УДК 343.848:364.04
DOI 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).2.156-164
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА АДОЕВСКАЯ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева (Самарский университет), г. Самара, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Для цитирования
Адоевская, О. А. Подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания как механизм ресоциализации и реального включения их в гражданское общество / О. А. Адоевская // Уголовно-исполнительное право. - 2019. - Т. 14(1-4), № 2. -С. 156-164. - DOI : 10.33463/2072-2427.2019.14(1 -4).2.156-164.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания. Основными проблемами в сфере подготовки осужденных к лишению свободы к освобождению от отбывания наказания являются несовершенство правовой регламентации процесса подготовки к освобождению, отсутствие правового регулирования деятельности школы подготовки осужденных к освобождению, кадровые проблемы в деятельности сотрудников групп социальной защиты осужденных и ряд других. Подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания носит формальный характер и не является результативной, поскольку сводится к проведению бесед на абстрактные темы. Проанализированы основные направления работы школы подготовки осужденных к освобождению, и выявлены факторы, препятствующие ее эффективной деятельности. В частности, нет непосредственного взаимодействия с представителями органов местного управления, сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы исполнения наказаний (в лице уголовно-исполнительных инспекций), органов здравоохранения и социальной защиты, членами общественных наблюдательных комиссий и других организаций и гражданами, которые будут сопровождать осужденного после освобождения от отбывания наказания. Обосновано, что ответственными за проведение воспитательных и других ме-
© Адоевская О. А., 2019
(сс^®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons ^—¿ш ^шуш.ш Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
роприятий, направленных на подготовку к освобождению в период отбывания/ исполнения лишения свободы, должны быть начальник отряда, психологи, педагоги, социальные работники и другие лица, которые будут вести углубленную работу с осужденным с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной характеристик. Сделан вывод о необходимости правового регулирования работы школы подготовки осужденных к освобождению, и даны конкретные рекомендации по организации ее работы. В частности, при разработке программ подготовки к освобождению необходимо учитывать потребности самих осужденных, а также уровень их образования, трудовой стаж, семейное положение и т. д.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, ресоциализация, школа подготовки осужденных к освобождению.
Важнейшей частью единого механизма ресоциализации осужденных является их подготовка к освобождению от отбывания наказания. От эффективности такой подготовки будет зависеть весь последующий ресоциализационный процесс, направленный на интеграцию в систему общественных отношений и включение в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание или освобожденных от него, чтобы было возможно вести законопослушный и самостоятельный образ жизни. [1, с. 42-43].
В настоящее время научные исследователи повсеместно обсуждают «кризис наказания» и неэффективность процесса подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания.
Основными проблемами в сфере подготовки осужденных к лишению свободы к освобождению от отбывания наказания называются несовершенство правовой регламентации процесса подготовки к освобождению, отсутствие правового регулирования деятельности школы подготовки осужденных к освобождению, кадровые проблемы в деятельности сотрудников групп социальной защиты осужденных и др. [2, с. 50-52].
В самом общем виде подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания описывается в гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними». Согласно ст. 180 УИК РФ с осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, ему разъясняются его права и обязанности. Однако в действующем УИК РФ недостаточно решен вопрос о роли и содержании воспитательной работы с осужденными.
Во-первых, воспитательной работе с осужденными к лишению свободы в УИК РФ посвящены лишь две статьи - 109 и 110, которые носят абстрактный характер: не указан примерный перечень воспитательных мероприятий, не определены субъекты, ответственные за проведение воспитательной работы.
Во-вторых, не предусмотрены формы взаимодействия должностных лиц, осуществляющих воспитательную работу по подготовке к освобождению, и осужденных, которые способствовали бы формированию и развитию у последних ответственного поведения и самостоятельного образа жизни.
В-третьих, воспитательная работа в целях подготовки к освобождению осужденных к лишению свободы начинается за 6 месяцев до истечения срока лишения свободы (ст. 180 УИК РФ). Очевидно, что этого срока недостаточно. Воспитательная работа в целях подготовки к освобождению осужденных должна начинаться с первых дней ис-
полнения (отбывания) наказания, как это определено в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключенными (2015 г.).
