна 47%, газа-72%.

В НАО открыто 75 месторождений, из них 63 нефтяных. Наиболее крупные месторождения УВ: нефтяные — Торавейское, Харьягинское,

Таблица 1

Структура минерально-сырьевой базы углеводородного сырья СЗФО, %*

Районы размещения Категории запасов, ресурсов

А+В+С1 с2 С, д

Территория

Тимано-Печорская провинция, всего 99,5 99,6 96,0 100

В том числе: — нефть 67,0 88,3 85,8 52,3

— газ 32,5 11,3 10,2 47,7

Калининградская обл. 0,5 0,4 4,0

(нефть)

Всего 100 100 100 100

То же в% к сумме категорий 29 10,5 10,5 50

Акватория

Баренцево море 97 73,6 — —

Балтийское море 0,3 0,1 — —

Печорское море 2,7 26,3 — —

Всего 100 100 — —

То же в% к сумме категорий 64 36 — —

Использованы данные научного отчета ИСЭиЭПС «Оценка минерально-сырьевой базы отраслей ТЭК Северо-Западного ФО», 2007.

Наульское, им. Р. Требса, им. А. Титова, газонефтяное Южно-Хыльчуюское и газокон-денсатные — Лаявожское и Василковское. Вовлеченность в разработку запасов промышленных категорий составляет по нефти 28%, что в 2,4 раза меньше, по газу — 17%, что в 3,8 раза меньше, чем в Республике Коми. Выработанность запасов категорий (А+В+С^ нефти равна 5%, газа — менее 1%.

Арктический шельф Печорского и Баренцева морей является, несомненно, крупным резервом по добыче нефти и газа в перспективе. В распределенном фонде сосредоточено 97% запасов нефти категорий (А+В+С^, в нераспределенном фонде — 69% запасов нефти категории С2. Лишь одно нефтяное месторождение — Приразломное — разведано и подготовлено к освоению. Большая часть запасов газа (81%) и конденсата (87%) сконцентрирована на Штокмановском месторождении.

Отличительной особенностью ресурсной базы на арктическом шельфе является высокая концентрация запасов в уникальных и крупных месторождениях. По классификации месторождений по запасам три относятся к уникальным, десять — к крупным, два — к средним.

Можно сказать, что расширение ресурсной базы УВ ТПНГП до 2030 г. будет определяться промышленными запасами разрабатываемых

месторождений А+В+С1 и С2, а после 2030 г. в северной части провинции — НАО — продолжится освоение этих запасов. В Республике Коми некоторое увеличение запасов УВ станет возможным только при переводе ресурсов категории С3 в промышленные категории. Ресурсы категории С3 оцениваются как приуроченные к средним — 10%, мелким — 40% и мельчайшим — 50% месторождениям (не представляющим коммерческого интереса). Это не будет компенсировать падающей добычи нефти в этой части ТПНГП после 2020 г.

Масштабное расширение ресурсной базы УВ СЗФО связано с освоением месторождений арктического шельфа, которые в настоящее время еще не задействованы. Арктический шельф Печорского и Баренцева морей, несомненно, имеет перспективы развития, но отсутствие реального опыта освоения месторождений в сложных природно-климатических условиях не позволяет пока делать выводы о том, как быстро они будут востребованы рынком.

Освоение морского нефтяного месторождения «Приразломное» с относительно небольшой глубиной моря позволит отработать технологию вовлечения в хозяйственный оборот арктических месторождений и оценить их экономическую эффективность.

Промышленные запасы углей сосредоточены в Печорском угольном бассейне. По своим возможностям и резервам бассейн может обеспечить гораздо большие объемы по сравнению с современной добычей — 12,9 млн т в год, но при условии ориентации общероссийской энергетической политики на повышенное использование угля в топливно-энергетическом балансе страны и активизации инновационных процессов в угольном производстве бассейна, обеспечивающих конкурентоспособность печорских углей на рынке угля.

Большая часть балансовых запасов угля категорий (А+В+С^ сосредоточена на четырех месторождениях: Интинском (28%), Воргашорском (24,4%), Усинском (20,2%) и Воркутском (13,9%) [2, 3].

В пределах Республики Коми запасы коксующихся углей составляют 45,1 % от балансовых запасов категорий А+В+Сг Из них на долю углей особо ценных марок (Ж, КЖ, К и ОС) приходится 70,4%.

