Научная статья на тему 'Подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания как механизм ресоциализации и реального включения их в гражданское общество'

Подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания как механизм ресоциализации и реального включения их в гражданское общество Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2388
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ШКОЛА ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ / PENAL POLICY / RESOCIALIZATION / SCHOOL OF CONVICTS’ PREPARATION FOR RELEASE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Адоевская Ольга Александровна

В статье рассматриваются вопросы подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания. Основными проблемами в сфере подготовки осужденных к лишению свободы к освобождению от отбывания наказания являются несовершенство правовой регламентации процесса подготовки к освобождению, отсутствие правового регулирования деятельности школы подготовки осужденных к освобождению, кадровые проблемы в деятельности сотрудников групп социальной защиты осужденных и ряд других. Подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания носит формальный характер и не является результативной, поскольку сводится к проведению бесед на абстрактные темы. Проанализированы основные направления работы школы подготовки осужденных к освобождению, и выявлены факторы, препятствующие ее эффективной деятельности. В частности, нет непосредственного взаимодействия с представителями органов местного управления, сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы исполнения наказаний (в лице уголовно-исполнительных инспекций), органов здравоохранения и социальной защиты, членами общественных наблюдательных комиссий и других организаций и гражданами, которые будут сопровождать осужденного после освобождения от отбывания наказания. Обосновано, что ответственными за проведение воспитательных и других мероприятий, направленных на подготовку к освобождению в период отбывания/ исполнения лишения свободы, должны быть начальник отряда, психологи, педагоги, социальные работники и другие лица, которые будут вести углубленную работу с осужденным с учетом его социально-демографической, уголовноправовой и уголовно-исполнительной характеристик. Сделан вывод о необходимости правового регулирования работы школы подготовки осужденных к освобождению, и даны конкретные рекомендации по организации ее работы. В частности, при разработке программ подготовки к освобождению необходимо учитывать потребности самих осужденных, а также уровень их образования, трудовой стаж, семейное положение и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREPARATION OF PRISONERS FOR RELEASE FROM SERVING SENTENCES AS A MECHANISM OF RESOCIALIZATION AND ACTUAL INCLUSION IN CIVIL SOCIETY

The article is devoted to the preparation of convicts for release from serving their sentences. The main problems in the sphere of preparation of convicts sentenced to imprisonment for release are the imperfection of the legal regulation of the process of preparation for release, the lack of legal regulation of the school of convicts’ preparation for release, personnel problems in the activities of employees of social protection groups of convicts and a number of others. Preparation of convicts for release from punishment is formal and is not effective, because it is reduced to conversations on abstract topics. The main directions of school work of convicts’ preparation for release are analysed; and the factors interfering its effective activity are revealed. In particular, there is no direct interaction with representatives of local authorities, employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, bodies of the FederalTABLE OF CONTENTS AND ABSTRACTS 215penitentiary service (represented by penal inspections), health and social protection bodies, members of public monitoring commissions and other organizations and citizens who will accompany the convicted person after release from serving the sentence. It is proved that the head of the unit, psychologists, teachers, social workers and other persons who will conduct indepth work with the convict taking into account his sociodemographic, criminallegal and penal characteristics should be responsible for carrying out educational and other activities aimed at preparing for release during the period of serving/execution of imprisonment. The conclusion is made about the need for legal regulation of the work of the school of convicts’ preparation for release, and specific recommendations on the organization of its work. In particular, the development of training programmes for release must take into account the needs of the convicts themselves, as well as their level of education, length of service, marital status, et.