Считаем, что в УИК РФ необходимо более полно отразить содержание воспитательной работы, которая способна улучшить личность осужденного за время отбывания наказания путем целенаправленного исправительного воздействия и, главное, подготовить его к ведению самостоятельного и социально полезного образа жизни после освобождения от отбывания наказания.
В целях подготовки к освобождению от отбывания наказания в 2006 г. Минюст России утвердил Инструкцию об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Согласно Инструкции подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание, включает в себя проведение индивидуальных бесед с осужденными, выяснение их жизненных планов после освобождения, в том числе о предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения жильем и устройства на работу. Специалисты разъясняют им необходимость соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации и т. д. Как видно из документа, подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания носит формальный характер и не является результативной, так как сводится к проведению бесед на абстрактные темы.
Не свободна от формальностей и работа сотрудников групп социальной защиты осужденных, которая в основном ограничивается перепиской с органами местного самоуправления, Федеральной службой по труду и занятости и другими работодателями по поводу предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных учреждений (п. 20 Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262).
Одна из основных задач работы группы социальной защиты осужденных - подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в школе подготовки осужденных к освобождению (далее - ШПкО) (п. 3 Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения).
Однако работа школы подготовки осужденных к освобождению правовыми нормами не урегулирована. В связи с этим отсутствует регламент ее работы, а план проводимых занятий составляется специалистами группы соцзащиты и утверждается начальником исправительной колонии.
По сообщению специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных одной из исправительных колоний УФСИН России по Самарской области, занятия в ШПкО проводятся еженедельно по 40 минут один раз в неделю в течение шести месяцев. Предлагается в случае необходимости проводить не 40-минутные, а 90-минутные занятия в виде тренингов, дискуссий, круглых столов. Таким образом, программа ШПкО рассчитана на 24 академических часа.
Согласно плану проведения занятий, утвержденному начальником исправительной колонии, основными темами лекций в ШПкО являются: «Ситуация на рынке», «Понятие рабочего времени, особенности правового регулирования рабочего времени», «Обращение в Главное управление по вопросам миграции МВД для регистрации по своему месту жительства», «Административный надзор. Ответственность», «Финансовый расчет в день освобождения», «Виды пенсий. Что такое СНИЛС? Полис обяза-
тельного медицинского страхования», «Правила обращения в учреждения здравоохранения за медицинской помощью. Организации, оказывающие помощь при алкогольной и наркотической зависимости». Как видно, перечисленные темы не охватывают всего спектра проблем, которые придется решать осужденному после освобождения от отбывания наказания.
Кроме того, необходимо отметить, что лекции, беседы в основном проводятся сотрудниками исправительного учреждения. Это означает, что нет непосредственного взаимодействия с представителями органов местного управления, сотрудниками МВД России, органов ФСИН России (в лице уголовно-исполнительных инспекций), органов здравоохранения и социальной защиты, с общественными наблюдательными комиссиями и другими организациями и гражданами, которые будут сопровождать осужденного после освобождения от отбывания наказания.
В целях изучения сложившейся практики работы ШПкО представляет интерес мнение самих осужденных о данном процессе.
В рамках социального образовательного проекта «Дорожная карта ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него (2018-2021 гг.)» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, были опрошены 375 респондентов: лица, отбывшие уголовное наказание и освобожденные от него, и лица, повторно отбывающие уголовное наказание (соответственно 100 и 275 человек). Анкетирование было организовано и проведено кафедрой уголовного права и криминологии Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева под руководством доктора социологических наук, профессора Н. П. Щукиной.
Респондентам, участвующим в опросе, были заданы вопросы относительно их участия в работе ШПкО и оценки ее работы.
Выяснилось, что от 70 до 80 % респондентов не посещали ШПкО, а многие о ней даже не слышали. Так, согласно проведенному опросу ШПкО не посещали 84,8 % лиц, отбывших уголовное наказание (находящихся на свободе), и 77,5 % тех, кто вновь отбывает уголовное наказание (находящихся в ИУ). Отметим, что условия опроса повлияли на результаты, но незначительно. Получается, что в большинстве случаев механизм работы школы подготовки осужденных к освобождению существует лишь на бумаге.