В резерве для строительства новых шахт (подгруппы «а») числится 9 участков общей мощностью 31,8 млн т угля в год, в том числе с коксующимися углями — 5 участков (18,3 млн т в год). Для промышленного освоения подго-

товлены в основном высококачественные угли марки Ж (запасы поля шахты «Воркутинская» №33). В целом по Печорскому бассейну преобладающая часть (около 60%) действующего шахтного фонда и резервных участков подгруппы «а» по коксующимся углям обладает благоприятными запасами [2, 3].

Сырьевая база энергетических углей на 90% представлена благоприятными для разработки запасами. Увеличение добычи энергетических углей связывается с освоением Сейдинского месторождения. Качество угля здесь более высокое, чем на Интинском месторождении, теплота сгорания (Зрн — 5000 ккал./кг, содержание серы — до 1,5%, возможно получение из добываемых углей энергетического концентрата с зольностью до 17%.

Таким образом, ресурсный потенциал Печорского бассейна позволяет наращивать мощности по добыче как коксующихся, так и энергетических углей в перспективе в масштабах потребительского спроса. По укрупненной оценке «Гипрошахта» (г. Санкт-Петербург) на Усинском месторождении добыча коксующихся углей может составить до 10 млн т в год, на Сейдинском месторождении добыча энергетических углей при необходимости может достигнуть до 50 млн т в год [ 1 ]. Это говорит о том, что ресурсный фактор не является ограничивающим для развития Печорского бассейна.

Роль ТЭР Республики Коми и северных районов УрФО в энергообеспечении СЗФО

В настоящее время добыча нефти является наиболее значимой в топливном секторе Республики Коми. Удельный вес нефтедобычи в промышленном производстве составил: по объему продукции — 39% (2007 г.), в основном капитале — 32% (2007 г.), в товарной структуре экспорта — 54% (2008 г.) [4].

Освоение и эксплуатацию нефтяных месторождений осуществляют две вертикально интегрированные компании (ВИНК) — ОАО «НК "ЛУКОЙЛ"» (67% общей добычи) и ОАО «НК "Роснефть"» (11%), а также 21 независимое малое и среднее предприятие (22%), из которых наиболее крупное — ООО «Енисей», обеспечивающее 34% их общей добычи (табл. 2). Основной объем добычи нефти приходится на 6 наиболее крупных месторождений (Усинское, Возейское, Верхневозейское, Ярегское, Западно-Сынатысское, Сандивейское).

Соотношение добычи нефти в Республике Коми и в остальных районах СЗФО приведено на рис. 2 [5].

I

тж

¡«и. :оогг. ммг »о?. ^г.

4 Р.хг г | чнрл II ш ТТгтN11С|КГ|Иид| £1ТЛ

Рис. 2. Динамика добычи нефти в Республике Коми и в остальных регионах СЗФО за 2000-2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост добычи нефти на территории Республики Коми до 2020 г. возможен только при условии ввода в ближайшие 5—10 лет всех месторождений, находящихся на балансе предприятий, но пока не введенных в эксплуатацию. Наш прогноз возможной добычи нефти на территории Республики Коми позволяет сделать вывод, что выработанность промышленных запасов категорий А+В+С1 и С2 в период 2005— 2030 гг. достигнет 84—86%. Динамика роста добычи наблюдается до 2020 г., после этого начинается тенденция снижения добычи на 17% к 2025 г. и на 38-40% к 2030 г. Данный вариант добычи следует признать максимально возможным. При долгосрочной стратегии освоения сырьевой базы нефтяной промышленности республики с более низкими затратами на геологоразведочные работы — умеренный вариант добычи нефти в Республике Коми, предлагается в корпоративной стратегии компании «ЛУКОЙЛ» рассматривать на уровне 13 млн т к 2020 г. и 7-8 млн т к 2030 г.

Таблица 2

Структура добычи нефти по Республике Коми по основным предприятиям за 2004-2008 гг.