Текст научной работы на тему «Подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания как механизм ресоциализации и реального включения их в гражданское общество»

УДК 343.848:364.04

DOI 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).2.156-164

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА АДОЕВСКАЯ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева (Самарский университет), г. Самара, Российская Федерация, e-mail: adoevskaya-olga@mail.ru

ПОДГОТОВКА ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Для цитирования

Адоевская, О. А. Подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания как механизм ресоциализации и реального включения их в гражданское общество / О. А. Адоевская // Уголовно-исполнительное право. - 2019. - Т. 14(1-4), № 2. -С. 156-164. - DOI : 10.33463/2072-2427.2019.14(1 -4).2.156-164.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания. Основными проблемами в сфере подготовки осужденных к лишению свободы к освобождению от отбывания наказания являются несовершенство правовой регламентации процесса подготовки к освобождению, отсутствие правового регулирования деятельности школы подготовки осужденных к освобождению, кадровые проблемы в деятельности сотрудников групп социальной защиты осужденных и ряд других. Подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания носит формальный характер и не является результативной, поскольку сводится к проведению бесед на абстрактные темы. Проанализированы основные направления работы школы подготовки осужденных к освобождению, и выявлены факторы, препятствующие ее эффективной деятельности. В частности, нет непосредственного взаимодействия с представителями органов местного управления, сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы исполнения наказаний (в лице уголовно-исполнительных инспекций), органов здравоохранения и социальной защиты, членами общественных наблюдательных комиссий и других организаций и гражданами, которые будут сопровождать осужденного после освобождения от отбывания наказания. Обосновано, что ответственными за проведение воспитательных и других ме-

© Адоевская О. А., 2019

(сс^®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons ^—¿ш ^шуш.ш Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

роприятий, направленных на подготовку к освобождению в период отбывания/ исполнения лишения свободы, должны быть начальник отряда, психологи, педагоги, социальные работники и другие лица, которые будут вести углубленную работу с осужденным с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной характеристик. Сделан вывод о необходимости правового регулирования работы школы подготовки осужденных к освобождению, и даны конкретные рекомендации по организации ее работы. В частности, при разработке программ подготовки к освобождению необходимо учитывать потребности самих осужденных, а также уровень их образования, трудовой стаж, семейное положение и т. д.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, ресоциализация, школа подготовки осужденных к освобождению.

Важнейшей частью единого механизма ресоциализации осужденных является их подготовка к освобождению от отбывания наказания. От эффективности такой подготовки будет зависеть весь последующий ресоциализационный процесс, направленный на интеграцию в систему общественных отношений и включение в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание или освобожденных от него, чтобы было возможно вести законопослушный и самостоятельный образ жизни. [1, с. 42-43].

В настоящее время научные исследователи повсеместно обсуждают «кризис наказания» и неэффективность процесса подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания.

Основными проблемами в сфере подготовки осужденных к лишению свободы к освобождению от отбывания наказания называются несовершенство правовой регламентации процесса подготовки к освобождению, отсутствие правового регулирования деятельности школы подготовки осужденных к освобождению, кадровые проблемы в деятельности сотрудников групп социальной защиты осужденных и др. [2, с. 50-52].

В самом общем виде подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания описывается в гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними». Согласно ст. 180 УИК РФ с осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, ему разъясняются его права и обязанности. Однако в действующем УИК РФ недостаточно решен вопрос о роли и содержании воспитательной работы с осужденными.

Во-первых, воспитательной работе с осужденными к лишению свободы в УИК РФ посвящены лишь две статьи - 109 и 110, которые носят абстрактный характер: не указан примерный перечень воспитательных мероприятий, не определены субъекты, ответственные за проведение воспитательной работы.

Во-вторых, не предусмотрены формы взаимодействия должностных лиц, осуществляющих воспитательную работу по подготовке к освобождению, и осужденных, которые способствовали бы формированию и развитию у последних ответственного поведения и самостоятельного образа жизни.

В-третьих, воспитательная работа в целях подготовки к освобождению осужденных к лишению свободы начинается за 6 месяцев до истечения срока лишения свободы (ст. 180 УИК РФ). Очевидно, что этого срока недостаточно. Воспитательная работа в целях подготовки к освобождению осужденных должна начинаться с первых дней ис-

полнения (отбывания) наказания, как это определено в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключенными (2015 г.).

Считаем, что в УИК РФ необходимо более полно отразить содержание воспитательной работы, которая способна улучшить личность осужденного за время отбывания наказания путем целенаправленного исправительного воздействия и, главное, подготовить его к ведению самостоятельного и социально полезного образа жизни после освобождения от отбывания наказания.