Что касается мнения респондентов, которые посещали ШПкО, то им было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с работой ШПкО, в том числе оценить по пятибалльной шкале значимость направлений работы школы (5 - наиболее значимое направление работы; 1 - наименее значимое направление работы; 0 - затрудняюсь ответить). Полученные результаты такой оценки отражены в таблице.
Обратим внимание, что разброс мнений респондентов об основных направлениях работы и о темах занятий в ШПкО оказался небольшим, что подтверждает необходимость и значимость всех заявленных тем.
Вместе с тем первые места заняли такие направления, как воспитательная работа (4,4 балла), организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (4,2), третье место разделили медицинские мероприятия ресоциализационной направленности (3,8) и психолого-педагогические мероприятия реабилитационной направленности (3,8 балла).
Полагаем, что, ставя воспитательную работу на первое место, респонденты не лукавили. В настоящее время в самом деле воспитательная работа в уголовно-исполни-
Таблица
Мнения респондентов о значимости направлений работы ШПкО
№ п/п Направления работы Оценка
1 Содействие в трудоустройстве Поиск работы (резюме; автобиография; собеседование; телефонный разговор). Содействие в трудоустройстве (трудоустройство через службу занятости населения; прием на работу; увольнение с работы). Оформление пособия по безработице
3,7
2 Правовое просвещение Трудовые права и обязанности. Сделки в гражданском праве. Жилищные права и обязанности. Основы семейного законодательства (лишение и восстановление родительских прав; имущественные отношения супругов). Восстановление утраченных документов. Социальная защита граждан и социальное страхование. Порядок обращения с жалобами и заявлениями в официальные органы 3,6
3 Воспитательная работа Нравственные принципы, культура поведения в быту и обществе. Занятия спортом, художественной самодеятельностью 4,4
4 Психолого-педагогические мероприятия реабилитационной направленности Психотерапевтическая помощь (индивидуальные и групповые тренинги, включая управление эмоциями). Реабилитационные программы (курс безопасного управления транспортным средством, программа предотвращения домашнего насилия) 3,8
5 Медицинские мероприятия ресоциализационной направленности Преступность и алкоголизм Профилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции. Лечение и профилактика туберкулеза 3,8
6 Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования Право лиц, отбывших уголовное наказание, на образование. Закон РФ «Об образовании». Содействие в получении общего и профессионального образования 4,2
тельной системе практически «парализована», что выше уже отмечалось. Серьезный подрыв воспитательной работы произошел в 2011 г., когда Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ были упразднены самодеятельные организации осужденных, а новых форм воспитательной работы, компенсирующих деятельность самодеятельных организаций, предложено не было. К тому же сотрудники исправительных учреждений в основном формально относятся к воспитательной работе по подготовке к освобождению. Во многих случаях работа по этому направлению ограничивается ведением начальником отряда осужденных дневников индивидуально-воспитательной работы [3, с. 276-279].
Считаем, что ответственными за проведение воспитательных и других мероприятий, направленных на подготовку к освобождению, в период отбывания/исполнения лишения свободы должны быть начальник отряда, психологи, педагоги, социальные работники и другие лица, которые будут вести углубленную работу с осужденным с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной харак-
теристик. При этом раз в квартал (либо в полгода) целесообразно подводить промежуточные итоги и оценивать эффективность проведенных мероприятий.
Для успешного проведения мероприятий по подготовке к освобождению предлагается в отряде создать на добровольных началах группы взаимопомощи осужденных. Работа таких групп должна проводиться под руководством профильных специалистов, так как взаимопомощь и отличается от самопомощи наличием в таких группах профессиональных лидеров. С участием названных групп и опорой на них предлагается проводить ресоциализационные мероприятия в целях реального включения осужденных в гражданское общество.
Что касается организации общего и профессионального образования, то данные опроса осужденных показали, что задачи получения осужденными обязательного образования реализуются не всегда. Это подтверждено на официальном уровне. Как отмечается в Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)», имеются проблемы с созданием необходимых условий для получения осужденными обязательного образования, в частности с организацией образовательного процесса в отдельных учреждениях уголовно-исполнительной системы. В целях решения этих проблем необходимо строительство дополнительных школ.