Предприятие Ед. изм. 2004 2005 2006 2007 2008

ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» млн т 6,8 7,2 7,5 8,3 8,9

в % к итогу % 68,7 66,0 66,4 68,0 67,0

ООО «Роснефть — Северная нефть» млн т 1,2 1,5 1,5 1,5 1,5

в % к итогу % 12,0 13,8 13,3 12,0 11,3

Независимые малые и средние предприятия млн т 1.9 2,2 2,3 2,5 2,9

в % к итогу % 19,0 20,2 20,4 20,0 21,7

Итого млнт 9,9 10,9 11,3 12,3 13,3

Нефтепереработка в республике в настоящее время представлена одним заводом (НПЗ) ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» с объемом переработки в 2008 г. 3,9 млн т в год, что составляет 29% от добычи по Республике Коми, или 14% от всей добычи Тимано-Печоры. Реконструкция НПЗ позволила обеспечить производство некоторых нефтепродуктов мирового стандарта — бессернистого дизельного топлива, бензинов Евро-3 и Евро-4, а также повысить глубину переработки нефти до 76%. Основная цель дальнейшей реконструкции — обеспечение глубины переработки до 92% и получение всех нефтепродуктов мирового стандарта.

Экспортную ориентированность нефтяной отрасли в 2008 г. отражает высокая доля вывоза за пределы региона сырой нефти (включая газовый конденсат) — 71% от общих поставок и экспорта, нефтепродуктов: автомобильного бензина — 49%, дизельного топлива — 59%, топочного мазута — 72%.

Значительные изменения в структуру нефтепереработки в республике может внести проект комплексного освоения Ярегского нефтетитано-вого месторождения (ОАО «Ярегская нефтетита-новая компания» совместно с управляющей компанией ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»), предполагающий осуществление добычи и переработки тяжелой нефти и других продуктов. Планируется, что наращивание нефтяной составляющей будет сопровождаться глубокой переработкой не только по топливной (производство мазута и битума), но и по продуктовой схеме с выпуском трансформаторных, белых технических и медицинских масел. При увеличении добычи ярегской нефти при условии совершенствования технологии ее добычи до 3,0—3,5 млн т производительность Ухтинского НПЗ составит 6,0 млн т1, глубина переработки возрастет с нынешних 76 до 92%, а производство автомобильного бензина стандарта «Евро» увеличится до 450 тыс. т ежегодно.

Второй точкой роста в секторе производства нефтепродуктов является строительство в районе г. Усинсканового НПЗ [6]. Особенностью данного проекта является то, что он реализуется консорциумом малых независимых нефтяных компаний «АССОНефть» и предлагает новый подход к альтернативному размещению объектов переработки в северной части Тимано-Печорской провинции. Инициатором проекта выступило ООО «Енисей» — независимое ди-

1 По планам, озвученным руководством ОАО «ЛУКОЙЛ» в

октябре 2008 г., мощность завода после проведения второй

очереди реконструкции должен достигнуть 8,5 млн т.

намично развивающееся нефтедобывающее предприятие. Перспективным направлением деятельности определена комплексная переработка добываемой предприятием нефти и попутного газа на Западно-Сынатысском месторождении с последующим расширением завода с 1 до 2 млн т в год при условии подключения других мелких месторождений. Добываемый попутный газ будет использован для собственных энергетических нужд.

На территории Республики Коми осуществляется добыча газа: природного — на Вуктыльском и Западно-Соплесском месторождениях (84%) и попутного нефтяного — на нефтяных месторождениях (16%). Добываемый природный газ поступает полностью на переработку на Сосногорский ГПЗ, а попутный используется для удовлетворения собственных технологических потребностей нефтедобычи. Однако добываемый газ обеспечивает лишь 50% потребности республики.

Современное развитие газовой промышленности республики характеризуется крайним истощением сырьевой базы в связи со значительной степенью выработанное™ эксплуатируемых месторождений (более 76%) при отсутствии фонда новых месторождений газа. Недостающие потребности в газе республики обеспечиваются из транзитной магистральной газотранспортной системы «СРТО — Торжок», проходящей как по территории республики, так и других районов СЗФО.

Добыча газа в перспективе вероятнее всего будет балансировать на уровне 3,0 млрд м3 вплоть до 2020 г. Качественный прорыв в развитии газовой отрасли может наступить в результате начавшейся реализации на территории республики мегапроекта «Ямал — Европа». При этом появляются экономические условия дом вовлечения в разработку месторождений природного газа в Интинском районе. Проведение комплекса геологоразведочных работ в районах НГР Лемвинского поперечного опускания и Хосэдаюского НГР, расположенных вдоль трассы строящейся газотранспортной системы Ямал — Европа, по предварительным оценкам может обеспечить добычу газа на уровне 6—7 млрд м3 в год.