В целях подготовки к освобождению от отбывания наказания в 2006 г. Минюст России утвердил Инструкцию об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Согласно Инструкции подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание, включает в себя проведение индивидуальных бесед с осужденными, выяснение их жизненных планов после освобождения, в том числе о предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жильем и устройства на работу. Специалисты разъясняют им необходимость соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации и т. д. Как видно из документа, подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания носит формальный характер и не является результативной, так как сводится к проведению бесед на абстрактные темы.

Не свободна от формальностей и работа сотрудников групп социальной защиты осужденных, которая в основном ограничивается перепиской с органами местного самоуправления, Федеральной службой по труду и занятости и другими работодателями по поводу предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений (п. 20 Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262).

Одна из основных задач работы группы социальной защиты осужденных - подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в школе подготовки осужденных к освобождению (далее - ШПкО) (п. 3 Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения).

Однако работа школы подготовки осужденных к освобождению правовыми нормами не урегулирована. В связи с этим отсутствует регламент ее работы, а план проводимых занятий составляется специалистами группы соцзащиты и утверждается начальником исправительной колонии.

По сообщению специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных одной из исправительных колоний УФСИН России по Самарской области, занятия в ШПкО проводятся еженедельно по 40 минут один раз в неделю в течение шести месяцев. Предлагается в случае необходимости проводить не 40-минутные, а 90-минутные занятия в виде тренингов, дискуссий, круглых столов. Таким образом, программа ШПкО рассчитана на 24 академических часа.

Согласно плану проведения занятий, утвержденному начальником исправительной колонии, основными темами лекций в ШПкО являются: «Ситуация на рынке», «Понятие рабочего времени, особенности правового регулирования рабочего времени», «Обращение в Главное управление по вопросам миграции МВД для регистрации по своему месту жительства», «Административный надзор. Ответственность», «Финансовый расчет в день освобождения», «Виды пенсий. Что такое СНИЛС? Полис обяза-

тельного медицинского страхования», «Правила обращения в учреждения здравоохранения за медицинской помощью. Организации, оказывающие помощь при алкогольной и наркотической зависимости». Как видно, перечисленные темы не охватывают всего спектра проблем, которые придется решать осужденному после освобождения от отбывания наказания.

Кроме того, необходимо отметить, что лекции, беседы в основном проводятся сотрудниками исправительного учреждения. Это означает, что нет непосредственного взаимодействия с представителями органов местного управления, сотрудниками МВД России, органов ФСИН России (в лице уголовно-исполнительных инспекций), органов здравоохранения и социальной защиты, с общественными наблюдательными комиссиями и другими организациями и гражданами, которые будут сопровождать осужденного после освобождения от отбывания наказания.

В целях изучения сложившейся практики работы ШПкО представляет интерес мнение самих осужденных о данном процессе.

В рамках социального образовательного проекта «Дорожная карта ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него (2018-2021 гг.)» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, были опрошены 375 респондентов: лица, отбывшие уголовное наказание и освобожденные от него, и лица, повторно отбывающие уголовное наказание (соответственно 100 и 275 человек). Анкетирование было организовано и проведено кафедрой уголовного права и криминологии Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева под руководством доктора социологических наук, профессора Н. П. Щукиной.

Респондентам, участвующим в опросе, были заданы вопросы относительно их участия в работе ШПкО и оценки ее работы.

Выяснилось, что от 70 до 80 % респондентов не посещали ШПкО, а многие о ней даже не слышали. Так, согласно проведенному опросу ШПкО не посещали 84,8 % лиц, отбывших уголовное наказание (находящихся на свободе), и 77,5 % тех, кто вновь отбывает уголовное наказание (находящихся в ИУ). Отметим, что условия опроса повлияли на результаты, но незначительно. Получается, что в большинстве случаев механизм работы школы подготовки осужденных к освобождению существует лишь на бумаге.

Что касается мнения респондентов, которые посещали ШПкО, то им было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с работой ШПкО, в том числе оценить по пятибалльной шкале значимость направлений работы школы (5 - наиболее значимое направление работы; 1 - наименее значимое направление работы; 0 - затрудняюсь ответить). Полученные результаты такой оценки отражены в таблице.

