Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
УДК 338.1 И. М. Рзаев*
Роль природно-ресурсного комплекса в обеспечении экономической безопасности Северо-Западного федерального округа России
Статья посвящена характеристике регионального природно-ресурсного комплекса и определению его роли в обеспечении экономической безопасности СЗФО. Содержится описание угроз и факторов их детерминации. Представлен перечень мероприятий, направленных на обеспечение региональной экономической безопасности.
Ключевые слова: природные ресурсы, безопасность, экономическая безопасность, региональная экономика, угрозы экономике, Северо-Западный федеральный округ России.
I.M. Rzaev*. Role of a nature-resource complex in maintenance of economic safety of NorthWest federal district of Russia.
The article is dedicated to description of regional natural-resource complex and identification its role in economic safety ensuring in NWFD. It includes description of threat and its determinations factors. There is presented a list of actions which directed to ensuring regional economic safety.
Keywords: natural resources, safety, economic safety, regional economy, threats to economy, NorthWest federal district of Russia.
Россия располагает значительными запасами природных ресурсов и мощным топливноэнергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики.
Природно-ресурсный комплекс обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Именно поэтому при разработке долгосрочной стратегии развития России ключевое место отводится природно-ресурсному комплексу и его роли в обеспечении национальной безопасности.
Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства1. В свою очередь, национальная безопасность включает в себя национальную экономическую безопасность, а та — региональную экономическую безопасность.
Обеспечение региональной экономической безопасности является частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации2. В ней определено, что одним из главных направлений в данной сфере на среднесрочную перспективу является создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития и использования имеющихся природных ресурсов. Помимо этого, в ней указаны риски и угрозы, способные оказать негативное воздействие на состояние экономической безопасности. К ним относятся:
— сохранение экспортно-сырьевой модели развития регионов и национальной экономики в
целом;
— снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;
— потеря контроля над национальными ресурсами;
* Рзаев, Игорь Мехрабович, адъюнкт кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 8-911-240-95-50. E-mail: [email protected].
* Rzaev, Igor Mehrabovich, the graduated in a military academy of chair of economy and management of social and economic processes. 198206, St.-Petersburg, street of Pilot Piljutova, 1. Ph. 8-911-240-95-50. E-mail: [email protected].
— ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики.
Наряду с вышеперечисленными факторами, прямое и крайне негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в экономической сфере может оказать дефицит топливноэнергетических, водных и биологических ресурсов.
Именно поэтому вопросу о роли природно-ресурсного комплекса в обеспечении экономической безопасности Северо-Западного федерального округа уделяется столь повышенное внимание, как со стороны властей субъектов, входящих в него, так и со стороны федерального правительства.
Переходя непосредственно к рассмотрению вопроса, вначале укажем особенности СевероЗападного федерального округа (СЗФО). В состав СЗФО входят одиннадцать субъектов Российской Федерации: Республики Карелия и Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области; город федерального значения — Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ3. Валовой региональный продукт (ВРП) СЗФО за 2007 г. составил около 2,8 трлн. рублей4. Наибольший удельный вес в структуре ВРП приходится на долю доходов, получаемых от экспорта природных ресурсов — около 30%5.
Согласно данным Северо-Западного таможенного управления, структура экспорта в СЗФО году выглядит следующим образом:
— минеральные продукты (в т.ч. топливно-энергетические товары) — 42 млрд. долларов США (66,9% от совокупного объема экспорта);
— древесина, целлюлозно-бумажные изделия — 4 млрд. долларов США (6,4%);
— металлы и изделия из них — 11,1 млрд. долларов США (17,7%).
Таким образом, на долю природных ресурсов приходится более 90% совокупного объема экспорта, что доказывает экспортно-сырьевую направленность региона. Данное положение таит в себе определенную угрозу. Этот ярко проиллюстрировали события, произошедшие в 2008 г. Из-за разразившегося глобального финансово-экономического кризиса, вследствие уменьшения платежеспособного спроса со стороны стран-потребителей природных ресурсов, приблизительно на 10-15% сократился экспорт указанных товарных групп6, что привело к уменьшению доходов федерального и региональных бюджетов. Под угрозой срыва оказалось выполнение важных социальноэкономических программ и проектов, а от других пришлось и вовсе отказаться, что опять-таки может негативно сказаться на экономическом развитии региона.
Успешность освоения природных ресурсов Северо-Западного федерального округа, раскрытие его ресурсного потенциала, заключается не столько в росте добычи природных ресурсов, сколько в рациональном и комплексном их освоении и эффективном использовании для удовлетворения собственных нужд и страны в целом, для обеспечения ее энергетической и экономической безопасности.
