УДК 343.851.3
ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВШИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ
ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Даххаев М.М., начальник УФСИН России по Республике Дагестан генерал-майор внутренней службы, соискатель кафедры уголовного права и криминологии
E-mail: [email protected]
В представленной статье исследуются проблемы ресоциализации осужденных, и ее значимости в рамках уголовно-исполнительной политики в целом. В ней предпринята попытка дать понятие ресоциализации осужденных и раскрыть его содержание. Также в работе систематизируются формы и методы ресоциализации, отмечается необходимость их дифференциации по отношению к двум разным категориям: осужденных отбывающих наказания в местах лишения свободы и осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы. Дается аналитический обзор мер ресоциализации в практике уголовно-исполнительных учреждений Республики Дагестан. На основе полученных данных вырабатываются предложения по оптимизации данных мер.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, ресоциализации осужденных, освобождающиеся осужденные, социальная реабилитация осужденных
PROBLEMS OF RESOCIALIZATION OF CONVICTS WHO SERVED A SENTENCE OF
IMPRISONMENT
Dahhaev M.M., Head of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Republic of Dagestan, Major-General of the internal service, competitor for the Department of Criminal Law and Criminology
In the given article we study the problem of re-socialization of convicts, and its significance in the framework of penal policy as a whole. The author attempts to give the concept of re-socialization of prisoners and reveal its contents. In this article the forms and methods of re-socialization are systematized, there is a need for their differentiation into two different categories: the convicts serving sentences in prisons and convicts released from prison. An analytical overview of the measures in the practice of re-socialization of penitentiary institutions of the Republic of Dagestan is provided. On the basis of the data received the proposals for optimization of these measures are developed.
Key words: penal policy, resocialization of convicts, the freed prisoners, social rehabilitation of convicts.
1. Уголовно-исполнительные учреждения призваны обеспечить не только временную изоляцию осужденных от общества, но также оказать им всемерное содействие в перевоспитании и последующей социальной реадаптации и ресоциализации. Именно при таком подходе деятельность УИС способствует созданию гарантий безопасности для всех граждан страны (эти гарантии и представляют собой продукт «внутренняя безопасность») [5, с. 95].
В этой связи современная уголовная политика в сфере исполнения различных видов наказаний и, прежде всего, наказания в виде лишения свободы нацелена на ресоциализацию осужденных. Достижение эффективных результатов в системе исполнения наказаний во многом связывается с ресоциализацией осужденных. Очевидно, что от степени адаптации к жизни осужденных после освобождения и умения найти в ней свою социальную нишу зависит снижение их криминогенного потенциала и способствует их надлежащей социализации.
Не случайно, значительное внимание уделяется проблемам ресоциализации осужденных в разработанных на международном уровне стандартах. Так, в комментариях к Европейским пенитенциарным правилам (1987) указывается, что «цели исправительного воздействия на осужденных состоят в том, чтобы... способствовать формированию у них чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать их реинтеграции в общество, помогут им следовать требованиям законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами после освобождения» [3]. Разумеется, основополагающими условиями, которые способствуют ресоциализации осужденных, во все времена были и остаются: труд, образовательное и социальное обучение и занятие спортом, физкультурой, фитнесом.
Потребность решения проблемы ресоциа-лизации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, обусловила введение в штатное расписание исполнительных учреждений специалистов по
М.М. ДАХХАЕВ
социальной работе с осужденными, полномочия которых получили закрепление на нормативном уровне в приказах Минюста России [6, 7].
Вопросами ресоциализации осужденных на научном уровне активно занимаются ученые и научно-педагогические работники ведущих учебных и научно-исследовательских учреждений, в частности, Академии права и управления ФСИН РФ, НИИ ФСИН РФ и др.
С точки зрения большинства отечественных ученых, ресоциализация осужденных может рассматриваться как вполне самостоятельная научная проблема. Однако в комплексе вопросов, связанных с содержанием деятельности по исправлению осужденных не наблюдается ее обособление в относительно-самостоятельный блок, до сих пор отсутствует единая концепция ресоциализации осужденных, не выработано однозначное толкование термина «ресоциализация осужденных».
В широком смысле термин «ресоциализация» обычно используется для обозначения процессов «вторичного» вхождения индивида в социальную среду в результате «дефектов» социализации или смены социокультурного окружения [4]. В уголовно-исполнительной литературе «ресо-циализация» определяется как «комплекс мероприятий, направленных на восстановление, приобретение социальных связей, утраченных как вследствие преступной деятельности, так и в период вынужденной изоляции от общества» [2, с. 37].
Наибольший интерес представляет понятие «ресоциализации» в социологической литературе. Учеными-социологами ресоциализация осужденных рассматривается как длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, преследующих цель формирования у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества (в том числе, исключая совершение правонарушений со стороны бывшего заключенного) [1].