Обратим внимание, что разброс мнений респондентов об основных направлениях работы и о темах занятий в ШПкО оказался небольшим, что подтверждает необходимость и значимость всех заявленных тем.

Вместе с тем первые места заняли такие направления, как воспитательная работа (4,4 балла), организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (4,2), третье место разделили медицинские мероприятия ресоциализационной направленности (3,8) и психолого-педагогические мероприятия реабилитационной направленности (3,8 балла).

Полагаем, что, ставя воспитательную работу на первое место, респонденты не лукавили. В настоящее время в самом деле воспитательная работа в уголовно-исполни-

Таблица

Мнения респондентов о значимости направлений работы ШПкО

№ п/п Направления работы Оценка

1 Содействие в трудоустройстве Поиск работы (резюме; автобиография; собеседование; телефонный разговор). Содействие в трудоустройстве (трудоустройство через службу занятости населения; прием на работу; увольнение с работы). Оформление пособия по безработице

3,7

2 Правовое просвещение Трудовые права и обязанности. Сделки в гражданском праве. Жилищные права и обязанности. Основы семейного законодательства (лишение и восстановление родительских прав; имущественные отношения супругов). Восстановление утраченных документов. Социальная защита граждан и социальное страхование. Порядок обращения с жалобами и заявлениями в официальные органы 3,6

3 Воспитательная работа Нравственные принципы, культура поведения в быту и обществе. Занятия спортом, художественной самодеятельностью 4,4

4 Психолого-педагогические мероприятия реабилитационной направленности Психотерапевтическая помощь (индивидуальные и групповые тренинги, включая управление эмоциями). Реабилитационные программы (курс безопасного управления транспортным средством, программа предотвращения домашнего насилия) 3,8

5 Медицинские мероприятия ресоциализационной направленности Преступность и алкоголизм Профилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции. Лечение и профилактика туберкулеза 3,8

6 Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования Право лиц, отбывших уголовное наказание, на образование. Закон РФ «Об образовании». Содействие в получении общего и профессионального образования 4,2

тельной системе практически «парализована», что выше уже отмечалось. Серьезный подрыв воспитательной работы произошел в 2011 г., когда Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ были упразднены самодеятельные организации осужденных, а новых форм воспитательной работы, компенсирующих деятельность самодеятельных организаций, предложено не было. К тому же сотрудники исправительных учреждений в основном формально относятся к воспитательной работе по подготовке к освобождению. Во многих случаях работа по этому направлению ограничивается ведением начальником отряда осужденных дневников индивидуально-воспитательной работы [3, с. 276-279].

Считаем, что ответственными за проведение воспитательных и других мероприятий, направленных на подготовку к освобождению, в период отбывания/исполнения лишения свободы должны быть начальник отряда, психологи, педагоги, социальные работники и другие лица, которые будут вести углубленную работу с осужденным с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной харак-

теристик. При этом раз в квартал (либо в полгода) целесообразно подводить промежуточные итоги и оценивать эффективность проведенных мероприятий.

Для успешного проведения мероприятий по подготовке к освобождению предлагается в отряде создать на добровольных началах группы взаимопомощи осужденных. Работа таких групп должна проводиться под руководством профильных специалистов, так как взаимопомощь и отличается от самопомощи наличием в таких группах профессиональных лидеров. С участием названных групп и опорой на них предлагается проводить ресоциализационные мероприятия в целях реального включения осужденных в гражданское общество.

Что касается организации общего и профессионального образования, то данные опроса осужденных показали, что задачи получения осужденными обязательного образования реализуются не всегда. Это подтверждено на официальном уровне. Как отмечается в Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)», имеются проблемы с созданием необходимых условий для получения осужденными обязательного образования, в частности с организацией образовательного процесса в отдельных учреждениях уголовно-исполнительной системы. В целях решения этих проблем необходимо строительство дополнительных школ.

Еще более серьезные проблемы с организацией получения высшего образования, которое осужденным недоступно из-за высокой стоимости обучения и низких доходов самих осужденных и лиц, отбывших наказание.