Добыча угля осуществляется в Печорском угольном бассейне, который является вторым в России, обеспечивающим развитие сырьевой базы коксохимии и энергетики. Основной способ добычи в Печорском бассейне — шахтный (96,2%), но 3,8% добычи обеспечивается открытым способом.

Ресурсы углей представлены в основном жирными марками. Большая их часть характеризуется малым содержанием серы, хорошей спекаемостью и высокой калорийностью, что обеспечивает получение высококачественного металлургического кокса. Основные предприятия по добыче угля, качество углей и удельный вес запасов категорий А+В+С1 по месторождениям приведены в табл. 3.

Динамика добычи и поставок печорских углей приведена на рис. 3 [5].

Добыча коксующихся углей составляет 78% от общей добычи и осуществляется на пяти шахтах («Северная», «Воркутинская», «Комсомольская», «Заполярная», «Воргашорс-кая») и одном разрезе («Юньягинском»), а энергетических углей — 22% (шахта «Интинская»). Обогащение коксующихся углей осуществляется на двух пришахтных обогатительных фабриках и Печорской центральной обогатительной фабрике (ЦОФ), энергетических — на при-шахтной обогатительной фабрике. Сокращение числа очистных забоев на шахтах в 2 раза по сравнению с 2002 г. и техническое перевооружение Печорской ЦОФ позволили улучшить технико-экономические показатели угля: среднесуточная нагрузка на очистной забой увеличилась в 1,8 раза, среднемесячная производительность труда рабочего по добыче в 1,9 раза, средняя цена производителя энергетического угля сравнялась с аналогичной ценой шахтной добычи кузнецкого энергетического угля, повысилось качество коксующихся углей (удельный вес концентрата составил 40%) [5].

Корпоративная стратегия развития Печорского угольного бассейна предусматривает стабилизацию добычи угля практически на современном уровне — 13—13,5 млн т в год с ориентацией на коксующийся уголь (78%) с повышением качества товарной продукции и внедрением наиболее передовой техники и технологии при добыче и обогащении. Такая стратегия решает проблемы обеспечения кок-

млнт

| < Республика Коми ппш Вологодская обл. ' ' " Архангельская обл.

Е55Э Прочие регионы - -' Экспорт - Добыча

Рис. Динамика добычи и поставок печорских углей по районам СЗФО, прочих ФО и экспорта на период 2000-2008 гг.

сующимся углем потребностей компании «Северсталь», экспорта в объеме 1 млн т и частично предприятий европейской части России и Урала.

Максимальный вариант добычи печорских углей определялся исходя из необходимости консолидации экономического пространства страны на основе интересов межрегиональных взаимодействий регионов — северных территорий УрФО и Республики Коми с интересами промышленного Урала при условии формирования транспортного каркаса, объединяющего эти территории. Перспективы развития Печорского угольного бассейна в рамках макрорегиона «Северные территории — Урал промышленный» оцениваются более значимыми по сравнению с корпоративной стратегией: рост добычи коксующегося угля в 2 раза, энергетического — в 2,5 раза с расширением уральского рынка, а с учетом рынка Северо-Запада в 4 раза, который может быть обеспечен только при строительстве новых высокопроизводительных шахт на наиболее перспективных месторождениях Усинском и

Таблица 3

Сырьевая база основных угледобывающих предприятий

Предприятие Месторождение Марка угля Удельный вес запасов категорий А+В+С^ от общих по бассейну, %

ОАО «Воркутауголь» Воркутское Жкокс. 14,1

ОАО «ш. Воргашорская» Воргашорское ГЖО 23,2

ООО «Юньягинское» Юньягинское К

ОАО «Шахтоуправление «Интинская угольная компания» Интинское д 29,1

Усинское (новое) Ж, Жкокс 20,6

Итого 87

Сейдинском и расширении инновационных технических и технологических решений [7].

Характер энергопроизводственной кооперации

Территориально-хозяйственные взаимосвязи Республики Коми и НАО формируются с позиций корпоративных интересов межрегиональных ВИНК - ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Роснефть».

Условия, способствующие формированию и развитию взаимодействия Республики Коми и НАО:

— расположение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции;

— охват Республики Коми и НАО сферой деятельности двух ВИНК;

— наличие базового города освоения северной части ТПНГП — г. Усинска;

— участие нефтяных компаний Республики Коми в добыче нефти на территории НАО;

— наличие общего нефтепровода Харьяга — Усинск — Ухта — Ярославль, обеспечивающего выход 75% нефти Республики Коми и НАО в Балтийскую трубопроводную систему.