Еще более серьезные проблемы с организацией получения высшего образования, которое осужденным недоступно из-за высокой стоимости обучения и низких доходов самих осужденных и лиц, отбывших наказание.
Необходимость проведения медицинских и психолого-педагогических мероприятий в период отбывания наказания, в том числе подготовки к освобождению, очевидна в условиях массового распространения различных социально значимых заболеваний и психических расстройств осужденных. Бесспорно, что государство несет повышенную ответственность за жизнь и здоровье человека, когда помещает его в закрытые исправительные учреждения.
С небольшим отрывом в иерархии оценок осужденных идут темы, посвященные содействию в трудоустройстве и правовому просвещению. Тот факт, что опрашиваемые не указали их в числе первых трех наиболее значимых тем, связан с тем, что большинство респондентов было трудоустроено и ознакомлено со своими основными правами и обязанностями со стороны начальников отрядов и групп соцзащиты.
При ответе на закрытый вопрос о специалистах, которые должны вести занятия в ШПкО, респондентам было предложено также проранжировать по пятибалльной системе роль этих специалистов в работе данной школы. Мнения респондентов выглядят следующим образом: сотрудники учреждений здравоохранения - 4; служб психологической помощи - 3,9; служб занятости - 3,8; служб социальной адаптации - 3,8; центров социального обслуживания -3,6; ФСИН России - 3, 5; МВД России - 2, 8; прокуратуры - 2,7.
Как видим, наибольшее количество баллов среди основных специалистов, которые должны вести занятия в ШПкО, набрали сотрудники учреждений здравоохранения, служб психологической помощи, служб занятости и социальной адаптации [3, с. 279-280].
Следует отметить, что проанализированные нами данные не являются репрезентативными, однако обращают внимание на сложившиуюся практику организации работы ШПкО, выявляют направления, которые препятствуют эффективной ресоциализации осужденных и их возвращению в общество как сограждан.
Полагаем, что при разработке программ подготовки к освобождению необходимо учитывать потребности в них самих осужденных, а также уровень их образования, трудовой стаж, семейное положение и т. д. Очевидно, что в ШПкО должны принимать активное участие те субъекты, которые будут продолжать работу с осужденными после отбывания/исполнения наказания. Целесообразно также предусмотреть проведение независимой экспертизы работы школы подготовки к освобождению.
На уровне методических рекомендаций необходимо разработать примерную тематику занятий в школе подготовки к освобождению. Наиболее важными представляются следующие темы.
Изменения в современном мире (Информационное общество. Как работать с интернет-ресурсами. Профессии и специальности, востребованные на рынке труда. Человек и культура в меняющемся мире. Средства массовой информации как социальный ресурс).
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование для лиц, возвращающихся в общество: стереотипы и реальность (Право лиц, отбывших уголовное наказание, на образование и его реализация. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и образование лиц, отбывших уголовное наказание. Содействие в получении общего и профессионального образования лицам, отбывшим уголовное наказание. Компьютерные технологии, дистанционное обучение как ресурсы лиц, отбывших уголовное наказание. Правовые основы финансов (налоги, порядок получения пособий, долг, компенсация потерпевшему; планирование бюджета, кредит, страхование; денежные операции со своими счетами) для лиц, отбывших уголовное наказание.
Содействие в трудоустройстве и его субъекты (Поиск работы (резюме; сопроводительное письмо; автобиография; собеседование; телефонный разговор). Трудоустройство через службу занятости населения, кадровое агентство; прием на работу; увольнение с работы. Оформление пособия по безработице).
Правовые аспекты возвращения в общество (Трудовые права и обязанности. Сделки в гражданском праве. Жилищные права и обязанности. Основы семейного законодательства (лишение и восстановление родительских прав; имущественные отношения супругов). Восстановление утраченных документов. Социальная защита граждан и социальное страхование. Порядок обращения с жалобами и заявлениями в официальные органы).
Культура личности и ее роль в возвращении осужденного в общество (Культура и повседневная жизнедеятельность людей в современном обществе. Культура личности и культура общества: их ресурсы в обеспечении прав и свобод гражданина. Нормы и ценности в культуре современного общества. Физическая культура и занятия спортом как фактор формирования и развития здорового образа жизни. Культура питания. Роль религиозных организаций в развитии культуры лиц, отбывших уголовное наказание).