Необходимость проведения медицинских и психолого-педагогических мероприятий в период отбывания наказания, в том числе подготовки к освобождению, очевидна в условиях массового распространения различных социально значимых заболеваний и психических расстройств осужденных. Бесспорно, что государство несет повышенную ответственность за жизнь и здоровье человека, когда помещает его в закрытые исправительные учреждения.

С небольшим отрывом в иерархии оценок осужденных идут темы, посвященные содействию в трудоустройстве и правовому просвещению. Тот факт, что опрашиваемые не указали их в числе первых трех наиболее значимых тем, связан с тем, что большинство респондентов было трудоустроено и ознакомлено со своими основными правами и обязанностями со стороны начальников отрядов и групп соцзащиты.

При ответе на закрытый вопрос о специалистах, которые должны вести занятия в ШПкО, респондентам было предложено также проранжировать по пятибалльной системе роль этих специалистов в работе данной школы. Мнения респондентов выглядят следующим образом: сотрудники учреждений здравоохранения - 4; служб психологической помощи - 3,9; служб занятости - 3,8; служб социальной адаптации - 3,8; центров социального обслуживания -3,6; ФСИН России - 3, 5; МВД России - 2, 8; прокуратуры - 2,7.

Как видим, наибольшее количество баллов среди основных специалистов, которые должны вести занятия в ШПкО, набрали сотрудники учреждений здравоохранения, служб психологической помощи, служб занятости и социальной адаптации [3, с. 279-280].

Следует отметить, что проанализированные нами данные не являются репрезентативными, однако обращают внимание на сложившиуюся практику организации работы ШПкО, выявляют направления, которые препятствуют эффективной ресоциализации осужденных и их возвращению в общество как сограждан.

Полагаем, что при разработке программ подготовки к освобождению необходимо учитывать потребности в них самих осужденных, а также уровень их образования, трудовой стаж, семейное положение и т. д. Очевидно, что в ШПкО должны принимать активное участие те субъекты, которые будут продолжать работу с осужденными после отбывания/исполнения наказания. Целесообразно также предусмотреть проведение независимой экспертизы работы школы подготовки к освобождению.

На уровне методических рекомендаций необходимо разработать примерную тематику занятий в школе подготовки к освобождению. Наиболее важными представляются следующие темы.

Изменения в современном мире (Информационное общество. Как работать с интернет-ресурсами. Профессии и специальности, востребованные на рынке труда. Человек и культура в меняющемся мире. Средства массовой информации как социальный ресурс).

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование для лиц, возвращающихся в общество: стереотипы и реальность (Право лиц, отбывших уголовное наказание, на образование и его реализация. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и образование лиц, отбывших уголовное наказание. Содействие в получении общего и профессионального образования лицам, отбывшим уголовное наказание. Компьютерные технологии, дистанционное обучение как ресурсы лиц, отбывших уголовное наказание. Правовые основы финансов (налоги, порядок получения пособий, долг, компенсация потерпевшему; планирование бюджета, кредит, страхование; денежные операции со своими счетами) для лиц, отбывших уголовное наказание.

Содействие в трудоустройстве и его субъекты (Поиск работы (резюме; сопроводительное письмо; автобиография; собеседование; телефонный разговор). Трудоустройство через службу занятости населения, кадровое агентство; прием на работу; увольнение с работы. Оформление пособия по безработице).

Правовые аспекты возвращения в общество (Трудовые права и обязанности. Сделки в гражданском праве. Жилищные права и обязанности. Основы семейного законодательства (лишение и восстановление родительских прав; имущественные отношения супругов). Восстановление утраченных документов. Социальная защита граждан и социальное страхование. Порядок обращения с жалобами и заявлениями в официальные органы).

Культура личности и ее роль в возвращении осужденного в общество (Культура и повседневная жизнедеятельность людей в современном обществе. Культура личности и культура общества: их ресурсы в обеспечении прав и свобод гражданина. Нормы и ценности в культуре современного общества. Физическая культура и занятия спортом как фактор формирования и развития здорового образа жизни. Культура питания. Роль религиозных организаций в развитии культуры лиц, отбывших уголовное наказание).