С 2007 г. компания «ЛУКОЙЛ» приступила к присоединению своих «дочек» в НАО к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», для создания единого органа управления в ТПНГП. Создание единого оператора по всей ТПНГП оптимально с точки зрения организации работ и консолидации активов компании.

Другая крупная ВИНК на Севере России

— ООО «Роснефть — Северная нефть» — выступает оператором по разработке и добыче нефти двух групп месторождений — Баганской (Республика Коми) и Вал Гамбурцева (НАО). Главное направление деятельности компании

— месторождения Вала Гамбурцева.

Республика Коми и НАО сегодня конструктивно работают по многим вопросам:

— подготовлено итоговое соглашение по социально-экономическим аспектам деятельности глав Республики Коми и НАО;

— ведется строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар — Усинск, что позволит решить проблему транспортного обеспечения НАО;

— осуществляется совместный контроль за работой недропользователей на территории ТПНГП.

К сожалению, в энергопроизводственной кооперации между Республикой Коми и Ненецким округом присутствует и негативный опыт. Округ обладает значительными по региональным меркам запасами природного газа, в то время как месторождения Республики

Коми находятся в стадии падающей добычи. Структура спроса на газ в обоих регионах такова, что НАО полностью обеспечивает собственные стабильные потребности, а республика ощущает нарастающий дефицит газа, сказывающийся на неполной загрузке Сосногорского ГПЗ и задержке реализации ряда крупных инвестиционных проектов (в частности, глиноземного производства).

Таким образом, уже на современном уровне энергопроизводственная кооперация Республики Коми и НАО представляет собой взаимосогласованные параметры добычи, транспорта углеводородного сырья, общей инфраструктуры; решаются институциональные проблемы.

Расширение территориально-хозяйственных взаимосвязей Республики Коми и НАО связано, прежде всего, с ускорением добычи нефти в НАО и намечаемым снижением в Республике Коми, начиная с 2020 г. Это приведет к тому, что участие нефтяных компаний Республики Коми (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ООО «Роснефть — Северная нефть») будет усиливаться по мере продвижения добычи на север провинции. Это определяется использованием инфраструктуры и кадров нефтяников Республики Коми. Намечаемое строительство нового Усинского НПЗ (ООО «Енисей») открывает новую возможность переработки на нем нефти, добываемой в НАО для собственного обеспечения округа нефтепродуктами, при достижении определенных согласований в этом вопросе между НАО и Республикой Коми.

Другим направлением расширения взаимосвязей в перспективе является решение проблемы утилизации попутного нефтяного газа, как в Республике Коми, так и в НАО. С этой целью намечено превращение действующего завода по переработке попутного газа в г. Усинске в полноценное газоперерабатывающее предприятие мощностью 2,7 млрд м3 в год с получением продуктов газопереработки (сжиженный газ, бензиновые фракции).

Третье направление — разработка небольших газовых месторождений вдоль трассы газотранспортной системы Ямал — Европа в Республике Коми, а также освоение Нарьянмарской группы нефтегазовых месторождений, при условии, что такое решение окажется более эффективным, чем производство сжиженного газа из природного непосредственно в районе его добычи с транспортировкой морским путем.

В 2007—2008 гг. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) отозвало ли-

цензии на разработку газовых месторождений НАО, часть из которых в результате аукциона досталась независимым компаниям. Поэтому сохраняется надежда на то, что энергопроизводственная кооперация в газовой сфере будет происходить уже не на уровне одной корпорации, а на уровне нескольких независимых производителей или их взаимодействия с крупными игроками газового рынка Тимано-Печоры, под контролем которых находится основная транспортная и перерабатывающая инфраструктура.

Организационные взаимосвязи малых независимых нефтяных компаний республики с консорциумом «АССОПефть». Актуальность вопроса о необходимости поддержки независимых малых предприятий обусловливается состоянием сырьевой базы углеводородов Республики Коми: выработка промышленных запасов на крупных месторождениях в перспективе и необходимость поддерживать уровень добычи за счет освоения средних и мелких месторождений. Малые независимые предприятия как более мобильные структуры могут решить эту задачу, особенно учитывая социально-экономический эффект от деятельности малого бизнеса. Последний может выражаться в дополнительных поступлениях в местные региональные бюджеты налогов на прибыль и имущество с меньшим использованием привозной рабочей силы и др.