В соответствии с принятой правительством Российской Федерации в 2003 г. Энергетической стратегией России на период до 2020 г.7, одной из основных задач топливно-энергетического комплекса являются развитие нефтегазодобычи. В первую очередь — на побережье и шельфе Печорского и Баренцева морей. Это имеет системообразующие значение для всего округа, инициируя, в частности, развитие высокотехнологических отраслей экономики.
Реализация проектов вносит существенные изменения в уровень развития региона. Они способны совершить качественный скачок в темпах развития округа, усилить геополитическое значение страны, оказать существенное влияние на развитие каждого отдельного региона при условии развития приоритетных для всего округа отраслей, изменить структуру отраслей региона. Несмотря на благоприятные перспективы роста добычи нефти и газа на территории округа, эффективное их вовлечение в хозяйственное освоение может быть осуществлено только после преодоления ряда дисбалансов освоения ресурсной базы.
Основной задачей в области использования минеральной базы топливно-энергетических ресурсов Северо-Западного федерального округа является гармонизация вовлечения в разработку запасов различных видов минеральных топлив и увеличение доли местных видов энергоносителей в топливно-энергетическом балансе округа.
СЗФО обладает огромными извлекаемыми запасами промышленных категорий минеральных энергоносителей, т.е. теми запасами, которые могут быть экономически рентабельно вовлечены в освоение: это 14 млрд. тонн условного топлива по угольному эквиваленту8. Дисбаланс ресурсных возможностей и эксплуатации природных ресурсов заключается в том, что структура добычи значительно отличается от структуры запасов. В частности, доля нефти в добыче превышает ее долю в запасах в 5 раз, в то время как доля торфа в добыче в 50 раз меньше его доли в запасах. Значительный дисбаланс отмечается и в потреблении на территории округа местных видов топлив — горючих сланцев и торфа, доля которых в топливно-энергетическом балансе пренебрежимо мала. Причина экстенсивной
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
разработки запасов нефти и природного газа (на суше) заключается в острой востребованности их на рынке. Вместе с тем в связи с ростом цен на традиционное топливо рентабельность и инвестиционная привлекательность освоения местных ресурсов существенно увеличатся.
Основными целями использования местных видов топлива являются снижение расходов на дальнепривозное топливо, создание местных рабочих мест, а также обеспечение децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива. Преимущество использования торфа как местного источника энерго- и теплообеспечения заключается также в том, что он является возобновляемым в соответствующих условиях ресурсом — ежегодный естественный прирост торфа составляет 0,2%9. Для его использования в качестве источника энергии необходимо создание новых тепловых электростанций мощностью 20-30 МВт и котельных в богатых торфом и энергодефицитных регионах (Калининградская, Вологодская, Псковская, Новгородская, Архангельская области). Помимо торфа, малые котельные могут быть ориентированы на использование возобновляемых источников энергии, являющихся отходами производства, — опилок, щепы, биогранул.
Перспективным направлением увеличения доли местных источников в обеспечении потребностей округа является строительство энерготехнологического комплекса по переработке горючих сланцев на синтетические нефть и газ.
Очевидный дисбаланс освоения ресурсной базы наблюдается и в соотношении между нефтью и газом. Если в общей структуре запасов на долю свободного газа приходится около 70%, то его доля в добыче не превышает 15%, в то время как основная добыча приходится на нефть (78%), хотя ее доля в запасах — менее 30%.
Таким образом, коэффициент освоения запасов (определяемый как соотношение величины текущей добычи к извлекаемым запасам промышленных категорий) нефти в 2,8 раза выше оптимального. И по мере увеличения добычи в условиях отсутствия реального роста ресурсной базы нефти за счет геологоразведочных работ и переоценки, как это наблюдается в последнее время,
асимметрия будет возрастать, что будет приводить к экстенсивному использованию ресурсного
10
потенциала10.
Коэффициент освоения запасов свободного газа угрожающе мал (0,2), что связано с практически полным отсутствием работ по вводу в разработку месторождений шельфа Баренцева моря — в первую очередь Штокмановского, лицензия на промышленное освоение которого была выдана в марте 1993 г. За двенадцать лет не добыто ни одного кубического метра газа, что сказалось как на снижении инвестиционной привлекательности, так и экономической безопасности региона. При самом оптимистичном сценарии разработка месторождения начнется после 2010 г. Не менее важна диспропорция в обеспечении потребностей округа добываемыми на его территории нефтью и газом. Весь добываемый газ может обеспечить не более 10% потребностей округа, и только ввод в разработку шельфовых газовых месторождений (при направлении части газа на удовлетворение нужд округа) сможет исправить это положение.