Объектами процесса ресоциализации выступают две категории осужденных:
а) лица, осужденные к лишению свободы и находящие в уголовно-исполнительном учреждении;
б) лица, освобожденные из мест лишения свободы.
Пенитенциарные исследования показывают, что в условиях изоляции от общества личность осужденного испытывает значительную трансформацию, у осужденных наблюдается смещение иерархии ценностей в сторону той ее части, которая обеспечивает индивидуальное, или внесоци-альное существование, а ценности, связанные дея-тельностной и социальной сущностью человека, отходят на второй план.
Вот почему сотрудники уголовно-исполнительной системы должны обладать сложным комплексом психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных знаний, с помощью которых появляется возможность формирования у каждого осужденного способность к включению в обычные условия функционирования общества. Успешное корректирующее воздействие на личность осужденных должно основываться на принципах дифференциации индивидуализации. Иными словами, в отношении каждой категории осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы, каждой категории осужденных, освобожденных из мест лишения свободы, каждого осужденного индивидуально необходимо использовать наиболее эффективные и приемлемые средства воздействия. Например, при организации мер ресоциализации следует учитывать уязвимость отдельных категорий осужденных: лиц, женского пола, не достигших совершеннолетия, пенсионеров, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями, наркоманов и инвалидов.
Необходимость решения проблем, связанных с ресоциализацией осужденных подтверждена и результатами социологических опросов, проведенных в рамках настоящего исследования. Опросом было охвачено всего 250 осужденных. Респондентам были заданы следующие вопросы: «В случае возникновения трудностей с пропиской, трудоустройством и другими жизненными проблемами могли бы Вы повторно совершить преступление?»; «Есть ли у Вас к кому обратиться за помощью в данной ситуации, чтобы больше не встать на преступный путь?»; «Есть ли у Вас семья, дети? Если да, удерживает ли это вас от повторного совершения преступления?». Ответы распределились следующим образом. Основной контингент опрошенных (68,7%) ответили, что, несмотря на жизненные сложности, после освобождения они намереваются вести законопослушный образ жизни. Известная доля осужденных (23,6%) заявили, что если столкнутся с жизненными проблемами, возможность совершения нового преступления не исключена, 8,7% респондентов предпочли не отвечать на этот вопрос. По второму вопросу 45,7% осужденных ответили, что обратиться за помощью им не к кому, так как многие их близкие отвернулись от них либо предпочитают меньше контактировать с ними, 43,5% осужденных заявили, что, возможно, родственники и близкие поддержат их и помогут, 10,8% - не дали ответа. При этом 67,5% осужденных имеют семью и детей, что значительно сдерживает их от совершения новых преступлений и обязывает вести законопослушный образ жизни, 21,8% осужденных не имеют семьи, 10,5% разведены, имеют детей, для обеспечения воспитания которых они готовы отказаться от совершения преступлений, 6,2% жили в фактических брачных отношениях, вероятность возврата к которым у них отсутствует.
Аналогичные выводы следуют из отчетных данных Уполномоченного по правам человека РД. Из ряда вон выходящий случай произошел в воспитательной колонии г. Кизилюрта, когда несколько воспитанников обратились в суд с заявлениями об отказе от условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Свое нежелание оказаться досрочно на свободе воспитанники колонии мотивировали тем, что им некуда идти, у них нет своего жилья, утеряны связи с родственниками [8].
На основе анализа полученных данных можно констатировать, что большинство осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, напрямую связывают возможность совершения ими повторных преступлений с решением социальных, бытовых и иных жизненных проблем. В этой связи администрация уголовно-исполнительных учреждений, общественные и благотворительные организации, трудовые коллективы должны оказывать всемерное содействие и конкретную помощь осужденным лицам, при их освобождении, освобождаемым в решении этих проблем. Ведь с учетом 8,7% осужденных, которые затруднились дать ответить на этот вопрос, возможность продолжения своей преступной деятельности не исключается каждым третьим осужденных, отбывающим наказание в виде лишения свободы.
Мероприятия по ресоциализации осуществляются сотрудниками уголовно-исполнительных учреждений на стадии подготовки к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ. На данном этапе не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы сотрудниками уголовно-исполнительных учреждений проводится следующая работа с осужденными:
- беседы с каждым осужденным, в ходе которых устанавливается, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, сохранились ли у него связи с родственниками, каков характер взаимоотношений с ними, каковы его жизненные планы, готов ли осужденный к жизнедеятельности на свободе, а также осужденным разъясняется о целесообразности возвратиться на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;
- от каждого лица, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, истребуются письменные заявления с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;
- непосредственно рассматриваются заявления осужденных и принимаются конкретные решения по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденных.