Наличие организационной структуры, объединяющей интересы малых независимых нефтяных компаний, способствует решению наиболее сложных и прежде всего инвестиционных проблем для таких предприятий, а также повышению эффективности малого нефтяного бизнеса. Так, в республике «АССОНефть» реализует совместно с ООО «Енисей» строительство нового нефтеперерабатывающего завода в районе г. Усинска в ближайшей перспективе.

Энергопроизводственная кооперация между производством нефтепродуктов и газа и потребителями СЗФО. Поставки нефтепродуктов из Республики Коми включают практически всю территорию страны, ближнее и дальнее зарубежье.

Региональная структура потребления нефтепродуктов, произведенных на территории Республики Коми, отражена на рис. 4 [5].

На рисунке отчетливо видны изменения на региональных топливных рынках, выражающиеся в замещении потребления произведенной в Республике Коми продукции внутри республики другими потребителями. Если в 2000 г. продукты глубокой переработки использовались как в самой республике, так и вывозились

в сопредельные регионы примерно в равных пропорциях, то к 2008 г. направление топливных потоков существенно изменилось в пользу экспорта. После серьезной модернизации Ухтинского нефтеперерабатывающего завода (УНПЗ) в начале рассматриваемого периода его продукция частично стала соответствовать европейским требованиям качества. После введения в действие на территории России новых технических регламентов есть шанс, что «евро-топливо», произведенное в Республике Коми, будет потребляться преимущественно внутри страны. Чрезмерно высокие темпы роста экспорта темных нефтепродуктов (мазута) можно рассматривать как временные, поскольку в ближайшие несколько лет следует ожидать снижения спроса на мазут вследствие интенсивной газификации объектов энергетики СЗФО при одновременном сокращении предложения из-за внедрения на большинстве российских заводов новейших технологий переработки тяжелых нефтяных остатков.

Ожидаемое расширение Ухтинского НПЗ до 6—8,5 млн т переработки нефти в год в рамках корпоративной стратегии ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухганефтепереработка», а также строительство нового Усинского НПЗ, реализуемое консорциумом мелких независимых нефтяных компаний России позволит как минимум в 2 раза увеличить поставки бензина, дизельного топлива и мазута в районы Северо-Запада по сравнению с современным уровнем. Кроме того, часть нефтепродуктов, производимых в Республике Коми, может поставляться на рынок северных территорий УрФО. Учитывая, что основная цель расширения Ухтинского НПЗ с позиций корпоративных интересов — экспорт, обеспечение рынка нефтепродуктов в СЗФО и УрФО будет проводиться с учетом экспортных поставок. Продукцию Усинского НПЗ изначально предполагается использовать только на российском рынке, в том числе в зоне СЗФО и севера УрФО.

Межрегиональные газотранспортные корпорации и решение региональных проблем газификации. Общее потребление газа в СЗФО составило в 2008 г. 40,3 млрд м3 из которых только 10% приходится на собственный газ округа (3,4 млрд м3 — Республика Коми, 0,5 млрд м3. — НАО). Остальной газ в районы СЗФО поступает: в западные — из магистральных газопроводов европейской части России, в остальные — из газопровода СРТО — Торжок. Негазифицированной природным газом полностью остается Мурманская область и частично Республика Карелия (2% от общего потребле-

ния СЗФО). Решение проблем газификации СЗФО в перспективе связано с вводом новых транзитных газопроводов, проходящих по территории округа [5].

Реализация крупных инвестиционных проектов в газовой сфере создает условия для нового типа партнерства между бизнесом и региональными сообществами. Поскольку партнерство, как частный случай кооперации, характеризуется условиями юридического оформления взаимоотношений, совместным инвестированием ресурсов (не только финансовых, но и земель-

ных, людских и организационных) и смежными целями управления, то у органов исполнительной власти появляются реальные возможности для вовлечения межрегиональных корпораций в решение региональных проблем на обоюдовыгодной основе.

Строительство ГТС «Ямал — Европа», изначально ориентированного на экспорт природного газа за рубеж, благодаря соглашению между ОАО «Газпром» и Республикой Коми позволит улучшить ситуацию со снабжением природным газом населенных пунктов в рамках

Потребление бензина автомобильного

гит г. гоов Г.