Тюремная субкультура как фактор риска посттюремной адаптации (Субкультура как часть культуры современного общества. Тюремная субкультура как инструмент ослабления условий изоляции и обретения своей роли в вынужденном сообществе. Характер тюремной субкультуры и ее структура. Нормы и ценности тюремной субкультуры. Тюремная субкультура и риски социального взаимодействия лиц, освободившихся от уголовного наказания и возвращающихся в общество).

Психологическая служба и содействие лицам, отбывшим уголовное наказание и освобожденным от него (Цели и ценности психологической службы. Искусство общения

как технология социального взаимодействия. Индивидуальные и групповые тренинги, включая управление эмоциями и «управление гневом». Основы семейной терапии. Реабилитационные программы психологической службы (курсы безопасного управления транспортным средством, формирования и развития уверенности в себе; программа предупреждения домашнего насилия). Как найти такую службу и обеспечить себе доступность ее услуг).

Медицинские учреждения как ресурс лиц, отбывших уголовное наказание и возвращающихся в общество [Структура современных медицинских организаций. Цели и ценности медицинских организаций и охрана здоровья граждан в Российской Федерации» (Госпрограмма «Развитие здравоохранения»). Потенциал медицинских организаций и их содействие в освобождении от алко-, токсико- или наркотической зависимости. Профилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции в деятельности медицинских организаций. Лечение и профилактика туберкулеза как направление в работе медицинских организаций. Правовые и организационные основы профилактики социально опасных инфекционных заболеваний. Принудительные меры медицинского характера к лицам, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией)].

Административный постпенитенциарный надзор как технология сопровождения лиц, отбывших уголовное наказание (Административный постпенитенциарный надзор в системе технологий сопровождения лиц, отбывших уголовное наказание. Понятие, цели и задачи постпенитенциарного административного надзора. Установление административных ограничений поднадзорному лицу. Ответственность и права поднадзорных лиц) и др. [4, с. 54-57].

В целях совершенствования сложившейся практики работы с осужденными на этой стадии рекомендуем переименовать школу подготовки осужденных к освобождению с добровольным участием в обязательные курсы подготовки осужденных к освобождению. Такое предложение обусловлено рядом обстоятельств, включая следующие: термин «школа» не несет необходимой для осужденных смысловой нагрузки и не стимулирует лиц, отягощенных тюремной субкультурой, пропитанных тюремными традициями, к «обучению в школе». Как отмечает Н. П. Щукина, сам термин «школа» ассоциируется с учебным заведением, со взаимодействием учителей и учеников и т. п. Однако в случае с осужденными относиться к ним как к «детям» с несформировавшейся системой норм и ценностей означает скорее негативную мотивацию осужденных касательно такой формы работы с ними. Наконец, школа предполагает более длительный и интенсивный процесс обучения и воспитания. В данном случае речь идет всего лишь о разовых еженедельных занятиях в течение шести месяцев [4, с. 17-18].

В завершение отметим, что в целях проведения эффективной политики ресоциализации необходимо совершенствовать весь процесс подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания, в том числе организацию работы школы подготовки осужденных к освобождению.

Библиографический список

1. Кленова Т. В., Щукина Н. П., Адоевская О. А. О дорожной карте ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него // Вестник Самарского юридического института. 2017. № 4(26). С. 41-45.

2. Епифанов О. С. Подготовка осужденных к лишению свободы к освобождению от наказания в международных стандартах и в российском законодательстве // II Между-

народный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тез. выступ. и докл. участников (Рязань, 25-27 нояб. 2015 г.). Рязань, 2015. Т. 3 : Материалы Международной научно-практической конференции «Совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации». 210 с.

3. Ресоциализация и реальное включение в гражданское общество осужденных : монография / под ред. Т. В. Кленовой. М., 2019. 432 с.

4. Адоевская О. А., Щукина Н. П. Ресоциализация лиц, отбывающих, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него : метод. рек. Самара, 2018. 78 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.