Так, в частности, при наличии письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация ИУ направляет запросы в органы местного самоуправ-
ления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о наличии возможности его трудоустроить, предоставить регистрацию и жилье лицам, не имеющим определенного места жительства, с указанием наличия или отсутствия у них специальности. В орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства направляются запросы о возможности проживания по указанному адресу.
Во всех исправительных учреждениях Республики Дагестан в соответствии с приказом Минюста РФ от 13.01.2006 года № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» с помощью сотрудников групп социальной защиты осужденных организуют и осуществляют мероприятия по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из исправительных учреждений.
Между тем, эффективность мер по ресоци-ализации осужденных обеспечивается при условии тесного взаимодействия органов исполнения наказаний с органами исполнительной власти и другими министерствами и ведомствами республики (Минюст, Минтруд, Минздрав, Минобрнауки РД). Так, на уровне Республики Дагестан результатом совместной проведенной работы УФСИН России по РД и органами исполнительной власти стало утверждение Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.06.2009 г. № 214 республиканской целевой программы «Социальная реабилитация и адаптация в Республике Дагестан лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2009-2011 годы» [9].
Реализуя программные мероприятия, учреждения социального обслуживания населения оказали помощь и социальную поддержку лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и нуждающимся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах, социально-трудовой адаптации.
Одним из основных направлений социальной помощи осужденным лицам должно быть оказание содействия им в получении специальности администрацией уголовно-исполнительных учреждений. Так, в исправительных учреждениях УИС РД функционирует шесть профессиональных училищ, где обучают следующим специальностям: каменщик, столяр, плотник, газо- и электросварщик, штукатур и швея. Однако трудоустроить осужденных по специальности после освобождения затруднительно без поддержки Федеральной службы занятости населения. В этой связи необходимо организовать взаимодействие Министерства труда и социального развития и УФСИН России по РД, ежеквартальное направление ФСЗН в исправительные учреждения сведений об имеющихся вакансиях на рынке труда. На основании представленных
М.М. ДАХХАЕВ
вакансий администрациями ИУ будут приниматься заблаговременные меры по обучению осужденных востребованным специальностям.
В целом можно констатировать, что Министерство труда и социального развития РД оказывает посильную помощь и содействие в трудоустройстве граждан, освобождающихся из исправительных учреждений. На основе договорных отношений с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Дагестан органами занятости предпринимаются меры по максимальному содействию в трудоустройстве данной категории граждан, а также предоставлению им профориентационных услуг: по вопросам получения и смены профессии, трудоустройства в другой местности и др. Между тем, осужденные, освободившиеся из мест лишения свободы, - наименее востребованная работодателем категория, в большей степени подверженная риску увольнения. Это связано с тем, что осужденные обладают недостаточным профессиональным уровнем, низкой мотивацией к труду, неудовлетворительным состоянием здоровья, склонностью к нарушениям трудовой дисциплины.
Таким образом, аналитический обзор практики реализации мер ресоциализации, принимаемых учреждениями УФСИН в отношении осужденных, подтверждает их эффективность и приводит к выводу о необходимости дальнейшего их совершенствования. В этом направлении предлагаем следующие меры:
1. Организовать бытовое и культурное обустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы в сельской местности с привлечением к труду в сфере сельхозпроизводства. Сельское хозяйство сейчас испытывает недостаток «рабочих рук», наблюдается огромная текучесть кадров. При этом также имеется спрос на неквалифицированный труд, который значительно выше, чем на производстве (в 5 раз).
2. Создать Центр социальной реабилитации для лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, с целью получения ими юридической, психологической и социальной помощи, а также содействия в трудоустройстве.
Литература
2. Андреев Н.А. Социология исполнения уголовных наказаний: учеб. пособие. М., 2001. С. 108.
3. Громов В.В., Крылов А.С. Социальные связи в процессе ресоциализации осужденных // Применение наказаний, не связанных с лишением свободы. М., 1989.
4. Емельянова В.Е. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации и права осужденных к лишению свободы в условиях глобализации // Вестник Владимирского юридического института. 2009. №2 (11).
5. Kennedy D., Kerber A. Resocialization: an American experiment // New York: Behavioral Publ. 1976. P. 5-50.
6. Котляров И.Д. Новый взгляд на функции уголовно-исполнительной системы: сервисный подход // Юридический вестник ДГУ. 2014. №1.
7. Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 30 дек. 2005 г. № 262: в ред. от 28.01.2008 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 13 янв. 2006 г. №2. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
9. Общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания // Информационный сборник. № 1 (9).
10. Об утверждении республиканской целевой программы "Социальная реабилитация и адаптация в Республике Дагестан лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2009-2011 годы": постановление Правительства Республики Дагестан от 30 июня 2009 года №214. URL: http://docs.cntd.ru/document/473102298 (дата обращения: 04.10.2014).
Поступила в редакцию 31 октября 2014 г.