Е?кспорт [^Остальные региоьь РФ

2006". 2007 г. 2033".

1УрФС ШСста-гы-ые региоьы СЗФС И Республика Когл!-

2-з-зс -.

Потребление дизельного топлива

2-3 о Б г.

200 Е -.

2007

2-3 ЗЕ

Н^кспорт □ С1-ые регионь РФ

1УрФС □ Оста.гы-ые регис+ы СЗФС и Республика Коми

Потребление топочного мазута

НЭкспорт □Остальные регионы РФ ИУрФО □ Остальные регионы СЗФО ПРеспублика Коми

Рис. 4. Региональная структура потребления продуктов нефтепереработки Республики Коми

реализации Генеральной схемы газификации республики. Более того, принятие положительного решения о строительстве газопровода-от-вода в районе г. Сосногорска «реанимирует» проект создания глиноземного производства компанией «РУСАЛ» в рамках проекта «Коми Алюминий». В результате уже в среднесрочной перспективе на территории Республики Коми начинают формироваться две энергопроизводственные цепочки: традиционная, но более масштабная «магистральный транспорт — газификация» и абсолютно новая «магистральный транспорт — металлургическое производство». В последнем случае создается реальное условие для диверсификации региональной экономики и изменения сложившейся структуры товарно-производственной кооперации между Республикой Коми и старопромышленными регионами Урала за счет поставок глинозема, а не только бокситовой руды.

Тенденция совместного решения подобных проблем на базе реализации одного крупного или стартового инвестиционного проекта характерна для всего Северо-Западного федерального округа, и особенно для его северных регионов. Газификация населенных пунктов, промышленности и энергетики Мурманской области и Республики Карелии «завязаны» на освоение Штокмановского месторождения и Северо-Европейский газопровод (проект Nord Stream — СЕГ), Архангельской области — на ГТС «СЕГ» и «Ямал — Европа». Эти же самые проекты положены в основу программ газификации Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей. Говоря о выгодах энергопроизводственной кооперации, не следует забывать, что ОАО «Газпром» в этом случае получает постоянно расширяющийся розничный рынок по своей эффективности не уступающий европейскому, так как с 2011 года система внутрироссийского ценообразования на природный газ выходит на формулу равной доходности с экспортом.

Поскольку газопровод «Ямал — Европа» сам по себе является чрезвычайно капиталоемким и многоэтапным проектом, то для его обеспечения потребуется развитие долгосрочных кооперационных связей между газовиками, энергетиками, транспортниками, поставщиками труб и компрессорного оборудования. Согласно проектным решениям, в качестве контрагентов проекта задействованы среди прочих предприятия Северо-Запада, Урала и Поволжья, которые своей пространственной, производственной и транспортной инфраструктурой форми-

руют единый экономический макрорегион по всей территории Большого Урала. Долгосрочная потребность в трубной продукции, выпускаемой на заводах «Северстали» на территории СЗФО, дает дополнительный стимул для развития угольной промышленности г. Воркуты и в условиях снижения спроса на металл на мировых рынках окажет благоприятное воздействие на металлургические производства Череповца и Ижоры. Все это, в свою очередь, повышает эффективность других крупных инвестиционных проектов, реализуемых консорциумом предприятий и регионов в сопредельных федеральных округах. В частности, речь идет о проектах «Урал Промышленный — Урал Полярный» и «Белкомур».

Межрегиональные взаимодействия Республики Коми с регионами СЗФО и УрФО по использованию печорских углей. Переход ОАО «Воркутауголь» в 2003 г. в собственность ОАО «Северсталь-ресурс» и создание межрегиональной ВИК позволили выработать основы технической политики ОАО «Воркутауголь», предусматривающей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— реконструкцию пяти перспективных шахт;

— повышение качества коксующихся углей за счет роста удельного веса концентрата до 70%;

— сокращение подземной и наземной сервисной инфраструктуры.

Самым крупным потребителем коксующихся углей в СЗФО является ОАО «Северсталь», на долю которого приходится 79,6% от общего объема поставок воркутинских коксующихся углей. Металлургические предприятия УрФО (ОАО «Челябинский МК» и ОАО «Магнитогорский МК») не являются стабильными потребителями воркутинских коксующихся углей. Железнодорожная связь Коми-Урал окольным путем через Котлас является главным ограничивающим фактором формирования межрегиональной связи Республики Коми с Уралом в настоящее время.