Существует ошибочное мнение, что округ самодостаточен по нефти и нефтепродуктам. К такому выводу приводит формальное сравнение объемов добычи нефти, производства нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах округа и поставок в субъекты Федерации, входящих в его состав. Вместе с тем анализ реальных транспортных потоков показывает, что только 14% добываемой на территории Северо-Западного федерального округа нефти поступает на местную переработку и обеспечивает около 15% потребности округа в нефтепродуктах11.
Насущной необходимостью является создание региональных нефтеперерабатывающих мощностей в Калининградской области и северо-западной части округа с целью повышения их энергоэкономической безопасности.
Важной государственной задачей является повышение степени энергетической независимости Калининградской области от поставок из сопредельных государств путем диверсификации ее топливоснабжения и развития местной энергетической базы. Удовлетворение потребностей области в нефтепродуктах может обеспечить строительство нефтеперерабатывающего завода на основе местной нефти. В настоящее время соотношение цен реализации высококачественной нефти и нефтепродуктов на мировом и внутреннем рынке делает этот проект малопривлекательным, но обеспечение национальной и экономической безопасности ее эксклавной территории позволяет подойти к проблеме не только с позиции экономической эффективности.
Развитие нефтедобычи в арктических регионах России — на побережье и шельфе Печорского моря, в Обской губе, на месторождениях Ванкорской группы и т.п. обеспечит к 2015 г. рост добычи нефти на 50 млн. тонн в год12. Однако реализация существующей программы освоения арктических месторождений нефти не окажет никакого влияния на обеспечение экономической и энергетической безопасности региона, поскольку из развивающихся центров нефтедобычи нет возможности
рентабельной транспортировки нефти на существующие нефтеперерабатывающие заводы России, и они ориентированы исключительно на экспорт. Строительство нефтепровода Западная Сибирь — Баренцево море, независимо от его конкретной трассы, еще более усилит экспортную составляющую в балансе нефти округа. Предполагается, что более 20 млн. тонн придется на нефть, добываемую в СЗФО на побережье и шельфе Печорского моря — в большинстве своем битуминозную, имеющие значительный выход более дешевого мазута при нефтепереработке. Низкое качество нефти обусловливает также значительную скидку к цене ее реализации по сравнению с маркерным сортом Urals (до 10% и более), что сказывается на рентабельности освоения шельфовых месторождений.
Еще одним приоритетом развития региона является лесопромышленное хозяйство. Необходимо отметить, что, наряду с минерально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, в регионе сосредоточено, по разным оценкам, от 40 до 50% запасов леса европейской части территории России13. Указанное обстоятельство и близость СЗФО к границам Европейского Союза способствовали созданию транспортных коридоров (не всегда легальных) по вывозу необработанной или малообработанной древесины. На этом фоне более чем странной выглядит политика государства по сохранению низких экспортных пошлин на необработанную древесину. С одной стороны, это может быть вызвано политикой лоббирования заинтересованных субъектов внешнеэкономической деятельности, а с другой — отсутствием на приграничных территориях современных деревообрабатывающих производств, но в том и другом случае наносится ущерб национальным стратегическим интересам.
По мнению многих специалистов, основной проблемой отрасли (не только СЗФО, но и всей России) является недостаточная глубина переработки древесины непосредственно в регионах произрастания. В структуре лесобумажного экспорта до сих пор преобладает сырье, из-за чего теряется значительное количество рабочих мест, ограничиваются валютные поступления, замедляется экономическое развитие региона. Вторым обстоятельством, на которое обращают внимание специалисты, является достаточно низкий уровень использования расчетной лесосеки, и хотя на фоне российских показателей лесопромышленный комплекс выглядит неплохо, этого явно недостаточно. Для справки: Россия имеет огромные возобновляемые запасы лесосырьевых ресурсов, позволяющие без экологического ущерба ежегодно заготавливать около 700 млн. кубометров древесины, однако в последние годы заготавливается не более 90 млн. кубометров древесины, что составляет примерно 13% ее запасов. Расчетная лесосека ЛПК Северо-Запада составляет 83 млн. кубометров, а вырубается
14
примерно половина .
Все вышеуказанное является неоспоримым доказательством того, что еще как минимум 10-20 лет природно-ресурсный комплекс будет являться фундаментом социально-экономического развития региона и залогом обеспечения его экономической безопасности.