Тюремная субкультура как фактор риска посттюремной адаптации (Субкультура как часть культуры современного общества. Тюремная субкультура как инструмент ослабления условий изоляции и обретения своей роли в вынужденном сообществе. Характер тюремной субкультуры и ее структура. Нормы и ценности тюремной субкультуры. Тюремная субкультура и риски социального взаимодействия лиц, освободившихся от уголовного наказания и возвращающихся в общество).
Психологическая служба и содействие лицам, отбывшим уголовное наказание и освобожденным от него (Цели и ценности психологической службы. Искусство общения
как технология социального взаимодействия. Индивидуальные и групповые тренинги, включая управление эмоциями и «управление гневом». Основы семейной терапии. Реабилитационные программы психологической службы (курсы безопасного управления транспортным средством, формирования и развития уверенности в себе; программа предупреждения домашнего насилия). Как найти такую службу и обеспечить себе доступность ее услуг).
Медицинские учреждения как ресурс лиц, отбывших уголовное наказание и возвращающихся в общество [Структура современных медицинских организаций. Цели и ценности медицинских организаций и охрана здоровья граждан в Российской Федерации» (Госпрограмма «Развитие здравоохранения»). Потенциал медицинских организаций и их содействие в освобождении от алко-, токсико- или наркотической зависимости. Профилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции в деятельности медицинских организаций. Лечение и профилактика туберкулеза как направление в работе медицинских организаций. Правовые и организационные основы профилактики социально опасных инфекционных заболеваний. Принудительные меры медицинского характера к лицам, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией)].
Административный постпенитенциарный надзор как технология сопровождения лиц, отбывших уголовное наказание (Административный постпенитенциарный надзор в системе технологий сопровождения лиц, отбывших уголовное наказание. Понятие, цели и задачи постпенитенциарного административного надзора. Установление административных ограничений поднадзорному лицу. Ответственность и права поднадзорных лиц) и др. [4, с. 54-57].
В целях совершенствования сложившейся практики работы с осужденными на этой стадии рекомендуем переименовать школу подготовки осужденных к освобождению с добровольным участием в обязательные курсы подготовки осужденных к освобождению. Такое предложение обусловлено рядом обстоятельств, включая следующие: термин «школа» не несет необходимой для осужденных смысловой нагрузки и не стимулирует лиц, отягощенных тюремной субкультурой, пропитанных тюремными традициями, к «обучению в школе». Как отмечает Н. П. Щукина, сам термин «школа» ассоциируется с учебным заведением, со взаимодействием учителей и учеников и т. п. Однако в случае с осужденными относиться к ним как к «детям» с несформировавшейся системой норм и ценностей означает скорее негативную мотивацию осужденных касательно такой формы работы с ними. Наконец, школа предполагает более длительный и интенсивный процесс обучения и воспитания. В данном случае речь идет всего лишь о разовых еженедельных занятиях в течение шести месяцев [4, с. 17-18].
В завершение отметим, что в целях проведения эффективной политики ресоциализации необходимо совершенствовать весь процесс подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания, в том числе организацию работы школы подготовки осужденных к освобождению.
Библиографический список
1. Кленова Т. В., Щукина Н. П., Адоевская О. А. О дорожной карте ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него // Вестник Самарского юридического института. 2017. № 4(26). С. 41-45.
2. Епифанов О. С. Подготовка осужденных к лишению свободы к освобождению от наказания в международных стандартах и в российском законодательстве // II Между-
народный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тез. выступ. и докл. участников (Рязань, 25-27 нояб. 2015 г.). Рязань, 2015. Т. 3 : Материалы Международной научно-практической конференции «Совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации». 210 с.
3. Ресоциализация и реальное включение в гражданское общество осужденных : монография / под ред. Т. В. Кленовой. М., 2019. 432 с.
4. Адоевская О. А., Щукина Н. П. Ресоциализация лиц, отбывающих, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него : метод. рек. Самара, 2018. 78 с.