Форма энергопроизводственной кооперации добывающих компаний Печорского угольного бассейна с электростанциями — заключение годовых договоров о поставках энергетических углей. По Республике Коми этим занимается ЗАО «КЭС-Трейдинг» (г. Пермь). Аналогичные договора действуют в ОАО «ТГК-1» и ОАО «ТГК-2».

Ограниченное число потребителей энергетических углей Печорского бассейна (Апатитская ТЭЦ, Северодвинская ТЭЦ, Череповецкая

ГРЭС с общим объемом потребления 1 млн т угля в год) говорит о снижении их роли и слабых энергопроизводственных связях Республики Коми с СЗФО. Наиболее крупным потребителем интинских энергетических углей в СЗФО остается Северодвинская ТЭЦ (Архангельская область) (40,8% от объема их добычи).

В перспективе формирование макрорегиона Северные территории (ХМАО, ЯНАО, Республика Коми — Урал (промышленный), и создание благоприятных транспортных условий для обеспечения связи северных территорий с Уралом создает реальные возможности расширения природно-ресурсной базы Республики Коми.

Таким образом, анализ энергопроизводственной кооперации Республики Коми с районами СЗФО и УрФО позволил выделить три типа характерных видов кооперации: между добывающими предприятиями различных районов округа; между предприятиями добывающими (производящими) и потребителями их (нефтепродукты, газ, уголь); между транзитными газотранспортными системами (СРТО — Торжок и Ямал — Европа, Северо-Европейский газопровод) и обеспечением развития газификации районов их прохождения (Республика Коми, районы Северо-Запада и России).

Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция и особенно ее северная часть, остается до 2030 г. основным районом добычи нефти в СЗФО. Арктический шельф Печорского и Баренцева морей, несомненно, имеет перспективы развития, но отсутствие реального опыта освоения морских месторождений в сложных природно-климатических условиях не позволяет пока делать окончательных выводов о том, как быстро они будут востребованы рынком.

Основные перспективы добычи собственного газа в СЗФО связаны с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения на арктическом шельфе Баренцева моря, что позволит увеличить экспортные поставки газа, а также решить проблему газификации Мурманской области и западных районов СЗФО.

Перспективы добычи угля в СЗФО определяются развитием Печорского угольного бассейна с позиций корпоративной стратегии и не предусматривают значительного роста добычи углей, особенно энергетических. Рост добычи печорских углей возможен с расширением межрегиональной интеграции Коми — Урал и Коми — СЗФО при формировании крупного макрорегиона, охватывающего эти территории, при

условии развития новых транспортных коридоров по северной части Северо-Запада и по восточному склону Уральских гор — Лабытнанги — Полуночное до Урала (промышленного).

Список литературы

1 .Дмитриева Т.Е., Калинина A.A., Лаженцев В.Н. Основания и условия межрегиональной интеграции Коми — Урал // Экономика региона (тематическое приложение) №2(10). 2007.

2. Минерально-сырьевая база угольной промышленности России. Т. I. Состояние, динамика, развитие. М.: Изд-во Московского государственного горного университета, 1999. 648 с.

3. Герасимов Н. Н., Деревянно И. В., Шипунов А. П. Состояние ресурсной базы и перспективы дальнейшего освоения угольных месторождений Печорского бассейна // Народное хозяйство Республики Коми : материалы 3-ей межрегиональной науч.-практ. конф. «Освоение минеральных ресурсов Севера: проблемы и решения», Воркута, Сыктывкар, Ухта, 2005, Т. 14. №1. с. 151-156.

4. Статистический ежегодник Республики Коми : Стат. сб. / Комистат. Сыктывкар, 2008.451 с.

5. Использование топливно-энергетических ресурсов в Республике Коми : Стат. сб. // Комистат. Сыктывкар, 2009. 62 с.

6. Каталог инвестиционных проектов и предложений Республики Коми. Сыктывкар : Минэкономразвития PK, 2007.

7. Калинина А. А., Луканичева В. П. Печорский угольный бассейн в системе межрегиональной интеграции Республика Коми — Урал // Энергетическая безопасность России. Новые подходы к развитию угольной промышленности : труды X международной научно-практической конференции. Кемерово: ИУУ СО РАН, 2008. 306 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.