Именно поэтому сегодня необходимо уделить особое внимание решению проблем, направленных на повышение региональной экономической безопасности в природно-ресурсном комплексе. К мерам, которые необходимо предпринять для решения указанных в работе задач, относятся:
— во-первых, осуществление перехода к рациональному сочетанию административных и экономических методов государственного регулирования в области природопользования;
— во-вторых, развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере природопользования;
— в-третьих, оптимизация объема и расширение диверсификации источников инвестиций при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов;
— в-четвертых, усовершенствование механизма государственного регулирования экспортноимпортных операций в сфере природных ресурсов;
— в-пятых, осуществление государственной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
— в-шестых, углубление и совершенствование экономического механизма природопользования;
— в-седьмых, создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов природных ресурсов.
Список литературы
1. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Собрание законодательства РФ.
- 1992. - № 15. - Ст. 769.
2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности в Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
3. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 20. — Ст. 2112.
4. Распоряжение Правительства РФ от 29 августа 2003 г. № 1234-р «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» // Российская газета. — 2003. — 7 октября.
5. Бурый, О.В., Калинина, АА, Кукреш, Л.Я. Энергоэкономическое прогнозирование развития региона. — М.: Наука, 2008.
6. Воробьев, А.Е., Балыхин, ГА., Комащенко, В.И. Национальная минерально-сырьевая безопасность России: современные проблемы и перспективы. — М.: Высшая школа, 2007.
7. Красовская, Т.М. Природопользование Севера России. — М.: ЛКП, 2008.
8. Морозова, Т.Г. Региональная экономика. — М.: ЮНПТП-ДАНА, 2009.
9. Глебов, Р.Н. Охрана и защита леса // Лесной бюллетень СЗФО : информационноаналитическое издание. — 2007. — № 1-2.
10. Григорьев, М.Н. Освоение ресурсной базы нефти СЗФО: рынки и транспортные схемы // Нефть. Газ. Промышленность. — 2008. — № 6.
11. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vrp98-07.htm.
12. URL: http://sztu.customs.ru/ru/statistics/export.
Literature
1. Act RF from 05.03.1992 № 2446-1 «About safety» // Gathering of legislation RF. — 1992. — № 15.
- Art. 769.
2. The Presidential decree of Russian Federation from 12.05.2009 № 537 «About strategy of national safety in Russian Federation to 2020 year» // Gathering of legislation RF. - 2009. - № 20. - Art. 2444.
3. The Presidential decree of Russian Federation «About plenipotentiary of President of Russian Federation in federal district» / / Gathering of legislation RF — 2000. — № 20. — Art. 2112.
4. Order of Government RF from 29.08.2003 № 1234-r «Energy strategy of Russia to 2020 year» / / Russian newspaper. — 2003. — 7 October
5. Buryy, O.V., Kalinina, AA, Kukresh, L. Y. Energy-economic forecasting of regional development. — Moscow, 2008.
6. Vorobyev, A.E., Balykhin, GA, Komashenko, V.I. National mineral-staff safety of Russia: modern problems and prospects. — Moscow, 2007.
7. Krasovskaya, T.M. The nature management of Russian north. — Moscow, 2008.
8. Morozova, T.G. The regional economy. — Moscow, 2009.
9. Glebov, R. N. The protection and maintenance of forest // Forest bulletin NWFD: informational-analytical edition. — 2007. — № 1-2.
10. Grigoriev, M.N. Developing of oil resource base of NWFD: markets and transport scheme // Oil. Gas. Industry. — 2008. — № 6.
11. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vrp98-07.htm.
12. URL: http://sztu.customs.ru/ru/statistics/export.
1 Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // собрание законодательства РФ. 1992. № 15. Ст. 769
2 Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности в Российской Федерации до 2020 года» / / Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444
3 Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 20. Ст. 2112
4 URL: http:/ / www.gks.ru/free_doc/ new_site/vvp/vrp98-07.htm
5 URL: http: / / sztu.customs.ru/ru / statistics/ export
6 Там же
7 Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2003 № 1234-р «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» / / Российская газета. 2003. 7 октября
8 Воробьев А.Е., Балыхин Г.А., Комащенко В.И. Национальная минерально-сырьевая безопасность России: современные проблемы и перспективы. М.: Высшая школа, 2007. С. 312-313
9 Бурый О.В., Калинина А.А., Кукреш Л.Я. Энергоэкономическое прогнозирование развития региона. М.: Наука, 2008. С. 236237
10 Воробьев А.Е., Балыхин Г.А., Комащенко В.И. Национальная минерально-сырьевая безопасность России... С. 336-338
11 Григорьев М.Н. Освоение ресурсной базы нефти СЗФО: рынки и транспортные схемы // Нефть. Газ. Промышленность. 2008. № 6
12 Красовская Т.М. Природопользование Севера России. М.: ЛКИ, 2008. С. 180-181
13 Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 309
14 Глебов Р.Н. Охрана и защита леса //Лесной бюллетень СЗФО: информационно-аналитическое издание. 2007. № 1-2.